“Старый повар”, Паустовский. Краткое содержание и анализ произведения
Ни для кого не секрет, что настоящее искусство способно творить чудеса. Именно эту мысль доказывает в своем коротком рассказе «Старый повар» Паустовский. Краткое содержание произведения переносит нас в конец XVIII века – во времена, когда жил и творил австрийский композитор, известный всему миру – В. А. Моцарт.
На пороге смерти
1786 год. Ветхая деревянная сторожка в саду графини Тун на окраине Вены. Рядом с ней будка, где доживает свой век пес. Его хозяин, как указывает Константин Паустовский, старый повар графини, умирал.
Он ослеп от жара печей и несколько последних лет находился на содержании хозяйки. Вместе с поваром жила его восемнадцатилетняя дочь Мария. Главным богатством девушки являлся старенький клавесин, который выделялся на фоне убогой обстановки.
Он чутко реагировал на каждый звук, издаваемый в доме, за что повар прозвал инструмент сторожем.
Желание открыть душу
Девушка умыла умирающего отца и надела на него чистую рубашку. В этот момент, отмечает К. Г. Паустовский, старый повар сказал, что нужно бы исповедаться перед смертью.
Он никогда не любил священников, потому попросил дочь выйти на улицу и позвать к нему первого человека, который будет проходить мимо. Старик хотел открыть душу незнакомцу и был уверен, что умирающему никто не откажет. Мария засомневалась, однако выбежала на улицу. Ждать пришлось долго.
Наконец она увидела мужчину и изложила ему просьбу отца. Тот спокойно выслушал девушку, после чего направился к сторожке.
Исповедь
Незнакомец оказался совсем худым и маленьким молодым человеком, одетым просто, но изящно. Он сел рядом с кроватью и весело сказал: «Говорите! Быть может, властью, данной искусством, которому служу, смогу облегчить ваши страдания». Так вводит нового героя в свое произведение К. Паустовский.
Старый повар, рассказ об одном эпизоде из жизни которого приводится дальше, поведал, что чувствует за собой грех. Когда жена тяжело заболела, он выкрал у хозяйки золотое блюдце и продал его, чтобы купить необходимые лекарства и еду. Только это все равно не помогло, и Марта умерла. А совесть не давала мужчине покоя все эти годы.
После чего добавил, что его мечта неосуществима, так как он желал бы еще раз оказаться в цветущем саду и увидеть свою жену молодой и здоровой.
Воскрешение прошлого
Молодой человек неожиданно произнес: «Хорошо!» Подошел к клавесину и заиграл – продолжает рассказ «Старый повар» Паустовский. Краткое содержание следующей сцены показывает, насколько всесильно настоящее искусство. Во время исполнения музыкального произведения незнакомец был бледен.
А клавесин впервые за много лет запел по-настоящему. Музыка заполнила сторожку и сад. Даже пес выбрался из своей будки и сидел, тихо потряхивая ушами. А старик вдруг приподнялся и произнес, что он видит молодую, смеющуюся Марту.
В его памяти воскрес тот зимний день в горах, когда они впервые встретились.
Незнакомец продолжал играть. Одновременно он рисовал словесную картину, на которой великолепный весенний сад наполнялся первыми цветами. «Я вижу!» – восторженно произнес старый повар. Паустовский (краткое содержание эпизода это подтверждает) сумел передать ощущения умирающего, уже ничего не ждущего от жизни человека, неожиданно соприкоснувшегося с прекрасной музыкой и своим прошлым.
Краткое содержание рассказа «Старый повар» подробно
Престарелый мужчина Иоганн Мейер, живущий на окраине Вены в маленькой сторожке вместе со своей дочерью Марией, постепенно угасает и чувствует холодное дыхание смерти. Оно ощущается во всем: в приближении зимы, в скрипах старой убогой сторожки, в хромой мебели, в посуде, покрытой трещинами, проявляется в виде ворчливого цепного пса, не могущего даже подать голос от старости, и видавшего виды музыкального инструмента – клавесина – единственной ценной вещи этой семьи.
Старик всю сознательную жизнь трудился в доме аристократов поваром. За долгие годы интенсивной работы бедняга полностью ослеп от жара печей, в которых он готовил пищу для господ. Тогда управляющий графини дал Иоганну отставку, поселил его в сторожке и выдавал время от времени несколько монет.
Бывший повар понимает, что ему осталось недолго, а потому перед лицом смерти он пожелал исповедаться. Старик никогда не любил священников. Он просит Марию выйти на улицу и привести в дом первого встречного для покаяния.
Девушка послушно вышла из дома и пробежала через сад. Обратилась к встретившемуся ей прохожему с просьбой зайти к ним в дом, чтобы исповедать умирающего.
Молодой человек любезно отозвался на просьбу, вошел в сторожку и приготовился слушать. Старик вкратце поведал о своей нелегкой жизни, вспомнил о заболевшей жене Марте, ради выздоровления которой повар как-то пошел на преступление. Он выкрал у хозяина золотое блюдо, разбил его и распродал куски, чтобы на вырученные средства купить любимой лекарства и дорогостоящую еду. Однако усилия мужа не помогли улучшить состояние Марты – она через некоторое время почила в бозе(умерла). Иоганн скрывал от дочери этот случай, он всегда учил Марию не брать чужого.
Незнакомец внимательно выслушал и успокоил умирающего старика: если никто тогда не хватился пропажи и никого напрасно не наказали, то и вины повара нет, ведь он старался спасти супругу. Это даже не воровство, а подвиг во имя любви. Чтобы скрасить последние минуты Иоганна, незнакомец начал играть на клавесине, на ходу сочиняя мелодию. Музыка получилась настолько красивой и трогательной, что старик на мгновение почувствовал себя молодым, вспомнил былое, первую встречу с Мартой и увидел распустившиеся яблони под синим венским небом.
Прекрасная музыка задела бывшего повара до глубины души и воздействовала завораживающе на всех, включая старого пса на улице.
Старик пожелал узнать имя музыканта. Тот представился как Вольфганг Амадей Моцарт. Мария склонилась в поклоне перед великим музыкантом.
Старик умер. За окном светало и в свете зари, сад был усыпан снегом, словно цветами.
Встреча с умирающим
Войдя в дом, юный хрупкий изящный незнакомец бросил влажный плащ на скамью, расправил кружева жабо и подсел к кровати. Он оживленно смотрел прямо в лицо старика и попросил его покаяться. Старый повар рассказал, что, когда заболела его любимая жена Марта, он украл у хозяйки золотое блюдо. Он разламывал его на части, продавал и лучше кормил жену. Никто из слуг при этом не пострадал, но сам факт кражи лежит тяжестью на душе до сих пор. «Во имя любви вы совершили подвиг», – подвел итог незнакомец и спросил его последнюю волю. «Кто-то должен позаботиться о моей дочке», – сказал умирающий. «Я не оставлю ее», – пообещал гость и спросил, чего еще хочет старик. Тот высказал невозможное желание, ибо он был слеп. Он хотел увидеть свою первую встречу с Мартой, солнце и сад в цвету.
Тема и проблематика
Основная тема произведения — музыка. Она настолько сильна, что способна снять с души огромную тяжесть. В центре повествования — эстетика, но ей противоречит другая тема — греховность. Учитывая советский атеистический контекст, грех не вписывается в мировоззрение труженика. Таким образом, можно выделить несколько тем:
- противоречие между этикой и религией;
- классовая гордость;
- сила музыки.
Поскольку повар постоянно занят работой, у него нет времени думать о совершении поступков, идущих вразрез с совестью. Однако есть то, что его мучает. Когда жена этого честного работника была больна чахоткой, он решил её спасти. На лечение были нужны деньги, и повар украл из хозяйского сервиза золотое блюдце.
Прохожий сделал всё, чтобы старик поверил, что его грехи действительно будут отпущены. Он великолепно сыграл свою роль, спросив у старика, не пострадал ли кто из невинных графских слуг. Умирающий клятвенно заверил, что его поступок не причинил другим зла. Только тогда человек согласился отпустить ему этот грех.
Этот эпизод отражает то, что происходило в сталинскую эпоху. Невинные люди страдали из-за массовых доносов. Того, кто не совершал ничего дурного, могли отправить за решётку, в лагерь или расстрелять. Рассказ Паустовского — своего рода вызов существующему политическому строю. С другой стороны, сюжетная канва и особенности повествования укладываются в рамки традиционного гуманизма.
Автор донёс мысль, но сделал это настолько завуалированно, что цензура не пожелала придираться. Скорее всего, лица, наделённые особыми полномочиями, могли бы увидеть вызов, ведь историческая ширма, прикрывающая истинную картинку, в «Старом поваре» очень тонкая. Тем не менее у Константина Паустовского не было неприятностей из-за этого произведения.
- влияние искусства на человека;
- любовь;
- проступок, чувство вины и раскаяние;
- сила таланта.
Роль кулинарии в русской литературе
Кулинария является неотъемлемой частью русской культуры и традиций. Она не только удовлетворяет наши физические потребности, но и играет важную роль в нашей литературе. В произведении Паустовского «Вкусные истории от старого повара» кулинария становится не только способом питания, но и символом жизни и любви. Главный герой, старый повар, рассказывает о своих приключениях и опыте в кулинарии, которые связаны с его жизненными историями. Он готовит блюда, которые напоминают ему о любимых людях и моментах в его жизни. Кулинария в этом произведении становится способом сохранить память о прошлом и передать ее будущим поколениям. Кроме того, она является символом любви и заботы, которые герой проявляет к своим близким и друзьям, готовя для них вкусные блюда. В целом, кулинария в русской литературе играет важную роль в передаче культурных и исторических традиций, а также символизирует любовь и заботу о близких.
Краткий пересказ
Повествование литературного произведения «Старый повар» начинается в ветхой деревянной сторожке, расположенной на окраине Вены в ухоженном саду графини Тун. Недалеко от развалившейся хибары построена будка, в которой доживает свой век такой же старый пес. Его хозяин всю жизнь проработал поваром в графском доме, но к старости он совсем ослеп. Всему виной был жар печей, именно из-за них потерял зрение старик.
Владельцы имения пожалели слугу, разрешили ему оставаться в хижине и даже платили ему небольшие деньги на содержание. Вместе с поваром жила его дочь Мария, которой едва исполнилось 18 лет. Внутреннее убранство сторожки было бедным, скромная обстановка состояла из:
- деревянной кровати;
- грубого стола;
- потертой посуды из фаянса;
- хромой скамейки.
Главным богатством этой небольшой семьи был клавесин, но и он был невероятно стар, поэтому при каждом звуке инструмент начинал издавать дрожащий гул. Старик шутливо называл его сторожем дома. Именно клавесин, а не пес, который от старости не мог даже лаять, оповещал хозяев, что кто-то пришел. Как только кто-то ступал на крыльцо, инструмент начинал играть свои заунывные трели.
Но удача улыбнулась девушке. Вскоре Мария увидела, что по улице идет незнакомый молодой человек. Правда, вид у него был растерянный и слегка потрепанный. Она просит его о помощи, тот соглашается.
Юноша выслушал исповедь и отпустил грехи старого человека. После этого в качестве утешения он предложил сыграть повару мелодию собственного сочинения. Старик с радостью соглашается и даже предлагает воспользоваться старинным клавесином, который уже много лет пылился в углу.
Композиция, на которую молодого музыканта вдохновили слепой старик и его трогательная история, позднее стала известна на весь мир. Шедевр великого музыканта и композитора Вольфганга Амадея Моцарта, а именно им был юноша, покорил множество сердец.
Доиграв музыку, юноша понял, что старик отошел в мир иной. На этом и заканчивается рассказ Паустовского «Старый повар».
Анализируя художественное произведение, можно понять, что истинное искусство бескорыстно. Юноша не преследовал какой-либо определенной цели, он просто всей душой желал облегчить муки старого человека, подарить ему радость и частичку счастья — чувства, которых тот не испытывал при жизни. Эти простые желания и помогли музыканту сочинить музыкальную композицию, которая позднее стала увековечена. Этой мелодией наслаждается не одно поколение.
Образ композитора
Незнакомец с самого начала производит приятное впечатление. Он радушен и без лишних вопросов откликается на просьбу Марии. Его игра на клавесине наполняет спокойствием и счастьем последние минуты жизни старика. По сути, на глазах читателя вершится глубокое таинство: умирающий под воздействием божественной музыки ощущает данное свыше всепрощение, его совесть наконец-то успокаивается.
Гениальность композитора пробуждает в людях их лучшие качества, дарит счастливые минуты, а если необходимо, совершает таинство перехода души в иной мир. Не секрет, что музыка способна эмоционально воздействовать на человека тогда, когда трудно подобрать слова. В этом ее преимущество перед другими видами искусства, что сумел подчеркнуть в своем произведении Паустовский. «Старый повар» (анализ это подтверждает) – история о том, как несбыточная мечта, благодаря божественному воздействию звуков, извлекаемых из клавесина, превратилась для умирающего старика в реальность.
Кстати, сам Моцарт прожил недолгую (всего 35 лет), но радостную и плодотворную жизнь. Написанные им музыкальные произведения (более 600) спустя века радуют наш слух. А Д. Шостакович назвал его «молодостью музыки, вечно юным родником, несущим радость весеннего обновления и душевной гармонии».
Сюжет и композиция
Три старика – повар, пёс и клавесин – вот-вот должны бессмысленно умереть, обрекая следующее поколение (Марию) на повторение этих жизней и смертей, бессмысленных в своём извечном повторении. Таковы исходные условия этого сюжета. Как же может сдвинуться с места этот типичный жизненный сюжет под пером советского писателя в 1940 году? Писатель обязан показать его в его «революционном развитии». Но указав, что действие происходит за три года до большой европейской революции, Паустовский этим и ограничился. Фактически «фигура умолчания» о «революционном развитии» есть знак неприятия такого развития типичного жизненного сюжета и неверия в такое развитие. Прожив полвека, писатель видел на своём веку много революций, и все они делали бессмысленную жизнь и смерть простых людей лишь ещё более бессмысленными. В экспозиции рассказа рядом стоят 1786 год и слово «умирал». Как бы то ни было, старый повар даже и не доживёт до «революционного развития»…
Краткое содержание Закруткин Матерь человеческая для читательского дневника
И всё же у автора есть надежда и для стариков (повара, пса и клавесина), и особенно для юной Марии. Эта надежда не привязана к капризам всемирной истории, но крепко связана с совестью, данной человеку как образ вечности. И вот завязка: неспокойная совесть повара выгоняет Марию на улицу. Мария приводит в дом незнакомца, и с этого собственно и начинается развитие действия. Грех исповедан и прощён. Повар обретает имя Иоганн Мейер и получает право на предсмертные желания: «чтобы кто-нибудь позаботился о Марии» и «ещё раз увидеть Марту». И вот кульминация: незнакомец заиграл, и Иоганн увидел всё что хотел увидеть и даже более того… Теперь он, Иоганн Мейер, обрёл искомый смысл своего уходящего бытия и получил право по собственному усмотрению завершить свой жизненный сюжет и тоже узнать имя незнакомца. Оно даётся в конце как развязка всей этой истории 1786 года, о которой просвещённый читатель, знающий даты жизни В.А. Моцарта (1756 – 1791), давно уж догадался…
Главные герои
«Старый повар» — одно из самых известных сочинений Константина Паустовского. В нем всего три действующих лица, поэтому автор подробно описал черты характера каждого персонажа:
Сочинение на тему Повар – моя будущая профессия и Почему я хочу стать поваром
- Слепой старик. Повар, который всю свою жизнь проработал в графском доме. У него есть дочь, которую он пытался воспитывать честно. Это человек с большой буквы с добрым и благородным характером. Он долгие годы мучается от мысли, что уподобился ворам и украл у хозяйки поднос. Старик продал его, чтобы помочь любимой жене, которая сильно болела. Но это ее не спасло, поэтому воровство оказалось напрасным. Он мечтает исповедоваться и вскоре ему выпадает такая возможность.
- Мария — восемнадцатилетняя девушка, она само совершенство. Героиня очень порядочная, она любит своего отца, и он отвечает ей взаимностью. Девушка привела в дом музыканта, который и смог отпустить старому человеку грехи. Кроме того, ему удалось скрасить последние часы жизни слепого повара.
- Юноша — очень талантливый, добрый и простой молодой человек, который смог порадовать умирающего человека и его дочку дивной музыкой. Старик и девушка были настолько тронуты чарующей мелодией, что начали плакать.
Что касается образа композитора, то автор раскрывает его постепенно. Вначале это просто добрый прохожий, который соглашается помочь незнакомой девушке. Затем он беседует со стариком, показывая:
участие;
сострадание;
внимание.
В результате совесть старого повара успокаивается. При первых нотах его душа наполняется счастьем и радостью.
Литературное произведение учит читателя тому, что каждый должен обладать чувством сострадания и сопереживания. Проявлять их нужно не только к близким, но и к незнакомым людям.
Тема и проблематика
Тема новеллы – великая сила великой музыки, способной снять тяжесть с человеческой души. Однако, вопреки и в противоборстве с этой темой – темой эстетики, – специфическую нравственную проблематику новеллы создаёт одна из главных и – в советском атеистическом контексте – неожиданных проблем этики, а именно проблема греха. Ведь несмотря на атеизм и «классовую» гордость повара («кто работает, у того нет времени грешить») совесть этого «человека труда» неспокойна. Всего один раз в жизни, пытаясь спасти жену от чахотки, он украл из сервиза хозяйки маленькое золотое блюдо. И прежде чем «отпустить» повару этот грех и приступить к дальнейшему «снятию тяжести» с его души, случайный прохожий строго спрашивает, не пострадал ли из-за этого проступка повара кто-то из неповинных в краже слуг графини. И лишь получив клятвенное заверение умирающего, что никто не пострадал, удивительный незнакомец «отпускает» повару этот грех. В эпоху массовых посадок и расстрелов по политическим доносам, также ставшим массовым явлением, такой, мягко говоря, традиционный гуманизм Паустовского мог бы считаться дерзким вызовом. И лишь прозрачная, весьма условная ширма историзма (ведь действие происходит в 1786 году!) защищает автора «Старого повара» от подобных обвинений.
Художественное своеобразие
Объём короткого рассказа вмещает содержание целого романа, жизнь старого венского повара Иоганна Мейера развёрнута перед читателем как длинный свиток – и всё это благодаря повышенному символизму и реминисцентности текста, причём то и другое развивается как бы в двух уровнях.
Более внешний, поверхностный уровень, так сказать, реализма: «типический характер в типических обстоятельствах». Классовая гордыня Иоганна, нелюбовь к монахам и священникам в сочетании с почти кристально чистой совестью честного труженика, у которого «нет времени грешить», – всё это на поверхности. Но вот имена его жены и дочери – Марта (в славянском произношении Марфа) и Мария – в Евангелии от Луки (10: 38 – 42) противопоставлены как символы бытовой приземлённости (Марфа) и чистой духовности, не обременённой делами житейскими (Мария).
Когда заиграл Моцарт, Иоганн увидел Марту с кувшином молока, который, впрочем, она при их первой встрече «от смущения разбила». Так вспыхнувшая любовь указала Марте верный путь, но бедная девушка не увидела подсказки и до смерти замучилась в борьбе с житейскими неурядицами. «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10: 42) – но это не церковь, а музыка; не Иисус, пред которым преклонилась евангельская Мария, а Моцарт, пред которым преклонилась Мария Мейер в финале рассказа «Старый повар».
-
«Золотая роза», анализ повести Паустовского
-
«Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
-
«Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
-
«Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
-
«Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
-
«Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
-
«Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского
-
«Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
-
Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
-
«Телеграмма», анализ произведения Паустовского
-
«Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич
Незрячая звезда
Хороший шеф пользуется большей популярностью и почитанием, чем артисты кино и звезды эстрады. Порой «сходить на шефа» — подобно тому как в театр «приходят» на любимого артиста — означает за вечер выложить сумму, за которую можно накормить большое семейство. Поваров, чьи имена возведены в превосходную степень сравнения, узнают на улице, просят у них автографы, их лица не сходят с телеэкранов и журнальных полос.
Статья по теме Секреты пьемонтской кухни от знаменитых итальянских поваров
Итальянский шеф Энтони АНДАЛОРО — именно такой: известный, популярный, востребованный. Как и положено звезде, со своими «закидонами». Накануне ответственного мероприятия он может всю ночь петь на дискотеке, нимало не заботясь о том, как будет выглядеть на телеэкране, и не смущаясь тем фактом, что он шеф, а не оперный баритон… Он запросто поедет на ужин к начинающему повару и может проигнорировать приглашение тех, перед кем принято ломать шапку.
Единственный в Европе незрячий шеф. Фото: АиФ/ Маргарита Полежаева
Себя он называет «Шеф-бродяга». Энтони учит готовить, проводит консультации по всему миру: сегодня — Дубай, завтра — Бразилия, Шанхай, Турция. В 100 городах Италии Андалоро проводит благотворительные кулинарные туры: помогает слепым детям. Потому что и сам Энтони – незрячий. Единственный в Европе слепой шеф. Во всем мире таких только трое.
«Музыка в литературе. Рассказ К. Паустовского «Старый повар»»
Задачи:
Воспитательная:
- Прививать любовь к классической музыке: А. П. Бородин»Квартет №2″, и В. А. Моцарт «Фантазия ре-минор»
- На музыкальном материале урока раскрыть великое значение музыки в жизни человека.
- Через музыку прививать внимательное, выразительное чтение литературных произведений, находить связь, между литературой и музыкой, слышать музыку в рассказах.
Образовательная:
- Знакомство с рассказом К. Паустовского «Старый повар» и музыкой В. А. Моцарта «Фантазия ре-минор»
- Новые сведения об А. П. Бородине — композитор, химик, врач.
- Обобщение знаний о Бородине.
Развивающая:
- развитие слуховых навыков.
- Развитие музыкальной памяти: Бородин «Квартет №2», Моцарт «Фантазия ре-минор»
- Развитие мышления о музыке.
- развитие вокально-хоровых навыков.
Музыкальный ряд:
- «Квартет №2» А. П. Бородина
- «Волшебный смычок» Н. Н. П.
- «Фантазия ре-минор» Моцарт.
Видеоряд: «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» фр.
Оформление:
- портреты: Бородина А. П. К. Паустовского.
- свеча.
- рассказ «Старый повар»
Эпиграф: «Я хотел бы, что бы моя музыка, приносила людям подпору и утешение». (П. И. Чайковский)
ХОД УРОКА
Вход: «Квартет №2» Бородина
У. — Вспомните произведение? композитора? Исполнителя?
Д. — Бородин, фр. из «Квартета №2» в исполнении струнных инструментов.
У. — Что означает слово Квартет? (соло, дует, трио)?
У. — вспомните классический состав квартета?
У. — Что означает камерная музыка?
Д. — «Комнатная», (написанная и исполнена небольшим составом музыкантов в небольших концертных залах. )
У. — С каким литературным произведением мы сравнивали музыку Квартета Бородина?
Д.- «Квартет» И. А. Крылова.
У. — И в басне И. Крылова и в «Квартете» Бородина, один и тот же состав инструментов, количество исполнителей.
В чем отличие музыки квартетов?
Д. — У горе — музыкантов Крылова не получилось музыки: Чехарда, бессмыслица, ерунда, грязь.
У Бородина — красивая, мелодичная, песенная, женская, похожая на человеческий голос.
У. — Что ответил соловей горе — музыкантам?
Д. — «Что б музыкантом быть, так, надобно уменье, а вы, друзья, как не садитесь все в музыканты не годитесь».
У. — Каким умением обладал Бородин?
Д. — Композитор-любитель, открыл кислоты для фармакологии, организатор и преподаватель 1-х медицинских женских курсов,
Врач, встретившись с М.Балакиревым, стал профессиональным композитором.
Давайте последуем совету соловья и продолжим знакомство с песней: «Волшебный смычок».
«Волшебный смычок»— разучивание, исполнение.
- повторение 1-го куплета в медленном темпе.
- разделение 3-й фразы на 2 голоса.
- работа над характером 2-го куплета, (зависть — тревога, волнение)
- текстовая работа над 3-м куплетом.
У. — Решится обменять свою скрипку старый скрипач на амбар хлеба?
Д. — Нет, потому что музыка нужна не скрипачу одному, а народу.
Правильно: Назначение музыки и музыкантов дарить радость людям.
Музыка необходима человеку также. Как пища и кров!
Вывод: Появилась бы Норвежская песня, Грузинская сказка «Чонгурист», басня Крылова «Квартет», если бы не было музыки?
— Нет. Вот видите, как музыка обогащает литературу!
Но не только в названных литературных жанрах звучит музыка. Существует много рассказов где музыке отводится главная роль.
- «Крейцерова» соната Л. Толстой — Л. Бетховен.
- «Косцы» И. Тургенев — Р. Н. П.
- «Слепой музыкант» Короленко — У. Н. П.
- «Тапер» Куприн — озвучивание немого кино.
- Или «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина
- «Моцарт и Сальери» — Фр. спектакля (видео)
У. — О чем рассказал вам этот фрагмент?
— Почему Моцарт рад фальшивому исполнению своей музыки уличного скрипача?
Д. — Скрипач — народ, Моцарт рад, что его музыку играет «Народ».
- Всенародная любовь — высшая хвала — награда композитору!
- Но самым музыкальным писателем считают К. Паустовского
- «Корзина с еловыми шишками»—музыка Э. Грига.
- «Струна»———- П. И. Чайковского.
- «Верди»——— Д. Верди.
А мы послушаем с вами рассказ «Старый повар»
«Старый повар» — рассказ в записи — слушание.
«Фантазия ре-минор» —- -слушание.
::имя?—-Вольфганг Амадей Моцарт. (портрет)
«Я хотел бы всеми силами своей души, что бы увеличивалось число людей любящих мою музыку и находивших в ней утешение и подпору» П. И. Чайковский.
У. — Не правда ли, слова Чайковского созвучны с рассказом К. Паустовского, и особенно, с музыкой В.А. Моцарта, наверное, потому, что Моцарт был любимым композитором П.И. Чайковского.
Вывод: На уроке мы познакомились с рассказом К. Паустовского «Старый повар» где как утешение и подпора звучала музыка великого Вольфганга Амадея Моцарта «Фантазия ре-минор». И мы, который раз убедились, насколько музыка вдохновляет литературу, и рождаются все новые и новые произведения.
Изображение великого музыканта
Образ Моцарта раскрывается постепенно. Изначально этот незнакомец очень легко отзывается на просьбу девушки. Затем он расспрашивает страдающего старика о его грехе и утешает. Советь старого повара становится спокойной. Под влиянием музыки он наполняется счастьем. По сути Паустовский нам рассказал о таинстве перехода в иной непостижимый мир. Звуки, извлеченные из клавесина, помогли старику сделать его легким и безболезненным. Потому музыку и считают наивысшим из искусств, Таким, что даже самые проникновенные поэтические слова бывают бесполезны. Все произведения Моцарта полны радости жизни, гармоничны, исполнены изящества.
Сочинение на тему “повар