Секреты сюжета: почему есть ложь в романе Куприна?
Роман Куприна «Святая ложь» известен своим ярким сюжетом и неожиданными поворотами событий. Заглавие романа, «Святая ложь», подразумевает наличие лжи в сюжете произведения, и это делает его еще более интригующим. Но почему в романе Куприна есть ложь и как она влияет на развитие истории?
Первое, что следует отметить, это то, что ложь является одним из основных мотивов и тем, которые пронизывают всю повествовательную линию романа. Ложь используется как средство манипуляции, обмана и создания интриги. Она играет важную роль в формировании конфликтов и развитии персонажей.
Важнейшей частью сюжета являются тайны и тайномеры – главные герои романа. Они скрывают свои настоящие имена и истории, выдавая себя за других. Это создает атмосферу загадочности и загружает сюжет дополнительной напряженностью.
Использование лжи в романе Куприна также помогает подчеркнуть сложность и многогранность человеческой природы. Персонажи романа сталкиваются со своими собственными слабостями, страхами и конфликтами, которые они скрывают от окружающих. Именно эти скрытые стороны их личностей формируют основные темы произведения, такие как искренность, предательство и самообман.
Ложь, присутствующая в романе, также служит средством анализа и осмысления реальности. Куприн исследует тему принятия истины и культуры лжи в обществе. Автор показывает, как ложь может превратиться в «святую» и «необходимую» для сохранения баланса и стабильности в обществе. Он задает вопросы о роли правды и лжи в жизни каждого человека и общества в целом.
Список ложей в романе «Святая ложь»
Персонаж
Ложь
Герман Вольф
Выдает себя за своего друга Игната Фалкенштейна
Людмила
Выдает себя за крестьянку, чтобы сохранить свою репутацию
Игнат Фалкенштейн
Выдает себя за графа Шварценберга
Юлия Шерлер
Скрывает свою настоящую профессию от героя
Вариант 2
Рассказ “Святая ложь” А.И. Куприна – это история о том, как одна ложь может изменить жизнь человека. Главный герой рассказа – молодой человек по имени Алексей, который живет в провинциальном городке и мечтает о более интересной жизни. Он работает в магазине и мечтает о том, чтобы стать богатым и успешным человеком. Однажды он встречает девушку по имени Любовь, которая говорит ему, что она богатая наследница. Алексей влюбляется в нее и начинает строить планы на будущее.
Любовь становится для Алексея всем – он готов на все ради нее. Он начинает встречаться с ней, но вскоре выясняется, что Любовь обманула его – она не является наследницей, а просто дочерью бедного купца. Но Алексей не хочет расставаться с мечтой о богатой жизни и продолжает встречаться с Любовью, притворяясь, что он не знает правды. Он даже берет у нее деньги, чтобы реализовать свои мечты.
Алексей начинает жить двойной жизнью – днем он работает в магазине, а ночью встречается с Любовью и притворяется, что он богатый и успешный человек. Он даже начинает тратить деньги на роскошные вещи и угощения, чтобы поддерживать свою ложь. Но все это не может продолжаться вечно.
В конце концов, правда вскрывается, и Алексей оказывается одиноким и обманутым. Любовь узнает, что он знал правду о ее происхождении, и бросает его. Алексей понимает, что его жизнь была построена на лжи, и теперь ему придется начинать все сначала. Он теряет все, что было у него раньше – работу, друзей, деньги
Рассказ “Святая ложь” показывает, как важно быть честным и не строить свою жизнь на обмане. Ложь может привести к разрушению всего, что мы ценим, и оставить нас одинокими и обманутыми
Примеры из литературы
Аргументы о лжи во благо доказывают, что в некоторых ситуациях честность может быть жестокой и даже опасной. Классики русской литературы часто поднимали проблему противостояния правды и обмана в своих произведениях.
Социально-философская пьеса Горького
Наиболее ярко противостояние правды и лжи демонстрируется в произведении «На дне» Максима Горького. Действие происходит в ночлежке, где обитают люди, опустившиеся на самое «дно общества»:
- вор,
- проститутка,
- бывший аристократ,
- пьянствующий актёр.
Автор показывает 2 разные точки зрения. Например, Сатин говорит, что правда является единственной силой, способной изменить жизнь человека. Странник Лука, напротив, проповедует утешительную ложь.
Лука рассказывает смертельно больной Анне про счастливую жизнь после смерти. Актёру он описывает удивительные лечебницы для алкоголиков, а вору Василию советует отправиться на заработки в Сибирь. Странник использует ложь как инструмент для вдохновения и изменения жизни. Герой исчезает так же внезапно, как и появляется. Жители остаются наедине с правдой жизни и несбывшимися мечтами. В результате актёр кончает жизнь самоубийством, а Василий попадает в тюрьму. В пьесе «На дне» Горький приводит пример губительных последствий любого обмана, даже во спасение.
Рассказ А. И. Куприна
Противоположная точка зрения демонстрируется в произведении А. И. Куприна «Святая ложь». Иван Иванович Семенюта представлен как положительный персонаж, которому постоянно не везёт в жизни. В школе он подвергался нападкам одноклассников, а на службе был несправедливо уволен и обвинён в воровстве. Желая уберечь любимую мать от переживаний, он врёт ей, говоря, что его дела идут хорошо. Женщина, в свою очередь, лжёт сыну, что не знает о его проблемах.
Обман в рассказе является проявлением любви и заботы. Автор не зря называет такую ложь святой. Она не несёт негативных последствий и воспринимается как нечто естественное и безобидное.
Аргументы из других произведений
Выбор между горькой правдой и обманом приходится делать героям многих литературных произведений. Некоторые авторы оправдывают поступки своих персонажей, если ложь применяется для спасения человека:
- В произведении «Судьба человека» М. А. Шолохова главный герой обманывает осиротевшего мальчика, выдавая себя за его родного отца. Благодаря такому обману ребёнок обретает семью.
- В романе «Война и мир» Марья Болконская принимает решение солгать Лизе о судьбе Андрея. Она уберегает беременную девушку от лишних тревог.
- В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина Пётр Гринев спасает жизнь Маши Мироновой, представляя её как сироту.
Немало примеров и аргументов можно найти в жизни любого человека. Анализ произведений, подкреплённый собственным опытом, позволит написать отличное сочинение на тему «Ложь во спасение».
Образ Дарьи
При разговоре о Дарье заслуживает особого внимания глава IV первой части — настоящий гимн «величавой славянке» и глава V — авторское сравнение Дарьи со славной женщиной-славянкой, которой он искренне восхищается:
И ты красотою дивила,
Была и ловка, и сильна…
(не случайно новая часть начинается с союза и
, который передаёт сходство Дарьи с тем типом женщины, которым гордится автор).
Некрасов говорит о тяжёлой, нерадостной жизни русской женщины (её долю он называет «суровой», «грозной») и вместе с тем показывает её духовную и физическую красоту, сильный дух, жизнерадостность, мужество.
В характере Дарьи Некрасов подчёркивает замечательные качества — мужество, любовь к мужу и детям, трудолюбие (картины предсмертного сна), силу воли и долготерпение. Художественные средства, которые использует поэт, также позволяют представить пленительный образ русской женщины, отношение автора к своей героине. Он называет её ласкательно: Дарьюшка, употребляет сочувственные эпитеты «горькая вдовица», «молодая вдова».
Во второй части поэмы сон замерзающей Дарьи (гл. XXXIII—XXXIV) — яркая картина радостного труда дружной крестьянской семьи. Это поэтизация того самого лучшего, что присутствовало в народной жизни: описывая, как в жаркое лето трудились Дарья с Проклом, старики и дети, Некрасов подчёркивает огромную роль труда в жизни человека, в воспитании юных, выражает безграничное уважение к людям труда.
Обратите внимание на строки из поэмы: «По будням не любит безделья…», «Она улыбается редко… / Ей некогда лясы точить…», «Не жалок ей нищий убогий — / Вольно ж без работы гулять!» Так пишет Некрасов о Дарье. И в завершение сказанному — своеобразный вывод:
В ней ясно и крепко сознанье,
В ней ясно и крепко сознанье,
Что всё их спасенье в труде…
Важно обратить внимание на горячее стремление и мужественные попытки Дарьи спасти заболевшего Прокла (гл. XII). Этот эпизод иллюстрирует такие качества характера Дарьи, как мужество, воля, её горячую любовь к мужу, веру в Божью силу
Этот эпизод иллюстрирует такие качества характера Дарьи, как мужество, воля, её горячую любовь к мужу, веру в Божью силу
Этот эпизод иллюстрирует такие качества характера Дарьи, как мужество, воля, её горячую любовь к мужу, веру в Божью силу.
Не единожды употребляет поэт эпитеты «бедный», «чёрный» применительно к Дарье, похоронившей мужа.
И, правя савраской, у гроба
С вожжами их бедная мать…
(гл. XIII)
Задумалась бедная мать…
(гл. XV)
… Что Дарье работы прибудет,
Что ждут её чёрные дни…
(гл. XIII)
Большое значение в раскрытии образа Дарьи имеют и описания природы — лирические отступления. Пейзаж сопоставлен с душевным состоянием героини, благодаря чему автору удается глубже проникнуть в мир переживаний Дарьи.
Вот изображение прекрасной зимней природы: «Равнины белеют под снегом», «Как тихо!..», «Кругом — поглядеть нету мочи, / Равнина в алмазах блестит…», «В полях было тихо, но тише / В лесу и как будто светлей». Автор прибегает к любимому им приёму контраста, противопоставляя прекрасные картины зимней природы — и безграничное горе Дарьи. Природа безучастна к горю женщины:
Лес безучастно внимал,
Как стоны лились на просторе,
И солнце, кругло и бездушно,
Как жёлтое око совы,
Глядело с небес равнодушно
На тяжкие муки вдовы.
По контрасту горе Дарьи воспринимается читателем ещё более остро и глубоко.
Для раскрытия характера Дарьи, её отношения к близким важную роль играет её предсмертный сон (гл. XIX—XXIII). Выделим обращения Дарьи к мужу: «голубчик», «желанный ты мой», которыми поэт подчёркивает глубокую любовь героини к мужу, даёт представление об их счастливой, несмотря на бытовые тяготы, семейной жизни.
Сочинение по произведению Святая ложь
Основным персонажем произведения является Иван Иванович Семенюта, представленный писателем в образе неплохого человека, которого на его жизненном пути преследуют сплошные неудачи.
Герой описывается в рассказе в качестве робкого, нерешительного, стеснительного человека, проживающего совместно с престарелой матерью, который с раннего детства испытывает на себе издевательства окружающих, как детей, так и взрослых.
Семенюта всегда оказывается виновником шалостей других детей, не в состоянии постоять за собственное достоинство.
С трудом закончив шесть классов гимназии, Иван Иванович становится в числе исключенных из учебного заведения и любящая мать, потратив последние сбережения и приобретя сыну приличную одежду, отправляет его на поиски работы.
Промаявшись с трудоустройством около года, Семенюта находит место писчего в казенном учреждении, предоставившим ему помимо работы служебную жилплощадь.
Иван Иванович выполняет порученную ему работу, проявляя необычайное усердие и трудолюбие, отдавая службе все свои силы и время, однако не пользуется в коллективе почетом и уважением, не заводя близких знакомств, избегая участия в массовых служебных мероприятиях, например, в виде бильярдных игр. Изредка Семенюта передает для матери небольшие подарки, желая оказать ей посильную помощь.
В один момент Иван Иванович лишается спокойной, стабильной работы, поскольку становится обвиненным в краже денежных средств из директорского кабинета. В связи с отсутствием работы Семенюта вынужден скитаться по подвалам, существуя вместе с подобными несчастными людьми, перебивающимися случайными заработками. Несколько раз за год, Иван Иванович навещает старую матушку, приведя себя в подобающий вид, и ведет с женщиной восторженные беседы о продвижении собственной карьеры, которая в скором времени позволит приобрести им добротный дом.
Неожиданно Семенюта узнает о признании перед смертью сторожа казенной палаты в совершении им преступления, за которое был уволен Иван Иванович. Жизнь преподносит Семенюте приятный сюрприз в виде восстановления его потерянной репутации и предоставления прежнего места работы.
В финале произведения, которое заканчивается хорошим концом, писатель намекает читателю о материнском чутье, подсказывавшем женщине о сыновьей лжи, нежелающей признаваться в жизненных трудностях во имя спокойствия близкого человека.
Образ Прокла
В образе Прокла так же, как и в образе Дарьи, отразились народные представления о красоте, внутренней и внешней, о величии и мощи русского народа.
Образ Прокла создаётся разными художественными средствами. Это и авторская характеристика, и причитания о нём семьи, и слова, сказанные его соседями и старостой
Как и при рассмотрении образа Дарьи, разговор о Прокле лучше начать с портретной характеристики: «Большие, с мозолями, руки… Красивое, чуждое муки / Лицо — и до рук борода…» «Пригожеством, ростом и силой / Ты ровни в селе не имел…» Обратите внимание на постоянные эпитеты, характерные для описания любимых героев устного народного творчества: «шёлковые кудри», «сахарные уста», «соколий глаз». Прокл, как и его жена, красив, ладен, силён, трудолюбив: «Сила-то в нём богатырская!». Причитания родителей умершего, его соседей и старосты также раскрывают характер Прокла: почитание им родителей, любовь к жене и детям, уважение к соседям, его трудолюбие, приветливость и доброжелательность, жизнерадостность и умение веселиться, его надёжность («кормилец», «надёжа семьи») и мужественная сила
Причитания имеют особое значение для характеристики героя
Причитания родителей умершего, его соседей и старосты также раскрывают характер Прокла: почитание им родителей, любовь к жене и детям, уважение к соседям, его трудолюбие, приветливость и доброжелательность, жизнерадостность и умение веселиться, его надёжность («кормилец», «надёжа семьи») и мужественная сила. Причитания имеют особое значение для характеристики героя.
Автор использует яркие изобразительно-выразительные средства языка, близкие устному народному творчеству: это и постоянные эпитеты, характерные для фольклора, народная лексика («голубчик сизокрылый», «работничек», «хлебосол и приветник», «ненаглядный», «кормилец», «надёжа семьи», «шёлковые кудри», «сахарные уста»), и сравнения, помогающие поэту передать горе семьи, потерявшей кормильца: «И что на душе накипело /Из уст полилося рекой», потерявшей кормильца семье придётся «не свежей водой умываться, / Слезами горючими…», молодая вдова сравнивается с «берёзой в лесу без вершины».
Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014
Сочинение
Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины — «величавой славянки». Безграничным душевным здоровьем пышут героини стихотворений и поэм Некрасова. Одним из самых ярких женских образов выступает Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос». С искренним восхищением описывает автор русскую женщину:
* Красавица, миру на диво, * Румяна, стройна, высока. * Во всякой одежде красива, * Ко всякой работе ловка.
Любая работа спорится в ее руках: «Я видывал, как она косит: что взмах — то готова копна». На смену трудовым будням приходят веселые праздники — и тогда всех вокруг удивит она своим задором, удалью, «сердечным смехом», песнями и плясками. Никакая беда не испугает русскую женщину:
* Коня на скаку остановит, * В горящую избу войдет!
Непросто сложилась жизнь героини Некрасова, «три тяжкие доли» выпали ей:
* И первая доля: с рабом повенчаться. * Вторая — быть матерью сына раба, * А третья — до гроба рабу покоряться.
Разве что не пришлось « рабу покоряться» (жили Дарья с мужем в любви и согласии), но пришлось с ним безвременно расстаться. Ни слова жалости на свою судьбу ни разу в жизни не проронила гордая женщина. Терпеливо сносит она все тяготы жизни, голод, холод, непосильный труд. Более того, сама себе не позволяет героиня сидеть без дела и к бездельникам и лентяям не испытывает жалости. Именно в работе видит она свое спасенье — и потому семья ее не знает нужды. И все же болью и отчаянием пронизаны строки поэмы, посвященные несчастливой судьбе Дарьи. Как ни мужественно держится женщина в любой ситуации, но горе и несчастья подкашивают ее.
В своей поэме Н. А. Некрасов показал, как тяжелая судьба сломила гордую русскую красавицу. Но, читая произведение, мы постоянно чувствуем, что автор не перестает восхищаться внутренней силой крестьянки, богатством ее духовного мира, безграничными талантами и способностями русской женщины. А еще автор высказывает твердую веру в то, что такая духовная сила способна в конечном итоге победить. Эта мысль звучит не только в поэме « Мороз, Красный нос », но и во многих других произведениях поэта.
Несколько интересных сочинений
Творение под названием «Горе от ума» относится к драматургическому жанру. Оно написано гениальным русским писателем Александром Грибоедовым. Произведение Грибоедова пользуется невероятной популярностью даже в сегодняшнее время
Великий русский писатель Н.В.Гоголь работал в сложное время для России. Неудачное восстание декабристов подавлено. По всей стране суды и репрессии. Поэма «Мертвые души» — портрет современности
Произведение Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» – это волшебная история, наполненная глубоким философским смыслом и дающая пищу для размышлений.
Рассказ Михаила Зощенко «Галоша» в большей степени относится к комическому жанру. В нем высмеивается бесполезная работа конторских служащих, которые кроме бумажной волокиты ничего больше не делают.
Шедевр – это такое произведение искусства, которое признаётся всеми людьми как самое лучшее произведение. К подобным творениям можно отнести литературные, музыкальные произведения, изобразительное искусство, архитектурные сооружения и многое другое
Источник
Загадочность названия
Возможное объяснение этой загадки может лежать в самой истории произведения. Автор, Владимир Куприн, изображает героев своего рассказа, которые скрывают свои истинные чувства и эмоции. Таким образом, они предстают перед обществом под видом так называемой «святой лжи». Святость в данном случае может отражать ложные представления о благородстве, добродетели и морали, которые герои стараются себе и окружающим навязать.
Каждый из героев рассказа имеет свои мотивы для создания этой святой лжи. Кто-то стремится к общественному признанию, кто-то хочет сохранить свой социальный статус, а кто-то просто не готов выйти из зоны своей комфорта и поставить под сомнение собственные установки и убеждения.
Название «Святая ложь» может быть также трактовано как противопоставление реальности и иллюзий. Реальность представляет собой честность, открытость и искренность, в то время как иллюзия — это та самая святая ложь, которая помогает людям скрыть свои истинные чувства и жить в комфортной, хоть и ложной реальности.
Таким образом, название «Святая ложь» имеет множество трактовок и символических значений, что делает рассказ еще более загадочным и интересным для исследования и изучения.
Несколько интересных сочинений
- Анализ произведения Горького Песня о соколе 8 класс В «Песне о соколе» показал Горький идеал людей храбрых и свободных. Их в произведении олицетворяет сокол. Следуя своему излюбленному приему, автор противопоставляет такому типу людей и их противоположность
- Анализ рассказа Куприна Святая ложь Семенюта Иван Иванович хороший человек, но по жизни его преследуют неудачи. В школьные годы одноклассники издевались над ним, потому что он был порядочным
- Образ и характеристика Фриды в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение Однако из персонажей следует выделить особенно трагичную и интересную для анализа женщину. Имя ей Фрида. Фрида – женщина из свиты Воланда
- Образ и характеристика Тихон в пьесе Гроза Островского сочинение Одним из главных героев пьесы Островского является Тихон, супруг Екатерины. Можно сказать, что имя его говорит само за себя. Тихон человек скромный, практически не говорит. К сожалению, он не имеет собственного мнения
- Сочинение Свидригайлов и Дуня в романе Преступление и наказание Авдотья Романовна была гувернанткой детей Свидригайлова. Из-за его домогательств и преследований была несправедливо оклеветана и выгнана с места его женой Марфой Петровной
Дарья – крестьянка, молодая вдова погибшего от горячки Прокла . Она настоящая женщина – любящая жена и мать. Трудолюбива «и труд ей несет воздаянье: семейство не бьется в нужде».
Ее внешнюю красоту и богатый внутренний мир Некрасов описывает, как «тип величавой славянки». И несмотря на все тяготы крестьянской жизни «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Дарья вынослива и терпелива, она безропотно отправляется в лес за дровами по сильному морозу. Ее бесстрашию можно позавидовать, ради спасения мужа она отправилась за десять верст в монастырь, что бы раздобыть чудотворную икону.
Но, увы, красота и сила крестьянки иссушена горем. Последнее, что у нее осталось – это гордость. Волю своим чувствам вдова дает лишь в тихом безмолвном лесу, где свидетелями ее слез выступают «вольные птицы, но выдать не смели в народ…».
В процессе рубки дров она озадачена не, сколько своим будущим, а своих детей. Но что-то в Дарье меняется, происходит надлом «душа истомилась тоской» и она как завороженная «без думы, без стона, без слез». В своей тоске и горе, крестьянка забывает о детях, ее мысли охвачены мужем, и она подается морозному забвению, которое ей дарит ощущение покоя и счастья. Молодая вдова погружается в сон, в котором видится ей знойный день, ее счастливая семья с живым мужем. Судьба дает шанс Дарье очнуться от наваждения, но ей лучше «в своем заколдованном сне…». Автор просит не грустить о ней, ведь она ушла в забвенье счастливой с улыбкой на лице.
Философский смысл «Святой лжи»
Словосочетание «святая ложь» является парадоксом, так как обычно ложь ассоциируется с нечестностью и неправдой, а святость – с правдивостью и благочестием. Ответ на этот вопрос заключается в том, что «святая ложь» – это не просто ложь, а ложь, которая обладает духовным содержанием, которая служит каким-то высоким целям и идеалам.
В романе «Святая ложь» главный герой – Алексей Воронин – вступает в игру лжи, притворяется неким Иваном Ивановичем Бобровым, чтобы получить возможность ближе познакомиться с прекрасной девушкой Марьей. Он все время живет в обмане, но при этом его ложь помогает ему открыть свои истинные чувства и рассмотреть внутренний мир других персонажей. «Святая ложь» в данном контексте превращается в инструмент познания и понимания человеческой природы.
Куприн, сквозь лживые маски героев, заставляет нас задуматься о том, насколько человек может быть правдив сам перед собой и другими, насколько он привык к лжи и обману в повседневной жизни
Важно отметить, что писатель не отрицает существование правды, но он подчеркивает ее сложность и трудность получения
Философский смысл «Святой лжи» заключается в том, что она позволяет героям и читателям увидеть истину через призму лжи. Это истина о любви, страданиях, человеческих слабостях и смятении. Вместо того, чтобы просто раскрыть правду, Куприн показывает нам, что иногда ложь может быть более искренней и правдивой, чем сама правда.
Иными словами, «Святая ложь» несет в себе идеи о двуединстве правды и лжи, о том, что они часто переплетаются и дополняют друг друга. Это вызывает у нас сомнения и заставляет задуматься о границах морали и этики.
Таким образом, «Святая ложь» А. И. Куприна имеет глубокий философский смысл, который заключается в исследовании природы правды и лжи, их взаимосвязи и их роли в человеческом существовании.
Сочинение-рассуждение А.И.Куприн, проблема лжи во благо/белой лжи
В предложенном для анализа тексте известный русский писатель А.И. Куприн поднимает проблему лжи во благо.
Для того, чтобы указать на эту проблему, автор рассказывает нам о жизни некого Ивана Семенюты, который живет впроголодь и не имеет работы, но для того, чтобы не расстраивать свою мать, четыре раза в год находит в себе силы заработать денег на баню, цирюльника и плитку шоколада или апельсин. Когда Семенюта приходит к матери, он рассказывает о том, как у него все хорошо и как начальство в скором времени обещает его повысить. Он лжет матери, потому что не хочет ее огорчать, рушить ее надежды на него. Однако его мать, как пишет автор, понимает, что ее сын ей лжет, однако не хочет рушить «волшебную сказку».
Да чего уж там- и сам Иван догадывается, что его мать знает о его лжи, но «он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает». Ведь вместе, они поддерживают иллюзию счастья и душевного умиротворения и никто из них не хочет ее рушить. Ведь так счастливы оба- Иван доволен счастьем матери, его мать- счастьем сына.
Автор подводит нас к выводу, что не всегда ложь является чем то плохим. Бывают такие ситуации, когда лучше сказать неправду и успокоить человека, чем рассказать реальное положение дел и повергнуть его в отчаяние.
Нельзя не согласиться с позицией автора, ведь бывают ситуации в жизни, как например та, которая описана в тексте, когда правда никак не может повлиять на события. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Мать Семенюты не сможет ему помочь- так зачем же ее расстраивать? Я считаю, что в некоторых ситуациях лучше сказать неправду, чтобы лишний раз не травмировать близкого человека, для которого правда может стать серьезным ударом.
Первым примером может послужить поведение Лидии Михайловны по отношению к главному герою в повести В.Распутина «Уроки французского». Главный герой, переехав из деревни в город, чтобы учиться в школе, страдает нехваткой еды и денег на нее. Лидия Михайловна, его учительница, заметив, что мальчик для того, чтобы добыть деньги связался с дурной компанией, предлагает ему свою помощь. Однако тот отказывается из-за гордости и тогда она предлагает ему сыграть с ней в азартную игру на деньги. Поддавшись, учительница, таким образом, дает ему деньги, при этом убеждая главного героя, что он выиграл сам и что все было честно. Некоторое время она помогает ему таким образом, до тех пор, пока директор школы не узнает про это, после чего он увольняет ее за игру на деньги с учеником. Лидия Михайловна солгала мальчику о честности ее игры, но именно эта ложь позволила ему не умереть от голода и закончить школу.
Вторым пример может послужить Егор Дремов из произведения А.Толстого «Русский характер». Обгорев в танке, он попадает в госпиталь, откуда его в скором времени выписываю и отправляю в отпуск. Вернувшись в родную деревню с обезображенным лицом, Егор решает солгать родителям, что он друг ее сына, чтобы не испугать их своим видом. После отпуска, в своей части он получает письмо от матери, в котором та пишет, что вероятно она сошла с ума, но ей кажется, что приезжал не его товарищ, а он сам. Материнское сердце узнало сына даже за маской обезображенного лица. Дремов опять едет в деревню и рассказывает правду. Этот пример показывает, что иногда, заботясь о своих родных, может быть стоит утаить правду.
В заключение можно сказать, что ложь во благо, или как ее еще называю «белая ложь», порой является необходимостью. В наши дни она актуальна как никогда, ведь из-за нашего бешеного темпа жизни, нам приходится общаться с множеством людей, и даже наш стандартный ответ «хорошо» на вопрос «как дела?» является, в какой-то мере ложью, ведь мы просто не хотим тратить свое и чужое время или расстраивать собеседника, рассказывая ему о своих делах и проблемах. Ведь не зря гласит русская пословица: «Меньше знаешь- крепче спишь».
Полезный материал по теме:
- Проблема лжи во благо. По тексту Яковлева.
- Проблема лжи во благо. (Может ли ложь быть оправдана?)
- ПРОБЛЕМА ЛЖИ
- Проблема лжи (Ф.М. Достоевский)
- Нравственную проблема святой лжи по А.И. Куприну
Плач и жалобы Дарьи
В лесу, где «мёртвый, могильный покой», Дарья даёт волю слезам, которые так долго сдерживала. Некрасов описывает её стенания с помощью метафор: «Стоны лились на просторе, голос рвался и дрожал, оборвались струны бедной крестьянской души». Природа равнодушна к её горю: лес внимал безучастно, бездушное солнце равнодушно глядело на муки.
Дарья рубит дрова (это её обычное занятие), но не может забыть мужа, разговаривает с ним. В её сознании путаются реальность, связанная со смертью мужа, и будущая жизнь с ним как с живым. Дарья продумывает, как одна будет пахать землю, как убирать сено, как в муках собирать урожай. По жанру её причитания – народные плачи об умершем муже. Она вспоминает пророческий сон о напавших на неё ржаных колосьях, которые она принимает за врагов (метафора смерти мужа).
Дарья мечтает о будущем своих детей: как Маша будет играть в хороводе, как Гриша вырастет и женится. С помощью психологического параллелизма (образ выходящего из леса волка и чёрной густой тучи с молнией) Некрасов передаёт опасения Дарьи, что именно её сына вор-судья заберёт в рекруты.
Наплакавшись и нарубив столько дров, что и возом не увезти, Дарья остановилась у высокой сосны. Вот тут-то и состоялась её встреча с фольклорным Морозом .
Информация о тексте
Проблемы
Позиция автора
1. Проблема отношения к матери. (Как нужно относиться к своей матери? На что способна любовь детей к своей матери?)
Нужно беречь мать, оберегать её от лишних переживаний. Любовь к ней – святое чувство, которое заставляет человека, даже находящего на дне жизни, хотя бы на какое-то время собраться и встать на ноги.
2. Проблема силы материнской любви. (На что способна материнская любовь? Можно ли обмануть материнское сердце?)
Мать очень тонко чувствует ложь, материнское сердце нельзя обмануть. Однако ради своего сына мать готова принять ложь, погрузиться в этот самообман.
3. Проблема отношения к ударам судьбы
(Как нужно относиться к ударам судьбы?)
К сожалению, судьба часто бывает несправедлива к человеку, но важно сохранять веру в то, что когда-нибудь жизнь смилостивится. Нужно не опускать рук и сохранять в себе добрые душевные качества.
4
Проблема допустимости «святой лжи», лжи во спасение. (Может ли быть оправдана ложь? Что такое «святая» ложь?)
Ложь может быть оправдана, если она «святая», во благо близкого человека. «Святая» ложь всегда имеет благие цели.