«студент» а.п. чехова: некоторые размышления (а. в. злочевская)

Анализ рассказов а. п. чехова

Краткое содержание

Студент духовной академии Иван Великопольский возвращался домой с охоты. И если днём погода была хорошая и тихая, то к вечеру стало неуютно и мрачно. С востока подул пронизывающий ветер, по лужам протянулись ледяные иглы, запахло зимой.

Всё это навевало на студента невесёлые мысли: он думал, что такой же ветер дул и много лет назад, и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре, и что во все времена были такая же бедность, невежество, тоска и мрак. Так будет и в будущем, снова будет зима, в которую будут мести снега и дуть ветры. Оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. Его семья тоже бедна, родители голодают. Из-за тяжёлых мыслей ему не хотелось домой.

В это время он подошёл ко вдовьим огородам около реки, где светился огонь. Огороды имели такое название из-за того, что их содержали две вдовы — мать Василиса и дочь Лукерья. Они недавно отужинали и теперь мыли котёл и ложки. Иван подошёл, чтобы немного погреться у костра, поздоровался с ними и начал диалог.

Он вспомнил, что так же в одну из холодных ночей грелся у костра апостол Пётр. Тогда студент завёл пламенную речь о Тайной Вечере, когда Пётр сказал Иисусу, что пойдёт за ним и в темницу, и на смерть. Но Иисус ответил ему, что не успеет пропеть сегодня петух, как он трижды отречётся от него. Скоро Иуда предал Иисуса: тот оказался в руках мучителей, которые стали его бить. Его повели к первосвященнику. А Пётр трижды отрёкся от Иисуса и, вспомнив его слова, предрекающие такой исход событий, горько заплакал.

https://youtube.com/watch?v=-cp7z5xKl7Y

На этом моменте рассказа Ивана заплакала и Василиса, но стала тереть лицо рукавом, словно стесняясь своих слёз, а на лице её дочери появилось такое напряжённое выражение, будто она сдерживает сильную боль. Всё это заметил студент. Однако ему пора было уйти и двигаться дальше, поэтому он попрощался с женщинами и отправился в путь.

Но теперь настроение молодого человека совершенно изменилось. Он задумался: если Василиса и Лукерья заплакали и прочувствовали боль, то это не только потому, что он умеет трогательно рассказывать, а ещё и потому, что рассказанное близко им, понятно и имеет к ним какое-то отношение. Значит, они всем своим существом заинтересованы в том, что почти девятнадцать веков назад происходило в душе апостола Петра.

Эта мысль стала для Ивана главным аргументом того, что прошлое и настоящее тесно взаимосвязаны, а он сейчас стал свидетелем непрерывной цепи событий: дотронулся до одного её края, а дрогнул другой. Правда и красота, которые много веков назад направляли человеческую душу в саду и во дворе первосвященника, сохранились до настоящего времени и незримо присутствовали всегда и везде. Эти мысли заставили студента ощутить невыразимую радость, его сердце охватило сладкое ожидание счастия, а жизнь показалась ему чудесной и наполненной великим смыслом.

Можно выделить ключевые эпизоды для пересказа:

  • Тяжёлые думы студента, навеянные хмурой природой и холодным ветром.
  • Встреча с Василисой и Лукерьей.
  • Воспоминание эпизода из Евангелия.
  • Обретение студентом внутренней гармонии и понимание устройства мира.

Краткое содержание

Студент духовной академии Иван Великопольский возвращался домой с охоты. И если днём погода была хорошая и тихая, то к вечеру стало неуютно и мрачно. С востока подул пронизывающий ветер, по лужам протянулись ледяные иглы, запахло зимой.

Всё это навевало на студента невесёлые мысли: он думал, что такой же ветер дул и много лет назад, и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре, и что во все времена были такая же бедность, невежество, тоска и мрак. Так будет и в будущем, снова будет зима, в которую будут мести снега и дуть ветры. Оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. Его семья тоже бедна, родители голодают. Из-за тяжёлых мыслей ему не хотелось домой.

В это время он подошёл ко вдовьим огородам около реки, где светился огонь. Огороды имели такое название из-за того, что их содержали две вдовы — мать Василиса и дочь Лукерья. Они недавно отужинали и теперь мыли котёл и ложки. Иван подошёл, чтобы немного погреться у костра, поздоровался с ними и начал диалог.

Он вспомнил, что так же в одну из холодных ночей грелся у костра апостол Пётр. Тогда студент завёл пламенную речь о Тайной Вечере, когда Пётр сказал Иисусу, что пойдёт за ним и в темницу, и на смерть. Но Иисус ответил ему, что не успеет пропеть сегодня петух, как он трижды отречётся от него. Скоро Иуда предал Иисуса: тот оказался в руках мучителей, которые стали его бить. Его повели к первосвященнику. А Пётр трижды отрёкся от Иисуса и, вспомнив его слова, предрекающие такой исход событий, горько заплакал.

На этом моменте рассказа Ивана заплакала и Василиса, но стала тереть лицо рукавом, словно стесняясь своих слёз, а на лице её дочери появилось такое напряжённое выражение, будто она сдерживает сильную боль. Всё это заметил студент. Однако ему пора было уйти и двигаться дальше, поэтому он попрощался с женщинами и отправился в путь.

Но теперь настроение молодого человека совершенно изменилось. Он задумался: если Василиса и Лукерья заплакали и прочувствовали боль, то это не только потому, что он умеет трогательно рассказывать, а ещё и потому, что рассказанное близко им, понятно и имеет к ним какое-то отношение. Значит, они всем своим существом заинтересованы в том, что почти девятнадцать веков назад происходило в душе апостола Петра.

Эта мысль стала для Ивана главным аргументом того, что прошлое и настоящее тесно взаимосвязаны, а он сейчас стал свидетелем непрерывной цепи событий: дотронулся до одного её края, а дрогнул другой. Правда и красота, которые много веков назад направляли человеческую душу в саду и во дворе первосвященника, сохранились до настоящего времени и незримо присутствовали всегда и везде. Эти мысли заставили студента ощутить невыразимую радость, его сердце охватило сладкое ожидание счастия, а жизнь показалась ему чудесной и наполненной великим смыслом.

Можно выделить ключевые эпизоды для пересказа:

  • Тяжёлые думы студента, навеянные хмурой природой и холодным ветром.
  • Встреча с Василисой и Лукерьей.
  • Воспоминание эпизода из Евангелия.
  • Обретение студентом внутренней гармонии и понимание устройства мира.

«Дама с собачкой»

Этот рассказ поразителен тем, что его освновный мотив — любовь, раскрывается с неожиданной стороны. Чехов, будучи мастером изображения скучной и серой повседневности, позволяет встретиться двум неординарным героям в одном своем рассказе — «Дама с собачкой». Что же такого в этих двух героях, что делает их встречу знаменательной?..

И Гуров, и Анна Сергеевна мучаются повседневностью жизни, неопределенностью своих выборов — они оба не любят и не принимают своих супругов, и жизнь из-за этого кажется им невероятно скучной. Но курортная любовь меняет их мировоззрение и их жизни наполняются красками и новыми ощущениями. И получается, что курортный роман меняет жизни героев раз и навсегда.

Гуров, вернувшись в Москуву, обнаруживает, что его жизнь не просто безобразна, но и то, что он не может больше с этим мириться. И вдруг он осознает, что символом его счастья являлется Анна Сергеевна, которую он думал, что забудет к этому времени. Главное, что хотел показать писатель — это то, что свобода и счастливая жизнь в мечатх представляется совершенно по-другому, а когда наступает реальная жизнь, человек не может справить с ее обыденностью и бытом. Конец рассказа можно назвать открытым, так как новая жизнь для двух главных героев только начинается.

Жанровая композиция

Произведение написано в рамках направления реализм. При этом «Студент» необычный рассказ, поскольку в нем соединены еще два жанра — проповедь и притча. На это указывает непосредственно сюжет и библейские отсылки. Перед читателем короткая поучительная история, имеющая выраженную мораль, а это один из признаков притчи. Благодаря пересказу библейского сюжета, писатель показывает, что не нужно забывать о духовной составляющей жизни, не стоит заниматься только материальным благополучием.

В структуре произведения используется прием «история в истории». Главный персонаж рассказывает слушателям библейское предание, создавая в художественном пространстве новое повествование. Рассказ объединил в себе несколько сюжетов: евангельская притча об отречении Петра и знакомство студента с двумя вдовами.

Также прослеживается и зеркальная композиция: в начале и в финале рассказа события совпадают. В произведении отсутствует конкретная детализация и напряженная сюжетная линия.

Главная роль досталась духовному озарению, а не герою:

  1. Экспозиция рассказа начинается с пейзажа, именно он описывает характер основного персонажа. Вначале погода была ясная и спокойная, но после картинка изменяется — начинает дуть прохладный, пронизывающий ветер. Студент семинарии Иван Великопольский вернулся с охоты в хмуром настроении.
  2. Далее происходит завязка внутренней сюжетной линии. Студент знакомится с двумя вдовами: Василисой и ее дочкой Лукерьей. Герой останавливается возле них и начинает вспоминать библейскую притчу, которая произошла в такую же Пасхальную ночь. Иван рассказывает женщинам об отречении Петра.
  3. Развязка внутренней сюжетной линии. Иван продолжает идти дальше, понимая, что библейская древняя притча, которую он рассказал, имеет непосредственное отношение к его реальной жизни.
  4. Кульминация, где оба сюжета сплетаются и в подсознании Ивана сливаются в единый. К студенту приходит душевное просветление, и он с совершенно другими мыслями возвращается в свой дом.

Вариант 1

Рассказ “Студент” Антона Чехова – это история о молодом человеке, который пытается найти свое место в жизни. Главный герой, Иван Петрович, учится в университете и живет в общежитии. Он не имеет никаких материальных средств и вынужден жить на крошки, которые ему дает его друг, Сашка. Однако, Иван Петрович не жалуется на свою жизнь и продолжает учиться, надеясь на лучшее будущее.

В рассказе Чехова явно прослеживается тема социальной несправедливости. Иван Петрович не имеет возможности получить образование и стать успешным человеком из-за своего материального положения. Он вынужден жить в нищете и просить милостыню у своих друзей. Это является ярким примером того, как общество может ограничивать возможности человека.

Однако, Иван Петрович не сдаётся и продолжает бороться за свои мечты. Он учится, работает и надеется на лучшее будущее. Это показывает, что даже в самых трудных условиях можно найти силы и продолжать двигаться вперед.

В конце рассказа Иван Петрович получает возможность улучшить свое материальное положение, но он отказывается от этого, потому что не хочет терять свою независимость и свободу. Это еще раз подчеркивает его сильный характер и желание жить по своим правилам.

В целом, рассказ “Студент” Антона Чехова – это история о том, как человек может преодолеть трудности и бороться за свои мечты, несмотря на социальные ограничения.

Роль внешней среды в судьбе героя

Роль внешней среды в судьбе героя является одним из ключевых моментов в анализе рассказа Чехова «Студент». В произведении автор показывает, как внешние обстоятельства могут повлиять на жизнь и судьбу человека. Главный герой рассказа, Иван Чижиков, оказывается в сложной жизненной ситуации, когда ему необходимо сдать экзамен, чтобы продолжить учебу. Однако, из-за непредвиденных обстоятельств, он не может сдать экзамен и оказывается на улице без денег и жилья. В этот момент внешняя среда играет решающую роль в его судьбе. Бездомность, холод и голод приводят к тому, что Иван Чижиков начинает сомневаться в своих возможностях и перспективах. В конечном итоге, он принимает решение о продаже своих книг, что становится началом его пути к успеху. Таким образом, внешняя среда в рассказе Чехова «Студент» является неотъемлемой частью судьбы героя и определяет его дальнейшие действия и решения.

Проблематика рассказа

Следует отметить, что не менее насыщенной выглядит проблематика чеховского «Студента». Автор рассматривает в произведении различные проблемы:

  1. Уныние. Любой человек расстраивается и переживает, когда не может найти в жизни свое место. Молодые люди, не имеющие терпения для достижения поставленных целей, в особенности подвергаются этому.
  2. Отчаяние тесно связано с предыдущей проблемой. Главный герой теряет надежду на изменения в лучшую сторону. Он даже не хочет возвращаться домой.
  3. Бедность — еще одна важная проблема. Повествование начинается с того, что Иван переживает по поводу собственного материального положения. Отец героя тяжело болеет, мать взвалила на себя хозяйство. Именно поэтому охота для молодого мужчины — не отдых, а нужда.
  4. Малодушие. Апостол Петр, казавшийся всем трусом, не был таковым для героя. Иван будто вынырнул из собственных размышлений, происходящих в предыдущих событиях, и стал понимать ценность бытия. В итоге библейский текст он переосмыслил, а евангельский персонаж показался ему обычным человеком, не сумевшим побороть собственный страх.
  5. Чрезмерная неуверенность в себе. Главный герой не верил в свои силы, не видел ценности в том, что он делает. Однако проповедь вдовам открыла в нем необходимость душевного призвания.

Таким образом, Чехов в своем литературном произведении затронул несколько нравственных и социальных проблем о понимании бытия и ценности жизни.

История создания

История написания рассказа «Студент» — это очень интересные факты, которые раскрывают замысел А.П. Чехова:

  • «Студент» написан в Ялте в 1894 году и опубликован в журнале «Русские ведомости». Рассказ относится к позднему творчеству автора.
  • Литераторы считают, что в основе сюжета лежат воспоминания самого автора о его детстве. На этом сказалось влияние отца Чехова — Павла Егоровича. Отец заставлял своих детей петь в церковном хоре, а также на постоянной основе работать в его лавке. На основе такого детства, помимо «Студента», Чехов написал еще такие рассказы, как «Святой ночью», «Святые горы», «Архиерей», «Убийство».
  • Автор не раз говорил, что «Студент» — его любимое произведение. Он не раз приводил его в пример, когда получал упреки в пессимизме.

Сочинение на тему: Отзыв о рассказе Чехова «Студент»

Сочинение. Отзыв о рассказе А.П.Чехова «Студент»

Рассказ А.П. Чехова «Студент» был опубликован в 1894 г. «Студент» — один из самых коротких, но наиболее совершенных по форме рассказов Чехова. Этот рассказ о человеке, который пришёл к пониманию истинной веры и окружающего мира. Этим произведением Чехов хотел показать путь перерождения человека. Главный конфликт в рассказе Чехова этический – человеческая ошибка. Студент усомнился в гармонии природы, бытия. Сын дьячка и будущий священник посмел отступиться от признания Божественной благости: «ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь лучше не станет». Тем самым он совершает предательство Первого апостола. Это и является внутренней, на уровне подсознания, мотивировкой обращения Ивана Великопольского к событиям в Гефсиманском саду и к образу Петра. Главным действующим лицом в этом рассказе является Иван Великопольский, студент духовной академии, ему всего лишь 22 года, а он уже разочарован жизнью и думает, что в ней есть только «невежество, тоска, мрак, чувство гнёта». И он убежден, что так было и будет всегда. В конце же рассказа перед нами совсем другой человек, который обрёл надежду на счастье, нашёл своё месть в жизни, для которого мир вокруг прояснился и непонятные веши стали простыми. Помимо главных действующих лиц, в рассказе присутствуют второстепенные образы – это Василиса и её дочь Лукерия – это простые женщины, но у них есть самое главное достоинство вера в Бога. Им близко то, что пережил Пётр, потому что они сами чувствовали то же самое. Они тоже переживали ужасные мучения, но им удалось сохранить свою веру, несмотря на все жизненные испытания. Немаловажную роль в рассказе играет описание пространства и времени: болото, лес, луг, огороды – в начале рассказа, сменяются рекой, горой, широким пространством в финале. Небо и земля практически не видны студенту и читателю. Герой предстаёт в объёмном мире горизонтально организованного художественного пространства. Он идёт из леса к простору речной переправы, из сумерек на костёр, от темноты к бледной заре; соответственно он движется от мрака пессимизма к свету надежды, к ожиданию счастья. В целом практически весь рассказ состоит из описаний природы, места, времени и т.д. Это делает рассказ более ярким и понятным. Мне этот рассказ понравился, несмотря на такой небольшой объём рассказа, Чехов затрагивает довольно таки глобальные нравственные проблемы.

novstudent.ru | 29.10.2012

Анализ и смысл

Проводя анализ «Студента» Чехова, можно увидеть, что путь – это важный символ в произведении. Молодой человек возвращается домой, а автор проводит его от мрачного мировосприятия к обретению надежды и счастья. Таким образом, он проходит не столько физический, сколько духовный путь.

Проблематика произведения затрагивает вопросы бедности – причём как материальной, так и духовной. Эти проблемы взаимосвязаны. Иван происходит из бедной семьи сельского дьячка: отец болеет и кашляет на печи, босая мать на полу чистит самовар. Великопольские могли бы провести Великую пятницу в церкви, но вместо этого вынуждены заниматься бытом. Сам Иван тоже отправился на охоту не ради развлечения. Домой ему возвращаться не хочется, ведь там он опять столкнётся с нищетой и голодом.

Из этого вытекает и духовная бедность: молодой человек теряет надежду и думает о том, что такой пронизывающий ветер дул во все времена, будет дуть в будущем, а изменить что-либо уже невозможно: и нищета, и голод, и невежество, и обречённость будут всегда. Он утрачивает веру, а уныние – это, как известно, грех. Он сталкивается с отчаянием и малодушием, с какими столкнулся и апостол Пётр, отрёкшийся от Иисуса в трудную минуту.

Но слёзы Василисы заставляют Ивана о многом задуматься. Смысл «Студента» Чехова заключается в цитате, приведённой в тексте произведения: «…правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Осознание этого помогает молодому человеку выйти из тяжёлого состояния и обрести счастье и радость. Более того, в этом он видит смысл жизни.

Ещё одна важная тема, затронутая в рассказе – взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Иван Великопольский видит тонкую нить, которая незримо связывает все эпохи, а он способен не только коснуться прошлого и настоящего, но и приоткрыть эту таинственную завесу для других – своих малограмотных слушательниц.

Суть

Холодным вечером страстной пятницы Иван Великопольский возвращается домой после охоты на вальдшнепов. Он полон печальных размышлений и не видит никакой перспективы в своей жизни. Когда студент подходит к вдовьим огородам, он замечает костёр и самих хозяек – Василису и её дочь Лукерью.

Иван рассказывает женщинам историю о Петре, известную всем из Библии. Это повествование находит отклик в душах слушательниц. Продолжая свой путь, студент размышляет над их реакцией. Главный герой понимает, что все события в истории взаимосвязаны. Этот вывод воодушевляет Ивана, наполняет его жизнь смыслом.

«Студент»

Несмотря на небольшой объем, этот рассказ поднимает глобальные вопросы нравственности и задевает многие острые темы. Главный герой рассказа приходит к пониманию всего истинного в жизни и за счет этого обретает веру и смотрит на мир совершенно другими глазами.

С самого начала Чехов показывает нам студента, как человека полностью разочаровашегося в мире и в людях. На протяжении рассказа мы наблюдаем за перерождением Ивана, за тем, как он сам меняет себя — наполняет свой внутренний мир чем-то светлым и добрым, и теперь вера ведет его вперед. Второстепенные персонажи рассказа отображают эту же проблему. Лукерия и Василиса тоже знакомы с невзгодами жизни, но их достоинство в том, что веру они так и не потеряли.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать В чём смысл существования человека по рассказу Чехова «Студент»?.

Тема поиска счастья и смысла жизни является предметом рассуждений лирического героя в произведении А.П. Чехова «Студент». Это один из самых коротких, но наиболее совершенных по форме, рассказов Чехова, который взволновал немало душ и умов читателей.

Лирический герой – студент духовной академии – в свои двадцать два года уже разочарован в жизни. Вокруг лишь мрак и голод, которые, по мыслям героя, всегда были и будут, «лучше не станет».

В этом мраке видит огонёк – костёр, разведённый Василисой и её дочерью Лукерьей. Монолог студента «о тайной вечери» у костра – центр всего произведения. И хотя у Ивана не было особой причины рассказывать именно этот момент из Евангелия, кроме, пожалуй, сходства обстановки, история отречения от Иисуса апостола Петра задела всех за живое. По лицам героинь было видно, что те чувства, которые испытал Пётр, им до боли знакомы. Каждый вынес свой урок из этого трагичного события.

Изменения в сознании героя происходят, когда тот видит душевную боль, которую испытали вдовы, из полные слёз глаза. Душа Ивана будто переворачивается. Он понимает неразрывную связь между прошлым и настоящим, то, что он рассказал, имеет отношение «к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Настроение героя кардинально меняется: в его душе, как и в природе, больше нет мрака. Человеческая жизнь обрела смысл, красоту, наполнилась правдой, счастьем и смыслом. Великим, высоким смыслом.

Своим произведением А.П. Чехов хочет сказать, что главное – стремление к совершенствованию, к осознанию того, как прекрасен мир и человеческая жизнь, как важна история, которая является основой настоящего и будущего.

Полезный материал по теме: Скачать В чём смысл существования человека по рассказу Чехова «Студент»?

<legend>Tags</legend>ВчёмсмыслсуществованиячеловекапорассказуЧехова«Студент»?

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

  • https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-student-a-p-chehov/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/student/analiz-rasskaza-chehova.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/student-a-chehov/
  • https://goldlit.ru/chehov/298-student-analiz
  • https://my-soch.ru/sochinenie/v-chyom-smysl-sushhestvovaniya-cheloveka-po-rasskazu-chexova-student

Темы

Тематика в произведении «Студент» – это вечные вопросы человечества:

Историческая память . Связь времен – это основная тема в рассказе «Студент». Благодаря пониманию прошлого, Иван обрел себя в настоящем. Он почувствовал единение с Христом. Главный герой становится участником событий недели перед Пасхой. Ведь неспроста выбран именно этот праздник – он связан с очищением души.

Религия. Ставится ключевой вопрос: что такое настоящая религия? Главный герой родился и вырос в религиозной семье. Казалось бы, он знает наизусть Библию, ходит в церковь и знаком со всеми православными обрядами. Но достаточно ли этого? В пасхальную неделю Иван возвращается с охоты, а не с церкви, где по правилам должен был молиться. Автор говорит о том, что религию нужно осознать самостоятельно, а не молиться вопреки своей воли.

Вера . Благодаря слезам Василисы, повествование приобретает не просто драматизм, но и приводит героя к логическому пониманию своей роли в мире. Иван наконец-то обретает истинную веру в себя и в свое призвание, а для него это гораздо важнее религиозности.

Радость жизни

Из-за нищеты и многочисленных бытовых трудностей Иван потерял радость существования, но смог снова почувствовать ее, когда осознал, как важно для людей то, чему он посвятил себя.

Анализ и смысл

Проводя анализ «Студента» Чехова, можно увидеть, что путь – это важный символ в произведении. Молодой человек возвращается домой, а автор проводит его от мрачного мировосприятия к обретению надежды и счастья. Таким образом, он проходит не столько физический, сколько духовный путь.

Проблематика произведения затрагивает вопросы бедности – причём как материальной, так и духовной. Эти проблемы взаимосвязаны. Иван происходит из бедной семьи сельского дьячка: отец болеет и кашляет на печи, босая мать на полу чистит самовар. Великопольские могли бы провести Великую пятницу в церкви, но вместо этого вынуждены заниматься бытом. Сам Иван тоже отправился на охоту не ради развлечения. Домой ему возвращаться не хочется, ведь там он опять столкнётся с нищетой и голодом.

Из этого вытекает и духовная бедность: молодой человек теряет надежду и думает о том, что такой пронизывающий ветер дул во все времена, будет дуть в будущем, а изменить что-либо уже невозможно: и нищета, и голод, и невежество, и обречённость будут всегда. Он утрачивает веру, а уныние – это, как известно, грех. Он сталкивается с отчаянием и малодушием, с какими столкнулся и апостол Пётр, отрёкшийся от Иисуса в трудную минуту.

Но слёзы Василисы заставляют Ивана о многом задуматься. Смысл «Студента» Чехова заключается в цитате, приведённой в тексте произведения: «…правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Осознание этого помогает молодому человеку выйти из тяжёлого состояния и обрести счастье и радость. Более того, в этом он видит смысл жизни.

Ещё одна важная тема, затронутая в рассказе – взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Иван Великопольский видит тонкую нить, которая незримо связывает все эпохи, а он способен не только коснуться прошлого и настоящего, но и приоткрыть эту таинственную завесу для других – своих малограмотных слушательниц.

Мысль Чехова

Это лишь кажется ему или она такова на самом деле? Что хотел показать нам Чехов («Студент»)? Тема произведения — смена ощущений одного молодого человека (студенту всего 22 года) или же непреходящие, вечные закономерности бытия? Из рассказа однозначного ответа не следует. Чехов говорил, что давать советы не дело художника. Его задача заключается в постановке вопросов. Это следует учитывать, анализируя произведение «Студент» Чехова

Важно, чтобы были правильно поставлены вопросы о том, из чего и как складывается наше отношение к жизни и мировосприятие. Не только дисгармонии и ужасам есть место в мире

В нем можно найти красоту и правду. А безнадежность и отчаяние порой уступают место надежде и радости.

Описание главного героя рассказа «Студент»

Главный герой рассказа «Студент» — Иван Петрович — является типичным представителем студенческой молодежи своего времени. Он мечтает о светлом будущем, о карьере и успехе, но при этом не способен реализовать свои амбиции. Иван Петрович не имеет ярко выраженных черт характера, он скорее пассивен и безразличен к окружающей действительности. Он не умеет бороться за свои права и интересы, не способен принимать решения и действовать настойчиво. Вместо этого он ждет, что все само собой разрешится и его жизнь изменится к лучшему. Однако, вместо того чтобы действовать, Иван Петрович погружается в свои мысли и фантазии, которые не дают ему возможности реализовать свой потенциал.

Популярные сегодня пересказы

  • Ивэйн, или Рыцарь со львом — краткое содержание романа Кретьена де Труа Рыцарский роман о подвигах Ивэйна. Этот рыцарь жил во времена короля Артура. В романе также действуют сам король Артур, его супруга, рыцари Кей-сенешаль, Гавэйн и Калогренан.
  • Таинственный остров — краткое содержание романа Жюля Верна Роман начинается с того, что в Америке во время Гражданской войны в городе Ричмонде из тюрьмы убегает пять человек. Они – северяне, улетают на воздушном шаре. Сильный ветер уносит его в Южное полушарие
  • Краткое содержание рассказа Барсучий нос Паустовского Как-то раз автор вместе с товарищем и девятилетним мальчиком рыбачил на озере. Чтобы отпугнуть волков, вой которых доносился с дальних берегов, они днём и ночью жгли костёр на своей стоянке.
  • Дети Арбата — краткое содержание романа Рыбакова Действие романа происходит в Москве на Арбате в одном из высотных домов. Здесь и живут 4 наших главных героев. Первый-это Саша Панкратов, который был секретарем комсомольской организации

«Студент», анализ рассказа Чехова

Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность. В голове и душе его только темнота и горечь, ведь «…все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные. Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?

Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа. Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента.

Он продолжает свой путь и размышляет. Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится. Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее — это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее. Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.

Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.

Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается — освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.

Рассказ «Студент» сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику. Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на «Студенте» сказалось влияние отца А.П. Чехова — человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре.

«Студент» — это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя — студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса…

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «О любви», анализ рассказа Чехова
  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова
  • «Палата №6», анализ повести Чехова
  • «Ванька», анализ рассказа Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Изображение социальной среды в рассказе

В рассказе «Студент» Чехов ярко и наглядно изображает социальную среду конца XIX века. Главный герой, Иван Петрович, является студентом медицинского университета, который живет в бедной комнате на чердаке. Он не имеет никаких материальных средств и вынужден работать на различных работах, чтобы оплатить свое обучение.

Чехов описывает жизнь Ивана Петровича и его окружение с большой точностью и детализацией. Он показывает, как трудно было жить и учиться в то время, особенно для тех, кто не имел достаточных средств. В рассказе присутствуют также другие персонажи, которые также находятся в сложной жизненной ситуации. Например, старуха, которая сдаёт комнаты в своём доме, вынуждена жить в бедности и не имеет возможности улучшить своё положение.

Чехов также показывает, как социальная среда влияет на характеры и поступки героев. Иван Петрович, несмотря на свою бедность, остается честным и порядочным человеком, который не желает обманывать и использовать других людей. В то же время, другие персонажи, такие как старуха или богатый студент, проявляют эгоизм и жестокость в своих поступках.

Таким образом, Чехов в своем рассказе «Студент» ярко и наглядно изображает социальную среду конца XIX века, показывая трудности жизни и учебы для бедных студентов и других людей, а также влияние социальной среды на характеры и поступки героев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: