Краткое содержание
Раскольников планирует убить старуху-процентщицу, «бесполезную вошь». Для начала он навещает её и закладывает часы. По дороге назад Раскольников знакомится с Мармеладовым. Семён Мармеладов рассказывает, что его жена и трое детей голодают, дочь от первого брака Соня вынуждена заниматься проституцией, чтобы прокормить семью, а сам Мармеладов крадёт у больной жены деньги и пропивает. Раскольников провожает Мармеладова и оставляет его семье немного денег.
Раскольников получает письмо от матери и узнаёт, что его сестра Дуня пошла работать к Свидригайловым, чтобы оплатить учёбу брата. Там девушку унижали, она бросила эту работу и планирует выйти замуж за состоятельного Петра Лужина. Образы Сони Мармеладовой и сестры Дуни, вечных жертв, мучают Раскольникова. Ему снится сон об избитой до смерти лошади.
Раскольников убивает Алёну Ивановну топором. Ему приходится убить и не вовремя вернувшуюся домой Лизавету. Студент забирает у процентщицы какие-то ценности, прячет их. На нервной почве сильно заболевает. За ним ухаживают Настасья и Разумихин.
Родион уже хочет сознаться в преступлении, но на улице видит, как карета сбивает пьяного Мармеладова. Он отдаёт Мармеладовым последние деньги. В Петербург приезжают Дуня и Пульхерия Александровна, которые готовятся к браку Дуни и Лужина. Раскольников знакомится с Лужиным и убеждается, что это негодяй. Разумихин влюбляется в Дуню.
Раскольников приходит в полицейский участок, чтобы узнать у Порфирия Петровича, как вернуть часы, сданные им Алёне Ивановне в залог. Порфирий Петрович говорит с Раскольниковым о его «теорийке», которую студент описал в статье: для великого дела человек имеет право совершить преступление. Люди делятся на обыкновенных, которые права на убийство не имеют, и необыкновенных, для которых не может быть закона (как, к примеру, Наполеон).
Раскольникова мучит раскаяние. Он много беседует с истинно религиозной Соней Мармеладовой.
В Петербург приезжает Аркадий Свидригайлов. Он добивается встречи с Дуней. Родиону отвратителен Свидригайлов, домогавшийся Дуни, но в то же время студент понимает, что это именно такой человек, которого он описывал в своей статье, — человек, способный переступить через жертву и пойти дальше.
Раскольников уже готов признаться в убийстве, но вдруг выясняется, что вину взял на себя маляр Микола.
На поминках Семёна Мармеладова Лужин пытается оклеветать Соню, однако Лебезятникову удалось уличить его во лжи, и правда выясняется.
Родион говорит Соне, что это он убил старуху-процентщицу. Соня жалеет его и понимает его муки. Раскольников, уступая просьбам Сони, кается в убийстве. Он сослан в Сибирь. Соня едет за ним.
В Сибири Раскольникову снится сон о трихинах (кошмар, в котором люди заражаются жестокостью и уничтожают друг друга). Он осознаёт гибельность своей идеи. Раскольников позволяет себе полюбить Соню Мармеладову. Начинается новая жизнь.
Краткий анализ героев романа Достоевского
Особо детально следует изучить анализ героев Преступление и наказание Достоевского. Автор описал их максимально детально, полностью раскрыв характер каждого персонажа.
Начать анализ героев следует именно с Родиона Раскольникова. Он является здесь главным действующим лицом. В романе он много размышляет и пытается найти себя в этой жизни. Это несостоявшийся, запутавшийся в жизни человек с весьма незаурядными умственными способностями. Назвать его глупым нельзя. Родион учился на юриста, но по причине нехватки денег бросил обучение. Он вырабатывает теорию о том, что есть великие и простые люди. При этом постоянно думает над тем, кем же в этом мире является он сам. Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, он и решается на ужасающее преступление. Правда, после этого его начинает мучать совесть. Ведь, по сути, он хороший, достаточно добрый человек.
В анализе романа Преступление и наказание Достоевского нельзя не упомянуть старуху, которая давала бедным деньги под большие проценты. Ее зовут Алена Ивановна. Как раз она и стала жертвой придуманной Родионом теории. Автор представляет данную особу далеко не нежной и доброй. Это невероятно жестокая, даже бессердечная женщина. Она пользовалась тем, что люди находятся в безысходном положении и попросту наживалась на них. Кроме того, она выступала в качестве настоящего тирана по отношению к собственной сестре.
Также при анализе Преступление и наказание Ф. М. Достоевского нужно вспомнить о Семене Мармеладове. Это глава семьи. Правда, при этом он является слабовольной особой. Он взял из чувства жалости в жены многодетную вдову, но тяжесть ответственности при этом вынести не смог. Именно на его примере автор отчетливо показал, как жизнь может уходить у человека из-под ног. Всего несколько лет тому назад мужчина жил размеренной жизнью, у него была постоянная работа. Правда, идиллия вскоре закончилась. Его уволили, после чего мужчина пристрастился к алкоголю и все его семейство вынуждено было жить в нищете.
Дочерью Мармеладова является Соня. Ее судьба не может не вызвать искреннее сочувствие и жалость. Девушка довольно робкая, весьма скромная, но только достигнув совершения, начинает трудиться по желтому билету. В противном случае у ее семьи не будет денег хоть на какое-то существование. Она продает собственную невинность всего за тридцать рублей. При этом девушка продолжает верить во Всевышнего, пытается сделать все, чтобы ее душа осталась чистой. Волей судьбы она знакомится с главным героем. Именно с ее помощью он начинает раскаиваться и возрождается в нравственном плане.
Супругу Мармеладова зовут Катерина Ивановна. Она кардинально отличается от своего благоверного. У женщины есть образование, она умеет вести себя в обществе и не лишилась нравственности. У нее трое детей. Кроме того, женщина стала мачехой для Сони. Жизнь в семействе Мармеладова вызывает у нее исключительно душевные страдания. Ей невыносимо смотреть на вечно пьяного супруга и нищету, в которой приходится жить. При этом исправить ситуацию она не в силах. В результате многочисленных нервных потрясений у нее развивается чахотка.
Дуня является сестрой главного героя, но кардинально отличается от него. У девушки убеждения максимально твердые, а нрав стойкий. Она душевна, тепла по отношению к своему брату, пытается помочь ему решить возникшие проблемы. Оказывает поддержку. Чтобы улучшить положение собственной семьи, она даже готова выйти замуж за нелюбимого человека. Правда, этого в итоге так и не свершилось.
Другом главного героя является Дмитрий Разумихин. В итоге он также становится супругом ее сестры. Автор его представляет открытым и благородным. Парень в любой момент готов оказать помощь. Характер у него хороший, твердый. Молодой человек хочет трудиться честно, а жить размеренной жизнью. Он является надежным и верным другом.
Последним стоит упомянуть Аркадия Свидригайлова. Это потерявшийся человек. Он представлен в виде самодура далеко не с самыми чистыми намерениями. Не удивительно, что его судьба оказывается весьма печальной. Данный герой убивает себя.
Символика в романе
В романе много символичных сцен, которые имеют большое значение для понимания смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова. Через образы сновидений к нему приходят важные мысли, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.
Сон о лошади
В главе об этом сне Родион видит себя в детском возрасте. Он идет к церкви мимо кабака. Раскольников замечает пьяных мужичин, которые избивают маленькую лошадь. Родион не может им помешать. Церковь здесь олицетворяет добро, а кабак, где пили мужчины — зло. Они находятся рядом, потому что каждый сам волен выбирать между добром и злом. Сон призывает Родиона увидеть, что он должен выбрать добро.
Сон об Африке
Родион видит голубую воду, песок, оазис. Это олицетворение чистоты. Сон снится перед убийством, говоря о том, что Раскольников еще может выбрать чистое сердце, не оскверняя его грехом.
Сон об Илье Петровиче и хозяйке
В этом эпизоде Родиону снится сон на грани бреда. Ему кажется, что пришел полицейский Илья Петрович и на нижнем этаже избивает хозяйку квартиры. Эта сцена выступает двойником убийства, которое совершил Родион. Герой боится быть пойманным и ничего не предпринимает для спасения хозяйки во сне.
Сон о смеющейся старухе
Родион оказывается в квартире процентщицы и видит ее там. Он пытается убить старуху, но она только смеется над ним. Родион выбегает из квартиры и видит, что там на него смотрит толпа. Смех — это победа старухи — убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести. Это означает полное крушение теории Раскольникова о «наполеоновском человеке».
Сон о конце света
Люди больны ужасной болезнью. Они убивают друг друга. Шанс на спасение имеют только те, кто несет в мир добро. Сон снится Родиону на каторге и означает очищение души и избрание правильного пути.
Об авторе
Будущий писатель, автор психологического и философского романа «Преступление и Наказание» Фёдор Михайлович Достоевский родился в Москве в 1821 году. Его отец был лекарем при Мариинской больнице для бедных, именно благодаря этому факту Фёдор Достоевский с раннего детства проникся состраданием к людям. Ему часто приходилось если не видеть, то слышать печальные истории человеческих судеб. А первой книгой, которую прочитал Достоевский, стала Библия в пересказе для детей.
Первый роман Достоевского “Бедные люди” сразу получил одобрение уважаемых критиков (в частности, Белинского) и принёс автору успех. Читатели восхищались новизной и глубиной мыслей писателя, правда, с некоторыми литераторами отношения у Достоевского складывались крайне напряжённо – его недолюбливали, считая чересчур самовлюблённым.
Одно время Фёдор Михайлович увлёкся социализмом и присоединился к кружку “петрашевцев” – там он и его единомышленники обсуждали насущные политические проблемы. Именно за участие в деятельности кружка Достоевский был объявлен преступником и приговорён к смертной казни.
И вот, приготовившись к неминуемой смерти и практически стоя на эшафоте, писатель узнал о замене смертной казни ссылкой в Сибирь. Это событие оказало огромное влияние на мировоззрение Достоевского и заставило его ещё больше проникнуться идеями христианства и верой в Бога.
Он мог играть каждый день и с каждым разом проигрывать всё больше денег, а когда деньги заканчивались, на кон ставилось имущество, причём закладывал он не только свои вещи, но и вещи своей жены. Из-за пагубного увлечения писателю нередко приходилось жить впроголодь и писать романы не столько ради торжества мысли, сколько ради заработка.
Но не это стало причиной его смерти – литератор скончался от туберкулёза на 59-м году жизни. Похоронную процессию сопровождала огромная толпа, состоявшая как из преданных читателей, так и из коллег-писателей – все были потрясены внезапной потерей творца.
История написания
Федор Михайлович не сразу придумал заглавие роману. У Достоевского было несколько различных вариантов. Известное читателям название появилось на завершающем этапе работы.
Суть заглавия «Преступление и наказание» подробно раскрывается в процессе прочтения книги. Сначала Родион, охваченный верой в свою теорию, лишает жизни старуху-процентщицу, перейдя черту нравственности. Затем писатель развенчивает заблуждения Раскольникова, сам герой мучается, и вскоре попадает на каторгу.
Такое наказание выпало герою из-за того, что он считал себя выше других. Лишь раскаяние подарило ему шанс спасти душу. Также писатель демонстрирует неотвратимость наказания за любое преступление. И это не только юридическая, но и моральная кара.
Помимо вариативности в заглавии, у произведения сначала была совсем другая концепция. Находясь на каторге, автор думал представить свое творение, как исповедь Родиона, желая продемонстрировать его духовный опыт.
Над произведением Достоевский работал в течение года. По окончании написания романа его опубликовали в популярном издании «Русский вестник». Читатели и критики неоднозначно отреагировали на творенье Федора Михайловича. Некоторые отзывались резко негативно, другие, напротив, бурно восхищались.
В восьмидесятых годах XIX века произведение перевели на несколько европейских языков. «Преступление и наказание» сильно повлияло на мировую литературу: авторы начали постепенно развивать тематику, которую затронул Федор Михайлович, бесцеремонно подражая классику. Кроме того, на основании романа во всем мире ставили спектакли, произведение не раз было экранизировано.
Главные герои
Родион Раскольников
Главный герой романа. Молодой человек 27-ми лет. Замкнут, задумчив, несчастен. Находится в бедственном положении. Нищенское состояние и гордыня порождают в голове Родиона идею о «наполеоновском человеке», способном на убийство ради выгоды. Именно к таким людям и причисляет себя герой, но он ошибается. После совершения преступления Раскольников оказывается на грани сумасшествия.
Алена Ивановна
Она была неприятной личностью во всех планах: внешне и по характеру. Она думала только о собственной выгоде и была равнодушна к чужому горю. Обладая богатством, не собиралась делиться им со своей больной сестрой Лизой.
Семен Мармеладов
Отец семейства. Будучи бедным, он начинает пить, что и мешает ему получить работу. У героя нет средств к существованию. Из-за пристрастия к алкоголю он вводит в бедственное положение всю семью.
Мармеладов способен к милосердию и состраданию. Все поступки героя искренни. Он противен сам себе, потому что осознает, в какое положение он привел близких.
Соня Мармеладова
Дочь Семена Мармеладова от первого брака. Это добрый, жалостливый человек, готовый к самопожертвованию. Для того чтобы прокормить семью, она переступила свои принципы, стала проституткой.
Катерина Ивановна
Жена Мармеладова. По происхождению – дворянка. Но жизнь ее сложилась так, что в молодости она осталась одна с тремя детьми. Несмотря на бедственное положение, героиня до последнего не опускает руки и борется за существование. Она представляет образ сильного человека.
Дуня Раскольникова
Младшая сестра Родиона. Это красивая девушка 22-х лет, обладающая стойким характером. Гордая и образованная, работала гувернанткой, чтобы прокормить себя, мать и брата. Несмотря на плохое материальное положение, не сдавалась, всегда держала себя достойно, и даже в бедном платье выглядела красиво. Дуня представляет образ женщины, готовой пожертвовать своим счастьем ради родных.
Дмитрий Разумихин
Друг Раскольникова. Дворянин, сирота с веселым нравом, отличается оптимизмом, простотой. Самые важные качества — ум и честность. Дмитрий умеет любить. Именно поэтому писатель доверяет ему сестру Дуню, пережившую столько тягот бедной жизни.
Свидригайлов
Порочный человек. Был шулером, сидел в долговой тюрьме, женился на Марфе Петровне из-за денег, изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой, довел до самоубийства лакея Филиппа. Является двойником плохой стороны Раскольникова, тем самым человеком без совести.
Философия романа Преступление и наказание
Проблему идеи романа «Преступления и наказания» первым затронул Белинский. Он считал, что идея романа не сконцентрирована в образе Родиона Раскольникова, а как мозаика собирается из мировосприятия ключевых персонажей. Идея романа «Преступление и наказание» неразрывно связана с философским мировоззрением Ф.М. Достоевского, для которого деяние Родиона Раскольникова – это преступление против заповедей и совести. В романе мы видим столкновение идей, а именно философии гуманизма, религиозной философии и теории Раскольникова. Создавая свою философию, главный герой практически отрекался от всех традиционных общественных ценностей и норм морали.
По мнению Ф.М. Достоевского, Родион Раскольников является грешным человеком. Под этим Достоевский подразумевал не только грех убийства, но и гордыню, мысль о том, что все – «твари дрожащие», а он, «право имеющий».
Старуха процентщица воплощает собой алчность, жестокость и беспринципность. Она – соблазн для Раскольникова. Она – способ проверить его теорию.
Важным персонажем повествования Достоевского является Сонечка Мармеладова. Она – носитель идеи духовного начала, мира и любви. Её страдания – отражения трудностей идущего по пути добродетели.
Составляющие идеи романа Преступление и наказание
Полной противоположностью Сонечке Мармеладовой, является Свидригайлов, который воплощает в себе Раскольникова в будущем: без принципов, без сожалений и совести. Он является одним из важных героев, формирующих идею романа «Преступление и наказание». Его образ призван подчеркнуть, что Раскольников без покаяния не имеет будущего. В. Б. Шкловский подчеркивал, что Свидригайлов – это освобождение от запретов нравственности, данное злодею, не знающему ничего, кроме своих желаний, и приходящего к смерти. Отсюда и безоговорочное понимание того, что Свидригайлов покончил с собой.
Порфирий Петрович является носителем идей справедливости и неизбежности наказания
Он вносит в повествование идею неотвратимости расплаты и подчеркивает ее важность. Порфирий Петрович убедительно доказывает, что выбор бегства не соответствует выбору свободы
Отсюда можно сформулировать идею романа следующим образом: «Преступление – гибель. Покаяние – шанс на будущее». Раскольников на краю гибели сумел раскаяться, тем самым освободился от нежизнеспособной теории и познал любовь.
Смысл названия
Достоевский вкладывал в название больший смысл, чем можно было предположить. Оно отражает две главные темы – совершенное преступление и понесенное наказание, но под наказанием Достоевский скорее подразумевал не юридическую ответственность, а душевные страдания героя из-за собственных грехов.
Первое слово в названии подчеркивает сделанный поступок, а второе говорит о каре, которая настигнет героя вслед за прегрешением. По названию становится ясно, о чем же пойдет речь в произведении, но роман посвящен не детективному расследованию, а философским рассуждениям и мыслям Раскольникова. Он рассказывает о расплате, которая настигает каждого из героев по мере повествования за их пороки, и именно это и отражено в названии.
Преступление и наказание анализ произведения
Анализ Преступление и наказание Достоевского начнем с используемых автором приемов. В данном произведении отмечается непоследовательность хронологии событий. Именно за счет этого удалось максимально точно передать, насколько нестабильным было душевное состояние героя, продемонстрировать как он потерял смысл собственной жизни.
Роман поистине уникален. Об этом нельзя не сказать при анализе произведения Преступление и наказание. В нем отмечается сразу несколько мотивов. Среди них любовные, психологические, философские, детективные, а также криминал и остросоциальная проблематика. Все эти мотивы тесно связаны друг с другом и переплетаются при этом с фантастикой, которая проявляется в сновидениях.
Преступление и наказание история создания
В то время, когда Достоевский находился на каторге, ему приходилось общаться с разными людьми. Это были как политические преступники, так и весьма опасные воры и убийцы. Видя подобные типажи, Федор Михайлович сделал определенные выводы. Он решил, что многие из них шли на преступления в моменты отчаяния. Ведь, когда отменили крепостное право, у крестьян попросту не было денег на нормальную жизнью. Немало из них уезжали в крупные города, где злоупотребляли алкоголем, воровали и даже совершали убийства.
Как раз в тот момент у автора и появилась идея написать роман, наполненный внутренними душевными конфликтами и жизненными драмами. Работал над ним писатель в течение двух лет. Сразу же после завершения, роман опубликовали в популярном на то время журнале под названием Русский вестник. Правда, реакция на данное произведение оказалась весьма неоднозначноя. Одни восхищались им, другие же высказывали полное неприятие.
Жанр, тема и композиция
Делая анализ Преступление и наказание по главам, следует прежде всего определить жанр данного произведения. Это реалистический роман, в котором присутствуют признаки философии и психологической драмы.
Также при анализе романа Преступление и наказание, следует выделить его главную тему. Автор поднимает вопрос о жизни человека в нечеловеческих условиях. В итоге он теряет в ней смысл, становится озлобленным.
Делая анализ частей Преступление и наказание, стоит сказать, что их в общей сложности 6. Также отмечается наличие эпилога. При этом все части также подразделяются на главы. Их в пределах 6 – 7.
В самом начале романа автор знакомит читателя с главным действующим лицом и дает при этом ему характеристику. Он описывает, какой образ жизни ведет Раскольников, как готовится к задуманному преступлению. В дальнейшем при этом он уже описывает, что было после убийства, каким оказалось наказание. В завершающем роман эпилоге он при этом указывает на раскаяние Раскольникова.
Отношение Достоевского к философии Раскольникова
Достоевский не поддерживал теорию Раскольникова. Он всячески подчеркивает её нецелесообразность и нежизнеспособность, так как русскому человеку чужд индивидуалистичный подход, сдобренный гордыней и нигилизмом.
Ф. М. Достоевский показывает, что наказание способно вызвать искреннее раскаяние, способное искупить любой грех. Но путь к раскаянию тернист. Не каждый способен пройти его от начала и до конца. Чистая совесть и легкость на душе – вот награда искупившему свою вину. Однако, если же человек не раскаивается, то он все глубже вязнет в пучине бездуховности, превращаясь в тень самого себя. Важную роль в изображении философской мысли Ф.М. Достоевского играют сопутствующие образы матери, сестры и друга. Благодаря им, он внятно оформляет идею того, что как бы человек не стремился к одиночеству погрязнув в пучине заблуждения – семья изначально является спасательным тросом, способным спасти заблудшую душу.
Главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.
Ф.М. Достоевский иллюстрирует зарождение идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Именно поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне отразить теорию Родиона Раскольникова, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности.
Роман «Преступление и наказание» представляет собой не просто детектив или «криминальный роман» – это сложная многоуровневая философская проза, направленная на раскрытие человеческой природы. Будучи человеком религиозным Ф.М. Достоевский отразил беду души человеческой сквозь призму религии.
Основная тема
“Преступление и наказание” Федора Достоевского – это произведение, которое глубоко погружается в самые важные аспекты человеческой жизни и философии. Одной из центральных тем в этой книге является поиск смысла жизни и самоопределение.
Главный герой, Родион Раскольников, представляет собой пример человека, который находится на перепутье и ищет свой путь в жизни
Его внутренний монолог и внутренние конфликты становятся важной частью романа, где автор исследует сложные внутренние переживания и конфликты
Одновременно с этим, роман затрагивает вопросы нищеты и социальной несправедливости. Раскольников оказывается в сложной финансовой ситуации, и это становится одним из факторов, приводящих его к принятию решения о совершении преступления. Достоевский через этот сюжет поднимает важные социальные вопросы, связанные с бедностью и социальными давлениями.
Семья также играет важную роль в романе. Взаимоотношения Раскольникова с сестрой Дуней, матерью и другими членами его семьи подчеркивают тему семейных ценностей и влияния семьи на формирование личности.
Закон и мораль сталкиваются в романе с философией “сверхчеловека”, которую Раскольников пытается оправдать своими действиями. Этот конфликт ставит под сомнение нравственные нормы и вызывает важные диалоги о морали в современном мире.
Таким образом, “Преступление и наказание” Федора Достоевского представляет собой глубокое и многогранное произведение, в котором автор исследует темы самоопределения, нищеты, семьи, закона и морали. Раскольников становится символом человеческой души, которая сталкивается с жизненными вызовами и стремится найти гармонию с самой собой и с миром вокруг.
Социальные, психологические и философские идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Несколько причин толкнуло Раскольникова на преступление. Критик Писарев считал, что причина в бедственном положении Раскольникова, что «его болезнь не в мозгу, а в кармане». Но есть и другая причина – идеологическая. В то время была популярна, благодаря окружению Белинского, социальная идея, состоящая в том, что преступления порождает несправедливое устройство общества, а если устранить внешние препятствия, можно изменить мир к лучшему, и тогда преступления исчезнут.Эту идею озвучивает в романе «пошленький и глуповатый» сторонник прогрессивных взглядов Лебезятников, второстепенный, карикатурно изображенный персонаж. Против таких воззрений социалистов возражает друг Раскольникова Разумихин, считая, что нельзя устроить общество «праведным и безгрешным» в один миг, не беря в расчет натуры и души человека.
Раскольников, увлекшись новыми идеями своего времени, создает теорию и решается на убийство «по совести» ради восстановления справедливости. Достоевский же показал, что «совесть без Бога» может «заблудиться до безнравственного».
Раскольников опубликовал в газете «Периодическая речь» статью «О преступлении»,в которой изложил свою теорию о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», ссылаясь на примеры исторических личностей таких, как Наполеон, способных принести в жертву жизни многих простых людей ради преобразования мира. Эту теорию он решается проверить на практике, считая, что благодаря убийству зловредной чиновницы-процентщицы он сможет помочь другим людям. Следователь Порфирий Петрович, прочитавший статью Раскольникова, излагая ее содержание, низводит философские рассуждения к уголовно-юридическому толкованию.
Несостоятельность своей теории Раскольников осознает не сразу после трагедии. Но он понимает, что не принадлежит к разряду людей необыкновенных, имеющих право на злодейство, даже руководствуясь альтруистическими порывами.
Знакомство с Соней Мармеладовой пробудило в Раскольникове осознание своей вины. Именно у этой девушки, тоже переступившей черту, погубившей себя ради спасения детей своей мачехи, униженной и отвергнутой, он ищет понимания. Раскольников считает, что она тоже совершила преступление – «себя убила». Признаваясь Соне в убийстве, он говорит, что тоже «не старуху, а себя убил». Правоту теории Раскольникова малообразованная Соня в диалоге с ним разрушает своей непоколебимой верой. Она отвечает Родиону на его доводы, что от него «Бог отвернулся», помогая преодолеть безверие, читает ему Евангелие. Для нее заповедь Христа «Не убий» — непреложная истина святости любой жизни.
Нравственные и психологические причины преступления раскрываются в снах главного героя. Ум и логика приводят его к заблуждениям в реальном мире, а подсознание дает подсказки к пониманию истинного смысла. В каждом сне на протяжении всего романа отражается душевное состояние Раскольникова.
Накануне убийства ему снится сон-предупреждение, что замышляемое убийство заставит страдать. Он, видя себя во сне ребенком, идущим по дороге с отцом к церкви мимо кабака, страдает и плачет при виде зверства пьяных мужиков, забивающих немощную лошадь.Затем снится сон, отражающий мечты об иной жизни,полной света, тепла и пространства: ему грезится оазис в пустыне. После преступления Раскольников погружается в болезненный полусон, в котором, как в бреду, ему чудятся крики квартирной хозяйки, избиваемой полицейским. Его мучает подсознательная боязнь ареста. Потом снится смеющаяся над ним убитая старуха, и он понимает, что никогда не сможет забыть случившегося. На каторге его преследовали во время болезни сны про «моровую язву», ведущей к всеобщему сумасшествию и самоуничтожению, заразив людей жестокостью и злобой. Выздоравливая, он интуитивно понимает погибельную сущность своей теории.
Порфирий Петрович, уговаривая Раскольникова донести на себя,заметил, что хорошо еще, что его теория лишь старушонку позволила убить, а то ведь можно выдумать и такое, что «в сто миллионов безобразнее» будет совершено. Эти рассуждения Раскольников презрительно называет «премудрствующими пророчествами» следователя.
Достоевский предсказал катастрофичность убийства, оправданного теорией. В истории XXв. множество примеров, это подтверждающих. Сторонники большевизма уничтожали ненужных обществу классовых врагов, идеологи нацизма оправдывали массовое уничтожение славян, евреев и других неарийских наций, считая их «недочеловеками».
Раскольников и Соня Мармеладова
Образ Раскольникова. Истоки его преступления
«Преступление и наказание» — самый петербургский роман, места обитания героев описаны достоверно точно и узнаваемы: Сенная площадь, Столярный переулок, Кокушкин мост и пр.Северная столица в романе представлена не парадной стороной с великолепием дворцов и памятников. Достоевский назвал Петербург самым «умышленным» городом, изобразив бедные кварталы, в которых душная атмосфера грязных улиц и подворотен, многочисленных кабаков, дворов-колодцев доходных домов непроизвольно навевает безумные и преступные умыслы. Условия жизни своих героев, обездоленных «маленьких людей», Достоевский изобразил как удушливые, тесные, болезненные, лишающие смысла и веры в Бога.
Не случайно, знакомство с главным героем начинается с первых страниц романа именно на улицах Петербурга.
Внешность Раскольникова привлекательна: он молод, с тонкими чертами и прекрасными глазами, умен и талантлив. Он одет в лохмотья и голодает, живет в комнатушке с убогой обстановкой, напоминающей размерами шкаф или гроб. В этой каморке в его голове родилась дерзкая теория об обыкновенных и необыкновенных людях.
Раскольников учился на юридическом факультете, но испытывая крайнюю нужду, вынужден бросить учебу. Он одержим страшной идеей убийства старухи-ростовщицы, чтобы на ее деньги продолжить образование, помочь близким и проверить свою теорию об оправданных благими намерениями злодеяниях в истории, по которой он сможет понять свой статус: «тварь ли он дрожащая» или ему позволено преступить закон. Раздираемый противоречивыми мыслями, Раскольников находится в нервном напряжении и болезненном состоянии.Преступление еще не совершено, но даже мысль о нем уже является наказанием, лишая покоя, поводя почти до помутнения рассудка. Случайное знакомство с Мармеладовым, его рассказ о своей непутевой жизни и страшной судьбе дочери Сони, подслушанный разговор студента с офицером в трактире, встреча на бульваре с девочкой, ставшей жертвой чьей-то похоти, жизненные обстоятельства его семьи, о которых он узнает из письма матери, окончательно приводят его к мысли довести преступный замысел до конца.
Так нищенское существование, больное самолюбие и непомерная гордыня, породившая теорию, привели Раскольникова на путь преступления. Но в реальной жизни после убийства сложилось не так, как замышлялось. Краденым воспользоваться он так и не смог. Помимо его желания, за гибелью старухи тянутся другие смерти: он вынужден убить ни в чем неповинную Лизавету, которая еще была и беременна, впоследствии умирает от горя мать Раскольникова, понимая, что с сыном случилась беда. Сам Раскольников и вовсе становится отверженным, оказывается на грани сумасшествия. Жизнь как бы раскалывается надвое: до и после преступления.
Владимир Кошевой в роли Раскольникова
Композиция
Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит из 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6–7 глав.
Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и в итоге – совершённое им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.
Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются тёмные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.
В заключительной части романа – в эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.
Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором
Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих из описанных героев ожидает трагическая судьба и к концу романа лишь немногие останутся в живых.
Тематика произведения
Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.
«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.