Основная мысль рассказа чехова мальчики для читательского дневника

Чехов «мальчики» читательский дневник (анализ)

Краткое содержание

Гимназист Володя Королёв приехал домой на зимние каникулы. Его с нетерпением ожидала вся семья: отец, мать, тётя, его сёстры Катя, Соня и Маша, самой старшей из которых было одиннадцать лет, а также прислуга Наталья и большой чёрный пёс Милорд. Приближалось Рождество, на улице продолжал мести снег, а от Володи исходит морозный запах. Когда первый порыв радости от встречи иссяк, все заметили, что мальчик приехал не один: он пригласил погостить своего друга и ровесника, гимназиста Чечевицына. Володя представил его своей семье, но никто так и не смог запомнить его фамилию.

Мальчиков пригласили пить чай, но они вели себя довольно странно, выглядели задумчивыми и скрытными. Если Чечевицына о чём-то спрашивали, то он даже не слышал это с первого раза, но, вздрогнув и встряхнув головой, просил повторить вопрос. Да и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, теперь не улыбался и как будто даже не радовался приезду домой. Кроме того, он говорил непонятные фразы про Калифорнию, в которой вместо чая пьют джин.

После чая семья отправилась в детскую. Отец с девочками занимался приготовлениями бахромы и цветов из бумаги для ёлки. В другое время Володя непременно присоединился бы к ним или побежал на улицу играть с детворой, но теперь ему было интереснее шептаться о чём-то с Чечевицыным, рассматривая карту в географическом атласе. Во время короткой беседы с девочками Чечевицын тоже говорил странные слова о бизонах, мустангах и индейцах, а также сказал, что он — «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Все эти загадки заставили Катю и Соню перед сном подкрасться к двери спальни мальчиков и подслушать их разговор. Выяснилось, что они собрались бежать в Америку, чтобы добывать золото, и даже собрали всё в дорогу: пистолет, ножи, сухари, увеличительное стекло, чтобы добывать огонь, компас и немного денег. Мечты ребят были немного наивными: они собирались идти пешком несколько тысяч вёрст, по пути побеждая диких зверей и дикарей, потом — добывать золото, убивать врагов, быть морскими разбойниками, пить джин и, наконец, жениться на красавицах и начать обрабатывать плантации. Чечевицын называл Володю «Бледнолицый брат мой».

https://youtube.com/watch?v=3kDj6MQwKHI

Девочки решили ничего не говорить родителям о побеге. Но на следующий день Володя был очень мрачным, ничего не ел, а к вечеру даже расплакался, волнуясь о предстоящем побеге в Америку. Когда девочки вновь подслушали разговор мальчиков, выяснилось, что Володе очень жалко маму, он сомневался, снова плакал и хотел отказаться от этой идеи, но Чечевицын убеждал его ехать. Он расхваливал Америку, рычал как тигр и манил друга сказочными красотами путешествия.

Побег всё-таки состоялся. Родители, заметив исчезновение мальчиков, бросились на их поиски, поднялась страшная суматоха, мама плакала, когда их не нашли даже в деревне. Но на следующий день их задержали в городе, в Гостином дворе. Володя очень раскаивался и сразу бросился обнимать маму, а Чечевицын, в отличие от него, даже после этого продолжал бредить Америкой, не испытывая никаких угрызений совести. Королёвы послали его родителям телеграмму, после чего приехала его мать, которая забрала его с собой.

План для пересказа

Рассказ «Мальчики» — довольно небольшое по объёму и ёмкое произведение, как и многие другие рассказы Чехова. Автор умел в сокращении передать глубинный смысл и заставить читателя о многом задуматься. Но даже малое по объёму произведение детям будет удобно разделить на несколько частей и тем самым составить план для пересказа:

  • Приезд гимназистов.
  • Странное поведение.
  • Раскрытие девочками плана побега.
  • Побег удался.
  • Возвращение и угрызения совести.

Темы

Детство

Чехов уделяет особое внимание теме детства, как ребенок, который, по сути, остается сиротой при живых родителях. Чехов непредсказуем в своих решениях по поводу сюжета детского рассказа: он может заставить юного героя повторить его путь, полный слез и несчастий, или он может дать ребенку из учебника блестящую память, поучительный урок, повод лопнуть от смеха

Так, в «Мальчиках» Чехов отвергает драму и описывает идиллические образы семейной жизни: снежинки из бумаги, веселые детские крики, ожидание рождественского чуда, иллюзия юной души, поверившей в свою взрослую жизнь, осталась безнаказанной, но подавляемой.
Дикий Запад. Значительное место в «Рагацци» отведено теме Запада. Чехов знакомит юного читателя с писателем Майн-Ридом, книги поразили Чечевицына до крайности. Автор показывает, что раса мустангов в прерии, жизнь индийской общины и отголоски денди в форме ковбойской культуры чрезвычайно интересны и притягательны по-своему, но чужды русской душе, бессознательно неподготовленной к обмену «Дикий Запад» для нашего «Свободного Востока”.

Сюжет рассказа «Мальчики» по главам

Краткое содержание чеховских «Мальчиков» с цитатами из произведения:

Вся семья Королевых, большая и дружная, ждет Володю, который собирается вернуться домой на рождественские каникулы. В конце концов кто-то замечает приближающиеся сани, и все радостной толпой устремляются в коридор навстречу школьнику.

Возникает жуткая суматоха: визжат сестры Володи, хлопают двери, скрипят, всюду носится огромный черный пес Милорд, тоже возбужденный всеобщим весельем.

После первого накала страстей королевы замечают, что в углу «человечек, закутанный в шарфы, шали и капюшоны и покрытый инеем». Оказывается, это Чечевицын, однокурсник и близкий друг Володи, которого она пригласила в гости.

Королевы — добродушные и гостеприимные люди — рады встрече с другом своего ребенка и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и гостеприимно в их доме.

Во время общего застолья Иван Николаич предается размышлениям о быстротечности времени, а девушки смотрят на гостя с нескрываемым любопытством. Если бы не спортивный сюртук, его легко можно было бы спутать с «сыном повара» — он такой уродливый. За чашкой чая Чечевицын на удивление сдержан и тих, а девушки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и образованный человек».

Володя, как и его друг, постоянно занят своими мыслями и уже не интересуется, как в предыдущие его приезды, ни приготовлениями к елке, ни строительством снежной горы. Она не проявляет ни малейшего интереса к изготовлению бахромы и бумажных цветочков для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семьи.

Чечевицын тоже старается избегать семьи, но на короткое время остается наедине с девушками. Чтобы не создавать неловкую паузу, начните с ними разговор о Диком Западе, говоря о буйволах, мустангах, индейцах и комарах. Он также делится своим псевдонимом с завороженными слушателями. Оказывается, это вовсе не Чечевицын, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Загадочная история Чечевицына, ее постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девушкам очень подозрительными. Они решают «присмотреть за детьми» и прислушаться к их разговору.

В результате сестры узнают, что их товарищи давно решили бежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, лупа для разведения огня, компас и четыре рубля денег. » Мальчики с энтузиазмом делятся своими планами: добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких буйволов и сражаться с индейцами.

Узнав о скором побеге, девочки решают не рассказывать родителям, чтобы Володя привез им различные подарки из далекой Америки.

Накануне Сочельника, когда друзьям предстояло осуществить свой план, Володя начинает горько плакать — он очень хочет поехать в Америку, и при этом он очень напуган, кроме того, он переживает за свою маму, которая непременно рассердится на его исчезновение. Однако упорный и решительный Чечевицын возвращает своего партнера в себя и убеждает его не прерывать запланированный побег.

Друзьям удается незаметно спастись дома, и вскоре вся деревня поднялась на ноги: они всюду ищут пропавших мальчиков и только через день их привозят домой.

Из-за сильного опыта и осознания собственной вины перед семьей Володя заболевает и даже заболевает. При этом его партнер Чечевицын не испытывает угрызений совести по поводу случившегося. Выйдя из дома Королева, он оставляет девушкам на разводе записку, в которой пишет всего несколько слов: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Главные герои

Чехов противопоставляет двух мальчиков друг другу буквально во всём: начиная от внешности и заканчивая их моральными принципами. Володя внешне охарактеризован кратко, тогда как портрет его приятеля прописан буквально до мелочей. Характеристика главных персонажей:

  1. Володя Королёв — гимназист, пухлый и белый, всегда весёлый и разговорчивый, но теперь, под влиянием своего друга, ставший таким же угрюмым и задумчивым. Увлекается чтением книг Майн Рида, грезит об Америке, золоте и индейцах. Можно сказать, что он очень добропорядочный, хорошо воспитанный, искренне любящий свою семью и привязанный к ней. В нём воспитаны благородство и чуткость, он заботится о близких и с трепетом относится к маме, думая в первую очередь о том, что его побег её огорчит. По характеру он более мягкий, чем Чечевицын: может заплакать от волнения и терзаний, а также довольно быстро сдаётся под натиском уверенного приятеля. Набожен и искренне просит помощи у Бога, перекрестившись у иконы и молясь за свою бедную маму.
  2. Чечевицын — гимназист, ученик второго класса. Такого же возраста и роста, как Володя, но худой, смуглый, покрыт веснушками. Имеет щетинистые волосы, узенькие глаза, толстые губы, злой взгляд исподлобья. Некрасив, и если бы не гимназическая куртка, то его можно было принять за сына кухарки. Угрюмый, молчаливый, за всё время в гостях ни разу не улыбнулся, но на девочек произвёл впечатление «очень умного и учёного человека», поскольку был задумчив. Позже они увидели в нём настоящего героя, необыкновенного, замечательного и неустрашимого путешественника. Он решительный, смелый, отчаянный, суровый, гордый и азартный, в своих убеждениях и ради своей заветной мечты готов идти до конца, даже расстраивая близких людей. Но для него не важны семейные ценности, из чего можно сделать вывод, что ему неведомы тепло семейного очага и такая родительская любовь и забота, какой окутывают Володю.

Противопоставление персонажей наблюдается и в конце рассказа: Володя искренне раскаивался, бросился матери на шею, а потом лежал, и ему к голове прикладывали смоченное в уксусе полотенце. Чечевицын же, наоборот, гордился побегом и гордо ответил, что они ночевали на вокзале. Прощаясь с девочками, он выглядел сурово и надменно и в знак памяти написал у них в тетрадке: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Это говорит о том, что и после произошедшего он не отказался от своей мечты о побеге в Америку.

Краткая аннотация и характеристика второстепенных персонажей произведения:

  1. Отец и глава семейства, Иван Николаевич — интеллигентен, уважительно относится к собственному сыну, любит своих детей и вместе с ними готовится к Рождеству, вырезая украшения на ёлку. В конце рассказа, вызвав мальчиков к себе в кабинет после побега, проводит с ними воспитательную беседу и учит их вечным постулатам — что такое хорошо и что такое плохо.
  2. Мать — заботливая женщина, которая очень любит своих детей и страшно волнуется, когда Володя убегает из дома. Она плачет и надеется, что сын будет найден.
  3. Катя, Соня, Маша — младшие сёстры Володи, самой старшей из которых одиннадцать лет. Романтичные натуры, весёлые и немного боязливые, поскольку не рассказали родителям о подслушанном разговоре о побеге мальчиков. Маша всегда задумчиво говорит про чечевицу, когда видит Чечевицына.

Анализ и основная мысль рассказа

Жанр произведения — юмористический рассказ, направление — реализм, что характерно и для творчества Чехова в целом. Это направление было основным в литературе второй половины XX века, и Чехов являлся его ярким представителем. Как и в этом рассказе, он рассматривал случаи из жизни и писал об обычных людях — не идеальных, но пропускающих через себя все веяния того времени, в котором они жили. Они имели свои недостатки, но им не были чужды и добродетели.

Интересно, что и в начале, и в конце текста присутствует одна и та же восторженная фраза: «Володя приехал!». Но оттенок экспрессии, с которой она произносится, в обоих случаях существенно отличается.

Название «Мальчики» говорит само за себя, а также ассоциируется с детством, мальчишечьими шалостями, приключениями и мечтами. Тема произведения — детство и мечты. Это выражается в желании мальчиков отправиться в далёкую неизведанную страну, в демонстрации их грёз, иллюзий и фантазий. В героях многие читатели могут увидеть самих себя, ведь практически каждый человек в детстве о чём-то мечтал и чем-то увлекался, как Володя и Чечевицын зачитываются книгами Майн Рида и всерьёз обсуждают неосуществимые планы.

https://youtube.com/watch?v=7ubRI6Ey6B0

Важно задумываться о последствиях принимаемых решений, а в некоторых ситуациях разумнее и вовсе отказаться от различных авантюрных предприятий. Мечты и сказки — это хорошо, мечтать необходимо, но, к примеру, прежде чем отправляться в путешествие, нужно вырасти, столкнуться с непростыми жизненными испытаниями и тестами и извлечь из этого уроки, многое узнать, подготовиться и не отправляться в путь с четырьмя рублями.

В произведении «Мальчики» Чехов главная мысль рассказа раскрывает проблемы отцов и детей и вопросы воспитания. Володя является прекрасной иллюстрацией того, каким вырастает ребёнок в любящей и заботливой семье, где ему прививают правильные приоритеты. А на примере Чечевицына наблюдается противоположная картина. По-видимому, он был лишён родительской любви, поэтому он ни к чему не привязан, ему не о чем грустить, он хочет скорее стать независимым и самостоятельным. Автор противопоставляет семью, любовь, отношения между родственниками — и глупые, а порой и опасные детские причуды.

Главные герои и их характеристика

Чехов во многом противопоставляет мальчиков друг другу. Начиная с описания их внешнего вида и заканчивая внутренними противоречиями одного и их отсутствием в другом.

Володя внешне охарактеризован кратко, а у господина Чечевицына более подробное описание, вплоть до структуры волос. Говорящая фамилия Королева, вообще характерная для чеховского творчества, также противоречит его действиям. Лидером в общении ребят остается Чечевицын, несмотря на его печаль и неразговорчивость. А некогда веселый и разговорчивый Володя не будет признан семьей, так сильно изменился и стал как друг, враждебным и злым. Чечевицын подчинил Володю своему влиянию и внушил ему мысль о необходимости бежать в Америку, куда они прибудут, преодолевая тысячи километров, сражаясь с врагами и дикими животными на своем пути, но получая награду в виде трофеи из заповедника. Под влиянием убеждений подруги и книг, которые она с увлечением читает, Володя принимает приключения. Но позже, оказавшись в приюте уютного дома с членами семьи, мальчик начинает сомневаться в этой идее. Он колеблется и сообщает Чечевицыну. Страх расстроить мать и заставить ее волноваться останавливает Володю, побуждая его отказаться бежать. Но в то же время в нем жива моральная сторона дела, потому что он дал свое честное слово другу, чтобы поддержать предприятие, и он должен сдержать это слово.

Но Чечевицын далек от этих эмоциональных мучений и увлечен только одной идеей: сбежать и как можно скорее. В отличие от Володи, он не знает тепла домашнего очага и заботы родителей, его ничто не сдерживает. Семейные ценности для него не являются чем-то принципиальным. Он решительный и суровый мужчина. Володя не такой. Этот парень респектабельный, всем сердцем привязанный к своей семье, даже если на этапе своего роста пытается доказать обратное. Однако у него есть мечта: Америка. И ради ее осуществления он готов на один поступок: пренебречь самым ценным, что у него есть, — доверием и близостью своей семьи. Но это решение ему дается с трудом, Володя принимает его не самостоятельно, а под натиском Чечевицына. У друга нет препятствия в виде семьи, и сомнения в правильности и рассудительности решения его не грызут. Характеристика мальчиков убеждает в том, что их воспитание и происхождение прямо противоположны.

Свою неудачу ребята пережили совершенно по-разному. Володя был очень подавлен из-за того, что причинил столько боли ее семье. А не обремененный чувством ответственности Чечевицын, напротив, гордился поступком, не считая масштабов причиненных людям страданий. В конце концов, он также подчинил им свою мать, которая вскоре пришла и забрала мальчика домой.

Чему учит?

Рассказ А. П

Чехова «Мальчики» учит придавать важное значение истинным семейным ценностям и не отказываться от них, учит не поддаваться чужому влиянию и всегда иметь собственную точку зрения и способность при необходимости твердо ответить «нет». Чехов также призывает родителей относиться к своим детям максимально бережно, оказывать им помощь в психологическом становлении и призывать их руководствоваться только своим умом

Важность семьи для человека автор ставит во главу угла. Все его поступки, еще, будучи ребенком, ознаменованы теми условиями и обстоятельствами, в которых он родился и вырос

Традиционные семейные ценности и глупые детские причуды Чехов одновременно противопоставляет и приводит в сравнение, демонстрируя, как деструктивно может повлиять необдуманное и наивное решение на то, что действительно важно, но о чем иногда людям свойственно забывать.

Сюжетно-композиционные особенности рассказа

Экспозиция рассказа – представление главных героев (Володи Королева и господина Чечевицына) и их приезд домой

Завязкой служит сцена семейного чаепития, где обращает на себя внимание странное поведение мальчиков. Вечером Чечевицын, красочно описывая предстоящие приключения, уговаривает Володю бежать «куда-то в Америку», чтобы там добывать золото

Кульминация наступает, когда мальчики не являются на обед. Обеспокоенная семья Володи начинает их поиски. Развязка событий наступает спустя сутки, когда мальчиков привозят домой. Их задержали в Гостином Дворе, куда они попали в поисках пороха для пистолета. В отличие от невозмутимого друга Володя сильно раскаивается в своем поступке. В эпилоге, в момент отъезда, Чечевицын написал в Катиной тетрадке: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Художественное пространство рассказа сжато, ограничено рамками дома Королевых. Художественное время длительное (действие происходит несколько дней), конечное (рассказ завершается отъездом Чечевицына), замкнутое в пределах сюжета.

Чему учит

История учит, что вы должны быть уверены в своей цели, что вы не должны сдаваться, что вы должны быть твердыми и решительными

Важно хорошо учиться, чтобы быть готовым ко всем возможным ситуациям. Это также учит вас брать на себя ответственность за свои действия

В детстве захватывающие приключения стимулируют воображение многих детей. Но вы должны помнить, что не все безопасно. Прежде всего, нужно немного повзрослеть и научиться в школе применять полученные знания на практике.

Сюжет и композиция

Продолжим анализ пьесы Чехова «Мальчики», обратившись к структуре сюжета.

  1. Экспозиция — приезд Володи на рождественские праздники к родным. С ним — однокурсник Чечевицын.
  2. Завязка — описание необычного поведения Володи и его приятеля, очевидно связанных тайной. Дети перешептываются, и девочки стараются понять смысл происходящего.
  3. Развитие действия — «расследование» сестер Володи выявляет, что герои готовятся к побегу в Америку, при этом их брат явно колеблется, ему жаль покидать родных. Под напором Чечевицына они все же исчезают из дома. Родные в панике бросаются на поиски.
  4. Развязка — возвращение беглецов, задержанных полицией в Гостином дворе, где они собирались купить порох. Володя со слезами бросается к матери, его отец отчитывает подростков за легкомыслие. За гимназистом приезжает дама и забирает его домой.

Образы главных героев и их характеристика

В рассказе А. Чехова анализ персонажей показывает их различия и сходства. Оба — старшеклассники, что позволяет предположить их возраст: 8-10 лет. Общее у мальчиков — мечта о героической ситуации, взятая из книг американского автора.

Различия можно найти в области личности и социального статуса.

Только у одного из героев есть имя: Володя Королев. Это сочетание подчеркивает его аристократическое происхождение. Фамилия Чечевицын символична — ее неоднократно использует младшая сестра Володи. Автор объясняет, как ее имя ассоциируется с блюдами из чечевицы. «Чечевичный суп» — символ жизни в бедности в культурной традиции. Это подчеркивает разницу между мальчиками.

Важны описания портретов, обратите внимание на языковые средства:

Заметно, что второй персонаж наделен автором более ярко выраженными отрицательными характеристиками. «Сын кухарки» — это образное выражение современников автора, обозначающее «обездоленных детей».

Семейные отношения важны для Володи, он боится расстроить близких, поэтому плачет и готов отказаться от проекта. Сцевичин не тоскует по дому, видно, что его никто не ждет, семейный уют кажется ему чуждым, он напряжен.

В этой паре персонажей четко прослеживается контраст: раб — господин. Автор сочувствует Володе как ребенку, который не осознает опасности своих поступков. Описание прощания Чечевичина с девушками подчеркивает его эмоциональную холодность: «Лицо его было сурово и надменно»; у него нет теплых слов для них. Девочки, напротив, восхищаются им, считают его «необыкновенным, замечательным», героем. Здесь становится очевидной разница между детским и более зрелым взглядом на вещи.

У взрослых читателей концовка вызывает симпатию к Чечевичину. Описание его отъезда, телеграмма, отправленная «куда-то», «дама, мать», которая его приняла, — все указывает на возможные проблемы в семейных отношениях и одиночество мальчика.

Вариант 2

Рассказ Чехова “Мальчики” – это история о двух друзьях, Володе и Жене, которые живут в провинциальном городке и мечтают о приключениях. Они решают отправиться на рыбалку, но вместо этого оказываются в доме богатого купца, где случайно разбивают статую. Володя и Женя пытаются скрыть свою вину, но в конце концов признаются и получают наказание.

Одним из главных мотивов рассказа является тема детской непосредственности и наивности. Мальчики не задумываются о последствиях своих поступков и не понимают, что их действия могут привести к серьезным последствиям. Они живут в своем мире, где все возможно, и не хотят принимать реальность.

Еще одним важным моментом в рассказе является образ купца. Чехов изображает его как жестокого и бесчеловечного человека, который не проявляет никакой милости к мальчикам. Он не понимает, что дети могут ошибаться, и не хочет слушать их объяснения.

Кроме того, рассказ “Мальчики” является примером того, как Чехов умело передает тему социального неравенства. Володя и Женя – это дети из бедных семей, которые не могут позволить себе такие роскошные вещи, как статуя. Купец же – это богатый человек, который не понимает, что для мальчиков это была всего лишь игрушка.

В конце рассказа Чехов показывает, что мальчики вынуждены принять ответственность за свои поступки. Они понимают, что не могут жить в своем мире и что их действия имеют последствия. Это важный урок для них, который поможет им стать взрослыми и ответственными людьми.

Также стоит отметить, что рассказ “Мальчики” является примером того, как Чехов умело передает тему дружбы. Володя и Женя – это настоящие друзья, которые всегда готовы помочь друг другу. Они не бросают друг друга в трудную минуту и всегда стоят рядом.

В целом, рассказ “Мальчики” является прекрасным примером того, как Чехов умело передает тему детства и взросления. Он показывает, что дети могут быть наивными и непосредственными, но в конце концов они должны принять ответственность за свои поступки и стать взрослыми. Кроме того, рассказ является примером того, как Чехов умело передает темы социального неравенства и дружбы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: