Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Федорова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ
№156 города НовосибирскаИнтегрированный урок русского языка и литературы
«Комплексный анализ текста
И.А.Бунина «Роман горбуна»
Слайд 2Текст называется «Роман горбуна».
Предположите, о чем в нем может
Слайд 3Роман горбуна Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение
на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля,
в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и — к чему скрывать! — давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество… Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам… Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой — букетик фиалок…» Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа
Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел
Но на улице уже не мог владеть собой — зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, — горбунья. Беспощаден кто-то к человеку!
начало первого предложения первого абзаца и конец последнего предложения третьего
абзаца. Горбун получил анонимное любовное письмо……шла…горбунья.Каким образом автору удается достичь эффекта обманутого ожидания?
Слайд 6ГеройВ субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый
(серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь
перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Какой эффект достигается использованием ряда глаголов в тексте?Зачем в тексте два раза повторяется прилагательное тонкий?
Слайд 7Какие слова вызывают интонационный сбой?Потом, наряженный, он сел в кресло,
— как гость, как чужой в своей собственной квартире, —
и стал ждать рокового часа.Динамика исчезает, уступая место констатации факта. Время будто останавливается совсем.Что на фонетическом уровне подготавливает это ощущение рокового часа?
Слайд 8
Что на фонетическом уровне подготавливает это ощущение рокового часа? В
субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый
с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа.
словами того же смыслового и звукового ряда оно приходит в
сцепление?ГОРБУНГОРДЫЙДРОЖАЩИМИГРОЗНОТРОСТЬСОДРОГНУЛСЯРОКОВОГОГОРБУНЬЯЛексическая вертикаль организует внутренне пространство текста
Слайд 11Где в любовном послании героини скрывается намек на то, что
она горбунья?При помощи каких средств автор выделяет эту конструкцию?… Я
хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам…Какую функцию выполняет многоточие в данном предложении?
Анализ рассказа Бунина Роман горбуна
Жанр произведения представляет собой короткую притчу, главной тематикой которой является изображение счастье, любовного мечтания и горестей обычной человеческой жизни, трагическое несовпадение в любви.
Композиционная структура рассказа является достаточно простой и небольшой по объему повествования, состоящему из одной страницы.
Сюжетная линия произведения разворачивается в момент получения главным героем рассказа, представленным в образе горбуна, любовной записке, в которой некая незнакомка признается мужчине в тайной страсти и приглашает его на свидание, сообща свои приметы, по которым он сможет ее узнать.
В перечень указанных примет включаются английский костюм серого оттенка, шелковый зонтик лилового цвета, а также букет фиалок.
После прочтения любовного послания герой преображается, поскольку в его жизни намечаются перемены и впереди открывается счастливое будущее. Поэтому горбун испытывает стремление слиться с любовной мелодией, что выражается в приобретении им новых деталей своей одежды, которые по его мнению должны гармонировать с внешностью незнакомки, а именно горбун покупает галстук серого оттенка, а также сиреневые перчатки.
Воображение героя рисует грядущее счастливое волнение влюбленности, однако, поспешив на назначенную ему встречу, горбун оказывается сильно разочарованным, поскольку на свидание прибывает женщина, оказавшаяся тоже горбуньей.
Отличительной особенностью рассказа является применение автором художественного приема, называемого обманутым ожиданием, а также литературного средства выразительности в форме аллегории, подчеркивающих превратности судьбы и любви, самообман героя, преодоление пропасти между мечтой и реальной действительности исключительно в воображении человека.
Смысл рассказа заключается в авторских размышлениях о беспощадности судьбы, а также необходимости сохранения в памяти счастливых и радостных мгновений, заставляющих ценить жизнь, дарованного божественным созданием.
Источники
- Алефиренко Н. Ф. Спорные проблемы семантики: монография. М.: Гнозис, 2005. 326 с.
- Ахутина Т. В. Смысл, смысловое поле и модель ситуации текста // Психолінгвістика. Психолингвистика. Psycholinguistics. Серия «Психология». 2016. Вип. 20 (1). С. 15-26.
- Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник, практикум. М.: Флинта; Наука, 2005. 496 с.
- Бунин И. А. Собрание сочинений: в 9-ти т. М.: Художественная литература, 1966. Т. 5. Повести и рассказы 1917-1930 годов. 543 с.
- Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: сборник работ. М.: Прогресс, 1989. 310 с.
- Земская Ю. Н., Качесова И. Ю., Комиссарова Л. M., Панченко Н. В., Чувакин А. А. Теория текста: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2010. 132 с.
- Новиков А. И. Семантика текста и её формализация. М.: Наука, 1983. 216 с.
- Петров С. В. Взаимодействие разноуровневых компонентов денотативной структуры художественного текста: на материале романа Ю. К. Олеши «Зависть»: дисс. … к. филол. н. СПб., 2009. 184 с.
- Сахарный Л. В. Тексты-примитивы и закономерности их порождения // Кубрякова Е. С., Шахнарович А. М., Сахарный Л. В. Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. М.: Наука, 1991. C. 221-236.
- Успенский Б. А. Ego Loquens. Язык и коммуникационное пространство. М.: РГГУ, 2007. 320 с.
- Шабес В. Я. Событие и текст. М.: Высшая школа, 1989. 175 с.
- Шмелева Т. В. Предложение и ситуация в синтаксической концепции Т. П. Ломтева // Филологические науки. 1983. № 3. С. 42-48.
- Chow H. M., Mar R. A., Xu Y., Liu S., Wagage S., Braun A. R. Personal experience with narrated events modulates functional connectivity within visual and motor systems during story comprehension // Human Brain Mapping. 2015. Vol. 36. P. 1494-1505.
- Nijhof A. D., Willems R. M. Simulating Fiction: Individual Differences in Literature Comprehension Revealed with fMRI // PLoS ONE. 2015. Vol. 10. № 2. P. 1-17.
Вариант 1
Рассказ “Роман горбуна” И.А. Бунина – это история о человеке, который жил в мире своих иллюзий и мечтаний. Главный герой – горбун, который всю жизнь мечтал о любви и счастье, но не смог найти их в реальности. Он жил в своем мире, где все было идеально и красиво, но в реальности его жизнь была полна трудностей и разочарований.
Автор описывает героя как человека, который не может принять реальность и живет в своих мечтах. Горбун не может найти свое место в жизни и постоянно ищет что-то новое. Он не может найти свою любовь и счастье, потому что они не существуют в его мире.
В рассказе Бунина присутствует мотив одиночества и непонимания. Герой не может найти своих единомышленников и живет в постоянном конфликте с окружающим миром. Он не может найти свое место в жизни и постоянно ищет что-то новое.
Автор использует яркие описания природы и окружающей среды, чтобы передать настроение героя. Он описывает природу как красивую и живую, но в то же время безжалостную и холодную. Это отражает состояние героя, который живет в своем мире и не может принять реальность.
Рассказ “Роман горбуна” – это история о человеке, который не может найти свое место в жизни и живет в своих мечтах. Автор передает настроение героя через яркие описания природы и окружающей среды. Главный герой не может принять реальность и живет в постоянном конфликте с окружающим миром.
Аннотация
В статье аргументируется обоснованность применения пропозиционального подхода к анализу денотативной структуры вторичных текстов как продуктов интерпретационной деятельности читателя. Поэтапная организация исследования позволила выделить денотаты исходного и вторичных текстов и определить межденотатные связи. В результате были построены пропозициональные модели исходного и вторичных текстов, смоделированы глобальные пропозиции, сделаны выводы о пропозициональном содержании вторичных текстов и определены возможные причины сбоев при интерпретации главного события текста.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Письмо ветерану Великой Отечественной Войны Письмо с благодарностью
Здравствуйте уважаемый, ветеран, участник сражений Великой Отечественной Войны! Обращаюсь к вам, чтобы передать слова огромной благодарности за то, что вы сделали для нас – будущих поколений
- Чудесная жизнь леса зимой сочинение
Зима это пора года, когда лес окутывается белым покрывалом снега и превращается в магическое место. Зимний лес полон тишины и спокойствия, и кажется, что время здесь остановилось.
- Бунин
Иван Алексеевич Бунин, выдающийся русский писатель, поэт и переводчик, чье имя знает практически каждый, так как множество его произведений включено в школьную программу.
- Образ и характеристика Костылева в пьесе На дне Горького сочинение
Костылев является персонажем произведения Горького «На дне». Он работает в ночлежке, где, по сути, и происходит непосредственно действие пьесы. Он является мужем хитрой и лицемерной девушки Василисы
- Горе от ума Грибоедова — комедия или драма?
Пьеса драматурга была принята по-разному. Кто разделял мнение писателя, считали произведение идеальным, кто не одобрял позиции Грибоедова, те критически подошли к созданному труду.
«Подготовка к итоговому сочинению» (на материале новеллы И.А.Бунина «Роман горбуна» и отдельных эпизодов из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Организация: МАОУ «СОШ № 42» города Перми
Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь
- Аннотация
Данное занятие – одно из занятий в цикле обобщения материала и подготовки к итоговому сочинению в 11 классе. Длительность занятия – 80 минут (пара). Цель данного занятия: познакомиться с необычной новеллой И.А.Бунина «Роман горбуна», вспомнив при этом некоторые эпизоды из романа в стихах «Евгений Онегин» и сопоставив развитие сюжета данных произведений. Задачи вытекают из целевой установки и будут пошагово решаться в ходе занятия. Актуальность темы любви и отношений мужчина-женщина в 11 классе всегда велика, а в данном случае – юноши и девушки ещё и испытывают настоящий шок от финала новеллы И.А.Бунина, не сумев предугадать, а что же там произойдёт, поэтому анализ данного произведения всегда происходит интересно и непредсказуемо.
- Введение
Занятие проводится на этапе подготовки к итоговому сочинению в 11 классе.
Цель данного занятия: познакомиться с необычной новеллой И.А.Бунина «Роман горбуна», вспомнив при этом некоторые эпизоды из романа в стихах «Евгений Онегин» и сопоставив развитие сюжета данных произведений.
Задачи:
- Вспомнить сюжетную линию Онегин –Татьяна и понять особенности её развития
- Познакомиться с новой технологией анализа ХТ.
- Сравнить два сюжета, выявив общее и особенное.
Прогнозируемый результат: шок от финала новеллы Бунина, умение анализировать текст с помощью маркировки, письменное обобщение-вывод по занятию (концепция темы).
- Основная часть
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Мотивационная часть
Звучит композиция С.Лазарева «Так красиво». Выпишите, пожалуйста, все характеристики, которыми «награждает» любовь автор этого текста.
- Проблемная ситуация.
Татьяна и Онегин. Онегин и Татьяна.
Их любовь – это «так красиво»? Или чья-то любовь кого-то «доставала»? Давайте попытаемся сегодня углубиться в развитие сюжетной линии Онегин-Татьяна, вспомнить «вехи» их любви, понять её зеркальность. А поможет нам разобраться в чувствах героев маленькая, но очень ёмкая новелла И.А.Бунина «Роман горбуна». Не читали? Не слышали? Давайте читать вместе и предугадывать события.
Знакомство с новеллой «Роман горбуна». Чтение с предугадыванием и остановками. Удивил финал? Не ожидали ТАКОГО развития событий? А почему?
Анализ новеллы. Почему новелла заканчивается фразой «Беспощаден кто-то к человеку?» Давайте поработаем с текстом. Вы заранее подготовили три маркера разных цветов. Давайте замаркируем всё, что относится к герою, одним цветом; к героине – другим, их пересечениям и общности – третьим
(работа с текстом – 10 минут).
Что увидели? На что обратили внимание? Действительно, много общего, много пересечений и внешних, и внутренних. «Противоположности притягиваются…»? А есть ли обратная зависимость
В жизни, не в физике? А в литературных произведениях КАК ЭТО происходит? (небольшая дискуссия минут на 10-15).
Конечно, в рамках дискуссии мы с вами упомянули многих героев русской классики, но хрестоматийный пример – наши Онегин и Татьяна. Давайте вспомним два зеркальных эпизода: письма Онегина и Татьяны, отповедь Онегина и свидание героев в финале.
Работа с эпизодами. Поскольку фрагменты знакомы, тоже маркируем: одним цветом – чувства и эмоции героини, другим – героя, третьим – зеркальность чувст и эмоций в этих эпизодах. Можно по-другому: юноши- чувства героини, девушки- эмоции героя, вместе – зеркальность). (работа с фрагментами – 10 минут).
Что увидели? Что почувствовали? (обсуждение в режиме «Блиц»).
Итак, какая же характеристика любви из композиции «Так красиво» уместна в характеристике отношений Онегин – Татьяна, а отношений героя и героини из «Романа горбуна»? (рефлексивный этап).
Домашнее задание: проанализируйте три предложенные темы. Выберите одну из них, которая по итогам сегодняшнего занятия Вас заинтересовала больше всего. Напишите обобщение-вывод по занятию, которое может стать концепцией(«сгустком мыслей») по выбранной Вами теме.
Темы для выбора и самоопределения:
- Почему многие люди боятся перемен?
- Нуждается ли истинная любовь во взаимности?
- Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?
Приложения:
-
file0.docx.. 16,4 КБ