Изображение Сталинградской битвы в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»

В окопах сталинграда анализ произведения кратко. анализ отрывка из повести а.п

История создания произведения

Рукопись создавалась писателем что называется по горячим следам – в годы войны и в первые месяцы послевоенного времени. Впервые «В окопах Сталинграда» опубликовали в 1946 году, в журнале «Знамя».

Через год книга удостоилась Сталинской премии, а в пятидесятых годах вышел фильм «Солдаты» по мотивам повести с участием Всеволода Сафонова и Иннокентия Смоктуновского. Сам Некрасов сыграл в эпизоде пленного немца.

После эмиграции писателя и лишения его советского гражданства книгу изъяли из библиотек и долгое время не переиздавали. Ситуация изменилась только в годы перестройки, и то, довольно поздно, в 1989 году. Увы, к тому времени Виктора Некрасова уже не было в живых…

Дополнение к краткому содержанию

Произведение »
В окопах Сталинграда»
ведется
от первого лица. В повести нет неожиданных сюжетных поворотов. Но простота, с которой рассказчик излагает события, производит сильное впечатление.

В первых главах, где речь идёт о злоключениях героев ещё до их прибытия Сталинград, лейтенант мысленно рассуждает о войне. Что самое страшное на фронте? Снаряды? Бомбы? На войне самое страшное неопределенность
, бездеятельность, отсутствие непосредственной цели — все то, из чего состояло существование отступающих солдат. Нельзя сказать, что
героев Некрасова не пугают пули, но читая повесть, создается
впечатление, что
в Сталинграде они испытывали меньше страха, нежели под Воронежем, когда отступали.

Тему дружбы автор этого произведения затрагивает вскользь. Тем не менее она является, пожалуй, главной. На фронте Керженцев
понимает, что такое настоящая дружба. Едва ли кто-нибудь из его киевских друзей смог бы вытащить его, раненого, с поля боя. Вряд ли с кем-нибудь из-за них Керженцев
пошел
бы в разведку. А ординарец Валега бы вытащил. С ним бы лейтенант в разведку пошел
. Войну автор сравнивает с лакмусовой бумагой. Только на фронте можно узнать людей по-настоящему.

Очень краткий пересказ повести «В окопах Сталинграда»

1942 год. Идут ожесточенные бои, но на отдельных участках фронта красноармейцы вынуждены отступать, причем покидать приходится неиспользованные в боях оборонительные сооружения. Для прикрытия в заслоне остается батальон под командованием комбата Ширяева. В помощники ему назначают военного инженера, лейтенанта Юрия Керженцева. Через положенных два дня с позиций уходят и они. По пути им встречается связной штаба Лазаренко и химик Игорь Свидерский, которые сообщают о разгроме полка. Бойцы вынуждены расположиться в брошенных сараях, где их обнаруживают фашисты.

После трудного боя Керженцев с уцелевшими товарищами отступают. Вскоре они оказываются в Сталинграде. В городе Юрий и еще несколько солдат селятся в доме Марии Кузьминичны, знакомой Свидерского, и ее мужа, Николая Николаевича, и как бы возвращаются в мирную жизнь. Игорь выдает себя за сапера и вместе с Керженцевым попадает в группу особого назначения, которой приказывают минировать промышленные предприятия.

Не дождавшись приказа о подрыве одного из объектов, саперы получают задание переправиться на другой берег Волги и явиться в штаб фронта. Получив новое назначение, Юрий с Игорем расстаются. Керженцев воссоединяется со своим первым батальоном.

После гибели комбата он принимает командование подразделением. Его отряд укрепляется на территории завода «Метиз». В распоряжении нового комбата две роты саперов и взвод разведчиков старшины Чумака.

В октябре батальон перебрасывают на более опасные позиции. Командир полка Бородин направляет Керженцева в помощь саперу – лейтенанту Лисагору. Поступает новая команда для этого отряда – взять сопку. Выполнить приказ получается быстро – немцы отступают, а наши бойцы несут незначительные потери.

Однако солдаты на сопке оказываются отрезанными от всего батальона. К бойцам, занявшим круговую оборону, пробирается ординарец Валега и помимо тушенки доставляет записку от командования о том, что атака намечается на четыре утра.

Намеченная операция срывается, люди на сопке погибают – кто напрямую, кто от ранений. Наконец, к выжившим прорываются свои. Ширяев принимает командование батальоном от Керженцева, а тот присоединяется к отряду Лисагора, общается с Чумаком, бывшим шахтером Карнауховым и математиком Фарбером. Последний интересен Юрию как типаж настоящего интеллигентного человека.

В день рождения Керженцева намечается общее наступление по фронту. Майор Бородин прислушивается к военной хитрости, задуманной для атаки Ширяевым, с целью сберечь людей, однако начальник штаба Абросимов велит идти напролом.

Юрий ведет в бой свое подразделение, но солдаты, попав под обстрел, вынуждены залечь в укрытиях. После нескольких часов в воронке Керженцеву удается прорваться к своим. Он узнает, что после сражения от батальона осталась только половина. Среди погибших – Карнаухов, раненого Ширяева переправляют в медсанбат. Командование отрядом принимает Фарбер.

Во время суда над Абросимовым Бородин сетует, что во всем доверял начштаба, а тот, превысив власть, виновен в гибели множества бойцов. Абросимов своей вины не признает, считает, что действовал правильно.

В противовес его доводам берет слово Фарбер и говорит, что погибшие товарищи отважно сражались, хотя многих из них можно было бы спасти, если бы прислушались к задумке Ширяева. Абросимов направлен в штрафбат, он покидает полк ни с кем не попрощавшись

Вырвавшегося из медсанбата Ширяева назначают начальником штаба. Керженцев намерен все-таки отпраздновать именины, но вновь назначено наступление

Абросимов направлен в штрафбат, он покидает полк ни с кем не попрощавшись. Вырвавшегося из медсанбата Ширяева назначают начальником штаба. Керженцев намерен все-таки отпраздновать именины, но вновь назначено наступление.

В новом бою Юрий получает ранение. Вернувшись после лечения в Сталинград, военный инженер узнает от солдата Седых, что Игорь Свидерский жив. Керженцев надеется свидеться с другом, но не успевает: его подразделение вновь перебрасывают на новый участок фронта.

Другие персонажи

Игорь Свидерский
– лучший друг Керженцева.

Валега, Лазаренко

подчиненные Керженцева, его боевые товарищи.

Ширяев
– командир батальона, профессионал своего дела.

Абросимов
– самоуверенный штабист, виновник бессмысленной гибели бойцов.

Главы 1-4

В июле 1942 года немецкая армия подходит к Воронежу, и из штаба дивизии приходит приказ об отступлении. Для прикрытия уходящих солдат выбран первый батальон под командованием комбата Ширяева. В качестве помощника с ним остается и военный инженер, лейтенант Керженцев. Ширяев « волнуется, но старается не показать волнения » – у него в распоряжении скудные остатки боеприпасов, но капитан Максимов просит продержаться пару дней, а после – начинать отступление.

Главы 5-9

Спустя положенные два дня первый батальон также покидает укрепления. Неожиданно навстречу им появляется Игорь Свидерский, который сообщает ужасную новость – полк разбит, Максимов ранен, в живых осталось « человек сто, не больше ». Он передает приказ Максимова – изменить маршрут и « на соединение с ним идти », остерегаясь встречи с немцами, которые « яичницу жрут километрах в десяти – двенадцати отсюда».

Спустя сутки батальон натыкается на полуразрушенные сараи, и располагается в них. Заметив немецкую разведку, бойцы занимают оборону. Во время обстрела батальон несет множество потерь. Ширяев обирает четырнадцать бойцов и уходит, а Керженцев с Игорем, Валегой и Лазаренко остается их прикрывать.

Лазаренко погибает, а оставшимся бойцам удается примкнуть к потоку отступающих войск. Вскоре они понимают, что отыскать в этом хаосе остатки своего полка – задача не из легких. Какой-то майор сообщает, что в Сталинграде « новые части формируются », и бойцы отправляются туда.

Главы 10-13

Сталинград встречает товарищей тихой, мирной жизнью, разительно отличающейся от того ужаса, что им довелось пережить совсем недавно. Они останавливаются у Марьи Кузминичны, и устраиваются на работу. В их обязанности входит подготовка важных промышленных объектов к возможному взрыву. Так незаметно проходит август.

Мирная жизнь в Сталинграде рушится в одночасье. В воскресный вечер в небе неожиданно появляются немецкие самолеты – « их так много, что трудно разобрать, откуда они летят ». Они бомбят город в течение двух часов, среди жителей начинается паника.

Главы 14-20

Утром Керженцев с товарищами отправляется на Тракторный завод, чтобы срочно заминировать его. Непрерывные обстрелы и отсутствие необходимых приборов затрудняют работу.

Над Сталинградом висит « непроходящее облако дыма и пыли » – город, не переставая, бомбят, и он уже полностью разрушен.

Когда на двенадцатый день приходит смена, Керженцева и его товарищей направляют « в штаб фронта – инженерный отдел », где распределяют по разным дивизиям.

Керженцева назначают командиром 4-й и 5-й рот 184-й дивизии, в задачи которой входит оборона завода «Метиз». Обстрелы не прекращаются практически круглосуточно, советская армия терпит колоссальные потери. После смерти комбата руководство батальоном передают Керженцову.

Изображение войны в повести «В окопах Сталинграда»

Главная мысль повести Некрасова – быстротечность жизни. И автор говорит об этом с болью в каждой строчке: минуту назад человек дышал, говорил, жил, а теперь лежит с изуродованным телом и потухшим взглядом. И все это происходит буднично. Описание различных ликов человеческих страданий и смерти позволяет понять настоящий масштаб народной трагедии. Некрасов реалистично описывает гибель Лазаренко, получившего ранение в живот, и молодого пулеметчика. Он вспоминает об убитом солдате, в губах которого дотлевает окурок, как о самом страшном проявлении смерти. Эпизоды, в которых автор рассказывает о взятии сопки или обороне сараев, когда горстка плохо вооруженных бойцов героически противостоит вражескому отряду с пулеметами и танками, обладают колоссальной силой воздействия.

Повесть Виктора Некрасова после первой публикации была запрещена. Причиной стало «истинное обличие» войны. Некрасов честно описывает события, но при этом не создает позитивного или негативного окраса героев. Он не скрывает страха смерти, ошибок, отчаяния и тоски, изображает войну такой, как есть.

В Советском Союзе за военную тематику пострадало множество писателей. Книга Некрасова была вычеркнута из списка публикации «Знамени». И лишь сам Сталин внес произведение обратно в список. Вождь был искренне поражен прямыми фактами и правдивостью произведения.

Некрасов своей повестью доносит до читателя то, какой ценой была одержана победа и насколько важны любовь к родине, отвага, честь. Он открывает новый взгляд на военные события. Благодаря патриотизму и сплочению народов во время общей трагедии удалось выстоять и не сдаваться.

История создания повести «В окопах Сталинграда»

Виктор Некрасов после ранения оказался в киевском госпитале. У будущего писателя плохо работала правая рука. Доктор посоветовал понемногу ее разрабатывать, и Некрасов стал понемногу писать. Это были воспоминания писателя о героической обороне Сталинграда в 1942-1943 годах. Некрасов, вчерашний защитник Сталинграда, захотел поделиться пережитым с читателями, рассказать им о своих боевых товарищах. Таким образом появились первые страницы повести «В окопах Сталинграда», которая в оригинале напоминала дневник главного героя произведения, Юрия Керженцева.

Позже Виктор Некрасов продиктовал записи машинистке, затем готовый текст переда с другом в Москву. Спустя некоторое время повесть была напечатана в «Знамени» под названием «Сталинград». Произведение вызвало противоречивые оценки. Многие читатели были недовольны содержанием повести «В окопах Сталинграда». В первую очередь недовольство было связано с тем, что в произведении не было привычной похвалы в адрес вождя и высшего руководящего состава. Сам И.В. Сталин, между тем, одобрил повесть. В 1947 году Некрасову была вручена Сталинская премия второй степени.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Часть вторая

Главы 1-7

Бои идут, не прекращаясь, весь сентябрь. В октябре немцы входят в Сталинград, и среди советских подразделений происходит рокировка. Батальон Керженцева перебрасывают на самый тяжелый « участок между «Метизом» и восточным концом извилистого, как буква З, оврага, на Мамаевом ». Главная задача тридцати шести бойцов под командованием Керженцева – не смотря ни на что держать оборону в течение нескольких месяцев.

На следующую ночь батальон получает мины. Бойцы принимаются рыть окопы, саперы устанавливают взрывные устройства. Неожиданно Керженцев получает новый приказ – штурмом взять сопку, укрепленную немцами.

Главы 8-15

В назначенное время «кукурузник» отвлекает противника, а разведчики определяют позиции врага. В полной темноте четырнадцати бойцам во главе с Керженцевым удается вытеснить фашистов с сопки и укрепить свои позиции на территории.

Комбат прекрасно понимает, что немцы просто так не отступятся, и вскоре, действительно, начинается непрекращающиеся обстрелы. « Мины свистят и рвутся кругом без передышки », редкие перерывы длятся не больше пяти минут.

В живых остается одиннадцать человек и четыре пулемета, остро ощущается нехватка воды. Легкое ранение в голову вызывает у Керженцова сильную слабость. Когда перед его глазами появляется Ширяев, ему кажется, что он видит сон. Комбат передает командование батальоном Ширяеву и отправляется рыть блиндажи.

Главы 16-21

В течение следующих трех дней Керженцев отдыхает, а после получает в распоряжение « инженерное имущество », и принимается работать над схемой по укреплению передовой.

Стреляют пушки, « немцы по-прежнему увлекаются минометами ». Строить и минировать укрепления приходится ночью. Вскоре становится понятно, что ситуация под Сталинградом начинает меняться. После восьмидесяти двух дней активных бомбежек впервые наступает затишье – « в воздухе воцаряется непонятная, непривычная, совершенно удивительная тишина ».

Главы 22-25

В свой день рождения, девятнадцатого ноября, Керженцев узнает новость – в шесть ноль-ноль планируется « наступление по всему фронту ». Он получает приказ – в « ограниченный срок, каких-нибудь десять часов » разминировать не только свои поля, но и противника. При этом « каждая снятая мина должна быть учтена, каждое обнаруженное минное поле зафиксировано, привязано к ориентиру и обязательно к постоянному ».

Батальон готов к выполнению приказа, но неожиданно в дело вмешивается начальник штаба Абросимов, настаивающий на решительной атаке. В результате « половины батальона уже нет ».

После окончания сражения судят Абросимова, по чьей вине напрасно полегло немало бойцов. Он оправдывается, обвиняя остальных в трусости и нежелании воевать. Согласно решению полевого суда Абросимова « разжаловали и – в штрафную ».

Главы 26-30

Наутро приходит не « целая дивизия танковая », как было обещано ранее, а « шесть стареньких, латаных и перелатаных » танков. Начальником дивизии назначают Ширяева.

За двадцать минут до начала атаки Керженцеву сообщают, что поле заминировано « какими-то незнакомыми » немецкими минами. Вместе с саперами он отправляется на поле, но там уже поджидают немцы. Керженцев получает сильное ранение.

После двухмесячного лечения в госпитале Керженцев возвращается в свой батальон. Его радостно встречают боевые товарищи, и к вечеру он уже пьян – « от воздуха, солнца, ходьбы, встреч, впечатлений, радости ». Узнав, что неподалеку находится Игорь, Керженцев планирует навестить старого друга. Однако планам его не суждено сбыться – бойцы, окрыленные победой, вновь готовятся к атаке…

Второстепенные герои и их характеристика

  • Георгий Акимович – вечно недовольный, но очень работоспособный инженер Тракторного завода. Человек чести, искренне переживающий за судьбу своего родного города и всей страны.
  • Мария Кузьминична – добрая заботливая женщина, седовласая, с огрубевшими руками хозяйка, в доме которой остановились Керженцев и его спутники.
  • Николай Николаевич – работник автосклада, супруг Марии Кузьминичны, лысоватый подвижный мужчина небольшого роста.
  • Пехотинец Волегов (Валега) – молодой ординарец Керженцева, добрый алтайский парень, хозяйственный, заботливый, работящий и смелый.
  • Абросимов – начштаба полка, карьерист, ради достижения цели не жалеющий подчиненных.
  • Игорь Свидерский – лучший друг Керженцева, поначалу начальник химической службы полка, затем – сапер.
  • Майор Бородин – командир полка, узколицый добродушный мужчина, вспыльчивый, но быстро отходчивый.
  • Старшина Чумак – отважный командир роты разведчиков морской пехоты, ценящий боевое братство.
  • Седых – скромный молодой боец, надежный товарищ, любознательный парень, все делающий с удовольствием.
  • Ширяев – энергичный командир первого батальона, смелый товарищ с золотоволосым чубом, за что удостоился клички «Кузьма Крючков».
  • Гаркуша – помощник командира взвода саперов, большой специалист своего дела.
  • Калужский – помощник командира по тылу, знатный приспособленец, загодя припасший гражданскую одежду и уничтоживший знаки отличия офицера при отступлении.
  • Лисагор – командир взвода саперов, хороший и умный специалист, но мало что смыслящий в чертежах.
  • Лазаренко – связной при штабе.
  • Капитан Максимов – начальник штаба полка.
  • Люся – симпатичная, с короткой стрижкой, соседка Марии Кузьминичны, врач.
  • Карнаухов – командир четвертой роты, бывший шахтер. Сильный и добрый мужчина, тайный поэт и любитель прозы Джека Лондона.
  • Фарбер – интеллигентный командир пятой роты, рассеянный и задумчивый математик.
  • Бойко – сержант из подразделения саперов.
  • Петров – голубоглазый пулеметчик из отряда Фабера.
  • Капитан Сумароков – любознательный сосед Керженцева по палате в военном госпитале.

Об авторе

В. Некрасов родился в Киеве (об этом городе с теплотой вспоминает во многом автобиографичный главный герой повести) в 1911 году. До войны получил специальность архитектора, увлекался театром, живописью, литературой. Пытался писать, но жизнь, по его признанию, не давала подходящего сюжета, а выдуманное было неинтересно ни автору, ни редакторам.

На фронте Н. Некрасов оказался с первых месяцев войны — это доказывают повесть и ее анализ. «В окопах Сталинграда» — произведение, написанное на основе личных наблюдений и ощущений автора. Позже писатель вспоминал, что настоящий взрыватель (а он, подобно своему герою, служил военным инженером и заместителем командира саперного батальона) увидел только через год после начала войны первый пистолет — за неделю до неудачного наступления под Харьковом. Некрасов принимал участие в обороне Сталинграда и на собственной шкуре познал все тяготы фронтовых будней. Был демобилизован после ранения уже в конце войны — в 1945 году.

Атака

Скоро приходит сообщение о том, что позиции нужно менять. Приказано занять сопку, на которой расположены пулеметы
противника. Передо атакой время тянется невыносимо медленно. Неожиданно появляются работники политотдела, которых Керженцев
встречает отнюдь не радостно. Лейтенант выставляет с командного пункта проверяющих, а когда начинается атака, неожиданно для себя принимает в ней участие. Сопку удается
взять, причём без больших потерь.

Делит ли своих героев на положительных и отрицательных Виктор Некрасов? В кратком содержании »
В окопах Сталинграда»
стоит уделить внимание такому герою, как начальник штаба Абросимов. Капитан уверен в необходимости атаки »
в лоб»

Он не слушает доводы ни Керженцева
, ни комбата Ширяева. Главный герой повести снова идёт в атаку. В этом бою погибает 26 человек. Абросимова судят за превышение власти и отправляют в штрафбат
.

Излагая краткое содержание повести Некрасова »
В окопах Сталинграда»
, стоит сказать, что в этом произведении автор не создавал ни отрицательных, ни положительных образов. Он не навязывает читателю своего мнения. Изображение атаки, которая
состоялась по приказу Абросимова, — это одна из многочисленных офицерских ошибок, которые
, возможно, неизбежны на войне.

10 000 самых лучших сочинений

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ (по повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)

Виктор Некрасов… Удивительна судьба этого человека, и многое в ней еще нам неизвестно.

Виктор Платонович Некрасов родился в 1911 году, окончил архитектурный институт и актерскую студию, играл в нескольких театрах, из театра же и попал на фронт в первые дни войны. Дважды был ранен. После второго ранения правую руку частично парализовало, и врач посоветовал ему ее разрабатывать — писать девушкам письма. Но он стал писать о Сталинграде.

Повесть «В окопах Сталинграда» — первая правдивая книга о войне. Она резко отличается от других произведений на военную тему того времени и по духу очень близка «Севастопольским рассказам» Л. Толстого, который писал: «Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти».

Вот, например, смерть связного штаба Лазаренко: «Капут… Кажется… — он пытается улыбнуться. -Из-под рубашки вываливается что-то красное. Он судорожно сжимает это пальцами. На лбу выступают крупные капли пота».

«Лица красные, потные, осатанелые, голоса хриплые» — вот что такое война в первой части повести. Бомбежки, жара, неразбериха, сумятица, всеобщее смятение…

Повествование в повести ведется от первого лица: это похоже на дневниковые записи. Описывается почти каждый день пребывания военного инженера лейтенанта Керженцева на фронте. Кроме описаний боев, в книге много воспоминаний героя, его размышлений о пережитом, о том, как изменила его война. Стыд, неловкость испытывает Юрий за то, что он, командир, «не знает, где его взвод, полк, дивизия». А ведь казалось, что самое страшное — отступление под Москвой — уже позади. Но наши войска снова отходят. Юра чувствует свою вину перед мирными жителями, которых они не могут защитить. Он чувствует свою ответственность за то, что кажется ему самым страшным — «бездеятельность и отсутствие цели».

Война — это трудная работа, это не только бои, но и тяжелый физический труд. Кем только не приходится быть порой бойцу на войне: и столяром, и плотником, и печником. Кроме боевых качеств, на фронте еще ценится умение выжить, приспособиться к условиям.

Кровь, пот, окопы, смерть… К этому, казалось, давно должен был привыкнуть Юрий. Но не может. Нельзя привыкнуть к тому, что смерть все время рядом…

«Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымящийся окурок. И это было страшнее всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног… Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас — смерть».

Главный герой повести Юрий Керженцев, кажется, менее всего подходит для военной жизни. Архитектура, живопись, музыка, книги — вот что интересовало его до войны. Не зря же разведчик Чумак говорит ему: «А я думал, Вы стихи пишете. Вид у Вас такой, поэтический». Но его отношение к Юрию меняется от полного пренебрежения до глубокого уважения и признания его мужества.

Юрий Керженцев рассуждает о природе русского патриотизма, о том самом «русском чуде», о «скрытой теплоте патриотизма», о которой писал еще Л. Толстой, о том, что это сильнее, чем немецкая организованность и танки с черными крестами.

Любовь к родной земле, твердость духа, мужество делают наших солдат непобедимыми.

Целая вереница ярких, запоминающихся образов проходит перед нами на страницах повести: Игорь Свидерский, сапер Лисагор, командир роты сержант Гаркуша, майор Бородин… С особенной теплотой говорится о восемнадцатилетнем ординарце и связном Валеге: «Он никогда ни о чем не спрашивает и ни одной минуты не сидит без дела. Он умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костер под проливным дождем». Под огнем фашистов ординарец пробирается на сопку, где Юрий с товарищами отбивают вражеские атаки — и тут же готовит бойцам ужин.

А вот командир четвертой роты Карнаухов. Он мало говорит, много делает. Он спокоен в самых трудных ситуациях, просто честно выполняет свой долг. Если надо, он с утра будет чертить схемы обороны. Он же, не задумываясь, пойдет на штурм немецкого окопа, где и погибнет. Только после этого прочитал Юрий его стихи — простые, ясные, чистые, такие же, как и сам автор.

Для нас повесть — бесценный документ эпохи благодаря ее пронзительной правдивости и, во многом, автобиографичности.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Образ главного героя

Анализ повести «В окопах Сталинграда» Некрасова невозможен без обращения к личности Юрия Керженцева. Это образованный, который впитывает в себя все, что видит и слышит вокруг. Он понимает, что война совсем не похожа на мирную жизнь: в ней нельзя ничего предугадать. И все же то, что происходит: отступление, тяжелое положение армии, немые укоры во взглядах жителей оставленных селений — заставляет героя и его сослуживцев искать ответ на извечный вопрос о том, кто виноват.

Сам лейтенант неоднократно ловит себя на мысли, что на войне сердце ожесточается, а человеческие ценности становятся совсем иными. Тем не менее он очень самокритичен и требователен к себе. Неразговорчивый, порой вспыльчивый герой в нужную минуту способен поддержать и принять правильное решение. Он искренне переживает смерть каждого из своих товарищей. В ответственные минуты оказывается рядом с бойцами, так же как и они, не прячется от пуль. Война стала для него ответственным делом, которое следует выполнять на совесть.

Автор не идеализирует своего героя, что подтверждают поступки Керженцева и их анализ. «В окопах Сталинграда» — пример того, как ведет себя на войне обычный человек. Когда во время разговора с Чумаком мимо пролетают пули, Юрий невольно пригибается. Он, командир, иногда не знает, что делать, и чувствует вину перед другими. Не отказывается от добытого Валегой молока или лимона. Но его достоинство в том, что в нем отсутствуют ложный героизм, высокомерие.

Таким образом, главный герой — это обычный человек, ценой своей жизни защитивший Сталинград и всю страну.

Мирный город

Главный герой вспоминает о довоенной жизни. На фронте он давно, всё, что было раньше, в родном Киеве, кажется, никогда не существовало. О чём рассказано в последующих главах произведения В. Некрасова? Содержание »
В окопах Сталинграда»
, по крайней мере первых глав, сводится
к размышлениям, воспоминаниям лейтенанта Керженцева
. Он так привык к фронтовой жизни, что его удивляет город, который совсем скоро превратится в руины. Здесь по-прежнему читают газеты, спорят о литературе, посещают библиотеку, просто
живут…

Керженцев
и его товарищи останавливаются в доме Марии Кузьминичны. Женщина угощает их чаем с вишневым
вареньем. Забытая мирная жизнь расслабляет. Герои отправляются купаться на Волгу, затем предаются чтению. Вечером этого дня немецкие войска начинают наступление на Сталинград.

Керженцев
— сапер
. Лейтенанта и направляют на местный тракторный завод. Здесь он знакомится с инженером-электриком Георгий Акимовичем — человеком, убеждённым в том, что советским войскам победить в этой войне поможет лишь чудо. Идет
кропотливая, долгая подготовка к взрыву. Проходит десять дней. Немцы нещадно бомбят город. Приказа о взрыве всё ещё нет, и Керженцева
направляют в инженерный отдел, расположенный по ту сторону Волги.

Несколько слов об авторе

В 1959 году Некрасов выступил против строительства стадиона в Бабьем Яру, на месте массовых расстрелов, проводимых фашистами во время войны. С тех пор отношения писателя с властью резко ухудшились. Он принимал активное участие в митингах, писал неоднозначные статьи. Наконец, Некрасова обвинили в »
низкопоклонстве перед Западом»
, а книги его запретили издавать. В 1974 году писатель эмигрировал в Швейцарию. Последние годы провел
в Париже.

Правда войны
(по повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)

Великая Отечественная война 1941-1945 годов открыла новую страницу в истории современной литературы. Вместе с ней в произведения писате­лей входит тема патриотизма, литература вдох­новляет на борьбу с врагом, правительству зачас­тую помогает держать фронт, простому народу — выжить.

Пожалуй, одним из интереснейших и наиболее значительных произведений о войне является по­весть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», пред­ставляющая собой дневниковые записи молодого бойца. Описание боев и воинского быта чередуют­ся с размышлениями героя во время отдыха, перед боем, с воспоминаниями о довоенной жизни. Перед нами вырисовывается нелегкий путь человека на войне, путь от желторотого вы­пускника института к опытному командиру бата­льона.

Но важнее, пожалуй, то, как через судьбы от­дельных людей писатель раскрывает перед нами трагедию войны, принесшей горе всей нашей ог­ромной стране. В. Некрасов впервые заговорил об этой трагедии правдивыми, откровенными слова­ми. Конечно, для этого требовалось мужество, и Некрасов не побоялся сказать об ужасной правде войны, которую он рассматривает с разных точек зрения.

Автор пишет о бесчеловечности войн как тако­вых. Подобно Л. Н. Толстому, Некрасов считает войну ненормальным явлением, противоестест­венным человеку состоянием. Вместе со своим ге­роем автор переживает потрясение от увиденного: «Я помню убитого бойца. Он лежал на спине, рас­кинув руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что я видел, страшнее раз­рушенных городов, страшнее оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сей­час — смерть».

Писатель осмысливает войну философски, он видит ее бесчеловечность, он видит людей, кото­рые постепенно привыкают к этой бесчеловечнос­ти. С точки зрения В. Некрасова, нет ничего более страшного и гибельного, чем подобное привыка­ние. Война становится бытом для людей.

Есть в повести правда о героизме тех людей, которых всегда считали только винтиками в ог­ромном корпусе государственной машины. Некра­сов беспощадно судит тех, кто спокойно посылает людей на смерть, кто расстреливает за потерян­ную кирку или саперную лопату, кто держит людей в страхе. Это был протест не только против сталинских методов ведения войны, но и против сталинских комиссаров, внимательно наблюдав­ших за словами и поведением человека, а человек этот шел на смерть: «Не везет нашему полку. Каких-нибудь несчастных полтора месяца воюем, а вот уже нет ни людей, ни пушек. По два-три пулемета на батальон… Необстрелянных, впервые попавших на фронт, нас перебрасывали с места на место, клали в оборону, снимали, передвигали, опять клали в оборону… Мы терялись, пугались, пугали других, никак не могли привыкнуть к бом­бежке». В. Некрасов против беспорядочности на войне: бездарность руководства стоит многих че­ловеческих жизней, люди становятся «пушечным мясом».

Раскрывая подлинный облик войны, В. Некра­сов не проходит и мимо народа, его роли в ней, отмечает восприимчивость простых солдат к чужой беде, их открытость, их думу о России: «Фронт отступает. У ворот стоят женщины — молчаливые, с вытянутыми вдоль тела тяжелыми, грубыми руками. У каждого дома стоят, смотрят, как мы проходим. Никто не бежит за нами. Все стоят и смотрят». Безысходность в душах людей, отчаяние в душе героя, которого длительное от­ступление заставляет серьезно задуматься над сло­жившейся ситуацией. Пожалуй, прав один из ге­роев повести, инженер, который считал, что нельзя обольщаться рассуждениями о патриотиз­ме: «Геройство геройством, а танки танками».

Действительно, в годы Великой Отечественной войны на всем фронте русские люди проявляли чудеса героизма, но при умелой организации бое­вых операций, при своевременной поддержке, при заботе о людских жизнях многих смертей можно было избежать.

Анализируя правду войны Некрасова, можно уверенно сказать, что он был человеком-патрио­том, который хотел быть «русским писателем» и «жить по совести».

На тракторном заводе

Утром Керженцева с товарищами отправляют за город. Там предстоит срочно заминировать тракторный. Работа осложняется постоянными обстрелами, нарушающими целостность проводов. К тому же нет всех необходимых приборов. Люди работают без отдыха, однако проходит дней двенадцать, а завод все стоит. Город практически непрерывно бомбят, и он почти разрушен. Бои идут на той стороне реки, где находятся окопы Сталинграда. Некрасов — краткое содержание разговора приводится ниже — показывает, как в эти непростые для страны месяцы и годы формируется истинный патриотизм людей. Так, Георгий Акимович, инженер-электрик ТЭЦ, в споре с Керженцевым доказывает, что русские войска не умеют воевать, и на исход войны может повлиять только чудо. В эту минуту Юрий вспоминает слова одного из бойцов, встретившихся на пути к Сталинграду. Тот говорил о жирной земле, что дает жизнь семенам, и о невозможности отдать ее врагу. Вспомнилась герою и самая страшная смерть: человек, который минуту назад говорил, лежал перед ним с раскинутыми руками, а на губе его догорал окурок. Из таких деталей, по мнению автора, и формируется то высокое чувство, которому Л. Толстой дал название «скрытая теплота патриотизма».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: