Активизация «инстинктивной памяти» как необходимое условие установки на чтение и анализ стихотворения В.Набокова «Лестница».(5 класс.)
Стихотворение «Лестница» В.Набокова, предлагаемое для изучения в 5 классе программой по литературе для 5-6 классов средней школы под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В.Г.Маранцмана, — первая ступень на пути восхождения к Набокову.
Стихотворение «Лестница», безусловно, близко эстетике М.Пруста и представляет собой вариант «поисков утраченного времени», где жизнь реальная сменяется припоминаемой жизнью в грезах. Но в отличие от Пруста, Набоков запечатлел мгновение, когда время «найдено» животворящей силой памяти.
По Прусту, прошлое -«каждый час прожитого нами бытия» — словно «консервируется» в объектах, прячась в них до поры до времени. И является в тот момент, когда срабатывает «инстинктивная память». «Инстинктивная память» — одно из центральных понятий в эстетике Пруста. Как и любая другая память, «инстинктивная память» отправляется от объекта — предмета, явления, реального факта. Внешним толчком «включения инстинктивной памяти» может быть вкус печенья «Мадлен», звуки шагов на лестнице, название книги. Все, отложившееся и сохранившееся в объекте, являет, в конечном счете, не сам объект, а впечатление, состояние, вызванное им когда-то. Так, при воспоминании «лестницы в большом туманном доме» в стихотворении Набокова появляется сначала зрительный образ, затем, импрессионистическая мелодия звуков шагов и, наконец, весь поток ожившего, ощущаемого прошлого. Где и счастливые невыразимые мгновения «А луч, по косяку взбегающий впотьмах, а шелест шелковый, а поцелуй в дверях?», и первые поэтические откровения: следы выдают характер человека проходящего, а последовательность звуков шагов и эха рождают мелодию. Мелодия же у каждого своя.
Воспоминание связано с осознанием утраты юношеской наивности и чистоты восприятия мира, гармонизированное возможностью с помощью лестницы (объекта, где «консервируется» прошлое) возвращаться к самому себе, «каким уже не будешь никогда».
Лестница выводит в реальность настоящего мира — поэт уходит «в сумрак ночи снежной» — но через открывшиеся двери памяти. «Взаимопроникновенность прошлого и настоящего» (6, с.58) остается, следовательно, утрата «Да, сердце верило, да, было небо сине…» — лишь частинна.
Как все это донести до пятиклассников, предупредив возможность упрощения лирического смысла и разрушения туманно-прозрачной, как в дымке, фактуры стихотворения?
Как приблизить стихотворение к ученикам, создать атмосферу, необходимую для личностно-окрашенного восприятия и анализа?
Вначале, в качестве установки на чтение, нужно открыть им путь и средства путешествия во времени, погрузив ребят в их собственное прошлое.
Известно, что десяти-одиннадцатилетние дети живут ситуативно-настоящим «здесь и сейчас». Опыт самонаблюдения в этот период развития чаще всего отсутствует, поэтому попытка вспомнить себя 4-5 лет назад может положить начало приобретению данного опыта. Кроме того, путешествие в собственное прошлое развивает разные формы воображения и эйдетическую память (эйдетизм — rp.eidos — образ — разновидность образной памяти, способной к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального об раза воспринятых ранее предметов и сцен; необходимая часть образного мышления.)
Для осуществления этих задач могут быть предложены следующие пути. За день до изучения стихотворения детям сообщается тема будущего урока и дается домашнее задание: безусловно, у ребят остались дома старые детские книжки, те, которые они, еще не умея читать, когда были маленькими, увлеченно рассматривали; те, которые им читали родители. Наверное, бывало и такое: когда рассматриваешь книгу, вдруг теряешь ощущение пространства, и кажется, что ты где-то совсем далеко, путешествуешь в воображаемом мире.
Ученики должны разобрать (лучше вместе с родителями, но можно и без них) свои старые детские книжки. Найти ту, которую особенно любили, вспомнить, что они чувствовали, рассматривая любимую картинку старой детской книжки, и написать к будущему уроку небольшую письменную работу на тему: «Что я чувствовал, рассматривая любимую картинку старой детской книжки — раньше и сейчас.» Урок начинается чтением домашних работ, например.
«Слово», анализ рассказа Набокова
«Слово» – короткий рассказ Владимира Набокова. Впервые произведение было опубликовано в 1923 году. Его напечатала русская эмигрантская газета «Руль», выходившая в Берлине. Владимир Набоков вместе с семьей навсегда уехал из России весной 1919 года. На протяжении нескольких лет писатель получал образование в Тринити-колледже Кембриджского университета. Там он занимался изучением романских и славянских языков и литературы. После окончания Кембриджа в 1922 году Набоков перебрался в Берлин.
Главный герой рассказа, от лица которого ведется повествование, во сне попадает в рай. Вообще сны играют важную роль в творчестве Набокова: они встречаются во многих его произведениях, причем имеются в виду и стихотворения, и проза. При этом интересно, что писатель относился к ним пренебрежительно. Герой «Слова» видит множество ангелов, которые идут на райский праздник. Они предстают в качестве посредников, ведь о Божестве герой даже не смеет мыслить.
Крылья ангелов описываются следующим образом: «Крылья, крылья, крылья! Как передам изгибы их и оттенки? Все они были мощные и мягкие – рыжие, багряные, густо-синие, бархатно-черные с огненной пылью на круглых концах изогнутых перьев». Здесь возникает ассоциация с крыльями бабочек. Бабочки – неотъемлемая часть образной системы многих произведений Набокова. Писатель заинтересовался ими еще в детстве. Сначала он занимался энтомологией на любительском уровне, затем – на профессиональном. В «Слове» образы бабочек и ангелов сливаются, что продиктовано не в последнюю очередь идеей о божественной природе прекрасного.
Герою хочется остановить ангелов, чтобы задать самый важный вопрос. Он желает узнать, как можно спасти его родную страну, которая умирает «в тяжких мороках». Естественно, речь в данном случае идет о России, оказавшейся под властью большевиков. Главный герой пытается поговорить с ангелами, но те не обращают на него внимания. Диалог не складывается, что приносит ему страдания. Вдруг случается чудо: один из ангелов все-таки подходит к нему. Здесь есть важный момент. У остановившегося «серого ангела» герой замечает «сетку голубых жилок на ступне и одну бледную родинку» и понимает, что этот ангел «еще не совсем отвернулся от земли». В итоге герой слышит заветное слово, но забывает его в момент пробуждения.
Произведения искусства для Набокова – откровение, преображающее мир. При этом читатель (или герой) не может воспринять спасительную весть, которая содержится в слове или тексте.
- «Машенька», анализ романа Набокова
- «Машенька», краткое содержание по главам романа Набокова
- «Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова
- «Защита Лужина», анализ романа Набокова
- «Дар», анализ романа Набокова
- «Дар», краткое содержание по главам романа Набокова
- «Лолита», анализ романа Набокова
- «Круг», анализ рассказа Набокова
- «Гроза», анализ рассказа Набокова
- «Лолита», краткое содержание романа Владимира Набокова
- «Камера обскура», анализ романа Набокова
- «Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова
- Набоков Владимир Владимирович, краткая биография
- «Рождество», анализ рассказа Набокова
- «Обида», анализ рассказа Набокова
По писателю: Набоков Владимир Владимирович
Тематическое и стилистическое влияния И.А.Бунина в рассказе В.Набокова «Обида» и подведение итога ученичеству
Ведущие критики русского зарубежья: Г.Адамович, ІХБицилли, А.Бем, В.Вейдле, В.Ходасевич и Г.Струве,- писавшие о творчестве Набокова, говорили о влиянии Бунина на язык Набокова, но делали упор на том, насколько оригинальна структура повествования и само мировоззрение Набокова. Так, Глеб Струве писал в газете «Русский в Англии»: «Трудно найти Сирину предков в русской литературе. Как стилист, он кое-чему научился у Бунина, но трудно представить себе писателей более различных по духу и сущности.» (108.,с.234.). Бунин становился историко-литературной точкой отсчета в дискуссиях критиков о творчестве Набокова. Не отрицал влияния Бунина на свою прозу и Набоков. В июле 1931 года в парижской газете «Последние новости» был опубликован рассказ Набокова «Обида» с посвящением И.А.Бунину. Тематически и стилистически «Обида» связана с целым рядом рассказов Бунина, повествующих о душевных переживаниях подростка, разворачивающихся на фоне русской деревенской природы: «Первая любовь» (1890г.), «Кукушка» (1898г.), «На даче» (1895г.), «Далекое» (1903г.), а также эпизодами из «Жизни Арсеньева». Рассказ Набокова представляет собой психологический этюд, изображающий и исследующий драму одиночества подростка-героя Пути Шишкова.
«Обида — это чувство горечи и досады, вызываемое несправедливым, оскорбительным отношением к себе» — такое толкование дает словарь СИ.Ожегова, об этом рассказ, где обида предчувствуется героем, рождается, зреет, прорывается и просветляется. Причем этапы развития чувства четко не ограничены, оно импрессионистично перетекает. Таким образом, название указывает на жанровое своеобразие и принадлежность рассказа лирической прозе.
Жизнь одного дня Пути Шишкова изображена как лирический поток впечатлений, чувств, мыслей, воспоминаний, введенный в русло традиционной структуры повествования, где сохранены соразмерность всех композиционных звеньев, четкая последовательность в развитии сюжета, раскрывающего отношения героев через причинно-следственные связи. Однако, герои представлены в определенной плоскости — плоскости восприятия Пути Шишкова, в свете его чувства. Чувства — главный «герой» рассказа, в следствие чего он лишается ярко вьфаженной динамики, сюжет теряет эпическую значимость, приобретает вспомогательные функции.
В «Обиде» отдельные мгновения одного дня Пути Шишкова -созерцательные и событийные — самоценны. Они важны не столько потому, что раскрывают характер героя, а потому что с ними неразрывно связаны чувства и впечатления Пути, составляющие в своей неповторимости его существование. Поэтому эпизоды максимально лирически заполнены. Формой передачи авторского чувства, скрытого лиризма становятся доминантный мотив — настроение, интонация, ритмическая организация прозы: использование приемов звукописи, ассонансов и аллитераций; чередование речевых тактов, пауз, ударений, повторов; а также трудноуловимые переходы от объективного повествования (от 3-го лица) к воссозданию эмоциональных экспрессивно-оценочных наблюдений героя в форме несобственно-прямой и косвенной речи. Например: «Теперь коляска катилась по яыльной пухлоя дороге, обсаженной дородными березами. Сейчас, вот сейчас из-за парка, выглянет зеленая крыша — усадьба Козловых. Путя знал по опыту, как все будет неловко и противно, и с охотой бы отдал свой новый велосипед «Свифт» — и что еще в придачу? — стальной лук, скажем, и пугач, и весь запас пробок, начиненных порохом, — чтобы сейчас быть за десять верст отсюда, у себя на мызе, и там проводить летний день, как всегда, в одиноких, чудесных играх.»