Краткое содержание
Мальчик Павлик всегда очень грубо разговаривал со своими родными. Из-за этого сестра Лена не давала ему свои краски, бабушка не угостила морковкой и выгнала из кухни прямо тряпкой, а старший брат отказывался взять его с собой покататься на лодке. Разругавшись с родными, мальчик убежал в парк, где присел на скамейку. Там сидел старик с седой бородой и зонтиком чертил что-то на песке.
Старик спросил у Павлика, что случилось. Когда тот с ним поделился, он сказал, что научит мальчика волшебному слову, только его нужно произносить тихо, глядя в глаза человеку, с которым говоришь. Само слово он прошептал ему на ухо.
Павлик решил сейчас же применить этот совет и побежал обратно домой. Лена рисовала за столом, а разноцветные краски стояли перед ней. Увидев брата, она сердито накрыла их рукой. Сначала он решил, что старик обманул его: такая точно не поймёт никаких слов! Но всё же обратился к ней, глядя в глаза: «Можно мне краску, пожалуйста…». Девочка так удивилась, что только спросила, какого цвета краску он хочет, и дала ему синюю.
Походив с баночкой краски по комнате, Павлик отдал её обратно. Ему не нужна была краска, теперь он думал о том, что этот способ действует. Он решил пойти к бабушке, которая как раз стряпала на кухне. Повернув к себе её лицо, он посмотрел ей в глаза и попросил: «Дай мне пирожок… пожалуйста». Старушка буквально засияла и выбрала для него самый румяный пирожок.
За обедом, когда старший брат заговорил о том, что поедет покататься на лодке и отдыхать у костра, Павлик положил ладонь ему на плечо и попросил: «Возьми меня с собой… пожалуйста». И снова это слово помогло: брат велел ему собираться.
Характеристика главных героев
В произведении несколько главных героев. Их описание и характеристика:
- Павлик — маленький мальчик, который сначала был грубым, нетерпеливым и невоспитанным, считал, что ему все должны. Однако после встречи со старичком он изменился в лучшую сторону, стал вежливым, добрым и хорошим.
- Старичок — невысокий, с длинной седой бородой, похожий на настоящего волшебника загадочный человек, который сидел в парке на скамейке и чертил зонтом на песке какие-то странные символы. Участливый, умеет слушать и сочувствовать, давать советы. Научил Павлика слову «пожалуйста» бескорыстно, не потребовав за это никакой благодарности.
- Сестра Павлика Лена — добрая и отзывчивая девочка, любящая рисовать красками. Не любит, когда её просят о чём-то грубо.
- Бабушка — заботливая женщина, очень любит своих внуков, но не терпит, когда в кухне берут что-то без спроса и ведут себя невежливо. Поэтому часто прогоняла внука из кухни.
- Старший брат Павлика — юноша, который также ценил вежливое обращение. Собирался отправиться кататься на лодке.
Уважительное обращение в повседневной жизни
История мальчишки Павлика актуальна и в сегодняшние дни как для ребят, так и для взрослых. Многие школьники никогда не слышали о культуре обращения с окружающими людьми, а иные повзрослевшие закрывают глаза на вежливость или вовсе забывают о ней. Безусловно, если не обращаться уважительно с другими, то они ответят взаимностью.
Волшебные фразы:
- «спасибо»;
- «прошу прощения»;
- «будьте любезны» и так далее.
Всё это не обычные словообороты, а проявление уважительности. Слова самые скромные, но какой в них магический посыл, сколько они содержат положительной энергии.
Когда произносится волшебная фраза, то становится теплее на душе, краски вокруг ярче. Вежливость — это победа доброты и жизнелюбия. Такие слова соединяют друг с другом радостных людей. Очевидно, что если желаешь изменить мир, то надо в первую очередь измениться самому.
Вспоминается народная пословица: «Вежливость ничего не стоит, но даёт многое». Добрая новелла об особых словах научает детей и их родителей быть уважительными и внимательными друг к другу. Злобность и грубости перечеркнут любые человеческие отношения и принесут вред тому, от кого они исходят. А при вежливом обращении никому в голову не придёт отказать в чём-либо.
Уроки морали Валентины Осеевой
Пожалуй, с таких важных старичков следует брать пример, они учат добру и правде. Уважительным обращением можно получить больше, чем грубыми криками. При располагающем приветствии всегда положительный отзыв.
Вежливость — это великая вещь. Бывает, что волшебную фразу, произнесённую полушёпотом, воспримут лучше, чем шумный крик и ругань. Каждый должен принять для себя в обязанность быть вежливым по отношению к окружающим, а особенно с родственниками и друзьями. Можно отметить по краткому содержанию в читательском дневнике, что в «Сыновьях» В
Осеевой главная мысль такая же — это важность заботы о родителях.
Этот рассказ о матерях и их детях. Три женщины беседовали у колодца, набирая воду, о своих сыновьях. Две хвалились, только третья скромно промолчала. Затем их встретили эти мальчишки. Только сын скромницы помог матери с ведром воды. Им все залюбовались.
Произведения Осеевой «Кочерыжка» и «Волшебная иголочка» — это также истории о преодолении детьми преград, о победе над порой кажущимися неразрешимыми трудностями.
Рассказы писательницы любят и читают:
- «Бабка»;
- «Долг»;
- «Синие листья»;
- «Хорошее»;
- «Время» и многие другие.
Советская писательница Валентина Осеева родом из Киева. В детстве мечтала стать актрисой, но, повзрослев, однажды случайно оказалась в рабочей коммуне для бездомных и осиротевших детей. Там стало ясно, что её предназначение и план на будущее — растить и обучать подрастающее поколение. Она более шестнадцати лет проработала с сиротами и малолетними преступниками.
Главные темы в работах писательницы:
- честность;
- патриотизм;
- добро;
- порядочность;
- любовь к человеку.
В свободное время женщина писала детские сказки, сценарии для пьес, также по ним ставила театральные постановки вместе со своими воспитанниками. Литературные труды Валентины Овсеевой о ребятах и для ребят, которые поднимают вопросы о хорошем и о плохом, учат терпимости к человеку и справедливости.
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят группу, в которой на полках стоят книги.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали, наша группа и вдруг везде на полках стоят книги?
Дети: В библиотеку.
В. : Да мы попали в страну, где живут книги. Сегодня я буду в роли библиотекаря и познакомлю вас с новыми книгами. На этих полках стоят книги с русскими народными сказками, а на этих полках расположены книги о животных, а здесь находятся энциклопедии, в которых очень много разной познавательной информации. Для чего нужно читать книги?
Д. : Книги нужно читать для того, чтобы быть умными, много знать интересного.
В. : Да, из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги очень важны и нужны.
На полках нашей библиотеки есть много книг с рассказами, в которых главным героям помогают «волшебные предметы». Вот например в этой книге, кто скажет как она называется, волшебный предмет помог девочке Жене найти хорошего друга. Что это за предмет? (Да, правильно это цветок — цветик семицветик).
А вот в этом рассказе, героине помогала дудочка, что это за рассказ?
(Да, это «Дудочка и кувшинчик»).
Но кроме волшебных предметов героям произведений помогают ещё и волшебные слова, они
помогают героям изменить свое поведение в лучшую сторону.
Такое произведение есть в книге Валентины Осеевой. Эта книга тоже стоит на полке нашей библиотеки, вот она, посомотрите какая яркая, красочная, в ней очень много красивых иллюстраций и интересных рассказов, с некоторыми из них мы уже знакомы. Это рассказы «Просто старушка», «Девочка с куклой», в них мы обсуждали как можно и нужно поступать в некоторых случаях.
А сейчас я вам хочу предложить послушать ещё один рассказа В. Осеевой, садитесь на свои стульчики.
Рассказ называется «Волшебное слово».
Чтение произведения.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кого встретил Павлик сидящим на скамейке.
Дети: Маленького старичка с длинной седой бородой.
В. : Как выглядел мальчик, когда встретил старичка?
Д. : Он был очень сердитым и с красным лицом.
В. : Как вы считаете, почемы мальчик был сердитым?
Д. :Он был сердитым, потому что сестра не дала краски, бабушка не дала морковку, а брат не покатал на лодке.
В. : Какой совет дал старичок мальчику?
Д. :Говорить волшебное слово.
В. :Павлик воспользовалься советом старичка?
Д. :Да, он сказал волшебное слово и сестре, и бабушке, и брату.
В. :И какие же изменения произошли в жизни мальчика?
Д. :Сестренка дала краски, бабушка пирожок, брат покатал не лодке.
В. :Чем же закончился рассказ?
Д. :Мальчик решил отблагодарить старичка за добрый совет, но старичка на скамейке не было.
Физминутка.
Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем. А игра называется «Не ошибись, пожалйста!» .Я буду просить вас выполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Присядьте, пожалуйста, три раза.
Молодцы, какие вы внимательные, ни разу не ошиблись.
Садитесь, пожалуйста.
А сейчас я хочу вам предложить игру «Скажи по разному».
В. :Я прошу сюда выйти Кирилла и Дениса, Кирилл будет старичком а Денис — Павликом. Вы, ребята, должны будете поизнести фразы старичка и Павлика с разной интонацией.
В. :Кирилл будет произносить фразу «С тобой что-то случилось?», а Денис — Павлик будет отвечать такой фразой «Ну и ладно! А вам-то что?»
( Эти фразы нужно произнести: 1 Старичок — спокойно с добротой, Павлик — сердито, грубо; 2 Старичок — грубо произносит, Павлик — грустно, расстроенно; 3 Старичок — с тревогой, Павлик — весело и беззаботно)
В. :Молодцы ребята, хорошо у нас получилось, остальные дети поиграют в эту игру на следующем занятии. Потому что сейчас я хочу вам предложить другую игру, называется она «Закончи предложение».
1. У Павлика было красное сердитое лицо потому что.
2. Сестра Лена не дала Павлику краски потому что.
3. Сестра Лена дала краски Павлику потому что.
4. Павлик назвал старичка волшебником потому что.
В. : Вот ребята, видите, что быть вежливым не только приятно но и полезно.
Я думою что теперь, вы не будете забывать обращаться друг к другу и к окружающим вежливо.
И нам пора возвращаться из библиотеки в детский сад. Скажем всем посетителям библиотеки до свидания.
Подробный пересказ рассказа Цветик-семицветик
Одного дня мама отправила свою дочь Женю в магазин за бубликами. Девчушка вышла из магазина и почувствовала легкость баранок в руках. Оказывается, за девочкой увязалась чья-то собака. Увидев, что животное доедало последний бублик, Женя побежала за ним. Не догнав собаку, девочка расплакалась. Внезапно к ней подошла бабушка, она успокоила малышку и повела в свой прекрасный сад. Старушка подарила ей волшебный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков. » Это не простой цветок, он исполняет любое заветное желание «, — промолвила старуха. Затем она сказала Жене слова, которые нужно говорить, отрывая лепесток цветика и загадывая желание.
Сказав «спасибо» старушке, девчушка пошла домой, но вспомнив, что она потерялась, хотела попросить помощи у доброй женщины. Но ни сада, ни домика, ни старухи уже нигде не наблюдалось. Тогда малышка сорвала лепесток, молвила волшебные слова и сразу очутилась дома с бубликами.
Женя подумала и решила, что для такого необыкновенного цветочка подойдет мамина любимая вазочка. Когда малышка доставала ее с полки, ваза упала на пол и раскололась. Женя, услышав мамин голос, оторвала лепесток цветика-семицветика и через несколько секунд ваза стояла на полке. Обрадовавшись, девчуля пошла гулять во двор с мальчишками. Они играли в Северный полюс и Женю брать с собой не хотели. Тогда, с помощью волшебного цветка, девочка оказалась среди белых медведей. Испугавшись, девочка оторвала еще один лепесток, чтобы попасть домой.
Потом малышка увидела у девочек милые игрушки и захотела себе такие же. Сорвав еще один лепесточек, к девочке стали прилетать разные игрушки со всех магазинов страны. Спрятаться девочка не могла от них и сбежать тоже. Тогда Женя решила использовать самый последний лепесток на цветке с пользой.
Вдруг девчушка увидела на лавочке мальчика Витю. Она предложила ему поиграть в салки, но Витя не мог встать. Женя стала интересоваться, почему он не хочет с ней играть? Мальчик сказал, что он хромой. И тут Женя достала цветик и загадала желание, чтобы Витя поправился. Внезапно дети стали бегать по двору. Витя бегал очень быстро, поэтому Женя не могла его догнать.
Можно сделать вывод, что эта сказка Валентина Катаева учит нас доброте, отзывчивости. Нужно помогать окружающим людям, помогать ближнему человеку. Помощь окружающим могут сделать вас счастливым человеком. Не нужно тратит свою «удачу» впустую, лучше поможем тем людям, которым действительно необходима помощь. А если вы сделали ошибку, исправьте ее — лучше поздно, чем никогда. Так поступила героиня сказки, она потратила шесть лепестков волшебного цветка впустую, но седьмой пошел на благо мальчику.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Вариант 2
“Волшебное слово” – это произведение, написанное советской писательницей Зоя Осеевой в 1954 году. Рассказ повествует о мальчике по имени Коля, который живет в деревне и мечтает о том, чтобы стать лучшим в классе. Однажды он находит в лесу старинную книгу, в которой описано волшебное слово, способное исполнить любое желание. Коля решает испытать его на себе и просит о том, чтобы стать умнее всех в классе. Вскоре он замечает, что его знания стали расти с невероятной скоростью, и он действительно становится лучшим учеником.
Однако, с течением времени Коля начинает замечать, что его новые знания не приносят ему счастья. Он становится замкнутым и одиноким, не может найти общий язык с друзьями и родными. В конце концов, он понимает, что волшебное слово не принесло ему счастья, а только отдалило от окружающих.
“Волшебное слово” – это прекрасное произведение, которое показывает, что знания не всегда приносят счастье
Оно учит нас тому, что важно не только уметь, но и уметь общаться с людьми, находить общий язык и находиться в гармонии с окружающим миром
Кроме того, рассказ Осеевой подчеркивает важность дружбы и семьи. Коля понимает, что его новые знания не могут заменить любовь и поддержку близких ему людей
Он осознает, что друзья и родные – это самое ценное, что у него есть в жизни.
“Волшебное слово” также учит нас тому, что желания могут иметь последствия. Коля не подумал о том, что его желание стать умнее всех может привести к тому, что он отдалился от окружающих. Это напоминает нам о том, что мы должны быть осторожными в том, что мы желаем, и помнить о том, что наши желания могут повлиять на других людей.
Наконец, “Волшебное слово” – это произведение, которое учит нас тому, что счастье не может быть достигнуто только через знания и успех. Коля понимает, что счастье – это не только уметь, но и уметь любить и быть любимым. Он осознает, что счастье – это то, что находится внутри нас, и что мы можем найти его только тогда, когда мы находимся в гармонии с собой и окружающим миром.
В целом, “Волшебное слово” – это прекрасное произведение, которое учит нас тому, что знания и успех не могут заменить любовь, дружбу и гармонию с окружающим миром. Оно напоминает нам о том, что мы должны быть осторожными в том, что мы желаем, и помнить о том, что наши желания могут повлиять на других людей.
«Волшебное слово» читательский дневник 2 класс
Автор — Валентина Осеева
Год — 1943
Жанр: рассказы о детях
Сколько страниц — 18
«Волшебное слово» главные герои
- Павлик — главный герой. Это живой, энергичный мальчик, который хочет и с братом на лодке покататься, и красками сестры порисовать. Он искренний и общительный: рассказывает старичку на лавочке, что с ним случилось. А когда старичок ему дает хороший совет, без размышлений быстро убегает домой испробовать «волшебное слово».
- Мудрый старичок. Мудрый и внимательный к людям человек. Он стал для Павлика настоящим волшебником. Именно он научил Павлика волшебному слову.
- Ленка — сестра Павлика. Добрая и отзывчивая.
- Бабушка.
- Старший брат
План пересказа рассказа «Волшебное слово»
- Встреча в парке
- Жалобы Павлика.
- Волшебное слово
- Ленка делится краской
- Бабушка дает пирожок
- Брат согласился прокатить мальчика
- Павлик все понял.
Главная мысль рассказа «Волшебное слово»
Вежливость — залог успеха во многих ситуациях.
Главная мысль рассказа в том, если хочешь изменить мир или отношение мира к тебе, нужно прежде всего изменить себя в лучшую сторону. Павлик, когда что-то просил, он забывал произносить слово «пожалуйста». Затем, как Павлик стал произносить это слово, все стали к нему по-другому относится.
Чему учит рассказ «Волшебное слово»?
Рассказ учит, что нужно всегда уважать старших и быть вежливым и с родными близкими людьми, и с незнакомыми. Учит не быть грубым и невоспитанным. Учит волшебным словам.
«Волшебное слово» отзыв
Мне понравился этот поучительный рассказ. Он заставляет нас задуматься о том, что к людям нужно относиться уважительно и по-доброму.
На примере главного героя показано, насколько важно быть вежливым с окружающими и обращаться к ним в уважительной форме, а не требовать. Когда Павлик, в грубой форме просил что-либо у членов своей семьи и ему было невдомёк, почему все прогоняют его
От этого он очень сердился. Павлик понял, как много значит вежливость для каждого человека. Он осознал, что вежливостью можно добиться большего, чем грубостью.
Пословицы к рассказу «Волшебное слово»
- На добрый привет, добрый ответ.
- Вежливость ничего не стоит, а приносит много.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Ласковое слово само ничего не стоит, а другому много даёт.
- Доброе слово железные ворота отопрет.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Добрый человек добру и учит
- За добро добром и платят
Краткое содержание «Волшебное слово» для читательского дневника
Однажды Павлик вышел на улицу весь рассерженный за то, что его никто не понимал и сел на скамейку рядом со старичком. Тот его спросил что с ним случилось и когда Павлик с ним поделился, старичок шепнул мальчику волшебное слово «пожалуйста». Мальчик тут же побежал опробовать это слово и оно сработало. Сестра Ленка, услышав волшебное слово, делится с Павликом красками. Бабушка, в ответ на волшебное слово, угощает Павлика пирожком. А брат берёт Павлика покататься на лодке.
Все удивились переменам в Павлике. Павлик хотел поблагодарить старичка, но тот уже ушёл.
Сюжет
В парке на скамейке сидел маленький старичок и зонтиком чертил узоры на песке. К нему подсел Павлик и грубо потребовал, чтобы старичок подвинулся. У Павлика было красное, злое лицо, и старичок поинтересовался, что с ним случилось.
Павлик не выдержал и поделился с незнакомцем своими бедами: сестра Ленка не поделилась с ним красками, бабушка тряпкой прогнала его из кухни, а старший брат наотрез отказался взять его с собой кататься на лодке. Павлик замолчал и подозрительно посмотрел на старичка, который его внимательно слушал. Тот в свою очередь сказал, что знает волшебное слово, которое обязательно поможет мальчику улучшить его жизнь. Говорить его нужно тихим голосом, глядя человеку прямо в глаза. Он наклонился к уху Павлика и что-то тихонько прошептал.
Павлик бросился бежать домой. Первой он увидел Лену, которая тут же сгребла к себе краски. Но Павлик повернулся к ней и тихим голосом попросил краски, добавив слово «пожалуйста». Лена не ожидала услышать такое от брата – она улыбнулась и протянула ему краски.
И снова произошло чудо: бабушка ласково улыбнулась и протянула внуку самые лучшие пирожки. Перед ужином Павлик вежливо попросил старшего брата покататься с ним на лодке, и тот не смог отказать.
Мальчик вспомнил старичка, раскрывшего ему тайну волшебного слова . Он бросился в парк, чтобы поблагодарить его, но старичка уже нигде не было видно.
тема: В. Осеева «Волшебное слово»
Цель:
Научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения воспитанниками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему
Задачи:
– познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;
– развивать устную речевую культуру воспитанников,
– активизировать мыслительную деятельность воспитанников;
– развивать творческие качества личности ребёнка;
– через содержание языкового материала воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим;
Ход занятия:
1.Организационный момент
– Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажем вам:
«Будет интересно!»
- Сообщение темы и цели урока.
– Ребята, когда вы слышите слова «вежливость» что вам представляется? Как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей)
Сегодня на занятии мы будем говорить о вежливости и познакомимся с произведением русской писательницы Валентины Александровны Осеевой«Волшебное слово»
- Знакомство с произведением.
Чтение педагогом
Анализ произведения
- Продолжение работы по теме урока:
-Понравился ли вам рассказ?
-Чем он вам понравился?
-О ком этот рассказ?
– Каким мы видим мальчика?
Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.
– Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)
– Нравится ли он вам? (Нет).
-Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)
-Что случилось с Павликом?
– Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)
– Кто помог Павлику? (Старик).
– Как выглядел старик?
-Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).
-Как нужно говорить это волшебное слово?
– Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)
-Как об этом узнал старик?
Работа с текстом.Чтение рассказа детьми.
-А сейчас откройте учебники на странице 87. В.Осеева «Волшебное слово».
Чтение по цепочке.
– Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика.
Работа с иллюстрацией.
-Кого вы видите на иллюстрации?
-Что делает старик? Павлик?
-Найдите и зачитайте строки из текста, которые можно отнести к этой иллюстрации.
Выборочное чтение. (работа в парах)
1 пара: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)
2 пара: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).
3 пара: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
(За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы).
– Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово? (Оно становилось хорошим).
– Как звучит это слово? (Пожалуйста)
– Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? (Изменилась, все стали относится к мальчику по-доброму, как он этого и заслуживал).
– Можно ли старика назвать волшебником? (Можно) Почему? (Потому что он помог мальчику стать добрым)
– Каким стал мальчик, после общения со стариком?
Добрый мальчик: смущённое доброе лицо, смотрит в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил.
Работа с пословицами.
-Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
-К кому из героев рассказа их можно отнести?
VII. Рефлексия.
-Напишите по 3-4 «волшебных слова», которые вы используете чаще остальных. (на заранее приготовленных листах)
Несколько уч-ся зачитывают слова.
Продолжи предложения.
Сегодня на уроке я узнал (а)……
Я бы похвалил (а) себя за…..
После урока мне захотелось…..
VIII. Подведение итогов урока
– Ребята, с каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? («Волшебное слово»)
–Кто написал этот рассказ?
– Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили? («Спасибо», «пожалуйста», «извините», «до свидания», «доброй ночи», «доброе утро»)
– Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)
– С какой целью надо употреблять «волшебные» слова?
- Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение рассказа.
Конспект открытого занятия. Курс: Развитие речи тема: В. Осеева «Волшебное слово»
Главная тема произведения
Главная мысль сказки — почитание окружающих, воспитанность и внимательность к ближним. Следует заботиться о других людях, быть чуткими к их желаниям и настроениям. Требуется выказывать уважение, быть добрыми. Эти простые истины — неотъемлемая часть человеческого общения, они представляют собой основу культуры и взаимопонимания.
Нравственное зерно
Надо указать в читательском дневнике, почему Осеева в своих работах такое внимание уделяет вопросам нравственности. Моральное зерно — это главное, что есть в человеке
Волшебные слова проделывают невообразимые чудеса. Они чем-то напоминают магическое заклинание, которое способно на невозможное.
Разумеется, мысли должны быть преисполнены добра. Для этого надо соблюдать нравственные законы. В любом возрасте, особенно в детском, когда личность ребёнка только формируется, необходимо задаваться вопросами о добре и зле, о том, что такое плохо и что такое хорошо. Следует уметь различать правду и обман.
Всегда нужно стремиться к любви по отношению к другому человеку, к порядочности. Образ главного героя Павлика весьма неприятный и отталкивающий. Его физиономия постоянно красная из-за нескончаемых недовольств. Он смотрит на мир искоса. Невнятным бормотанием мальчишка заявляет о своих желаниях родственникам, каждый день удивляясь отказу.
Его пальцы сжаты в кулак. Павлик вечно обижен на всех вокруг, все ему обязаны и должны. Мальчишка то и дело вопит, бьёт кулаком по поверхностям. Он хочет всякого лишний раз толкнуть или ударить. Хамоватое и невоспитанное поведение — это уже черта характера юного Павлика. Мальчишка с раздражением обращается с другими людьми, он обижен на весь мир. Мальчик злится и грубит изо дня в день.
Какие же разительные перемены у маленького Павлика, когда он получил урок вежливости. Все домашние буквально опешили от этих нововведений.
Магия вежливости
Теперь у Павла есть место доброте
Как важно оставаться приличным и правильно вести себя. Хорошее воспитание неукоснительно располагает к себе и открывает любое сердце
Вежливое обращение к другому бесценно, оно украшает, делает человека человеком. Если постоянно произносить волшебные вежливые слова, то со временем просыпается чуткость и заботливость. Такое нельзя не любить, эту личность каждый уважает и старается быть полезным.
Конечно же, волшебные слова делают мир лучше. Они помогают выстраивать вежливые и уважительные отношения между людьми. Встреча с таинственным старичком на скамейке повлияла на всю жизнь маленького Павлика. Может быть, незнакомый дедушка и вправду был волшебником.
Главный персонаж совершенно меняется к концу произведения. После беседы в парке он понимает необходимость чуткого отношения к окружающим. Вежливое слово помогает, оно украшает и располагает. Добродетельное отношение к другому человеку всегда дарит лёгкость сердца и радостное настроение. Оно вызывает то же самое и в собеседнике.
Как замечательно, когда есть такие хорошие и добрые люди, как этот дедушка из парка. Терпеливо выслушал всхлипывания чужого грубияна-мальчишки. Старичок не рассердился, не стал юного героя Павлика учить жизни и читать нотации.