Художественное своеобразие
«Новелла есть новое, неслыханное происшествие» (Гёте), и поэтика новеллы Паустовского есть поэтика неслыханного. «Неслыханная жара стояла в то лето над лесами», и это многое объясняет, а пейзажный фон – не только картина, но температурные ощущения, звуки («ленивый гром») и запахи («пахло гарью и сухой гвоздикой») – и весь этот фон равномерно распределён между сюжетными частями, причём значение его постепенно нарастает. Чем ближе к финалу, тем пейзажно-звуковой фон становится тревожнее, а ближе к развязке-кульминации уже почти невыносимо тревожным, ждущим откровения о некой тайне, разрешения некой загадки: «Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь». Паустовский истинный мастер неожиданных сравнений и эпитетов (высокая гроза, ленивый гром и т.п.), они дают ощущение непридуманности и полноты создаваемой им картины.
- «Телеграмма», анализ произведения Паустовского
- «Золотая роза», анализ повести Паустовского
- «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
- «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
- «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
- «Старый повар», анализ рассказа Паустовского
- Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
- «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
- «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
- «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
- «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич
Читательский дневник – Паустовский “Дремучий медведь”
Название:
Дремучий медведьЖанр:
сказкаНаписано:
1947 годЧисло страниц:
17
Главные герои
- Мальчик Петя;
- бабка Анисья;
- медведь по прозвищу Дремучий.
Второстепенные герои
- Бобры;
- дятел;
- ворона;
- шмели и пчелы;
- куст ежевики;
- ерш по имени Шипояд;
- окунь.
Жил с бабушкой Анисьей ее внук Петя-маленький. Мальчик был сиротой. Бабка звала его дичок, потому что он необщительный. Но Петя был любознательный, внимательный, добрый и любил природу. Бабушка устроила внучка пастухом телят около Высокой реки, где у него была возможность наблюдать за зверями, насекомыми, птицами и общаться с ними. Петя не обижал живых существ и за это они его любили. Однажды старый медведь хотел съесть одного из телят. Пастушок не мог справиться сам со зверем и попросил помощи у природы. На его просьбу отозвались все: растения, рыбы, звери, птицы, насекомые. Медведь отступил и весь побитый, без хвоста пошел впадать в спячку осенью.
Мое мнение
Эта сказка учит любить природу, не обижать ее. А также просить о помощи, когда тебе грозит опасность. Между мальчиком и обитателями реки сложились дружеские отношения, которые спасли ему жизнь. Дружба – огромное богатство.
Аудиосказка
Если ваш ребенок лучше воспринимает информацию на слух, советую дать ему прослушать аудиосказку через день или два после прочтения. Так текст лучше запомнится.
Характеристика композиционной структуры рассказа «Заячьи лапы» К.Г.Паустовского
Рассказ «Заячьи лапы» К.Г.Паустовского имеет хорошо разработанную композиционную структуру, которая играет важную роль в передаче основной идеи произведения и создании нужной атмосферы.
Рассказ можно разделить на три основные части, каждая из которых выполняет определенную функцию в развитии сюжета и передаче настроения. Первая часть рассказа служит введением, в ней автор знакомит нас с главным героем, рассказывает о его жизни и обстоятельствах, которые привели его к той точке, где мы начинаем историю. Вторая часть является основной частью рассказа и рассказывает о приключении героя, его походе за заячьими лапками. Здесь происходит нарастание напряжения, создание интриги и драматического конфликта. И, наконец, третья часть рассказа, завершает произведение и приносит своеобразное разрешение, раскрывает особую смысловую нагрузку и придает произведению глубину и эмоциональную насыщенность.
Очень важной составляющей композиционной структуры рассказа является использование таких приемов, как припевание, повторение и эпизодическое повествование. Эти приемы позволяют автору создать подчеркнутую динамику и акцентировать важные моменты и события в произведении
Весьма интересно построены эпизоды в рассказе «Заячьи лапы». Автор использует их для представления различных событий и перипетий в жизни героя, дабы расширить кругозор читателя. Например, эпизод с мельницей не только раскрывает уровень бедности героя, но и демонстрирует его волю к победе и выживанию. Также эпизод с лесом показывает героя во всей его отваге и решимости преодолевать все трудности на своем пути.
Композиционная структура рассказа «Заячьи лапы» отличается смысловой глубиной и эмоциональной насыщенностью. Она прекрасно сочетается с яркими образами героев и захватывающим сюжетом, что делает произведение увлекательным и волнующим для читателя. Рассказ поднимает важные темы, такие как выживание, сила воли, жажда победы и надежда, и передает их читателю с помощью интересной и гармоничной композиции.
Паустовский “Заячьи лапы” для читательского дневника
Название:
Заячьи лапыЖанр:
рассказНаписано:
1937 годЧисло страниц:
9
Главные герои
- Заяц;
- Ваня Малявин;
- дед Ларион;
- сельский ветеринар;
- бабка Анисья;
- Карл Петрович – городской врач;
- аптекарь.
После сильнейшего лесного пожара, к сельскому ветеринару пришел Ваня с пострадавшим зайцем. Но врач выгнал его, не захотев помочь зверьку. Когда бабка Анисья увидела как мальчонка плачет, посоветовала отнести больного в город к Карлу Петровичу. Дед с Ваней пошли туда на следующее утро, но не могли найти врача. Тогда один аптекарь подсказал им адрес, но выяснилось, что идут они к педиатру. Дед Ларион уговорил доктора помочь зайчонку, которого потом оставил у себя жить. Только через время он рассказал внуку, что если бы не заяц, дедушка сгорел бы в том пожаре.
Мое мнение
Этот рассказ о людской доброте и отзывчивости. Здесь хорошо подходят пословицы: “Жизнь дана на добрые дела” и “Долг платежом красен”. Почти все отнеслись с сочувствием к пострадавшему зверьку, люди хотели помочь зайчонку, то есть совершить добро. Автор учит милосердию. Только один ветеринар оказался равнодушным к чужой боли. В жизни тоже встречаются такие люди. Но дед не сдался, он вылечил зайца и так отплатил ему за спасение своей жизни.
Озвученный диафильм
Мне показалось странным, что по рассказу с таким глубоким смыслом не сняли мультфильм. Но диафильмов зато выпущено достаточно. Я выбрала этот потому что он озвучен разными голосами, хотя на мой взгляд темп чтения немного быстрее чем нужно детям. Чего здесь не хватает? Как всегда, самого главного – концовки имеющейся в оригинале.
Сочинение на тему заячьи лапы
Константин Георгиевич Паустовский написал множество интересных рассказов о животных. Все они имеют поучительный подтекст. Не стал исключением и рассказ «Заячьи лапы»
. В нем мы учимся понимать и беречь природу, заботиться о животных, отвечать добрыми поступками на добро. Дед Ларион Малявин, главный герой рассказа, заядлый охотник, хобби которого однажды чуть не заманило его в беду. Старик отправился в лес, наслаждался прогулкой, чуть не подстрелил зайчонка, благо, тому удалось удрать. И вдруг начался лесной пожар. Ларион кинулся бежать со всех ног, наступал на кочки, падал. Смерть уже настигала деда. Ему стало страшно. Но вдруг герой увидел под ногами того самого зайца, которого он пытался убить. Дед почувствовал прилив радости: звери точно знают, как уйти от пожара. «Этот заяц меня выведет в безопасное место», – подумал Ларион. Так и произошло. Спасшись благодаря пушистому зайчонку, старик не смог оставить его в лесу, ведь у зверька сильно обгорели лапы. Дед проявляет себя как отзывчивый и благородный человек. Он признает свою вину перед зайцем и хочет ее загладить. Но только Лариона ждет горькое разочарование: никто не хочет ему помочь. Местный ветеринар наотрез отказывается лечить косого, а детский врачКарл Петрович возмущен тем, что ему предстоит принять пациента-зверька
Правда, услышав сбивчивый эмоциональный рассказ деда, он все-таки соглашается. Старик Малявин своим примером показывает нам, как важно бережно относиться к животным, он учит этому и своего внука
Мальчик искренне переживает за зверька, боль зайчонка отзывается и в его сердце. Внук деда Лариона торопится домой, чтобы отправиться на поиски Карла Петровича. А потом остается с зайцем у доктора, пока тот не поправится. И вот зверек поправился. Что же вы думаете, дед Ларион отпускает его обратно в лес. Не тут-то было. Старик привязался к пушистому комочку, он стал его настоящим другом. Ларион берет его себе домой и продолжает заботиться о питомце. Однажды за чаем он рассказывает эту трогательную историю рассказчику. А потом уже о ней узнаем и мы. Дед Ларион – человек большой и широкой души. Да, он сначала совершает плохой поступок, но все же отрицательных эмоций в нас, читателях, не вызывает. Старик сполна искупает свою вину. Он не бросает зайца, которому обязан жизнью. Он ищет врачей, ходит, умоляет, упрашивает. Ему важно спасти зайчонка. Ведь обжег лапы он на том самом пожаре. Дед Ларион с сожалением рассказывает о своем поступке в лесу. Он четко знает, что сильно обидел зайца. О его выстреле свидетельствует рваная рана на ухе зверька. Это точно тот заяц. Сомнений быть не может. Но у деда есть возможность все исправить, и он сразу бросается помогать новому другу. Дед Ларион – неоднозначный персонаж рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы»: охотится на животных и в то же время делает все мылимое и немыслимое, чтобы их спасти. живые существа требуют жалости и сострадания. У Лариона огромное сердце, оно способно пожалеть многих.
О чем рассказ?
Герои рассказа — дедушка, его внук и лесной заяц с обгоревшими лапами.
Жарким летним днем мальчик принес зайца к местному ветеринару. Животное умирало, сказывались серьезные ожоги живота и лап, полученные при лесном пожаре
Для деда и внука было важно вылечить зайца, но ветеринар грубо отказал мальчику в помощи и предложил зажарить зайца на обед. Ребенка обидели злые слова
он вышел в коридор и горько заплакал. Женщина, которая привела на лечение свою козу, посоветовала мальчику обратиться к Карлу Петровичу, местному педиатру, который вот уже несколько лет как вышел на пенсию.
На следующий день мальчик с дедом и зайцем пошли искать Карла Петровича. Долгие поиски увенчались успехом, но врач сначала тоже не хотел браться за лечение. Только услышав историю деда, как заяц спас ему жизнь, доктор согласился помочь. Заяц был спасен, после чего остался жить у деда в доме.
Позже за чаем дедушка рассказал внуку, как заяц спас его от гибели. Он пошел в лес на охоту, лето было жаркое, все высохло, то и дело вспыхивали пожары. Дед попытался подстрелить зайца с равных ухом, но промахнулся. Внезапно в лесу, где шла охота, начался пожар. Воздух наполнился едким дымом, ветер нес огонь с огромной скоростью в сторону старика. Он бросился бежать. Было страшно, надежды на спасения было мало. Дед споткнулся обо что-то мягкое и живое, это был тот самый заяц, в которого он не попал из ружья. Животное хромало, огонь задел задние лапы и живот. Старик побежал за зайцем, тот вывел его из горящего леса к озеру. Так маленький зайчик спас человеческую жизнь.
Сюжетная композиция
Смысл сюжетной композиции – рассказать всю историю из конца в начало, т.е. строго противоположно фабуле. Фабула такова:
- Рассказчик ночует у деда Лариона, который показывает ему зайца с рваным ухом и сообщает историю этого зайца (при совпадении фабулы и сюжетной композиции эта часть составила бы экспозицию).
- Сама же история должна была бы начинаться с завязки, т.е. с того, как заяц спас деда.
- Развитие действия состояло бы в том, что сначала Ваня один, а потом вместе с дедом, искали врача, который мог бы вылечить обгорелые заячьи лапы.
- «Хэппи энд» состоял бы в том, что такой врач нашёлся, а слух о зайце-спасителе (!) разошёлся сначала по всему городу, а потом (благодаря прессе) и по всей стране.
- Развязку и вместе с тем кульминацию составил бы дедов ответ московскому профессору, пожелавшему купить зайца: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле». Концовка, что и говорить, для 37-го (!) года опасно эффектная, даже вызывающая: в самый разгар расстрелов и стукачества дед Ларион не стал Иудой, не продал «душу живу» и зайца-спасителя (!).
Однако писатель не то что испугался столь эффектного и вместе с тем реалистически правильного построения рассказа, но он им не соблазнился. Он пошёл по пути классической композиции романтической новеллы, в конце которой читателя ждёт взрыв эмоций, вызванный неким неожиданным открытием. И как это часто бывает в новелле, на место такого «понимающего» читателя поставлен повествователь (последняя фраза новеллы – «Тогда я понял всё»). Поэтому «ситуация рассказывания» (ночная беседа) описана не в начале, а в конце – что даёт возможность в финале достичь совершенно неожиданного катарсиса-кульминации, узреть ту глубокую жизненную правду, которая, собственно говоря, вообще не укладывается в фабулу и которой в этой истории не увидели ни местный журналист, ни московский профессор. «Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него, но промахнулся» – так начинается финальный пересказ дедова рассказа. Далее следует подробное описание того, как дед попал в эпицентр лесного пожара и уже прощался с жизнью, как вдруг из-под ног у деда выскочил какой-то (!) заяц и вывел из огня, только лапы у зайца обгорели. И вроде бы дед зайца отблагодарил, лапы вылечил и приютил – чего ж ещё? Но только сердится дед, не может свою совесть успокоить, говорит, что перед зайцем он виноват, даёт рассказчику фонарь и отправляет в сени смотреть на спящего зайца.
Тут-то мы и видим, что левое ухо у зайца рваное. Смерть от дедова ружья ждала зайчонка, но дед промахнулся, избежав таким образом и собственной смерти. Так что жизнь в глубинных основаниях своих справедлива, а вина наша в непонимании и неблагодарности…
Константин Паустовский “Теплый хлеб” для читательского дневника
Название:
Теплый хлебЧисло страниц:
15Жанр:
сказкаГод написания:
1945
Главные герои
- Мальчик Филька;
- мельник Панкрат;
- вороной конь.
Второстепенные герои
- Бабка Фильки;
- ребята и старики из деревни;
- старая сорока;
- метель и лютый мороз;
- теплый ветер.
Кавалерийский отряд оставил раненого коня в деревне Бережки. Все в деревне уважали коня и подкармливали чем могли. Однажды Филька по прозвищу Ну Тебя, обидел животное ударив его по губам и бросив хлеб в глубокий снег. В тот же момент началась метель и ударил лютый мороз. Бабка рассказала внуку о таком же морозе сто лет назад, который случился из-за злобы людской. И Филька осознал, что должен исправить свою ошибку, иначе погибнут жители деревни. После этого он пошел к мельнику Панкрату за советом, но тот попросил его найти решение как спасти людей самому.
На следующее утро мальчик уговорил ребят ломать лед, чтобы заработала мельница. Теплый ветер, который позвала сорока, также помог людям. Мельница заработала и в каждом доме пекли хлеб. Филька взял булку свежевыпеченного хлеба и принес ее коню. Хотя не сразу, но конь принял подарок и положил морду на плечо мальчика. Так они и помирились.
Мое мнение
“Теплый хлеб” не слишком похоже на сказку, события происходят во времена Великой Отечественной войны. Итак, эта сказка учит нас не унижать ни человека, ни животное. А также осознавать свои ошибки и исправлять их. Еще просить прощения и прощать. Думаю, что мальчик Филька изменился после этого случая и стал добрее.
Мультфильм
Я бы сказала одна из самых похожих на оригинал анимация, но в ней также есть изменения. При этом, как мне кажется, изъята самая суть. Если не прочесть сказку, вряд ли поймешь главную мысль автора. А вот как повторение советую к просмотру.
Сюжет в сокращении
Обычно в сюжетной композиции история передается от начала до конца. Но писатель перестроил части повести, чтобы получилась неожиданная кульминация, как в новелле. Для описания сюжета «Заячьи лапы» необходимо составить план пересказа:
- Ваня принес зайца к ветеринару.
- Неприятный отказ.
- Подсказка бабки Анисьи.
- Путь в город и поиски Карла Петровича.
- Встреча с врачом.
- Коварный пожар.
- Бег от пламени и спасение старика.
- Заяц с рваным ухом у деда.
Однажды мальчик Ваня Малявин принес к сельскому ветеринару зайца с обожжёнными лапами. Зверь вел себя спокойно, но красные глаза были наполнены слезами. Врач отказался осматривать ушастого и вытолкнул обоих за дверь. Отчаявшийся Иван не знал, как дальше следует поступить. Он облокотился на стену и горько заплакал.
С надеждой и верой Иван поспешил домой. Животное постоянно стонало, и он решил положить его на землю. Когда зайчьего стона стало почти не слышно, Ваня отнес его к озеру, чтобы напоить водой.
В невыносимую жару дед с внуком на следующий день собрались в дорогу. Зайчика завернули в куртку и понесли. Но героям никак не удавалось найти адрес врача. Только в ближайшей аптеке старый мужчина сообщил им, что Карл Петрович уже вышел на пенсию и не принимает больных. Заглянув в тетрадь, он сообщил адрес лекаря, и дедушка с Ваней поспешили к нему.
Когда незваные гости вошли в дом, доктор играл на рояле. Он очень рассердился, узнав причину его посещения. Ведь как может детский врач лечить зайцев? Но Ларион жалобно молил его о помощи и рассказал историю о том, как ушастый спас его во время пожара. Он считал, что обязательно обязан был спасти зверька. Выслушав рассказ, педиатр принялся за лечение.
Зайчика выходили, а по всему городу об этой истории разошлись слухи. К детскому врачу даже журналист приехал, чтобы из первых уст услышать рассказ от начала до конца. Ваня отнес звереныша домой и вскоре все забыли о случившемся. Только один профессор из Москвы упрашивал деда продать ему зайца, но старик отказался.
Как-то повествователь сюжета гостил у Лариона. Они провели ночь в лесу за душевными разговорами. Вот тогда дедушка и поведал историю, которая с ним приключилась.
Растерянный дед снова увидел зайца и побежал за ним. Он знал, что животные лучше понимают, где спрятаться от огня. Так заяц спас Лариона, выведя его к озеру, где они вместе упали без сил. Только лапы и брюшко у зверя были сильно обгоревшие. Тогда дед вместе с внуком вылечили зайца, и с тех пор он живет у них в доме.
Востребованы ли произведения современным читателем
Произведения Константина Георгиевича Паустовского включены в программу начальной и средней школы. И это совсем неслучайно. Читая рассказы писателя, дети учатся понимать природу, менять отношение к ней
Кроме того, они учатся сочувствовать, сопереживать, что особенно важно в жизни людей
Большой любовью у маленьких читателей пользуются такие рассказы, как «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы». Главные герои этих произведений вызывают уважение, дети искренне сочувствуют, доверяют им. У многих персонажей можно поучиться житейской мудрости.
События, описываемые в произведении, происходят в окрестностях Урженского озера. Именно в тех местах любил бывать Паустовский. После одного из таких посещений у автора родилась идея написать рассказ «Заячьи лапы». Главные герои произведения хорошо знакомы писателю. От них он и услышал историю, которая легла в основу рассказа.
Ваня Малявин и его дед — заядлый охотник — это главные герои повествования.
Однажды во время охоты старика застал лесной пожар. Как известно, огонь в лесу уничтожает все на своем пути, уцелеть в такой ситуации порой бывает невозможно. Однако дед остался жив. А своим спасителем старик считал зайца – животные лучше человека чувствуют, с какой стороны может приближаться опасность.
Заяц, убегая от огня, вел за собой и деда. Когда опасность миновала, охотник обнаружил, что заяц очень сильно пострадал – у него обгорели лапы и живот. Старик считал своим долгом вылечить зверька. Об этом и повествуется в рассказе «Заячьи лапы». Краткое содержание произведения можно выразить мыслью о том, что за добро нужно платить добром, чего бы это ни стоило. Ване и деду Лариону пришлось преодолеть немало преград, прежде чем беспомощный зверек был вылечен.
История излечения зайца началась с посещения ветеринара, который грубо отказал Ване, посмеявшись над ним и дедом Ларионом. Но на пути мальчика повстречалась сердобольная бабка Анисья. Она и посоветовала Ване обратиться за помощью к детскому врачу Карлу Петровичу, который жил в городе.
Доктор был обескуражен, когда к нему пришел старик с необычным пациентом. Решение Карла Петровича, казалось, было непоколебимым — лечением животных он никогда не занимался и делать этого не станет. Но все же настойчивость деда взяла верх — бедный зверек был излечен доктором.
«Заячьи лапы» читательский дневник
«Заячьи лапы» – добрый и поучительный рассказ о том, как маленький зайчишка спас деда Лариона от пожара, а тот, в свою очередь, вылечил его обожженные лапки.
Краткое содержание «Заячьи лапы» для читательского дневника
Название: Заячьи лапы
Число страниц: 2. Паустовский К. Г. «Заячьи лапы». Издательство «Аванта». 2018 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1937 год
Главные герои
Ваня Малявин – добрый, жалостливый, отзывчивый мальчик.
Дед Ларион Малявин – старый охотник, справедливый, добрый человек, любящий природу.
Карл Иванович – детский врач, который по доброте душевной вылечил зайца.
Анисья – добрая, отзывчивая женщина, пожалевшая Ваню и зайца.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Однажды к ветеринару пришел мальчик по имени Ваня Малявин, в руках у которого был заяц. Животное выглядело очень несчастным: у него слезились глаза, и были сильно обожжены лапы. Но ветеринар сказал, что не умеет лечить зайцев, и предложил зажарить его на закуску деду. Ваня заплакал, а жалостливая бабка Анисья предложила мальчику отнести зайца в город, к Карлу Ивановичу.
Утром Ваня с дедом и пострадавшим зайцем отправились пешком в город. В аптеке они узнали заветный адрес, но аптекарь предупредил, что их затея напрасна – Карл Иванович был лучшим специалистом по детским болезням, но он уже давно не принимал пациентов.
Дед с Ваней отыскали нужный дом, и оторвали доктора от игры на рояле. Узнав, по какому делу они пришли, Карл Иванович очень рассердился. Но дед стал умолять вылечить зайца, который, по сути, был тем же ребенком. Кроме того, этот заяц в свое время спас деду жизнь. Выслушав его сбивчивый рассказ, доктор согласился взяться за лечение.
История же была такова. Однажды дед отправился на охоту, и заметил зайчонка с рваным ухом. Он выстрелил, но промахнулся и побрел дальше. Неожиданно в лесу начался сильный пожар, который распространялся с невиданной скоростью. Дед увидел знакомого зайчишку и побежал вслед за ним, зная, что животные лучше человека знают, где спрятаться от огня. Так заяц вывел деда к озеру, на берегу которого они оба упали без сил. У зайца были сильно опалены лапки и живот. Дед не смог остаться равнодушным к своему спасителю. Он забрал зайца с собой и вылечил, и с тех пор они жили вместе: дед, Ваня и заяц.
Чему учит
Рассказ учит любить природу, беречь ее и никогда не причинять вред беззащитным животным. Также учит состраданию, милосердию, и всегда протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.
Отзыв
Нужно быть благодарным тем, кто выручил тебя, даже если спасителем оказался маленький зайчишка. Дед оказался именно таким человеком. Он спас зайца, не поленился сходить ради него в город и найти хорошего врача. Его поступок стал отличным примером для маленького Вани.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Заячьи лапы.
Пословицы
- Долг платежом красен.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Помогающий другим найдет и себе помощь.
- Сам пропадай, а товарища выручай.
Читательский дневник по рассказу «Заячьи лапы» Константина Паустовского
Название произведения: «Заячьи лапы».
Число страниц: 24.
Жанр произведения: рассказ
Главные герои: Ваня Малявин, дед Ларион, врач Карл Петрович, заяц.
Второстепенные герои: ветеринар, аптекарь, бабка Анисья.
Характеристика главных героев:
Дед — добрый и отзывчивый.
Любит животных. Благодарный.
Был обязан зайцу за спасение.
Ваня — добрый, заботливый и великодушный мальчик.
Заяц — отважный и ловкий. Находчивый.
Обжог лапы, но выбрался с огня.
Карл Петрович — детский врач на пенсии.
Добрый и отзывчивый человек.
Характеристика второстепенных героев:
Ветеринар — чёрствый, равнодушный человек.
Аптекарь — помог найти врача.
Бабка Анисья — подсказала, к кому обратиться за помощью.
Краткое содержание рассказа «Заячьи лапы»
Ваня принёс обожжённого зайца к ветеринару, но тот отказался лечить животное.
Анисья подсказала Ване обратиться в город.
На следующее утро Ваня и дед понесли зайца в город.
Аптекарь указал им путь к педиатру.
Карл Петрович выслушал рассказ о подвиге зверя и стал лечить зайца.
Про это узнали люди, приезжал корреспондент, а московский профессор просил продать зайца.
Но дед Ларион отказался продавать живую душу.
Осенью он рассказал автору, как заяц его спас.
В тот день Ларион охотился.
Он стрелял в зайца и повредил тому ухо.
Но вдруг начался пожар и дед подумал, что погибнет.
Он увидел бегущего зайца и бросился за ним.
Заяц вывел его на берег озера.
Дед взял обожжённого зайца и вылечил его.
С тех пор заяц жил у деда.
У него было рваное ухо, последствие выстрела деда.
План рассказа:
- Отказ ветеринара.
- Жалость Вани.
- Дорога в город.
- Гроза.
- Аптекарь.
- Врач Карл Петрович.
- Шумиха вокруг героя.
- Истинное происшествие с дедом.
Основная мысль произведения «Заячьи лапы»
Главная мысль рассказа состоит в том, что к животным нужно относиться как к людям.
Основная идея произведения в том, что нужно помнить добро и помогать тем, кто его сделал.
Чему учит рассказ
Рассказ учит быть благодарными и благородными, поступать правильно и не бросать близких в беде.
Учит быть дружными с природой и её обитателями, ведь животные обладают такими же качествами, как и люди.
Учит милосердию, состраданию и добру.
Краткий отзыв о рассказе «Заячьи лапы» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я была поражена тем стечением обстоятельств, которое привело к спасению деда и его дружбе с зайцем.
Дед ранил зайца. Он чуть не погиб в пожаре.
Но тот самый раненый зверёк спас Лариона от огня.
И при этом пострадал сам.
Дед чувствовал свою вину и благодарность.
А потому приложил все усилия, чтобы вылечить косого героя.
Это очень трогательный и интересный рассказ.
Автору удалось вызвать у читателя чувства сострадания и жалости.
Несчастный заяц так сильно страдал, что об этом невозможно было читать без слёз.
И чёрствость некоторых людей казалась огромной несправедливостью.
А когда всё закончилось благополучно, я была счастлива.
Мне больше всего в этом рассказе понравился мальчик Ваня.
Он проявил свои лучшие качества, когда нёс зайца от ветеринара домой.
Ваня трепетно прижимал несчастного страдальца к груди.
Пытался кормить его, поил водой.
И сам плакал от жалости.
Ваня очень добрый и милый мальчик.
Мне не понравился ветеринар, который оказался равнодушным эгоистом, забывшим для чего получил свою профессию.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, всегда ли мы правильно относимся к природе и нашим меньшим братьям.
Ведь животные заслуживают добра и ласки, они нуждаются в нашей защите.
Об этом не следует забывать.
Пословицы к произведению:
- Кто скоро помог, тот дважды помог.
- Спасти товарища — спасти себя.
- Другим не поможем — сами пропадём.
- Помогай другим — и беда минует тебя.
- Дорога помощь вовремя.
Ещё читательские дневники по произведениям К. Паустовского:
- «Похождения жука-носорога»
- «Тёплый хлеб»
- «Стальное колечко»
- «Барсучий нос»
- «Растрёпанный воробей»
- «Дремучий медведь»
- «Корзина с еловыми шишками»
Библиотека произведений автора пополняется.
Сюжет рассказа «Заячьи лапы» кратко
В рассказе Паустовского «Заячьи лапы» кратком содержании вы узнаете историю Вани Малявина, который принес маленького зайца с пожжёнными лапами и пузом к ветеринару. Но ветеринар велел зажарить зайца с луком на закуску деду и выпроводил паренька. Благо встретилась жалостливая бабка Анисья, которая посоветовала деду Вани, если он уж так хочет вылечить зайца, отнести его в город к Карлу Петровичу. Ваня вытер слезы и пошел босиком по песчаной дороге домой – на Урженское озеро. Стаяла неслыханная жара, а недавний пожар обошел озеро стороной лишь чудом. Сейчас о пожаре напоминал лишь запах гари. Ваня хотел покормить завернутого в рванную ватную куртку зайца, но тот лишь беспомощно опустил голову на листья.
На следующее утро Ларион Малявин одел новые лапти, взял посох, краюху хлеба и отправился в город. Ваня нес зайца сзади. В городе было пусто и знойно. Долго расспрашивали главные герои рассказа «Заячьи лапы» Паустовского о Карле Петровиче, но некто нечего о нем не знал. Помог им аптекарь, который сказал, что Карл Петрович Корш – это детский врач, который не принимает вот уже 3 года. Живет он на Почтовой три. Карл Петрович играл на рояле, когда его озадачили странной просьбой. Он сначала долго не хотел лечить зайца – ведь он не ветеринар. Но затем дед рассказал ему историю как этот заяц спас его. Тогда Карл Петрович согласился. Дед ушел, а Ваню оставили ходить за зайцем. Через два дня весь городок гудел о том, что Карл Петрович лечит зайца, который спас деда. На третий день к врачу пришел молодой человек, который представился сотрудником московской газеты и просил рассказать о зайце.
Вскоре главного героя рассказа Паустовского «Заячьи лапы» вылечили, и Ваня отправился домой. Напоминанием о этой истории стал только московский профессор, который настойчиво просил продать ему зайца. Но дед продиктовал Ване письмо, в котором говорил, что живая душа не продается. Ваня же узнал всю историю с зайцем уже октябрьской ночью. Деду не спалось, а заяц с порванным ухом спал в сенях. Время от времени он стучал во сне задней лапой по прогнившей половице.
В августе дед пошел на охоту. Жара стояла страшная. Вдруг на деда выскочил зайчонок с порванным левым ухом. Дед выстрелил из старого связанного проволокой ружья, но промахнулся. Дед пошел дальше, но тут услышал, что со стороны Лопухов сильно тянет гарью. Затем появился дым и ветер. Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Убежать от огня было просто невозможно, ураган разгонял огонь до 30 км/ч. И тут выскочил заяц. Он едва волочил ноги, которые были обожжены. Звери лучше чувствуют движение огня, и дед помчался за зайцем. На берег озера они выскочили оба без сил и свалились. Дед подобрал зайца и вот он теперь живет у него. Но дед все равно чувствовал себя виноватым. Ваня удивился: «Почему?». Дед велел взять фонарь и посмотреть на зайца. У него было порвано левое ухо, стало быть именно этого зайчонка хотел подстрелить главный герой рассказа Паустовского «Заячьи лапы».
Тема и основная идея
Рассказ Константина Паустовского «Заячьи лапы» вызывает у читателя много эмоций: сочувствие, гуманность, необходимость отплатить добром за добрый поступок. Главной темой произведения является спасение деда из сильного пожара храбрым зайцем. Писатель в своем рассказе поднимает несколько проблем: общение человека и природы, сострадание одних людей и безразличие других.
Каждый человек обязан нести ответственность за те действия, которые он совершает по отношению к природе. Анализируя сюжет произведения, читатель познает историю о старом Ларионе Малявине, который пошел на охоту в самый разгар лета. Но из-за лесного пожара чуть не лишился жизни. А простой маленький заяц его спас от огня.
Писатель описал конфликт, связанный с душевными переживаниями главного героя, — сначала Ларион был благодарен ушастому за свое спасение, но потом он почувствовал большое сожаление и вину за больное животное. Многим читателям покажется, что зайцу никакого дела не было до лесного пожара. В нем сыграл природный инстинкт — выбежать из огненного пламени. Но дед рассматривает косого как объект своего спасения.
Паустовский рассказал о том, что природа не всегда отвечает на зло злом. В описываемой ситуации она ответила добром. Это говорит о том, что человек не всегда может надеяться на свои силы или на силы людей. К природе и ее обитателям нужно так же бережно относиться, как ко всему ценному.