Анализ повести «старик и море» э. хемингуэя

Притчевый характер повести э. хемингуэя "старик и море"

Смысл названия новеллы Старик и море

Само название напоминает название народной сказки. Или не народной. Почти сказка о рыбаке и рыбке. Жизнь главного героя, правда , не сказка, но старика веселые глаза. Море в данном случае является символом вещного пространства человека, а также духовной его жизни. Жизнь изобильна и сурова, как море. Но даже если ты немощный уже старик, то можешь взять от нее все. Кстати, возраст особой роли не играет. Когда создавалась повесть, Фуэнтес был еще молодым, да и у Старика глаза молодые.

Краткое содержание новеллы Старик и море

Пожилой кубинец Сантьяго живет в нищете, коллеги считают его неудачником. Последний раз его рыбалка длилась 84 суток, и закончилась неудачей: он не привез с моря ничего. Все это абсолютно не омрачает старика, он относится к своей беде со смирением. Нищую и безрадостную жизнь старого рыбака скрашивает дружба с мальчиком, который помогал Сантьяго, но родители определили его на другую лодку. Лодка Сантьяго убога, сети он продал, а вместо удочек у него тонкие пруты. Подросток любит старика таким, какой он есть, приносит еду и продолжает помогать. Они беседуют о бейсболе, Сантьяго во сне видит свою Африку…

Отплывая на очередную морскую охоту, Сантьяго продолжает верить в свою удачу и плывет он за ней ближе к Флоридскому заливу. О своем море он думает с большой нежностью. Возможно, от одиночества, а может, чувствуя себя частью моря и природы, он разговаривает с морем, рыбой, ветром и птицами.

Основная часть новеллы — описание сражения старика с огромной рыбой, которая наконец-то клюнула. Огромный голубой марлин тянет старика самое открытое море, из-за прутов у него изрезаны все руки, он в чем-то сочувствует своей жертве и добыче, но точно не готов ее отпускать. Битва их длилась несколько суток, огромная рыба ходила кругами, то подплывала, то удалялась. И все-таки марлин поднялся над водой. Сантьяго сумел привязать ее и увидел, что она больше его убогой лодки. Пора двигаться домой.

Но не только старику интересен этот марлин: на аромат его крови слетаются одна за другой морские хищники и каждый удар их об лодку символизирует, что нет одного куска добычи Старика. Он уничтожает одну партию акул, а за ней двигается еще одна.

Он начинает войну с акулами: дубинки, румпель, по ночам хищники снова возвращаются…Однажды им все-таки становится нечего у марлина есть…В село старик возвращается с огромным хребтом и хвостом. Увиденное шокирует рыбаков и туристов, а пораженный официант, который все видел, никак не может объяснить, что же случилось этой ночью…Поддерживает старика только его юный друг, пообещавший, что теперь они теперь будут рыбачить только напару. Юноша уверен, что принесет пожилому товарищу удачу…

Вариант 2

Повесть «Старик и море» была написана Эрнестом Хемингуэем в одна тысяча девятьсот пятьдесят втором году. Произведение принесло автору небывалую популярность. Первый тираж был распродан за два дня. Уже через год Хемингуэй получил Пулитцеровскую и Нобелевскую премии, а на все его творчество теперь смотрели под другим углом.

«Старик и море» относится к такому прозаическому жанру как повесть — промежуточному звену между рассказами и романом. Зарубежныt литераторы же просто называют произведение коротким романом.

На протяжение восьмидесяти четырех дней рыбак Сантьяго испытывает неудачи в своем промысле. Все жители деревни окрестили его неудачником, кроме юного ученика Манолина. Он продолжает часто навещать Сантьяго и помогать ему. Поэтому старик рассказывает мальчику, что собирается выйти в Гольфстрим, чтобы попытать удачу там. На восемьдесят пятый день своего невезения рыбак уходит на своей парусной лодке. И совсем скоро герою попадается марлин длиной почти в шесть метров. Сантьяго хоть и невероятно опытен, но все же стар и не так силен как прежде. Два дня и две ночи рыба уносит лодку все дальше от берега. Старика восхищает сила, мощь и благородство марлина. Герой начинает сострадать рыбе и понимает, что никто не достоин съесть его. Но после Сантьяго собирает последние силы и засаживает в рыбу гарпун. Он будто в бреду направляется домой, представляя какое вознаграждение его ждет. К сожалению, неприятности еще не закончились. Кровь марлина привлекла акул. Старик отверженно и отчаянно самостоятельно убивает пять акул и отпугивает остальных. Но с наступлением ночи хищники все равно обгладывают почти всю тушу рыбы, оставляя лишь кости. Акулы убили мечты рыбака и его самого. Сантьяго добирается до дома, остальные рыбаки сочувствуют потере, а Манолин плачет, боясь, что тот не выживет. Но старик договаривается с учеником, что в следующий раз они выйдут в море вместе. Основной мыслью произведения является борьба человека с природой и самим собой. Сантьяго лелеял свою мечту и был уверен, что такой улов в качестве марлина сделает его счастливым. Рыбак чуть не умер в борьбе за свое желание, привез лишь жалкий обглоданный скелет, но все равно достиг чего хотел. Герой через пот, кровь и изрезанные леской ладони все же добирается домой и получает признание от своих коллег и жителей деревни. Он получает удовольствие и спокойствие от этого. А главное, что у него есть прекрасный юный ученик, способный продолжить дело всей его жизни. Несомненно, старик победил не только марлина, но и свою жизнь.

Главными героями повести являются: старик Сантьяго — опытный рыбак и мальчик Манолин — добрый и отзывчивый ученик.

Композиция произведения напоминает замкнутое кольцо: старик и Манолин, рыбак в море и его возвращение. Через всю повесть идет внутренний диалог Сантьяго с самим собой, что имеет также несколько религиозный подтекст. Размышления старика и его желание ухватить нечто необъемное, мечту всей жизни и рассуждения о своей цели очень напоминают христианские тексты.

Почему мне нравится эта книга

21 предложение/ 424 слова

«Старик и море» (1952) — это одно из моих любимых произведений, написанных Эрнестом Хемингуэем. В нем меня привлекает, прежде всего, необычный сюжет, который, пожалуй, не свойственен другим повестям, рассказам и романам писателя.­ Рассказ о старом рыбаке Сантьяго я воспринимаю как некую притчу, которая несет в себе определенную мудрость. Я уже не единожды читал «Старика и море», но каждый раз открываю в этом произведении что-то новое для себя.­

Тот бесценный опыт, которым спешит поделиться со своими читателями Хемингуэй, позволяет мне узнать многое о возможностях человека и заставляет задуматься о таких важных вещах, как дружба, любовь, старость, потеря и одиночество. История Сантьяго также дает мне возможность понять, что несмотря на то, что в этой жизни многое зависит от обстоятельств и от воли судьбы, важную роль в нашем мировосприятии играет вера в себя и в свои силы.

Меня восхищает то, что старик Сантьяго, несмотря на преследовавшую его много дней неудачу с уловом, все-таки не потерял надежды поймать большую рыбу. Он искал ее в море, потому что был уверен: «Ведь должна же она где-нибудь плыть». И действительно, он нашел ее, свою рыбу-меч.

Когда Сантьяго на берегу перед отплытием разговаривал со своим другом — мальчиком Манолиным, тот спросил старика: «А сил у тебя хватит, если попадется очень большая рыба?» И Сантьяго дал утвердительный ответ на этот вопрос, потому что он не сомневался в себе и знал, что главное — это сноровка.

Удивительно, но старому, худому и изможденному Сантьяго удалось выдержать тяжелейшую схватку с рыбой, не желавшей так просто сдаваться и уносившей лодку мужчины все дальше в открытое море. Поведение старого рыбака, его выносливость и воля к победе просто восхищают меня. Ведь он, несмотря на слабость, сильную боль в спине, глубокие раны на руках и ожоги на лице все-таки смог поймать свою добычу, а потом еще и мужественно сражался с акулами за нее.

Человек, который может убить такую огромную зубастую хищницу практически голыми руками. Какой невероятной силой духа и мощью он должен обладать? Мне кажется, что Сантьяго — это достойный пример для подражания, и в моих глазах он настоящий герой.

Мне очень нравится то, что Хемингуэй посвятил свое произведение именно этому простому старому рыбаку. Тем самым автор показал, что мужество, отвага, храбрость и бесстрашие — это качества, которыми могут обладать не только великие полководцы, вымышленные героические персонажи или солдаты на войне.­ В произведении «Старик и море» автор изобразил обычного человека, который, казалось бы, уже почти прожил свою жизнь и потому уже слаб и немощен телом, но его великий, поистине могучий дух, творит настоящие чудеса. Не сдаваться никогда, ни при каких обстоятельствах — это главный урок, которому научил меня старик Сантьяго.

см. также:­ ­Другие сочинения по произведению Старик и море, Хемингуэй

Тема и проблематика произведения

Повесть написана в виде философских рассуждений и воспоминаний старого рыбака, его разговора с самим собой. Реплики умудренного жизнью мужчины подчеркивают кредо автора: «Никогда ни о чем не жалей. …Не считай потерь»; «…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения».

Следуя представлениям о чести, даже в поражении Сантьяго одержал победу и не сдался, смог довести дело до конца. Основная тема заключается в размышлении об испытании силы воли человека на прочность, его веры в собственные силы. Затрагиваются вопросы одиночества и духовного предназначения.

В повести Хемингуэй воспевает силу духа человека, идущего к цели на пределе возможностей. Автор подчеркивает, что его герой не идеализированный, и включает в повесть много реалистичных подробностей. Вера в себя и целеустремленность помогают старику добиться мечты, которая испорчена акулами.

В плоскости символов Сантьяго можно рассматривать как человека, бредущего по жизни-морю. Его лодка — социальное окружение. Раньше с ним был юный спутник Манолин, вместе они бороздили водные просторы в поисках добычи. Но вот лодка осталась пустой, однако герой по-человечески надеется на лучшее и снова выходит в море в поисках рыбы.

Автор показывает, что человек может остаться один на один со своей удачей (рыбой у Сантьяго). Не каждый в состоянии воспользоваться моментом и насладиться плодами собственного тяжкого труда. Чужой успех очень часто пытаются присвоить недруги (акулы). Море символизирует жизнь, полную опасностей в глубинах. Однако в нем много и шансов, возможностей, которые открываются, стоит лишь подальше уйти от берега.

Философский смысл повести «Старик и море» заключается в демонстрации борьбы человека с природой, ее созданиями, стихиями, а также противостояния личности собственным слабостям. Каждый человек рожден для какой-то цели. Овладев тем, что ему нужно, он становится спокоен, живет в гармонии с собой

Важно понимать, что природа вечна, и считаться с ее ценностями. Век же людей недолог

Самая большая мечта, которая осуществилась для Сантьяго, — это его добыча. Крупный марлин является главным его трофеем и результатом победы в схватке со стихией. Доставшийся с большим трудом, он принес герою удовлетворение.

Композиция и жанр

Жанровую направленность произведения литературоведы определяют как повесть-притчу в стиле реализма. Ее смысл и суть выходят за рамки традиционной повести. Автор признавался критикам, что мог написать роман на тысячу страниц, но ограничился скромным объемом и создал нечто уникальное. Композицию повести можно разделить на три части:

  1. Повествование о взаимоотношениях Манолина и старца.
  2. Рыбак в море в одиночестве.
  3. Возвращение главного персонажа на берег.

Композиционные элементы формируются на образе Сантьяго. Кольцевое обрамление композиции заключается в отплытии персонажа за уловом и его последующем возвращении. При этом читатели сталкиваются как с диалогами рыбака с самим собой, так и с его внутренними монологами. В его речах, имени младшего друга (Манолин — Эммануил), в образе гигантской рыбы скрыты библейские мотивы.

Марлин воплощает мечту опытного рыбака, который терпит жизненные испытания и тихо молится об удаче

Его философия и духовная сторона существования — личная религия, в которой важное место отводится христианским заповедям. Каждый раз, сталкиваясь с обитателями моря, Сантьяго проявляет себя человеком, который с глубоким уважением относится к созданиям природы:

  1. Он беспокоится о птицах, которые с трудом добывают пропитание.
  2. Наслаждается любовной игрой морских свинок.
  3. Не меньшее уважение он испытывает и к марлину, потерявшему подругу по его вине. В крупной рыбе он признает равного соперника. Себя же справедливо ощущает победителем в схватке.

Неудачи пожилой мужчина также встречает с христианским смирением. Он не жалуется на судьбу, а молча выполняет свою работу. Потеряв по вине акул улов, он все же чувствует себя побежденным. Однако при этом его душа испытывает облегчение. Спрашивая себя: «Кто же тебя победил, старик?», — он дает ответ, что никто.

История создания

Замысел произведения возник у писателя в 30-х годах. В 1936 году в журнале “Эсквайр” вышел его очерк “На голубой воде. Гольфстримское письмо”. В ней описана приблизительная фабула легендарной повести: пожилой рыбак выходит в море и несколько дней без сна и еды “сражается” с огромной рыбой, но акулы съедают добычу старика. Его находят рыбаки в полубезумном состоянии, а вокруг лодки кружат акулы.

Именно эта история, услышанная когда-то автором от кубинских рыбаков, стала основой повести “Старик и море”. Спустя много лет в 1951 году писатель заканчивает своё масштабное произведение, осознавая, что это самый главный труд в его жизни. Произведение написано на Багамских островах, вышло в печать в 1952 году. Это последнее опубликованное при жизни произведение Хемингуэя.

С детства Хемингуэй, как и его отец, увлекался рыбалкой, он – профессионал на этом поприще, знал всю жизнь и быт рыбаков до самых мелких деталей, включая приметы, суеверия и легенды. Такой ценный материал не мог не отразиться в творчестве автора, он стал исповедью, легендой, учебником жизненной философии простого человека, который живёт плодами своего труда.

В диалогах с критикой автор уклонялся от комментариев об идее произведения. Его кредо – правдиво показать “настоящего рыбака, настоящего мальчика, настоящую рыбу и настоящих акул”. Именно так высказался автор в интервью, давая понять, что его цель – это реалистичность, уклоняясь от какой-либо иной трактовки смысла текста. В 1953 году Хемингуэй получил признание в очередной раз, получив Нобелевскую премию за своё произведение.

Смысл произведения Старик и море

Старик одолел и марлина, и морских хищников, но вернулся домой ни с чем. Во время борьбы он не задумывался о том, как ему тяжело, голодно или больно от покалеченных рук. Он просто копил силы для главной битвы в своей жизни

Разумеется, новелла о воле к победе и о том, что даже если у тебя ничего не осталось, важно не терять себя – это единственно оружие, которое всегда с тобой. Это роднит новеллу с повестью «Любовь к жизни», а также с романом «Моби Дик»

Но есть и много других интересных слоев. Во-первых, единство старика и природы. Старик испытывает определенные угрызения совести, убивая рыбу, но говорит, что она накормит много голодных людей…

Это не единственный отсыл к Библии. Некоторые исследователи творчества Хемингуэя связывают художественную идею новеллы с Ветхим Заветом и 103 псалмом, о сотворении мира и о том, что Бог творец всей природы, Земли и Вселенной. Имя Сантьяго переводится как святой Иаков (который бросил Богу вызов), мальчика же зовут Манолин, а это сокращенная версия имени Эммануил. Конечно же, новелла о человеке, познавшем необъятность мира и собственное в нем место, невеликое, но зато почетное.

Но тут появляется еще один слой. Сантьяго, борец, бросающий вызов, воспринимает всю свою жизнь и неудачи с совершенным смирением. Но ропща и не жалуясь, просто делая свою работу. Когда старик потерял свою добычу после войны с акулами, он ощутил себя побежденным, но воспринял это без тяжести. Возможно, повесть именно о смирении. Как же она сочетается с волей к победе, которая так воспевается в «Старике и Море»? А вот она, двойственность наша.

Тема произведения

  • Тема мечты;
  • Тема духовной победы;
  • Тема человеческого предназначения;
  • Тема одиночества.

Главная мысль повести «Старик и море» заключается в том, чтобы показать человека в борьбе с природой, с ее стихиями и созданиями, борьбу человека со своими слабостями. В повести четко и ясно прорисовывается большой пласт авторской философии: человек рождается для чего-то определенного, и он будет всегда спокоен и счастлив, если овладеет этим. В природе у всего есть душа, и человек должен это ценить и уважать, ведь земля вечна, а человек – нет.

Э. Хемингуэй удивительно мудро сумел показать достижение человеком своей мечты, а также то, что следует за этим. Гигантский марлин – главный трофей в жизнь Сантьяго, доказательство того, что человек победил в схватке с природой. Лишь то, что дается с трудом, что заставляет пройти тяжкие испытания, приносить главному герою удовлетворение и счастье. Самая большая награда для старика Сантьяго – мечта, доставшаяся кровью и потом. Несмотря на то, что марлина съели акулы, никто не отменяет моральной и физической победы над обстоятельствами. И личное торжество рыбака, признание в обществе «коллег» — это лучшее, что могло произойти в его жизни.

В жизненной позиции старика, в его речах, а также в имени мальчика и образе рыбы-гиганта прослеживаются скрытые библейские мотивы. Рыба – воплощение мечты старика, который терпеливо и смиренно встречает все испытания, не ругается, не жалуется, а только тихо молится. Жизненная философия, духовная сторона существования – это своеобразная личная религия, напоминающая христианство.

Именно глубокий духовный смысл делает повесть «Старик и море» исключительной, выходящей за рамки традиционной повести.

Сила характера старика

Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу

Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что – он боролся до последнего.

Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.

Жанровая специфика повести «Старик и море»

Произведение Э. Хемингуэя «Старик и море» называют повестью-притчей.

Определение 2

Повесть – это эпическое произведение, для которого характерен однолинейный сюжет.

Определение 3

Притча – это произведение, в котором в иносказательной, аллегорической форме содержится поучение.

Притча своей аллегорической формой и поучительностью похожа на басню, но в отличие от нее, притча настраивает читателя на поиск морали, а не предлагает ее в готовом виде. Кроме того, по объему притча может быть значительно больше басни. В древности притча существовала в основном как рассказ религиозно-философского смысла. Позже писатели стали использовать притчевость как средство выражения определенной идеи, морально-философских размышлений.

Статья: Притчевый характер повести Э. Хемингуэя «Старик и море»

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

«Старик и море» — повесть, в которой воплощена пережитая, выстраданная автором истина. И истина эта касается не только автора, но и каждого из нас. В образе старика Сантьяго многие узнают себя, свои переживания, мысли, надежды, разочарования.

Читателя особенно поражает то, как Сантьяго преодолевает жизненные неурядицы. Возраст никуда не денешь, невозможно вернуть годы назад, и лекарства от старости пока не придумали. Но если Человек не подчиняется обстоятельствам, не жалуется, не опускает рук, это заслуживает уважения. Именно так поступил и старик Саньяго. Он не опускает руки, пусть даже все вокруг уверены, что больше никогда не удастся ему поймать добычу. Окружающие считают, что Сантьяго уже пережил свой звездный час, и теперь ему осталось лишь надеяться на чью-то милость или смерть. Кто-то говорит об этом сочувственно, но есть и те, кто злорадствует.

Сантьяго видит, что в него верит мальчик, который помогал ему и учился у него до тех пор, пока родители не запретили ему ходить к старому рыбаку, считая его неудачником.

Сантьяго вышел на охоту, пренебрегая непогодой, чьими-то сплетнями, предварительными удачами. Он вышел бороться за свое человеческое достоинство, и в результате победил. И даже если кажется, что эта победа сомнительна, это все же победа. В первую очередь, это победа над собой – старик боролся с рыбой, соревновался с акулами и морем, со своим отчаянием, одиночеством, но сумел добраться до берега живым. У лодки был скелет рыбы – доказательство бесспорного таланта старика. И чего стоит гордость мальчика, уже потерявшего надежду увидеть Сантьяго живым.

Человеку приходится делать выбор – смириться с обстоятельствами или же попытаться доказать, в первую очередь себе, что способен на поступок и потому достоин уважения. Повесть «Старик и мое» — это произведение о каждом из нас.

Краткий анализ

В образе главного героя Сантьяго заключается символизм слияния человека и мира, который его окружает. Манолин также относится к главным персонажам.

Его автор приводит для создания оптимистического финала. Это символ будущего и надежд на то, что жизнь нового поколения будет лучше.

Кроме этих персонажей, большое место в произведении занимает океан. Он выражает внутреннее пространство и духовную жизнь. Рыба представляет художественный образ, заключенный в божественном творении. При подготовке к школьному уроку литературы узнать, о чем книга «Старик и море», позволит разбор произведения:

  1. История и время написания. В основе повести — реальные события, рассказанные Эрнесту Хемингуэю кубинскими рыбаками. Первоначально он написал на их основе очерк, а в 1951 г. — полноценное произведение.
  2. Тема и мораль. Борьба человека за свою мечту на пределе сил и возможностей. Испытание духа, схватка со стихией.
  3. Композиция. Из трех частей, с кольцевым обрамлением.
  4. Жанр. Повесть-притча.
  5. Направление. Реализм.
  6. Средствами художественной выразительности автор описывает пейзажные картины (море ночью и утром), а также сновидения героя.

В произведении практически отсутствует динамика, оно наполнено внутренним драматизмом. Много внимания уделяется деталям и описанию мучений старика, которые читатели воспринимают как собственные страдания. Подобный прием делает произведение очень проникновенным, заставляет задуматься о том, что жизнь каждого — это борьба с обстоятельствами.

Литературный анализ

Повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» известна своим уникальным литературным стилем, отличающимся скупой и лаконичной прозой. Обдуманный выбор языка Хемингуэя, характеризующийся короткими предложениями и минималистичными описаниями, способствует общему воздействию и резонансу повести.

Скудная проза Хемингуэя служит нескольким целям в рамках повествования. Во-первых, она отражает тяжелый и одинокий характер путешествия Сантьяго. Подобно тому, как Сантьяго борется с необъятностью моря, экономия слов Хемингуэя создает ощущение пространства и тишины, позволяя читателю погрузиться в необъятность обстановки. Простота прозы повторяет пустоту моря, подчеркивая изоляцию и трудности, с которыми сталкивается главный герой.

Кроме того, лаконичный язык Хемингуэя передает глубину эмоций, которые одновременно сильны и сдержанны. Краткость его предложений позволяет читателям интерпретировать и чувствовать эмоции персонажей на личном уровне, способствуя возникновению сильной эмоциональной связи. Оставляя некоторые детали недосказанными, Хемингуэй приглашает читателей активно участвовать в процессе повествования, побуждая их заполнить пробелы собственным воображением и опытом.

Структура и стиль повествования «Старика и моря» также способствуют повышению его литературной значимости. Повесть разделена на короткие главы, каждая из которых посвящена определенному событию или аспекту путешествия Сантьяго. Такая эпизодическая структура усиливает ощущение продвижения вперед и передает ритм самого моря. Повествование разворачивается линейно, следуя за погоней Сантьяго за марлином и его конечной борьбой с акулами

Тщательное внимание Хемингуэя к деталям в этих эпизодах создает яркое и захватывающее впечатление от чтения

Кроме того, использование внутренних монологов и интроспективных мыслей Сантьяго придает повествованию глубину. Благодаря размышлениям Сантьяго читатели получают представление о его характере, непоколебимой решимости и размышлениях о жизни и человеческом состоянии. Эти интроспективные моменты позволяют глубже исследовать такие темы, как стойкость, смертность и стремление к мечте.

Роман «Старик и море» также изобилует метафорами и глубокими смыслами, приглашая читателя проникнуть под поверхность истории. Марлин, море и сны Сантьяго служат мощными символами, воплощающими сложные идеи и эмоции. Мастерское использование Хемингуэем метафор допускает множество интерпретаций и приглашает читателей задуматься о более глубоких слоях смысла в повествовании. Каждый символ придает рассказу глубину и богатство, выводя его за рамки простой истории о борьбе рыбака.

В целом, использование Хемингуэем скупой и лаконичной прозы, тщательно продуманная структура и исследование глубоких смыслов и метафор в «Старике и море» способствуют его непреходящему литературному воздействию. Стилистические решения и заставляющие задуматься темы повести продолжают увлекать читателей, делая ее классическим произведением литературы, которое находит отклик как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне.

История создания

Существует много портретов известного американского писателя. На одном из них он запечатлен на палубе собственной яхты — обнаженный по пояс высокий мужчина смотрит на солнце. Его непринужденная поза и легкая улыбка свидетельствуют об уверенности в завтрашнем дне. Лицо и мощная фигура говорят о несгибаемой воле.

Таким был Эрнест Хемингуэй (1899−1961) при жизни. Такими же были и главные герои его произведений. Мало кто из современников прозаика не «переболел» его рассказами. Притягивала не только его проникновенная и лаконичная проза, но и удивительная судьба. Она испытала писателя войнами, любовью, страстями и приключениями.

Замысел о создании рассказа созревал у Эрнеста много лет. В 1936 году в издании «Эсквайр» был опубликован его очерк «На голубой воде», где был описан эпизод, действительно случившийся с опытным кубинским рыбаком. Пожилой мужчина Григорио Фуэнтос (прототип Сантьяго — главного героя «Старик и море») вышел в море, где несколько суток неустанно сражался с большой рыбой. Однако внезапно возникшие акулы съели добычу рыбака. В полубезумном состоянии, в лодке, окруженной морскими хищниками, нашли его коллеги.

Драматичная история, услышанная во время жизни на Кубе, и стала идеей повести, которая была закончена в 1951 г. Писатель осознавал, что это был главный труд всей его жизни. Работа над ним велась на Багамских островах, где Хемингуэй кропотливо записывал каждую мысль и делился написанным с супругой Мэри. В печать повесть вышла в 1952 году в журнале Life. Пять миллионов экземпляров были распроданы в течение трех дней.

В дальнейшем вышла отдельная книга с иллюстрациями, тираж которой составил 50 тысяч экземпляров. Успех сочинения сделал писателя всемирно знаменитым.

Символизм в книге

Повесть «Старик и море» пронизана богатым символизмом, приглашающим читателя глубже вникнуть в смысловые слои повествования. Эрнест Хемингуэй использует различные символы, чтобы усилить темы повести и вызвать глубокие эмоции. Давайте рассмотрим некоторые из ключевых символов, встречающихся в новелле:

Марлин: Марлин олицетворяет силу, красоту и неуловимую природу мечты. Он символизирует конечную цель Сантьяго и служит проявлением его внутренних желаний и стремлений.
Море: Море имеет множество символических значений на протяжении всей новеллы. Оно символизирует необъятность жизни, ее непредсказуемость и вечный цикл созидания и разрушения. Оно также служит метафорой человеческого состояния, его бурные волны отражают проблемы и трудности, с которыми сталкивается Сантьяго.
Сны и видения Сантьяго: Сны и видения Сантьяго служат для того, чтобы заглянуть в его подсознание и сокровенные желания

Они отражают его надежды, воспоминания и стремления, дают представление о его характере и определяют его поступки.
Рыбацкая община: Маленькая прибрежная деревня и товарищество рыбаков символизируют важность сообщества и человеческих связей. Они подчеркивают ценность поддержки, дружбы и взаимозависимости людей при решении жизненных проблем.
Акулы: Акулы олицетворяют разрушительные силы, которые угрожают уменьшить достижения Сантьяго и лишить его с таким трудом добытой победы

Они символизируют неустанные вызовы и внешнее давление, которые могут свести на нет все достижения человека.
Львы на пляже: В повторяющихся снах Сантьяго львы на пляже символизируют молодость, силу и течение времени. Они служат напоминанием об угасании физических способностей Сантьяго и его тоске по молодости.
Парус: Парус Сантьяго, залатанный и изношенный от многолетнего использования, символизирует его стойкость и находчивость. Он представляет его способность адаптироваться и извлекать максимум из того, что у него есть, подчеркивая его решимость преодолевать препятствия.
Упоминание Ди Маджио: Повторяющиеся ссылки на бейсболиста Джо Димаджио представляют собой восхищение Сантьяго силой и выносливостью Димаджио. Это служит точкой связи между личным путешествием Сантьяго и более широким миром героизма и упорства.

С помощью этих символов Хемингуэй усиливает глубину повествования и предлагает читателям задуматься над глубокими смыслами, скрытыми под поверхностью истории. Каждый символ вносит свой вклад в общий гобелен тем, оставляя неизгладимое впечатление и обогащая читательский опыт.

Отзыв, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Во время прочтения повести Хемингуэя «Старик и море» первоначально не задумываешься о символизме – просто узнаешь о жизни старика и мальчика-рыбака. Оптимизм Сантьяго впечатляет. Старик живет очень бедно, даже по меркам рыбацкого поселения, ему не за что купить не то, что одежду или предметы быта, но и даже еду. Однако это его не расстраивает. Он верит, что удача все еще ждет его.

Сантьяго всю жизнь был моряком. У него особое отношение к морю. Его выносливость и смелость поражает. Он не боится, когда рыба его уводит дальше от берега. Он умудряется 3 дня бороться с марлином и даже немного поспать, не выпуская бечевку из рук.

Его поведение с уловом вызывает некое недоумение. Конечно, такую огромную рыбу Сантьяго не может затащить полностью в лодку, но не пытается даже спасти небольшие куски рыбы, когда ее уже разорвали акулы. Это выглядит немного нелепо. Казалось, что человек, который испытывает трудности с приобретением еды должен был придумать хоть что-то для того, чтобы спасти хоть крохи своего улова. Подобное поведения для рыбака с таким опытом и умением есть даже сырую рыбу, не выпуская из рук основного улова выглядит очень странным.

Идея, главная мысль, вывод

Повесть Хемингуэя создавалась в рамках модернизма. Это значит, что в тексте большое значение уделяется символам.  Среди героев повести образы-символы по количеству в два раза превышают «реалистических» персонажей.

К основным символам произведения относят: море, рыбу-марлина, акул и львят. Море – это невероятно сильная природная стихия. Она воплощает вечную жизнь. В повести море – это живое существо, которое живет по своим законам. Оно может чувствовать и отвечать человеку взаимностью.  Рыба-марлин, которую поймал Сантьяго – это основная цель в жизни человека, его самая сокровенная мечта.  Акулы – препятствия, с которыми человек сталкивается на пути к своему счастью. Маленькие львята, играющие на берегу – воспоминания о юности и молодости. Сам рыбак Сантьяго частично также имеет некий символизм образа – он воплощает опыт человека.

Исходя из этого историю о рыбаке нужно воспринимать в таком свете: каждый человек имеет некую цель, мечту в жизни, однако не у всех получается ее воплотить в жизнь. Бывает так, что человеку для осуществления своей мечты остается всего лишь протянуть руку. Он пытается сделать это, но проблемы не дают забрать желаемое себе. Порой они лишают всех возможностей осуществить желаемое, буквально оставляя человека ни с чем.

Парадокс человеческой жизни заключается в том, что, когда у человека есть силы и молодость, ему не хватает опыта. В то же время, когда у него появляется опыт, жизненные силы постепенно покидают человека, ему очень не хватает былого задора и азарта.

Основную идею повести Хемингуэя «Старик и море» можно выразить цитатой из текста: «Человека можно сломать, но победить его невозможно».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: