Сказки Максима Горького для детей
В произведениях Максима Горького для детей особое место заняли сказки, над которыми писатель работал параллельно с циклами “Сказок об Италии” и “По Руси”. В сказках четко выразились идейно-эстетические принципы, те же, что и в рассказах на тему детства и отрочества. Уже в первой сказке — “Утро” (1910) — проявилось проблемно-тематическое и художественно-стилевое своеобразие горьковских детских сказок, когда на передний план выступает повседневная жизнь, подчеркнуты детали быта, в доступной даже для самых маленьких читателей форме ведется речь о современных социальных и даже духовно-нравственных проблемах.
Гимн природе, солнцу в сказке “Утро” сочетается с гимном труду и “великой работе людей, сделанной ими всюду вокруг нас”. И тут же автор счел необходимым напомнить детям, что люди-труженики “всю жизнь украшают, обогащают землю, но от рождения до смерти остаются бедняками”. Вслед за этим автор ставит вопрос: “Почему? Ты узнаешь об этом потом, когда станешь большой, если, конечно, захочешь узнать…” Так глубоко лирическая в своей основе сказка обрастала “инородным”, публицистическим, философским материалом, приобретала дополнительные жанровые признаки.
В идущих за “Утром” сказках “Воробьишко” (1912), “Случай с Евсейкой” (1912), “Самовар” (1913), “Про Иванушку-дурачка” (1918), “Яшка” (1919) Максим Горький продолжил работу над детской сказкой нового типа, в содержании которой особая роль принадлежала познавательному элементу. Своеобразными “посредниками” в передаче детям разнообразных знаний, причем в доступной для них занимательной и поэтической форме, выступали то совсем еще маленький желторотый воробей Пудик (“Воробьишко”), который из-за своего любопытства и неуемного желания пошире ознакомиться с окружающим миром едва не оказался легкой добычей кошки; то “маленький мальчик”, он же “хороший человек” Евсейка (“Случай с Евсейкой”), оказавшийся (правда, во сне) в подводном царстве в соседстве с обитавшими там хищниками и сумевший благодаря смекалке и решительности целым и невредимым вернуться на землю; то всем известный герой русских народных сказок Иванушка-дурачок (“Про Иванушку-дурачка”), который на поверку оказался вовсе не глупым, а его “чудачества” были средством осуждения обывательской расчетливости, практицизма и скаредности.
Герой сказки “Яшка” своим происхождением обязан также русскому фольклору. На этот раз Максим Горький воспользовался народным сказочным сюжетом о солдате, оказавшемся в раю. Горьковский персонаж быстро разочаровался в “райской жизни”, автору удалось в доступной для детей форме сатирически изобразить один из древнейших в мировой культуре миф о загробной жизни.
В сатирических тонах выдержана сказка “Самовар”, герои которой являли собой “очеловеченные” предметы: сахарница, сливочник, чайник, чашки. Ведущая роль принадлежала “маленькому самовару”, который “очень любил хвастаться” и хотел, чтобы “луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него”. Чередуя прозаический текст и стихотворный, заставляя так хорошо знакомые детям предметы распевать песенки, вести оживленные разговоры, Максим Горький достигал главного — писать интересно, но не допускать излишнего морализирования. Именно в связи с “Самоваром” Горький заметил: “Не хочу, чтобы вместо сказки была проповедь”. Исходя из своих творческих принципов, писатель выступил инициатором создания в детской литературе особого типа литературной сказки, характерной наличием в ней значительного научно-познавательного потенциала.
Статьи и заметки о детской литературе
Детской литературе Максим Горький посвятил около тридцати статей и заметок, не считая множества высказываний, разбросанных в письмах, отзывах и рецензиях, докладах и публичных выступлениях. Детская литература воспринималась им как составная часть всей русской литературы и вместе с тем как “суверенная держава” со своими законами, идейно-эстетическим своеобразием. Большой интерес представляют суждения Максима Горького о художественной специфике произведений на детскую тему. Прежде всего, по мнению автора, детский писатель “должен учесть все особенности читательского возраста”, уметь “говорить забавно”, “строить” детскую литературу на принципе совершенно новом и открывающем широченные перспективы для образного научно-художественного мышления”.
Максим Горький выступал за постоянное расширение круга чтения для громадной детской аудитории, что позволяет детям обогащать их реальные знания и активнее проявлять творческое начало, а также повышать их интерес к современности, ко всему тому, что окружает детей в повседневной жизни.
Повести Максима Горького о детях
С художественным воплощением темы детства прямым образом связано в творчестве Максима Горького зарождение и развитие жанров большой прозы. Начало этому процессу было положено повестью “Горемыка Павел” (1894), за ней последовали повести “Фома Гордеев” (1898), “Трое” (1900)
Уже на этом, условно говоря, начальном этапе своего литературного пути писатель уделял особое внимание тщательному анализу сложнейшего процесса формирования с раннего детства характеров своих героев. В меньшем или большем объеме материал подобного рода наличествует в повестях “Мать” (1906), “Жизнь ненужного человека” (1908), “Жизнь Матвея Кожемякина” (1911), “Жизнь Клима Самгина” (1925-1936)
Само стремление Максима Горького вести повествование о “жизни” того или иного героя со дня его рождения и поры детства вызывалось желанием как можно полнее и достовернее художественно воплотить эволюцию литературного героя, образа, типа. Автобиографическая трилогия Горького — прежде всего две первые повести (“Детство”, 1913, и “В людях”, 1916) — общепризнанный классический образец творческого решения темы детства в русской, да и в мировой литературе XX в.
Сказка — Утро
«Тик-так, тик-так», — отсчитывал время будильник. И вдруг: «Бим-бом, бим-бом, уже утро, пора вста-вать, просыпайтесь, просыпайтесь!» «Просыпайтесь, просыпайтесь, просыпайтесь… Мама уже встает» — не-слышно разнеслось по дому- Доброе утро, — сказали друг другу тапки.
— Ах, — проснулся чайник на кухне. — Чашка, блюдце, ложка, сахарница, заварочный чайник, вставайте. Пора пить чай, начинается новый день. — Новый день! Дзинь! — пропели чашка, блюдце, ложка, сахарница, заварочный чайник. — Свежий чай! Дзынь!
Хозяйка подошла к плите.
— Уф, — вспыхнула конфорка синим пламенем — Доброе утро!
В ванной комнате поправляла свою щетинку зубная щетка.
— Эй, лежебоки! — обратилась она к своим соседям — зубной пасте и мылу. — Вставайте! Сейчас придет мама. — Уже утро-о! — мечтательно потянула зубная паста. — Утро, — отозвалось мыло прекрасным мыльным пузырем. — А я уже давно проснулось, — заявило большое махровое полотенце. — Тише, тише! — мама уже пришла.
На плите закипал чайник, мама умывалась, а Гладильная доска стояла в кладовой и слушала, как про-буждается все в доме. Она уже давно проснулась, еще до того как прозвенел будильник. Гладильная доска зна-ла, что вчера мама стирала белье, значит, сегодня ей — гладильной доске — и Утюгу предстоит много работы. Утюг мирно спал на полке, доске не хотелось его будить. Он так сладко пыхтел и наверное видел очень хоро-шие сны. Но, вот хозяйка оделась и пошла пить чай. Значит, скоро нужно будет гладить.
— Господин Утюг, доброе утро. Скоро к нам прибудет белье. — П-ф-ф, — проснулся Утюг, — доброе утро, госпожа Гладильная доска! Вы очень любезны! — Утюг встал и начистил свою подошву. — Что ж, я готов к работе. — Тик-так, тик-так. Вы готовы. Утюг и Гладильная доска! Мама уже допила свой утренний чай, — забот-ливо проговорили часы. — Да, мы готовы.
Хозяйка разложила гладильную доску, включила Утюг и принесла белье в тазике.
— Я — первая, я — первая, — проговорила шелковая юбка. — А я — за юбкой, — сказала шелковая блузка, — нам с ней нельзя перегреваться.
Юбка легла на гладильную доску:
— Мои хорошие, здравствуйте, приведете меня, пожалуйста, в порядок. После вчерашней стирки я такая мятая! Только осторожнее! Мы — вещи из шелка — не переносим жар и можем съежиться. Не обожгите нас. — О, не беспокойтесь, мы погладим вас очень аккуратно, — отозвался Утюг и принялся за работу.
Он быстро погладил юбку, и мама повесила ее на вешалку, напротив зеркала. Юбка была очень до-вольна своим видом.
— О, спасибо, спасибо, госпожа Гладильная доска и господин Утюг, я так хорошо отглажена и выгляжу великолепно! Вы настоящие мастера.
А на гладильной доске уже лежала белая блузка и болтала без умолку.
— Меня так вчера стирали. Выстирали очень чисто. Только сильно помяли, я очень съежилась. — Ничего, господин Утюг все исправит, — деликатно заметила Гладильная доска.
И блузка осталась очень довольна работой Утюга и гладильной доски.
— А меня, пожалуйста, пропарьте, — пробасил большой пододеяльник, — и мою семью — наволочки и про-стыню — тоже.
Утюг разгорячился и забегал по постельному белью. Вот и белье, чисто выглаженное, аккуратно сложенное в стопку, мама убрала в шкаф- Все было пере-глажено.
— Что ж, вся работа сделана, можно отдыхать, — проговорил остывающий Утюг. — Да и я очень устала. — До завтра, уважаемая Гладильная доска. — До завтра, господин Утюг. — Тик-так, тик-так, — отсчитывал утреннее время будильник. Мама зашла в детскую: «Дети, просыпай-тесь, пора вставать!».
Бартенева Инна
Вариант 2
Это симпатичная сказка, где всё, с одной стороны, просто, но, с другой, – волшебно. Тут все одушевлены: цветы, горы… Но, конечно, Горький не мог обойтись без темы угнетения рабочего класса. Писатель старается заинтересовать ей маленького читателя. Также произведение, как и многие стихи в прозе, благозвучно, тут даже, действительно, встречаются стихотворные вставки (трижды).
С самого начала автор заявляет, что утро – самое прекрасное время на нашей Земле. После этого идёт «доказательство». Но тут аргументы, понятно, даны не списком, а историей – описанием того, как приходит утро. Писатель сам прогуливается, участвует в происходящем.
Как только сверкнул первый луч, тьма начинает прятаться, хотя ей с улыбкой говорят, что это доброе Солнце. А тьма скрывается между травой, листьями… Действительно, можно её тень найти там днем. Волны сравниваются с фрейлинами, которые кланяются Солнцу (королю). Здесь очень поэтично подмечено движение волн – создаётся образ. Но волны всю ночь били о берег, поэтому «растрепанные». А король думает людях, точней, о детях. И он даже говорит фрейлинам, чтобы вели себя спокойней – ради безопасного плаванья ребят. Интересно, что тут Горький одобряет королевскую власть! Но через несколько абзацев вспоминает об угнетенных рабочих, которые встают с рассветом. Они трудятся всю жизнь, но так и остаются бедняками… Почему так происходит? Читателям Горький обещает рассказать, когда те вырастут. А пока им достаточно просто любить этот мир, жизнь и труд.
Кроме того, писатель разговаривает с цветами. Они дразнят его, прося написать их портрет словами, а это не так просто! Горький отвечает, что у него сейчас нет времени
Обращает он внимание и на птиц, каждый их «подряд» сравнивая с кем-то. Есть птички, похожие своим опереньем на рассвет (малиновки), есть – на озорных мальчишек (чижи)
В сказке достаточно юмора, например, с точки зрения лягушки автор замечает, что съесть жирную муху – очень приятно. Встречаются и традиционно-поэтические эпитеты: бриллианты на листьях (роса), мёд песен…
В финале Горький извиняется, что описание получилось скучным, так как он уже (после сорока лет) не ребёнок.
Можно сделать вывод о том, что Горький, восхищаясь гармонией природы, хотел бы видеть такую же гармонию в жизни людей – без угнетения, обмана и обид. Впрочем, автор, несомненно, идеализирует природу, выражая свои политические мнения даже в сказке.
Вариант 2
Сказка “Утро Горького” – это произведение, написанное Максимом Горьким в 1910 году. Она рассказывает о мальчике Ваньке, который просыпается рано утром и отправляется на рыбалку. В процессе своего путешествия он встречает разных людей и животных, которые помогают ему в его приключениях.
Одним из главных символов сказки является река, на которой плавает Ванька. Она символизирует жизнь, которая несет его к своей цели. Река может быть как спокойной, так и бурной, что отражает разные периоды жизни. Кроме того, в сказке присутствуют образы добра и зла, которые борются друг с другом.
Одной из главных тем сказки является тема детства и взросления. Ванька, как и любой ребенок, ищет свое место в жизни и пытается понять, кто он такой. В процессе своего путешествия он сталкивается с разными препятствиями, которые помогают ему стать сильнее и увереннее в себе.
В сказке Горький использует множество символов и образов, которые помогают читателю понять глубинный смысл произведения. Например, образы рыбака и медведя символизируют доброту и отзывчивость, которые помогают Ваньке в его приключениях. Кроме того, в сказке присутствуют образы злых людей и животных, которые пытаются помешать Ваньке.
Одним из главных героев сказки является сам Ванька. Он является символом детства и невинности, которые постепенно уходят с возрастом. В процессе своего путешествия он сталкивается с разными препятствиями, которые помогают ему стать сильнее и увереннее в себе. Кроме того, Ванька является символом того, что каждый человек должен искать свое место в жизни и бороться за свои мечты.
Сказка “Утро Горького” является прекрасным произведением, которое помогает читателю понять глубинный смысл жизни. Она наполнена символами и образами, которые помогают понять, что каждый человек должен искать свое место в жизни и бороться за свои мечты. Кроме того, сказка учит нас тому, что доброта и отзывчивость могут помочь в трудные моменты.
В целом, сказка “Утро Горького” является прекрасным произведением, которое помогает читателю понять глубинный смысл жизни. Она наполнена символами и образами, которые помогают понять, что каждый человек должен искать свое место в жизни и бороться за свои мечты. Кроме того, сказка учит нас тому, что доброта и отзывчивость могут помочь в трудные моменты.
В сказке присутствуют разные персонажи, которые помогают Ваньке в его приключениях. Например, рыбак и медведь являются символами доброты и отзывчивости, которые помогают Ваньке в его путешествии. Кроме того, в сказке присутствуют злые люди и животные, которые пытаются помешать Ваньке.
Одним из главных образов сказки является образ реки. Она символизирует жизнь, которая несет Ваньку к своей цели. Река может быть как спокойной, так и бурной, что отражает разные периоды жизни. Кроме того, в сказке присутствуют образы добра и зла, которые борются друг с другом.
В целом, сказка “Утро Горького” является прекрасным произведением, которое помогает читателю понять глубинный смысл жизни. Она наполнена символами и образами, которые помогают понять, что каждый человек должен искать свое место в жизни и бороться за свои мечты. Кроме того, сказка учит нас тому, что доброта и отзывчивость могут помочь в трудные моменты.
«УТРО» КАК СКАЗКА ОЧЕРК
Как уже отмечалось выше, Горький в 1910 году получил письмо от семилетнего мальчика, расстроенного смертью Л.Н. Толстого. В будущем — знаменитый композитор Илья Френкель. Через некоторое время по просьбе молодого корреспондента была написана сказка «Утро». Само название произведения уже призвано было помочь пережить грусть, связанную с уходом писателя, воодушевить маленького читателя мыслью о продолжающейся жизни природы, о радостном и светлом начале нового дня.
Зачин сказки настраивает читателя на её восприятие, автор передает своё настроение и радость жизни: «Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день!» . Утро, всё на Земле просыпается, а за ним приходит день, «добрый день» . Можно отметить слабое развитие сюжета, что позволяет нам говорить о сходстве данной сказки с очерком.
Самым первым встаёт солнце, оно в сказке доброе и неутомимое, «источник радостей и сил» . Автор просит читателя любить «владыку мира» и быть на него похожим — весёлым, добрым для всех. Вместе с солнцем просыпаются люди. Оно смотрит на них, как они идут на свои поля трудиться. О величестве образа человека А.М. Горький писал в своей поэме так: «Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете медленно шествует — вперёд! и — выше! Трагически прекрасный Человек!».
Наряду с солнцем и человеком в сказке присутствуют и другие образы: горы, волны, зелёные ящерицы, цветы, пчелы, осы, птицы, пинии — все они живут на земле, трудятся и радуются жизни, даже если она подходит к концу.
Несмотря на это, в сказке много оптимизма. Она увлекает читателя своей красочностью. Для этой цели писатель использует эпитеты: золотое солнце, бархатные лепестки, сладкий запах, в воздухе, голубом, теплом, полном благоуханий, ласковая песня.
Природа в сказке одухотворена, использование олицетворений помогает писателю создать яркие картины природы, рисующие радость жизни: солнце, смотрит, улыбается, смеётся; цветы смотрят в небо, смеются, гордо улыбаются; волны кланяются и поют, тьма тихонько прячется. Множество сравнений усиливает впечатление необычности увиденного утра: волны кланяются солнцу, как придворные красавицы; чижи похожи на уличных детей, такие же озорники; мелькают ласточки и стрижи, точно чёрные стрелы; пинии похожи на огромные чаши, налитые светом, как золотистым вином.
Следует обратить внимание на то, как умело автор выражает философские мысли о значении труда в жизни человека
В доступной для малышей форме он говорит о самом важном, что должно стать нравственным ориентиром для них на всю жизнь. Так же автор ставит перед детьми реальный вопрос (что тоже близко жанру очерка): почему же те, кто всю жизнь трудятся, от рождения до смерти остаются бедняками? Но ответа читателю Горький не даёт
Уважение к труду предков, понимание ценности самой жизни и необходимости труда, радость от всего, что тебя окружает, переполняет сказку, создаёт радостный позитивный настрой в душе ребёнка. Вся сказка воспринимается как доверительный разговор писателя с маленьким человеком. Для воздействия и убеждения писатель использует риторические восклицания, передающие авторское отношение к тому, о чём он пишет: «Ах, они превосходно работали, наши предки, есть за что любить и уважать великую работу, сделанную ими всюду вокруг нас!»
Так же автор ставит перед детьми реальный вопрос (что тоже близко жанру очерка): почему же те, кто всю жизнь трудятся, от рождения до смерти остаются бедняками? Но ответа читателю Горький не даёт. Уважение к труду предков, понимание ценности самой жизни и необходимости труда, радость от всего, что тебя окружает, переполняет сказку, создаёт радостный позитивный настрой в душе ребёнка. Вся сказка воспринимается как доверительный разговор писателя с маленьким человеком. Для воздействия и убеждения писатель использует риторические восклицания, передающие авторское отношение к тому, о чём он пишет: «Ах, они превосходно работали, наши предки, есть за что любить и уважать великую работу, сделанную ими всюду вокруг нас!» .
Горький использует занимательноcть в описании природы и окружающего мира. Он прославляет солнце, цветы, море, птиц. Горький пишет, что труд и жизнь на земле прекрасны. Об этом он писал в своих статьях и воплотил в своей сказке. Сказка является своеобразным гимном труду и человеку. Приём одухотворения природы, очеловечивания окружающих явлений помогают писателю нарисовать яркую образную картину летнего утра.