Анализ произведения Мелкий бес Сологуба

«мелкий бес» (сологуб): описание и анализ произведения из энциклопедии

Сологуб Федор

Сологуб Фёдор – литературный псевдоним русского писателя и поэта Тетерникова Фёдора Кузьмича.

После приходской школы и уездного училища, он окончил в 1882 году учительский институт и 25 лет преподавал математику в школах Новгородской губернии. Здесь он написал учебник по геометрии, но не считал школьное преподавание достойным себя занятием…

В 1892 году Фёдор Сологуб переселился в Санкт-Петербург, где печатается в литературных журналах, издаёт сборники своих стихов.

В 1905 году он публикует — позже ставший наиболее известным его произведением — роман «Мелкий бес». Главный герой — провинциальный учитель Передонов — пакостник, доносчик и верноподданный обыватель. Позже образ «мелкого беса» стал нарицательным среди русской интеллигенции.

«В романах Ф. Сологуба «Тяжёлые сны» (1895) и «Мелкий бес» (1905) проблема личности возникает перед нами как в негативе, от противного, как гротескное преломление «чудовищного» обезличивания человека в жизни российской провинции, в быту мещанской интеллигенции. Главный герой «Мелкого беса», лучшего из романов Сологуба, — воплощённая безликость, даже, если можно так сказать, антиличность. Учитель гимназии Передонов — во плоти явленный распад характера, какой-либо его индивидуально-общественной определенности и целостности. Распаду характера соответствует в «Мелком бесе» распад художественного образа, когда его сюжетно-действенная структура, свойственная роману реалистическому, замещается некой неопределённой «туманностью», множественностью рассыпающихся микродеталей. Писатель-символист делает попытку утвердить тот принцип образности, который можно назвать «атомистическим», используя выражение А. Белого по другому поводу. «Мелкобесовская» суть главного героя, потребность делать пакости ближнему выражаются не в поступках собственно, не в действиях, а в пародии на поступки: Передонов (учитель гимназии!) норовит изюм украсть, чтобы на кухарку свалить, обои испачкать перед отъездом из квартиры, столб покривить, потому что слишком прямой, и так до бесконечности. Передоновым движут два главных импульса, два комплекса: комплекс страхов (он опасается «врагов» по службе и «преследующих» его женщин) и комплекс неудовлетворенного тщеславия (мечта о месте инспектора). Отсюда вытекают особенности сюжетной организации романа, две его линии: во-первых, взаимоотношения Передонова и «невест» (бегство от них, опасения героя продешевить, серия его интриг — как бы с помощью женщин получить вожделенное инспекторское место) и, во-вторых, сюжет хождения по начальству с доносами. Доносы, повальный взаимный страх, источающий гипноз наговоров и слухов, невероятность которых не мешает им безотказно действовать, — всё это становится бытом в изображении автора «Мелкого беса». Неизвестно, откуда ползут безумные слухи, доносы и где их источник. Выразительна символическая деталь: в какой-то момент Передонов запутывается: «Он ли донесет, на него ли донесут, было неясно…». И герой с наслаждением погружается в этот «быт», по сути, фантастически нелепый. Но в поведении Передонова запечатлена не только нелепость, но и некая безумная «логика», не только ничтожество, но и непонятная сила, злая, бесовская — недаром его боятся. И в этом, несомненно, заключена определённая художественная истина и новизна образа центрального героя романа. Ещё П. Коган в «Очерках по истории новейшей русской литературы» (1910) писал: «Передонов — это целая полоса нашей общественности, полоса, до него не нашедшая своего всестороннего воплощения», «идеолог холопства», «тип, созданный восьмидесятыми-девятидесятыми годами». Герой не терпит и преследует в окружающих всякую человеческую самостоятельность, любое проявление индивидуальности. Передонов не просто воплощенная безликость, но активный, неутомимый гонитель личности в человеке. Такова в изображении Сологуба природа безличности, её хоть и мелкая, но страшная суть: безличность не может существовать иначе, как преследуя личность, даже всякое её подобие вокруг себя».

Колобаева Л.А., Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков, Изд-во МГУ, 1990 г., с. 227-228.

Любимый автор Фёдора Сологуба – Ф.М. Достоевский.

Проблематики романа

Сплошным безысходным кошмаром кажется существование героев романа. Ужасна в своей мелочности и бессмысленности не только жизнь уездного учителя Передонова, вся цель которого заключается лишь в стремлении получить место инспектора, но и существование почти всех окружающих его людей, жены Варвары, приятелей Рутилова и Володина, всего уездного чиновничества и мещанства.

И в дореволюционной и в советской критике часто обсуждался вопрос о том, с какой же все-таки точки зрения – «бытообличительной», «историко-гражданской» или «символико-философской», «надысторической» следует рассматривать этот ставший значительнейшим явлением pyccкой литературы начала века роман. «Видеть в «Мелком бесе» сатиру на провинциальную жизнь, видеть в Передонове развитие чеховского человека в футляре – значит совершенно не понимать внутреннего смысла сологубовского романа»,- писал, например, в 1909 году Р. В. Иванов-Разумник. Не одна провинциальная жизнь какого-то захолустного городишки, а вся жизнь в ее целом есть сплошное мещанство, сплошная передоновщина; в этом-то и состоит весь ужас жизни, этим и объясняется страх жизни. Жизнь бессмысленна, бесцельна, жизнь – сплошная передоновщина». Сейчас уже не вызывает сомнений, что в романе в равной степени нашли свое отражение и гражданская сатира на провинциальную российскую действительность конца XIX столетия, и в то же время совершенно очевидный «надысторический», символико-философский смысл.

Роман Ф. Сологуба, как и всякое произведение большого художника,многоплановый. Органическое «совмещение» исторического и «вечного», метафизического его аспектов объясняется еще и тем, что жизнь этого круга людей, которых воссоздавал в «Мелком бесе» писатель, и в реальности была лишена всякого смысла.

Кстати, прозорливость и проницательность Ф. Сологуба как исследователя и психолога социальной жизни не будет до конца оценена, если мы ограничимся рассмотрением образа Передонова лишь как олицетворения тупого, косного, отчужденного своей эгоистической замкнутостью от мира и людей мещанина. Писатель заметил в этом типе обывателя и нечто более страшное. Если мы внимательно приглядимся к Передонову, то мы обнаружим в его литературной генеалогии не только чеховского «человека в футляре», но и Голядкина-младшего из «Двойника», и Фому Фомича из «Села Степанчикова» Достоевского, «выросших» из излюбленных отечественной нашей словесностью и заласканных ею так называемых «маленьких людей». Ф. Достоевский первый из русских писателей показал, как амбиция «униженной и оскорбленной» личности, в определенных условиях, ,может вылиться в патологию сознания, породить у нее несообразные и необоснованные претензии.Неосознанно, но очень верно угадала родственную литературную близость Передонова к «маленьким людям» 3. Гиппиус, пожалевшая его в своей статье «Слезинка Передонова» как жертву общественного неустройства. Но ведь важнейшей чертой Передонова была агрессивность. Этот «маленький человек» был уверен в том, что он имеет право на получение места инспектора, что он лучше, чем другие, и должен получать больше, чем они. Правда, каким-то странным образом либеральные идеи вызывали в униженной и оскорбленной душе Передонова не стремление послужить ближнего, а мысль о том, что общество виновато перед ним, и породили в нем уверенность в своем праве на первое место в жизни, чувство вседозволенности

Создание этого социального типа было одним из самых значительных открытий русской литературы конца XIX – начала XX века, но не менее важно оно и для наших дней, когда уже десятки тысяч Передоновых, не имея к тому ни малейших оснований и заслуг, заявляют о своем праве на получение всех общественных благ и постов и не брезгуют никакими средствами для его реализации

Но как бы ни важна была социальная проблематика романа, все же следует признать, что не она, а символико-философский его смысл в большей мере отражал идейно-эстетические взгляды и мировоззрение писателя в то время, характеризующиеся трагическим ощущением утраты смысла жизни и ее враждебности человеку.

http://mysoch.ru/resume/sologub/melkii_bes/http://briefly.ru/sologub/melkij_bes/http://vuzlit.ru/583272/analiz_proizvedeniya

голоса

Рейтинг статьи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: