Краткое содержание повести
Произведение начинается с того, что Иван и Мишка едут домой на телеге, нагруженной товаром для деревенского магазина. По дороге они заезжают к родственнице Дрынова. Герои пьяны, так как накануне употребляли спиртное. Дрынов хочет, чтобы Мишка женился на Нюше, но женщина, рассердившись, прогоняет обоих в баню.
На следующий день о неудачном сватовстве узнаёт вся деревня. Тем временем у Катерины рождается девятый ребёнок. Автор подробно описывает, как ловко управляется со всеми бабушка. Катерина вспоминает, как однажды Иван изменил ей с беспутной Дашкой, и она его простила.
Почти сразу после родов женщина идёт трудиться на ферму. Телятница (та самая, с которой у супруга случился блуд) заявила, что не хочет «обряжать» телят. Бригадир упрашивает женщин как-нибудь присмотреть за ними хотя бы один день, и роженица соглашается. Она могла бы отказаться, но совесть и милосердие не позволили оставить животных голодными.
Во время работы у Катерины случается приступ, а потом ещё один. В результате её увозят в больницу, и изба сразу становится опустевшей. Дом наполняется предчувствием беды, это понимают и взрослые, и дети. Пока Катерина находится в больнице, Дрынов косит траву, чтобы насушить сена для Рогули. Это самый важный момент в кратком содержании «Привычного дела» Белова.
В деревню приезжает Мишка и женится на Даше. Молодому человеку дают трактор, в кабине которого висит репродукция полотна Рубенса с изображением нагой женщины. Картину случайно обнаруживает Дашка. Её кажется, что героиня похожа на Нюшку.
Именно к ней когда-то неудачно сватался её супруг. Между молодыми вспыхивает ссора. В итоге Михаил скидывает трактор в реку, после чего обнаруживается спрятанное сено.
Корм конфискуют, но Ивану не столько обидно, сколько стыдно. Митька советует ему уехать в Заполярье и работать там, а деньги присылать домой.
Поездка заканчивается неудачей, а во время возвращения Дрынов узнаёт, что Кати не стало.
Итогом становится то, что Иван окончательно спивается, часто ходит на могилу жены, а потом там же и умирает.
«Привычное дело» Белова: краткое содержание первой главы
В первую главу автор поместил четыре части: «Прямым ходом», «Сваты», «Союз земли и воды» и «Горячая любовь». Главный герой – Иван Африкантович Дрынов — пытался довезти товар, который нужно было сдать в сельпо. Загрузив товар, он немного выпил, поэтому сначала по дороге долго разговаривал со своим мерином. Парменко он знал еще жеребенком, поэтому всегда жалел его.
Когда герою уже не хотелось говорить, он замолчал и равнодушно наблюдал за дорогой. Но уже на полдороги он встретил Мишку. Распив еще одну бутылку, они заехали в Сосновку к троюродной сестре героя, чтобы посватать Мишку. Но Нюшка ловко и быстро их вытолкнула. А наутро о неудачном сватовстве Мишки Петрова уже знала все в деревне. Но никто не видел самого Ивана Дрынова, а он уже бежал в соседнюю деревню, где его жена Катерина рожала девятого ребенка.
Вместе с женой они упросили доктора, чтобы отпустили женщину с новорожденным сыном домой, так как Иван никак не мог жить без нее.
Белов, «Привычное дело»: краткое содержание. Главы 1 и 2
Иван Африканович Дрынов, простой мужик, едет пьяный на дровнях. До этого он напился с Мишкой Петровым, трактористом, и теперь ведет беседу с Парменом — мерином. Ему поручили привезти товар для магазина из сельпо, но спьяну Иван спутал дорогу и заехал в чужую деревню. Теперь домой он доберется не раньше, чем к утру. Но для него это совершенно привычное дело.
Именно поэтому ночь он проводит в дороге. Именно в этот момент нагоняет Дрынова Мишка. Давние приятели выпивают еще. И в этот момент Ивану Африкановичу приходит идея сосватать за тракториста свою троюродную сестру Нюшку. Женщине уже 40 лет, и она работает зоотехником. Правда, у нее есть один недостаток — бельмо на глазу, но если смотреть на нее с левой стороны, то ничего не заметно. Друзья идут к Нюшке, но та гонит их ухватом, и им приходится идти ночевать в баню.
Краткое содержание Привычное дело Белова для читательского дневника
Повесть известного писателя начинается с того, что деревенский мужик Иван Дрынов едет на телеге в состоянии алкогольного опьянения и везет в свое село товар для магазина. Накануне, наш герой сильно напился со своим односельчанином Мишкой, и в пути они останавливаются у дальней родственницы Ивана. Дрынов хотел познакомить приятеля с Нюшей с целью поженить их. Однако, женщина, прогнала мужиков ночевать в баню. В это время у Ивана Африкановича супруга родила мальчика, которого назвали в честь отца семейства. Женщина, обессиленная после родов, несмотря на предупреждения врача, сразу же пошла трудиться. Ведь Дашка, телятница, не хочет присматривать за скотом. И вспомнилось Екатерине, что когда-то ее муж вступал в любовную связь с этой бабой. И она простила ему этот грех. Обрадовавшись, Иван приобрел гармонь для того, чтобы радовать своей игрой жену. И вот женщина, измучившись от тяжкой работы, сильно заболевает, и ее отправляют в больницу.
Дрынов же, чтобы хоть как-то прокормить огромную семью, во время сенокоса, ездит в поле по ночам и косит траву. Ему помогает его сын Гриша. Однажды в силу детской наивности мальчик делится с участковым о том, что он помогает отцу. Ивана Африканович мирно улаживает с ним все дела, и продолжает заготавливать сено только уже на соседских участках, заранее договорившись с местным председателем.
Вскоре к ним в гости издалека прибывает брат жены Дрынова. Беспутный молодой человек с первых же дней совершал опрометчивые поступки в селе. Вначале он напоил половину мужиков, затем со всеми начальниками разругался. Он, послушав Митьку, женится на Дашке. Женщина неожиданно видит в кабине его трактора картину Рубенса, где была изображена нагая дева, очень схожая с Нюшкой и выкидывает ее. В итоге между ними вспыхивает ссора, в ходе которой Мишка сбрасывает трактор в речку, где обнаруживается незаконно скошенное сено. Начинается расследование, в ходе которого пострадал Иван Африканович. У него забирают все излишки корма для скота, а Мишка и Митька несут административное наказание. Дрынову после случившегося становится стыдно, и по совету Митьки уезжает работать в Заполярье. Ему не хочется покидать Катерину, но другого выхода он не видит. Супруга в его отсутствии косит траву одна, и надрывается. Так и умерла женщина, оставив сиротами девять ребятишек. А Иван Дрынов так и не доехал до нового места работы, так как при проверке оказалось, что билеты остались в кармане у Митьки, и поэтому его высадили с поезда. Возвращаясь, домой, он рассказывает свою историю одному пареньку. Тот же в свою очередь говорит, что в его деревне умерла женщина, оставив сиротами ораву детишек. Поняв, что речь идет о его жене, Дрынов от горя грызет землю.
После похорон у него на воспитании остаются четверо детей. Других детей забрали дальние родственники, и двоих отправили в интернат. Помогла ему по хозяйству его теща, да и все равно ей было тяжело за всем присматривать, так как она была уже в возрасте. Время от времени захаживала его сестра, которая присматривала за детьми. А Ивану Африкановичу совсем жизнь без Катерины была не мила. Он часто выпивает, и в один из дней, придя на могилу своей супруги, умирает.
Повесть учит нас любить родных и близких, работать так, чтобы труд приносил только удовольствие и радость.
Читать краткое содержание Привычное дело. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 12 В каком году Быков написал повесть «Сотников»?
- 1968;
- 1969.
(новая вкладка)
- Сочинения
- По литературе
- Быков
- Анализ повести Сотников
Произведение основано на событиях реальной действительности, происходящих в период Великой Отечественной войны, поэтому по жанровой направленности относится к стилю философского реализма.
Основными персонажами повести представляются два товарища, Сотников и Рыбак, воюющие в партизанском отряде, и в соответствии с сюжетной линией оказываются плененными немецкими захватчиками.
Композиционная структура произведения состоит из двух частей, в которых действие повести разделяется на события, предшествующие плену героев, и непосредственное нахождение в плену, где персонажи оказываются поставленными перед необходимостью сделать самый страшный выбор в своей жизни.
Противопоставление персонажей повести в образах Сотникова и Рыбака является основой композиции произведения, выраженной в их внутренних монологах, диалогах, воспоминаниях из прошлой жизни, в повествовательном содержании раскрывающихся в разном нравственном мировоззрении героев.
Сюжетная линия повести по авторскому замыслу имеет стремительное развитие, при этом писатель ставит своих героев в обстоятельства, усложняющие их жизнь в прогрессирующем порядке (военное время, наступление болезней, ощущение постоянного голода, получение ранений, фашистский плен), с целью создания ситуации, в которой необходимо принять единственное верное жизненное решение либо в виде предательства, либо смерти.
Сотников характеризуется писателем в качестве полной противоположности своему товарищу, человека, сумевшего выдержать с честью и достоинством неимоверные издевательства и пытки, оставшегося настоящим патриотом отчизны. Герой, поставленный в нечеловеческую ситуацию, будучи глубоко нравственным человеком, делает свой жизненный выбор в пользу смертельного исхода, стойко и выдержанно принимая собственную кончину.
Для раскрытия характеров героев писатель тонко и точно используется сложные психологические зарисовки, отличающиеся многогранностью, разноплановостью и правдивостью, позволяющие воспринимать повествование в мельчайших деталях, при этом не делая акцента на авторском отношении к поступкам персонажей повести.
Эпизоды из детства героев, представленные в виде их воспоминаний, позволяют подчеркнуть влияние воспитания детей на формирование их дальнейших личностных качеств.
Повесть затрагивает насущные проблемы человеческого общества в виде справедливости, совести, гуманизма, чести.
2 вариант
Рассматривая прозу В. Белова «Привычное дело», мы можем почувствовать тоску автора по деревне. Между строк читается, что Белов знает о деревенской жизни не понаслышке.
Главными героями повести становятся Иван Африканович Дрынов и его большая семья. Иван оказался в числе спасшихся от цепких лап войны, у него много детей, и он их очень любит.
В «Привычном деле» нет какого-то захватывающего сюжета, мы видим жизнь обычной деревенской семьи. Всё написано с особым колоритом, все герои любят свою жизнь, спокойно и с любовью проживая каждый свой день.
Вместе с наблюдением за счастливой жизнью крестьян, можно заметить и негативную сторону. Спустя столько лет после войны, а деревня всё никак не может восстановиться, по-прежнему есть голод и нищета. Наши герои самоотверженно трудятся, чтобы прокормить большую семью, но трудолюбие не спасает их от нужды. У них есть кормилица, член семьи – корова Рогуля. Именно благодаря её, они до сих пор ещё хоть как-то держатся на плаву. Отец семейства тайком ночью заготавливает сено, но его уличают в этом, отбирают сено и грозятся судить за преступление. Не зная как дальше жить и кормить своих ребятишек, Иван вынужденно уезжает в Мурманск на заработки. Он очень опечален, его мучает тоска по своей семье и деревне, поэтому он возвращается домой, но тут его настигает удар – любимая жена Катерина скончалась.
Некоторые моменты, присущие жизни тогдашних крестьян, могут приводить в ужас теперешнее поколение. Например, Катерина, только что родившая ребенка должна была вставать ещё до рассвета, чтобы идти трудится на ферму. Носить тяжелые ведра воды.
Главный герой, Иван Африканович предстает как образец уравновешенности, спокойствия, тихого счастья. У него всё в жизни удалось – есть любимая жена, дети подрастают, есть дом. Он верит в силу правды и совести, верит, что именно с ними можно достичь счастья и спокойствия.
Название повести «Привычное дело» — это и есть любимая фраза Ивана Африкановича. Он привык к нищете, и труд воспринимает со словами – привычное дело. Он не жалуется на свою судьбу, довольствуется малым и счастлив быть тем, кто он есть. Он питается энергией от природы. Она – главный вдохновитель Ивана.
Катерина под стать своему мужу, энергичная, добрая женщина. Дети купаются в её любви и её матери. Не забывает она и про творчество. У Катерины прекрасный голос, она с удовольствием поет и танцует.
Катерина и Иван очень привязаны друг к другу, и мы чувствуем их любовь на страницах повести.
Василий Белов «Привычное дело»
«Привычное дело… Жись она и есть жись». Сколько писали в советское время, что Иван Африканович — олицетворение крестьянства, воплощение традиционных ценностей русского народа. Не стану повторять этих рассуждений, не стану с ними и спорить, я моложе, традиционных крестьян я уже не застала.
Поразительно, как советские цензоры и редакторы умели не замечать очевидного для нас, иначе они ни за что бы не пустили в печать книгу о фактически крепостных в космическую эру. Повесть вышла в 1966 году, уже в космическую эру, но быт колхозников не так далеко ушел от средневекового, надо таскать воду из колодца, топить печь, косить траву для коровы. Впрочем, рожает Катерина уже в больнице, а не в баньке, а в «сельпе» есть «шоколад Отёлло» и картинки с голыми бабами (репродукция картины Рубенса «Союз земли и воды»). Главное — Иван Африканыч, фронтовик и депутат, не может покинуть родной колхоз без разрешения начальства, он косит траву (корова без сена не проживет, а девять детишек без молока не проживут) ночью (а спать когда?!), чувствуя себя вором. А пока он косит траву без дозволения, косит и стыдится, над его головой летят космические корабли.
Писали уже, что в Иване Африкановиче слишком много кротости и терпения. Он не возмущается, что ему не разрешают косить траву на лесной поляне (она все равно под снег уйдет), он сам себя чувствует преступником, когда косит эту траву по ночам.
Иван Африканыч очень хороший муж (только раз в жизни на жену замахнулся), хороший, но не идеальный. То он по пьяному делу казенные самовары уронит (54 рубля из семейного бюджета долой), то стыдится помогать ей на ферме. Но что он заработать может много меньше жены, вопрос уже не к нему, а к тогдашним законам.
Иван Африканыч не очень-то религиозен, Библию дедовскую на гармонь променял, нет у него в доме икон, не ищет он церковь (а церкви при Хрущеве закрывали), только после смерти жены он задумывается — что после смерти, неужели одна черная пустота. Но наСпойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) последней странице приносит он на могилку жены ветку рябины, значит, надеется, что жена где-то есть и слышит его.
Нерелигиозные Иван с Катериной еще рожают, сколько им Судьба дает, а вот Дашка Путанка (она, кстати, ПУтанка или ПутАнка?) каждый год «в больницу выковыриваться бегает». Старуха-мать Катерины уже понимает, что дети-погодки — «на организм отраженье дают». В следующем поколении много рожать будут или религиозные или алкоголики. Нигде в повести (как и нигде в русской классике и советской деревенской прозе) нет модных ныне рассуждений «Дал Бог зайку, даст и лужайку». Наоборот, старуха Евстолья вздыхает: «Семеро ребят и барина съедят».
Отец Ивана — Африкан, мать Катерины — Евстолья, а у их детей имена уже обычные, не деревенские, но и не «Анжелы с Артурами».
Сколько лет старшей дочке, которая в городе в няньках? Семнадцать? Пятнадцать? Теперь несовершеннолетнюю в няньки не наймут, побоятся — «у нее ветер в голове».
Белов смело пытается описать мироощущение младенца и коровы. Что в книге поистине читается с наслаждением — описания вологодской природы, родничка, леса, белых ночей.
Характеристика героев
Начнем с Ивана Африкановича. Это герой производит поначалу не самое хорошее впечатление, однако постепенно раскрывается его истинная натура. Он предстает как человек, переживающий за судьбу деревни, – он не хотел уезжать, потому что верил, что его место именно в селе. Кроме того, он способен на искреннее чувство – ласково и нежно любит свою жену, несмотря на прожитые вместе тяжелые годы. Дрынов осознает, что то устройство жизни деревни, которое существует, неверное, его необходимо менять. Этим герой и выделяется на фоне своих односельчан, которые смирились с происходящим.
Примечателен и образ Катерины Дрыновой. Это спокойная тихая женщина, которая привыкла сносить любые тяготы и работать без отдыха. Она не жалеет себя и своего здоровья, чтобы обеспечить семью.
Ее брат Митька, наоборот, не наделен смирением сестры. Это человек без семьи и без своего угла. Он живет одним днем и не думает о будущем. Именно его появление привело к гибели семьи Дрыновых – отъезд Ивана, смерть Катерины. Идеи и мысли Митьки разрушили привычный уклад жизни Дрыновых.
Смысл названия
Автор неспроста дал своему произведению такое название. Котлован олицетворяет идеи большевиков, которые не удалось претворить в жизнь из-за их несовместимостью с жизнью. Так, персонажи вознамерились построить огромный дом для всех пролетариев, чтобы затем разрушить все мелкие индивидуальные хозяйства. Сначала герои берутся за дело с энтузиазмом, правда, единственный умный и компетентный человек на стройке изначально не собирается доживать до возведения пролетарского дома для всех. Поэтому Прушевский равнодушно позволил перенести раскопку в овраг, чтобы было легче. Таким образом, новое здание строится на фундаменте прошлого, которое при этом надо полностью искоренить. Так нарушается логика исторической преемственности: без прошлого будущего не построить. Поэтому в финале герои хоронят в этом месте ребенка — символ будущих поколений.
В произведении присутствует два типа конфликта. Внешний конфликт заключается в столкновении старых и новых порядков, а внутренний отражает чувства и переживания людей, которые не готовы к переменам, но не имеют сил им противиться.
Тема, идея и проблематика произведения
В рассказе затрагиваются такие темы и проблемы:
- супружеская верность и измена;
- семейные узы;
- тайная связь;
- вопросы нравственности;
- консервативность общества XIX века.
Ведущей темой в произведении является настоящая любовь. Она заставляет героев меняться, перерождаться и задумываться о глобальных жизненных вопросах. Влюбившись в чистую, светлую и прекрасную женщину, Гуров, называвший женщин «низшей расой», и сам меняется в лучшую сторону, а его глубоко скрытые положительные качества выбираются из «оболочки», распускаются, как цветок.
Также на первом месте в рассказе стоит тема супружеской измены: вокруг неё и закручен сюжет. Традиционно неверность в браке порицается обществом, однако автор показывает, что очень часто на измену людей толкают многие причины, главная из которых — отсутствие любви в браке. Особенно актуально это было для того времени, когда молодые люди вступали в брак против своей воли: их женили на подходящих кандидатурах ради статуса в обществе, лишая их свободы выбора. В таком браке даже появлялись дети, но, разумеется, не было любви.
Каждый из героев жил в своеобразном «футляре», ограждающем их от скучного общества, в котором им приходилось существовать. Гуров редко бывал дома с женой, находя спасение в краткосрочных романах.
Анна же спасалась от одиночества тем, что завела собаку, но однажды ей стало так тошно и плохо, что она решила совершить поездку в Ялту, фактически сбегая от обыденности.
Среди аргументов к сочинению «Дама с собачкой» следует упомянуть основную идею и смысл произведения. Оно рекомендует пересмотреть привычные моральные устои, на которых держится общество. Если в семье нет любви, её вряд ли можно назвать счастливой: супруги лишь лицемерят друг другу, а лицемерие не может стать достойным фундаментом и непременно рано или поздно даст трещину. Иногда не стоит создавать видимость семьи в угоду обществу, скрывая правду и маскируя проблемы: порой лучше развестись во имя настоящей любви и свободы, действуя так, как велит сердце.
https://youtube.com/watch?v=v9fkGWooVhE
Тематика и проблематика
В повести «Сотников» Василь Быков затрагивает множество важным тем, которые особенно характерны для произведений с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к родине, предательство, но основой всего произведения является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам. Даже старосте Петру приходится выбирать (хотя это действие и происходит еще до начала повествования): отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя
В этом и заключается одна из главных нравственных проблем войны. Каждый день нужно выбирать: либо придерживаешься своих принципов и живешь плохо, а может и вообще умираешь, либо идешь на сделку с совестью ради лучших условий или сохранения жизни.
Сочинение-рассуждение Влияние войны на человека (По тексту Ю.Бондарева)
Так основные темы описывал сам писатель:
Глава 4 (продолжение). Мишка и Дашка
О появлении гостя в семье Дрыновых рассказывает краткое содержание («Привычное дело»). Белов В. И. без прикрас изображает жизнь в деревне. На голову Ивана Афанасьевича свалилась еще одна неприятность – приехал из Мурманска брат Кати Митя Поляков, и совершенно без денег. Поселился он у Дрыновых и меньше чем за неделю успел напоить всю деревню, обругать на чем свет стоит начальство, сосватал Мишке Дарью Путанку и даже корову обеспечил сеном. И это все у него получилось, как будто по ходу дела.
Дашка дает Мишке приворотное зелье, от которого того потом начинает тошнить, а через пару дней они уже отправляются расписываться в сельсовет, тоже не без Митькиного участия. Через некоторое время происходит первая ссора между молодоженами. У Мишки в тракторе висит репродукция полотна «Союз земли и воды» (Рубенс), на которой изображена обнаженная женщина, по мнению всей деревни, очень похожая на Нюшку. Эту-то картину и находит, а потом срывает и сжигает в печи Дашка. Обозленный Мишка в ответ едва не сбрасывает трактором баню, в которой мылась в тот момент Дарья, в речку. В итоге трактор оказывается поврежден, а на чердаке бани обнаруживается сено, которое было скошено незаконно. Этот случай приводит к тому, что сено начинают искать по всей деревне. Приходит очередь и Дрыновых – привычное дело.
Нельзя назвать трагедией или комедией краткое содержание книги «Привычное дело». Изложение этого произведения, скорее, напоминает драму жизни, в которой люди вынуждены приспосабливаться ко всему, чтобы выжить. Обыски, воровство, пьянство – все становится для них привычным делом.
Митьку за порчу трактора и за скошенное сено вызывают в районную милицию. Но по ошибке 15 суток дают совершенно другому Полякову, хотя тоже из Сосновки. В деревне вообще много Поляковых. А сам Миша отбывает свои 15 суток в родной деревне под присмотром конвойного, продолжая днями работать, а вечерами напиваться с приставленным сержантом.
Проблематика повести и характер главного героя
Богатство и полнота чувств и отношений к миру раскрывают Ивана Африкановича как незаурядную личность с его верой в справедливость законов жизни, в их непоколебимую силу. Отсюда философское спокойствие Ивана Африкановича, оно помогает поддерживать мир и лад в семье. Он мягкий по характеру, добрый, совестливый человек, по натуре созидатель. Построен дом, создана семья, подрастают дети. Герой В. Белова — «природный человек», воплощающий те общечеловеческие ценности, те нравственные принципы, которые выработаны народом за столетия труда на земле и которые еще долго будут служить верными ориентирами и для человека, отошедшего от земли.
Иван Африканович любит повторять слова «привычное дело», в которых выражается необходимость принимать жизнь такой, какой она выпадает на долю его самого и семьи. Привычное дело — тяжелый труд, привычное дело — нищенский быт, постоянное отсутствие денег, бесправие, на которое он никогда не жалуется. Его философский взгляд вырастает из восприятия конкретики окружающей жизни. Поэтическое видение природы, чувствование поэзии крестьянского труда на земле определяют душевное состояние этого человека, и в них писатель видит истоки духовной красоты таких характеров.
Катерина — это натура деятельная, активная, энергичная, как и ее мать Евстолья. Их трудолюбие и самоотверженность спасают семью. Заботами обеих женщин окружены дети. Катерина талантлива, у нее красивый звучный голос, она хорошо поет и пляшет.
Высокая духовность героев В. Белова с наибольшей убедительностью проявляется в их отношениях друг к другу. Подлинным гимном человеческой любви, ее созидательной силе звучат те страницы повести, где раскрыта глубина и сила привязанности Ивана Африкановича и Катерины, навек соединивших свои жизни. Чувство его к жене полно нежности, чистоты, горького сожаления о своем личном несовершенстве.
Повесть полна драматизма, местами — трагического накала. Герои повести писателя, простодушные, доверчивые, еще не понимают, что живут за чертой милосердия. Они не умеют жалеть себя, не знают своих человеческих прав. Для них священно то, что спасает в жизни, на что можно надеяться. Это своя изба с висящей посредине люлькой для младенца, свое хозяйство.
Драматична и печальна повесть В. Белова, но и светла тем особенным светом, который идет от его героев — ярких народных характеров, выписанных с любовью. Философия Ивана Африкановича, воплощенная в повторяемой поговорке «привычное дело», за которой кроется привычная пассивность крестьянина, мучительно переживается автором. В повести остро поставлен вопрос о судьбе деревни — хранительницы традиционного духовного уклада жизни, о судьбе красоты и поэзии природы в современный век всеобщей технизации.
Главные действия пятой главы
В пятую главу произведение Белова, которое относится к деревенской прозе, вошли несколько частей: «Вольный казак», «Последний прокос» и «Три часа сроку». Уговорил Митька уехать Ивана в Мурманск, чтобы заработать. Не соглашался долго он, но слишком много аргументов приводил хитрый парень. И вот стал Иван и сам задумываться о жизни и о том, какое будущее он может дать своим детям. Пошел к председателю, все документы сделал и поехал вместе с Митькой, хотя Катерина была против такого решения.
Только он уехал, как разрешили деревенским жителям в выходной день не выходить на покос, а заняться своими делами. Катерина отправилась вместе с Катюшкой и Гришкой. Мальчик следил за огнем, лазил по деревням. А девочка наравне с матерью училась косить. И тут Катерине стало плохо, упала на землю
Ее заметил Гришка, стал плакать, и это привлекло внимание людей. Когда Катерину привезли домой, вызвали врача, то оказалось, что опять у нее приступ. Но вот в больницу уже везти ее нельзя было
Но вот в больницу уже везти ее нельзя было.
А вскоре вернулся и Иван, который и в милицию успел попасть из-за Митьки, и даже в аварии поучаствовать. Но домой его тянуло.
Вариант 2
Повесть “Привычное дело” Белова – это история о том, как один человек может изменить свою жизнь и жизнь других людей. Главный герой, Александр, работает в магазине и живет обычной жизнью, пока не встречает старого знакомого, который предлагает ему участвовать в нелегальном бизнесе. Александр соглашается и начинает зарабатывать большие деньги, но вскоре понимает, что это не то, чего он хочет в жизни.
Автор показывает, как Александр постепенно осознает свои ошибки и начинает меняться. Он понимает, что деньги не являются главным в жизни и что он хочет жить по-другому. Александр начинает искать новую работу и находит ее в магазине, где он работал раньше. Он начинает жить новой жизнью и становится счастливым.
Автор также показывает, как Александр влияет на жизнь других людей. Он помогает своей бывшей коллеге, которая оказалась в трудной ситуации, и она благодарна ему за это. Александр также помогает своему другу, который оказался в тюрьме, и в конце концов помогает ему выйти на свободу.
Одним из главных моментов в повести является тема дружбы. Александр и его друг, который предложил ему участвовать в нелегальном бизнесе, были друзьями с детства. Но когда Александр понимает, что он не хочет больше участвовать в этом бизнесе, он решает разорвать отношения с этим человеком. Это было трудным решением, но Александр понимал, что это необходимо для его собственного благополучия.
Еще одной важной темой в повести является тема справедливости. Александр понимает, что он совершил ошибки и готов понести наказание за свои поступки
Он не пытается уйти от ответственности и готов принять любые последствия своих действий. Это показывает, что Александр является человеком сильным и справедливым.
В целом, повесть “Привычное дело” Белова – это история о том, как человек может изменить свою жизнь и жизнь других людей. Автор показывает, что деньги не являются главным в жизни и что счастье можно найти в других вещах. Также повесть затрагивает темы дружбы и справедливости, которые являются важными для каждого человека.
Закладка. Василий Белов «Привычное дело»
Поделиться
«Ивану Африкановичу было тепло, он шел по лесу, как по деревенской улице. За жизнь каждое дерево вызнато-перевызнато, каждый пень обкурен, обтоптана любая подсека. Вон маленькое, не больше пятачка, болотце: еще в детстве около него проколол сучком босую ногу; вон вилашки корявой сосенки: отдыхал под ней сколько раз; вон брусничный бугор: ставил силки и прыгуны на тетер; тут в прошлом году вырубал вязы для дровней, там заготавливал драночные баланы, здесь тесал хвою для коровьей подстилки. Везде свое государство, куда ни ступишь…»
Слушая этот текст, – да и не текст совсем, и слово-то говорить не хочется, – слушая сей дивный Божий мир, слушая сам этот проход по лесу, по «своему государству» (а читал народный артист Олег Табаков), – как-то не верится даже, что писалось обычною рукою, на обычном листе, когда слово тянется за словом, и вся речь – за зрением, за памятью, за каждым шагом этого Ивана Африкановича Дронова из повести Василия Белова «Привычное дело».
Время для русской деревни в 1966 году было плохое (а когда оно было хорошее), паспорта у народа поотобрали, вера христианская выветрилась вослед революционным вихрям. …Водку, конечно, Иван как и все – выпивает, проклятую, но ведь и работает, восемь деток в избе, девятого ждут… И встают они с женою до рассвета, и вкалывает Катя в коровнике как заводная, а днем дети на матери, на Евстолье. Но и для мужа у Кати время находится, любят они друга. А для коровы-кормилицы сено по ночам косят, потихоньку, хоть председатель о том – знает. Ну а не покосишь, чем жить будем, корову питать же надо.
К чему я всё это? О «Привычном деле» писано-переписано, дипломы да диссертации, «вершина деревенской прозы», «родоначальное», «исконное»… Все это правда, но не в этом же дело. А в том, что сорвал приехавший шурин Митька – нашего Ивана Африкановича на заработки, уговорил, уболтал, заморочил голову.
Поездка у Ивана не задастся, а вернется он уже лишь – к жениной могиле: надорвалась Катерина, сигналы и раньше были.
Все эти люди живы во мне… А Василия Белова-то без очистительных слёз и не прочитаешь, тоже – повезло, верно, читал с чистым сердцем.
Наверное, ради единственной мысли обратился я нынче к этой знаменитой книге-душе, ради пушкинских слов: «нет, весь я не умру, душа в заветной лире».
Многолетнее вымирание русской деревни – привычное дело. Но даже если совсем исчезнет она, и память выветрится о всех этих людях – обыденно живших в своем райском аду, – повесть Белова будет её, эту деревню, всегда воскрешать. И читатель снова пойдет вместе с Дроновым, на могилу Кати, прихватив ее любимой рябинки.
Иван Африканович вышел в огород. Сорвал несколько гроздьев красной, уцелевшей от дроздов рябины. Тихонько закрыл отводок, пошел за деревню.
Горький отрадный дым от костров тут и там таял в ясном неощущаемом воздухе: копали везде картошку. Стая прилетевших из леса и готовящихся в путь скворцов опустилась в поле; за речкой, за желтым березнячком кричали ребятишки. Белая колокольня развороченной церкви явственно выделялась на спокойном, по-осеннему кротком небе. Зыбкая речка, огибавшая холм с кладбищем, не двигалась, и синенькое небо, отраженное ею, казалось чище настоящего, верхнего неба. На кладбище, в старых вербах, тенькали синички.
Текст, скажете вы? Да, текст. Он может жить и в планшете, и в звуке аудиокниги, и по-старому, конечно – на сброшюрованных листах, под обложкой. Это дело привычное. К нему надобно только обратиться, и всё оживёт само собою.
Тема
Тема — это основа произведения, его содержание; изображенные события и явления, которые исследует и оценивает автор. Тема может появляться в художественных произведениях многих писателей, она не является единой для определенного направления или рода литературы.
Тема произведения неразрывно связана с его идеей. М. Горький Писал, что «тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».
Тема | ||
Главная | Частная | Вечная |
Тема, определяющая единство художественного произведения, т.е та, без которой повествование потеряло бы связующую часть. (Тема семьи в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети», изображение столкновения двух разных эпох). | Тема, не являющаяся основой произведения. Она может показывать разные стороны главной темы. (Показ семейных отношений представителей двух разных эпох. Базаров и его родители, Аркадий и его семья в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети») | Темы, общие для всей мировой литературы. Тема отцов и детей, любви, смерти, войны. |
И главная, и побочная темы в совокупности составляют тематику художественного произведения. |
Сюжет седьмой главы
В седьмой главе читатель может познакомиться с тремя частями: «Ветрено. Так ветрено», «Привычное дело» и «Сорочины». Мать Катерины и Степановна решили, что Иван должен сойтись с Нюшкой. Но как сказать ему об этом, пока еще не придумали. А Иван, решив построить новую лодку, пошел на Черную речку и заблудился. Два дня он пробыл в лесу, и, когда уже совсем выбился из сил, голодный, услышал трактор Мишки Петрова, пополз на дорогу и тот его чуть не задавил.
На сорок дней он пошел на кладбище к жене, куда он так ни разу еще и не сходил. Рассказал о детях, о корове, попросил прощения у жены, что не берег ее. И заплакал, пытаясь вылить всю свою боль от потери.