Краткое содержание — Горячий камень — Гайдар А.
Автор, жанр, год издания, главные герои
Название: “Горячий камень”
Жанр: рассказ
Тема произведения: о людях
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристика
Ивашка Кудряшкин. Мальчик 8 лет. Озорной, подвижный, проказливый. Обычный мальчик с добрым сердцем. Отзывчивый.
Старик. Сторож. Суровый, седой, в шрамах. Добрый и счастливый. Не желает начинать жизнь заново.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Ивашка нашел волшебный горячий камень, способный вернуть молодость. Онхотел дать разбить его старику, но тот отказался.
Краткое содержание
Полез как-то Ивашка в колхозный сад за яблоками, да за гвоздь зацепился, упал, и поймал его сторож.
Отпустил сторож Ивашку и ничего ему не сказал, а Ивашка нашел в болоте горячий камень, который мог вернуть молодость.
Захотел отплатить Ивашка сторожу добром и рассказал ему про горячий камень.
А сторож попросил Ивашку выкатить камень из болота, что Ивашка и сделал, хотя это было не легко.
Но не стал старик разбивать камень, а рассказал Ивашке про свою долгую жизнь.
Никто не захотел разбивать камень. Так и лежит он на горе, ждет своего часа.
Понравившийся эпизод
План произведения для пересказа
- Суровый сторож.
- Пойманный Ивашка.
- Камень в болоте.
- Ивашка хочет подарить камень старику.
- Ивашка затаскивает камень в гору.
- Старик рассказывает про свою жизнь.
- Неразбитый камень на горе.
Главная мысль (вывод, мнение)
Главная мысль
Какой бы тяжелой не была человеческая жизнь, но в ней всегда есть и счастливые минуты. А потому, никому не хочется начинать жизнь с начала.
Чему учит эта книга
Рассказ учит доброте и умению прощать. Учит ценить свою жизнь и прожитые годы. Учит стремится прожить жизнь так, чтобы никогда о том не жалеть. Учит тому, что каждому дорого все то, что случилось в жизни.
Мне понравился этот рассказ и понравился мальчик Ивашка. Он был озорным и шаловливым, но при этом, очень добрым и отзывчивым мальчиком. Но еще больше мне понравился поступок старика, который не захотел становиться молодым и гордился прожитой жизнью.
Новые слова и выражения
Мочальная кисть — вид кисти для побелки стен известью.
Цигарка — скрученная из бумаги трубка.
Пословицы к произведению
Жизнь прожить — не поле перейти.
Жизнь дана на добрые дела.
Жизнь нельзя прожить играючи.
Мои года — мое богатство.
Век долог — всем полон.
Содержание
В одной деревне жил одинокий старик. Был он не из местных, пришёл сюда издалека давным-давно. И тогда он был уже седым и молчаливым, а на лице его пролегал «кривой рваный шрам». Все сразу поняли, что этот человек повидал в своей жизни немало горя, и не трогали его. Старик этот «сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб». А когда выдавались свободные деньки, он плёл корзины и подшивал валенки для односельчан.
Как-то раз деревенский мальчишка восьми лет Ивашка Кудряшкин надумал залезть в колхозный сад и стащить оттуда яблоки, чтобы потом от души полакомиться ими. Но он неудачно зацепился за забор и упал на колючки крыжовника. От боли Ивашка закричал, тут и поймал его старый сторож. Но, вместо того, чтобы со всей строгостью проучить воришку, он молча отпустил мальчика, пожалев его.
Мальчику стало очень стыдно за свой поступок. В печальных раздумьях он забрёл в лес, начал уставать и присел отдохнуть на голубой камень, но быстро вскочил: ему показалось, «что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила». Но никаких пчёл рядом не было
Ивашка осторожно потрогал камень и понял, что он был горячим.
Принялся Ивашка внимательно осматривать чудной камень и увидел на его поверхности буквы. Мальчик прочитал, что тот, «кто снесёт этот камень на гору и там разобьёт его на части, тот вернёт свою молодость и начнёт жить сначала». Под словами стояла странная печать — «два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые».
Мальчишке было всего восемь лет, и начинать жить сначала ему не хотелось — ведь тогда бы пришлось снова целый год учиться в первом классе, где он отставал от своих одноклассников. Ивашка подумал:
И вспомнил он старого больного, но доброго сторожа. Мальчик решил вернуть ему «молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко».
С такими планами отправился Ивашка к сторожу, но тот выслушал его и сказал, что не может покинуть своё рабочее место. Если он уйдет сейчас с мальчиком, то могут появиться нехорошие люди и обворовать колхозный сад. Сторож попросил, чтобы Ивашка сам отнёс камень на гору, а после он «придёт туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет».
И на следующий день Ивашка взял с собой рукавицы и отправился к горячему голубому камню. Придя на место, он принялся за работу. Было очень тяжело катить камень на гору, однако Ивашке прибавляла сил мысль, что он делает доброе дело для хорошего человека. Благодаря его стараниям больной старый сторож «помолодеет и начнёт жить сначала».
Наконец, к вечеру он дотащил камень на гору, и присев отдохнуть, Ивашка увидел сторожа, который поднимался к нему. Мальчик с удивлением увидел, что руки старика пусты, не было «ни молотка, ни топора, ни лома». Взойдя на гору и глянув на камень, старик сказал Ивашке, что не хочет начинать жизнь сначала.
Сторож объяснил Ивашке, что свои дорогие воспоминания он не променяет ни на какие богатства
Своё здоровье старик потерял в борьбе за освобождение страны от гнёта богачей, с которым отважно бился с верными боевыми товарищами. С гордостью он вспоминал события прошлых лет: военные дни, победы и поражения, болезни и радостные минуты
И теперь он может с уверенностью сказать, что прожил жизнь честно и достойно, с пользой для других. А если начать новую жизнь — значит, предать память о друзьях, предать священное дело, за которое он боролся. На том закончил свой рассказ сторож.
Старик и мальчик спустились с горы. А волшебный голубой камень до сих пор «лежит на той горе неразбитым». Многие люди подходят к нему. Они читают надпись, думают и потом качают головой и уходят восвояси.
VI
И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.
— Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? — вскричал удивленный Ивашка. — Или ты надеешься разбить камень рукою?
— Нет, Ивашка, — отвечал старик, — я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.
Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.
— Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, — говорил старик Ивашке. — А на самом деле я самый счастливый человек на свете.
Ударом бревна мне переломило ногу, — но это тогда, когда мы — еще неумело — валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.
Мне вышибли зубы, — но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, — но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.
На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем.
И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, — могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!
Тут старик замолчал, достал трубку и закурил.
— Да, дедушка! — тихо сказал тогда Ивашка. — Но раз так, то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своем болоте?
— Пусть лежит на виду, — сказал старик, — и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет.
Вариант 2
Рассказ “Горячий камень” Гайдара – это история о мальчике, который жил в деревне и мечтал о том, чтобы стать космонавтом. Он был увлечен космосом и мечтал о том, чтобы лететь в космос и исследовать неизведанные просторы. Однажды он нашел горячий камень, который оказался метеоритом. Мальчик решил, что это знак судьбы и начал готовиться к своей мечте.
Однако, его отец не поддерживал его мечту и считал, что лучше заниматься фермерством. Мальчик не сдавался и продолжал учиться, чтобы попасть в космический институт. Он даже продал горячий камень, чтобы купить учебники. Мальчик был настойчив и упорен, и его мечта стала его главной целью в жизни.
В конце концов, мальчик смог попасть в космический институт и стать космонавтом. Он уехал в Москву и начал учиться в институте. Он учился усердно и не сдавался, даже когда ему было трудно. Он знал, что его мечта стоит того, чтобы бороться за нее.
Когда мальчик закончил учебу, он стал космонавтом и отправился в космос. Он провел там несколько месяцев и исследовал неизведанные просторы. Он был счастлив, что его мечта сбылась, и он смог показать всем, что мечты могут стать реальностью.
Когда мальчик вернулся в свою деревню, он был героем. Все жители деревни гордились им и уважали его. Он показал всем, что мечты могут сбываться, если верить в них и упорно работать. Он показал, что никогда не стоит сдаваться и что всегда есть шанс достичь своей мечты.
Рассказ Гайдара наполнен оптимизмом и верой в человеческие возможности. Он показывает, что даже в трудных условиях можно достичь своей мечты, если не сдаваться и верить в себя. Это история о том, что никогда не стоит отказываться от своих мечтаний и что всегда есть шанс на успех, если упорно работать и верить в себя.
Интересные темы
- Гарин-Михайловский — Детство Тёмы Отец Тёмы старается воспитать сына настоящим мужчиной, и с этой целью обращается с восьмилетним пареньком резко и жестко, Николай Семенович нередко применяет
- Андерсен — Дикие лебеди Жил был король, у него было одиннадцать сыновей и одна дочь – Элиза. Мальчики умные были, в школе учились, девочка Элиза была красавица и умница.
- Гоголь — Ночь перед рождеством Николай Васильевич Гоголь является очень яркой личностью в художественной литературе. Его произведения иногда носят
- Астафьев — Васюткино озеро Короткое северное лето. Бригада Шадрина ловит рыбу в низовьях Енисея, однако она ушла на глубину и уловы маленькие. Свободное время рыбаки проводят в избушке, а Васютка, сын бригадира
Характеристика старика
В самом начале произведения читатели видят старика глазами автора. Он представлен как человек, повидавший много горя. Окружающие люди относятся к деду с сочувствием. Детям он кажется нелюдимым и угрюмым, поэтому они побаиваются старика.
Дальнейшие события сказки показывают, что сторож колхозного сада оказывается добрым и жалостливым человеком — он не наказывает Ивашку за серьезный проступок.
Смотреть галерею
В конце произведения мальчик и читатели вместе с ним проникаются уважением к старику. Это происходит после того как он рассказывает историю своей жизни, наполненную яркими, а порой и трагичными событиями.
Старик ощущает себя по-настоящему счастливым человеком, он гордится прожитой жизнью и не стремится что-либо менять в ней.
Главные персонажи
Продолжаем рассматривать то, как написал Гайдар «Жаркий камень». Главные герои сказки — небольшой мальчишка Ивашка Кудряшкин и охранник колхозного сада. Они описаны очень близко к реальности. В притче «Жаркий камень», короткое содержание которой дано выше, создатель целенаправленно вводит героев, принадлежащих различным поколениям.
Небольшим читателям оказывается близок и понятен образ Ивашки. А чтоб осознать нрав старика, детям приходится совместно с мальчуганом пройти все духовные и физические тесты, которые выпали на его долю.
В притче находится и образ создателя. Ему принадлежат слова, указывающие на главную идею всего произведения.
Добро возвращается
Так, ничего не придумав, отправился Ваня в обратный путь. Когда он шел мимо сада, то увидел старика. Тот шел с трудом, часто останавливаясь и кашляя. Он нес известку и кисть, видимо, хотел белить деревья, но каждый шаг давался ему с трудом.
Видя это, ребенок подумал, что это человек добрый – он не хлестнул его за проступок крапивой, не выдал. Поэтому мальчик тоже решил сделать для него хорошее. Вот чему учит рассказ «Горячий камень» — что добро возвращается. Расхрабрившись, он подошел к пожилому человеку и рассказал тому про волшебный камень. Старик хоть и сурово, но поблагодарил ребенка и сказал, что пока не может отойти, ведь он на посту, а то за время отлучки кто-нибудь может придти и обчистить колхозный сад.
Сторож сказал, чтобы мальчик шел к камню, вкатил тот на гору, а он потом придет с чем-то тяжелым и разобьет эту глыбу.
Экранизации
В 1965 году на студии «Союзмультфильм» был снят мультфильм «Горячий камень». Режиссёр: Перч Саркисян.
В 1973 году на киностудии имени М. Горького по мотивам сказки был снят чёрно-белый короткометражный фильм «Горячий камень». Режиссёр и автор сценария: Анатолий Никитин. В фильме снимались: Саша Симакин, Антонина Дмитриева, Геннадий Юхтин, Анатолий Веденкин.
В 1992 году по мотивам сказки был снят ещё один одноимённый короткометражный фильм. Производство ВГИК. Режиссёр и автор сценария: Сергей Юдин (II). Роли исполнили: В. Вадин, Александр Юдин, Г. Оссовская, Виктор Чаадаев, Александр Сажин.
Сказка «Горячий камень». История создания
Произведение было написано в апреле 1941 года. А в августе-сентябре, когда уже шла Великая Отечественная война, его опубликовали в журнале «Мурзилка». С тех пор сказка не сходит с книжных полок детских библиотек. Сегодня произведение рекомендовано для изучения на уроках литературного чтения в начальных классах школы.
Аркадий Гайдар «Горячий камень» называл и сказкой, и рассказом, он относился к произведению с определенной долей иронии. Но за доброй усмешкой автора в содержании творения поставлен очень важный вопрос о том, как человеку требуется проживать свою жизнь. Ведь вернуться назад, чтобы исправить допущенные ошибки, никому не дано.
В произведении упомянуты события, связанные с историей страны — это Великая октябрьская социалистическая революция, гражданская война, годы восстановления народного хозяйства. Гайдар, как и главный герой сказки, не был сторонним наблюдателем происходившего. Напротив, все события оставили заметный след в судьбах автора и старика.
Богатый житейский опыт позволил писателю предсказать наступление суровых для страны времен — о них говорит главный герой произведения. История подтвердила, что опасения были не напрасны — менее чем через два месяца после написания сказки фашисты развязали войну против нашей страны.