«на западном фронте без перемен»

Очень краткий пересказ романа «На Западном фронте без перемен»

Девятнадцатилетний рядовой Пауль Боймер и семь его лучших товарищей воюют в составе одной роты на Западном фронте. Молодые люди провели на войне (Первой мировой) уже год и могут считать себя опытными солдатами. Боймер и его друзья научились убивать, укрываться от артобстрелов, находить пропитание. Они привыкли к тому, что могут погибнуть в любой момент. Солдаты с трудом представляют себе, как будут жить, когда кончится война. Немецкие войска несут огромные потери. На глазах Боймера один за другим погибают его старые товарищи. Лишь Кроппа отправляют домой после ампутации ноги, а дезертирующего Детеринга арестовывают и, вероятно, расстреливают.

Пауль тоже получает ранение, некоторое время проводит в госпитале, а затем возвращается на фронт. К лету 1918 года из его старых друзей в живых остается лишь Катчинский. Только благодаря этой дружбе Пауль еще хочет выжить.

Во время очередного артобстрела осколок попадает Катчинскому в ногу. Боймер с трудом дотаскивает товарища до лазарета, где с ужасом узнает, что тот уже мертв: по дороге еще один осколок попал Катчинскому в голову.

В самом конце войны Пауль погибает. Лицо мертвого парня имеет такое выражение, что он рад этому исходу.

Лагерь с военнопленными

Пауль прибывает в учебную часть. Рядом с их бараками расположен лагерь военнопленных. Русские заключенные украдкой обходят их бараки и роются в баках для отбросов. Пауль не может понять, что они там находят. Они голодают, но Пауль отмечает, что заключенные относятся друг к другу по-братски. Они находятся в таком жалком положении, что у Пауля нет причин ненавидеть их.

Пленные умирают каждый день. Русские хоронят по несколько человек. Пауль видит, в каких ужасных условиях они находятся, но отгоняет мысли о жалости, чтобы не потерять самообладание. Он делится с заключенными сигаретами. Один из них узнал, что Пауль играет на пианино, и стал играть на скрипке. Она звучит тонко и одиноко, и это еще больше нагоняет грусть.

Действующие лица

Главным героем романа является Боймер Пауль — от его лица ведется весь рассказ. Ему 19 лет, он немец, как и все товарищи, после школы добровольцем ушел в армию под влиянием агитаций классного руководителя. Его отправили на Западный фронт.

К другим основным персонажам относятся:

  1. Качинский (Катчинский) Станислав (Кач или Кат): служит с Паулем в одной роте. Ему около 40 лет, это взрослый боец с большим опытом и удивительным нюхом: он всегда угадывал, когда начнется обстрел, где раздобыть еды или спрятаться. Между ним и Паулем сложились теплые дружеские отношения, несмотря на разницу в возрасте и мировоззрении. Качинский погиб летом 1918: ему раздробило берцовую кость. Пауль отнес его к санитарам, но по дороге Станислав погиб из-за попавшего ему в затылок осколка.
  2. Кропп Альберт: по описанию самого Пауля, он невысокий, умный. Из-за потери ноги был отправлен в тыл, прошел всю войну.
  3. Леер: носит бородку, неравнодушен к женскому полу. Погиб от потери крови — осколок сильно ранил в бедро.
  4. Мюллер-пятый: постоянно носит с собой учебники и учится, мечтает после войны сдать экзамены и продолжить учиться. Убит в сражении.
  5. Кеммерих Франц: на момент начала романа находился в больнице после ампутации ноги, через несколько дней скончался.
  6. Бем Иозеф: не появлялся, но о нем вспоминают. Был одноклассником Пауля, единственный не хотел идти добровольцем, но сдался под уговорами семьи. Погиб одним из первых еще до официального начала призыва. После его смерти у юношей навсегда изменилось отношение к войне.
  7. Тьяден: служил с Паулем в одной роте. Слесарь, около 19−20 лет, тощий и прожорливый. Впервые появляется в числе 32 выживших солдат в начале книги, остался жив.
  8. Вестхус Хайе: около 20 лет, рабочий-торфяник, высокий и сильный, веселый, но не очень умный. Вынесен из-под огня, но скончался.
  9. Детеринг: женатый крестьянин с хозяйством. Дезертировал, но был пойман.
  10. Канторек: классный руководитель Боймера и товарищей. Сторонник войны и агитатор, из-за речей которого школьники ушли добровольцами. Позднее его тоже призвали.
  11. Бертинк: командир роты. Погиб, спасая солдат от огнемета.
  12. Капрал Химмельштос: командир отделения, в котором обучался герой. Постоянно придирался и третировал товарищей, после попал к ним в роту, где пытался подружиться. Помогал вынести Вестхуса, после подменял повара.

Кропп, Кеммерих, Мюллер, Леер были одноклассниками Пауля.

https://youtube.com/watch?v=UYKq7BCn_Vg

Второстепенные герои и их характеристика

  • Станислав Катчинский — сослуживец Боймера по роте; сорокалетний опытный мужчина, умница и хитрюга. Лицо землистого цвета с голубыми глазами. Необычайный нюх, где можно разжиться съестным и как скрыться от начальства.
  • Мюллер Пятый — одноклассник и фронтовой товарищ Боймера, до сих пор носит с собой учебники и мечтающий продолжить учебу. Под обстрелом зубрит законы физики.
  • Франц Кеммерих — школьный товарищ Пауля, совсем еще с детским лицом и мягкими костями (носил на себе ранец в течение месяца и заработал плоскостопие). Погибает после операции в самом начале романа.
  • Тьяден — сослуживец Боймера; бывший слесарь «тщедушный юноша». Любитель поесть.
  • Детеринг — сослуживец Боймера; выходец из крестьянства. Из-за тоски к дому дезертировал с фронта.
  • Леер — сослуживец Пауля, любитель девиц из публичных домов.
  • Альберт Кропп — фронтовой товарищ Боймера; очень умный молодой человек («философ»); один из немногих выживших на фронте.
  • Хайе Вестхаус — сослуживец Боймера; бывший рабочий; высокий и сильный юноша.
  • Иозеф Бем — одноклассник Боймера; «толстый, добродушный парень», погибший одним из первых.
  • Канторек — классный наставник Пауля и его школьных товарищей; горячий сторонник войны, убедивший учеников отправиться на фронт добровольцами.
  • Химмельштос — тупой и жестокий унтер-офицер, руководивший военной подготовкой Боймера и его друзей. В прошлом почтальон.

Поражение неизбежно

Осень. 1918 год. Пауль — единственный из своих одноклассников, кто остался жив. Кровопролитные бои продолжаются. К противнику присоединяются Соединенные Штаты. Все понимают, что поражение Германии неизбежно.

После отравления газом Пауль отдыхает две недели. Он сидит под деревом и представляет, как вернется домой. Ему становится страшно. Он думает о том, что все они вернутся как живые трупы. Оболочки людей, опустошенные внутри, уставшие, растерявшие надежды. Паулю тяжело вынести эту мысль. Он чувствует, что его собственная жизнь была безвозвратно уничтожена.

Пауль был убит в октябре. В необычайно тихий мирный день. Когда его перевернули, его лицо было спокойным, как будто говорило, что он рад, что все именно так закончилось. В это время передавали сводку с передовой: «На Западном фронте без перемен».

Бои не прекращаются

Роту вновь отправляют на передовую, так как ожидается новое наступление противника. Заняв укрепленные позиции, друзьям становится известно и приходе подкрепления к солдатам по ту сторону колючей проволоки. Тянутся часы и дни, солдаты напряжены и ожидают артподготовки перед атакой, по всем окопам снуют жирные крысы.

Огонь из всех стволов практически разрушает позиции Пауля и его роты. Они вынуждены прятаться в аналоге блиндажа. Огневой подготовки не выдерживает несколько новобранцев, которые выбегают из укрытия, сойдя с ума.

После начинается атака, которую немцы отбивают и идут в контрнаступление. Достигнув вражеских позиций, они с жадностью хватают банки с тушенкой, отмечая, что враги живут на фронте получше.

После Пауль с товарища судорожно отходят на свои позиции, начинается химическая атака, которая уносит жизни десятков солдат роты.

Из 150 человек в живых остается всего 32, пребывает новое пополнение.

Молодое пополнение

В роту прибывает группа новобранцев. Они на год моложе Пауля и его друзей, что заставляет их чувствовать себя седыми ветеранами. Еды и одеял не хватает. Пауль и его друзья вспоминают казармы, где они были новобранцами, с тоской. Унижения Химмельштоса кажутся идиллическими по сравнению с реальной войной. Парни вспоминают муштру в казармах, дискутируют по поводу войны.

Приходит Тьяден и взволнованно сообщает, что Химмельштос прибыл на фронт. Они вспоминают его издевательства и решают ему отомстить. Однажды ночью, когда он возвращался с паба, они накинули ему на голову постельное белье, сняли с него штаны и избили хлыстом, заглушая его крики подушкой. Ретировались так быстро, что Химмельштос никогда не узнал, кто были его обидчики.

Рота на отдыхе

Фото: blog-russia.storytel.com

Первая глава романа рассказывается от лица Пауля Боймера – центрального персонажа, который участвует во всех поворотах книги.

Повествование начинается с отдыха роты солдат, которых до отправки на линию фронта было 150, но вернулось всего 80. Большинству солдат в отряде героя, как и ему, всего 19 лет. В армию они, поддавшись патриотическому подъему, пошли добровольцами.

Затем следует сцена раздачи горячей еды. Повар приготовил 150 порций, однако в живых осталось всего 80 солдат. И только после тяжелого спора с ним удалось получить весь паек, разделив на оставшихся.

Далее один из товарищей Пауля попал в госпиталь с ранением в бедро, и там группа друзей узнает, что раненному ампутировали ногу. Он корчится от боли и за сигареты санитар соглашается вколоть калеке морфий.

Один из друзей пристально рассматривает крепкие английские сапоги раненного товарища, прикидывая, что ему в них было бы удобнее и сподручнее, чем одноногому.

Пауль отправляется домой

Роту отправляют в тыл, где будет переформирование. Испытав ужас перед боями, Химмельштос пытается «реабилитироваться» — он получает хорошую пищу для солдат и легкую работу. Вдали от окопов они пытаются шутить. Но юмор становится слишком горьким и мрачным.

Пауль получает семнадцать дней отпуска. Через шесть недель он должен явиться в учебную часть, а потом на фронт. Он задается вопросом о том, сколько из его друзей останутся в живых за это время. Пауль приезжает в родной город и видит, что гражданское население голодает. Он узнает от сестры, что мать больна раком. Родные спрашивают у Пауля, как дела на фронте. Но у него не хватает слов, чтобы описать весь этот ужас.

Пауль сидит в своей спальне со своими книгами и картинами, пытаясь вернуть детские чувства и желания, но воспоминания — только тени. Его личность как солдата — единственное, что сейчас есть. Конец отпуска приближается, и Пауль посещает мать умершего друга Кеммериха. Она хочет знать, как он умер. Пауль лжет ей, что сын погиб без страданий и боли.

Мать сидит с Паулем в спальне всю последнюю ночь. Он притворяется спящим, но замечает, что у матери сильные боли. Он заставляет ее лечь в постель. Пауль возвращается в свою комнату, и от нахлынувших чувств, от безысходности сжимает железные прутья кровати и думает, что лучше бы он не приезжал. Стало только хуже. Сплошная боль — от жалости к матери, к себе, от осознания того, что этому ужасу нет конца.

Возвращение в строй

Пауль прибывает в расположение и находит своих друзей живыми и невредимыми. Он делится с ними продуктами, которые привез. В ожидании приезда кайзера солдат мучают строевыми учениями и работой. Им выдали новую одежду, которую после его отъезда сразу же отобрали.

Пауль вызывается добровольцем, чтобы собрать информацию о силах противника. Местность обстреливается из пулеметов. Над Паулем вспыхивает осветительная ракета, и он понимает, что должен лежать неподвижно. Раздались шаги, и на него навалилось чье-то тяжелое тело. Пауль молниеносно реагирует — наносит удар кинжалом.

Пауль не может смотреть, как умирает раненый им противник. Он подползает к нему, перевязывает раны и поит водой их фляжки. Через несколько часов тот умирает. Пауль находит у него в бумажнике письма, фото женщины и маленькой девочки. По документам он догадался, что это французский солдат.

Пауль разговаривает с мертвым солдатом и объясняет, что не хотел его убивать. Каждое прочитанное слово погружает Пауля в чувство вины и боли. Он переписывает адрес и решает отправить деньги его семье. Пауль обещает, если останется жив, то сделает все, чтобы это не повторилось никогда.

Смерть товарища

Фото: velhaonda.com

Раненный товарищ Пауля близок к смерти из-за заражения после ампутации. На фоне страшной новости главный персонаж вспоминают свою жизнь до войны, когда он учился в школе и писал стихи. Калека с последними проблесками разума повелевает после его смерти отдать ботинки одному из друзей.

Когда раненный умер, его тут же куда-то унесли, освободив место для другого солдата. В его голове также до сих пор осталась ненависть к их первому командиру Химмельштосу, который их нещадно унижал и дразнил. Все его ненавидели. Однако теперь Пауль понимает, что именно ожесточение, по всей видимости, спасло ему жизнь на фронте.

Реальность ужасает

Фото: mikhael-mark.livejournal.com

Здесь автор показывает, в каких нечеловеческих и антисанитарных условиях находятся солдаты на фронте. Пауль и его друзья, раздетые по пояс, сидят и давят вшей, рассуждая о том, что будут делать после того, как война закончится.

Речь заходит об их бывшем классе, и она понимают, что из двадцати человек осталось в живых всего двенадцать – 7 мертвы, четверо раненных, а один сошел с ума.

Товарищи понимают, что война уничтожила их души и теперь им не во что верить, кроме самой войны. Никто не знает, что захочет и сможет делать после завершения этого кошмара.

Реалии окопной войны

Окопная война стала одним из самых ужасных и длительных сражений в истории человечества. Солдаты вынуждены жить и сражаться в западле в течение долгих месяцев и даже лет.

В окопах царят ужасные условия жизни: грязь, холод, болезни. Недостаток амуниции и продовольствия сводят на нет возможность оперативных действий и вынуждают солдат терпеть, желая окончания войны.

Сражения в окопах ведутся непрерывно, и они очень часто превращаются в бой на штыках внутри самого окопа. Совместный проект противников — организовать бесконечное уничтожение друг друга. В результате многие солдаты психологически не выдерживают и попадают в психиатрические больницы или не могут нормально адаптироваться к мирной жизни после войны.

Тактически, окопная война привела к превосходству защиты над нападением. До этого, хоть стратегия позиционной войны не была новой, усилия были направлены на создание новых методов нападения. Однако окопы became the epitome of static defense.

В целом окопная война оказалась бессмысленной и кровопролитной. Никто не мог получить в ней выигрыша, и она привела к гигантским потерям в жизни и ресурсах.

Обстрел в ночи

Фото: mountainx.com

В этой главе Ремарк показывает огромную пропасть между молодыми солдатами и уже побывавшими в боях. Сам Пауль, размышляя о солдатской жизни, признается, что земля для него стала роднее матери в каком-то смысле, так как защищает его от ударов артиллерии.

Когда их ночью отправляют на «передок» в составе саперной роты, начинается массированный обстрел. Рядом с ним оказывается новобранец, который судорожно признается, что испражнился в штаны. На это Пауль говорит, что такое на фронте происходит сплошь и рядом, поэтому стыдиться тут нечего.

Вновь начинается обстрел, по окончанию которого по всему участку фронта раздаются крики смертельно раненных лошадей, которых добивают солдаты из жалости.

Жанровые особенности произведения

Основная особенность жанра – реалистическое изображение событий и описания войны, которые автор смешивает с эмоциональным внутренним монологом главного героя. Роман сильно затрагивает проблему влияния войны на человека, его психологическое состояние и моральную деградацию. В произведении прослеживается глубокое понимание автором последствий войны, его неприятие насилия и жестокости, которые становятся повседневной реальностью солдат во время боевых действий.

Автор рассказывает о внутреннем мире героев, их переживаниях, которые искажают границы между жизнью и смертью, между нормальностью и безумием. Ремарк использует описания ужасных сцен боевых действий, чтобы показать ужас и абсурдность войны, которая порождает только смерть и страдания.

«На Западном фронте без перемен» отличается высокой степенью автобиографичности и позволяет читателю взглянуть на войну глазами участников. Роман поражает своей реалистичностью, передает атмосферу ужаса и безысходности, оттеняя это голосом героя, который проникнут негативными эмоциями и горем.

Страшные потери

Война бушует, но немецкая армия заметно слабеет. Пауль перестал считать дни и недели, которые походят в боях. Довоенные годы «уже недействительны», поскольку они перестали что-либо значить. Жизнь солдата — это постоянное избегание смерти. Они сводят тебя к уровню бездумных животных, потому что инстинкт — лучшее оружие против неумолимой смертельной опасности. Это помогает им выжить.

Весна. Кормят плохо. Солдаты отощали и изголодались. Детеринг принес цветущую вишневую ветку и вспомнил дом. Вскоре он дезертирует. Его хватились на поверке, поймали. Больше о нем никто ничего не слышал.

Мюллер убит. Леера ранило в бедро, он истекает кровью. Бертинг ранен в грудь, Кат — в голень. Пауль тащит на себе раненого Ката, они разговаривают. Обессиленный Пауль останавливается. Подходят санитары и говорят, что Кат мертв. Пауль не заметил, что его товарища ранило в голову. Больше Пауль ничего не помнит.

Ночной обстрел

Как и думал Кат, обстрел был очень плотным. Раздаются хлопки взрывающихся химических снарядов. Металлические трещотки и гонги возвещают: «Газ, газ!» Одна надежда у солдат — на герметичность маски. Все воронки заполняет «мягкая медуза». Нужно выбираться наверх, но там ведется артобстрел.

Товарищи подсчитывают, сколько человек из их класса осталось в живых. 7 убитых, 1 находится в сумасшедшем доме, 4 ранены — всего 8. Передышка. Над свечкой прикрепляют крышку от ваксы. Туда сбрасывают вшей. Солдаты размышляют за этим занятием о том, чем бы занялся каждый из них, если бы не было войны. Бывший почтальон, а ныне главный истязатель ребят на учениях Химмельштос прибывает в часть. На него у каждого есть зуб, но товарищи не решили еще, как отомстить ему.

Рецензия на книгу Ремарк Э.-М. «На Западном фронте без перемен»: мнение и анализ (Германия) [Рецензии rezenzii]

В книге Ремарк делится своими воспоминаниями о войне через глаза главного героя, Пауля Баумера. Повествование полно эмоций и проникнуто глубокой антивоенной позицией автора. Описания сражений, ужасов и безумия войны пронизаны страхом, болью и безысходностью.

Автор переносит читателя на передовую, где молодые солдаты сталкиваются с ужасами войны каждый день. Они видят смерть своих друзей, они испытывают страх и отчаяние, они ощущают, как каждая бомба и пуля может стать их последней. Но в то же время, они также несут в себе глубокую связь и солидарность друг с другом, которая помогает им выжить в этом аду.

Главная тема книги — абсурдность войны и непомерная жестокость, которую она зарождает. Автор исследует вопросы о справедливости, морали и человечности, подвергая их сомнению под влиянием ужасов войны. Ремарк показывает, насколько безличной и бессмысленной может быть война, и как она разрушает не только тела, но и души людей.

Книга вызывает мощные эмоции у читателя, умение Ремарка передать трагедию войны и проникнуться судьбой персонажей делает эту книгу одной из самых ярких работ о войне. Это произведение исторической прозы, которое стоит прочесть всем, кто интересуется темами войны, человечности и морали.

Заголовок Автор Год издания
На Западном фронте без перемен Эрих Мария Ремарк 1929

Смысл романа «На Западном фронте без перемен»

Фото: help-diplom.ru

Первая Мировая война стала катализатором крупных перемен в истории человечества, и была самой кровавой в истории всей планеты.

Эрих Мария Ремарк, часть ужасов войны увидев своими глазами, хотел подчеркнуть важность дружбы на фоне ужасающих событий. И все же война занимает центральное место в его романе

Она выступает в роли живого существа, которое по своей прихоти отнимает жизни у людей, постепенно высасывает души, и издевается над оболочками-болванчиками.

Ремарк, настолько подробно и реалистично описывая все ужасы войны, хотел, чтобы до людей дошел ее страшный лик и оскал. Однако текущие события в мире показывают, что уроки не были усвоены, и на долю человека выпадет еще огромное количество испытаний.

Смысл романа в том, что человек никогда не должен доводить дело до войны, так как это огромная трагедия не только для солдат и их родственников, но и всего человечества.

Художественный стиль и метафорический язык

Важной особенностью стиля является использование метафор и образов. Ремарк использует метафоры, чтобы передать сложность ситуации на фронте, страх и отчаяние солдат

Например, он описывает взрывы как «огненные вулканы», что помогает читателю представить себе разрушения и ужас войны.

Автор также использует образы, чтобы создать атмосферу и передать состояние героев. Например, он описывает одного из солдат как «тенистого воина», что помогает понять его тяжелый характер и опыт. Эти образы помогают читателю лучше понять и воспринять происходящее на страницах книги.

Метафорический язык и образы помогают создать глубокое эмоциональное воздействие на читателя. Они помогают понять, что война изменяет людей и своей трагедией. Язык Ремарка является инструментом, с помощью которого он передает свое видение войны и вызывает у читателя сильные чувства и размышления.

Русский язык:
Русский язык:
Художественный стиль и метафорический язык
Художественный стиль и метафорический язык
Художественный стиль Ремарка в «На Западном фронте без перемен» является уникальным и необычным. Автор использует простой, но выразительный язык, который позволяет ему передать все трагичность войны и сильные эмоции героев.
Художественный стиль Ремарка в «На Западном фронте без перемен» является уникальным и необычным

Автор использует простой, но выразительный язык, который позволяет ему передать все трагичность войны и сильные эмоции героев.
Важной особенностью стиля является использование метафор и образов. Ремарк использует метафоры, чтобы передать сложность ситуации на фронте, страх и отчаяние солдат

Например, он описывает взрывы как «огненные вулканы», что помогает читателю представить себе разрушения и ужас войны.
Важной особенностью стиля является использование метафор и образов. Ремарк использует метафоры, чтобы передать сложность ситуации на фронте, страх и отчаяние солдат. Например, он описывает взрывы как «огненные вулканы», что помогает читателю представить себе разрушения и ужас войны.
Автор также использует образы, чтобы создать атмосферу и передать состояние героев. Например, он описывает одного из солдат как «тенистого воина», что помогает понять его тяжелый характер и опыт. Эти образы помогают читателю лучше понять и воспринять происходящее на страницах книги.
Автор также использует образы, чтобы создать атмосферу и передать состояние героев. Например, он описывает одного из солдат как «тенистого воина», что помогает понять его тяжелый характер и опыт. Эти образы помогают читателю лучше понять и воспринять происходящее на страницах книги.
Метафорический язык и образы помогают создать глубокое эмоциональное воздействие на читателя. Они помогают понять, что война изменяет людей и своей трагедией. Язык Ремарка является инструментом, с помощью которого он передает свое видение войны и вызывает у читателя сильные чувства и размышления.
Метафорический язык и образы помогают создать глубокое эмоциональное воздействие на читателя. Они помогают понять, что война изменяет людей и своей трагедией. Язык Ремарка является инструментом, с помощью которого он передает свое видение войны и вызывает у читателя сильные чувства и размышления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: