Основная мысль рассказа на горке носова

Урок литературного чтения во 2 кл. н.н. носов "на горке" - литературное чтение - начальные классы - pedsovet.su

Ход урока.

I. Организационный момент.

— У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости, давайте повернемся и их поприветствуем.

На уроке я сижу

Не шумлю и не кричу

Руку тихо поднимаю

Если спросят отвечаю.

— Рапорт дежурного

Чтобы выразительно, грамотно читать и говорить начнем урок с речевой разминки.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать в которой ты уснешь.

Тетрадь, ботинки, пара лыж

Тарелка, вилка, ложка, нож

И каждый гвоздь и каждый дом

И каравай хлеба

Все это создано трудом

А не свалилось с неба

За все, что сделано для нас

Мы благодарим людей

Придет пора, придет тот час

И мы трудиться будем.

— Какое сейчас время года?

— Сколько зимних месяцев вы знаете?

— Какой сейчас месяц?

— Чтение стихотворения «Декабрь»

Ходит по лесу декабрь

Сыплет жемчуг, серебро

На опушке шумный табор

Непоседливых ворон

Погалдят и разлетятся

Добывать нехитрый корм

А декабрь – им вслед смеется

Осыпать подруг снежком.

— Проведем дыхательную гимнастику

Вдох носом, выдох ртом

Нюхаем цветок

Сдуваем снежинки с ладони.

II. Повторение

— Какой рассказ мы прочитали на прошлом уроке?

— Кто автор этого рассказа?

На доску вывешивается портрет Н. Н. Носова.

— Какие рассказы Н. Н. Носова мы читали?

На доску вывешиваются иллюстрации из рассказов «Живая шляпа», «Огурцы», «Как Незнайка катался на газированном автомобиле».

— Кто главный герой рассказа «На горке»

— С каким новым словом познакомились на прошлом уроке?

— Что такое дворницкая?

III. Изучение нового материала.

— Сообщить детям, что сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом «На горке».

Пересказ 1 части рассказа детьми.

— Давайте проверим как другие мальчики запомнили содержание 1 части.

— Кто главный герой этого рассказа?

— Как ребята строили снежную горку? Прочитайте.

(Дети находят и читают этот отрывок цепочкой по одному предложению)

— Чем был занят Котька Чижов?

— Когда вышел во двор Котька?

— Почему он назван хитрым?

Гимнастика для глаз

Глаза видят все вокруг

Обведу я ими круг

Глазам видеть все дано

Где окно, а где кино

Обведу я ими круг

Погляжу на мир вокруг

— Переходим к 2 части рассказа.

— Пересказ 2 части рассказа.

— Что хотел сделать Котька?

— Для чего он посыпал горку песком?

— Что из этого получилось? Найдите и прочитайте.

Физминутка «Зимняя прогулка»

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,

Там снеговика лепили (махи руками,

А потом с горы катались (волнообразные движения руками,

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком,

В Вову кинули снежком-

В Мишу кинули снежком

Получился снежный ком

Холодно гулять зимой

Побежим скорей домой.

— Обыгрывание 3 части рассказа.

— За что ребята рассердились на Котьку?

— Как Котька исправил свою ошибку?

На доску вывешивается сюжетная картинка к рассказу.

— Посмотрите, это иллюстрация из рассказа.

— Какой отрывок рассказа на ней изображен?

Релаксация «Зимняя прогулка»

— Ребята, сегодня мы отправимся в волшебный зимний лес.

Закрыли глаза и расслабились. Мы идем по узенькой тропинке друг за другом. Легкий ветерок качает верхушки деревьев, а с них то слева, то справа хлопьями падает мягкий пушистый снег. Нам дышится легко и спокойно. По тропинке мы выходим на красивую поляну. Вокруг все кусты и пеньки накрыты шапками белого снега. Хорошо зимой в лесу!

IV. Закрепление.

На доску вывешиваются пословицы.

— Найдите среди этих пословиц ту, которая выражает главную мысль рассказа.

1. Поспешишь — людей насмешишь.

2. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и исправиться.

— Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

(Исправить ошибку Котьке помогли ему его товарищи, которые работали вместе с ним)

— Если человек сделал неправильно, надо признать свою ошибку и постараться исправиться. Главное надо отличать плохое от хорошего, некрасивый поступок помочь исправить и впредь такого не совершать. А если вы ошиблись старайтесь сразу исправить ошибку, постарайтесь стать лучше.

V. Подведение итогов.

— Над каким рассказом сегодня на уроке продолжали работать?

— Кто автор этого рассказа?

— Какое слово мы сегодня закрепили на уроке?

— Что такое дворницкая?

Выставляются оценки.

Как вести читательский дневник

Читательский дневник по рассказу «На горке» Николая Носова

Название: «На горке»

Число страниц: 1

Жанр: рассказ

Главные герои: Котька; ребята, которые построили горку.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Котька — маленький и глупый. Ленивый.

Изобретательный и находчивый.

Ребята — справедливые и ловкие. Трудолюбивые.

Добрые и находчивые.

Краткое содержание рассказа «На горке»

Ребята строили во дворе снежную горку.

Котька смотрел, но не помогал.

Горку полили водой, и дети ушли в дом обедать.

В это время Котька решил прокатиться на горке.

Она оказалась скользкой, поэтому мальчик посыпал её песком.

Основная мысль рассказа «На горке»

Главная мысль рассказа в том, что лениться нельзя.

Основная идея рассказа в том, что нужно хорошо подумать, прежде чем что-то делать.

Чему учит рассказ

Рассказ учит уважать труд других людей, не отдаляться от коллектива и быть трудолюбивым.

Учит обдумывать каждый свой поступок.

Краткий отзыв по рассказу «На горке» для читательского дневника:

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что трудиться с друзьями очень весело.

Котька не понимал этого и не помогал строить горку.

Это интересный и очень смешной рассказ.

Автору удалось показать, как лентяй превратился в трудолюбивого мальчика.

Он понял, что с друзьями хорошо заниматься любым делом.

И трудиться, и играть.

Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда не отказывать в помощи своим друзьям.

Ведь совместный труд сближает.

Пословицы к произведению:

  • Наши пряли, а ваши спали.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Наше счастье в общем труде.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Дорога ложка к обеду.

Ещё читательские дневники по произведениям Николая Носова:

  • «Весёлая семейка»
  • «Витя Малеев в школе и дома»
  • «Дневник Коли Синицына»
  • «Живая шляпа»
  • «Затейники»
  • «Карасик»
  • «Метро»
  • «Мишкина каша»
  • «Незнайка в Солнечном городе»
  • «Незнайка на Луне»
  • «Огурцы»
  • «Приключение Незнайки и его друзей»
  • «Приключение Толи Клюквина»
  • «Тайна на дне колодца»
  • «Телефон»
  • «Тук-тук-тук»
  • «Фантазёры»
  • «Федина задача»
  • Краткая биография Николая Носова и презентация

Ход урока:

1. Орг. Момент

Психологический настрой

Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели.
Улыбнулись от души.
Нам урок пора начать
И задания проверять.

2. Цель урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н. Носова «На горке». Будем учиться читать выразительно произведение, отвечать на вопросы. Будем работать над картинным планом.

3. Опрос домашнего задания

— С каким текстом мы познакомились на прошлом уроке? (И. И. Дик «Красные яблоки»)

— К какому жанру относится это произведение? Это рассказ.

— Что такое рассказ?

— Назовите главных героев произведения? (Валерка и Севка)

— Где они сидели и почему смеялись?

— Как вы думаете, какое «Цирковое представление» происходило за окном?

— Что происходило на асфальте?

— С кем сравнивает рассказчик людей? Прочитайте.

— Найдите в тексте отрывок о том, почему асфальт был покрыт льдом?

— Какую игру придумали мальчики?

— Как вы относитесь к их развлечению?

— Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба)

— Что они должны были сделать?

— Кто мог еще посыпать песком?

Работа по иллюстрациям в учебнике (1 картинка, 2 картинка)

— Почему встрепенулся Валерка?

— Почему он стал помогать маме снимать пальто, чего раньше не делал?

— Что произошло с Валеркой?

— В какой момент он изменился?

— А изменился ли Севка? Почему?

— Каким он остался? (равнодушным)

— Как вы думаете, изменится ли после этого отношение наших героев к людям?

— Так почему рассказ называется «Красные яблоки»? (Красный цвет — цвет тревоги, опасности. Красные яблоки на снегу, как вспышка, как огонь.)

Вывод: Валерка понял, что они поступали неправильно.

4.Знакомство с произведением Н. Носова «На горке»

а) Отгадайте загадку:

Незнайка

Кто является героями его произведений? (Дети)

Николай Николаевич Носов — детский писатель, драматург. Родился он 10 ноября 1908 году в Киеве в семье актера. Свое образование он начал получать в художественном институте в Киеве, но затем перешел в другой институт-кинематографии, в Москве. Свое творчество он посвятил детям — он стал режиссером и постановщиком мультфильмов, а также учебных кинолент.

б) Показ слайдов

Первичное чтение текста

Лексическая работа

Какие слова вам в тексте были не понятны или вы их слышали первый раз?

Дворницкая — устар. сейчас оно встречается редко. Оно означает строение, в котором дворник хранил свои инструменты.

Чтение текста сильными учащимися.

Слушайте внимательно текст.

К какому жанру относится это произведение?

5. Работа над содержанием текста

— Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)

— Каким был Котька вначале рассказа? (хитрым, ленивым)

— Почему он был хитрым? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

— Что сделал Котька, когда ребята ушли?

— Прочитайте.

— Почему Котька посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться)

— Что произошло дальше? (Котька взобрался на горку, но не смог с неё скатиться)

— Как отнеслись к Котьке ребята, увидев горку посыпанную песком?

— Обрадовались они или нет?

— Котька сразу согласился?

— Какое чувство охватило Котьку во время работы?

— Прочитайте?

— Изменился ли Котька?

— Что хотел показать Н. Носов этим произведением? (Нужно быть добрым делать все сообща, не портить то, что сделали другие?

7. Физминутка

С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы
Снегом замело дороги,
не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет,
словно мягкий, рыжий мячик.
Ну, а мы идем, идем
И к себе приходим в дом.

8. Закрепление

ДРУЖБА ЗЛО ЗАВИСТЬ РАДОСТЬ ЛЕНЬ ТРУДОЛЮБИЕ

— Какие слова, по вашему мнению подходят к этому рассказу.

А сейчас мы с вами тоже построим горку. Каждый из вас поставит себе за урок оценку на снежинке. Затем выходите к доске со своей снежинкой, читаете с обратной стороны пример, называете ответ и строим горку из снежинок.

Вот мы и построили горку.

А сейчас мы составим с вами картинный план

1. Ребята строят горку
2. Хитрый Котька
3. Посыпал горку песком
4. Ребята расстроились
5. Помощь друзей

— Когда весело работается?

Сейчас мы с вами споем песню о дружбе — «Настоящий друг»

— С каким произведением мы познакомились на уроке? кто автор этого произведения?

Д/з пересказ текста по плану.

Рефлексия

— Что вам запомнилось с данного урока?

— Что у вакс вызвало затруднение?

— Как вы думаете каким должен быть настоящий друг? (добрым, делать все дела сообща, не портить то, что сделали другие)

Список литературы на лето, 2 класс (переходим в 3 класс)

Программа «Начальная школа XXI века»

  1. Мифы Древней Греции (для детей).
  2. Сказки: «Волшебная лампа Алладина (арабская сказка)» «Волшебное кольцо», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль», «Марья Моревна», «Иван-царевич и серый волк», «Финист — Ясный сокол», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
  3. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
  4. Гайдар «Тимур и его команда», «Горячий камень», «Голубая чашка», «День в лесу».
  5. Р. Киплинг «Рики-тики-тави».
  6. Л.Лагин «Старик Хоттабыч.»
  7. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
  8. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
  9. С. Прокофьева «Ученик волшебника».
  10. В. Голявкин «Рассказы».
  11. Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова».
  12. Сказки А. С. Пушкина.
  13. Произведения М.Пришвина, К. Г. Паустовского, А. И. Куприна, В.Ю. Драгунского
  14. Л.Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка».
  15. И. Акимушкин. «Природа чудесница», «Кто без крыльев летает».

УМК «Планета знаний»

  1. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  2. В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук».
  3. Б. Житков, рассказы ( 3 любых рассказа).
  4. А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
  5. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
  6. Гаршин «Лягушка — путешественница».
  7. И. Крылов «Басни» (7 басен).
  8. Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», любые другие сказки.
  9. Р. Киплинг «Рикки — Тикки — Тави».
  10. В. Одоевский «Городок в табакерке».
  11. Е Шварц «Сказка о потерянном времени».
  12. Д. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка».
  13. Носов Н. — «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына».
  14. Булычев К. — «Путешествие Алисы», «Гостья из будущего».
  15. Осеева В. — «Васек Трубачев и его товарищи».

Русский язык. 1 класс. Учебник

Учебник, входящий в систему УМК «Начальная школа XXI века», предваряет систематическое изучение курса русского языка и предназначен для работы с первоклассниками в послебукварный период. Основные задачи учебника: стимулировать познавательную активность детей; развивать полноценное разноцелевое речевое общение; формировать учебную, речевую и языковую деятельность учащихся; обеспечивать начальный уровень грамотного безошибочного письма.

Купить

Ход НОД

Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей. Здороваются с гостями. Стук в дверь — приносят письмо от почтальона.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, письмо принесли. Написано «От Незнайки» (Дети распечатывают конверт с письмом)

Дети: давайте прочитаем.

Воспитатель читает письмо от Незнайки.

Незнайка: — У нас зима наступила, снегу намело много, все играют, горки строят, катаются на коньках, истории разные рассказывают, а я не умею ни строить, ни кататься, и историй никаких не знаю.

Воспитатель: — А какие зимние забавы вы знаете? (Дети перечисляют)

Воспитатель: — Ребята, а вы любите кататься с горки?

Дети: — да.

Воспитатель: — А из чего строим горку?

Дети: — из снега.

Игра «Какая?» (подбор однородных определений к словам).

Воспитатель: — Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится.

Начинаем:

ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная …

СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый …

НАСТРОЕНИЕ (какое) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое …

ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный…

Воспитатель: — Молодцы, назвали много разных слов и поэтому горка получилась высокая. А я еще вспомнила игру.

Динамическая пауза (на удмуртском) :

Гурезьын вылын лымы, лымы, (Поднимают руки вверх)

Гурезь улын но трос лымы, (Приседают)

Кыз вылын лымы, лымы, (Показывают ветки ёлки)

Кыз котыр лымы, лымы (Повороты в стороны)

Нош улаз изе гондыр (Изображают медведя)

Шыпытак ми кошкомы. (Уходят тихо)

Мотивация. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»

Воспитатель: — Ребята, Незнайка еще писал, что не знает историй никаких о зимних забавах, а я вот хочу вам одну историю рассказать (прочитать, ее написал детский писатель, который придумал нашего Незнайку — Николай Николаевич Носов. Он писал поучительные рассказы о детях, об их забавах и проказах. Вот одна из его историй о том, как дети строили горку. Хотите узнать, что произошло на горке? (Чтение)

Проведение физ. минутки (давайте и мы немного поиграем) :

Сегодня из снежного мокрого кома (идут по кругу, «катят» перед собой)

Мы снежную бабу слепили у дома (воображаемый ком)

Стоит наша баба у самых ворот (рисуют руками три кома, начиная с маленького)

Никто не проедет, никто не пройдет (грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой)

Знакома она уже всей детворе (Идут по кругу)

А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» («лают»)

Беседа по содержанию

— А теперь скажите, вам рассказ понравился?

— Дети трудились весь день, строили горку, старались. Какие это дети? (трудолюбивые). Правильно, трудолюбивые, т. е. любят труд.

— Какие предметы пригодились ребятам для постройки снежной горки (лопатки, фанерки).

— А помогал ли ребятам Котька? Почему? Каким был Котька? А что делал Котька, пока ребята трудились?

— Откуда таскал Котька песок? (Из ящика).

— Правильно. Котька взял фанерку, т. е. дощечку и покатил к дворницкой. Дворницкая — это помещение, где дворник хранит лопаты.

— Честно ли поступил Котька?

— Какое настроение было у ребят, когда они увидели, что горка посыпана песком? (Расстроенное, грустное, унылое).

— Как дети исправили эту ошибку? (Засыпали песок снегом и опять полили водой)

— Как вы думаете, какой водой поливали горку дети (Холодной)

— Как вы думаете, что бы могло случиться, если бы они полили её горячей водой?

Воспитатель: Ребята, кого в этом рассказе можно назвать добрым?

Дети: Ребят.

Воспитатель: Почему?

Дети: Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку.

Воспитатель: — Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»? (Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными)

Воспитатель: Как вы думаете, Незнайке бы эта история понравилась? (Да) Как же мы можем ему ее рассказать? Отправить? Конверт то небольшой.

Дети: Мы можем сами зарисовать их в книжку-малышку.

Воспитатель: Точно, а я даже знаю, как это быстро сделать – при помощи схем. (Обсуждение составления схем, показ, зарисовка детьми)

Пересказ 1 ребенка по изготовленным схемам. Анализ пересказа сверстника.

Подведение итогов НОД

Мотивация к действию: подарим Незнайке одну из наших книг, а остальные можете подарить гостям, чтобы они тоже могли рассказать эту историю своим друзьям.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за помощь. Как думаете, у Незнайки еще будут проблемы с постройкой горки. (Нет) Мне тоже так кажется. ( Запечатываем конверт с книжкой и подписываем: Незнайке в Цветочный город)

«На горке» читательский дневник (анализ)

Автор – Николай Носов

Год написания — 1939

Сколько страниц — 1

Жанр: рассказ

«На горке» главные герои

  • Котька Чижов маленький мальчик,хитрый и ленивый. Но, вместе с тем, находчивый и изобретательный герой. Исправился после труда.
  • Другие ребятишки – работящие и дружные, добрые и справедливые.

План рассказа «На горке»

  1. Совместное строительство горки.
  2. Котька Чижов наблюдает из окна.
  3. Перерыв.
  4. Котька бежит кататься на коньках.
  5. Скользкая горка.
  6. Идея с песком.
  7. Очередная неудача.
  8. Возмущение ребят
  9. Котька исправляет горку
  10. Удовольствие от труда.

Отзыв о рассказе «На горке» Носова

Рассказ Носова мне понравился. Главный геройКотька Чижов был ленивым мальчиком, он хотел прокатится с горки, которую построили другие, но испортил ее. К счастью, мальчик осознал свою вину и все исправил. Котька понял, что вместе с друзьями хорошо и весело трудиться. Ведь такой труд только сближает.

Пословицы к рассказу «На горке»

  • Берись дружно, не будет грузно.
  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Наше счастье в общем труде.
  • Говори, подумав, садись осмотревшись.

«На горке» краткое содержание для читательского дневника

  1. Детвора с самого утра занималась сооружение горки, все, кроме Котьки Чижова, наблюдавшего за ними из окна.
  2. Ребятишки хорошенько залив горку водой, пошли домой обедать.
  3. Во двор выбежал с коньками Котька, дабы первым прокатиться с горы.
  4. Он не смог на нее взобраться, поэтому засыпал ее песком.
  5. Ребята наругали Котька за содеянную работу.
  6. Чижов стал чинить горку, даже сам ступень сделал.
Краткий пересказ

Рисунки и иллюстрации к рассказу «На горке»

Ребятишки во дворе с самого утра строили ледяную горку с большим воодушевлением. Только Котька Чижов не принимал участия в работе веселой компании. Когда детвора позвала его на улицу гулять, мальчик лишь хитро разводил руками, показывая, что ему не позволено выходить на улицу.

Горка получилась очень хорошая. Чтобы на ней было веселее кататься, они залили снеговую горку водой, и пошли по домам обедать, дав ей время застыть, как следует.

Как только они покинули двор, на улицу выбежал Котька, который наблюдал из окна, как другие дети работают над снежной горкой. Он прикинулся больным, чтобы не помогать им. Мальчик решил первым прокатиться на коньках с горки, однако забраться на нее Котька не смог. Герой постоянно падал, так как горка уже хорошо застыла.

Тут ему в голову пришла идея: посыпать ее песком, чтобы не было так скользко. Мальчишка взял песок в специальном ящике у дворника и стал посыпать горку. Так ему удалось на нее взобраться, но съехать с нее опять — таки не получилось – коньки по песку не скользят.

В это время во двор вышли ребята и, увидев, что произошло с их горкой, задумались: кто же ее так испортил песком? Тут Чижов признался, что это его рук дело. Герои стали ругать Котька. Мол, горку строить не помогал, зато успел испортить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: