Краткое содержание
В первом фрагменте текста рассказывается о старухе Аксиньи. Она жила в одиночестве, и по соседству находился только пчеловод Ульян. Она в молодости работала цветоводом, а теперь живет на пенсию, и хлеб ей привозят из колхоза как пожилому человеку. Раз в год к ней приходил Ульян и помогал по хозяйству. Как-то раз он сказал, что их время уже подходит к концу, на что Аксинья ответила: она ждет сына, и пока он не вернется, ей нельзя умирать. Позже старик умер.
Во втором фрагменте рассказываются обстоятельства пропажи Тимоши. Он часто убегал погулять и ловил бабочек. Приносил их домой и спрашивал у мамы, почему они перестают летать. Та объясняла, что это из-за того, что мальчик стирает их крылышки.
Тимоша не послушал маму и продолжал ловить бабочек. Он понимал, что обрекает их на смерть, но удовлетворение собственных желаний было превыше всего. Однажды мальчик заигрался и убежал далеко в горы. Там поймал необычную бабочку, которая была разноцветной. Она не смогла улететь после прикосновений мальчика. Тимоша пытался ее спасти, но в итоге бабочка стала жертвой воробья.
Мальчик рассердился и ударил птицу камнем. Воробей умер, и Тимоша задумался, почему от его действий всем плохо. Когда он возвращался домой то увидел огромную разноцветную бабочку. Мама звала его домой, но мальчик не слышал и как зачарованный следовал за своей находкой.
Тимоша в итоге упал в пропасть и оказался внутри горы. От отчаяния он начал руками скрести камень, чтобы выбраться наружу и увидеть свою маму.
В третьем фрагменте рассказывается о том, как годами Тимоша долбил гору, обтачивая для этого камни. Мать продолжала звать своего сына и ждать. В четвертом фрагменте мальчик уже давно стал стариком, почти слепым и слабым. Как-то раз он услышал звук ведра, которое опускается в озеро. Он сразу понял, что это его мама и радостно закричал. Ему удалось разрушить последние камни и выйти наружу.
среда, 8 августа 2022 г.
«Разноцветная бабочка»
Платонов А. сказка «Разноцветная бабочка»
Жанр: литературная сказка-легенда
Главные герои сказки «Разноцветная бабочка» и их характеристика
Чему учит сказка «Разноцветная бабочка»
Эта сказка учит слушаться и любить родителей. Учит не забывать про них, как бы мы не были заняты. Учит всегда возвращаться домой, к матерям. Учит верности и любви. Учит тому, что за беспечность часто приходится платить очень высокую цену.
Отзыв на сказку «Разноцветная бабочка»
Мне понравился этот рассказ, и показался очень трогательным. Мальчик Тимоша был не прав, когда забыв о том, что его ждет мама, стал гоняться за бабочкой. Он любовь своей матери на развлечение и был за это жестоко наказан. И очень жаль Анисью, которая спасла своего сына, ценой собственной жизни.
Пословицы к сказке «Разноцветная бабочка»
Родных много, а мать роднее всего. Материнская молитва со дна моря достает. Мать плачет, что река льется. Сердце матери греет лучше солнца Терпение и труд все перетрут.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Разноцветная бабочка»
На берегу Черного моря у подножия высоких гор жила старушка по имени Анисья. Ее хижина стояла посреди цветочного поля, а недалеко жил пасечник дед Ульян. Он не знал, сколько Анисьи лет, но слышал, что она помнит как горы были совсем молодыми и не были покрыты лесом. Ульян часто приходил к Анисьи и помогал по хозяйству. В последний раз он починил ей очки и сказал, что его срок вышел. Но Анисья сказала, что ее срок еще не подошел, ведь она ждет сына. А Ульян скоро умер и Анисья осталась одна. Когда Анисья была молодой, у нее был сын Тимоша, который очень любил ловить бабочек. Он бегал за бабочками и часто забывал про маму. Он приносил домой бабочек и горевал, что они больше не летают. А мать объясняла ему, что это оттого, что он взял их в руки и потер крылья. Тимоша часто уходил в горы по старой тропинке, которая с горы на гору уходила в самое небо. Когда-то по ней ушел на небо человек, которому надоели люди. И вот там, на тропинке, Тимоша однажды увидел крупную и красивую бабочку. Он хотел поговорить с ней, но бабочка перелетела на валун. Бабочка полетела в горы, а Тимоша побежал за ней. Сгустилась ночь и он услышал, как мама зовет его, но ответил, что вернется, как только поймает бабочку. Он бежал вверх по тропинке и поднялся на самую высокую гору. Бабочки нигде не было, а совсем рядом светила звезда. Тимоша хотел схватить звезду, потянулся и упал в пропасть. Тимоша оказался на дне пропасти, там где небольшой ручеек впадал в озеро. Там было жарко и душно, а вокруг поднимались отвесные скалы. Над цветами порхали бабочки, но Тимоша даже не посмотрел на них. Он сел у скалы и стал скрести ее ногтями, чтобы добраться до мамы. Прошло много лет. Тимоша вырос. Он приспособил острый камень долбить скалы, но за долгие годы выдолбил лишь маленькую пещеру. Он больше никогда не ловил бабочек и голос матери все слабее звучал в его сердце. И все-таки он неустанно долбил скалу. А его мать смотрела на звезды и ей казалось, что ее сын бежит там, среди Млечного пути. Она звала его вернуться, но Тимоша не приходил. Прошли годы. Тимоша стал седым стариком. И вот однажды он услышал сквозь камень звон ведер. Он закричал и мать услышала его голос. Она спросила, кто зовет ее, но Тимоша ответил, что забыл, кто он есть. Он пробил последнюю преграду и вышел из скалы. Анисья увидела седого слепого старца и обняла его. Анисья жалела, что не вырастила сына, что не успела его поласкать. А Тимоша обещал, что всегда будет с ней. Но Анисья сказала, что она уже старая и скоро умрет. Она прижала сына к груди и хотела, чтобы ее дыхание перешло к сыну, чтобы ее любовь стала его силой и жизнью. И вдруг она почувствовала, что сын стал маленьким и легким, а она держит его на руках. И Анисья умерла счастливой.
Источник
Анализ рассказа
Авторское произведение написано в жанре легенда. Это фантастическое повествование или поэтическое предание о прошедших событиях, людях. Сюжет и композиция построены традиционно и способствуют раскрытию основной темы. События охватывают промежуток времени, в течение которого мать с сыном были в разлуке.
Рассказ Платонова изображает человеческую трагедию. Мать теряет сына, не успев воспитать и отдать всю теплоту и ласку. Трагедия происходит в разгар летнего сезона, когда над буйными травами летают роскошные бабочки. Автор не допускает мысли гибели ребенка. Он переносит его в другой мир, полный одиночества и тоски, угрозы для будущего.
Однако Платонов дарит герою возможность возвращения. Для этого ему предстоит приложить титанические усилия и потерять мать, едва ее обретя снова. Печаль и горе Тимофея автор передает путем частого повторения в тексте количественного числительного «один». Оно стало синонимом его одиночества и стремления к воссоединению с мамой.
Платонов показывает читателю, что физическая разлука ребенка и матери отзывается болью в их сердцах. Однако страшнее душевный разрыв. Связь двух близких людей раскрывается в произведении. Стремясь присвоить красоту мира, сын забывает о матери. Себя же он обрекает на существование, подобное бабочкам, с которых снимал пыльцу — не умирает, но и полноценно не живет.
Тимофей покинул мать в забвении, состоянии азарта. Следуя по тропинке, которую протоптал незнакомый человек, он увидел прекрасную звезду и решил, что она лучше бабочки. Однако оступился и упал в пропасть, на дне которой порхали сотни разноцветных невесомых созданий. Тимоше было скучно смотреть на них. Но как же давили страх и боль от расставания с матерью! Пробивая каменную стену на пути домой, герой ни разу больше не поймал ни одной бабочки.
Встретив сына снова, Анисья была поражена безжалостному влиянию времени. Она желала, чтобы он стал таким, каким она видела его в день побега за бабочкой. У пожилой женщины ничего не осталось, кроме любви к сыну. И она отдала ее вместе с жизнью ради того, чтобы Тимоша смог заново пройти жизненный путь. Описывая чудо перевоплощения героя, Платонов, возможно, пытался затронуть тему реинкарнации, обмена энергиями.
Вариант 2
В сказке Александра Платоновича Платонова говорится о женщине, которая ждала своего сына, не смотря даже на то, что все вокруг потеряли надежду на то, что он жив. Это произведение о безграничной любви матери к своему ребенку, о том, насколько терпелива мать. Автор сказки хотел доказать, что надежда умирает последней.
Она жила на берегу Черного моря и звали ее Анисья. У женщины был сын по имени Тимофей. Анисья ласково называла своего ребенка Тимоша. Мальчик очень любил гулять и ловить бабочек. Если Тимоша далеко убегал от дома, то мать всегда звала сына, и он откликался. Каждый раз, приходя домой с прогулки, Тимоша показывал матери новую бабочку, которую поймал. У мальчика всегда возникал один вопрос: почему, когда он ловит бабочку, она может летать, а когда приносит ее домой, то бабочка уже только ползает? На что Анисья отвечала Тимоше, что после того, как человек поймает бабочку, она больше не сможет летать. Потому что своими руками мальчик касался крыльев бабочки и обтирал их. После этого Анисья попросила Тимошу больше не ловить бабочек.
Однажды Тимофей, как обычно, отправился гулять. По тропинке, которая ведет вверх на гору, мальчик беспечно бегал и играл. Вдруг он увидел бабочку. Она была так хороша, что Тимоше захотелось поймать ее. И мальчик побежал за бабочкой, а она улетала все выше и выше в гору. Сам того не ожидая, в погоне за бабочкой, Тимоша провалился в каменную яму и так там и остался. Но мальчик решил не унывать и стал пробовать рубить каменную гору. Питался он тем, что упадет в яму.
Много лет прошло с тех пор, как мальчик оказался на дне каменной ямы. Но Тимофей не растерялся и, как оказалось, все это время прорубал выход себе в каменной горе. А мать все также ждала сына. Анисья все время говорила, что помирать ей нельзя, так как она ждет сына.
В конце концов этот день настал! Тимофей вернулся домой. Благодаря своей воли, он смог прорубить проход в каменной горе. Тимофей был не мальчиком, а уже взрослым мужчиной, когда вернулся домой. Мать, увидев сына, узнала его и была очень рада. Взглянув на него она испустила дух.
Смысл сказки в том, что мать – самое дорогое, что есть у человека. Она никогда не предаст, не оставит и будет ждать, когда уже никто не ждет. Мама для каждого человека – это луч во тьме. Не даром, возвращаясь домой, человеку всегда, в первую очередь, хочется обнять мать и прильнуть к ее груди. Автор хотел показать, что ближе, чем мама, у ребенка никого не может быть.
Разноцветная бабочка
На берегу Чёрного моря, там, где Кавказские горы подымаются от берега к небу, жила в каменной хижине одна старушка, по имени Анисья. Хижина стояла среди цветочного поля, на котором росли розы. Невдалеке от цветочного поля находился пчельник, и там также издавна жил пчеловод дедушка Ульян. Дедушка Ульян говорил, что когда он ещё молод был и приехал на кавказскую сторону, то Анисья уже была старой бабушкой, и никто тогда не знал, сколько Анисье лет, с каких пор она живёт на свете. Сама Анисья тоже не могла этого сказать, потому что забыла. Помнила она только, что в её время горы были молодые и не покрыты лесом. Так она сказала когда-то одному путешественнику, а тот напечатал её слова в своей книге. Но и путешественник тот давно умер, а книгу все забыли. Дедушка Ульян приходил раз в год в гости к Анисье; он приносил ей мёду, чинил ей обувь, осматривал, не худым ли стало ведро, и перекладывал черепицу на крыше хижины, чтобы внутрь жилища не проникал дождь. Потом они садились на камень у входа в жилище и беседовали по душам. Старый Ульян знал, что едва ли он придёт в гости к Анисье на следующий год: он уже был очень стар и знал, что ему наступала пора помирать. В последний раз, как виделся Ульян с Анисьей, он рассмотрел, что железная дужка очков, которые носила Анисья, стала тонкой, слабее нитки, и вот-вот сломается, — дужка истёрлась от времени о переносицу Анисьи. Тогда Ульян укрепил дужку проволокой, чтоб очки ещё служили и через них можно было смотреть на всё, что есть на свете. — А что, бабушка Анисья: нам с тобой срок жизни весь вышел, — сказал Ульян. — Ан нет, у меня срок не вышел, — отозвалась Анисья. — У меня тут дело есть, я сына ожидаю. Покуда он не вернётся, я жить должна. — Ну живи, — согласился Ульян. — А мне пора. Ульян ушёл и вскоре умер от старости лет, а Анисья осталась жить и ожидать своего сына. * * * Сын её Тимоша убежал из дома, когда был ещё маленьким, а Анисья была молодой, и с тех пор Тимоша не вернулся к матери. Он каждое утро убегал из дома в горы, чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся на его голос, и ловить разноцветных бабочек. К полудню Анисья выходила на тропинку, идущую в горы, и звала своего сына: — Тимоша, Тимоша!. . Ты опять заигрался, и ты забыл про меня. — Сейчас, мама, я только бабочку поймаю. Он ловил бабочку и возвращался к матери. Дома он показывал бабочку и горевал, что она больше не летает, а только ходит тихо, понемногу. — Мама, чего она не летит? — спрашивал Тимоша, перебирая крылышки у бабочки. — Пусть она лучше летает. Она умрёт теперь? — Не умрёт и жить не будет, — говорила мать. — Ей надо летать, чтобы жить, а ты её поймал и взял в руки, крылышки ей обтёр, и она стала больная. . . Ты не лови их! Каждый день Тимоша бегал в гору по старой тропинке. Мать Анисья знала, что та тропинка через малую гору идёт на большую, а с большой на высокую, где всегда на вечер собираются облака, а с той высокой горы — на самую лютую, самую страшную вершину всех гор, и там тропинка выходит к небу. Анисья слыхала, что тропинку проложил неизвестный человек, который ушёл по ней на небо через самую высокую гору, — ушёл и более не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли; осталась от него лишь тропинка, и по тропинке той мало кто ходил после него. Только Тимоша бегал по этой тропинке за бабочками. Один раз Тимоша шёл домой: настало вечернее время, и цветы уже дремали в сумерках на склоне горы. Возле тропинки росла одинокая былинка, её головка выглядывала из-под обрыва на того, кто шёл по земле, и на лице её блестел маленький чистый свет. Тимоша увидел, что это упала капля росы на былинку, чтобы она испила её. «Это добрая капля!» — подумал Тимоша. Здесь разноцветная большая бабочка села на эту былинку и затрепетала крыльями. Тимоша испугался: он никогда ещё не видел такой бабочки. Она была велика, словно птичка, и крылья её были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания её крыльев мальчику казалось, что свет отходит от неё и звучит, как зовущий его тихий голос. Тимоша протянул руку за сияющей дрожащей бабочкой, но она перелетела на большой камень. Тогда Тимоша сказал ей издали: — Давай поговорим! Бабочка не говорила и не смотрела на Тимошу: она только боялась его. Должно быть, она была недобрая, но она была так хороша. .
—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Читательский дневник по рассказу «Разноцветная бабочка» Платонова
Сюжет
Анисья в горах 150 лет ждет возвращения убежавшего за разноцветной бабочкой маленького сына Тимоши. Умер старик-пчеловод Ульян, а ей нельзя, она нужна сыну. Мальчик упал в пропасть, и только к старости продолбил выход в скале. Мать обнимает его, передает ему дыхание своей жизни и любви. Тимоша вновь становится маленьким. А счастливая мать умирает.
Отзыв
Легенда-притча о любви к жизни, любви матери к ребенку, самопожертвовании. Дети спешат расти, стремятся вперед. Мать хочет уберечь сына от ошибок, но он идет своим путем. Легенда о том, что надо жить в гармонии с миром, природой. Любоваться, а не хватать, срывать для себя. Легенда о том, как любовь держит на земле, и как она возвращает жизнь. Анисья счастлива, умирая: ее сын жив. Легенда учит не терять надежду, верить в лучшее, любить жизнь и близких, беречь природу, слушаться родителей, отвечать за свои поступки, быть благоразумным, благодарным, добрым, ценить время.
«Разноцветная бабочка» — читательский дневник по сказке А. Платонова
Сказка-легенда «Разноцветная бабочка» была написана Андреем Платоновым в 1946 году.
Описание книги для читательского дневника
Андрей Платонович ПлатоновНазвание произведения: «Разноцветная бабочка»Жанр: сказка-легендаГод написания: 1946Издательство: Детская литератураГод издания: 2006
Главные герои и их краткая характеристика
Анисья — старая женщина, мать, которая ждет своего сына и не хочет умирать, пока не увидит его. Ульян — старик, сосед Анисьи. Добрый и отзывчивый. Тимоша — легкомысленный мальчик, который часто забывал о матери. Стал стариком в пещере.
Краткое содержание и сюжет
На берегу Черного моря, у кавказских гор, жила старушка Аксинья. Иногда к ней заходил в гости ее сосед — дед Ульян. Аксинья давно жила одна и никто не помнил сколько ей лет.
Когда-то давно был у Аксиньи сын, мальчик Тимоша. Он любил бегать по горам и ловить бабочек.
Однажды Тимоша заигрался и увидел прекрасную разноцветную бабочку. Он погнался за ней и, забыв про слова матери, пробегал до ночи.
Тимоша потерял след бабочки и хотел поймать звезду, но сорвался в пропасть.
Мальчик очнулся на дне пропасти, со всех сторон окруженный неприступными горами. Он стал руками и осколками камня долбить скалу.
Прошло много лет. Тимоша стал старым и его ход приблизился к дому. Он услышал голос матери. Вот рухнула последняя преграда и Аксинья увидела седого слепого старика, который звал ее мамой.
Аксинья обняла старика и отдала ему свою жизнь через любовь. Аксинья умирает, чувствуя, что держит в руках маленького мальчика.
Очень краткое содержание для читательского дневника
На берегу моря жила старушка Анисья, которой часто помогал старик Ульян. Мальчик Тимоша любил ловить бабочек и однажды погнался за красивой бабочкой. Он забрался на вершину горы и потянулся за звездой. Тимоша упал и оказался на дне неприступной пропасти. Тимоша много лет пробивался сквозь скалы и стал седым, слепым стариком. Тимоша встретил мать, и та дыханием любви вернула ему молодость и умерла.
План пересказа
- Анисья и Ульян
- Срок Ульяна
- Мальчик Тимоша
- Тропинка в небо
- Крупная бабочка
- Вверх по тропинке
- Близкие звезды
- Падение в пропасть
- Отвесные скалы
- Многолетний труд
- Страдания Тимоши
- Ожидание Анисьи
- Последняя преграда
- Встреча
- Смерть матери.
Чему учит
Эта сказка учит слушаться и любить родителей. Учит не забывать про них, как бы мы не были заняты. Учит всегда возвращаться домой, к матерям. Учит верности и любви. Учит тому, что за беспечность часто приходится платить очень высокую цену.
Мне понравился этот рассказ, и показался очень трогательным. Мальчик Тимоша был не прав, когда забыв о том, что его ждет мама, стал гоняться за бабочкой. Он любовь своей матери на развлечение и был за это жестоко наказан. И очень жаль Анисью, которая спасла своего сына, ценой собственной жизни.
Вывод и мое мнение
Настоящая ценность для любого человека — это не призрачная мечта и стремление к успеху, а родной дом и любящее сердце матери.
Пословицы
- Родных много, а мать роднее всего.
- Материнская молитва со дна моря достает.
- Мать плачет, что река льется.
- Сердце матери греет лучше солнца
- Терпение и труд все перетрут.
Вариант 2
Рассказ “Разноцветная бабочка” Платонова – это прекрасная история о том, как маленькая бабочка нашла свой путь в жизни. Главная героиня, бабочка, была необычной – она была разноцветной и не могла летать. Но она не сдавалась и продолжала пытаться. Она нашла своего наставника – мудрого жука, который научил ее летать. Бабочка стала летать и путешествовать по миру, но она не забывала своих друзей и всегда помогала им.
В рассказе Платонова много символизма. Бабочка – это символ перемен и преображения. Она не могла летать, но благодаря своей настойчивости и упорству, она научилась летать и стала свободной. Жук – это символ мудрости и наставничества. Он помог бабочке найти свой путь в жизни и научил ее летать. Разноцветность бабочки символизирует разнообразие и красоту мира.
Рассказ Платонова наполнен духовностью и мудростью. Он учит нас тому, что никогда не стоит сдаваться и всегда нужно идти к своей цели. Бабочка нашла свой путь в жизни и стала счастливой, благодаря своей настойчивости и упорству. Рассказ также учит нас тому, что друзья – это самое ценное, что у нас есть в жизни, и мы всегда должны помогать им.
Одним из главных моментов рассказа является наставничество. Жук помог бабочке найти свой путь в жизни и научил ее летать. Он был мудрым и добрым наставником, который всегда был рядом и помогал. Этот момент напоминает нам о том, что всегда нужно искать наставника и учителя, которые помогут нам стать лучше.
Еще одним важным моментом рассказа является настойчивость и упорство. Бабочка не могла летать, но она не сдавалась и продолжала пытаться. Она нашла своего наставника и научилась летать. Этот момент напоминает нам о том, что никогда не стоит сдаваться и всегда нужно идти к своей цели.
Рассказ Платонова также учит нас тому, что мир полон красоты и разнообразия. Разноцветность бабочки символизирует разнообразие и красоту мира. Мы должны наслаждаться этой красотой и ценить ее.
В целом, рассказ “Разноцветная бабочка” Платонова – это прекрасная история о том, как найти свой путь в жизни и стать счастливым. Он наполнен символизмом и мудростью, которые помогут нам лучше понять себя и мир вокруг нас. Мы должны учиться настойчивости и упорству, искать наставников и учителей, ценить красоту и разнообразие мира и всегда помогать друзьям.
Основные герои
В рассказе Платонова «Разноцветная бабочка» не так много персонажей. Одна из главных героинь произведения — старуха Анисья. Она прожила долгую жизнь, но была полностью несчастна. У нее был сын Тимоша, который вместе с ней жил на Кавказе у берега моря. Мальчик был активным и непоседливым.
Он — избалованный ребенок, который постоянно искал себе развлечения. Ему не нравилось одиночество, и он часто убегал ловить бабочек.
Однажды Тимоша пропал. Анисья не смогла завести себе других детей и уехать. Она всю жизнь ждала возвращения своего сына. Раз в год к старушке приходил дед Ульян.
Он приносил мед и помогал Анисье:
- перекладывал черепицу дома;
- осматривал ведра;
- чинил обувь.
Старик не просил за свою работу денег. Ему было приятно помогать старушке, но вскоре Ульян умер, а Аксинья продолжала жить и дожидаться возвращения Тимоши.
Смысл путешествия и открытий
Рассказ «Разноцветная бабочка» Платонова воздвигает перед нами прекрасный образ путешествия и открытий. Основной смысл этого произведения заключается в том, что истинное счастье и настоящая свобода достижимы только через поиск и открытия.
Главный герой рассказа, мальчик Платонов, путешествует по необъятным просторам родной деревни, открывая для себя мир разноцветных бабочек. Это путешествие символизирует стремление к новым знаниям, к разнообразию и красоте мира.
Рассказ показывает, что путешествие, даже в самых маленьких и близких местах, может быть полным открытий. Мальчик открывает для себя разнообразие цветов и форм бабочек, и это открытие наполняет его сердце радостью и восторгом.
Кроме того, рассказ подчеркивает важность открытий для самореализации и смысла жизни. Платонов упорно изучает бабочек, наблюдает их привычки и поведение, и его открытия становятся для него источником удовлетворения и счастья
Это демонстрирует, что истинное счастье не связано с материальным богатством, но с нашими внутренними достижениями и открытиями.
Таким образом, рассказ «Разноцветная бабочка» призывает нас открыть глаза на прекрасный и разнообразный мир вокруг нас. Он учит нас стремиться к новым знаниям, искать красоту и удовольствие в самых незначительных моментах жизни. Он показывает, что настоящая свобода и счастье находятся в путешествии и открытиях, которые делаем сами.
История о поиске и преодолении преград
Главный герой рассказа, мальчик Василий, отправляется в поход, чтобы поймать разноцветную бабочку. Он полон решимости и энтузиазма, но скоро обнаруживает, что это задача не так проста, как кажется. Мальчику приходится столкнуться с различными преградами — густым лесом, болотом, колючей проволокой, но он не отчаивается и продолжает свой поиск.
Препятствия, с которыми сталкивается Василий, символизируют сложности и испытания, с которыми мы часто сталкиваемся в жизни. Это может быть что-то физическое, как преодоление физических преград, или что-то более абстрактное, например, преодоление страхов и сомнений.
Рассказ показывает, что важно не сдаваться перед сложностями и продолжать двигаться вперед, даже если путь кажется невозможным. Василий не теряет надежды и находит решение для каждой преграды, с которой сталкивается
Он учит нас, что нужно сохранять решимость и верить в себя, чтобы достичь своей цели.
Через каждую преграду Василий становится сильнее и увереннее в своих силах. Он находит в себе ресурсы, чтобы справиться с трудностями и не отступать перед трудностями. Это важный урок для нас, позволяющий понять, что только через преодоление трудностей мы сможем расти и развиваться.
История о поиске и преодолении преград в рассказе Платонова напоминает нам, что жизнь может быть полна испытаний, но если мы не сдаемся и продолжаем бороться, мы сможем достичь своей цели и стать лучше версией самих себя. Это важный урок о настойчивости, решимости и вере в себя.
Подготовка к работе
Сказка автора прекрасна, но одновременно и очень печальна. Понять ее смысл и сделать собственные выводы позволит оценка произведения в читательском дневнике. Работа необходима для следующих целей:
- умение работать с книгой и находить нужную информацию;
- развитие навыка доступного изложения материала, умение найти и выделить суть;
- способность школьника делать правильные и логичные выводы.
При работе над анализом ученики должны ответить на многие вопросы по произведению. Их можно представить в виде плана или последовательного изложения текста своими словами
Прочитав книгу, ребятам важно обсудить такие моменты:
- Что больше всего поразило в легенде?
- Чувства, которые вызвал рассказ?
- Было ли в жизни школьника что-то подобное из описываемых автором событий?
- Какая бабочка показалась Тимофею самой красивой, и почему он решил, что она недобрая?
- Что для сына Аксиньи стало главным в жизни?
- Какие чувства дают Тимоше силы истереть камень, вернуться к матери?
- Счастливая или несчастная концовка у притчи?
Оценка действий Тимоши
Анализируя легенду, следует рассмотреть поступки героев, которые привели к драматическим событиям. Тимофей растет в глубинке, воспитывается только матерью, купается в ее любви. Охарактеризовать его и понять причину многих поступков помогут следующие вопросы:
«Бешеные деньги» – краткое содержание пьесы А.Н. Островского
Где жили мама с сыном? — Уединенно, на побережье моря в каменной хижине.
Что произошло с ребенком? — Убежал гулять и не вернулся.
Почему малыш часто убегал от матери? — Погулять, поговорить с камнями и поохотиться на красивых бабочек.
Как характеризуют его отлучки из дома? — Любознательность, желание постичь окружающий мир.
Как мальчик вел себя после прогулок? — Горевал, что пойманные бабочки не летают, погибают.
О чем свидетельствуют эмоции ребенка? — О том, что ему было присуще чувство сострадания, жалости.
Что советовала ему мать? — Любоваться бабочками, но не брать их в руки.
Кто проложил тропинку в горы? — Незнакомый бездетный человек, которого все давно забыли. Это предупреждение, которое мать не успела понять.
Что увидел наблюдательный Тимоша, возвращаясь однажды домой? — Каплю росы на былинке (добрую, как он сам решил).
Кто встретился ему вскоре? — Прекрасная бабочка, которую раньше не видел.
Почему ребенок решил, что она недобрая? — Не смотрела на него, не говорила.
Какое желание оказалось сильнее — вернуться домой по зову матери или отправиться по опасной тропинке за насекомым? — Тимофей выбрал второй вариант, и это характеризует его как упрямого, непослушного.
Что увидел мальчик в конце тропинки? — Небо, в котором сияла большая звезда.
Отчего Тимоша плакал, оказавшись на дне пропасти? — Из-за разлуки с матерью и раскаянья.
Что сделал мальчик для возвращения? — Много лет крошил каменную гору, пробивая путь, что говорит о его целеустремленности.
Характеристика матери
Мать все годы ждала сына. Она верила, что он не погиб, но почему-то не отправилась на его поиски, как бывает в других сказках (например, о мальчике-звезде Оскара Уайлда). Старушка лишь смотрела в небо и старалась вступить с ребенком в мысленный диалог. Терпение пожилой женщины было вознаграждено. Однажды она услышала мужской голос, но не узнала сына. Тимофей, хоть и слепой, заявил о себе. Голос матери жил в нем все годы, проведенные в одиночестве. Увидев сына, Анисья прижала его к груди. Она сожалела о пустоте прожитых лет и хотела передать остаток жизненной силы, чтобы вернуть ему молодость.
В рассказе большую роль сыграл образ бабочки. Красивая, разноцветная, трепещущая, она символизировала мечту. Такую, что можно достичь, поднявшись к звездам. Или при этом испытать разочарование, упав в пропасть. Достиг ли Тимоша своей мечты? Видимо да, ведь в ущелье были тысячи созданий, подобных тому, за которым он гнался. Однако это не принесло ему радости. Он оказался в смертельной ловушке, в одиночестве. Только целеустремленность и любовь к матери позволили ему вернуться домой, но на это была потрачена самая лучшая часть жизни.
К рассказу подходят пословицы:
Материнская молитва и до дна моря дойдет.
Колотись, бейся, но все равно надейся.
Кто долго ждет, тот долго живет.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Анализ 2
Произведение Платонова «Разноцветные бабочки» по своей направленности больше всего напоминает притчу или легенду, в которой имеется огромное количество сказочных элементов. Все происходит в горах Кавказ.
Именно здесь и живет женщина по имени Анисья, а также маленький ребенок по имени Тимоша. Больше всего на свете ему нравится играть и познавать мир. Именно поэтому у матери нет свободной минуты для того чтобы отдохнуть от домашних дел и нужно постоянно приглядывать за сыном. Кроме этого мальчик каждый день выбегал на улицу и бежал в горы, где находилось огромное количество разных бабочек и Тимоши хотелось поймать всех этих бабочек. Многих из них ему удавалось поймать, а потом он приносил их домой и отпускал. Вот только теперь они совсем не летали, а просто ползали по поверхности. И Тимоше это было непонятно. И тогда он задавал вопросы матери, которая отвечала, что бабочке нужен воздух и только после этого она сможет летать.
Дорогу в горы протоптал один мужчина, который был в этом мире совершенно один. У него не было ни друзей, ни родственников, ни семьи. И однажды он решил пойти по этой самой тропинке для того чтобы никогда больше не вернуться.
Однажды мальчик увидел очень большую и красивую бабочку, а ведь раньше он такой бабочки никогда не видел. И ему захотелось ее поймать. Он погнался за ней, а она улетала все дальше и дальше. Немного дальше он увидел большое и красивое небо, которое было усыпано звездами, а уже через мгновение очутился в обрыве.
Он очутился в том месте, где находится огромное количество бабочек и его желание исполнилось. Вот только этому желанию он уже был не рад, ведь они просто перестали его интересовать. Больше всего на свете ему хотелось выбраться отсюда и отправиться домой, но пока он не знал, как это сделать. И хотя он каждый день слышал голос матери, но когда он начинал ее кричать, то она не слышала ничего. А тем временем мать очень сильно переживала и ждала своего сына. Она не надеялась на то, что с ним что-то случилось, и верила, что он совсем скоро вернется домой, и они будут жить как раньше.
Поскольку в пещере было постоянно темно, то парень постепенно ослеп и теперь ничего не видел. И только голос матери помог ему не только выжить, но и вернуться назад домой. Каждый день он старался изо всех выбраться отсюда и каждый день слышал звук ведра, которым мать черпала воду. Вот так он просидел здесь до самой старости. Когда он вернулся домой, мать опять стала его лелеять и ухаживать, и для нее он опять стал тем же маленьким сыночком, что и был раньше, которого она сначала потеряла, а потом опять нашла и больше не хотела терять. Через некоторое время мать умерла, и теперь уже мужчина остался навсегда один.
Здесь важно отметить, что только материнская любовь может помочь ее детям вернуться домой и даже из самых сложных условий и суметь выжить. Только мать умеет по-настоящему ждать своего ребенка, не смотря ни на что и надеяться, что они совсем скоро увидятся и это было продемонстрировано в романе. Самое главное верить в это и все тогда получиться
Самое главное верить в это и все тогда получиться.
Основная мысль легенды
Андрей Платонович очень любил детей. Рассказы для них он писал «всерьез», не подстраиваясь под неопытность и наивный взгляд на мир. Простые и доступные для понимания тексты затрагивают важные вопросы добра и зла, смысла жизни, помогают найти свое место в окружающем мире.
Трогательная сказка автора о бабочке побуждает задуматься о самых главных ценностях, которые часто уходят на второй план в погоне за призрачным счастьем. Как бы ни сложилась жизнь, в первую очередь нужно думать о близких и дорогих людях. Сила их чувств способна к возрождению, без них невыносимо в горе, и радость побед не кажется медовой.
Сказка учит не гнаться слепо в погоне за мечтой, не терять почву под ногами. Падать больно, и иногда для возвращения к истокам может потребоваться целая жизнь
Важно прислушиваться к советам родителей, а не бежать за сиюминутными желаниями. Еще одна важная мысль, которую передал автор, заключается в том, что материнское сердце всегда чувствует ребенка. Аксинья верила, что сын жив, не теряла надежды и дождалась встречи
Тимофей для не навсегда остался маленьким беззащитным мальчиком
Аксинья верила, что сын жив, не теряла надежды и дождалась встречи. Тимофей для не навсегда остался маленьким беззащитным мальчиком.