Стилистические особенности
Языковая работа Шукшина в этом рассказе – это работа со штампами. Начинается она с древних и общеязыковых штампов – фразеологизмов, когда Сёмке говорят, что у него золотые руки и он мог бы как сыр в масле кататься. А Сёмка отвечает, что не хочет как сыр в масле, потому что склизко, то есть разрушает фразеологизм, не желая «плыть по течению». Благодаря такому собственному пониманию мира и языка Сёмка свободен в своей родной деревенской стихии. Но при первом же выходе за её пределы оказывается, что и Сёмкино сознание во власти штампов. «Вы же от государства отдельно теперь», – говорит он священнику (советский штамп «отделения церкви от государства»). И решает иметь дело с «родной Советской властью», потому что «эти попы темнят чего-то» (ещё два штампа).
Образованный председатель облисполкома цитирует Грибоедова: «Шумим, братцы, шумим»,- но и это оказывается штампом. И, наконец, судьбоносная бумага из Москвы – на поверку набор советских «культурологических» штампов.
На самом же деле судьбоносным для Сёмки оказывается им самим придуманное сравнение церкви с девкой. И это тоже штамп его грубого деревенского сознания, опускающий проблему до уровня деревенской бытовухи с единственной целью – легализовать банальный мужицкий выход – питие.
-
«Мастер», краткое содержание рассказа Шукшина
-
«Чудик», анализ рассказа Шукшина
-
«Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
-
«Калина красная», анализ повести Шукшина
-
«Критики», анализ рассказа Шукшина
-
«Сапожки», анализ рассказа Шукшина
-
«Обида», анализ рассказа Шукшина
-
«Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина
-
«Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
-
«Срезал», анализ рассказа Шукшина
-
«Волки!», анализ рассказа Шукшина
-
«Одни», анализ рассказа Шукшина
-
«Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
-
«Горе», анализ рассказа Шукшина
-
«Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
По произведению: «Мастер»
По писателю: Шукшин Василий Макарович
Организация жизненного цикла героя
Рассказ «Мастер» Анатолия Шукшина рассказывает историю жизни главного героя — умельца по имени Мельник. Организация жизненного цикла героя в данном произведении выглядит следующим образом:
- Детство и юность. Мельник растет в деревне, участвует в жизни своей семьи и общины, приобретает навыки мастерства.
- Переходный период. Герой переезжает в город, где ему приходится приспосабливаться к новым условиям жизни.
- Зрелый возраст. Мельник становится успешным мастером, работает на фабрике, имеет семью и детей.
- Кризис. Герой теряет работу, и его жизнь вновь становится нестабильной.
- Возвращение к истокам. Мельник возвращается в деревню, где он начинает работать на дому и обретает новое мастерство.
Каждый этап жизни героя связан с определенными событиями, переживаниями, взаимоотношениями с окружающими. Рассказ Анатолия Шукшина показывает, как важна гармония между человеком и его общностью, природой и трудом. Возвращение к истокам и поиск новых смыслов в жизни помогают Мельнику обрести внутреннее равновесие и душевное спокойствие.
Герои рассказа
В рассказе два мастера – Сёмка Рысь и неизвестный архитектор 17 в., с которым Сёмка ведёт душевный и профессиональный диалог. Сквозь «тьму небытия» древний мастер отвечает Сёмке на только им двоим понятном языке народной архитектуры. «Я как все, а то и похуже — пью», – говорит Сёмка священнику в ответ на вопрос: «Ты веруешь ли?» Но в финале рассказа ясно показано, из-за чего Сёмка пьёт – из-за невостребованности, невозможности в жизни сделать то, к чему он предназначен.
Это тем более обидно, что люди вокруг Сёмки все хорошие, но тоже как бы недостойные своего призвания: и подкаблучник писатель, и зажатые большевистскими рамками священники, и областные чиновники, всецело зависимые от московского начальства.
Сюжет рассказа «Мастер»
«Мастер» — рассказ о человеке с золотыми руками. Рассказ написан в 1969 – 1971 годах, и его действие разворачивается именно в это время. Особенность этого времени в том, что, хотя СССР и был атеистическим государством, к шестидесятым годам двадцатого века разрушенные во время революции церкви начали реставрировать, как памятники культуры и искусства. Именно о такой, несостоявшейся, правда, реставрации, и идет речь в рассказе.
Главным героем рассказа является Семка Рысь, которому автор дает характеристику как человеку с золотыми руками, но при этом забулдыге и пьянице. И сам короткий рассказ начинается с того, что Семка хочет восстановить церковь. Изучив приемы, которыми работал строивший церковь архитектор, Семка начинает пытаться получить разрешение на реставрацию. Он обращается и к священнослужителям, и к правительству. Для него попытки получить разрешение – примерно то же самое, что для его предков – хождение за правдой, и текст стилистически выдержан Шукшиным в схожем стиле.
Кульминацией рассказа и одновременно с этим наиболее напряженным и тяжелым моментом становится разговор Семки с Завадским, который разбирается в архитектуре и убеждает мастера в бессмысленности и бесполезности его затеи. Эта церковь, которую он хочет восстановить, не несет исторической ценности: она построена в семнадцатом веке, таких церквей по всей России – полным-полно, а значит, восстанавливать ее нет необходимости.
Сюжет и композиция
Действие рассказа происходит на рубеже 60-х и 70-х гг. (рассказ написан в 1969-1971 гг.). В это время церкви не только не разрушали, как в 30-е гг., но даже реставрировали. Несостоявшейся реставрации церкви и посвящён рассказ.
Истории правдоискательства мастера по имени Сёмка Рысь предшествует экспозиция – рассказ о самом мастере, о его внешности и характере, его золотых руках и удивительных работах. Одна из таких работ – оформление в стиле деревенской избы 16 века кабинета писателя – пробудила в Сёмке интерес к церкви в соседней деревне Талице.
Завязка – поход Сёмки к церкви, изучение им приёмов, которыми пользовался мастер при строительстве. После этого Сёмка утвердился в мысли, что церковь необходимо реставрировать.
Дальнейшие похождения Сёмки выдержаны в древнерусском жанре хожений за правдой. За один день Сёмка объезжает три инстанции и получает ответ из самой высокой, из Москвы. Всё равно как от царя-батюшки. Сёмка посещает священника в районе, митрополита в области, писателя (безуспешно), председателя облисполкома и читает ответ о церкви из Москвы. Никто не остаётся равнодушным к проблеме Сёмки, все стараются помочь. Всё Сёмке удаётся, ведь дело его правое. Даже председатель облисполкома принимает его сразу же, потому что секретарша перепутала Сёмку с каким-то приглашённым скандалистом. Эту деталь Шукшин тщательно объясняет счастливым стечением обстоятельств. Читателю не верилось, что на приём можно попасть запросто.
Кульминация рассказа – разговор со специалистом «по этой части», то есть по части памятников искусства, Игорем Александровичем Завадским, который уже однажды проделал весь тот путь, что сейчас проделывает Сёмка, чтобы реставрировать талицкую церковь. Сёмка почувствовал себя обескураженным. Хоть он и получил все доказательства того, что церковь не представляет исторической ценности, он не верит этому. Для мастера не имеет значения, что церковь – не 12, а 17 века. Он не обманулся, как считает Завадский.
Сёмка сравнивает церковь с невиданной красоты девкой, за которую он вступился, а люди ему разъяснили, что она «такая-то растакая». Развязка – дальнейшее отношение Сёмки к церкви как к девке, за которую и заступаться нельзя.
Какими литературными средствами оперировал Шукшин для создания глубокого портрета души героя?
Шукшин в своем рассказе «Мастер» использует разнообразные литературные средства для создания глубокого портрета души героя. Он воспользовался изобразительными средствами, чтобы визуализировать мир, образы и переживания персонажей.
- Описание быта и окружения помогает глубже проникнуть в эмоциональное состояние героя. Например, описание леса, дома и предметов в нем – это не только «фон», но и важные детали, которые характеризуют состояние героя.
- Имеет большое значение язык, которым говорят персонажи. Он отражает их социальную принадлежность, эмоциональное состояние и интеллектуальные способности. Так же в диалогах Шукшин прописывал эмоциональный фон, который помогал читателю понять состояние героя.
- Шукшин использует повествование от первого лица, чтобы читатель мог более глубоко проникнуть в эмоциональный мир героя. Весьма эффективным средством, которого мастерски использует Шукшин, являются монологи, которые далеко не всегда связаны с действием, но помогают понять настроение героя и его переживания.
В целом, каждый литературный прием, который использует Шукшин в рассказе «Мастер», направлен на создание более глубокой характеристики героя, чтобы читатель смог увидеть его полноценно и понять его внутренний мир.
Вариант 2
Рассказ “Мастер” В.Шукшина – это история о талантливом мастере, который живет в деревне и занимается изготовлением деревянных изделий. Главный герой рассказа – это человек, который не жалеет сил и времени на свою работу. Он умеет видеть красоту в простых вещах и создавать из них настоящие произведения искусства. Однако, его талант не приносит ему большого успеха, и он живет в бедности.
Мастер очень любит свою работу и старается делать ее на высшем уровне. Он не просто создает деревянные изделия, он вкладывает в них свою душу и свою любовь. Однако, его талант не оценен окружающими, и он вынужден жить в нищете.
В рассказе присутствует тема одиночества и непонимания. Мастер не имеет друзей и близких людей, которые могли бы оценить его талант и поддержать его. Он живет в своем мире и не может найти свое место в обществе. Его работа не приносит ему денег, и он вынужден жить в бедности.
Однако, в конце рассказа происходит неожиданное событие. Мастер получает заказ на изготовление деревянной игрушки для маленькой девочки. Он с радостью берется за работу и создает настоящее чудо. Игрушка оказывается настолько красивой, что ее хотят купить многие люди. Мастер получает свой первый заработок и понимает, что его талант наконец-то оценен.
Рассказ “Мастер” В.Шукшина – это история о том, что талант всегда найдет свое признание. Главное – не останавливаться на достигнутом и верить в свои силы. Мастер понимает, что его работа может приносить ему не только удовлетворение, но и деньги. Он начинает создавать новые изделия и продавать их. Его талант наконец-то приносит ему успех и признание.
В рассказе также присутствует тема детства и невинности. Маленькая девочка, для которой мастер создал игрушку, символизирует чистоту и невинность. Ее радость и восторг от игрушки напоминают мастеру о том, что в жизни есть еще что-то кроме бедности и одиночества.
Рассказ “Мастер” В.Шукшина – это история о том, что талант и настоящее искусство не могут быть оценены деньгами. Мастер создает свои изделия не для того, чтобы заработать деньги, а для того, чтобы выразить свои чувства и эмоции. Его работа – это его жизнь, и он не может жить без нее.
В целом, рассказ “Мастер” В.Шукшина – это история о том, что талант всегда найдет свое признание, и что настоящее искусство не может быть оценено деньгами. Главное – верить в свои силы и не останавливаться на достигнутом.
Смысл рассказа «Мастер»
Образ мастера с золотыми руками, не нашедшего себе дела и оставшегося один на один со своим несбыточным желанием, оттого и ушедшим в алкогольное забытье, является отражением определенной безысходности, которая присутствовала в СССР и присутствует сейчас. Шукшин постарался показать государство, эту систему, которая действует во благо всех, но в то же время оставляет человека наедине с собой и не дает отдельному человеку счастья.
Кажется, что вокруг Семена все не на своих местах, но в то же время можем ли мы сказать, что сам Семен нашел себя и свое дело? Его сравнение церкви с красивой девкой, о которой он поначалу складывает свое высокое мнение, но после узнает много нелицеприятного, опускает проблему культурного наследия и его сохранения до банального и низкого бытового уровня и, по мнению Семена, оправдывает его пьянство, но можно ли оправдать слабость характера тем, что герой остался непонятым, а его желания из-за решения высокопоставленных чиновников не были удовлетворены?
Что вдохновило Шукшина на написание рассказа «Мастер»?
Анатолий Иванович Шукшин написал рассказ «Мастер» в 1973 году. Сам автор утверждал, что история рассказа была с ним связана лично, и это была история, о которой он давно хотел рассказать. Одним из главных источников вдохновения для рассказа были события, которые происходили в селе Сватово на Украине, где он провел некоторое время в детстве.
В рассказе Шукшин старался передать атмосферу деревенской жизни и образы людей, которых он знал и с которыми жил. Он всегда интересовался трагедиями и проблемами обычных людей, которые не выходят за рамки одной маленькой деревни. Именно такой подход к жизни и был вдохновением для написания «Мастера».
Однако, помимо личных воспоминаний, Шукшин также затронул в рассказе всеобщие темы, которые были актуальны в то время – отношения между мужчиной и женщиной, смысл жизни, роль художника в обществе и многие другие. Все эти идеи были интегрированы в историю рассказа о безмолвном и талантливом мастере, которому не хватило всего одного вдохновения, чтобы создать шедевр.