Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание рассказа Маленький солдат Платонова История о маленьком мальчонке во время войны вовсе не была выдуманной Платоновым. Он описал реально произошедшую историю. Война писателю была знакома не понаслышке, он был военкором.
- Мексиканец — краткое содержание рассказа Лондона Юный Фелипе Ривера хочет послужить на благо мексиканской революции. Он приходит в Хунту, предлагая свои услуги. Ее члены настороженно отнеслись к парню, подозревая в нем шпиона Диаса. Ему поручили самую простую и ненужную работу
- Краткое содержание рассказа Воробей Тургенева История начинается с того, что охотник возвращается домой по небольшой аллее, собака чувствует что-то и начинает тихо красться.
- Дракон — краткое содержание сказки Шварца На кухне у очага вольготно расположился кот. Уставший с дороги путник, которого звали Ланцелот зашёл в дом. Он позвал хозяев, но в ответ никто не отозвался, и тогда он обратился к коту. Тот рассказал, что хозяин архивариус Шарлемань
VII
Четыре года провел Илья на чужбине. Сначала он учился в Дрездене у русского рисовальщика Ивана Михайловича, а затем перевел его барин в живописную мастерскую к ватиканскому мастеру Терминелли. Здесь у русского таланта появилось много достойных заказов, которые он с блеском выполнял. Расписывал Илья потолки и стены на знатных виллах, за что получал по триста лир в неделю, а порой и более того.
Терминелли настойчиво предлагал Илье остаться в Италии навсегда, обещал самые дорогие и почетные заказы, о которых можно только мечтать. Однако Илья сильно тосковал по своей сторонке. Ему часто снились родные поля и леса, маленькая местная церквушка, которую он мечтал расписать по-новому. Наконец, решился Илья и тронулся в дальний путь домой. Было это в конце марта.
X
Работал молодой художник радостно и вдохновенно. Ему хотелось расписать новую церковь не в строгом каноническом, а в «радостном» стиле. И это замечали многие простые люди, которые не были знакомы даже в азами живописи. Иногда заходил в церковь и Сергей Дмитриевич. Барин придирчиво оценивал работу Ильи, часто высказывал свои замечания и пожелания, на которые молодой художник реагировал достаточно резко. Однажды Илья поставил барину условие: или пишу, как умею, или нанимайте другого мастера. После этого случая Сергей Дмитриевич перестал давать советы, даже в церковь стал приходить редко.
Когда работа была окончена, Илье стало грустно. Юноше показалось, что впереди пустота, его душа жаждала получить ответ на вопрос, а как жить дальше? И в этот сложный период жизни Илья опять увидел необыкновенные глаза, которые смотрели на него с небес. Видение длилось всего лишь пару секунд, но от этого взгляда душа юноши вновь наполнилась радостью.
Художественная литература
Оглавление
III VII VIII XII XIII XIV XVI XVII XVIII Примечание
Дачники с Ляпуновки и окрестностей любят водить гостей «на самую Ляпуновку». Барышни говорят восторженно:
Удивительно романтическое место, все в прошлом! И есть удивительная красавица… одна из Ляпуновых. Целые легенды ходят.
Правда: в Ляпуновке все в прошлом. Гости стоят в грустном очаровании на сыроватых берегах огромного полноводного пруда, отражающего зеркально каменную плотину, столетние липы и тишину; слушают кукушку в глубине парка; вглядываются в зеленые камни пристаньки с затонувшей лодкой, наполненной головастиками, и стараются представить себе, как здесь было. Хорошо бы пробраться на островок, где теперь все в малине, а весной поют соловьи в черемуховой чаще; но мостки на островок рухнули на середке, и прогнили под берестой березовые перильца. Кто-нибудь запоет срывающимся тенорком:
«Невольно к этим грустным бере-га-ам…» — и его непременно перебьют:
— Идем, господа, чай пить!
Пьют чай на скотном дворе, в крапиве и лопухах, на выкошенном местечке. Полное запустение — каменные сараи без крыш, в проломы смотрится бузина.
— Один бык остался!
Смотрят — смеются: на одиноком столбу ворот еще торчит побитая бычья голова. Во флигельке, в два окошечка, живет сторож. Он приносит осколок прошлого — помятый зеленый самовар-вазу и говорит неизменное:
«Сливков нету, хоть и скотный двор». На него смеются: всегда распояской, недоуменный, словно что потерял. И жалованья ему пять месяцев не платят.
— А господа все судятся?! — подмигивая, удивляется бывалый дачник.
Двадцать два года все суд идет. Который барин на польке женился… а тут еще вступились… а Катерина Митревна… наплевать мне, говорит. А без ее нельзя.
И опять все смеются, и сараи — каменным пустым брюхом.
Идут осматривать дом. Он глядит в парк, в широкую аллею, с черной Флорой на пустой клумбе. Он невысокий, длинный, подковой, с плоскими колонками и огромными окнами по фасаду — напоминает оранжерею. Кто говорит — ампир, кто — барокко. Спрашивают сторожа:
— А может, и рококо?
— А мне что… Можеть, и она.
Входят со смехом, идут анфиладой: банкетные, боскетные, залы, гостиные — в зеленоватом полусвете от парка. Смотрит немо карельская береза, красное дерево; горки, угольные диваны-исполины, гнутые ножки, пузатые комоды, тускнеющая бронза, в пыли уснувшие зеркала, усталые от вековых отражений. Молодежь выписывает по пыли пальцами: Анюта, Костя… Оглядывают портреты: тупеи, тугие воротники, глаза навыкат, насандаленные носы, парики — скука.
— Вот красавица!
Из-за этого портрета и смотрят дом.
— Глаза какие!
Портрет в овальной золоченой раме. Очень молодая женщина в черном глухом платье, с чудесными волосами красноватого каштана. На тонком бледном лице большие голубые глаза в радостном блеске: весеннее переливается в них, как новое после грозы небо, — тихий восторг просыпающейся женщины. И порыв, и наивно-детское, чего не назовешь словом.
— Радостная королева-девочка! — скажет кто-нибудь, повторяя слово заезжего поэта.
Стоят подолгу, и наконец все соглашаются, что и в удлиненных глазах, и в уголках наивно полуоткрытых губ — горечь и затаившееся страдание.
— Вторая неразгаданная Мона Лиза! — кто-нибудь скажет непременно.
Мужчины — в мимолетной грусти несбывшегося счастья; женщины затихают: многим их жизнь на минуту представляется серенькой.
— Секрет! — спешит предупредить сторож, почесывая кулаком спину. — На всякого глядит сразу!