«вяленая вобла» — краткое содержание сказки м.е. салтыкова-щедрина

Что высмеивает салтыков-щедрин в сказке «вяленая вобла»

Краткое содержание

Однажды выловили воблу, вычистили внутренности и повесили на верёвку подсыхать. Процедура пошла рыбёшке на пользу, ведь после неё она ощутила необыкновенную лёгкость. Исчезли лишние думы, совесть куда-то пропала. Рыбка и раньше редко когда о чём-то размышляла, проводя жизнь на дне, а теперь её совсем ничего не тревожило. Её выпотрошили, кожа высохла, от мозга не осталось и следа.

Теперь рыбка стала умной, в её голове возникли новые идеи. Она подаёт просящему монету, только если рядом есть свидетели, которые способны зафиксировать это действо. Если рыбёшка кого-то видит, то сразу начинает умничать, вести философские беседы, делиться своими мыслями. К сожалению, никто не принимает всерьёз её учения, всем опостылели эти присказки.

Умные мысли главной героини вспоминаются лишь через время, когда наступает нужный момент. Тогда люди начинают её славить, искренне не понимая, как она может быть такой умной. Тогда рыбёшка радуется, она отвечает, что является такой от природы, а после того как её высушили, она ещё лучше соображает.

В социуме, где пропагандируют учения рыбки, можно встретить людей с очень разными взглядами. Одни — убеждённые, они никогда не получают ответов на свои вопросы. Другие — пёстрые, их больше всего. Они не имеют совести и радуются, когда слышат высказывания благоразумной рыбки. Её нравоучения оказывают на них отрезвляющее воздействие. Они слушают, что говорит вобла, но не предпринимают никаких действий.

Всеобщее освобождение от ненужных мыслей и мук совести нравится даже тем, кто считает себя человеконенавистниками. Все проникаются идеями обычной рыбки, провяленной на солнышке. Невзирая на отсутствие мозга, она способна творить истинные чудеса, о которых никто даже не подозревал. Чем больше последствий имеют высказывания главной героини, тем больше появляется людей с вопросами о том, как им жить дальше. В итоге рыбёшку уже воспринимают не как мудрого советника, а как опасную либералку. Однажды самый злостный клеветник хватает бедняжку и у всех на глазах откусывает ей голову, сдирает шкуру и съедает.

Салтыков-Щедрин, Краткое содержание Премудрый пескарь

Краткое содержание

Жил-был пескарь. Отец и мать его жили долго, не попались ни в уху, ни щуке. И сыну так жить наказали, по принципу «гляди в оба». Пескарь был умный малый, а потому стал он раскидывать умом, как бы и ему всех бед избежать. Всякая рыба его может заглотить, потому как маленький он самый. А человек — так это и вовсе враг первейший.

Не раз рассказывал ему об этом отец, наказывал бояться уды, «потому что хоть это и глупейший сна­ряд, да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишь­ся — ан в мухе-то смерть!». Был у отца пескаря случай такой в жизни, когда он сам чуть было в уху не попал.

Неводом крестья­не рыбу ловили. Тащат их всех вместе: щук, окуней, того и гляди тебя сейчас эти хищники схватят. Но нет. «В ту пору не до еды, брат, было! У всех одно на уме: смерть пришла! А как и почему пришла — никто не понимает». Так и вытащили все, да только мал показался рыбакам маленький пескарь.

Никакого толку от него в ухе не было.

И вот когда нора была готова, решил он днем сидеть в своей норе и дрожать, а ночью выходить из норы и пищу искать. А можно и в полдень, когда рыба вся остальная уже сыта.

«Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».

«Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и все-то думает: “Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?”» Однажды увидел он прямо около своей норы рака. Стоит тот с окостенелыми глазами и его, пескаря, поджидает. Вот уж где пескарь перепугался. Полдня поджидал его рак, а пес­карь тем временем все дрожал и дрожал.

И щука его у норы стерегла. Да только не выходил пескарь из норы и все гордился, что жив. Прожил он так сто лет. Ни жены, ни детей у него не было. Думал он, что только раньше семья быть могла, потому как щука тогда добрее была, да и окунь на мелких пескарей не заглядывался. «Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто».

И пришла пескарю пора помирать. И вспомнил он однажды сказанные щукой слова: «Вот, кабы все так жили-то, то в реке тихо было!» И задумался тогда пескарь, а и в самом деле, что бы тогда было? Ведь закончился бы род пескарей, потому что для его продолжения нужна семья, родная стихия, а не вечные су­мерки его норы.

«Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от стра­ха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари.

Никому он в своей жизни не помог ни добрым словом, ни советом. Только слышал он, как говорили: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все толь­ко распостылую свою жизнь бережет?» Задремал пескарь или за­бываться стал, да только высунулось его рыло из норы.

А потом он исчез. Куда пропал — так никто и не знает.

На этой странице искали :

  • премудрый пескарь краткое содержание
  • краткое содержание премудрый пескарь
  • премудрый пескарь в сокращении
  • салтыков щедрин премудрый пескарь краткое содержание
  • салтыков-щедрин премудрый пескарь краткое содержание

Художественное своеобразие

В числе приемов и средств, использованных Салтыковым-Щедриным в «Вяленой вобле», — эзопов язык, ирония, гротеск. Эзопов язык был необходим для обхода цензурных препятствий. Иносказание позволяет писателю откровенно выражать свои мысли. Впрочем, в случае с «Вяленой воблой» оно не слишком помогло, — как уже говорилось выше, с цензурой у сказки были серьезные проблемы. Что касается иронии, ярчайший пример ее использования – когда автор называет воблу ласково воблушкой, хотя понятно – теплых чувств он к ней не испытывает.

Как известно, в гротеске глубокое художественное обобщение важных жизненных явлений кроется за фантастичностью. В самом начале «Вяленой воблы» Салтыков-Щедрин сталкивает читателей с неправдоподобием – вобла «стала жить да поживать» после того, как сделалась вяленой, то есть фактически умерла. При этом в сказке присутствует художественное обобщение важных для жизни России 1880-х годов явлений (пустая либеральная болтовня, трусость и приспособленчество обывателей).

Благодаря сказке Салтыкова-Щедрина словосочетание вяленая вобла стало часто использоваться в разговорной речи в переносном значении. Так и сегодня принято называть человека апатичного, бездеятельного, у которого отсутствует собственное мнение и нет твердых убеждений.

«Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

«Воблу поймали, вычистили внутренности (только молоки для приплоду оставили) и вывесили на веревочке на солнце: пускай провялится. Повисела вобла денек-другой, а на третий у ней и кожа на брюхе сморщилась, и голова подсохла, и мозг, какой в голове был, выветрился, дряблый сделался».

«Как это хорошо, — говорила вяленая вобла, — что со мной эту процедуру проделали! Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести — ничего такого не будет!»

Всегда вобла боялась попасть не туда, не по случаю. Поэтому очень обрадовалась, когда ее изловили «и все мысли и чувства у ней выхолостили!» . Далее рассказывается о чиновнике. Раньше он много работал, а теперь приходит на работу только в час, «уж позавтракавши». Потом курит долго, а потом уже время и «к Палкину обедать».

У Палкина — трактир. Все рады курьезы послушать. «…Везде лишнее да неподлежащее так и хлещет через край!» А вобле теперь на все плевать! И разговоры у нее ни о чем. Скучно с ней беседовать. «И всем скучно сначала, — стыдливо ответит воблушка. — Сначала — скучно, а потом — хорошо. Вот как поживешь на свете, да пошарят около тебя вдоволь — тогда и об воблушке вспомнишь, скажешь: «Спасибо, что уму-разуму учила!»

Воблушкина философия: «Потихоньку да полегоньку, двух смертей не бывает, одной не миновать…» Делай все что хочешь, только будь счастлив.

Во всех сферах жизни есть своя воблушка. «На свете существует множество всяких слов, но самые опасные из них — это слова прямые, настоящие. Никогда не нужно настоящих слов говорить, потому что из-за них изъяны выглядывают. А ты пустопорожнее слово возьми и начинай им кружить».

Когда появляется воблушка в компании «выбранных на общественную должность», «излюбленных», она советует: «…Коли спрашивают — повергай! а не спрашивают —сиди и памятуй, что выше лба уши не растут!» Это самое главное, что нужно знать. А остальное понимать — незачем.

«Оттого я так умна, что своевременно меня провялили», — объясняет она изумленным слушателям.

«Лишняя совесть наполняет сердца робостью, останавливает руку, которая готова камень бросить, шепчет судье: «Проверь самого себя!»

А ежели у кого совесть, вместе с прочей требухой, из нутра вычистили, у того робости и в заводе нет, а зато камней — полна пазуха» .

Так вобла убедила всех в том, что только она знает, в чем смысл жизни.

Да только, несмотря на то что провялили воблу, и внутренности у нее вычистили, и мозг выветрили, а все-таки, в конце концов, ей пришлось распоясываться. Превратилась она в либералку.

И вот в одно утро совершилось неслыханное злодеяние. Один из самых рьяных клеветников ухватил вяленую воблу под жабры, откусил у нее голову, содрал шкуру и у всех на виду слопал…

Объекты сатиры

В «Вяленой вобле» сатира Салтыкова-Щедрина обрушивается главным образом на либералов 1880-х годов. Это сближает произведение с некоторыми другими сказками писателя. В частности, речь идет о «Либерале» (1885)

Здесь важно уточнить, что в середине XIX столетия либералами стали называть постепенцев, которые стремились прийти к компромиссу с властями и считались не революционерами, но реформаторами. Именно к таким людям и относился крайне негативно Салтыков-Щедрин

По сути своей все речи «воблушки» — пустая болтовня, от которой на практике нет проку, так как плана действий у воблы нет, какое нужно дело делать, она не знает. Зато ей хорошо удается оправдывать существование трусов, старающихся лишний раз не высовываться, — этаких «премудрых пескарей». У разглагольствований воблы нашлось немало почитателей. Так получилось из-за того, что общество, поучаемое воблой, «не представляло особенной устойчивости». Конечно, «убежденные люди» в нем присутствовали, но было их слишком мало. Значительно преобладали те, кто не мог похвастаться собственными твердыми убеждениями. За счет них и возвысилась на время вобла. Салтыков-Щедрин выступает не только против либералов с их бесполезными речами, но и против обывателей, которые подобной болтовне готовы внимать. «Вяленая вобла» — яркая демонстрация процесса «омертвления и оподления душ, покорившихся злу и насилию».

Совесть и справедливость — основа Мировоззрения Человека

Сказки Салтыкова-Щедрина поучительны ещё и тем, что ставят перед читателем сложные вопросы, найти ответ на которые невозможно, опираясь на так называемые прописные истины. Автор утверждает, что поведение человека напрямую зависит от его жизненной позиции и, соответственно, мировоззрения. И с этим нельзя не согласиться.

Моральных проблем Щедрин так или иначе касается во всех своих сказках. И среди последних есть такие, которые посвящены осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде принципов нравственности. Это — «Пропала совесть», «Добродетели и пороки», «Дурак» и другие. Эти сказки — ядовитые памфлеты на моральные принципы привилегированных социальных групп (тех, кого зовут «элита»). Сатирик показывает извращение нравственности в паразитическом обществе. Здесь совесть — «негодная тряпица», от которой каждый старается избавиться («Пропала совесть»). Здесь добродетели ловко уживаются с пороками на почве лицемерия («Добродетели и пороки»). Здесь высокие человеческие достоинства признаются ненормальными («Дурак»).

Мультфильм по сказке «Пропала совесть»

Кадр из мультфильма по сказке «Пропала совесть»

Остановимся на сказке «Пропала совесть».

Во многих сказках звучит вера в торжество положительных идеалов. Так, в сказке «Пропала совесть» рассказывается, как из мира людей была изгнана совесть. Её выбросили, как ненужную старую тряпку. Писатель выражает уверенность, что только попав в колыбель, где лежит маленький ребенок, совесть найдет наконец своего защитника.

Совесть говорит своему последнему владельцу:

В сказке «Пропала совесть» сатирик клеймит весь мир хищников-паразитов, лишившихся этого важного человеческого достояния. Эта сказка — сигнал тревоги. Значит в мире что-то не так, если живут во лжи, а не по совести

Ложь, кривда — это закон общества. Ложь — «торжествующая свинья», правящая миром

Значит в мире что-то не так, если живут во лжи, а не по совести. Ложь, кривда — это закон общества. Ложь — «торжествующая свинья», правящая миром.

Таким образом, писатель говорит, что надо с рождения воспитывать Человека и прививать ему общепризнанные каноны моральных ценностей, в том числе — Совесть и Справедливость.

Вариант 2

Сказка “Вяленая вобла” Салтыкова-Щедрина – это история о том, как жадность и жажда наживы могут привести к гибели. Идея сказки заключается в том, что человек должен быть осторожен в своих желаниях и не забывать о последствиях своих поступков. Главный герой, рыбак, не доволен своей жизнью и мечтает о богатстве. Он решает продать воблу, которую поймал, но не может найти покупателя. В итоге он решает высушить ее и продать как деликатес. Однако, вместо богатства, он получает только горе и потерю жизни.

Тема сказки – это жадность и безрассудство. Главный герой не думал о последствиях своих поступков и не учел, что высушенная вобла может стать причиной его смерти. Он был слишком занят своими желаниями и не заметил опасности. Таким образом, автор показывает, что жадность и безрассудство могут привести к гибели.

Суть сказки заключается в том, что жадность и безрассудство могут привести к гибели. Главный герой не думал о последствиях своих поступков и не учел, что высушенная вобла может стать причиной его смерти. Он был слишком занят своими желаниями и не заметил опасности. Таким образом, автор показывает, что человек должен быть осторожен в своих желаниях и не забывать о последствиях своих поступков.

Смысл сказки заключается в том, что человек должен быть осторожен в своих желаниях и не забывать о последствиях своих поступков

Жадность и безрассудство могут привести к гибели, а забота о других и осторожность могут привести к благополучию. Автор показывает, что желание наживы может привести к гибели, если не учитывать последствия своих поступков. Кроме того, сказка “Вяленая вобла” Салтыкова-Щедрина является критикой жадности и безрассудства

Автор показывает, что желание наживы может привести к гибели, если не учитывать последствия своих поступков. Главный герой не думал о том, что высушенная вобла может стать причиной его смерти, и не учел опасности. Таким образом, автор критикует жадность и безрассудство, показывая, что они могут привести к гибели

Кроме того, сказка “Вяленая вобла” Салтыкова-Щедрина является критикой жадности и безрассудства. Автор показывает, что желание наживы может привести к гибели, если не учитывать последствия своих поступков. Главный герой не думал о том, что высушенная вобла может стать причиной его смерти, и не учел опасности. Таким образом, автор критикует жадность и безрассудство, показывая, что они могут привести к гибели.

Кроме того, сказка “Вяленая вобла” Салтыкова-Щедрина является примером моралистической литературы

Автор показывает, что жадность и безрассудство могут привести к гибели, а забота о других и осторожность могут привести к благополучию. Таким образом, сказка учит читателя быть осторожным в своих желаниях и не забывать о последствиях своих поступков. В целом, сказка “Вяленая вобла” Салтыкова-Щедрина является примером моралистической литературы, критикующей жадность и безрассудство

Автор показывает, что желание наживы может привести к гибели, если не учитывать последствия своих поступков. Главный герой не думал о том, что высушенная вобла может стать причиной его смерти, и не учел опасности. Таким образом, сказка учит читателя быть осторожным в своих желаниях и не забывать о последствиях своих поступков

В целом, сказка “Вяленая вобла” Салтыкова-Щедрина является примером моралистической литературы, критикующей жадность и безрассудство. Автор показывает, что желание наживы может привести к гибели, если не учитывать последствия своих поступков. Главный герой не думал о том, что высушенная вобла может стать причиной его смерти, и не учел опасности. Таким образом, сказка учит читателя быть осторожным в своих желаниях и не забывать о последствиях своих поступков.

Мудрость воблы

Поймали как-то рыбу, вычистили все ее внутренности и оставили только молоки, чтобы она могла размножаться. Ее повесили на веревке на жгучем солнце. Вобла висела и высыхала. На ее брюхе уже начала морщиться кожа, голова полностью высохла, а мозг выветрился и практически исчез.

Рыба начала радоваться тому, что с ней произошло. Теперь не надо было терпеть лишние мысли и многочисленные эмоции, у нее пропала совесть. Однако она и в прошлой жизни не стремилась обладать подобными качествами и постоянно пряталась на дне, услышав хоть малейшие разговоры о конституциях.

Вяленая рыба стала благонадежной и очень солидной, с правильными мыслями и незадевающими окружающих эмоциями. Совести у нее осталось на медный пятак. Она поможет нуждающемуся лишь в том случае, если будут свидетели такого поступка, а если нет, то просто кивнет головой и направится прочь. Когда она видит незнакомца, то сразу с ним вступит в бессмысленный разговор и начнет высказывать собственное мнение, которое состоит лишь из надоевших пословиц.

Сначала окружающие сторонятся нравоучений воблы, но затем вспоминают ее умные высказывания, начинают сильно хвалить и удивляться, откуда у нее взялся такой разум. Рыба продолжала хвалиться и утверждала, что ум у нее есть с самого рождения, а во время сушки выветрился мозг, поэтому теперь можно хорошо поразмышлять.

Вобла часто повторяла, что уши не способны вырасти выше головы. Это и стало ее девизом. С ним она смогла проникнуть в бюрократические ряды, а затем и в окружение императора. Там она часто спорила и пыталась блеснуть разумом.

Популярные сегодня пересказы

  • Реквием — краткое содержание поэмы Ахматовой Поэма «Реквием» была написана в 1930-е годы в период сталинских репрессий, когда был арестован и находился под следствием Лев Гумилев, единственный сын Анны Ахматовой. Отец Льва
  • Тайна ночного леса — краткое содержание рассказа Бианки Очень хорошее и поучительное произведение Виталия Бианки. Рассказывается о том, как один охотник, который был еще и орнитологом очень хотел поймать белую куропатку, но у него совсем не выходило подстрелить хотя бы одну
  • Невозвратимое мгновение — краткое содержание рассказа Цвейг События романа происходят в 1815 году во время войны Наполеона. Полководец готовит грандиозное сражение при Ватерлоо, исход битвы будет иметь большое значение на исход войны в целом
  • Флобер Французский писатель Густав Флобер родился в 1821 году в городе Руане. Он был истинным фанатом своего дела, литератором, искусствоведом и правоведом.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание романа Так говорил Заратустра Ницше Данный роман описан в четырех частях, каждая из которых издавалась отдельно друг от друга. В его основе есть притчи из философии, также рассказывается о нравственных и моральных вещах
  • Эмма — краткое содержание романа Джейн Остин В глухой английской деревушке живет молодая девушка Эмма. Она дочь состоятельного помещика Генри Вудхауса. Мама Эммы давно умерла и ее ей заменила добрая и чуткая гувернантка мисс Тейлор.
  • Краткое содержание стиха Смерть поэта Лермонтова Стихотворение Лермонтова посвящено гибели знаменитого российского пота А. С. Пушкина. Вначале говорится о том, что защищая свою семью, её честь, на дуэли, поэт погибает от пули второго участника дуэли Дантеса.
  • Обращение Джимми Валентайна — краткое содержание романа О. Генри У героев произведений О. Генри нелегкие судьбы, но удивительно чистые сердца и души, открытые для высоких порывов. Эти люди совершают действительно благородные поступки, которые часто ставят под вопрос их собственное благополучие.

Недовяленная

Сразу нужно отметить, что все производители указали на упаковке, что внутри содержится «вобла вяленая неразделанная». И если со вторым определением проблем нет, то первое хромает. Вкус и запах воблы образцов не характерны для данного вида продукции.

По правилам вяленая рыба изготавливается из предварительно посоленной рыбы в процессе вяления, с массовой долей влаги не менее 30 %, обладает плотной консистенцией и свойствами созревшего продукта.

«В процессе созревания (вяления) происходит медленный распад белков и жиров рыбы, при этом рыба приобретает характерные вкус и аромат. Все протестированные образцы имеют несвойственный для вяленой рыбы вкус и аромат, что говорит о нарушении технологии. Кроме того, во всех образцах отмечены признаки окисления во вкусе и запахе, что не соответствует стандарту», — говорит главный эксперт «Росконтроль» Ирина Аркатова.

Статья по теме

«Кулинарная» ностальгия. Почему Шаляпин предпочитал деликатесам щи и воблу Поэтому эксперты не могли посчитать проверенную воблу вяленой, хотя по массовой доле влаги она и соответствует этому наименованию. Кстати, цвет тоже далек от идеала: все рыбки оказались с пожелтением в области брюшка, чего ГОСТ для воблы не допускает.

Зато внешний вид не вызывал нареканий: поверхность рыбы чистая, без наружных повреждений, на поверхности головы всех образцов, кроме «Олива», имеется налет выкристаллизовавшейся соли (это допускается стандартом).

Короткий пересказ «Вяленая вобла»

Краткое содержание «Вяленая вобла» Салтыков-Щедрин:

Выловили как-то воблу, выпотрошили ее, убрали все внутренности и повесили на веревку вялиться на солнце. Висит рыбешка, подсыхает, вот и кожа на брюхе высохла и голова тоже, мозг, оставшийся вообще испарился.

Вобла радуется, что ее выпотрошили и вялят, благодаря этой процедуре она освободилась от лишних мыслей и дум, совесть, которая у нее была, тоже куда – то пропала. Вообще – то, она и раньше мало, о чем думала, проводя свою жизнь на дне, а теперь и вовсе хорошо стало, легко.

Теперь стала рыба разумной, с нужными мыслями и идеями, никому не мешающими. Совесть у нее появилась на пятак меди. Каждый день рыба умничает, просящему монету подаст, только если сие действо свидетелями зафиксировано будет, а если нет, то просто мимо отправит. Увидит кого-нибудь, рыба, и сразу беседы ведет, свои мысли по этому поводу высказывает.

А мысли то ее, все присказки, которые уже опостылели окружающим. Не принимают всерьез учений воблы, а как время наступает, то всплывают в головах людей умные мысли воблы. Они ее славить начинают, поражаясь, почему она такая умная. А вобла и довольна, говорит, что еще с рождения умная была, а как завялилась, так вовсе ум обострился.

«Уши выше головы не растут» — любила говорить вобла. С этим самым лозунгом попала она в ряды демократические. Частенько люди спорили, пытаясь понять смысл высказывания вяленой рыбы, применить их на деле.

В обществе, где пропагандируются учения воблы, есть разные люди. Одни убежденные, но больше всего пестрых – совести у которых совсем нет. Убежденные страдают, мечутся и остаются совсем без ответа, а пестрые радуются, слушая высказывания мудрой воблы.

Нравоучения рыбы на них отрезвляюще на них действуют. Послушают воблу и ничего не делают. Всеобщее освобождение от лишних мыслей, угрызений совести, по нраву даже человеконенавистникам.

Прониклись все идеями воблы. Простая рыбешка, проВяленая на солнце, с отсутствующими мозгами, творила консервативные чудеса, о которых они даже не думали. Чем больше получается последствий от воблиного учения, тем больше возникает вопросов, как дальше жить.

В конце концов, из умного советника, превратилась рыбешка в либералку, несущую опасность своими пропагандистскими нравоучениями. И вот однажды, происходит неожиданное злодейство. Самый ярый человеконенавистник схватил вяленую воблу, откусил ей голову, а потом и вовсе, всю съел, на глазах у изумленной публики.

Чему учит:

Сказка учит не зацикливаться на себе, не быть эгоистами, следует постоянно идти вперед и развиваться духовно. Еще, судя из повествования, не следует совать нос, в не свои дела, ни к чему хорошему это не приведет. В этой сказке, Салтыков – Щедрин завуалировано высмеял либерализм и трусость русской интеллигенции того времени, их безыдейность и ограниченность. Сам писатель, на протяжении всей своей жизни являлся патриотом своей страны и своего народа.

Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Медведь на воеводстве» по главам. Это остроумное, резко сатирическое произведение, обличающее пороки окружающей действительности.

Сочинение — Анализ сказки Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ героев произведений

Основным персонажем произведения является вобла, представленная писателем в образе вычищенной, выветренной, вывяленной рыбы, лишенной из-за этого процесса разумной нормальной мыслительной деятельности, проявления каких-либо чувств, в том числе и совести.

Вобла представляет, что в обществе присутствует некая разумность, а также истинные человеческие чувства, однако она данными излишками не обладает и ничуть в этом не смущается, сторонясь и не желая знать о тех, кто интересуется политическими вопросами.

Героиня придерживается своего единственного жизненного принципа, состоящего в возможности каждого ничего не знать, ни о чем не подозревать, ничего не понимать, а жить в вечном пьяном угаре, не стремясь иметь ум, который выше лба. Свою позицию вобла пытается донести до каждого слушателя, радостно наблюдая, как ее жизненные принципы в форме пошлых призывов влияют на слушателей, начинающих их придерживаться и перестающих что-либо делать как с собственной жизнью, так и с общественной, утративших собственный гражданский долг и не заду мающихся о будущем.

Используя в сказке художественные приемы сатирического гротеска и иронического сарказма, писатель демонстрирует убийственную насмешку в виде финального окончания произведения, в котором вобле откусывают голову, и героиня оказывается полностью съеденной.

Тем самым автор изображает трусливых представителей либерального класса, маскирующих за кричащими словами собственную жалость и душевное омертвление, распоясавшихся в приспособленчестве, угодничестве и заподозренных в неприкрытом подхалимстве.

На примере героини сказки писатель описывает в виде лукавых изворотов и метаморфоз сущность либеральной политики, не желающей задумываться о судьбе простого русского народа, беспокоясь лишь о собственной выгоде и благосостоянии, тем самым обличая процессы, происходящие в обществе, призывая к серьезному осознанию интересов своего государства и народа.

Произведение отражает писательскую позицию, изложенную в виде сатирической сказки из-за жестких цензурных барьеров, о безыдейности, духовной бедности, ограниченности правящей власти, нуждающейся в покорных, трусливых, преданных по-собачьи согражданах, погрязших в раболепстве не имеющих собственных мыслей, чувств и совести. Именно поэтому произведение несет в себе глубокую социальную критику существующего общественного порядка современного царизма, жестко разоблачая негативные черты угнетения русского народа.

Идея, тема, суть и смысл

Тема

Как было сказано выше, «Медведь на воеводстве» — результат реакции автора на сложившуюся в родной стране проблемную ситуацию. Поэтому тематика данного произведения вполне предсказуема: это конфликт между властями и народом и невежество правителей.

Зачастую в литературе такие «опасные» темы авторы стараются скрыть под определенными аллегорическими образами. Так поступил и Салтыков-Щедрин, заменив главных героев образами животных. В его сказке у власти – семейство медведей Топтыгиных. Они и являются основными действующими персонажами произведения. Также в сказке, в качестве вспомогательного образа, присутствует Лев.

Сказка разделена на главы, которые освящают период правления каждого из медведей. Начинается повествование с описания самого жестокого и своенравного правителя, который считает, что без кровопролития власти не добиться. К счастью, правление его долго не продлилось – его убрали из-за отсутствия последовательности в словах и действиях.

Следующий воевода, подобно первому, мудростью не отличался. Правление его также состояло из сплошных злодеяний. Желая добиться расположения начальства, Топтыгин неоднократно оказывался в неловких ситуациях, выставив себя посмешищем.

Последним правителем стал медведь, принципом которого было ни во что не вмешиваться. Зла он не творил, но и пользы от него не было. Все время своего царствования он провел сидя в норе. Такая позиция позволила ему дослужиться до звания полковника. Возможно, карьера его продолжилась бы, но он был убит охотниками.

Таким образом, становится ясна основная мысль произведения: система власти диктует характер правления, отстраняя личные качества воевод.

Популярные сочинения

  • Сочинение-опсание по картине Мика Морозов Серова (4 класс) Картина Серова «Мика Морозов» в своё время стала одной из самых известных на просторах СССР. На ней изображен мальчик лет пяти от роду. Художнику было совсем непросто нарисовать такую картину
  • Сочинение по картине Земская школа в Московской Руси Кустодиева 6 класс Борис Кустодиев отображал на своих полотнах простую жизнь и бытовые моменты. В этом он видел особенный смысл. Его картина «Земская школа в Московской Руси» очень нравится зрителям
  • Сочинение Море летом Каждый из нас, когда либо отправлялся на отдых. Кто-то отправляется со своими родителями на отдых в горы, дабы насладиться тамошним свежим воздухом, и лечебной атмосферой, кто-то же отправляется в туристический поход
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: