«три толстяка» читательский дневник

Краткое содержание книги юрия олеши «три толстяка»

Кратчайшее содержание для читательского дневника

У наследника толстяков сломалась любимая кукла, которая была у него для игр и общения. Толстяки не разрешали Тутти играть и общаться с другими детьми.

Починить куклу не удалось. Но взамен привели девочку, похожую на эту куклу. Девочка помогла стать мальчику хорошим и добрым. Вместе они освобождают мастера кукол. В последствии оказывается, что они брат и сестра, разлученные в раннем детстве.

Дети помогают Тибулу справиться восстановить справедливость, справившись с плохими правителями.

Подробнее

В одном месте проживал доктор по имени Гаспар Арнери. В стране, где проживал ученый, вся власть была у Трех Толстяков.

На прогулке он застал восстание народа против их власти. В результате происходящих событий, доктор падает без чувств на землю. Проснувшись, он видит вокруг себя трупы людей, которые были на восстании. Он направился домой и собрался лечь спать, но вдруг из его камина появляется Тибул в зеленом плаще.

Три толстяка наблюдали за пленным. Насладившись видом плененного человека, они продолжили пир, но в зал плача и рыдая, проникает наследник Тутти.

Они собираются сделать его своим наследником. Мальчик воспитывается во дворце как принц. Но хотят воспитать его с железным сердцем и не разрешают общаться с другими детьми. Но, вместо этого они дарят ему куклу, которая может расти вместе с ним. Но гвардейцы сломали куклу и мальчик был очень опечален этим событием.

Они отправляют куклу для починки доктору Гаспару Арнери.

Три Толстяка отвлекают внимание народа празднествами, а во время этого сооружают все для казни. По дороге доктор теряет куклу и видит ее в одном из балаганчиков

Кукла оказалась совсем не куклой, а обычной девочкой, которую звали Суок. И она очень была похожа на ту куклу

По дороге доктор теряет куклу и видит ее в одном из балаганчиков. Кукла оказалась совсем не куклой, а обычной девочкой, которую звали Суок. И она очень была похожа на ту куклу.

Они отправляются во дворец и девочка снова притворяется куклой. Взамен, доктор просит освободить десятерых людей.

Суок пыталась освободить ученого, за что ее теперь и судят. На это время маленького принца усыпляют, ибо он очень любил Суок и мог помешать суду. Ее решено было отправить на растерзание львам, но ее подменили той самой испорченной куклой.

Народ снова восстает и берет дворец. Власти Толстяков наступает конец. А девочка оказывается сестрой Тутти. Принца оставляют во дворце, а девочку, в обмен на редкого попугая, отдают бродячему цирку

>Олеша Юрий сказка «Три толстяка»

https://youtube.com/watch?v=aANqvVuW8zQ

Празднование победы

Кондитеры перевязали пояс торговца разноцветными лентами и украсили различными кремами. В результате у них получился большой праздничный торт. Никто из приглашенных гостей не заметил, что в середине десерта находился простой человек. После этого скромный продавец стал невольным свидетелем событий, происходивших во дворце.

Перед началом пира Три Толстяка захотели лично увидеть главаря восстания — Просперо. Их порадовал внешний вид закованного в цепи мятежника. Однако перед празднованием произошло событие, кардинально изменившее не только пир, но и повседневную жизнь всего выдуманного государства.

В зал с приглашенными гостями неожиданно вбежал наследник. Это был 12-летний мальчик. У правителей не было собственных детей, поэтому они собирались передать управление страной и свои богатства этому ребенку. Его воспитывали в роскоши и ограждали от общения с окружающим миром. Из-за этого Тутти вырос очень капризным и непослушным. Единственной радостью наследника была огромная механическая кукла, с которой он постоянно разговаривал.

Тутти был очень огорчен, потому что сломалась его любимая игрушка. Он закатил истерику. Чтобы успокоить мальчика, правители решили отремонтировать механическую куклу. Однако в их государстве никто не мог справиться с этой ответственной и деликатной задачей, кроме Гаспара. В ультимативной форме он получил приказ починить до утра поломанное изделие.

Пир было решено перенести на следующий день, поэтому торт с незадачливым продавцом шаров возвратили в кондитерскую. Повара пожалели торговца, и в обмен на его товар показали ему тайный подземный ход, который вел за дворцовую ограду.

Чтобы отвлечь простой люд, на городском рынке устроили выступление приезжих артистов. Среди них находился загримированный под негра Тибул. В самый разгар праздника неожиданно возникла драка. Гимнаст пытался отбиться от толпы, поэтому бросал в людей кочаны капусты. Неожиданно вместо овоща он схватил за голову появившегося продавца шаров. После этого мужчине стал известен секретный подземный ход.

Известный ученый внимательно осмотрел механическую куклу и осознал, что быстро ее невозможно сделать. Чтобы закончить ремонт, ему нужно около двух дней. Гаспар понял, что его доводы никто не будет слушать, поэтому попытался вернуть игрушку во дворец, но стражники не пропустили его. Доктор хотел продемонстрировать им изделие, но по пути оно исчезло.

Literature.land — работа на 5 баллов

Literature.Land это отличная коллекция авторских школьных сочинений, рассуждений, эссе и изложений, а также вспомогательных материалов к ним. Все работы выполнены на 5 баллов.

Сочинение по «Три толстяка» Ю.Олеши

07.11.2016

Категория: Все сочинения, Сочинения по произведениям

Произведение Юрия Олеши «Три толстяка» — это роман-сказка. Он мне понравился своим сюжетом. В нем есть приключения, захватывающие события, опасности и сказочные элементы. Олеша жил в начале двадцатого века. Это было трудное время для нашей страны, время великой революции. Олеше хотелось написать произведение для детей, в котором бы отразились события реального времени.

В любой сказке добро борется со злом. Этот роман-сказка – не исключение. Зло олицетворяют три толстяка и их ближайшее окружение. Это обжоры, тунеядцы, бездельники и трусы. Олеша всячески высмеивает их, чтобы показать, что они не страшны.

У толстяков нет детей, но у них есть воспитанник – наследник Тутти. Толстяки делают все, чтобы Тутти был похож на них: воспитывают в нем бессердечие и жестокость, не разрешают играть с детьми, проводят занятия не в школе, а в зверинце, хотят, чтобы у него было железное сердце, не чувствующее боли и сострадания. Единственным другом Тутти является необычная кукла, которая растет вместе с мальчиком.

В этой необычной стране Толстяки являются монополистами. Им принадлежат все богатства, добытые непосильным трудом бедняков. Сами бедняки за такой труд получают гроши. Им это не нравится. В стране назревает революционная ситуация, поднимается мятеж. Во главе простого народа стоят смелые и отчаянные люди: оружейник Просперо и гимнаст Тибул. Другой положительный герой – ученый, доктор Гаспар Арнери. Хотя он и обеспеченный человек, но он сочувствует простому народу, поэтому и помогает Тибулу, прячет его в своем доме, перекрасив в негра для маскировки. Доктор Гаспар очень добрый. Он соглашается починить куклу наследника, но вместо куклы отправляет во дворец циркачку Суок. Суок – бесстрашная, храбрая и добрая девочка. Она не только выручает доктора, но и пытается помочь схваченному Просперо. Благодаря ее разговорам, капризный Тутти тоже меняется в лучшую сторону. Он становится добрым и справедливым.

Если в романе Юрий Олеша отрицательных героев показывает со смешной стороны, то его положительные герои «самые-самые», то есть самые добрые, самые смелые, самые сильные, самые отважные. Они совершают благородные поступки, и их любит народ.

Произведение Ю.Олеши учит тому, как важно в жизни иметь верных друзей, готовых в любую минуту прийти на помощь, что счастье не купишь богатством, если ты сам его не заработал

Основные персонажи

Если сделать тщательный анализ по «Трем толстякам», то становится понятно, что эти герои вовсе не являются основными. Правители олицетворяют лишь негативное начало и классовую несправедливость. Настоящими персонажами выступают обычные люди, которые не обладают властью. Их характеры начинают проявляться лишь по ходу развития сюжета. Литературные приемы писателя позволяют постепенно погружаться в их внутренний мир.

Персонажами романа Юрия Олеши являются:

  • Три Толстяка — жестокие и очень жадные правители выдуманного государства;
  • наследник Тутти — 12-летний мальчишка;
  • Суок — 13-летняя девочка, которая выступает в цирке;
  • Гаспар Арнери — талантливый ученый, отстаивающий права обычных людей;
  • Тибул — известный гимнаст, поднявший восстание против власти;
  • Просперо — изготовитель оружия;
  • Август — пожилой клоун из цирка;
  • тетя Ганимед — служанка местного доктора;
  • Раздватрис — преподаватель танцев;
  • Туб — мастер, изготовивший куклу наследника.

Многие известные критики в своих рецензиях называют повествование Юрия Олеши романом. Его современники утверждали, что писатель был не против подобной оценки. При оформлении читательского дневника по «Трем толстякам» следует учесть, что в произведении присутствует смешение сразу нескольких тем.

Начало событий

В одном выдуманном городке проживал известный на всю округу ученый среднего возраста. Его мысли были довольно далеки от реального мира. Он полностью посвятил себя науке, поэтому его совершенно не волновали проблемы, с которыми ежедневно сталкивался простой люд. Гаспар не любил интересоваться событиями, происходившими за окном его жилища.

Этим государством правили три жестоких и жадных личности, которых писатель назвал Толстяками. Их совершенно не заботили проблемы обычного народа. В стране царили бедность, отсутствие прав и полная неустроенность жизни. Недовольство простых жителей вылилось в восстание против правителей.

Одним летним днем Арнери пошел на прогулку. Придя на главную площадь городка, на которой часто проводили шумные ярмарки и выступали талантливые артисты, он увидел толпу. Люди в панике бежали от дворца, в котором находилась резиденция местных правителей — Трех Толстяков.

Обычный люд преследовали солдаты и стреляли им в спину. Таким образом, ученый стал невольным свидетелем народного бунта, который возглавлял цирковой гимнаст и местный оружейник. Военные быстро схватили Просперо, однако Тибулу удалось сбежать от преследователей.

Из книги можно узнать, что гимнаст обладал такими качествами:

  • смелость;
  • решительность;
  • милосердие.

Полный впечатлений и душевных переживаний, Гаспар отправился домой. Он не мог понять произошедших событий. Его путь пролегал через большую площадь, на которой мужчина присоединился к толпе любопытных зевак, наблюдавших за тем, как Тибул пытался скрыться от солдат. Для этого гимнаст ловко прошел по канату, натянутому высоко над землей. При помощи его он проник в небольшой люк, расположенный на куполе башни.

Затем обессиленный ученый вернулся к себе домой. Он собрался лечь отдохнуть, но в этот момент в его жилище через дымоход проник незнакомец. В непрошеном госте мужчина быстро узнал предводителя восстания — циркового гимнаста Тибула.

На следующее утро по решению местных правителей на городской площади начались приготовления, чтобы провести показательную казнь над 10 пойманными мятежниками. Тибул решил помочь осужденным повстанцам избежать смерти

Чтобы отвлечь внимание охранников, он обрезал веревку, удерживающую веселого продавца воздушных шариков

Торговец быстро поднялся в воздух и полетел. Стремительный порыв ветра направил его в распахнутое окно придворной кондитерской. Влетев в комнату, тот попадает в большой праздничный торт, который был изготовлен в честь победы над мятежниками.

https://youtube.com/watch?v=FFDJuP7b6VQ

Отношение автора к сказке

Юрий Олеша создал сказку «Три Толстяка» с явным уважением к жанру и культурному наследию русской литературы. Он обладает глубоким пониманием традиций русской сказки и мастерски использовал их, чтобы создать свою уникальную историю. Автор показывает, что сказки не только для детей, но и для взрослых. Он использует символику и мотивы, которые живут в нашем подсознании, чтобы рассказать историю о жизни и смерти, о добре и зле, о надежде и отчаянии.

Олеша не ограничивает свою сказку детской моралью, он показывает более сложные мотивы, которые присутствуют во всех сказках. Он рассказывает историю о сострадании, о том, что наша жизнь имеет ценность, о том, что все мы равны перед судьбой и что каждый носит свою уникальную и незаменимую искру внутри себя

Автор показывает нам, как важно оставаться человечным в трудных ситуациях и что даже небольшой акт доброты может изменить мир к лучшему

Итак, отношение Олеши к своей сказке является многогранным: он подходит к ней с уважением к жанру и сознанием традиций русской литературы, но в то же время он рассказывает историю, которая актуальна и для взрослых, и для детей. Автор использует символику сказок, чтобы подчеркнуть важные жизненные уроки, которые не теряют своей актуальности с течением времени. В целом, Олеша показывает нам, что сказки — это не просто рассказы для развлечения, а настоящее искусство, которое может открыть перед нами новые грани жизни и помочь лучше понять себя и мир вокруг нас.

Краткий разбор произведения

Хоть книгу причисляют к сказкам, в ней нет волшебства и супергероев, но есть бесстрашные люди, которые взяли на себя ответственность за судьбы других, возглавили народ и добились поставленной цели. Книга была написана в послереволюционный период, писатель передал в ней свое отношение к прошедшим событиям.

Олеша видит в роковых для страны событиях восторг, романтику, перемены. Но не замечает негативную сторону, которая состоит в сломанном до основания старом мире. Мятеж против жадных господ воспевается как благо, духом протеста против их гнета наполнены все главы книги.

Школьники знакомятся с произведением в 3 классе. Для усвоения материала им необходимо сделать краткий анализ в читательском дневнике. С этой целью можно придерживаться плана:

  1. Автор. Юрий Алексеевич Олеша.
  2. Название. «Три толстяка».
  3. Год написания/публикации. 1924/1928 гг.
  4. Жанр. Роман-сказка.
  5. Сюжет. Борьба добра и зла, в которой побеждают хитрость, отвага и смекалка.
  6. Идея. Юрий Карлович пытался донести, что власть и богатство не делают человека счастливым. Гораздо важнее свобода, доброта и любовь. Герой с добрыми намерениями всегда одержит победу, каким бы тернистым ни был его путь.
  7. Краткое содержание. В книге рассказана история о восстании, поднятом бедняками в государстве, где правят жестокие толстяки. Проявив мужество и смекалку, герои смогли победить жадных правителей и обрести утраченную в детстве семью.
  8. Чему учит. Заботиться о других и действовать вместе. Не быть эгоистичным, ленивым и жадным. Ценить близких и не бросать их в беде.
  9. Подходящие пословицы. «Кто власть имеет, бедных не жалеет».

Книга будет актуальна долгие годы, поскольку относится к классике. После знакомства с кратким содержанием и анализом произведения школьникам рекомендуется читать «Три толстяка» Олеши полностью.

Композиция и конфликт

В произведении «Три Толстяка» Юрий Олеша использует несколько типов композиции. В тексте мы встречаемся с элементами линейной композиции, когда сюжетные события происходят друг за другом. Так можно охарактеризовать первые несколько глав сказки. Затем, когда автор вводит новых героев, он использует параллельную композицию – например, история про продавца воздушных шаров. Она происходит не вне общего сюжета, а вплетается в него, параллельно происходят другие важные повороты – пир во дворце трех Толстяков, нападение на куклу Тутти. Периодически сюжет возвращает нас к прошлому – такой тип композиции называется ретроспективным. С ним мы сталкиваемся, когда писатель знакомит читателя с историей Суок, упоминая, что она выступала вместе с Тибулом. Следовательно, композиция произведения свободная, так как совмещает несколько типов, и очень своеобразная.

Писатель использует некоторые приемы – он интригует читателя, не рассказывая ему, что за чудовище было в клетке вместо Просперро, умалчивает о том, куда пропала кукла принца, когда доктор Гаспар уснул и потерял ее по дороге в замок, вводит «рассказ в рассказе» — когда воспитатель Тутти уведомляет Толстяков о нападении на куклу наследника. Также мы видим сон, в котором доктор Гаспар переживает о своей участи – он является связью с образом Суок, которую писатель вводит ближе к концу сказки.

В «Трех Толстяках» можно выделить множество конфликтов, о которых стоит упомянуть:

Народ и власть. Именно на этом конфликте закручивается сюжет произведения. Он является «двигателем» основного действия, именно его изображение изначально входило в замысел писателя. Это связано с историческими событиями, свидетелем которых он стал. Несправедливость самодержцев возмущала его, как и многих людей, и Олеша решил изобразить то, что видел вокруг себя – борьбу слабых, но смелых и решительных, против сильных, но глупых и медлительных.

Конфликт долга и чести. Доктор Гаспар является тем персонажем, который мечется между двумя этими понятиями. Сразу он помогает канатоходцу, укрывает его в своем доме и даже дает ему черный краситель, чтобы превратить его в негра, но не может противостоять власти Трех Толстяков и все равно берется исполнять их приказ – создать куклу наследнику. И все же доктор Гаспар переходит на сторону протестующих и участвует в плане по освобождению оруженосца. Тибул тоже переживает этот внутренний конфликт. Это происходит на площади, когда Три Толстяка уловкой хотели отвлечь народ от казни мятежников на Площади Суда. Тибул не желает предавать своих идей, он выдает себя, зная, как это опасно

Но этот факт его не заботит – ему важно поддержать народ, вождем которого он является. Это дело его чести

Так же поступают гвардейцы, не согласные с гнетом власти. Они переходят на другую сторону, начинают защищать угнетенных. То же самое испытывают и рабочие, которые вынуждены строить плахи, на которых произойдет казнь митингующих. Они пытаются противостоять власти, но, в отличие от Тибула, подчиняются своему страху и долгу.

Злодейство и любовь. Вечный конфликт становится «исходом» повествования, кульминацией – железное сердце Тутти оказалось выдумкой и, несмотря на коварный план Трех Толстяков превратить его в чудовище, которое будет так же угнетать народ и наживаться на нем, он оказывается спасенным благодаря любви, внутренней и внешней. Дело в том, что ничто не смогло испортить добрый нрав наследника. Он жалел куклу, которую закололи, хотя она была неживой. Тутти умеет воспринимать прекрасное, он искренне привязывается к Суок, когда она появляется в замке. И в итоге любовь побеждает: брат и сестра встречаются после долгих лет разлуки, наступает мир.
Действие и бездействие. В произведении есть множество персонажей, которые остаются на периферии и, казалось бы, не несут никакого смысла. К ним относятся Раздватрис и продавец воздушных шаров. Они представляют собой гротескные образы, которые должны смешить читателя, но на самом деле они являются основными двигателями сюжета, ведь от их смехотворных действий зависит исход истории. А конфликт проявляется в том, что они якобы «не вмешиваются» в происходящее. Но, стоит отметить, они все равно участвуют в главных событиях книги. Так, продавец подсказывает Тибулу, что во дворец есть тайный проход – его голова торчит на огороде, как капуста, и акробат чуть было не бросает ее в своих недоброжелателей. Раздватрис находит пропавшую куклу, которая спасает жизнь Суок. Таким образом, Олеша показывает, что исторические события затрагивают всех, не вмешиваться в них невозможно.

Рецензия Л. Чуковской

В 1940 году второй раз вышли в свет «Три толстяка». Отзывы о книге опять были в целом отрицательными. Среди них выделялась рецензия Лидии Чуковской, которая, подмечая несомненные достоинства книги (наличие увлекательного сюжета), утверждала, что сказка «холодная». По мнению критика, она не способна вызвать сопереживания к главным героям, в отличие от произведений того же Марка Твена. Основное обвинение Лидии состоялло в том, что свои произведения Ю

Олеша – «Три толстяка», «Зависть» и рассказы – насыщал чрезмерным вниманием… к предметам. А значит, за таким интересом к неживым объектам должно было таиться полное безразличие к людям

Несмотря на то что идейно сказка была выдержана, несколько экстравагантные обороты – наподобие «розы пролились, как компот» – значительно затрудняли восприятие главной темы, то есть борьбы народа с угнетателями. Однако вряд ли стоит, создавая собственное мнение о писателе, полагаться на подобные замечания и отзывы: «Три толстяка» Олеша писал в преддверии экспрессионистической манеры «Зависти», ставшей визитной карточкой русской литературы 20-х годов. Тем более сама Лидия Чуковская помимо воли демонстрировала прекрасное владение таким стилем, говоря о «капризах сюжета», тонущего в водопаде сиропа и горах сахарного песка.

Суть: о чем?

Книга «Три Толстяка» отражает суть авторитарного правления. В ней народ сражается за свою свободу, стремится стать независимым от гнета богачей. В таком случае может помочь только революция – именно ей посвящена книга.

Три Толстяка представляют собой три разновидности регулирования жизни общества. Против них выступают Тибул и Просперо, которые вдохновляют своей смелостью жителей города на борьбу. Им не страшно отстаивать свою свободу, они делают все ради хорошей жизни общества.

Доктор Гаспар становится помощником бунтовщиков. От его лица начинается повествование и, хоть он не представляет собой «борца за справедливость» и какое-то время даже не знает о происходящем, доктор все равно жалеет народ и делает все ради справедливости. Он помогает освободить Просперо из плена, прячет Тибула.

Книга заканчивается на хорошей ноте – власть сменена, люди живут в равенстве и достатке, Тутти и Суок выступают в цирке и, как оказывается, приходятся друг другу братом и сестрой. Жизнь налаживается.

Основная мысль

Анализируя произведение, читатель может выделить главную тему: если люди имеют храбрые сердца и надежных друзей, они непобедимы. Деспоты и угнетатели народа должны быть отстранены от власти и получить по заслугам, как были наказаны вымышленные три толстяка.

Сколько страниц книги повествуют о дружбе и взаимовыручке, не сосчитать. Главные персонажи на примерах показывают, как можно справиться с проблемами. Их смелость и мужество, умение отстаивать свои интересы, бороться за права позволяют пройти через все преграды. Нельзя терять надежду ни при каких обстоятельствах. Справедливость обязательно должна быть восстановлена. Сюжет книги завершается наказанием злых сил.

«ТРИ ТОЛСТЯКА: ТАЙНЫ ЗНАМЕНИТОЙ СКАЗКИ»

Подробности
Создано: 04.03.2024 10:40

В 1924 году Юрий Олеша написал своё первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка», который был опубликован лишь четыре года спустя.

Всё произведение проникнуто романтическим революционным духом. Это сказка о революции, о том, как весело и мужественно борются против господства трёх жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини — девочки-циркачки Суок…

Идея написать сказку возникла у Юрия Олеши в общежитии «Гудка». В окне напротив писатель разглядел юную красавицу, увлеченно читавшую книгу сказок Андерсена. Девушку звали Валентина Грюнзайд. Очарованный 15-летней девушкой, Олеша поклялся сочинить сказку получше, чем у датчанина. В типографии прихватил рулон бумаги и, раскатав на полу, ночами писал роман. Первое издание посвятил Валентине Грюнзайд.

В городе Толстяков угадывалась теплая Одесса. Карнавальная сказка с революционным сюжетом читалась легко, фантазия и блестящие метафоры автора восхищали детей и взрослых. В 1930-м сказку впервые поставили на подмостках МХАТа.

Инсценировка переведена на 17 языков и сегодня ставится на мировых сценах. В 1966 году Алексей Баталов с Иосифом Шапиро сняли картину «Три толстяка». В печать сказка попала лишь в 1927 году.

В стране Трёх Толстяков революционная ситуация — недовольство бедной части общества, попытки поднять мятеж. Идейными вдохновителями революционеров являются оружейник Просперо и гимнаст Тибул. Один из главных героев повести, учёный, доктор Гаспар Арнери, сочувствует народу, хотя сам — довольно обеспеченный человек. Поднявшие мятеж гвардейцы дворцовой стражи испортили чудесную куклу наследника Тутти, подобную внешне живой девочке, и доктору отдан приказ починить механизм за одну ночь. Он не может этого сделать и везёт куклу во дворец, но по дороге теряет её. В поисках куклы он находит девочку-циркачку Суок, как две капли воды похожую на сломанную куклу. Она соглашается подменить куклу и помочь революционерам. Девочке это удаётся, но её приговаривают к смерти. Власть Толстяков свергают, а Суок и Тутти дают представления вместе.

Доктор Гаспар Арнери — старый учёный, самый известный в стране, сочувствует народу. * Гимнаст Тибул — один из вождей революционеров, акробат, лучший гимнаст в стране. * Суок — девочка-циркачка двенадцати лет, напарница Тибула. * Август — старый клоун из труппы «балаганчик дядюшки Бризака». * Тётушка Ганимед — экономка доктора Гаспара. * Оружейник Просперо — один из вождей революционеров. * Наследник Тутти — мальчик двенадцати лет, наследник Трёх Толстяков. * Раздватрис — учитель танцев, сочувствующий Толстякам. * Три Толстяка — правители страны, их имена не упоминаются, в повести их называют Первым, Вторым и Третьим Толстяками. * Туб — бывший учёный, создатель куклы наследника Тутти. * Граф Бонавентура — капитан дворцовой гвардии.

В мире сказки нет магии как таковой, но некоторые её элементы всё же присутствуют. Например, ученый по имени Туб создал куклу, способную развиваться внешне как живая девочка, и отказался делать наследнику Тутти железное сердце вместо человеческого (железное сердце требовалось Толстякам для того, чтобы мальчик вырос жестоким и безжалостным). Туб, проведя в клетке зверинца восемь лет, превратился в существо, напоминающее волка, — полностью оброс шерстью, у него удлинились клыки.

Страной правят Три Толстяка — магнаты-монополисты. Кто правил страной до них, неизвестно, они являются регентами при несовершеннолетнем наследнике Тутти и собираются передать ему власть. Население страны делится на «народ», «толстяков» и им сочувствующих, хотя чётких критериев такого деления не даётся. Толстяки представлены как богачи, обжоры и бездельники; народ — как бедняки, голодающие, рабочий люд, но среди героев романа немало исключений.

Смысл названия

Название произведения «Три толстяка» выглядит достаточно понятным и прозрачным, чтобы его комментировать

Но все же стоит заострить внимание на определенных деталях. «Три Толстяка», если смотреть прямо, названы так, потому что страной правят именно эти три персонажа

В их руках сосредоточена вся власть, они могут влиять на народ и все, что их заботит, — неожиданное изменение веса от стресса и стремление держать всю власть в своих руках. Для того чтобы даже после смерти уметь управлять людьми, они воспитывают наследника.

Цифра три выносится в название произведение не как символ связи с фольклорной традицией, а как аллюзия на три ветви экономической власти – сельское хозяйство, добыча угля и железа. Толстяками называются не только три этих героя, но и вся «элита» общества, которая так же обладает многим и не считается ни с чем. Как можно предположить, Толстяки называются именно так, потому что их легко сравнить с набитыми кошельками. Наверное, потому они так и боятся поправиться еще больше – тогда они просто лопнут, их век закончится.

На чем акцентирует внимание Олеша? Время Трех Богатырей прошло, их место заняли Три Толстяка. Если богатыри регулировали добро и зло в этом мире, то толстяки выполняют ту же функцию, но только исход совсем иной

Богатырям не нужно наживаться на людях, для толстяков это основная цель. Мир сказок и волшебников прошел, писатель показывает нам суровую реальность. Правом судить теперь обладают не сильные и справедливые, бескорыстные и смелые, а заплывшие жиром и хитрые, жаждущие наживы и трусливые.

Проблемы

Главной проблемой, описанной в произведении, является гнет власти и ограничение прав и свобод народа.

В качестве дополнительной проблемы можно выделить проблему равнодушия, ведь все горести в стране, описанной Олешей, начинаются именно из-за этого. Наиболее богатые жители страны, чувствуя власть над другими людьми, абсолютно к ним равнодушны. Так же и продавщица цветов пытается отвлечь маленькую девочку от страшной борьбы, на которую идут люди, когда не остается другого выбора. Именно из-за равнодушного отношения одних к другим рождается ненависть, она становится порывом к более решительным действиям.

Иллюстрации Владимира Козлинского (1935)

До революции Добужинский преподавал в художественной школе Елизаветы Званцевой, которую посещал наш следующий герой. Получается, в какой-то мере герой этот — ученик знаменитого «мирискусника». Однако при взгляде на работы Владимира Козлинского о «Мире искусства» думаешь в последнюю очередь. Весомые, грубые, зримые, подчас какие-то неотёсанные, они вдоволь напитаны другим опытом художника — работой в «Окнах РОСТа» и сатирических журналах. Только сатира здесь не тонкая или ехидная, а словно бьющая наотмашь.

Таковы картинки к изданию «Трёх толстяков», выпущенному в 1935 году. Сами толстяки кажутся сошедшими с плакатов, направленных против «буржуев», многие иллюстрации в книге (при всей их умышленной простоте) словно живут на перекрёстке двух настроений: площадно-игрового и угрюмо-мрачноватого, больше склоняясь к последнему. Помимо «плакатности» угадываются отголоски экспрессионизма; ещё говорят, будто Козлинский странным образом угадал будущее — даже в шестидесятые его работы не казались бы устаревшими.

Книжку с иллюстрациями Козлинского переиздали в том же 1993 году, но гравюры в «репринте» воспроизведены очень дурно, а качество книги в целом — отвратительное. Ещё раз книгу выпустили в 2009 году, но тираж этого издания крайне ограничен.

Вывод

Имея власть, нельзя плохо относиться к тем, кто тебя поддерживает, ведь они не отличаются от тебя по природе — все люди равны. Жестокость и несправедливость порождают недовольство и рано или поздно вызовут отпор и свержение. Зло обязательно возвращается к его совершившему. А доброта, словно вода камень, смягчает даже очень черствое сердце. Нужно ценить родных людей и крепко держаться друг за друга, родные люди — главная поддержка и опора в жизни.

Добавить в избранное

Автор Год написания Жанр произведения Главные герои О чём?
Олеша Юрий 1924 сказка Тутти — наследник Толстяков, Соук — девочка-циркачка,

Арнери — богатый ученый,

Тибул — канатоходец и руководитель революционного движения,

Туб — заточенный изобретатель

Сказка о том, как благодаря девочке, похожей на любимую куклу наследника толстяков, мальчику удалось стать добрым.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: