Действие четвертое
Последнее мероприятие посвящено подготовке похорон. Родственники приходят выразить свои соболезнования Арбенину. Казарин не верит в искренность печали, думает о роли.
К Арбенину приехали князь Звездич и некий Неизвестный, давно знавший Евгения Александровича. Как только Арбенин втянул юношу в игру, он проиграл, а Арбенин отказался простить юноше долг и посмеялся над ним. Князь рассказал Арбенину об ошибке с браслетом, признал свою неправоту, и когда он добрался до Нины, он был отвергнут ею. Князь подтвердил, что Нина ни в чем не виновата, произошло недоразумение. Услышав эти слова, Арбенин сошел с ума. Князь хотел вызвать Арбенина на дуэль, но условия Арбенина сделали это невозможным. Неизвестный остался доволен, но князь не мог смыть свое бесчестье.
История создания
Работа Михаила Юрьевича над драматическими пьесами приходится на период с 1830 по 1836 годы. «Маскарад» стал четвертым подобным произведением после «Люди и страсти», «Испанцы», «Странный человек». Текст молодой и пылкий поэт писал в течение 1834−1835 года. Он уже успел вкусить прелести светской жизни и был знаком с развлечениями в доме Энгельгардта. Маскарады, которые устраивали в нем, стали основой для развития событий в пьесе.
Произведение с трагическим финалом не прошло цензуру. В нем увидели критику популярного в те времена праздного времяпровождения знати. Лермонтов несколько раз переделывал драму, вносил изменения в концовку, образы, количество актов. Был момент, когда произведение получило название «Арбенин». Однако ни одна редакция не была одобрена.
Хотя написал Лермонтов Маскарад в 1835 году, публика с произведением познакомилась лишь в 1842 году после гибели автора. Пьесу ставили во многих театрах Петербурга, однако она нигде не вошла в постоянный репертуар. Только в 1917 году Мейерхольд воскресил ее, поставив в Александринском театре. Премьера состоялась 23 февраля.
Смысл названия драмы «Маскарад»
Над драмой «Маскарад» М.Ю. Лермонтов работал в 1835-1836 гг. Поэт к этому времени уже был близко знаком со светской жизнью и в частности с развлечениями в доме Энгельгардта. Именно маскарады, проводившиеся там, и стали основой для развития конфликта произведения. Критика столь популярного в то время развлечения и места его проведения, своеобразие главного героя, неоднозначная развязка сослужили произведению недобрую службу – ни одна редакция пьесы не была одобрена. Читатель с ней познакомился лишь в 1842 году.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Маскарад – это место, где торжествует вечная праздность и лицемерие. Именно на маскараде разворачивается основной конфликт пьесы. Мишура и блеск залов, горячность и беззаботность гостей позволяют собравшимся отдаться безудержному веселью, разгулу и кутежу. «Маскарад» — это состояние души каждого уважаемого члена общества, и положение дел в самом обществе. Собравшиеся настолько привыкли представать перед знакомыми в определенном образе, такими, какими их хотят видеть, что единственной возможностью открыть свой истинный облик и дать волю своим чувствам, желаниям, поделиться мечтами и волнениями оказывается маска. Неузнанные, они готовы окружающим рассказать то, о чем бы никогда не решились и подумать, будь не на маскараде.
Герои пьесы:
- Евгений Арбенин,
- Нина, супруга Евгения,
- Князь Звездич,
- Афанасий Павлович Казарин,
- Баронесса Штраль,
- Адам Петрович Шприх,
- Чиновник,
- Маска.
Главный герой произведения меняется буквально на глазах читателя. Арбенин предстает спокойным, остепенившимся человеком. Он несколько устал от светских забав, но все же не чужд им. Кажется, что Евгений рад встрече со старыми знакомыми, не против вспомнить прежние времена, когда он искал свое счастье в картах, был молодым страстным игроком. Арбенин охотно отправляется с Звездичем на маскарад. Именно там проявляется отстраненность Арбенина. Его уже не прельщают шумные балы. Теперь он, стоя в стороне, видит во всех собравшихся фальшь и не желает быть причастным к их образу жизни.
Однако из душевного равновесия Арбенина выводит вполне прозаичное происшествие – у героя возникают подозрения в неверности жены. И из тихого семьянина Евгений мгновенно превращается в пылкого любовника. Ревность толкает его на необдуманные поступки. Отчасти Арбенин в произошедшем винит и общество, способное без труда опошлить даже такое чистое создание, как Нина, уничтожить в нем все самое хорошее. От осуждения Евгений переходит к громким нападкам. Он оказывается один против всех. Арбенин знает все пороки общества изнутри и может сорвать с окружающих их маски.
Характеристика персонажей
Перед проведением анализа драмы «Маскарад» Лермонтова следует кратко ознакомиться с главными героями, проблемой и содержанием произведения. Ее действие разворачивается в Петербурге в середине 30-х годов XIX века. Наиболее драматичные события приходятся на время торжественных приемов, балов и маскарадов. Ключевые персонажи обладают сложными характерами. Наибольшего внимания заслуживают следующие фигуры:
- Евгений Арбенин. Богатый и влиятельный светский лев. Желанный гость на приемах и любимец общества, которое не догадывается, что своим состоянием Евгений обязан карточным играм. В прошлом персонаж познал все прелести разгульной жизни. Он во всю крутил романы, но в зрелом возрасте влюбился и решился на брак.
- Нина (Настасья Павловна). Супруга Арбенина, покорившая мужа прелестным характером, юностью и красотой. Он обожает жену, но не проявляет своих чувств ни наедине, ни на людях. По описанию автора молодая женщина покладиста и скромна в обществе, и эти качества сыграли с ней роковую шутку.
- Князь Звездич. Противоречивый персонаж, способный как на благородные, так и на необдуманные поступки. Азартен, плохо разбирается в людях. Легко распоряжается картами и человеческими судьбами. Не анализирует последствий своих действий, при возникновении которых теряется.
- Баронесса Штраль. Светская дама, которая преуспела в искусстве интриг. Неоднозначный персонаж, способный проявить и жесткость по отношению к окружающим, и испытывать муки совести. Использовала благородное имя Нины для спасения своей репутации, что привело к трагическому финалу.
- Шприх Адам Петрович. Светский персонаж. Лицемер, описываемый автором как человек со «стеклярусными глазами» и «злобной улыбкой». В отдельных случаях он предстает очень общительным, но не вызывает доверия зрителей и читателей произведения.
Второстепенные герои также играют значительную роль в произведении. Это Казарин, который связывает всех действующих лиц и Неизвестный, появляющийся практически в финале.
Анализ финала поэмы «Демон»
«Демон» — это мистериальная трагедия. Здесь мгновение жизни вмещает вечность, вечность протекает как мгновение. Мистический финал поэмы «Демон» отражает реальную объективную ценность любви Тамары, готовность героини жертвовать собой во имя добра, неспособность Демона преодолеть эгоистические желания. Герои снова возвращаются к прежним состояниям: Тамара – в мир чистой духовности, Демон остается по-прежнему одиноким во Вселенной.
Замечание 1
Тема монастыря, куда княжна добровольно заточила себя, связана с темой рая.
Тамара достойна чистой, высокой любви, а Демон этого чувства лишен. И эта трагедия героев поэмы разворачивается на фоне природы, сохранившей свою естественность, величие и непосредственность. Реальная жизненная ценность – объективный мир – живет своей прежней внутренне гармонической и одухотворенной жизнью.
В этом величии, замкнутом спокойствии заключается подлинная гармония и сам себя сознающий смысл. Именно в этом мире покоятся абсолютные ценности, и любое нарушение гармонии приводит к гибели. Объективный мир предоставляет человеку возможности для познания и для утверждения добра. А презрение к внешнему миру приводит к потере жизненных ценностей и утрате живой связи с людьми. А поэме «Демон» Лермонтов выражает важную для его современников мысль о том, что в несовершенном мире заключены истоки духовного богатства личности, которая жаждет обновления несправедливо устроенного бытия.
Жизнь, в которой тело и душа, разум и чувства согласны, являющаяся Демону в мечтах, в общих контурах видится в естественной одухотворенности героини. Но эта жизнь достигается не на пути высокомерного, гордого презрения к земли, а в одухотворении земного и внесении в стихийную жизнь природы сознательного начала, в горячем участии у судьбам людей, живущих на земле. Демоническая сила одновременно и страшная человеку, и губительная для него. Но она связана с протестом свободной личности против общественных уз.
История создания произведения
«Маскарад» — единственная из пяти пьес, которую Лермонтов хотел увидеть на театральной сцене. Для этого ему пришлось трижды переписать текст, поскольку он не проходил цензуру. Однако инспекторы и критики каждый раз находили к чему придраться, обвиняли молодого автора в непристойных нападках на светское общество и в дерзости против знатных дам.
Только через год после трагической гибели пьесу опубликовали, но с цензорскими правками. Спустя пару десятилетий был снят запрет на ее постановку. Со второй половины XIX века драму ставили многие знаменитые театры. Впоследствии она вошла в фонд русской классической драматургии. Современным читателям доступна только вторая редакция пьесы, состоящая из четырех частей. Многие бумаги с авторскими записями и пометками цензоров были утеряны.
Финал произведения
Прошлое настигает Арбенина, он поддается слабости. Страсть застилает ему глаза, не дает услышать и увидеть очевидное. Он не может совладать с ревностью, гневом и жаждой вновь оказаться в игре. Но ставки непомерно высоки – на этот раз на кону судьбы людей. Арбенин забывает о том, что деньги можно вернуть, заработать, отыграть, а жизнь возвратить невозможно. Евгений шагает в бездну, не осознавая, что вместо победы над обстоятельствами он получит лишь саморазрушение. Арбенина ждет не только потеря того, чем он дорожит. Судьбой ему уготована ужасная кара. Она не желает оставить его в неведении о содеянном. В финале произведения появляется таинственный Неизвестный, который раскрывает все секреты и срывает пелену, скрывающую правду. Евгений не верил словам, иногда даже не слышал того, что ему говорили. Он был ослеплен ревностью, одержим мыслями о мести и уже не мог с этого пути свернуть. Неизвестный же разрушил стену домыслов и обмана, возведенную самим Арбениным. Евгений наконец-то увидел всю картину и осознал, что натворил что-то непоправимое, ужасное. Ему не по силам жить с этим дальше. Разум героя погрузился во тьму, откуда уже нет возврата.
Возможно, сумасшествие – единственное спасение Арбенина. Он испытал ужасную боль из-за свершенного. А помутнение разума освободило его от непосильного груза знания. Судьба сломила Арбенина, но не лишила жизни, дала второй шанс. Евгений застрял где-то между земным существованием и высшим судом. Но невозможно сказать, это дополнительная кара или возможность искупить вину, заработать прощение.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(914)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(803)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(768)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(783)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(869)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(640)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
-
Silentium Тютчев анализ стихотворения
(660)Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются…
-
«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)
(767)«Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал…
-
«БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
(550)Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом…
-
«ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
(577)Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у…
Образ Нины
Нина. Молодая девушка, милое, чистое, цветущее создание, только вступающее в жизнь. Как такой холодный, скупой на чувства человек, как Арбенин, одержимый лишь одной страстью, мог заполучить ее сердце? Сам он назвал ее ангелом, посланный ему Богом, чтобы построить его счастье. Нина единственная, кто может спасти душу Евгения, но чтобы искупить все его прошлые поступки, совершить этот подвиг, недостаточно только ее чувств, главное, — это его желание измениться. Он любит жену, ему хорошо в семейном уюте, он забывает об игре, буйный нрав его утихает. И все же отказаться от прошлого — еще не значит начать новую жизнь. Герой застывает в новом образе до первого потрясения. Малейшее сомнение рушит новообретенную гармонию, и супруг оказывается не в силах устоять перед натиском былых порывов. Нина – это испытание, которое он силится преодолеть, но не может. Ему не хватает веры.
Прошлое настигает Евгения, он поддается слабости, и дикая страсть застилает ему глаза, не дает увидеть и услышать даже очевидное. Арбенин не может совладать с гневом, ревностью, жаждой снова включится в игру. На этот раз ставки непомерно высоки – судьбы людей на кону. Игрок готовится к финальному раунду, ничто и никто не может удержать его на краю пропасти. Он забывает, что любые деньги можно вернуть, отыграть, заработать, а жизнь человеку возвратить нельзя. Он шагает в бездну, еще не осознавая, что вместо победы над обстоятельствами или ничьей в его схватке с обществом, которое он желает проучить, он стремительно приближается к полному поражению и саморазрушению.
Основные персонажи
При анализе «Маскарада» Лермонтова следует указать, что в произведении автор описывает жизнь светского общества в Петербурге в 1830-е годы. Во время прочтения заметно, что пьеса содержит большое количество монологов, каждый из которых мог бы стать отдельным законченным рассказом. Основными действующими лицами драмы выступают:
- Евгений Александрович Арбенин. Светский лев и игрок, умный и мятежный. Имеет дворянское происхождение.
- Нина. Молодая супруга Арбенина. Она находится в расцвете молодости и красоты, обожает мужа и стремится наслаждаться жизнью.
- Князь Звездич. Обаятельный мужчина, азартный игрок. Недальновиден, ограничен, не умен.
- Баронесса Штраль. Опасная и коварная особа, вдова. Часть строит козни и думает только о себе.
- Неизвестный. Жестокий мужчина, которого в свое время Арбенин довел до нищеты. Его цель — месть за прошлое.
Сюжет
Будучи профессиональным игроком в карты, Евгений Александрович Арбенин сумел заработать приличное состояние. Решив покончить с фривольной жизнью гуляки и картёжника, он женился на юной особе. Арбенин был уже не первой молодости и решился на этот шаг скорее, чтобы приобрести статус степенного мужа, нежели по любви. Но неожиданно для самого себя герой всем сердцем полюбил свою красавицу-жену Настасью Павловну, или, как ее называли близкие, Нину.
Однажды Арбенин отправился на маскарад со своим новым знакомым – гвардейцем Звездичем, которого он выручил в картёжной игре. Евгений Александрович заметно скучал на балу, в то время как его приятель прекрасно проводил время. Молодой и красивый князь Звездич принялся отчаянно флиртовать с прекрасной незнакомкой в маске. Молодой человек потребовал у прелестницы какое-то украшение на память, и та, не желая рисковать, подарила ему случайно найденный чужой браслет. Довольный Звездич поспешил поделиться с Арбениным радостью своей победы.
Евгений Александрович смутно помнил, что похожий браслет был и у его жены. Настроение ему изрядно испортил и незнакомец, который предрёк несчастье в эту праздничную ночь. Вернувшись домой, Арбенин попросил Нину показать свой браслет, но она ответила, что где-то потеряла украшение. По приказу хозяина слуга обыскал весь дом и, не найдя браслета, высказал мнение, что Настасья Павловна, очевидно, потеряла его на маскараде.
Узнав о тайном посещении маскарада, Евгений Александрович разгневался: мало того, что светским женщинам не пристало в одиночку посещать такие мероприятия, так ещё в его душе возникло страшное подозрение о неверности любимой жены. Поругавшись, супруги разошлись по разным комнатам.
С этого дня Арбенин потерял покой и сон. В нём говорило ущемлённое чувство достоинства, даже гордыня и он никак не мог совладать с собой. Герою казалось, будто всем известно об измене его жены и он стал настоящим посмешищем в обществе.
Нина отправилась к приятельнице, вдовствующей баронессе Штраль, чтобы поделиться неприятностью. Там же оказался и Звездич. Ничего не подозревающая Нина заговорила о потерянном ею браслете, и молодой князь решил, что она и есть та таинственная незнакомка. Он принялся домогаться её, но та ответила ему решительным отказом. Тем временем баронесса Штраль, которая и подарила Звездичу найденный браслет, поняла, что её проделка зашла слишком далеко, но решила промолчать.
Арбенин, видя повышенный интерес Звездича к жене, убедился в измене. На балу, решив сыграть роль бесстрастного судьи, он предложил жене отравленное мороженое. Перед смертью Нина попыталась заверить, что ни в чём не виновата перед ним. У тела Нины появились Звездич и тот самый незнакомец, который предрёк Арбенину страшный конец. Им оказался старый приятель Евгения Александровича, которого тот много лет назад сделал нищим, обыграв в карты. Мужчина при всех заявил, что Арбенин собственными руками убил свою супругу. В свою очередь молодой князь рассказал историю потерянного браслета, подтвердив невиновность Нины. Арбенин, осознав свой страшный поступок, лишился рассудка.
Тема судьбы и случая
«Мир для меня – колода карт, / Жизнь – банк; рок мечет, я играю / И правила игры я к людям применяю». Такова вся «премудрость земная», по словам Казарина. Карточная игра в свое время прочно закрепилась в русской литературе. Этот мотив не только выполняет роль двигателя сюжета или средства раскрытия характера персонажа, но также воссоздает романтическую модель мироздания. Беспристрастный рок мечет карты испытаний, проверяя ими всех идущих по жизненному пути. Кто-то с головой бросается в эту игру, кто-то умеет вовремя, заняв свою нишу, остановиться и тихо доживает свои дни без приключений. Есть люди, которые плывут по течению и смиряются с любым поворотом судьбы, радуются мелким подношениям с ее стороны или безропотно принимают поражения. Но есть и совсем другой тип человека – герой-игрок. Это тот, кто принимает правила, но отнюдь не собирается подчиняться условиям. С одной стороны, он – борец, с другой, сумасшедший, которого внутренняя страстность заставляет никогда и ни в чем не соглашаться с предначертанной судьбой, он до последнего вздоха будет идти наперекор, даже если заранее обречен. Таким героем в «Маскараде» является Арбенин. Многие персонажи пьесы отмечают, что в нем есть какая-то сила, возможно, демоническая, которая помогает ему в неравной борьбе с неумолимым роком.
Судьба преследует героя. Трудно сказать, мог бы он избежать трагического завершения пути. Безусловно, шанс был дан ему, но обмануть рок практически невозможно. Арбенин стремительно двигался к предначертанному концу.
Случай сыграл со всеми злую шутку. Незначительное происшествие – потеря браслета – повлекло за собой множество роковых последствий. Все замешанные в этой истории люди оказались несчастны, а значит, случайности неслучайны. Они — орудие в руках судьбы, которая с их помощью проверяет героев и карает их за ошибки.
Сюжет пьесы
Чтобы записать краткое содержание «Маскарада» Лермонтова для читательского дневника, следует ознакомиться с произведением. Евгений Александрович сумел заработать хорошее состояние, принимая участие в азартных играх. В немолодом возрасте он заключил выгодный брачный союз и неожиданно для себя влюбился в молодую супругу. Дома Настасью Павловну звали Ниной и обожали ее за легкий нрав.
Молодая женщина обожала балы. Однажды она возвратилась гораздо позже условленного времени, за что получила выговор от рассерженного мужа. Он был расстроен не только поведением супруги, но и тем, как прошел день. Пытаясь спасти князя и друга, он нарушил данное себе слово и сел за игорный стол.
В этот же день Звездич получил от незнакомки в маске подарок — изящный браслет. По стечению обстоятельств такое же украшение пропало с запястья Нины. Молодая женщина считала, что он был утерян во время бала. Увидев подобное украшение у Звездича, Арбенин заревновал и потребовал у супруги объяснений. Однако ей не в чем было признаться.
Арбенин мучался от ревности и гордыни. Он представлял, как над ним смеются счастливые соперники — любовники супруги. Плохую роль сыграл и опыт мужчины, ведь в прошлом он часто общался с женщинами вольного поведения и слушал рассказы циников-друзей. Нина рассказала о своей ситуации баронессе Штраль. Женщина вспомнила о случайно найденном на балу браслете и поняла, что совершила. Однако она не выдала себя. Звездич начал ухаживать за Ниной.
Арбенина была верна супругу, который видел повышенный интерес к своей супруге и находился в плену предрассудков. Развязка наступила на балу, когда ревнивый супруг подал жене отравленное мороженое. Почувствовав себя плохо, Нина еще раз заверила супруга, что невиновна, и умерла. После ее гибели героя одолели сомнения. Он получил письмо, из которого узнал, что флиртовала со Звездичем подруга жены, а оказавшийся у него в руках браслет Нины — роковое совпадение.
Краткий анализ
Для дневника читателя вы можете взять 6-8 предложений из описания сюжета или составить свой рассказ на основе полученной информации. Анализ пьесы Лермонтова «Маскарад» проводят десятые ученики по плану. Он включает в себя основные характеристики изделия.
- Год написания. Спектакль был создан в Санкт-Петербурге в 1835 году и изначально не подвергался цензуре.
- Пол. Играть в.
- Время действия. В Петербурге 1830 года действие происходит в светском обществе.
- Предмет. Произведение затрагивает тему взаимоотношений в светском обществе, основанных на обмане, лицемерии, стремлении очернить других.
- Основная мысль. За маской внешнего блеска, характерной для современников поэта, скрывается бездуховность и пустота. Глядя на это, герой тоже начинает скрывать свои чувства и мысли. Проблема усугубляется. На первое место выходит вопрос о сознании, гармонии с собой и с окружающим миром.
- Главные герои. Игрок Евгений Арбенин, его жена Нина, князь Звездич, баронесса, неизвестны.
- Содержание короткое. Ослепленный своими чувствами, Арбенин обвинил свою молодую жену в неверности и убил ее. Узнав, что на нее оклеветали, Евгений пожалел о содеянном и сошел с ума.
Сюжетная линия
При изучении произведения в рамках школьной программы ученикам может быть задан пересказ текста, составление цитатного плана, анализ «Маскарада» Лермонтова или написание тематического сочинения. В силу загруженности быстрое прочтение пьесы целиком не всегда возможно. В этом случае можно обратиться к читательскому дневнику или ознакомиться с кратким содержанием. Условно поэму можно разделить на 3 главные части:
- Завязка сюжета. Судьба сводит Арбенина, Звездича и Шприха за игорным столом. Звездич проигрывает, но светский лев отыгрывается за него, спасая от долговых обязательств. Он же предлагает всем развеяться на маскараде, не зная, что там планирует присутствовать его супруга Нина. Во время веселья незнакомка в Маске дарит Звездичу браслет, который потеряла жена Евгения. Чуть позже молодая женщина и князь случайно сталкиваются в доме баронессы Штраль. Мужчина уверен, что браслет ему подарила именно эта красавица. Однако Нина дает ему отпор. Хвастливый князь показывает браслет Арбенину, который узнает вещь супруги. Не вдаваясь в размышления и сходя с ума от ревности, он устраивает дома скандал.
- Кульминационный момент. Понимая суть Звездича, баронесса решает не выдавать себя. Она пустила слух о связи Нины и князя. Сплетни дошли до супруга молодой женщины, который все это время невыносимо страдал, не желая верить людской молве. Обезумев, он ворвался в дом Звездича с намерением прикончить соперника. Однако в последний момент не решился. Он наказал его позже, за игорным столом, обвинив в шулерстве и опорочив имя. Нине Арбенин подсыпал яд в мороженое. Его супруга угасла на глазах, но не признала своей вины.
- Развязка. Главным действующим лицом выступает Неизвестный. Он обличает Евгения в убийстве супруги и приводит факты в пользу ее супружеской верности. Когда-то Арбенин разорил его, и теперь он хочет взять реванш. В ход событий вмешивается Звездич. Он осознает, какое непростое время пришло для Арбенина и хочет восстановить свое доброе имя. Понимая, что он натворил, светский лев бросается к гробу жены и впадает в безумство.
Выводы и впечатление
Высказать мнение относительно прочитанного произведения можно в тематическом итоговом сочинении-рассуждении, реферате или в читательском дневнике. Пьесу можно отнести к социальной трагедии, которая постигает сильных людей, обреченных на бездействие. Главные герои стали заложниками социума и погрязли в лицемерии и подлости. Они настолько приспособились лгать, что не могли открыто выражать подлинные чувства, совершать честные и справедливые поступки, продиктованные совестью.
Произведение названо автором «Маскарад» не только за то, что многие его сцены происходят на костюмированном балу. Лермонтов подчеркивал призрачность образов, которые примерили на себя главные герои. Каждый из них носил символическую маску, чтобы не прослыть изгоем в светском обществе, играл в нем свою роль.
Проанализировав пьесу, можно сказать, что самым счастливым в описываемой ситуации оказался Звездич, у которого не хватило ума оценить трагизм происходящего. Обличив Арбенина с помощью Неизвестного, он оправдал свое опороченное имя. Все остальное было для этого человека второстепенным. К сожалению, так жили многие современники Лермонтова. Ничего не изменилось и в наши дни.
Примечательно, что каждый из героев произведения думает только о себе и о своем состоянии. Никому нет дела до Нины, которая стала жертвой двусмысленной ситуации и ревнивого мужа, подверженного влиянию общества.