Содержание вкратце
В повести писателя Хемингуэя «Старик и море» два главных героя. Это старый рыбак Сантьяго, живущий в небольшом кубинском поселке, и его помощник — соседский мальчик Манолин. Старику вот уже три месяца не везет с уловом, и половину этого времени с ним прошел Манолин. Родители предупредили мальчика, что от Сантьяго отвернулась удача, предложили сыну поискать другую компанию для работы. Поскольку нужно было кормить семью, мальчик поддался их уговорам. Однако сделал это неохотно, поскольку ему очень нравился пожилой друг.
Однажды наступил день, который многое изменил в жизни Сантьяго. Он вышел в море и поймал на крючок необыкновенно большую рыбу марлин. Он бился с уловом несколько дней и победил. Старик привязал ее к лодке и погреб к берегу. Но заметил, что очень отдалился, — за время схватки лодку унесло в море. В уме он подсчитывал барыши, однако увидел невдалеке плавники акул. Первую атаку морских хищников старец отбил. Однако бороться дальше не было сил. Акулы оставили лодку в покое только тогда, когда полностью съели добычу старца. От рыбы остался только скелет.
Не привезя домой улов, старик доказал, что он профессиональный рыбак. Он был очень расстроен и даже плакал. На берегу его радостно встретил Манолин.
Интерпретация образа морской птицы и ее роль в повести
Морская птица является одним из ключевых символов в повести Хемингуэя «Старик и море». Этот образ символизирует свободу, легкость и независимость, которые так необходимы главному герою Сантьяго. Морская птица также отражает его желание победить в борьбе с морем и доказать свою силу и выносливость.
Однако, морская птица также имеет более глубокий смысл. Она может быть интерпретирована как символ души Сантьяго, которая стремится к свободе и высшим целям. Как и морская птица, Сантьяго не может жить в заточении и нуждается в просторе и свободе.
Таким образом, морская птица играет важную роль в повести, помогая читателю понять внутренний мир главного героя и его стремление к свободе и достижению целей.
Сила характера старика
Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу
Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что – он боролся до последнего.
Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.
Дискриминации и «Старик…»
Во все времена к детям, старикам и инвалидам было принято относиться со снисхождением: одни мало что могут еще, другие не пригодны к чему-то серьезному уже, а третьи самой природой поставлены вне обычных рамок.
Но совсем не так думал Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ, приведенный в статье, это подтверждает) говорит, что у всех списанных со счетов обществом людей еще есть надежда на спасение и свершения. А дети и старики даже могут объединяться в отличную команду, которая способна утереть нос многим.
Опыт и старость рыбака в рассказе американского классика преподносятся как преимущества. И правда, представьте, если бы рыбак был молод и полон сил, то он, скорее всего, не выдержал бы схватки с рыбиной и свалился бы без сознания. Молодой – да, старик – нет, никогда!
Размышлял много о героической фигуре рыбака сам Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ подтверждает это) – памятник человеческому мужеству.
Смысл человеческой жизни в повести
В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести. Личность Сантьяго — это символ силы героического начала в человеке
и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства.
Первые три ассоциации, когда мы слышим фамилию Хемингуэй: вино, ружье, «мужская проза»
Последнее определение очень важное, потому что сейчас в ходу «пацанская проза», так вот Эрнест Хемингуэй — автор именно «мужской». Мужчина всегда остается мужчиной, даже в старости
Об этом и рассказывает нам сочинение американского классика «Старик и море». Анализ его спешит со всей возможной проворностью предстать пред светлыми очами читателя настоящей статьи.
Композиция
Условно композицию повести можно разделить на три части: старик и мальчик, старик в море, возвращение главного героя домой.
На образе Сантьяго формируются все композиционные элементы. Кольцевое обрамление композиции заключается в уходе старика в море и его возвращении. Особенность произведения в том, что оно насыщено внутренними монологами главного героя и даже диалогами с самим собой.
Скрытые библейские мотивы прослеживаются в речах старика, его жизненной позиции, в имени мальчика – Манолин (сокращённое от Эммануил), в образе самой рыбы-гиганта. Она – воплощение мечты старца, который смиренно, терпеливо встречает все испытания, не жалуется, не ругается, а лишь тихо молится. Его жизненная философия и духовная сторона существования – своеобразная личная религия, очень напоминающая христианство.
Тема
Тема произведения – испытание на прочность человеческой силы воли, характера, веры, а также тема мечты и духовной победы. Тема одиночества и человеческого предназначения также затронута автором.
Основная мысль произведения в том, чтобы показать человека в борьбе с самой природой, её созданиями и стихиями, а также борьба человека со своими слабостями. Огромный пласт авторской философии прорисовывается в повести чётко и ясно: человек рождён для чего-то определённого, овладев этим, он будет всегда счастлив и спокоен. У всего в природе есть душа, и люди должны уважать и ценить это – земля вечна, они – нет.
Хемингуэй удивительно мудро показывает достижение человеком своей мечты, и то, что следует за этим. Огромный марлин – самый главный трофей в жизни старика Сантьяго, он – доказательство того, что этот человек победил в схватке с природой, с порождением морской стихии. Только то, что даётся с трудом, заставляет пройти тяжкие испытания, проблемы – приносит главному герою счастье и удовлетворение. Мечта, доставшаяся потом и кровью, самая большая награда для Сантьяго. Несмотря на то, что акулы съели марлина, моральной и физической победы над обстоятельствами никто не отменяет. Личное торжество пожилого рыбака и признание в обществе “коллег” – лучшее, что могло случиться в его жизни.
Тема борьбы с природой и человеческой судьбой
Одной из главных тем повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» является борьба с природой и человеческой судьбой. Главный герой, старик Сантьяго, вынужден сражаться с морем, чтобы поймать большую рыбу и доказать свою ценность как рыбак. Однако, несмотря на его упорство и мужество, природа оказывается сильнее, и Сантьяго вынужден бороться не только с морем, но и со своей судьбой.
Символический образ моря в повести Хемингуэя отражает не только силу природы, но и бесконечность жизни и ее неизбежность. Сантьяго понимает, что он не может победить море, но он все равно продолжает бороться, потому что это единственный способ сохранить свою человеческую достоинство и самоуважение.
Таким образом, тема борьбы с природой и человеческой судьбой является одной из ключевых в повести Хемингуэя «Старик и море». Она показывает, что человек может быть сильным и упорным, но природа всегда останется сильнее, и единственный способ сохранить свою человечность — это бороться до конца.
Старик Сантьяго и мальчик Манолин — история дружбы двух поколений
Помимо главной темы в книге, написанной Эрнестом Хемингуэем, присутствуют и дополнительные поводы для размышлений. Один из них — дружба старика и мальчика. Как трогательно волнуется Манолин за Сантьяго, как он подбадривает его во время неудач. Бытует мнение, что старики и дети так хорошо ладят потому, что одни недавно вышли из небытия, а другие скоро туда попадут. Эта общая Родина, откуда одни приезжают, а другие вот-вот уедут, на бессознательно-интуитивном уровне их сближает.
Если же говорить конкретно о двух героях, кажется, мальчик просто чувствует, что старик — мастер своего дела, матерый моряк. Манолин, вероятно, считает, что у него действительно есть чему поучиться, и, пока он жив, не стоит упускать эту возможность.
Нам остается в повести «Старик и море» (анализ произведения почти закончен) рассмотреть только вопрос о дискриминации. Он вряд ли заботил Эрнеста Хемингуэя, когда тот писал шедевр, очень злободневный в настоящее время, но повесть дает пищу для размышлений в этом направлении.
Особые приемы Хемингуэя, погружающие читателя в атмосферу повести
В книге американского классика нет захватывающего развития событий. В произведении почти отсутствует динамика, зато оно насыщено внутренним драматизмом. Кому-то может показаться, что повествование Хемингуэя скучное, но это совсем не так. Если бы писатель не уделял столько внимания деталям и так подробно не расписывал мучения старика в море, то читатель не смог бы в полной мере почувствовать страдания моряка собственным нутром. Другими словами, если бы не было этой «вязкости и клейкости» текста, то «Старик и море» (анализ произведения это доказывает) не было таким проникновенным сочинением.
Символика моря в повести Хемингуэя
Символика моря в повести Хемингуэя «Старик и море» играет важную роль в создании образов главных героев и передаче основных смыслов произведения. Море в этой повести является не только фоном для действия, но и символом жизни, силы и борьбы. Оно отражает внутренние переживания старика Сантьяго, его борьбу с самим собой и с окружающим миром.
Море в повести Хемингуэя символизирует не только силу и мощь, но и опасность и неизвестность. Оно может быть как другом, так и врагом человека. Для старика Сантьяго море становится своего рода испытанием, которое он должен пройти, чтобы доказать свою силу и выжить. В этом смысле море является символом жизни, которую нужно прожить до конца, несмотря на все трудности и испытания.
Кроме того, море в повести Хемингуэя символизирует свободу и независимость. Оно отражает желание старика Сантьяго жить своей жизнью и не подчиняться никаким правилам и ограничениям. Море становится для него местом, где он может быть самим собой и наслаждаться своей свободой.
Таким образом, символика моря в повести Хемингуэя «Старик и море» является одним из ключевых элементов, которые помогают читателю понять глубинный смысл произведения. Море отражает внутренние переживания главного героя и передает основные идеи произведения, такие как борьба за жизнь, свобода и независимость.
Смысл книги
Значимость произведения заключается в том, что автор размышляет о важных жизненных вопросах.
-
В чём смысл жизни? Старик на протяжении всего земного пути занимается тяжёлым трудом, вступает в схватку с природной стихией. У него нет высокого предназначения. Его существование заключается в том, чтобы бороться и выживать.
-
Сила характера человека. Автор показывает, на что способен обычный старик. Он выходит победителем в схватке с огромной рыбой, потому что осознаёт свою внутреннюю силу, своё преимущество перед природой.
-
Связь поколений. Старик не имеет собственных детей, но он общается с мальчиком по имени Манолин, который заботится о пожилом человеке. Хемингуэй подчёркивает необходимость этой связи. Здесь можно проследить решение вечной проблемы отцов и детей.
-
Значимость человека. Рассказывая о «сражающемся» с рыбой старике, писатель отмечает, что людей в возрасте нельзя сбрасывать со счетов. Герой доказывает, что он ещё многое может, у него есть опыт и силы, чтобы быть полезным обществу.
Дискриминации и «Старик…»
Во все времена к детям, старикам и инвалидам было принято относиться со снисхождением: одни мало что могут еще, другие не пригодны к чему-то серьезному уже, а третьи самой природой поставлены вне обычных рамок.
Но совсем не так думал Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ, приведенный в статье, это подтверждает) говорит, что у всех списанных со счетов обществом людей еще есть надежда на спасение и свершения. А дети и старики даже могут объединяться в отличную команду, которая способна утереть нос многим.
Опыт и старость рыбака в рассказе американского классика преподносятся как преимущества. И правда, представьте, если бы рыбак был молод и полон сил, то он, скорее всего, не выдержал бы схватки с рыбиной и свалился бы без сознания. Молодой — да, старик — нет, никогда!
Размышлял много о героической фигуре рыбака сам Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ подтверждает это) — памятник человеческому мужеству.
Дискриминации и «Старик…»
Во все времена к детям, старикам и инвалидам было принято относиться со снисхождением: одни мало что могут еще, другие не пригодны к чему-то серьезному уже, а третьи самой природой поставлены вне обычных рамок.
Но совсем не так думал Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ, приведенный в статье, это подтверждает) говорит, что у всех списанных со счетов обществом людей еще есть надежда на спасение и свершения. А дети и старики даже могут объединяться в отличную команду, которая способна утереть нос многим.
Опыт и старость рыбака в рассказе американского классика преподносятся как преимущества. И правда, представьте, если бы рыбак был молод и полон сил, то он, скорее всего, не выдержал бы схватки с рыбиной и свалился бы без сознания. Молодой — да, старик — нет, никогда!
Размышлял много о героической фигуре рыбака сам Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ подтверждает это) — памятник человеческому мужеству.
Как автор использует приемы повествования для передачи смыслов
Автор Эрнест Хемингуэй в повести «Старик и море» использует различные приемы повествования для передачи глубоких смыслов и символических образов
Одним из таких приемов является использование повторов и параллелизмов, которые помогают подчеркнуть важность определенных моментов в повествовании. Например, повторение фразы «мне нужен рыболовный улов» не только отражает желание главного героя, но и символизирует его стремление к достижению цели и победе над жизненными трудностями
Кроме того, автор использует метафоры и аллегории, чтобы передать более глубокие смыслы. Например, мечта главного героя о большой рыбе может быть интерпретирована как символ его стремления к свободе и независимости. В целом, приемы повествования, используемые Хемингуэем, помогают создать богатую и многогранную картину мира, которая открывает перед читателем глубокие смыслы и символы.
Смысл произведения Старик и море
Старик одолел и марлина, и морских хищников, но вернулся домой ни с чем. Во время борьбы он не задумывался о том, как ему тяжело, голодно или больно от покалеченных рук. Он просто копил силы для главной битвы в своей жизни
Разумеется, новелла о воле к победе и о том, что даже если у тебя ничего не осталось, важно не терять себя – это единственно оружие, которое всегда с тобой. Это роднит новеллу с повестью «Любовь к жизни», а также с романом «Моби Дик»
Но есть и много других интересных слоев. Во-первых, единство старика и природы. Старик испытывает определенные угрызения совести, убивая рыбу, но говорит, что она накормит много голодных людей…
Это не единственный отсыл к Библии. Некоторые исследователи творчества Хемингуэя связывают художественную идею новеллы с Ветхим Заветом и 103 псалмом, о сотворении мира и о том, что Бог творец всей природы, Земли и Вселенной. Имя Сантьяго переводится как святой Иаков (который бросил Богу вызов), мальчика же зовут Манолин, а это сокращенная версия имени Эммануил. Конечно же, новелла о человеке, познавшем необъятность мира и собственное в нем место, невеликое, но зато почетное.
Но тут появляется еще один слой. Сантьяго, борец, бросающий вызов, воспринимает всю свою жизнь и неудачи с совершенным смирением. Но ропща и не жалуясь, просто делая свою работу. Когда старик потерял свою добычу после войны с акулами, он ощутил себя побежденным, но воспринял это без тяжести. Возможно, повесть именно о смирении. Как же она сочетается с волей к победе, которая так воспевается в «Старике и Море»? А вот она, двойственность наша.
Старик Сантьяго и мальчик Манолин — история дружбы двух поколений
Помимо главной темы в книге, написанной Эрнестом Хемингуэем, присутствуют и дополнительные поводы для размышлений. Один из них — дружба старика и мальчика. Как трогательно волнуется Манолин за Сантьяго, как он подбадривает его во время неудач. Бытует мнение, что старики и дети так хорошо ладят потому, что одни недавно вышли из небытия, а другие скоро туда попадут. Эта общая Родина, откуда одни приезжают, а другие вот-вот уедут, на бессознательно-интуитивном уровне их сближает.
Если же говорить конкретно о двух героях, кажется, мальчик просто чувствует, что старик — мастер своего дела, матерый моряк. Манолин, вероятно, считает, что у него действительно есть чему поучиться, и, пока он жив, не стоит упускать эту возможность.
Нам остается в повести «Старик и море» (анализ произведения почти закончен) рассмотреть только вопрос о дискриминации. Он вряд ли заботил Эрнеста Хемингуэя, когда тот писал шедевр, очень злободневный в настоящее время, но повесть дает пищу для размышлений в этом направлении.
Старик Сантьяго
Главный герой повести «Старик и море»– пожилой рыбак Сантьяго. Единственный его друг – мальчик Маноло. Мальчик всячески помогает старику и искренне верит в него. К морю старик относится как к женщине, которая приносит ему дары, если к ней хорошо относиться. Саньтяго может заработать, лишь продавая рыбу. С самого детства его учили этому мастерству, от чего из него и вышел хороший рыбак. Но удача не всегда на его стороне. Старик выходил в море 84 дня подряд, но так ничего и не поймал. Никто уже не верил в рыбака, все считали его невезучим человеком. Никто кроме Маноло.
Сюжет
На 85 день старик отплывает чуть подальше в Гольфстрим, нежели обычно. Он уверен, что именно сегодня его невезению придет долгожданный конец. И ему улыбнулась удача – на крючок попался большая рыба. Лишь спустя несколько часов старик понимает, что это ничто иное, как огромный марлин. Сантьяго жалеет, что не взял с собой мальчика, ведь справится одному будет тяжело. Рыба настолько сильна, что уносит рыбака все дальше и дальше в море. Так продолжается двое суток. На второй день старик поранился леской, что еще усложнило ловлю.
Саньтяго видит борьбу марлина за свою жизнь и пропитывается состраданием к нему. Он уважает рыбу и даже называет ее братом. Никто не достоин съесть эту рыбу из-за его чести и достоинства. На третий день рыба поднимается на поверхность и начинает кружить вокруг лодки. Старик тратит все последние силы и всаживает в рыбу гарпун. Рыба поймана, только он далеко от берега, а океан кишит акулами. Он решает привязать рыбу к лодке и плыть вместе с ней.
Старик и море тема противостояния
Тема противостояния в рассказе Старик и море раскрывается за счет схватки старика с марлином. Там читателю в первый раз открывается сущность героя. Сантьяго обладает необычайной выносливостью и силой воли. Он относится с глубоким уважением к своей добыче. Марлин для него — самый достойный противник. Схватка с самой природой становится для старика мимолетной целью жизни. Но выиграв битву, он еще не выиграл войну.
Произошло именно то, чего боялся Сантьяго. На запах крови приплыли акулы. День и ночь Старик отбивается от нескольких атак, потеряв при этом гарпун, весло и нож. Лишь когда у него не осталось средств для защиты свой добычи, он отдает рыбу акулам. К рассвету следующего дня, Сантьяго приплыл к родному берегу. От рыбы остался лишь скелет и голова. Множество рыбаков восхищаются уловом Сантьяго и сочувствуют ему, что вышло именно так. Рыба оказалась длинной в 5,5 метров, а ее вес доходит до половины тонны. Рассказ заканчивается тем, что старик договаривается с мальчиком выйти в море вместе на следующем рассвете.
Старик и море тема повести
Старик и море – это не просто рассказ о том, как однажды рыбачил старик. Это история о гордости и мужестве человека. Оставшись один на один с природой, он потратил все свои силы, но вышел победителем из схватки. Старик показывает сильнейшую выносливость и силу, в одиночку сражаясь с акулами в открытом море. Он не жалеет никаких средств на них, ведь он защищает свою добычу. Рыбак не может просто так отдать то, с чем он достойно сражался почти три дня.
Само по себе произведение мотивационное. Рассказ учит идти к своей цели до конца, бороться за нее. Даже если никто в тебя не верит, ты не должен останавливаться. Наоборот ты должен еще больше стараться и тогда ты достигнешь долгожданного успеха.
Литературный анализ
Повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» известна своим уникальным литературным стилем, отличающимся скупой и лаконичной прозой. Обдуманный выбор языка Хемингуэя, характеризующийся короткими предложениями и минималистичными описаниями, способствует общему воздействию и резонансу повести.
Скудная проза Хемингуэя служит нескольким целям в рамках повествования. Во-первых, она отражает тяжелый и одинокий характер путешествия Сантьяго. Подобно тому, как Сантьяго борется с необъятностью моря, экономия слов Хемингуэя создает ощущение пространства и тишины, позволяя читателю погрузиться в необъятность обстановки. Простота прозы повторяет пустоту моря, подчеркивая изоляцию и трудности, с которыми сталкивается главный герой.
Кроме того, лаконичный язык Хемингуэя передает глубину эмоций, которые одновременно сильны и сдержанны. Краткость его предложений позволяет читателям интерпретировать и чувствовать эмоции персонажей на личном уровне, способствуя возникновению сильной эмоциональной связи. Оставляя некоторые детали недосказанными, Хемингуэй приглашает читателей активно участвовать в процессе повествования, побуждая их заполнить пробелы собственным воображением и опытом.
Структура и стиль повествования «Старика и моря» также способствуют повышению его литературной значимости. Повесть разделена на короткие главы, каждая из которых посвящена определенному событию или аспекту путешествия Сантьяго. Такая эпизодическая структура усиливает ощущение продвижения вперед и передает ритм самого моря. Повествование разворачивается линейно, следуя за погоней Сантьяго за марлином и его конечной борьбой с акулами
Тщательное внимание Хемингуэя к деталям в этих эпизодах создает яркое и захватывающее впечатление от чтения
Кроме того, использование внутренних монологов и интроспективных мыслей Сантьяго придает повествованию глубину. Благодаря размышлениям Сантьяго читатели получают представление о его характере, непоколебимой решимости и размышлениях о жизни и человеческом состоянии. Эти интроспективные моменты позволяют глубже исследовать такие темы, как стойкость, смертность и стремление к мечте.
Роман «Старик и море» также изобилует метафорами и глубокими смыслами, приглашая читателя проникнуть под поверхность истории. Марлин, море и сны Сантьяго служат мощными символами, воплощающими сложные идеи и эмоции. Мастерское использование Хемингуэем метафор допускает множество интерпретаций и приглашает читателей задуматься о более глубоких слоях смысла в повествовании. Каждый символ придает рассказу глубину и богатство, выводя его за рамки простой истории о борьбе рыбака.
В целом, использование Хемингуэем скупой и лаконичной прозы, тщательно продуманная структура и исследование глубоких смыслов и метафор в «Старике и море» способствуют его непреходящему литературному воздействию. Стилистические решения и заставляющие задуматься темы повести продолжают увлекать читателей, делая ее классическим произведением литературы, которое находит отклик как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне.
Жанровая специфика повести «Старик и море»
Произведение Э. Хемингуэя «Старик и море» называют повестью-притчей.
Определение 2
Повесть – это эпическое произведение, для которого характерен однолинейный сюжет.
Определение 3
Притча – это произведение, в котором в иносказательной, аллегорической форме содержится поучение.
Притча своей аллегорической формой и поучительностью похожа на басню, но в отличие от нее, притча настраивает читателя на поиск морали, а не предлагает ее в готовом виде. Кроме того, по объему притча может быть значительно больше басни. В древности притча существовала в основном как рассказ религиозно-философского смысла. Позже писатели стали использовать притчевость как средство выражения определенной идеи, морально-философских размышлений.
Статья: Притчевый характер повести Э. Хемингуэя «Старик и море»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
«Старик и море» — повесть, в которой воплощена пережитая, выстраданная автором истина. И истина эта касается не только автора, но и каждого из нас. В образе старика Сантьяго многие узнают себя, свои переживания, мысли, надежды, разочарования.
Читателя особенно поражает то, как Сантьяго преодолевает жизненные неурядицы. Возраст никуда не денешь, невозможно вернуть годы назад, и лекарства от старости пока не придумали. Но если Человек не подчиняется обстоятельствам, не жалуется, не опускает рук, это заслуживает уважения. Именно так поступил и старик Саньяго. Он не опускает руки, пусть даже все вокруг уверены, что больше никогда не удастся ему поймать добычу. Окружающие считают, что Сантьяго уже пережил свой звездный час, и теперь ему осталось лишь надеяться на чью-то милость или смерть. Кто-то говорит об этом сочувственно, но есть и те, кто злорадствует.
Сантьяго видит, что в него верит мальчик, который помогал ему и учился у него до тех пор, пока родители не запретили ему ходить к старому рыбаку, считая его неудачником.
Сантьяго вышел на охоту, пренебрегая непогодой, чьими-то сплетнями, предварительными удачами. Он вышел бороться за свое человеческое достоинство, и в результате победил. И даже если кажется, что эта победа сомнительна, это все же победа. В первую очередь, это победа над собой – старик боролся с рыбой, соревновался с акулами и морем, со своим отчаянием, одиночеством, но сумел добраться до берега живым. У лодки был скелет рыбы – доказательство бесспорного таланта старика. И чего стоит гордость мальчика, уже потерявшего надежду увидеть Сантьяго живым.
Человеку приходится делать выбор – смириться с обстоятельствами или же попытаться доказать, в первую очередь себе, что способен на поступок и потому достоин уважения. Повесть «Старик и мое» — это произведение о каждом из нас.
Тема и проблематика произведения
Повесть написана в виде философских рассуждений и воспоминаний старого рыбака, его разговора с самим собой. Реплики умудренного жизнью мужчины подчеркивают кредо автора: «Никогда ни о чем не жалей. …Не считай потерь»; «…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения».
Следуя представлениям о чести, даже в поражении Сантьяго одержал победу и не сдался, смог довести дело до конца. Основная тема заключается в размышлении об испытании силы воли человека на прочность, его веры в собственные силы. Затрагиваются вопросы одиночества и духовного предназначения.
В повести Хемингуэй воспевает силу духа человека, идущего к цели на пределе возможностей. Автор подчеркивает, что его герой не идеализированный, и включает в повесть много реалистичных подробностей. Вера в себя и целеустремленность помогают старику добиться мечты, которая испорчена акулами.
В плоскости символов Сантьяго можно рассматривать как человека, бредущего по жизни-морю. Его лодка — социальное окружение. Раньше с ним был юный спутник Манолин, вместе они бороздили водные просторы в поисках добычи. Но вот лодка осталась пустой, однако герой по-человечески надеется на лучшее и снова выходит в море в поисках рыбы.
Автор показывает, что человек может остаться один на один со своей удачей (рыбой у Сантьяго). Не каждый в состоянии воспользоваться моментом и насладиться плодами собственного тяжкого труда. Чужой успех очень часто пытаются присвоить недруги (акулы). Море символизирует жизнь, полную опасностей в глубинах. Однако в нем много и шансов, возможностей, которые открываются, стоит лишь подальше уйти от берега.
Философский смысл повести «Старик и море» заключается в демонстрации борьбы человека с природой, ее созданиями, стихиями, а также противостояния личности собственным слабостям. Каждый человек рожден для какой-то цели. Овладев тем, что ему нужно, он становится спокоен, живет в гармонии с собой
Важно понимать, что природа вечна, и считаться с ее ценностями. Век же людей недолог
Самая большая мечта, которая осуществилась для Сантьяго, — это его добыча. Крупный марлин является главным его трофеем и результатом победы в схватке со стихией. Доставшийся с большим трудом, он принес герою удовлетворение.
Идея, главная мысль, вывод
Повесть Хемингуэя создавалась в рамках модернизма. Это значит, что в тексте большое значение уделяется символам. Среди героев повести образы-символы по количеству в два раза превышают «реалистических» персонажей.
К основным символам произведения относят: море, рыбу-марлина, акул и львят. Море – это невероятно сильная природная стихия. Она воплощает вечную жизнь. В повести море – это живое существо, которое живет по своим законам. Оно может чувствовать и отвечать человеку взаимностью. Рыба-марлин, которую поймал Сантьяго – это основная цель в жизни человека, его самая сокровенная мечта. Акулы – препятствия, с которыми человек сталкивается на пути к своему счастью. Маленькие львята, играющие на берегу – воспоминания о юности и молодости. Сам рыбак Сантьяго частично также имеет некий символизм образа – он воплощает опыт человека.
Исходя из этого историю о рыбаке нужно воспринимать в таком свете: каждый человек имеет некую цель, мечту в жизни, однако не у всех получается ее воплотить в жизнь. Бывает так, что человеку для осуществления своей мечты остается всего лишь протянуть руку. Он пытается сделать это, но проблемы не дают забрать желаемое себе. Порой они лишают всех возможностей осуществить желаемое, буквально оставляя человека ни с чем.
Парадокс человеческой жизни заключается в том, что, когда у человека есть силы и молодость, ему не хватает опыта. В то же время, когда у него появляется опыт, жизненные силы постепенно покидают человека, ему очень не хватает былого задора и азарта.
Основную идею повести Хемингуэя «Старик и море» можно выразить цитатой из текста: «Человека можно сломать, но победить его невозможно».