«учитель словесности» — краткое содержание рассказа а.п. чехова

Краткое содержание Чехов Учитель словесности

Сергей Васильевич Никитин – молодой учитель словесности в городской гимназии. Он холост и делит квартиру со своим коллегой – преподавателем истории и географии Ипполитом Ипполитовичем.

Однажды, казалось бы, незначительное событие выводит учителя из душевного равновесия. Он проиграл в клубе двенадцать рублей в карты. Партнер по игре заметил, что у Никитина денег куры не клюют, и это заставило учителя задуматься. Неужели он и в самом деле стал легко относиться к деньгам, потому что получил за Манюсей хорошее приданое? Неужели и само огромное счастье, которое он все время испытывал, досталось ему незаслуженно легко?

Дома Манюся сообщает Никитину, что ее сестра Варя очень расстроена из-за отъезда штабс-капитана Полянского: военный часто бывал в доме Шелестовых, и все надеялись, что он сделает предложение старшей сестре. Манюся считает, что Полянский поступил дурно: если не собирался жениться на Варе, то зачем тогда ходил в гости? Никитин спрашивает у жены, ждали ли от него женитьбы, раз он тоже бывал у Шелестовых, и получает утвердительный ответ.

Разговор с женой окончательно открывает глаза Никитину. Он понимает, что уже давно обманывает себя, что он плохой учитель, не любящий ни свою работу, ни учеников, что он погряз в этом уютном обывательском мирке, в этой пошлости. А ведь есть и другой, большой мир, где можно жить, страдать, отдаваться любимому делу, работать, сочинять, приносить пользу. Бежать, скорее бежать, иначе впереди – гибель. Эта мысль не дает покоя Никитину, и он понимает, что прежней спокойной жизни уже не бывать.

Основная мысль рассказа – попадание способного, интеллигентного человека в пошлую среду, которая затягивает его, заставляя вести обывательское существование.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Читать краткое содержание О любви Чехов

Товарищи завтракали, периодически к ним заглядывал повар Никанор. Алехин поведал, что красавица Пелагея была влюблена в Никанора, но отказывалась идти за него замуж, так как он был не дурак выпить. Алехин пустился в рассуждения, что любовь – одна сплошная тайна. Все влюблённые люди, по его мнению, постоянно о чём-то думают и рассуждают. И все эти возникающие один за другим вопросы отвлекают от самого чувства.

Было очевидно, что Алехин жаждал рассказать что-то сокровенное. Все одинокие люди любят порой излить душу. Мрачная осенняя погода за окном благоволила долгим беседам, и Алехин всё-таки начал свой рассказ.

Окончив университет, Алехин переехал в Софьино. Его отец был весь в долгах, и большая часть долгов набралась для уплаты обучения сына. Алехин чувствовать себя должным, начал пахать, сеять, косить вместе с мужиками. В начале он пытался совместить мужицкий труд и помещичий уклад: читал после поля газеты, попивал кофе. Но труд его настолько изнурял, что он начал засыпать в санях, не добравшись до постели. Потихоньку он распустил всех слуг, оставив только тех, кто работал ещё при его отце.

Спустя какое-то время Алехин был выбран мировой судьей. Периодические выезды из деревни в город на заседания стали чем-то вроде развлечения. Как-то после особого затянувшегося дела, новый знакомый Луганович пригласил его на обед. В гостях Алехин увидел его двадцатидвухлетнюю супругу Анну Алексеевну. Она была молода, мила, интеллигентна и обаятельна. Уехав после в Софьино на всё лето, у Алехина периодически всплывал в памяти образ женщины.

Осенью Алехин отправился в театр, где случайно встретил Анну Алексеевну. Она поинтересовалась его здоровьем, сказала, что вспоминала его летом. На следующее утро Лугановичи позвали героя к себе на завтрак, а после все вместе отправились к ним на дачу.

Так Алехин в каждый свой приезд гостил у Лугановичей. Если он долго их не навещал, они начинали беспокоиться о его здравии. Они сетовали на его крестьянский физический труд и безденежье, говоря, что он с его образованием должен заниматься наукой. Супруги дарили ему подарки и настаивали, чтобы он взял у них денег, если возникала проблема с кредиторами. Алехину было неловко, и он старался их отблагодарить, каждый раз привозя из поместья цветы, птицу и масло. Но занимать у них себе запретил.

Он всё больше думал об Анне Алексеевне, и всё более становился несчастным. Он не мог понять, почему она в столь юном возрасте вышла замуж за мужчину в возрасте, и почему он не встретил её раньше Лугановича. Алехин сомневался в правильности своих чувств и от этого боялся признаться в них. Ему верили в этом доме, семья была счастливой, мог ли он всё это разрушить неосторожными словами? Возможно ли, что они бы разлюбили друг друга в итоге, и что тогда? Женщина думала так же: она не хотела ни врать, ни причинять боль своей семье.

Прошло несколько лет. У Анны родился уже второй ребенок. Луганович и дети всегда приветливо встречали Алехина, радуясь его визитам. Сам же он продолжал мучиться от любви. Они часто ходили вдвоём с Анной Алексеевной в театр, чем породили слухи в городе. У женщины от переживаний всё чаще портилось настроение, появилась усталость от жизни, спасалась она, лишь уезжая от мужа и детей к матери. Затянувшееся молчание привело к нервному расстройству. Она начала раздражаться и на самого Алехина, демонстративно оспаривая все его слова при других.

И вдруг Лугановича отправили в другую губернию по работе. Пришло время прощаться: в конце лета Анна должна была уехать в Крым по настоянию докторов, а чуть позже супруг с детьми отправятся на новое место.

В день отъезда на вокзале собралось много людей, провожающих Анну Алексеевну. Простившись с супругом и детьми, она вошла в поезд. Алехин вбежал к ней в купе отдать забытую корзинку, и неожиданно крепко обнял её. Из глаз женщины потекли слезы. Мужчина признался ей в своих чувствах, осознавая, что все преграды на их пути теперь казались глупыми и несущественными. В любви нельзя исходить из соображений несчастья или греха, ведь есть гораздо более важные вещи.

Алехин поцеловал женщину, и они навсегда распрощались. Поезд уже тронулся, мужчина сел в соседнее пустое купе и проплакал там до ближайшей станции. До Софьино он дошёл пешком.

Буркин и Иван Иваныч вышли после рассказа на балкон: дождь уже кончился и ярко светило солнце. Они оба знали Анну Алексеевну и считали её красавицей. Каждый подумал о том, с какой тоской в сердце должно быть прощались влюбленные.

Произведение показывает, что от любви люди иногда страдают.

Оцените произведение:

3.42

Голосов: 81 Читать краткое содержание О любви. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание рассказа

I

26-летний Сергей Васильевич Никитин — учитель словесности из гимназии в неком губернском городе — катается на лошадях в компании богатого помещика Шелестова и его 18-летней дочери Маши. Девушка явно неравнодушна к учителю, а он к ней. Мужчина давно хочет признаться ей в любви, но никак не решается.

Влюблённому Никитину всё нравится у Шелестовых: «и дом, и сад при доме, и вечерний чай, и плетёные стулья, и старая нянька, и даже слово “хамство”, которое любил часто произносить старик». Раздражают его только беспардонные хозяйские собаки и кошки.

23-летняя Варя, старшая дочь помещика, за чаем традиционно спорит с Никитиным — на этот раз о том, можно ли назвать Пушкина психологом. Потом гости слушают игру на рояле, играют в фанты, разговаривают… Вечер проходит весело, а Никитин так и не находит сил признаться Маше в своих чувствах. Придя домой, учитель мечтает, как они будут любить друг друга, когда поженятся.

На следующий день Никитин скучает в гимназии, не может дождаться конца уроков, а вечером идёт к Шелестовым. Учитель сталкивается с Машей в маленькой проходной комнате, пытается признаться в любви, но все нужные слова вылетают у него из головы: «Честное слово, уверяю вас… Манюся, честное слово…». К счастью, девушке всё понятно и без слов. Влюблённые целуются, а потом со смехом выбегают в сад.

После ужина Никитин просит у Шелестова руки дочери. Тот не против, но удивляется: «Что вам за охота так рано жениться?». Вся семья провожает жениха до дома, где учитель засыпает, «утомлённый своим счастьем». Ему снится прогулка верхом, с которой начался рассказ.

II

После свадьбы Никитин записывает в дневнике, какие радостные чувства испытывал в момент венчания, какое получил приданое (двухэтажный дом, 20 тысяч рублей и немного земли). Но больше всего ему запомнилось, как в этот день горько плакала Варя. Никитин уверен, что она рыдала, потому что младшая сестра выходит замуж, а она сама до сих пор никому не нужна.

В жизни Никитина наступает идиллический период. В гимназии он тоскует по молодой супруге и витает в облаках, повторяя со вздохом: «Как хорошо!». Возвращаясь вечером домой, он целует и обнимает Машу, клянётся ей в любви. Больше всего он теперь любит воскресенья и праздники, которые можно провести с любимой женой.

Манюся между тем занимается хозяйством: заводит трёх коров, хранит в погребе горшочки со сметаной,  рассуждает об отношениях с прислугой. Никитину в молодой супруге нравится всё: «То, что в её словах было справедливо, казалось ему необыкновенным, изумительным; то же, что расходилось с его убеждениями, было, по его мнению, наивно и умилительно».

Так проходят лето, осень и зима. А к весне в душе гимназического учителя происходит разительная перемена. Однажды во время Великого поста он возвращается домой из клуба, проиграв в карты 12 рублей. В душе у него неприятный осадок: его обидели слова одного из картежников, что у Никитина «куры денег не клюют». Учитель думает, что богатство и семейное счастье достались ему случайно, а не за какие-то заслуги. Он уже не радуется жизни, а повторяет себе: «Как нехорошо!».

Дома он обсуждает с Машей новость о внезапном отъезде капитана Полянского. За этого офицера Варя рассчитывала выйти замуж, но он не сделал ей предложения и теперь отбывает в другую губернию. Маша считает, что Полянский дурно поступил с Варей: «Зачем он часто бывал в доме? Если не намерен жениться, то не ходи».

Никитину не дают покоя дурные мысли. Он вдруг понимает, что за пределами его тихого семейного дома есть другой, большой мир, ему хочется оказаться в этом мире — «самому работать где-нибудь на заводе или в большой мастерской, говорить с кафедры, сочинять, печатать, шуметь, утомляться, страдать…».

Муж пытается сказать Маше грубость, но в итоге лишь задаёт вопрос:

Рисунок Татьяны Шишмарёвой

Никитин с горечью думает о том, что он на самом деле не педагог, а чиновник, «бездарный и безличный». Он понимает, что значат эти тяжёлые мысли: прежняя беззаботная жизнь отныне закончена, начинается новая — «нервная, сознательная жизнь, которая не в ладу с покоем и личным счастьем». Теперь учителю кажется, что все вокруг скрывают, что на самом деле недовольны жизнью и невежественны.

Начинается чудесная весна, но в этот раз она уже не радует Никитина. Он хочет бросить всё и убежать. Учитель записывает у себя в дневнике:

Материнские чувства в душе Оленьки

Оленька всем сердцем полюбила Сашеньку – сына Смирнина. Супруга бывшего ветеринара уехала в Харьков по делам, сам он целыми днями пропадал где-то, появляясь только поздно вечером. Ребенок целыми днями находился в доме один. Оленьке казалось, что он вечно голодный, позаброшенный своими родителями. Она забрала мальчика к себе во флигель. С какой нежностью женщина смотрела на него, провожая в гимназию. Как она баловала дитя, потчуя его беспрестанно сладостями. С каким удовольствием делала с Сашенькой домашнее задание. Теперь от «душечки» можно было слышать только об учебе в гимназии, учебниках, учителях и тому подобное. Оленька расцвела, пополнела. Одного боялась женщина – что у нее вдруг отберут ее любимого Сашеньку. С каким страхом она прислушивалась к стуку в калитку: а вдруг это телеграмма от матери мальчика, которая требует его к себе? На этом незавершенном моменте заканчивает свое произведение Чехов. «Душечка», анализ и краткое содержание которой здесь приведено, это рассказ о самоотверженной любви, которая так нечасто встречается в нашей жизни, о ее таких порой нелепых и смешных проявлениях. Главное в героине – неисчерпаемый запас нежности и тепла, заботы и ласки. Смешны и ничтожны по сравнению с нею ее избранники. Она же смешна лишь в той части, когда полностью принимает их образ жизни и их взгляды на действительность. Лишь в последней своей материнской привязанности она становится поистине прекрасна. В этом ее образе многие женщины наверняка узнают себя.

Мы пересказали и проанализировали рассказ Чехова «Душечка», проследили, как женщина из недалекой мещанки превращается в настоящую чеховскую героиню.

Сочинения

Если говорить о рассказе «Крыжовник» Чехова, то в анализе данного произведения будут задеты такие важные темы, как смысл жизни, человеческое счастье и эгоизм, и, безусловно, затронута тема любви.

Крыжовник: краткий анализ рассказа

Рассказ повествует о старом человеке, который поделился с автором историей из собственной жизни, о былых мечтах и целях. К слову, Антон Павлович Чехов свой «Крыжовник» написал, основываясь на реальных событиях, хоть и рассказчик этой истории остался неизвестным. Однако, сама история гласит о мечте чиновника сшить себе золотой мундир. Мечта осуществилась, да только мундир так и остался не ношенным: сперва не было времени и повода, а потом человек попросту скончался.

Сам «Крыжовник» Чехова скрывает в себе простой смысл: скоротечность жизни и ее смысл. Как известно, данная тематика давно волновала Чехова, поэтому он решился на написание «Крыжовника». А сегодня восьмиклассники читают «Крыжовник» Чехова и пишут сочинение по нему.

Жанр и композиция

Рассказ написан в излюбленном для автора жанре — рассказ. В данном жанре Антон Павловичу всегда было проще работать. Его произведения отличаются лаконичностью и минимализмом в отношении персонажей, а все благодаря малой эпичной форме произведения.

А вот если говорить о композиции, то сразу в глаза бросается отличительная черта произведения — рассказ в рассказе. Главные герои оказываются в гостях, и хозяин ведает им историю своей жизни, которая иногда прерывается мыслями рассказчика.

Проблематика произведения

В рассказе Чехова «Крыжовник» проблематикой можно смело считать тему деградации личности. Если смотреть более широко, то под этой проблемой в «Крыжовнике» Чехов подразумевает преследование собственных целей, наплевав при этом на потребности и желания близких людей.

Главный герой всю жизнь мечтал о собственной усадьбе с крыжовником, ради этого он загнал себя в немыслимые рамки, которые не выдержала даже его покойная жена. Безусловно, рассказчик цели своей достиг, но только жизнь для него в этот момент закончилась. Она как бы прошла мимо него за все эти годы. Поэтому Чехов говорит о том, что нельзя в жизни размениваться по мелочам, а надо просто жить. Жить каждым днем и радоваться жизни, а так же правильно расставлять приоритеты.

Крыжовник — смысл названия

Название произведения достаточно иронично, под которым прячется глупость и ограниченность главного героя. Автор самим названием высмеивает цель жизни героя, говоря о ее ничтожности и то, что такая цель не стоит даже сил, которые герою пришлось потратить для ее достижения.

В погоне за своей целью этот старый одиночка, которым и представлен главный герой произведения, очерствел и потерял способность сочувствовать и сопереживать людям. При том до такого состояния он довел себя сам.

Главные герои

В сущности в данном рассказе всего два главных героя: Иван Иванович и Николай Иванович. В произведении Антона Павловича Иван Иванович олицетворяет самого Чехова, и именно через него автор говорит с читателем и доносит до него свои размышления по тематике произведения. Николай же Иванович это сам герой рассказа

Это именно тот черствый мещанин, который всю жизнь мечтал о доме с крыжовником, и на пути к этой цели потерял то, что на самом деле важно. Именно его жизненную цель Антон Павлович высмеивает, завуалированно называя ее не стоящей траты времени и сил

Краткий пересказ сюжета

У Никитина было трудное детство, он вырос неуверенным в себе человеком. Его тревожит собственная моложавость. Молодому человеку все время кажется, что ученики не любят и не уважают его, да и сам он не привязан к детям. Проведение школьных занятий сопровождается скукой. Начав посещать дом Шелестовых, провинциальный учитель влюбляется в младшую дочь главы семейства Машу. На тот момент девушке исполнилось всего 18 лет.

Вскоре происходит свадьба Никитина и Маши Шелестовой, о чем новоиспеченный муж делает восторженную запись в своем дневнике. Молодожены счастливы и полны друг другом. Жена заботится о Сергее, их совместная жизнь напоминает ему пастораль. Вскоре все неуловимо меняется. Учителя словесности начинает одолевать скука.

Однажды он возвращается вечером домой после игры в карты, и жена сообщает ему, что Полянский по долгу службы уехал в другой город, чем разрушил надежды ее сестры Вари, ведь предложения не последовало. Никитина будто охватывает прозрение. Он чувствует себя пешкой в чужой игре. Сергей спрашивает жену, означает ли это, что он тоже должен был жениться на ней, раз посещал их дом. Маша отвечает утвердительно, чем окончательно поселяет в душе Никитина некую смуту.

События происходят весной, хандра Сергея становится еще более очевидной на фоне пробуждения природы, ярких весенних красок. Никитина начинает раздражать все происходящее в жизни — он сам, жена, ее родственники. В финале рассказа в голове главного героя начинает преобладать мысль о побеге в Москву. В своем дневнике Никитин пишет, что его окружает сплошная пошлость, нет ничего тоскливее и оскорбительнее этого. Герой отмечает здесь же, что если он не сможет изменить свою жизнь, то просто сойдет с ума.

В. А. Фаусек, знакомый Чехова по Ялте, прочтя рассказ, нашел его весьма меланхоличным и просил писателя добавить в текст несколько мажорных нот, чтобы взбодрить читателя. Однако Антон Павлович проигнорировал сделанное замечание и оставил текст без изменений. Рассказ еще при жизни писателя был переведен на чешский и венгерский языки. Сегодня краткое содержание «Учителя» Чехова пользуется популярностью у школьников, поскольку они изучают это произведение на уроках русской литературы.

История создания

Первая глава произведения была названа «Обыватели» и опубликована в 1889 году в журнале «Новое время». Вторая же глава, под названием «Учитель словесности», появилась спустя пять лет, в 1894 году в газете «Русские ведомости». Обе главы, объединённые под единым названием, с незначительными правками вышли в сборнике «Повести и рассказы» 1894 года.

По мнению критиков и исследователей, прототипом главного героя мог стать преподаватель латинского языка в таганрогской гимназии по фамилии Старов. Однако Чехов явно «смягчил» его трагическую историю.

Сам автор в письмах заявлял, что пишет «незначительный пустяк из жизни провинциальных морских свинок», а также называл произведение «баловством»

Смерть Дымова

Можно и дальше в том же духе продолжать анализ. Чехова «попрыгунья» напоминает ту неуемную и беззаботную стрекозу из басни Крылова «Стрекоза и Муравей». Совсем не зря он ее так называет, ведь Ольга Ивановна, занимая себя своими постоянными гостями, и собирая их у себя, просто не замечала доброй и самоотверженной души своего мужа. Но однажды он лечил больного ребенка от дифтерита и сам заразился той смертельной болезнью. Когда он умирал, друзья говорили о нем как об очень редком и замечательном человеке. И только тогда его жена поняла, кого она потеряла.

Ольга Ивановна растратила всю свою любовь и нежность не на мужа — интеллигентного, мягкого и любящего ее человека — а на того, кто привык забавляться и менять своих пассий как перчатки и кому она очень быстро стала глубоко безразлична.

Видя всю эту любовную игру и принимая в своем доме духовно ограниченных людей, Осип Степанович, в силу своих понятий о культуре, не позволяет себе выразить любое недовольство, он даже не сопротивляется и просто мирится с бесцеремонностью своей жены, которой готов простить все. Даже узнав о том, что его жена ему изменяет, он не решается на какие-то объяснения, глубоко в душе надеясь, что эта ужасная драма сама разрешится. Но в этот самый момент Дымов покидает этот свет и Ольга Ивановна остается одна.

Влияние на окружающих

Беляков не только сам боится жизни, но и отравляет ее всем окружающим. За те 15 лет, что он проработал в гимназии, она превратилась в такой же футляр, в котором жил герой. Его страх, как плесень, распространяется в тех местах, где он находится. Вокруг себя он создает атмосферу, наполненную удушием, боязнью, кислотой. Именно такой предстает гимназия в глазах читателя, где все учителя подверглись влиянию Беликова, а перспективных учеников выгоняют за любе проявление современности.

Чехов рисует своего персонажа отвратительным. Он не только портит жизнь самому себе, но и отравляет ее всем окружающим. Даже чуть было не женившись, Беляков закрывается в своем футляре после неудачи. В нем же он и умирает. Чего же так боялся Беляков, если самое страшное в жизни – прожить ее в таком футляре, и умереть в нем же, не узнав радости и свободы этой жизни.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Беликов («Человек в футляре»), описать жизнь персонажа, дать ему подробную характеристику.

Краткий пересказ сюжета

У Никитина было трудное детство, он вырос неуверенным в себе человеком. Его тревожит собственная моложавость. Молодому человеку все время кажется, что ученики не любят и не уважают его, да и сам он не привязан к детям. Проведение школьных занятий сопровождается скукой. Начав посещать дом Шелестовых, провинциальный учитель влюбляется в младшую дочь главы семейства Машу. На тот момент девушке исполнилось всего 18 лет.

Вскоре происходит свадьба Никитина и Маши Шелестовой, о чем новоиспеченный муж делает восторженную запись в своем дневнике. Молодожены счастливы и полны друг другом. Жена заботится о Сергее, их совместная жизнь напоминает ему пастораль. Вскоре все неуловимо меняется. Учителя словесности начинает одолевать скука.

Проблемы

Резюмируя и анализируя всё то, что было написано раньше, можно выделить несколько основных проблем, которые затрагиваются Чеховым. Прежде всего, это нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:

  • Эгоизм – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон.
  • Проблема счастья и восприятие счастья. Для каждого человека счастье может быть разным, люди не должны осуждать то, что делает счастливым другого человека. Однако и мы сами нередко принимаем мираж за нечто большее и усиленно гонимся за ним. Так и Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.
  • «Футлярность» и «футлярная» жизнь — герой в рассказе полностью отгородился от общества и от внешних проблем, из-за этого он не был готов к серьёзной жизни и решительным поступкам. Даже любовь не вывела его из мрачного оцепенения одиночества. От любого положительного явления он защищался опасениями и сомнениями, и в итоге все хорошее прошло мимо него.
  • Деградация личности и неуверенность в себе – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен. Он восхищался прошлым, но игнорировал настоящее. Беликов не жил, а существовал.
  • «Беликовщина» — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Это страх жизни, страх перемен и открытий. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии.
  • Пошлость в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии. Люди сватают совершенно посторонних людей, рисуют карикатуры, слушают и боятся мнительного ханжу — все это обрисовывает пустоту их существования и его мещанскую скуку.

Главные герои

Перед знакомством с кратким содержанием рассказа «Учитель словесности» стоит уделить внимание его персонажам. Автор знакомит читателя со следующими действующими лицами:

Сергей Васильевич Никитин — преподаватель русского языка и литературы в местной школе. Ключевыми событиями в произведении можно назвать свадьбу учителя и произошедшую вслед за этим переоценку ценностей.
Мария Шелестова. Она же Маня, Манюня. Это младшая дочь помещика, дома ее все воспринимают маленькой, обожают и балуют. Маша увлекается верховой ездовой и любит посещать заезжий цирк.
Варвара Шелестова — старшая сестра Манюни, взявшая на себя роль матери. Девушка внешне привлекательна, обладает живым умом, получила хорошее образование.
Полянский

Молодой человек, будучи штабс-капитаном, привлекает к себе внимание Варвары, посещая дом Шелестовых. Девушка питает надежды выйти за него замуж.
Шелестов — местный помещик, отец Маши и Вари, нежно заботящийся о дочерях и выполняющий все их прихоти.

Идейно-художественные особенности рассказа А.П.Чехова «Учитель словесности».

А.П.Чехов – величайший мастер «малых форм» в прозе. Его рассказ «Учитель словесности» состоит из двух частей: первая часть представляет собой повествование автора о жизни Никитина, семьи Шелестовых и других героев. Вторая часть – дневниковые записи самого учителя словесности Никитина, прерываемые голосом автора.

Эти части не равноценны по объему: первая часть больше второй практически на треть. То есть автор нам больше показывает внешнюю жизнь, обстановку, в которой находятся герои

Внутренняя же сущность Никитина, раскрываемая во второй части, дается более кратко, сжато, что больше привлекает к себе внимание, так как является главным. Но об этом еще будет идти речь

Очень интересно само повествование. Здесь изображается уже не какой-то отдельный момент из жизни героя, а сама его жизнь, его биография в определенный промежуток времени. Таким образом, этот рассказ является по форме «маленьким романом». Автор рисует нам жизнь главного героя до свадьбы, его ухаживания за Манюшей, его переживания по поводу ее отношений к нему, предложение, свадьбу и семейную жизнь. И все это на двух десятках страниц. Мало кто смог бы столь емко, просто, подробно изобразить такую насыщенную событиями жизнь героя на нескольких страницах! Но Чехов сумел это сделать.

И тут мы видим следующую особенность рассказа, впрочем, присущую и другим произведениям автора, — краткость, лаконичность повествования. В рассказе нет лишних слов, все они конкретны и точны. Чехов описывает элементарные бытовые подробности: «от спанья в одежде было нехорошо в голове», «протанцевали сначала вальс, потом польку, потом кадриль, потом снова стали танцевать вальс» и др.

Но, в то же время, повествование в рассказе очень лирично. В нем много описаний природы, и они даются так ярко, так живо, что, кажется, мы сами наблюдаем за природой. Кажется, будто сам читатель проезжает по этим местам: «А как тепло, как мягки на вид облака, разбросанные в беспорядке по небу, как кротки и уютны тени тополей и акаций», или «пахло полем, зеленели молодые рожь и пшеница, пищали суслики, каркали грачи». Все это такое знакомое, такое родное и потому легко узнаваемое и легко рисующееся в нашем сознании.

А с какой лиричностью описаны чувства Никитина: «был так счастлив, что земля, небо, городские огни, черный силуэт пивоваренного завода – все сливалось у него в глазах во что-то очень хорошее и ласковое». В этом отрывке мы видим еще одну особенность рассказа – иронию. У Чехова никогда не бывает так, чтобы повествование было или только смешным, или только грустным.

И в этом рассказе у него лиричность связана с иронией. Герой влюблен, он в эйфории, он счастлив и… рядом столь будничное, столь обыденное – «пивоваренный завод». Мы сразу чувствуем снижение чувства у Никитина, то есть автор дает понять, что чувство героя не столь возвышенно, как ему кажется.

Перейдем еще к одной особенности рассказа. Это наличие одной детали, которая постоянно повторяется в описании героев и является как бы скрытой характеристикой. Как примета героя она очень запоминается, так как повторяется вновь и вновь. Например, при описании старика Шелестова постоянно повторяющейся деталью служат его слова: «Это хамство. Хамство и больше ничего. Да-с, хамство-с!» У Ипполит Ипполитыча – «говорил только о том, что все давно уже известно». У Вари – ее страсть к спорам: «Всякий разговор, даже о погоде, она непременно сводила на спор».

Теперь, я думаю, необходимо обратить внимание на главного героя в рассказе. Это неприметный человек, учитель, стоящий внизу социальной лестницы

Поэтому его удел – быть всегда в подчинении, в зависимости. Если и не от какого-то конкретного человека, то от обстоятельств, от условий жизни. Никитин в рассказе счастлив, счастье у него может и настоящее, однако основа его ложная. Никитин зависит от жены, от условий семейной жизни, он уже не думает о себе, о своих мечтах. Все для него сосредоточено в «Манюсе».

Надо сказать и о финале рассказа. Он очень оригинален. К концу произведения у Никитина появляется недовольство собой, своим «семейным» счастьем, он теряет покой. В конце рассказа герой записывает в дневнике: «Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!». И все, автор ставит на этом точку. Рассказ окончен. Тем самым Чехов дает возможность читателю самому решить, насколько серьезно и в какой мере осуществимо желание Никитина. Такой финал повествования заставляет задуматься не только по поводу того, что было сказано автором, но и о том, что автор не досказал.

В своем рассказе «Учитель словесности» Чехов показал мастерство психологической прозы, раскрывая тонкие душевные процессы человека через неприметные обычному взгляду детали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: