Краткое содержание
В августе 1862 года жизнь в Баден-Бадене била ключом. Стояла прекрасная погода, нарядные отдыхающие оживленно общались друг с другом, оркестр в павильоне играл вальсы и попурри, в казино за столиками толпились азартные игроки.
Среди отдыхающих выделялся «красивый мужчина лет под тридцать, среднего роста, сухощавый и смуглый, с мужественным и приятным лицом»
. Это Григорий Михайлович Литвинов, ожидавший приезда своей невесты Татьяны Шестовой. Он хорошо знал ее чуть ли не с детства и, решив открыть новую страничку в своей жизни, «предложил ей, как любимой женщине, как товарищу и другу, соединить свою жизнь с его жизнью – на радость и на горе, на труд и на отдых»
.
Однажды Литвинов обнаружил в своем номере большой букет гелиотропов. Он сразу понял, что это была она – его давняя любовь, красавица княжна Ирина Осинина, которая также отдыхала на этом курорте. С ранних лет она была не только очень красива, но и надменна, «с характером непостоянным, властолюбивым и с бедовою головой»
. Литвинов влюбился в нее с первого взгляда. Семья Ирины, несмотря на знатное происхождение, жила в бедности, и девушка страстно мечтала из нее выбраться. Когда представился случай, она навсегда уехала в Петербург к богатому родственнику. Литвинову было тяжело пережить горечь разлуки, но «мало-помалу его рана зажила»
.
Литвинов встретился со своей давней возлюбленной. Ирина была замужем за блестящим молодым генералом Ратмировым, что не помешало ей дать Литвинову робкую надежду на счастье с ней. Внутренний голос шептал герою «бежать, бежать немедленно»
, но он оказался в ловко расставленных любовных сетях. Литвинов бросил Татьяну, разбив ей сердце, он «все разбил в прах, без сожаления и без возврата»
. Однако Ирина лишь посмеялась над его любовью – она отказалась бросить мужа, как обещала ранее.
Литвинов, «совершенно уничтоженный и безнадежно несчастный»
, вернулся на родину. Он принялся заниматься поместьем, в котором дела шли из рук вон плохо. Спустя два года «дух в нем окреп: он снова стал походить на прежнего Литвинова»
. Он не выдержал и отправился к Татьяне, на коленях умоляя ее о прощении. Влюбленные примирились и обрели семейное счастье.
И что в итоге?
Григорий Михайлович Литвинов — спустя два года после интрижки с Ириной снова становится самим собой, просит прощения у Татьяны и обретает с ней семейное счастье.
Ирина Павловна Ратмирова — дав ложную надежду Григорию, в итоге отказывается разойтись с мужем.
Татьяна Петровна Шестова — прощает Григория и соглашается снова быть с ним вместе.
Заключение
Эта печальная повесть о разрушающей силе страсти, которая с легкостью может разрушить жизнь человека, превратить все его мечты и надежды в дым.
После ознакомления с кратким пересказом «Дым» рекомендуем прочитать произведение Тургенева в полной версии.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Герои повести
Ирина
Ирина совсем не похожа на традиционную «тургеневскую девушку». Тургенев наделяет её исключительной красотой. Особо писатель подчеркивает глаза, подобные глазам египетских богинь.
Ирина родилась в аристократической дворянской семье Осининых. Бедность этой многодетной семьи была унизительна, Ирина как будто от самого рождения имела право на богатство, роскошь, поклонение. Она презирает свою бедность, после посещения бала это презрение оформляется в ней как страсть к богатству. Скрытая страсть – её особенность. С юности в ней заметны лукавство и тщеславие, своеволие и опасная для окружающих страстность. Её цель – завладеть понравившимся мужчиной.
Став женой аристократа, Ирина испытывает двойственные чувства: с одной стороны, она понимает, что общество аристократов ничтожно, с другой – не способна вырваться из него, оставить его. После разрыва с Литвиновым её отношение к своему кругу не меняется: она насмехается над теми, у кого подмечает мелкие или смешные черты характера, и даже «безжалостно клеймит» их.
Ирина в глубине души понимает, что не способна изменить свою жизнь, читатель догадывается, что она неискренна с Литвиновым, хотя и любит его страстно. Ирина разбивает Литвинову сердце, предает его дважды.
Литвинов
В начале романа Литвинову около 30 лет. Внешность его приятная, но ничем не примечательная. Литвинов – сын чиновника из купеческого рода и дворянки. Он 4 года провёл за границей, учась агрономии и технологии, чтобы привести в порядок своё запущенное отцом после смерти матери имение. В Баден-Бадене он ждёт свою невесту и троюродную сестру Татьяну. Судьба Литвинова определена, он спокоен и прост, пока не встречает юношескую любовь Ирину.
Подчёркивается стихийность его чувств к Ирине, подобных болезни или наваждению. Так случилось с ним и при первой встрече, и через 10 лет. Это не мешает ему быть решительным в отношениях при разрыве: «Кончать, так кончать».
Литвинов не имеет политических убеждений. Он вообще считает, что русским рано иметь политические убеждения. Несмотря на это, он возражает генералу, что назад вернуться невозможно и волю у народа отнять нельзя.
Татьяна
Эта героиня напоминает пушкинскую Татьяну и невольно ассоциируется с ней у читателя. Она наделена лучшими чертами женской героини: чиста, умна и проницательна, добра и искренна. Литвинов заставляет её страдать, но она обрывает все отношения, не представляя замужества без любви. Татьяна уезжает в своё поместье, где они с тётушкой, убеждённой демократкой, посвящают свои жизни служению народу, открывают школу.
Больше двух лет прошло, пока Литвинов решился приехать к Татьяне и был прощён.
Потугин
У Потугина нет прототипа, но у него говорящая фамилия. Этот герой предпринимает тщетные потуги к изменению ситуации. Потугин – разночинец, выходец из духовной среды.
В этом герое скрыта авторская западническая позиция демократической части общества. Потугин высказывает также западнические идеи Белинского, учеником которого считал себя Тургенев: о пользе заимствований у Запада, о том, что образованные люди должны нести народу цивилизацию. Потугин считает, что самобытность и роль в истории русского народа сильно преувеличены.
Надворный советник Потугин – единственный, к чьему мнению прислушивается Литвинов. Он же предостерегает Литвинова от незавидной роли любовника Ирины. Темная история Потугина о том, как он покрыл грех значительного лица и женился на едва знакомой ему женщине по просьбе Ирины и любя её, вставлена Тургеневым в текст романа после журнальной публикации. Потугин помогает Литвинову не дать разбить Ирине ещё одну жизнь, как она разбила жизнь самого Потугина.
Представители высшей знати и губарёвского окружения
Основной приём изображения этих групп – сатира и зарисовка с натуры, что несвойственно Тургеневу как писателю.
Генералы говорят об исторических судьбах поместного дворянства и дворянских имений, крестьянской реформе, демократии. Ирина наблюдает за спорами свысока.
Муж Ирины – изысканный щёголь и сноб, он знает о её измене с Литвиновым и не против неё, если бы… Литвинов был аристократом.
Ссылки
- Раздел посвященный И. С. Тургеневу на сайте Библиотеки-читальни имени И. С. Тургенева в Москве
- И. С. Тургенев. Биографии. Библиотека произведений, статьи и публикации о жизни и творчестве. Музеи Тургенева И. С.
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «Дым (роман)» в других словарях:
Дым (дисперсная система) взвесь мелких твердых частиц в воздухе, например образующихся в результате неполного сгорания некоторых материалов Дым (роман) роман Ивана Сергеевича Тургенева Дым (налогообложение) хозяйство одной семьи … Википедия
Дым (Тургенева)
— роман в XXVIII главах; написан в 1867 г. Действие происходит в Баден Бадене и частью в России (гл. XXVII XXVIII) в 1862 г.Annette. Babette. . Бельская, Элиза. Verdier. Викторинка Генералы: раздражительный, снисходительный, тучный. . Дама в желтой … Словарь литературных типов
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Казаков. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бронштейн. Роман Казаков … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Мелкий бес. Мелкий бес Мелкий бес Жанр: роман (жанр)
Собор Парижской Богоматери Notre Dame de Paris. 1482 Жанр: роман
У этого термина существуют и другие значения, см. Накануне (значения). Накануне Жанр: роман
Замысел романа возник у Тургенева гораздо раньше и связан с историко-философскими и социально-политическими дискуссиями Тургенева с Герценом, Огарёвым и Бакуниным в Лондоне 1862 г.
Почти все герои имеют прототипов, чьи фамилии иногда даже созвучны (Губарёв – Огарёв).
Тургенев предостерегал читателей от отождествления героев с современниками. Прототип Ирины – княжна А.С.Долгорукова, фаворитка Александра ІІ. Но сам Тургенев утверждал, что Ирина в романе не соответствует прототипу: «Я не копирую действительные эпизоды или живые личности, но эти сцены и личности дают мне живой материал для художественных построений».
В Татьяне узнавали Ольгу Александровну Тургеневу, троюродную племянницу Тургенева, в которую тот был одно время влюблён и даже собирался жениться.
Название «Дым» было не единственным, Тургенев считал его неудачным. У него был второй вариант – «Две жизни», но главный редактор «Русского вестника» Катков предпочёл «Дым».
Описание общества
Сергеевич вслед за многими своими современниками акцентировал внимание на общественно-политической ситуации, сложившейся в стране. В середине 19 столетия в среде интеллигенции шли споры о том, каким путем должна пойти Россия после великих реформ Александра II, которые в корне изменили не только социально-экономический, политический, но и культурный облик страны
Именно об этом идут разговоры в местном баденском собрании у некоего Губарева. Литвинов попадает в шумную компанию людей самого различного звания и сословия, которое описано автором в весьма саркастических тонах.
Судя по его описанию, Тургенев Иван считал такого рода дискуссии бесполезной тратой времени. Литвинова раздражили напыщенные и несколько фальшивые аргументы присутствующих. Единственный человек, который привлекает героя своим оригинальным умом, — некий надворный советник Потугин. Только с ним Литвинов более или менее находит общий язык. Существует точка зрения, что устами этого нового героя автор выразил собственную позицию в отношении наиболее острых проблем своего времени.
Вечные темы, затронутые произведением
Классическими писателями принято называть тех авторов, чьи произведения можно назвать образцовыми и актуальными в различное время. Не зря к разряду классиков был причислен и Тургенев. «Дым» (читать краткое содержание которого можно, если нет доступа к оригиналу) доказывает пронзительность и глубину взглядов писателя. Но полностью заметить и оценить это можно лишь в том случае, если прочесть это произведение в полном виде. Упрощенные варианты этого произведения, как правило, сокращают основной сюжет и оставляют самые главные моменты.
Роман Тургенева «Дым», прочитанный в оригинале, дает возможность вдумчивому и внимательному читателю понять, что многие проблемы России 1867 года остались актуальны для нее и по сей день. В одной из глав герой Тургенева с иронией размышляет о том, что стоит только сойтись десяти русским, как они сразу же начинают глубоко размышлять о будущем России, о великом предназначении страны. Но все эти разговоры абсолютно ничем не подкреплены, бездоказательны и ведутся исключительно в общих чертах.
Роман Тургенева «Дым» (краткое содержание которого было приведено раннее в нашей статье) демонстрирует, что наш народ всегда ругает Запад, считая его гнилым. Но при этом, мнение этого самого Запада мы всегда считаем авторитетным, единственно правильным и отчего-то очень дорожим им.
Тургеневский герой очень четко подмечает, что русскому человеку всегда просто жизненно необходим «барин», то есть тот, кто бы мог им управлять, руководить, наставлять и всегда говорить, что делать. Ведь если человек высокого мнения о себе и умеет приказывать, он точно должен знать, как правильно, и его нужно слушать. Да и к тому же, во всех своих промахах и неудачах, можно будет обвинить именно этого барина.
А барин, в свою очередь, завидует обычным мужикам и видимо считает, что не утяжеленный лишними заботами и проблемами, простой человек намного счастливее его, поскольку думать ему совершенно не нужно, а нужно всего лишь выполнять то, что ему говорят. И времени и сил на духовное развитие и исцеление своей души у простого работяги намного больше. «Так и стоят друг перед другом, так друг другу и кланяются», — сатирически подмечает Тургенев.
К писателям-классикам, которые очень четко видят все проблемы русского народа, совершенно справедливо причислен Тургенев Иван Сергеевич. «Дым» − роман, в котором очень тонко подмечено, что русский народ всегда живет надеждами. Свою родину одновременно и ненавидит, и любит безумно. Несмотря на то что ничего на родине не происходит и не меняется, русский человек всегда живет надеждой на то, что все когда-нибудь станет лучше. Чтобы понять, чем жила Россия 19 века и уловить общее настроение той эпохи, можно прочесть роман «Дым» (краткое содержание).
Тургенев и вправду сумел мастерски описать будничную жизнь простого человека, Литвинова, его личные переживания и душевные метания между двумя женщинами, и при этом точно показать настроение целой эпохи и общее положение вещей в России, которые оказываются актуальными и по сей день.
Образ Потугина
Следует подробнее остановиться на характеристике этого персонажа, так как его роль велика если не в развитии сюжета, то в идейном смысле романа. Ведь раскрытию не только психологии героев, но и общественно-политической мысли того времени посвящен «Дым» Тургенева. О чем это произведение? Оно интересно тем, что в нем органично переплетаются душевные переживания героев и описание русского общества середины столетия. Потугин — это персонаж, который придерживается западнической идеологии.
Он считает, что не нужно критиковать западные ценности, как и возлагать чрезмерных надежд на так называемое пробуждение народа, поскольку он, по его мнению, всегда был активным действующим лицом российской истории. Этот герой считает, что не нужно ни унижать западную культуру, ни преувеличивать самобытность русского народа.
Культурно-исторический контекст романа «Дым»
Роман «Дым» является пятым романом И.С. Тургенева. Работа над произведением заняла шесть месяцев и была завершена в январе 1867 года. Многие критики сходятся во мнении, что в этом произведении произошел распад классического романа на отдельные составляющие. Например, Л.В. Пумпянский отмечает делимость произведения на следующие части:
- Памфлет против крепостнической партии;
- Памфлет против радикально настроенной интеллигенции;
- Рассуждения Потугина;
- Любовный роман.
Замысел произведения возник у Тургенева еще в 1862 году. К этому же времени приурочено и действие романа. «Дым» изначально Тургеневым задумывался как повесть. Действительно, любовная линия Литвинов – Ирина носит жанровые черты повести и отделяется от «сфер», которые выделил Пумпянский. Но в сочетании с остальными частями – рассуждениями Потугина, сценами, изображающими генералов, описанием кружка Губарева – любовная линия стала сюжетным ядром общественно-политического романа. В произведении автор поднимает вопросы современной ему российской действительности.
Статья: Смысл названия и историко-культурный контекст романа И. С. Тургенева «Дым»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
В 1855 году на трон взошел Александр II, который начал проводить реформы, названные впоследствии «Великими реформами». Главным деянием императора, за которое его назвали Освободителем, является отмена крепостного права. Начало правления Александра II было ознаменовано подъемом общественного движения, которое усилилось после отмены крепостного права. Многие образованные люди того времени после реформ стали придерживаться либеральных идей. К числу этих людей принадлежал и дворянин-либерал И. С. Тургенев. Писатель был сторонником «медленных» реформ, которые приблизили бы Россию к передовым европейским странам.
В то же время активно развивалось революционно-демократическое направление общественного движения и теория «крестьянского социализма», которая предусматривала некапиталистическое развитие страны. Авторами этой теории были Н.Г. Чернышевский и А.И. Герцен. Теория «крестьянского социализма» способствовала развитию идеологи народничества в 1860-1870 гг. Эта идеология не была близка Тургеневу, как и взгляды Герцена и Чернышевского. Именно по причине идейных разногласий с Некрасовым, Добролюбовым, Чернышевским в 1860 году произошел разрыв Тургенева с «Современником». Тургенев переживал за судьбу отечественной культуры и был категорически против радикального революционного движения.
Но говорить о том, что писателю были совсем чужды демократические идеи будет неправильно. Тургенев был против революционного радикализма.
В таких условиях возник замысел нового романа. Следует отметить, что он назревал в обстановке напряженных разногласий между Тургеневым и Герценом по ряду вопросов:
- О наиболее подходящем для страны пути развития;
- О народническом социализме;
- О будущем России.
В романе «Дым» отразилась критика писателем и реакционной политики, и революционных взглядов и идей Герцена и Огарева.
От предшествующих романов «Дым» отличается сатирической заостренностью и памфлетной направленностью. Этот роман занимает особое место среди других романов Тургенева по своей политичности и злободневности.
И. Тургенев — «Дым»: анализ произведения и объект писательской сатиры
Конечно же, для того чтобы проанализировать эту работу, ее нужно прочесть в полном объеме. Но даже прочитав краткое содержание произведения «Дым» Тургенева, можно понять, что автор пытается разоблачить жажду власти, духовную бедность и интеллектуальную тупость в определенной аристократической среде.
В случае с событиями, описанными в «Дыме», становится понятно, что предметом тургеневской насмешки стала группа генералов-аристократов, а также их крепостнические реакции. С другой стороны, произведение «Дым» Тургенева достаточно сатирично высмеивает и другую сторону «вражеского фронта» − революционную эмиграцию.
Россия и цивилизация
О вечно-бабьем в связи с Россией понаписано немало. Но Тургенев идет по этой проторенной дорожке одним из первых. Литвинов выбирает не только невесту, женщину, он выбирает Россию. Ирина олицетворяет Россию, погруженную в болтовню. Россию работорговли, прикрытую светскими манерами. Ирина погибает, и находит в этом некое упоение. Это своего рода забегающее вперед декадентство, духовная чахотка с примесью снобизма. Сколь ни глупы и бессердечны окружающие ее люди, только в их окружении она чувствует себя выше, только среди них она может быть пусть злобным, но умом. Россия Ирины — мерзкое бабье болото, в котором можно подличать и притворяться, вариться в соку удушающей чувственности, ни к чему не стремясь и не прилагая усилий. Россия — бар и холопов. Она и сама мыслит по отношению к Литвинову в категориях владения и собственности.
Барином может стать только холоп и лакей. Потому что эти явления существуют во взаимосвязи. Поэтому русская жажда барства, столь презираемая Потугиным, ярче всего проявляется в распространении холопства. Лизать до изнеможения, в надежде, что история сделает круг, создастся новая очередь, и лизать начнут уже тебя. Сегодня кружок Губарева с подпевающей Суханчиковой, а завтра у нее уже своя партия. И такая же система отношений.
Среди свободных людей не может быть ни того, ни другого. Но много ли в России свободных людей? Литвинов приходит к выводу, который неожиданно повторит несколько десятилетий спустя, правда в абстрактном виде, самый одиозный наш мыслитель — Иван Ильин: «Нам, русским, рано иметь политические убеждения». Отчего? Почему? Из монологов Потугина становится ясно. Потому что в условиях неразвитости внутреннего чувства свободы, все политические убеждения сводятся к одной знакомой песне — закличке хозяина, барина.
«По речам террорист, по призванию квартальный». Что ж случится со страной, если в ней вдруг основное политическое убеждение (единое для всех, иного не бывает при холопстве) начнет вдруг выражать террорист-квартальный?
«Дым» — роман о будущем России. Но Тургенев пытается уйти от избитой дилеммы Россия-Запад. Проблема лежит в совершенно другой плоскости. Что выбрать? Дело, принципы или болтовню и дым? Цивилизацию или самодовольное варварство, где самолюбование — единственное лекарство от бедности и запустения? Собственный дом или вечные скитания и жизнь чужим, заемным? Последнее и предлагает Литвинову Ирина.
Конечно, мысль Потугина о том, что приведись России провалиться бесследно, остальные народы в плане наук и технологий это и не почувствуют, по-чаадаевски резка. Но когда читаешь его тирады сейчас, суждение не кажется диким. Мы опять одиноки? Мы опять ничего не дали миру?
Потугин мечтает в «Дыме» о том, чтоб в России завелась цивилизация. Эти мысли созвучны современной эпохе. Не европейская цивилизация, а тип общества, отличный от варварства. Он верит в то, что в России появятся новые люди, люди дела, воли, поступка, самостоятельные, не терпящие холопства. В романе они есть — Татьяна и Литвинов.
Разрыв
Эта героиня является олицетворением и художественным воплощением всего лучшего, что писатель видел в женщине. Татьяна умна, скромна, добра, но главное — отличается необыкновенной душевной чуткостью. При встрече с женихом она почувствовала в нем перемену задолго до того, как он осмелился признаться ей в измене. После небольшого разговора девушка почти обо всем догадалась, и это поставило Литвинова в тупик. В сцене объяснения несомненное нравственное преимущество остается за Татьяной. Она держала себя спокойно и благородно, не устраивала своему бывшему жениху никаких сцен, с достоинством приняла его отказ от помолвки как данность
Роман Тургенева «Дым», анализ которого должен содержать краткую характеристику этой героини, акцентирует внимание на духовной красоте девушки, которая, страдая и мучаясь после разрыва отношений, тем не менее нашла в себе силы жить дальше
Роман И.С. Тургенева «дым» в идеологическом контексте 50-х -70-х годов XIX века
Романное творчество И.С. Тургенева, как отмечали современники писателя, «всегда было наполнено духом эпохи, выражало насущные потребности и чаяния общества» .
Роман «Дым» (1867) в ряду остальных произведений автора отличается особой злободневностью и тесной связью с наиболее серьезными проблемами пореформенного быта России. Недаром П.В. Анненков назвал свою статью, посвященную произведению, «Русская современная история в романе «Дым»» (1867).
Гораздо менее исследована связь полемической, общественной стороны тургеневского «Дыма» с русской публицистикой конца 1850-х начала 1860-х годов, то есть с отечественной периодикой до начала работы писателя над произведением. Изучение этих связей открывает тот факт, что Тургенев не только внимательно читал статьи своих идейных оппонентов, но и в ряде случаев с ними солидаризировался, используя их удачные выражения и определения в качестве материала для создания полемического, дискуссионного фона в своем романе. В этом плане показательна публицистика издателя «Колокола» А.И. Герцен и писателя-славянофила И.С. Аксакова.
Известно, что идейной основой романа «Дым» послужила полемика между И.С. Тургеневым и А.И. Герценом, представленная в цикле статей последнего «Концы и начала» (1862-1863), печатавшихся в «Колоколе»58.
Свое отношение к новым воззрениям автора «Колокола» Тургенев выразил в письме от 27 октября /8 ноября 1862 года, в котором заявлял А.И. Герцену: « .. . вы бьете по всему, что каждому европейцу, а потому и нам, должно быть дорого, по цивилизации, по законности, по самой революции, наконец — и, налив молодые головы вашей еще не перебродившей социально-славянофильской брагой, пускаете их хмельными и отуманенными в мир, где им предстоит споткнуться на первом шаге»59.
Позже, эта дискуссия была перенесена Тургеневым на страницы «Дыма», отразилась в речах Потугина, которые, в свою очередь, спровоцировали новые полемические выпады А.И. Герцена60.
В ней сатирически обрисовываются военные чиновники николаевской эпохи: «Из военной рассадницы, взлелеянной императором Николаем, вышла целая лейб-ширинга молодых генералов, играющих важные роли…» (курсив наш — И.А)62. Описание генералов в «Колоколе», характеристика их деятельности соотносится с изображением молодых генералов в сцене пикника из романа «Дым».
В журнале генералам даны следующие характеристики: «Выращенные, выпрямленные, застегнутые и пущенные на свет Николаем, эти неогатчинские воины мира … , эти люди консерватизма, строя, погончиков и петличек прикинулись реформаторами … Кто во что горазд, тот то и улучшает … пекутся о цивилизации, распространяют свет, строятся в уровень века, чувствуют силу новых идей. Эпоха Возрождения да и только! Вот вам и образчик»63.
В десятой главе Литвинов попадает на генеральский пикник. Данная сцена перекликается с вышеназванной статьей «Колокола».
Образ баденских генералов в известной мере созвучен приведенным характеристикам
Знакомя читателя с представителями военных верхов, Тургенев также обращает внимание прежде всего на внешность героев: « … на кавалерах были сюртуки с иголочки, но в обтяжку и с перехватом ..
Низенький черный галстук туго стягивал шею каждого из этих кавалеров, и во всей их осанке сквозило нечто воинственное … Все эти воины были превосходно выбриты, продушены насквозь каким-то истинно дворянским и гвардейским запахом, смесью отличнейшего сигарного дыма и удивительной пачули.
Мотивы романа
В романе «Дым» Тургенев изображает особое состояние мира, периодически повторяющееся: люди потеряли ясную, освещавшую их жизнь цель; смысл жизни заволокло дымом. Герои живут и действуют как будто впотьмах: спорят, ссорятся, суетятся, бросаются в крайности. Им кажется, что они попали во власть каких-то темных стихийных сил. Как отчаявшиеся путники, сбившиеся с дороги, они мечутся в поисках ее, натыкаясь друг на друга и разбегаясь в стороны. Их жизнью правит слепой случай. В лихорадочной скачке мыслей одна идея сменяет другую, но никто не знает, куда примкнуть, на чем укрепиться, где бросить якорь.
В этой сутолоке жизни, потерявшей смысл, и человек теряет уверенность в самом себе, мельчает и тускнеет. Гаснут яркие личности, глохнут духовные порывы. Образ «дыма» — беспорядочного людского клубления, бессмысленной духовной круговерти — проходит через весь роман и объединяет все его эпизоды в симфоническое художественное целое. Развернутая его метафора дается к концу романа, когда Литвинов, покидающий Баден-Баден, наблюдает из окна вагона за беспорядочным кружением дыма и пара.
Ирина — нетипичная тургеневская героиня
Выясняется, что еще задолго до встречи с Татьяной Литвинов имел знакомство с некой дамой — Ириной Осининой. Герой познакомился с ней, когда она была прекрасной семнадцатилетней девушкой, обладающей особой красотой. Она принадлежала к обедневшему княжескому роду и обладала безукоризненно правильными чертами лица, белокурыми волосами и глазами дивной красоты.
Между молодыми людьми возникла симпатия, и они уже начали строить совместные планы на будущее. В разгар их романтических отношений в Дворянском собрании намечался бал, и Осинины решили вывести Ирину в свет. Девушка долго сопротивлялась, но как раз сам Литвинов и настоял, чтобы она приняла участие в этом мероприятии, которое изменило всю ее дальнейшую судьбу.
Явившись на бал, своею красотой Ирина произвела настоящий фурор, и ее успех среди кавалеров был ошеломляющим. Воспользовавшись ситуацией и поняв, что рано или поздно девушка сможет сделать выгодную партию, один из родственников Осининых берет над нею попечительство, делает ее своей наследницей и увозит в Петербург. Литвинов же отправляется на учебу за границу, и связь между влюбленными окончательно разрывается.
Развязка
Большое значение для понимания характера героинь имеет объяснение, которое дал Потугин герою относительно своих отношений с Ириной. Он рассказал, что сам странно влюблен в эту женщину, но что эта любовь принесла ему только одни страдания и огорчения
Он назвал свои чувства темной страстью и советовал Литвинову обратить внимание на Татьяну, у которой золотое сердце и благородный характер. Главный герой, однако, чувствовал себя уничтоженным и разбитым после разрыва с невестой и отказа Ирины
Он чувствовал, что недостоин первой, а продолжать тайные отношения со второй просто не в состоянии. В тоске и отчаянии он уезжает в Россию, не представляя, как будет жить дальше и уже не надеясь как-нибудь наладить свою разбитую жизнь.
Заключение
Роман «Дым», финал которого приводит героя к Татьяне, простившей своего неверного жениха, в конце дает некоторые пояснения к названию книги. В описании возращения героя в Россию звучит мысль о том, что его любовь, бесконечные споры, борьба мнений, суета мыслей, все эти бесконечные споры о судьбах России — всего лишь мираж, который рассеивается, как дым, со временем. И как видимое подтверждение этой идеи автор ввел сцену, в которой герой видит на постоялом дворе тех, кто с таким ожесточением спорил о судьбе страны. Теперь они предстали его глазам в самом неприглядном виде, споря о лошадях и постое. В своем поместье он кое-как начинает вести хозяйство. Теперь Литвинов уже не строил блестящих проектов по преобразованию, а действовал исходя из конкретных потребностей. Он даже немного преуспел и расплатился с долгами отца. Через некоторое время герой узнал, что Татьяна живет неподалеку и занимается школой для крестьян. Литвинов написал ей письмо, в ответ она пригласила его к себе домой, где и состоялось их примирение.