Основная мысль
Свою знаменитую поэму русский писатель, драматург и журналист написал еще в 1969 году, по сути, это автобиография, так как автор делится с читателями собственными грустными воспоминаниями, тяжелыми переживаниями и мыслями.
Произведение Александра Трифоновича Твардовского представляет собой трехчастную композицию, в которой затрагиваются многие важные темы, в частности:
- раскаяние и личная вина человека;
- память и забвение;
- историческое возмездие;
- сыновняя ответственность.
Анализируя текст, можно понять, что писатель при его создании преследовал одну цель. Он хотел напомнить, что даже тем людям, которые не принимали непосредственное участие в страшном злодеянии, нет прощения. Их вина, пусть и косвенная, в том, что они молчали и не препятствовали злу, которое свершалось во время сталинского режима. Автор хотел показать читателям, как важна историческая память. Отказ от нее может приравниваться к отказу от ответственности.
Композиция
Поэма состоит из 15 глав, связанных тематически и структурно. Каждая глава – отдельный островок, “остановка” в путешествии, где-то её делает поезд, где-то память лирического героя, а иногда и отвлечённые размышления о вечных ценностях. Сама композиция строится от отправления лирического героя из родного города со жгучей тягой к новым далям до самого Владивостока, которой становится конечным пунктом.
Произведение относится к жанру поэмы. Особенностью поэмы Твардовского является её эпичность. Учитывая большой объём, структуру и разнообразие тематического содержания поэмы её называют лирико-философской эпопеи. Нужно отметить, что многие главы были задуманы как лирические стихотворения и лишь в конечное издание вошли в структуру поэмы. Стих Твардовского лёгок и прост, это отличает все произведения автора. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
Анализ главы «Два солдата»
Глава «Два солдата» в юмористическом духе показывает связь поколений, на которой держится боевой дух армии. Теркин, солдат войны нынешней, и «дед-хозяин», отвоевавший свое, отдавший свой долг отечеству, быстро находят общий язык, и происходит это не только потому, что Тёркин легко и просто решает все «хозяйственные проблемы», а потому, что оба они — защитники Родины, и их разговор — «разговор… солдатский»
Этот полушутливый разговор, в котором каждый из собеседников норовит «подколоть» другого, на самом деле касается очень важной темы — исхода нынешней войны, самого главного вопроса, который только может волновать сейчас любого русского человека: «Отвечай: побьём мы немца Или, может, не побьем?». Его, вопрос этот, задаёт Тёркину старый солдат, и ответ Теркина, данный им тогда, когда солдат, готовясь уходить, был уже «у самой двери», короток и точен: «Побьём, отец…»
Здесь автор замечательно использует знаки препинания: троеточие в конце предложения лишает этот ответ «казённого патриотизма», оно показывает, что Теркин знает, сколь трудным будет путь к победе, но и уверен также, что победа обязательно наступит, что русский солдат сумеет ее добиться. От такой интонации раздумья и уверенности одновременно слова героя приобретают особое значение, становятся особенно весомыми. Автор заканчивает явно юмористическую главу (одно предложение Тёркина «помочь» старухе жарить сало чего стоит!) серьезными, выстраданными словами героя, которые доходят до сердца читателя и становятся его собственным убеждением в победе.
Анализ главы «Переправа»
В главе «Переправа» Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле». В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним. Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига «ребят», выполнивших свое задание ценой потерь: «Этой ночи след кровавый В море вынесла волна». «Вцепившийся» в правый берег «первый взвод» не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: «Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу». И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку («Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна») для того, чтобы сообщить «Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!». После того, как он сообщает о готовности первого взвода «переправу обеспечить», Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут — и он должен вернуться.
Строфы, размер и рифмовка
Почти вся поэма написана разговорным четырёхстопным хореем, передающим шаг пехотинца. Находкой Твардовского стали строфы с разным количеством строк (от двух до десяти). Твардовский завершал строфу вместе с каждой отдельной мыслью. Рифмовка в пределах строфы разнообразная: неупорядоченно чередуется смежная и перекрёстная. Некоторые строки могут не иметь рифмы или рифмоваться по три строки.
Сами рифмы часто неточные, ассонансные или диссонансные. Всё это разнообразие рифмовок и строф служит одной цели – приблизить речь к разговорной, сделать стихи понятными и живыми. С этой же целью Твардовский отдаёт предпочтение простой бытовой лексике, просторечным выражениям и грамматическим конструкциям (использование предлога про вместо о). Он говорит просто даже о патетическом, речь его героя и автора подобны и просты.
«Книга про бойца» («Василий Теркин») Александра Твардовского стала народной книгой во время войны, потому что ее автору удалось рассказать о войне устами солдата, на котором всегда держались и будут держаться величие России и ее свобода. Даже такой сверхстрогий ценитель, как И. А. Бунин, откровенно враждебно относившийся к советской литературе, восхищался «Теркиным» и талантом его автора. Особенности военного времени определили художественное своеобразие поэмы: она состоит из отдельных глав, сюжетно не связанных между собой («На войне сюжета нету», — говорит автор), каждая из которых повествует о каком-то эпизоде из боевой жизни главного героя. Такая композиция произведения вызвана еще и тем, что оно печаталось во фронтовых газетах, на отдельных листовках, и читатель не имел возможности следить за сюжетом — кто его знает, попадет ли к нему «продолжение» истории Тёркина, ведь война есть война, тут загадывать нельзя…
Популярные сегодня пересказы
- Зеленый шатер — краткое содержание книги Улицкой Роман начинается с радио оповещения о том, что генеральный секретарь Сталин смертельно болен. Семьи трёх девочек – Тамары, Гали и Оли восприняли это объявление как смерть Сталина. Семья Тамары радовалас
- Мнимый больной — краткое содержание комедии Мольера Мольер написал произведение «Мнимый больной». В самом начале автор описывает нам сцену, где Арган считает свои расходы по счетам, которые предоставил ему аптекарь Флеран. Мужчина лечился, но с каждым месяцем чувствовал себя все хуже
- Бедность не порок — краткое содержание комедия Островского Оставшись безучастными ко всеобщему святочному веселью, в доме богатого провинциального купца, Егорушка рассказывает Мите о том, что Гордей Карпыч очень зол на своего брата Любима Карпыча.
- Царь Федор Иоаннович — краткое содержание пьесы Толстого Вся история произошла в доме известнейшего человека, Шуйского. Все начинается с того как бояре вместе с духовенством такой важный вопрос как развод Федора. Причиной такого решения стало, то что его жена не могла иметь детей.
Средства выразительности
Язык поэмы яркий и сочный, помимо эпитетов, метафор и олицетворений, в произведении много пословиц, поговорок, различных фразеологизмов и устоявшихся выражений народного характера. Широту русской души, её масштабность и безграничность автор рисует с помощью всех известных средств выразительности, включая эпитеты, метафоры, синекдоху, метонимию, антитезу, иронию, гиперболу и литоту. Картины словно оживают на страницах поэмы, заслуга в этом разнообразные тропы и стилистические приёмы.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Цицерон» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр
Следующая
Анализ стихотворений«Песня про купца Калашникова» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – тема, история создания, жанр, проблемы
«Поэма «По праву памяти»»
Смыкая возраста уроки. Сама собой приходит мысль — Ко всем, с кем было по дороге Живым и павшим отнестись. А. Твардовский Великие события, произошедшие в нашей стране, отразились в творчестве Александра Трифоновича Твардовского и в форме прямого их изображения, и в форме связанных с ним отдельных переживаний-размышлений. В этом смысле его творчество в высшей степени злободневно. Крупнейшим послевоенным произведением Твардовского явилась поэма “За далью — даль”. В жанрово-тематическом плане — это лирико-философское раздумье, “дорожный дневник”, с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы — необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора — пассажира поезда “Москва—Владивосток”. Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя. Поэма “По праву памяти” мыслилась первоначально автором как одна из “дополнительных” глав к поэме “За далью — даль”, приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя “По праву памяти” не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным “циклом”, вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора “Василия Теркина”. Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины. Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:
Перед лицом, ушедших былей Не вправе ты кривить душой, — Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой…
Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы.
И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою.
Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:
Готовы были мы к походу Что проще может быть: Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если — То и жизнь отдать… Лишь от себя теперь добавим. Что проще — да. Но что сложней?
Вторая глава “Сын за отца не отвечает” самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму “По праву памяти”.
Конец твоим лихим невзгодам, Держись бодрей, не прячь лица. Благодари отца народов. Что он простил тебе отца.
Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.
Да, он умел без оговорок, Внезапно — как уж припечет — Любой своих просчетов ворох Перенести на чей-то счет: На чье-то вражье искаженье Того, что возвещал завет. На чье-то головокруженье От им предсказанных побед.
Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы. В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, “живы” наши предки, их дела и подвиги. Память — это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает:
Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу…
Эта поэма — своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.
А вы, что ныне норовите Вернуть былую благодать, Так вы уж Сталина зовите — Он Богом был — Он может встать.
Произведение Твардовского «По праву памяти»
Александр Твардовский (1910—1971) — известный советский поэт, военный корреспондент, лауреат Сталинской премии. На протяжении многих лет возглавлял один из самых крупных литературных журналов СССР «Новый мир». В первую очередь прославился как автор военной поэмы «Василий Теркин».
Произведение «По праву памяти» не было опубликовано полностью при жизни поэта. Оно не прошло цензуру и долгие годы было под запретом. Впервые целиком было напечатано только в годы Перестройки — в 1987 году.
Поэма основана на реальных фактах биографии Твардовского, содержит осмысление им своей жизни и судьбы страны.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
История создания, чему посвящено
Произведение «По праву памяти» Твардовский писал долго — с 1963 по 1969 год. Супруга поэта вспоминала, что такая длительность написания связана с тем, что в 1965 году умерла мать Твардовского, к которой он был глубоко привязан. Но не только переживания по поводу кончины близкого человека не давали вовремя закончить поэму.
Автор признавался, что считает «По праву памяти» — одним из самых главных своих произведений. Поэма имеет исповедальный характер. В ней Твардовский, по его словам, пытался «Немую боль в слова облечь».
Вторая половина 1960-х годов стала временем нападок и гонений на возглавляемый им журнал «Новый мир». После начала «оттепели» это издание стало прибежищем прогрессивных антисталинистских сил. Здесь печатались писатели и поэты, которые не могли получить разрешение на публикацию своих произведений в других советских журналах.
После смещения Хрущева в 1964 году в партийном руководстве укрепились консервативные позиции. «Оттепель» была заморожена. Процесс десталинизации начал сворачиваться. Окончательно в немилость властей Твардовский впал после отказа им одобрить судебный приговор писателям Даниэлю и Синявскому в 1966 году. Последней точкой стало неодобрение поэтом введения советских войск в Чехословакию во время Пражской весны 1968 года.
В 1969 году Твардовский был снят с поста редактора журнала «Новый мир» и вскоре тяжело заболел. Он скончался в 1971 году. Таким образом, поэма «По праву памяти» стала не только его последним крупным произведением, но и своеобразным завещанием, подводящим итоги его жизни.
Основные темы поэмы:
- историческая память;
- покаяние;
- ошибки прошлого;
- личная и общественная вина;
- сталинизм;
- репрессии;
- забвение;
- трагедия российской истории XX века;
- сопротивление реставраторской кампании по оправданию Сталина;
- сыновья и отцы.
Чему посвящено произведение:
- осмыслению исторического прошлого советской страны;
- попытке понять феномен любви народа к Сталину;
- раскаянию поэта за свои заблуждения;
- осуждению тенденции предать забвению репрессии и другие ошибки сталинской эпохи;
- потребности проследить связь между поколениями, отцами и сыновьями.
История публикации:
- Изначально произведение задумывалось как продолжение опубликованной в 1961 году поэмы «За далью – даль», в которой содержалась критика культа личности Сталина.
- Первая глава была напечатана в 1969 году в январском журнале «Новый мир» как отдельное стихотворение под названием «На сеновале».
- Вторая и третья части поэмы были запрещены цензурой сроком на 18 лет.
- Полностью произведение было опубликовано в 1987 году: в журнале «Знамя» № 2 и «Новом мире» № 3.
История создания
Со времени написания произведения и начнем целостный анализ «По праву памяти». Написано оно было в 1966-1969 годы. Автор пытается опубликовать свое творение на страницах «Нового мира». Но цензура настойчиво не пропускает поэму к печати. Критика Сталина в эти годы сменилась полным забвением и умолчанием. Твардовский так и не увидел поэму в печати. Новое произведение задумывалось как дополнение к работе «За далью — даль». Позже оно стало самостоятельным. Как покажет детальный анализ по главам, «По праву памяти» Твардовского — это произведение, которое отразило реакцию автора на политическую обстановку 60-х годов.
Публикации «Нового мира» приобретали явный оппозиционный характер. В 1968 году советские танки появились на улицах Праги, и в тетради Твардовского появилась запись: «Как в 45-м нас встречала Прага, и как встречает в 68-м». Писатель осудил эту акцию и не поставил подпись под письмом к чехословацким писателям. Это поступок с большой буквы — гражданский, человеческий. Но у чиновников это вызвало раздражение, и они буквально ополчились на журнал и главного редактора. Почему опубликовать эту поэму в те годы было немыслимо, покажет детальный анализ. «По праву памяти» — работа, которая была опубликована в журнале «Знамя» лишь в 1987 году.
Особенности произведения
Композиция поэмы включает три раздела:
- «Перед полетом» — глава описывает наивные и чистые юношеские упования лирического героя;
- «Сын за отца не отвечает» — глава повествует о трагической судьбе народа во времена правления Сталина;
- «О памяти» — заключительная глава посвящена обличению кампании забвения сталинских преступлений.
В произведении ярко отобразился свойственный Твардовскому обостренный историзм поэтического мышления, обозначение нравственной, гражданской, творческой позиции. Он неоднократно подчеркивал, что
Замечание 1
Память становится для писателя фундаментом творческого мировоззрения, ключом к пониманию главной универсальной ценности – человеческой жизни, точнее, миллионов человеческих жизней, искалеченных сталинскими репрессиями.
Само произведение стало сатирическим разоблачением тоталитаризма, поэма приобретает трагедийное звучание, окончательно утрачивая оптимизм ранних произведений автора. Поэма носит ярко выраженный автобиографический характер, представляет собой своеобразную исповедь о прожитой жизни самого Твардовского и всего народа. Повествование характеризуется высокой правдивостью изображения, воскрешает «живую», не отпускающую боль трагических событий русской истории начала прошлого века.
Поэма – это осмысление поэтом всей его прожитой жизни, в которой отразились все противоречия, все трагические события, с которыми столкнулись в первой половине прошлого столетия миллионы людей. Главным мотивом произведения выступает мотив поисков правды, истины в мире. В данном аспекте поэма является продолжением созданной раннее поэмы «За далью – даль».
Мотив поисков правды пронизывает произведение, начиная от первых строк, обращения поэта к себе:
Тема репрессий, справедливости, возможностей построения нового мира приобретает в поэме глубоко личностный, интимный характер. Автор рассказывает читателю о нелегкой судьбе своей семьи, безвинно обвиненной и раскулаченной. Предлагает читателю задуматься над тем, каково было отцу Твардовского – крестьянину-труженику, который зарабатывал хлеб своим трудом, принять
Каково было его семье оказаться по несправедливому приговору в «краях, где виснет иней».
Он раскрывает все двуличие, всю лживость известного лозунга Сталина «Сын за отца не отвечает» рассказывая, какой травле подвергался он лично из-за отца. Подчеркивает, что во времена сталинских репрессий, сын отвечал за отца, от него требовалось «забыть», «в забвенье утопить живую боль».
Твардовский подчеркивает, что слова «отца народов» вступают в противоречие с законами Божьими, с требованиями «почитать отца своего». Соответственно, голос Сталина звучит в произведении как голос, противостоящий человеческой сущности и природе, как голос Сатаны.
Воспоминания, горькая, мучительная память об ужасах и преступлениях Сталина, о жестокой эпохе, правда о брежневских временах, которые продолжают покрывать преступления сталинского периода, ее ложь, двуличность – все это пронизывает последнюю поэму Твардовского.
Твардовский стал для русской литературы и культуры в целом не просто поэтом, литератором, но голосом и совестью народа. В сложные времена он взял на себя роль рупора свободолюбия, правдоискателя. Тем самым он получил широкое признание общественности, и одновременно – негодование властей, официоза, угодливых критиков-конформистов. После выражения осуждения подавления Пражской весны 1968 г. советскими танками, журнал, редактором которого являлся Твардовский, был разогнан, сам редактор был уволен. Советская власть обвиняла Твардовского в недостатке партийности, клевету на советскую действительность, ее очернительство. Гонения и травля во многом стали причиной смерти поэта.
Сама поэма при жизни автора опубликована не была, она появилась в печати лишь в 1987 г., спустя почти десятилетие, после того как ее создать ушел из жизни.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что поэма «По праву памяти» стала вершиной творчества Твардовского, она ознаменовала полный отход автора от оптимизма, которым отличались его первые произведения. В центре внимания поэта – сложные исторические судьбы русского народа в первой половине прошлого столетия.
Сын за отца не отвечает
Эти пять слов были сказаны в кремлевском зале «вершителем земным» судеб, И. Сталиным. Автор обращается к молодому поколению, которому уже трудно представить, какой резонанс имела в обществе эта короткая фраза. Для людей его, автора, поколения анкетная графа о происхождении имела «зловещий» смысл. В сталинское время те, кому с графой не повезло, подставляли «для несмываемой отметки» свое чело, чтобы всегда быть под рукой, «на случай нехватки классовых врагов». Самые близкие друзья отворачивались и боялись сказать слово в защиту «сына врага народа», который, в большинстве случаев лично ничем не провинился перед режимом, но должен был нести кару за «прегрешение» отца. После исторического заявления Сталина же можно было благодарить вождя за то, что он простил родного отца.
Сталину, впрочем, не пришло вовремя на ум, что такой «реабилитированный» сын вполне мог бы ответить за несправедливо осужденного отца — того, что работал всегда в поте лица, и приходя домой обедать, клал на стол усталые рабочие руки. На этих руках не было отдельных мозолей — она была сплошная.
Автор слышит в свой адрес обвинения в сердобольности, в попытке смотреть на вещи «с кулацкой колокольни» и «лить воду на мельницу врага». Автору уже надоело «слышать эхо древних лет», ведь ни колоколен, не мельниц тех нет на свете уже давно. Зато сам крестьянин, «голоштанный помощник» Советской власти, ни в чем не ее упрекал, а только славословил и благодарил за «земельку долгожданную» Любой репрессированный искренне верил, что несправедливый приговор будет немедленно отменен, едва Сталин лично «в Кремле письмо его прочтет». Крестьяне, выселенные с насиженных мест, не унывали, и переходили в рабочий класс. Теперь эта почетная дорога была для них открыта: ведь сын за отца не отвечал. Однако скоро все пошло по-прежнему. Стране, казалось, все не хватало клейменых сыновей. Только война предоставляла «право на смерть и даже долю славы». Страшно было только пропасть без вести или же оказаться в плену. Тогда приходилось проследовать под гром победы с двойным клеймом из плена в плен. Вряд ли Родина стала счастливей, собрав рать своих сынов под небом Магадана. У советских людей появился в лице Сталина новый бог, звавший «отринь отца и мать отринь»… В особенности это касалось национальных окраин, переселенных народов — крымских татар и пр. Автор свидетельствует о том, что отец как раз должен отвечать головой за сына, и жаль, что сам Сталин не стал ответчиком ни за своего сына, ни за дочь.