Главные герои и их характеристика
Главный герой рассказа Юшка (мужчина 40 лет) на первый взгляд кажется стариком, но оказывается, что изнуренным и слабым он выглядит из-за мучившей его болезни. Особый акцент в портрете делается на глазах героя:
Возможно, именно поэтому Юшка видит мир не таким, каким он является на самом деле: любит в нем все живое и совсем не замечает зла и агрессии. Когда Юшку очередной раз избивают на улице, дочь кузнеца замечает, что лучше бы ему умереть, чем жить такой жизнью, на что герой заявляет: «Меня, Даша, народ любит». Старик объясняет, что «сердце в людях бывает слепое», поэтому они не всегда могут правильно выразить свою любовь, однако он чувствует, что нужен людям, и не злится на них.
Подтверждением того, что герой проживает свою жизнь не напрасно, является приезд в город его приемной дочери. Оказывается, что тайно ото всех герой помогал оставшейся одной сироте: устроил ее сначала в семью, затем в школу с пансионом, каждый год навещал и привозил деньги. Девушка вырастает доброй и отзывчивой, она учится на врача и желает вылечить столько сделавшего для нее человека, но не успевает. И все же она остается в городе, устраивается в больницу для чахоточных и всю жизнь посвящает помощи людям, для которых навсегда становится «дочерью доброго Юшки».
Темы
Центральными в рассказе «Юшка» становятся темы жестокости и милосердия.
- Добро и зло. Люди не понимают и не принимают непохожего на них Юшку. Их приводит в негодование способность старика довольствоваться самыми простыми вещами, годами обходиться без чая и новой одежды, изо дня в день прилежно выполнять всю черновую работу в кузнице, выносить постоянные издевательства и при этом не злиться на жизнь, а любить ее. Людям становится просто и привычно вымещать свою агрессию на том, кто кажется другим, кто не может или не хочет им отвечать. Жестокость принимается ими за норму, и норма эта разбивается только с гибелью Юшки. Проститься с помощником кузнеца приходит весь народ, который не сразу, но понимает, как этот человек на самом деле был нужен.
- Еще одна важная тема рассказа «Юшка» – любовь к людям, к миру и всему живому. Юшка твердо уверен, что нужен людям. Эта вера позволяет старику улыбаться и радоваться в ответ на обидные крики детей или оскорбления прохожих. Он способен видеть и чувствовать красоту мира, но не выставляет это напоказ. Только раз в год, уйдя подальше от города и его суеты, этот человек мог наслаждаться благоуханием трав и лесов, целовать цветы, слушать пение птиц и на время забывать о своей тяжкой жизни и болезни. Тайно ото всех он помогал бедной сироте, из которой сумел вырастить такого же чуткого и доброго человека.
- Сострадание. Юшка умел сочувствовать людям и видел их боль, поэтому позволял им вымещать злобу. Также его отзывчивость выражается в самопожертвовании ради сироты. Он ограничивал себя во всем, зато помог девочке обрести профессию и выйти в люди.
Суть: о чем?
В центре рассказа «Юшка» оказывается больной и рано состарившийся помощник кузнеца, которого все называют Юшка. Своим внешним видом и привычками герой напоминает блаженного. Он получает жалованье, но ничего себе не покупает, все время носит одну и ту же одежду, а главное – как будто совсем не замечает зла окружающего мира.
Люди не любят и обижают Юшку. Дети, завидев этого странного человека, начинают дразниться и кидать в него комьями грязи. Взрослые, особенно если они чем-то расстроены или пьяны, свирепеют от его странности и кротости
Никто не понимает, почему Юшка не злится в ответ, почему лишь улыбается и радуется, словно один знает что-то важное и недоступное для остальных
Это знание Юшки – его вера в то, что он нужен людям. Что они любят его, просто совсем не умеют правильно выразить свою любовь. Еще одна тайна помощника кузнеца открывается только после его смерти: есть осиротевшая девочка, которую он устраивает в семью, а затем отправляет учиться и тратит на это все свои сбережения. Отучившись на врача, девушка приезжает в город и узнает о смерти своего приемного отца, но все равно решает остаться, чтобы помогать людям.
Доброта Юшки
Персонаж не покупает себе вкусной еды, носит зашитые вещи, оставшиеся от родителей. В течение дня по нему сверяли свои действия жители. Если этот мужик идет на работу, значит, надо вставать, а когда вечером уходит домой, то собираются ужинать.
- Ефиму живется нелегко. Каждый день работает в кузнице и раз в год летом куда-то уходил на месяц. Все люди составляли догадки, потому что персонаж не рассказывал никому. Он обожает природу и относится к ней с любовью, так как здесь нет зла и подлости, спокойно и красиво. Уходили на время воспоминания о людях и как будто исчезала болезнь.
- Герой терпит хамство и обиду от общества, молчит и не отвечает тем же. Люди думают, что могут распоряжаться жизнью другого человека. В рассказе девочка Даша спросила, что зачем он живет. Ефим не понял этого вопроса, так как думал, что своей работой приносит пользу людям. Жалеет тех, кто его унижает. Юшка уверен: если человек обижает кого-то, то такие действия могут проявиться, когда он злится на себя, на свою жизнь.
Последний раз герой встречается с прохожим, который начал издеваться, а Юшка защищаться. Тогда незнакомец толкает Ефима, и он умирает. После этого жители начали больше ругаться между собой, потому что никто не готов молчать и слушать. Каждый хочет показать свою злость на другом.
После смерти героя люди узнают, почему он зарабатывал деньги, а ходил в рванье и мало ел. Однажды приехала в деревню худая девушка. Подумали, что это дочь Юшки. Оказалось, Ефим содержал девочку и она выучилась на доктора. Сирота хотела поблагодарить и вылечить его, но не успела. Вот одно из проявлений отзывчивости и заботы.
Аргументы для сочинения
Описывая в рассказе добро и зло, автор показывает две стороны одной медали. Прочитав рассказ «Юшка», аргументы к сочинению можно найти такие.
Люди обижают других из-за иной внешности, особенно если защищать человека некому. В произведении есть пример, что стиль поведения младшее поколение заимствует у родителей. И также озлоблены, но не осознают этого
Поэтому старшим важно нести ответственность за свои действия
Наверное, автор хотел сказать, что доброта всегда порождает отзывчивость и милосердие.
Образцом поступков в рассказе являются Юшка и девочка-сирота. Если такие люди рядом, жизнь наполнена радостью и душевным теплом. Проводя анализ произведения, легко понять: когда есть хорошие качества — человеколюбие, бескорыстная доброта, то это помогает людям быть лучше и совершать что-то приятное для окружающих. Благодаря глубине рассказа и взгляду автора на проблему добра и зла, сочинение по нему нередко предлагается учениками на ЕГЭ.
История создания
Рассказ «Юшка» был написан А. Платоновым в 1935 году, но вышел в свет только спустя тридцать лет, уже после смерти писателя — в 1966 году. Его работы почти не печатались, так как были признаны опасными для режима. Кроме того, этот период истории СССР признан реакционным: аресты, политические дела, трудовые лагеря — все это угнетало общество и печать. Казалось бы, зачем в такое время писать о милосердном, но жалком и малохольном герое, который жестокости может противопоставить только терпение? Этому городу нужен другой герой! Но нет, Платонов уже тогда, во времена мировых войн, эпидемий и катастроф, понимал, что злу можно противопоставить только добро, и оно без кулаков.
В 30-е годы автор пережил глубокую депрессию: многие его коллеги и друзья были арестованы, убиты или сидели без работы по призванию, потому что режим объявил им бойком. Все люди, неугодные партийной повестке дня, были вычеркнуты из жизни общества. Над семьей Климентовых (такова настоящая фамилия писателя) сгущались тучи. Уже после написания «Юшки» его сына посадят на 10 лет в лагеря, где он заболеет туберкулезом, а потом заразит им всю семью писателя. Вот так «хорошо» жилось людям при Сталине, которого сейчас принято ставить в пример…
К моменту написания текста А. Платонов был уже сформировавшимся писателем. Он работал в сферах журналистики, кино, сценарного дела, но в глубине души оставался философом. В своем рассказе он поднимает вопросы жестокости и милосердия, а также равенства людей и значимости каждого отдельного человека.
Жесткость в рассказе
Главным героем является Ефим Дмитриевич. Жители деревни его назвали Юшка. Мужчина лет сорока, у которого были проблемы со здоровьем: болеет чахоткой и поэтому выглядит как старик. Работает помощником кузнеца целыми днями. Персонаж не делал зла народу, а был готов помочь в любое время. Он думал, когда его обижают, то так может проявляться «слепая любовь» от жителей.
- Ефим терпит насмешки от людей. Над ним также издевались, но причин для такого поведения не было. Общество нашло мишень для вымещения злобы. Хотя как они думали, у них есть основание для таких поступков. Людей мучил вопрос, почему он отличается от них. Старик был добросердечный и кроткий. Можно понять, что такие действия заключаются в личной несостоятельности по жизни.
- Все обижали главного героя, поскольку он не отвечал тем же. Даже дети бросали камни в него, потому что Юшка вел себя не так, как другие взрослые и это удивляло ребят. Не ругался, не гонялся и не наказывал их. Таким образом, показывается, что делать добро может научить тот, кто не злобен на других, поведение младшие берут у старших. Зло и равнодушие — пороки, которые разрушают все живое в человеке.
«Да что ты блажной какой-то, непохожий ходишь здесь? Что мыслишь такое особое? Ты живи элементарно и четко, как я, а скрыто ни о чем не размышляй!» — говорили Юшке окружающие. Думали, что он безумное существо, не могли понять, зачем ему дана жизнь.
Стилистика в рассказе «Сыновья Пешеходова»
В рассказе «Сыновья Пешеходова» автор использует различные стилистические средства для создания выразительности текста.
Одно из средств, используемых автором, — это употребление сарказма и иронии. Через гротескные события и поведение главных героев рассказа, автор высмеивает некоторые общепринятые нормы и стереотипы современного общества.
Другим средством, придающим выразительность тексту, является использование художественной детализации. Описания персонажей и их действий позволяют читателю лучше представить ситуации и пережить их вместе с героями.
Также автор использует метафоры и эпитеты для создания образности и эмоциональности текста
Они помогают передать настроение и состояние персонажей, а также подчеркнуть важность определенных моментов в рассказе
В целом, автор с помощью различных стилистических приемов и средств создает яркую и запоминающуюся картину мира, в котором происходят события рассказа «Сыновья Пешеходова».
Система образов в рассказе
Эти образы создают контраст с образом Пешеходова, их отцом, который является симпатичным и трудолюбивым человеком, но одновременно застрявшим в повседневности и рутине. Сыновья Пешеходова символизируют непредсказуемость и возможности, которые могут появиться в жизни любого человека, если он осмеливается рискнуть и идти против общепринятых норм и ожиданий.
Их непосредственные действия и диалоги в рассказе помогают выразить идею свободы и желания открыть новые горизонты. В результате, сыновья Пешеходова не просто персонажи, но и яркие средства выразительности, которые придают рассказу глубину и эмоциональную насыщенность.
Использование художественной символики
Один из основных символов в рассказе — это дождь. Он может симболизировать грусть, одиночество и неполноценность. Дождь часто используется в сценах, где герои чувствуют себя потерянными или отверженными. Например, в начале рассказа главный герой и его брат идут по улицам города под сильным дождем, что подчеркивает их несчастное состояние.
Еще одним важным символом является птица. Она может символизировать свободу, надежду и мечты. Птица часто появляется в рассказе как знак того, что герои ищут свое место в жизни и стремятся к чему-то большему. Например, в одной из сцен главный герой наблюдает за птицей, которая летит в небо, и это стимулирует его смелость и стремление изменить свою жизнь.
Также в рассказе присутствует символика города, который может олицетворять безысходность, суету и человеческую одиночество. Герои часто ощущают себя потерянными и незащищенными в большом городе. Например, главный герой описывает, как его брат мечется по улицам, пытаясь найти себя и свое место в этом анонимном мире.
Художественная символика, использованная в рассказе Сыновья Пешеходова, позволяет читателю глубже погрузиться в мир персонажей и понять их эмоциональное состояние. Символы становятся средствами выразительности, помогающими передать сложные идеи и создать атмосферу произведения.
Многообразие лексических средств
В рассказе «Сыновья Пешеходов» выражение выразительности осуществляется за счет использования различных лексических средств. Автор работает со словами и фразами, чтобы передать настроение, состояние души героев, а также передать атмосферу и события происходящие в рассказе.
В рассказе встречаются слова с яркой семантикой, которые имеют сильные эмоциональные и эстетические переносные значения. Автор использует образные, метафорические выражения, чтобы усилить впечатление, вызвать чувства и эмоции у читателя. Такие слова и выражения помогают создать яркую и красочную картину происходящего.
Например, в рассказе использованы слова «скупой воображение», «опустелый кокон», «аварийная шоколадка». Эти слова не только описывают соответствующие объекты, но и передают настроение, атмосферу, вызывают ассоциации и представления у читателя.
Кроме того, в рассказе присутствуют синонимические ряды, повторы, а также использование различных стилистических средств. Это помогает сделать текст более выразительным, интересным и запоминающимся.
В итоге, многообразие лексических средств, используемых в рассказе «Сыновья Пешеходов», позволяет автору передать все сложности и противоречия описываемых событий, а также создать яркий и запоминающийся образ героев.
Эмоциональная окрашенность рассказа
Сыновья Пешеходова рассказывает о семье, проживающей на окраине города, в тяжелых экономических условиях. Автор описывает их повседневную жизнь, сталкиваясь с трудностями и лишениями
Очень важно выразить эмоциональную окрашенность через использование разных средств, что поможет читателю лучше понять и почувствовать все те трудности и проблемы, с которыми сталкиваются герои
Автор использует разные приемы, такие как описания настроения героев, образов, повествование от первого лица, что позволяет передать их эмоции и чувства. Он также активно использует языковые средства, такие как метафоры, эпитеты, гиперболы, что помогает усилить эмоциональную окрашенность рассказа и сделать его более запоминающимся.
Все эти средства выразительности создают особую атмосферу и помогают читателю почувствовать всю тяжесть жизни героев. Они вызывают эмоции и сопереживание к их судьбе, делая рассказ эмоционально насыщенным и запоминающимся.
Интенсивное использование языковых фигур
Одной из наиболее часто встречающихся фигур является метафора. Автор вводит образы и сравнения, чтобы усилить эффект и вызвать у читателя определенные ассоциации. Например, в рассказе описывается «рыдание ветра», «дымка боли», «медные листы грома». Все эти метафоры добавляют образности и эмоциональности тексту.
Кроме метафор, автор использует и другие языковые фигуры, такие как гипербола, олицетворение, аллегория и сравнение. Все эти фигуры помогают создать яркую картину событий и персонажей, делают рассказ более выразительным и запоминающимся.
В рассказе «Сыновья Пешеходова» языковые фигуры играют важную роль в передаче эмоций и создании особой атмосферы. Они помогают читателю в полной мере погрузиться в мир произведения и почувствовать то, что чувствуют герои.
Жанр и смысл названия рассказа
Произведение Платонова «Юшка» относится к реалистическому направлению в литературе, хотя некоторая обобщенность персонажей в рассказе указывает на его сходство с притчей.
В названии рассказа фигурирует уменьшительная форма имени Ефим. Так зовут главного героя – Ефим Дмитриевич. Но из-за его кротости, слабости, болезненности, беззащитности окружающие зовут его Юшкой, они даже забыли настоящее имя героя.
«Юшка» – это слово из местного диалекта русских южан имеет 2 смысла: 1. Жидкая похлебка. 2. Кровь.
В название рассказа Платонов вкладывает оба смысла. Первый, что герой мягкий, не имеющий четкой формы, словно жидкость. Подразумевая второй смысл, автор предсказывает, что герою предстоит пройти трудный и мучительный путь, страдая от людской жестокости.
Проблемы
Проблематика рассказа «Юшка» представлена Многомудрым Литреконом ниже:
- А. Платонов в своем рассказе затрагивает проблему вечного противостояния добра и зла. С одной стороны оказывается человеческая жесткость. Люди могут быть жестоки по своей натуре, но чаще их озлобляют тяжелые обстоятельства и испытания. Прохожие, которые обижают Юшку, обычно чем-то расстроены и единственный выход своей злобе видят в возможности выплеснуть ее на беззащитного человека. Как говорит сам Юшка, они «слепы сердцем» и просто не знают, что можно по-другому. С другой стороны противостояния – бескорыстное добро, которым отвечает людям главный герой повествования. Оно становится для автора символом истинной любви к людям и миру.
- Еще одна поднятая А. Платоновым проблема – равенство всех людей, каждый из которых приходит в этот мир со своей миссией. К большому сожалению автора, не все готовы понимать и принимать это равенство. Жизнь Юшки кажется окружающим недоразумением и трагедией. То, как он был нужен, горожане понимают только после его гибели.
- Непонимание. Люди не в состоянии понять того, кто хоть в чем-то отличается от них. Они готовы слепо осуждать Юшку, выдумывать небылицы, открыто оскорблять его, лишь бы оправдать слепоту своего сердца.
Основная идея
Нравственный смысл рассказа «Юшка» можно вывести из всего жизненного пути, который проходит герой. Его основной принцип – любовь и принятие людей со всеми их пороками и недостатками. Юшка остается кротким и добрым, когда его дразнят и бьют, потому что верит, что люди поступают так не из злобы, а по непониманию и неведению. Возможно, единственный раз он «осерчал в ответ», когда встреченный прохожий усомнился, что жизнь Юшки не пуста и для чего-то нужна. Вера Юшки проста и чиста, поэтому он с уверенностью заявляет:
Почему после смерти Юшки всем стало хуже? Автор отмечает, что после ухода Юшки жизнь в городе меняется:
Добрый Юшка как будто служил все это время громоотводом для человеческой злости. Он безропотно принимал все обиды и оскорбления, потому что верил, что нужен и по-своему любим каждым из обидчиков. Такова главная мысль рассказа «Юшка». Без него люди начали выплескивать вся свою злобу и горечь друг на друга. Возможно, некоторые из горожан интуитивно поняли, какую ношу тащил на себе этот странный человек. Неспроста столяр извиняется за всех перед уже погибшим Юшкой, а проститься с героем собирается весь народ.