Салтыков-Щедрин. Все пересказы
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Дневник провинциала в Петербурге
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- За рубежом
- Запутанное дело
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Обманщик-газетчик и легковерный читатель
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Праздный разговор
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Путём-дорогою
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Смерть Пазухина
- Современная идиллия
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
«Премудрый пескарь»
Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина – использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».
Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.
Следующие 5 высказываний -— это цитаты из сказок Салтыкова-Щедрина:
- «Бывают дураки легкие. Выбегут на улицу и прыгают. Вот таких надо беречь, они даже губернаторам нужны» («Дурак»).
- «Закроет глаза баран, и морда у него серьезная делается. Проходят мимо люди и говорят: «Да не баран это, а бургомистр!» («Баран-непомнящий»).
- «Где правда?» — «У Господа на небе. Забрал и не пущает» («Путём дорогою»).
- «Без паспорта ходить нельзя. А то все могут разойтись, работу забросить — не отбиться от таких бродяг тогда» («Рождественская сказка»).
- «Из хищников, которые водятся в умеренном климате, волк менее великодушен» («Бедный волк»).
Молодёжная аналитическая группа
***
Источник
Композиция
Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идёт речь о глупом барине, который бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».
В завязке произведения главный герой обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого тёмного и ненавистного ему окружения. Когда же молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в полном одиночестве в своем большом поместье.
Кульминация сказки в полной мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его жизни источником всех благ. Когда же они исчезли, некогда лощеный барин быстро превратился в дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую пищу. Жизнь помещика превратилась в скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места радости и удовольствиям. В этом и заключался смысл названия сказки – нежелание поступиться собственными принципами неизбежно приводит к «дикости» – гражданской, интеллектуальной, политической.
В развязке произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает рассудок.
Анализ произведения
21 предложение/ 360 слов
Сатирический роман «История одного города» стал одним из наиболее значимых и масштабных произведений Михаила Салтыкова-Щедрина. Начиная с 1869 года, он публиковался писателем по главам в журнале «Отечественные записки», а уже в 1870 году вышел отдельным изданием. Окончательная же версия романа со всеми исправлениями и авторскими доработками увидела свет в 1879 году.
Первое, что обращает на себя внимание при прочтении романа, — это его необычная форма. Произведение представляет собой созданный сатириком летописный свод, повествующий об истории вымышленного города Глупова в период с 1731 по 1826 год
Этот «Глуповский Летописец» «находит» и издаёт автор, сопровождая его собственными комментариями.
Всего летопись состоит из шестнадцати, якобы написанных разными людьми, глав: первая и последняя — издателем, остальные — городскими архивариусами. Главы произведения рассказывают не только о событиях, произошедших непосредственно в период существования Глупова, но также повествуют об истории народа, его населяющего — глуповцах, и о двадцати двух градоначальниках им управлявших.
Оригинальная форма и построение романа призваны в полной мере раскрыть масштабный замысел Салтыкова-Щедрина. Целью сатирика было высмеять такое положение вещей в русском обществе, при котором становится возможным угнетение властью народа, смиренно принимающее своё рабское положение и не пытающего бороться за свободу.
Поэтому главными героями романа стали не только жестокие, алчные, лживые и крайне ограниченные градоначальники, управляющие городом, но и сам народ. Глуповцы в романе предстают безвольными, легковерными, инфантильными людьми, жизнь которых без присутствия твёрдой руки неизменно превращается в хаос.
Злободневность романа явилась поводом для многочисленной критики произведения. Салтыкова-Щедрина обвиняли в искажении фактов русской истории и глумлении над русским народом. Тем не менее сам автор утверждал, что его произведение не стоит понимать столь буквально.
Да, в описании градоначальников Глупова действительно подчас прослеживаются черты конкретных политических деятелей. И сюжет книги также перекликается с русской историей. Тем не менее писатель всё же настаивал на том, что осмеянию в его романе подвергались не конкретные люди и события, а лишь определённые черты русского общества и русской политической системы, причиняющие простым людям «жизненные неудобства».
Таким образом, в своём произведении Салтыкову-Щедрину удалось создать своеобразную альтернативную реальность. Описать историю вымышленного государства, очень похожую на отечественную, но с использованием гротеска и фантастических элементов, помогающих вскрыть существующие в реальном обществе пороки. Это сближает роман «История одного города» с антиутопией и лишний раз подчёркивает его уникальность.
см. также:Сочинения по произведению История одного города, Салтыков-Щедрин
О чем произведение?
Своеобразие языка сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Герои сказок Салтыкова-Щедрина – это сатирические аллегории. В них волк, медведь, заяц, ворона, орел и т.д. принадлежат не животному миру. М.Е. Салтыков-Щедрин, следуя традициям И.А. Крылова, надевает на своих персонажей макси и каждому «воздает по заслугам». В сказках писателя каждая личина соединяет характерные черты, которые точно определяют человеческий или социальный тип. Так, простой народ в этих произведениях выступает под масками беззащитных, безобидных, добрых птиц и зверей, а эксплуататоры – в максах хищников.
Но сказки о животных – только один тип сказов писателя. В произведениях другого типа действующими лицами являются люди («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и т.д.). Персонажи этих сказок не прикрыты масками рыб, птиц, зверей. Писатель здесь использует другие сатирические приемы: гротеск и гиперболу. Но эти герои сказок тоже представлены как маски-символы: Салтыков-Щедрин создает собирательные образы различных социальных типов.
Язык сказок Салтыкова-Щедрина близок к русскому фольклору. Писатель использует наряду с традиционными сказочными образами и приемами пословицы, присказки и поговорки. Диалог персонажей отличается красочностью, а речь рисует конкретный социальный тип: орел – грубый и властный, карась – прекраснодушный идеалист, воблушка – злобная реакционерка, поп – ханжа, канарейка – беспутная, заяц – трусливый и т.д.
Салтыков-Щедрин в сказках проявляет себя блестящим мастером эзопова языка. С его помощью он доносит до читателя актуальную и острую политическую мысль, в аллегорической форме передает социальные обобщения.
Основные темы и проблемы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки — итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка. Эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо. Форму народной сказки использовали многие писатели. Литературные сказки в стихах или прозе воссоздавали мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, например сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Салтыков-Щедрин в 1869-м, а также в 1880-1886-х годах. Среди огромного наследия Щедрина они пользуются едва ли не наибольшей популярностью.
В сказках мы встретим типичных для Щедрина героев: здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”).
Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе.
Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе “мелкие, срамные” злодеяния или “крупные кровопролития”, как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя. Деятельность Топтыгина, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили мужики”, “посадив на рогатину”. Его деятельность оказалась бессмысленной, ненужной. Даже Осел говорит: “Главное в нашем ремесле — это: laissez passer, laisses faire (позволять, не мешать). И сам Топтыгин спрашивает: “Я даже не понимаю, зачем воевод посылают! ” Сказка “Дикий помещик” — произведение, направленное против общественного строя, основанного не эксплуатации мужика. На первый взгляд это лишь забавная история глупого помещика, который ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки и прочих своих кормильцев, совершенно одичал, а хозяйство его пришло в упадок. Даже мышонок его не боится.
Изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Он уподобляет его “рою” трудолюбивых пчел, живущих бессознательной стадной жизнью. “…Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья”.
Несколько иную социальную группу населения России рисует сатирик в сказке “Премудрый пискарь”. Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос о смысле и назначении жизни человека.
Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.
Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. «Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.
Основные аспекты сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»
Итак, приступим к анализу данной сказки
Основными аспектами, на которых следует акцентировать внимание, в этой сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина являются:
Салтыкова-Щедрина являются:
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 440 руб.
- Реферат Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 240 руб.
- Контрольная работа Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Тема и мотивы. Основным мотивом данной сказки можно назвать аллегорический образ, аналогичный образу в сказке «Премудрый пескарь». Так, как и в этой сказке присутствует аллегория, то выделить можно не одну, а сразу несколько тем: позиция либеральных взглядов; жизнь «подводного общества».
- Проблемы данной сказки. Основными проблемами данной сказки можно назвать: идею социального равенства, разделение людей на «слабых» и «сильных», лицемерие, реализм и многие другие.
- Герои сказки «Карась-идеалист». По названию сказки читатель может предположить, что главные герои этой сказки — рыбы. Образы рыб аллегоричны и соответствуют образам людей; рыбы у Салтыкова-Щедрина носят некоторые человеческие черты характера. Главных героев трое: карась, ерш и щука. Карась чист, наивен, много размышляет о либеральном обществе, слепо верит в либерализм и равенство, забывая о действительности. Карася можно назвать идеалистом и максималистом, потому что он не принимает реальность такой, какая она есть, наивно полагая, что его взгляды что-нибудь изменят. Ерш — также либерал, однако, в отличии от карася, он трезво смотрит на вещи. Он понимает, что пустые слова ничем не помогут обществу и никого не изменят. Он пытается открыть глаза карасю на полный опасностей мир, но безуспешно. Щука — это хищник, так называемая «сильная мира сего». Она — хозяйка положения в подводном царстве, ее все боятся и уважают. Щуке наплевать на взгляды карася, ее не трогают либеральные идеи. Спор щуки и карася длился три «этапа»: в первый карася пожалели, во второй он ушел искалеченным, а в третий щука его проглотила. Так карась и поплатился за слепую веру в свои идеалы и полное отрицание действительности. Второстепенными образами в этой сказке являются человеческие образы, а также образы других рыб.
- Идея и смысл. Идейный замысел произведения заключается в том, что любые взгляды хороши, если они учитывают реальное положение вещей. Салтыков-Щедрин в своей сказке осуждает карася за то, что тот не видит реальности, опасности, а доверяет только придуманному.
Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Композиция данной сказки проста, последовательна и логична. Элементом фольклора в ней является прием трехкратности: карась трижды приходил спорить с щукой. В завязке читатель знакомится с главными героями: карасем и ершом, а также узнает о щуке — хозяйке подводного царства.
Дальше идет развитие действия сказки — карась спорит с щукой. Кульминации, как таковой, в этой сказке нет. Развязка проста: щука проглатывает карася. Аллегорически, это может означать полную провальность либеральных взглядов без учета реальности, которая совсем не так проста. Общество (то есть остальные жители подводного царства) не хотят менять привычный уклад вещей: им не жалко карася, напротив, они интересуются у щуки, вкусно ли ей было. Это означает нежелание общества меняться, вестись лишь на одни лозунги — людям, народу нужна стабильность.
Данное произведение имеет место быть в целом ряду подобных произведений Салтыкова-Щедрина. Его жанр — это сатирическая сказка, так как произведение содержит в себе как элементы фольклора, фантазийности, так и вполне реальный, хоть и аллегорически представленный, смысл.
Замечание 1
Сказку никак нельзя назвать «детской» — в ней содержатся вовсе недетские темы и проблемы.
Последние годы жизни писателя
С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869 – 1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города» (краткое содержание) , в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».
В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы».
В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882 – 1886), «Мелочи жизни» (1886 – 1887), «Пешехонская старина» (1887 – 1889).
Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.
Сюжет сказки Путем-дорогою
Односельчане Фёдор Голубкин и Иван Бобров возвращались с заработков домой на сенокос. Им предстоял долгий путь. Постепенно мужики разговорились о своей нелёгкой жизни.
Оказывается, работали они в Москве каменщиками несколько месяцев, но денег им выплатили мало. Фёдор пожаловался, что к его жене Дуне пристаёт волостной старшина. Затем оба сошлись во мнении, что бабам-крестьянкам живётся ещё хуже, чем мужикам. Далее попробовали песню петь, но от печали и усталости им не пелось. Фёдор спрос о том, где Правду можно найти. Ведь раньше люди её искали, боролись за неё, но постепенно она никому не нужна стала.
Господа богатеют, а бедняки едва выживают, хоть и работают не покладая рук. Иван сказал, что Бог, наверное, Правду на небо забрал. Фёдор с ним не согласился и пообещал разузнать об этом у дедушки Еремея, которого не раз наказывали за стремление Правду отыскать. Иван же был уверен, что для таких, как они, Правды нет нигде, и советовал подумать, как запастись хлебом, чтобы до нового урожая хватило.
Наступил знойный полдень. Мужики сели под старым накренившимся стогом сена отдохнуть, покушать и воды попить. Потом посмотрели вокруг. Простор. Свобода. Всем место есть, а им – нет.
Анализ цикла “Сказки” М.Е. Салтыкова-Щедрина
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. “Сказки” Салтыкова-Щедрина, состоящие из 32 произведений, представляют собой самостоятельный сатирический цикл. Они были написаны в период с 1869 по 1886 г. Однако к этому жанру Щедрин проявлял интерес и ранее, включая сказочные эпизоды в другие сатирические произведения. Например, в рассказ “Скрежет зубовный” (1860) вошла сказка “Сон”, а в “Современную идиллию” (1877—1883) — “Сказка о ретивом начальнике”. В 1869 г. Щедрин опубликовал на страницах “Отечественных записок” три сказки: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Пропала совесть”, “Дикий помещик”, включенные им в цикл “Для детей”, который в итоге остался незаконченным. В 1880 г. появилась сказка “Игрушечного дела людишки”, которая, по неосуществленному замыслу писателя, должна была открывать сатирическое обозрение, изображавшее людей-кукол. После небольшого перерыва в 1883 г. увидели свет сказки “Премудрый пискарь”, “Самоотверженный заяц” и “Бедный волк”, которые сначала были напечатаны в Женеве в разных номерах газеты “Общее дело” под редакционной рубрикой “Сказки для детей изрядного возраста” (имя автора не упоминалось). В 1884 г. они появились в России на страницах “Отечественных записок” под общим заглавием “Сказки” и с подписью Н. Щедрин. С 1883 по 1886 г. было написано 28 сказок. Однако в полном объеме при жизни Щедрина цикл не был опубликован в силу запрета цензуры. Так, например, сказка “Медведьна воеводстве”, будучи напечатанной в Женеве дважды (в 1884 и 1886 гг.), в России была издана лишь в 1906 г., а сказка “Богатырь” вообще стала известна лишь в 1922 г.
Темы
Тематика этой антиутопии очень разнообразна: она затрагивает социально-политические и моральные вопросы.
- Тема народа в полной мере раскрыта автором со многих ракурсов. Сатирик убежден, что глуповцы, несмотря на все испытания, умели выстоять и даже бунтовать, когда их вынуждали делать это. Но жители тех мест своей порочностью ничуть не уступали градоначальникам, напротив, иногда даже предвосхищали их желания (вспомним Грустилова, который наткнулся на процессию из полуголых дев). Сами граждане захотели стать подданными, ведь не смогли организовать свою жизнь самостоятельно. Очевидно, что народ, отказавшийся от свободы по глупости, достоин правителя-деспота. И вот разрушительная деятельность тиранов сделала из города пустыню, а из людей – животных. Салтыков- Щедрин негативно оценивает бездействие народа в произведении, ведь автор — сторонник концепции: «Народ не должен боятся власти, власть должна бояться народа». Однако комическое и сильно преувеличенное поклонение градоначальникам, которое демонстрируют жители, идет вразрез с мнением сатирика. Несмотря на очевидную слабость и несправедливость власти, люди так и остаются бессловесными марионетками в руках вышестоящих. В образе народа автор высмеял покорность сограждан, которые не только терпят рабское ярмо, но и активно льстят начальникам, угождая малейшей прихоти господина.
- Тема нравственности. Герои «Истории одного города» с течением времени меняют свое отношение к морали, все больше развращаясь от влияния градоначальников (хотя сами они в древности отличались ужасными порядками). Если история с Фердыщенко и Аленкой сначала потрясла их, и люди были недовольны похождениями правителя с замужней женщиной, то при Дю Шарио они погрязли в сладострастии и вели себя в высшей степени непристойно. Так, автор проводит параллель между моральным обликом чиновника и народа, делая вывод, который можно уместить в поговорке: «Рыба гниет с головы». Если правитель демонстрирует легкомыслие, то и придворные будут повторять за ним.
- Тема ответственности. Правители ответственны перед народом и историей за то, что случилось при их правлении. Но, увы, эта простая истина чужда царизму, ведь суть монарха заключается в абсолютной и непогрешимой власти, которую нельзя критиковать, отчуждать и подвергать сомнению. В этом писатель видит недостаток царского режима правления, демонстрируя его во всей красе в «Истории одного города». Так, Негодяевы и Бородавкины бессовестно разоряют город своими необдуманными действиями, Брудастый и Прыщ и вовсе не способны отвечать за свои деяния, так как в прямом смысле не имеют мозгов, а Микаладзе и Грустилов просто развращают народ и используют его в целях удовлетворения собственных желаний.
- Тема исторической памяти. Летописец фиксировал события, происходящие в Глупове, но в его описании видна субъективная оценка. Он стремится оправдать многих исторических деятелей, тем самым перевирая историю и окрашивая ее в нужные ему оттенки. То есть до современников доходит не то, что было, а то, что видел и считал сам летописец.
- Тема природы. Только стихии противостоят мертвенной государственности, уничтожающей все живое. Например, голову Органчика задержали и испортили в пути силы природы, которые боролись против искусственного подавления людей. Естественные рефлексы побудили предводителя дворянства съесть голову Прыща. В финале конфликт достиг апогея, когда Угрюм-Бурчеев объявил войну реке и проиграл.
Анализ книги «История одного города» показывает, что это сатирический роман. Салтыков-Щедрин придерживается этого и в других своих произведениях. Любимый художественный прием автора:
Особенность произведения в том, что все персонажи считаются вымышленными, хотя выбранная форма — хроника — документальный фильм, составленный из реальных событий. Все описанное в романе кажется плодом больного воображения или кошмаром. Но если вдуматься, это и есть российская действительность, только под увеличительным стеклом.
Автор облекает реальность в вымышленную оболочку, и все же каждый читатель может понять, что подразумевается под тем или иным поступком мэра и кто скрывается за масками вымышленных персонажей. Литературное направление романа — реализм. Такой вывод можно сделать на основании того, что окружающая обстановка, события и персонажи описаны очень подробно и натуралистично.
Салтыков-Щедрин, Анализ произведения История одного города, План
«Дикий помещик»
Все сказки Михаила Евграфовича написаны с использованием острого сарказма. С помощью героев (животных или людей) он высмеивает не столько людские пороки, сколько скудоумие высших чинов. Сказки Салтыкова-Щедрина, список которых был бы неполным без истории про дикого помещика, помогают нам увидеть отношение дворян 19 века к своим крепостным. История небольшая, но заставляет задуматься о многих серьезных вещах.
Помещик со странным именем Урус Кучум Кильдибаев живет в свое удовольствие: собирает богатый урожай, имеет шикарное жилье и много земель. Но однажды он устал от обилия крестьян в своем доме и решил от них избавиться. Взмолился помещик к Богу, но тот не внял его просьбам. Он всячески начал издеваться над мужиками, стал давить их налогами. И тогда Господь сжалился над ними, и они исчезли.
Поначалу глупый помещик был счастлив: теперь ему никто не мешал. Но позднее он стал ощущать их отсутствие: никто не готовил ему пищу, не убирал в доме. Приезжие генералы и исправник называли его дураком. Но тот не понимал, почему к нему так относятся. В итоге он настолько одичал, что даже стал похож на животное: оброс волосами, лазил по деревьям, а добычу разрывал руками и ел.
Сатирическое обличие пороков дворянина мастерски изобразил Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик» показывает, насколько глупым может быть человек, не понимающий, что жил хорошо только благодаря своим мужикам.
В финале все крепостные возвращаются к помещику, и жизнь снова расцветает: на рынке продают мясо, в доме чистота и порядок. Да вот только Урус Кучум так и не вернулся к прежнему облику. Он по-прежнему мычит, скучая по прежней своей дикой жизни.
«Карась-идеалист»
В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» – это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев – собирательный образ представителей того или иного социального класса.
В центре сюжета сказки – дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же – это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж – Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.
Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.