Василий и его уклад жизни в тайге
Василий – человек, который предпочитает простой образ жизни в глуши тайги, чем городскую суету. Он знает и любит тайгу как свою родную мать. Ему не нужно много, чтобы быть счастливым.
На протяжении года, он занимается добычей орехов, промыслом белки, соболя и таежных рыб. Конечно, все это очень трудно и утомительно, но для Василия это наполнено смыслом, потому что он получает удовольствие, видя результаты своих трудов. Василий оставляет себе только ту долю, которая ему необходима для жизни, а остальное делит с близкими и друзьями, и этим можно насладиться до конца.
Общение с каждым местным жителем и посетителем тайги для Василия является бесценным опытом. Он любит обмениваться мудростью и взглядами на жизнь, несмотря на их национальные различия. Его гости обязательно принимаются за работу, но также они наслаждаются прелестями жизни в тайге и впитывают все ее неповторимые особенности.
9 стр., 4153 слов
Жизнь и творчество М. Горького
… Максим Горький — один из самых противоречивых писателей. Эта противоречивость его человеческой личности проявлялась в его творчестве. То, что было неприемлемо для Горького … десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве … Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем …
Жизнь Василия в тайге не подчинена явлениям цивилизации. Он храним мудрость и опыт, который передается из поколения в поколение. Он жил, и будет продолжать жить своей жизнью, совершенствуя ее каждый год.
Уходя в тайгу, Василий запирает амбар на замок, и Василиса, наблюдая за ним из окна, ворчит:
Как же, обворуют, сундуки там у него добром набиты. Хошь бы штаны с больших денег купил. Ходит с голой задницей, людей смешит. Ни стыда, ни совести.
…Они сидят друг против друга — Василий на кровати, Петр на низкой детской табуретке, сколоченной для него же лет двадцать пять назад, и Василий, еще не захмелев, жалуется на поясницу:
Передача звания в семье
В течение почти тридцати лет Василий живет в амбаре, находящемся посередине трех построек. Амбар, хоть и небольшой, но чистый, без всяких наростов. Здесь был отлично сделанный пол как в избе, и хорошо подогнанный потолок. Летом раньше ребята спали в амбаре, но это было очень давно, когда Василий всё еще жил в избе.
К зиме он устанавливает в амбаре железную печь. Пять лет назад Петр провел к нему электричество, но после этого ласточки почему-то перестали строить гнёзда над дверью амбара и улетели куда-то. Сначала Василий был огорчен, ведь он любил наблюдать за ними, но потом привык и обошелся без них.
Однажды в день, когда ребята еще спят, Василий заходит в дом, и Василиса наливает ему стакан крепкого горячего чая. Василиса сидит у одного края стола, а Василий у другого. Они молчат, ни разу не обмениваясь словами, будто вообще не замечая друг друга, и лишь через стакан, ставящийся посередине стола, каждый из них знает о присутствии другого.
Если ты там загулеванишь, домой не приходи! — кричит ему вслед Василиса.- Вот отик!
«Отик» она произносит нараспев, с удовольствием.
Питание в семье
Василий обедает и ужинает у себя в амбаре. У него есть кое-какая посуда, и он уже давно научился готовить. Правда, его кулинарные изыски минимальны — больше всего в его рационе каши и макароны в сочетании с консервами, хотя иногда, если повезет на охоте, удается добыть и свежее мясо. В такие дни он приглашает к себе Петра, и тот помогает с обустройством стола, постоянно бежит в избу за сковородкой, солью, вилкой, стаканом и бутылкой.
Через три дома живет старшая дочь Анна, она замужем за учителем.
Валентин Распутин — Василий и Василиса
Распутин Валентин
Василий и Василиса
1 стр., 456 слов
Образ Василия Андреевича в рассказе Распутина «Уроки французского»
… может обернуться эта игра. Героиня просит мальчика-рассказчика «не выдавать» ее Василию Андреевичу. Директор жил в доме, где жила . Их квартиры находились через стенку друг от друга. … Когда Лидия Михайловна прямо, ничего не скрывая, сказала, что играет с рассказчиком в «пристенок», Василий Андреевич «задыхался», как будто ему совсем не хватало воздуха. Не стараясь понять …
Валентин Григорьевич Распутин
ВАСИЛИЙ И ВАСИЛИСА
Василиса просыпается рано. Летом ее будят петухи, зимой она петухам не доверяет: из-за холода они могут проспать, а ей просыпать нельзя. Некоторое время она еще лежит в кровати и думает, что сегодня ей надо сделать то-то, то-то и то-то — она как бы прикидывает день на вес, тяжелым он будет или нет. После этого Василиса вздыхает и опускает с деревянной кровати на крашеный пол ноги — кровать вслед за ней тоже вздыхает, и они обе успокаиваются. Василиса одевается и смотрит на стену напротив, она думает, что, слава богу, наконец-то вывела всех тараканов, ни одного не видать.
Это полусонное-полубодрствующее состояние длится у нее недолго. Она не замечает его, для нее это всего один шаг от сна к работе, один-единственный шаг. Одевшись, Василиса срывается и начинает бегать. Она затапливает русскую печь, лезет в подполье за картошкой, бежит в амбар за мукой, ставит в печь разные чугунки, готовит пойло для теленка, дает корм корове, свинье, курам, доит корову, процеживает сквозь марлю молоко и разливает его по всевозможным банкам и склянкам — она делает тысячу дел и ставит самовар.
Она любит ставить самовар. Первая волна работы схлынула, рань прошла, и теперь Василиса по привычке испытывает жажду. День у нее разделяется не на часы, а на самовары: первый самовар, второй, третий… На старости лет чаепитие заменяет ей чуть ли не все удовольствия.
Она еще бегает, возится с чугунками, а сама все время посматривает на самовар: вот он уже посапывает, вот начинает пыхтеть, а вот забормотал, заклокотал. Василиса переносит самовар на стол, садится к нему поближе и вздыхает. Она всегда вздыхает, вздохи у нее имеют множество оттенков — от радости и удивления до боли и страданий.
Василий — типичный человек, предпочитающий подниматься поздно. Ему не нужно вставать рано, поскольку нет никакой необходимости. Он даже занавешивает окно в своей комнате, чтобы не видеть лунного света, потому что ему кажется, что он приносит холод. Окно находится рядом с его кроватью, а напротив стоит столик. На дверях висят охотничьи и рыболовные снасти, а поверх них развешаны полушубки и телогрейки.
Когда Василий просыпается, он снимает занавеску с окна и заглядывает в окно, чтобы узнать, какая погода сегодня: есть ли снег, дождь или солнце. Он одевается молча и без всяких звуков, не пыхтит, не кряхтит и не стонет.
Когда Василий входит в гостиную, его жена Василиса не оборачивается. Он садится за стол и ждет. Василиса наливает ему стакан чая, не произнося ни слова, и ставит его на середину стола. Василий приближает стакан к себе и делает первый глоток, который обжигает его горло.
Василиса пьет чай с сахаром-рафинадом, а Василий предпочитает пить чай без сахара. Он считает, что все должно быть потреблено в чистом виде: водка без добавок, чай без сахара. После того, как Василий выпивает свой чай, он ставит стакан на середину стола. Василиса берет его, наливает себе еще чай и снова ставит на середину стола.
Василиса вздыхает и наливает себе еще один стакан чая. Василий ставит свой стакан на стол и уходит. Василиса не оборачивается, когда он уходит.
Василиса будит своего сына Петра, который спит на кровати, прижав колени к груди. Он медленно открывает глаза и прячет колени под одеяло.
3 стр., 1128 слов
«Два Анны Васильевны Басовой.» материал
… Анне Васильевне. Почему не к маме? И к маме тоже, но у мамы способ воспитания был щадяший, оберегающий, а у Анны Васильевны … любимчиками потому, что Анна Васильевна не ставила им двоек за невыученные уроки, а давала возможность «пересдать», … А завтра была война…» я также начала читать на уроке, продолжила на остальных, читала по дороге домой, и, забравшись на пятый этаж, прямо в форме села за стол …
Василиса повторяет ему, чтобы он встал и пил чай, потому что ему некуда спешить. Таня, жена Петра, тоже просыпается, но ей не нужно идти на работу, потому что она ждет ребенка.
Василиса говорит ей, чтобы она продолжала лежать, потому что ей некуда спешить. Она говорит Петру, чтобы он встал, потому что он является неисправимым лентяем. Василиса знает, что это несправедливо по отношению к Петру, но она просто хочет немного пожаловаться.
Сюжет, герои, проблематика рассказа В. Распутина «Василий и Василиса»
Вариант 4 : 25.02.2012 : 21.41
Вариант 1 2012: 25.02.2012 : 21.41
Вариант 6 : 25.02.2012 : 21.38 Сюжет, герои, проблематика рассказа В. Распутина «Василий и Василиса»
Валентин Распутин — яркий представитель «деревенской прозы- одного из главных направлений современной литературы. Дейстзие в его произведениях почти всегда происходит в деревне, и главные герои в большинстве случаев простые люди. Писатель исследует особенности национального характера, поднимает нравственные и философские проблемы, задумывается о роли личности в истории.
Удивительна героиня рассказа «Василий и Василиса. Трудолюбивая и работящая, она не знает себе пощады. «Просыпается рано, немного полежав в кровати, обдумывает план на день, в котором работа, работа и еще раз работа. Поднявшись, Василиса «начинает бегать, она «делает тысячу делтолько за утро, и весь день героиня на ногах, «то одно, то другое.
Необычны отношения Василисы с мужем. Он «поднимается не рано: рано ему подниматься незачем, живет он не с Василисой в доме, а в амбаре, и когда заходит к ней в дом, то они не только не разговаривают, но и не смотрят друг на друга. Так же молча они пьют чай за одни столом.
Между тем Василий и Василиса прожили друг с другом долгие годы, вырастили детей. Причиной их размолвки стало пьянство Василия, которое довело до того, что у героини случился выкидыш. Простить своего мужа она не смогла, выгнала за порог и с тех пор ни говорила ему не слова, не замечала его, словно его и не было вовсе.
Горе объединяет людей. Когда внезапно нагрянула война, Василий пришел в дом к жене, и она не выгнала его, а при прощаньи первая подала руку. Ничего больше Василиса себе не позволила. Она проводила на войну двоих старших сыновей и дочь Анну. Автор не говорит громких слов о жизни Василисы в эти трудные годы, но об ее мужестве читатель читает между строк.
Один из ее сыновей не вернулся с войны. Василий пришел позже всех. Казалось, помириться бы им и жить снова вместе. Но нет, Василиса «один раз сделанная, жизненные решения она принимает раз и навсегда. Поразительна цельность характера это простой деревенской женщины. О таких, как она, еще Л. Н. Толстой писал: «Сильные люди всегда просты.
Снова поселился Василий в амбаре, снова они стали жить как чужие. Единственное, что было между ними невидимой связующей нитью — это их дети, которые живут как бы между матерью и отцом, одинаково любят их обоих.
Василий — заядлый таежник, охотник, «без тайги он жить не может, возвращаясь после долгого отсутствия, он своей добычей наделяет всех детей, не забывая, что у него есть семья.
Примечателен в рассказе эпизод сенокоса. Здесь, несмотря на разногласия, вся семья в сборе. Сенокос для села — дело святое. Василий и Василиса и вместе, и врозь одновременно. Они молчат, друг друга вроде не замечают
Но когда героиня от жары вдруг почувствовала себя неважно, Василий переживает за нее, объявляет всем перекур
Долго Василий не выдерживает своего одиночества. Устав от бирючьей жизни, он приводит в свой амбар молодую жену. «Хозяйка нужна — вот какое дело,- объясняет он сыну Петру.
Внешне Василиса к ее появлению относится спокойно, однако заглянувшей в гости старухе Авдотье она говорит о сопернице: «Пускай только зайдет — я ей глаза выцарапаю. Неожиданно встретившись с Александрой во дворе, Василиса бросается на нее с гневными ругательствами. Видно, не все еще в ее сердце умерло по отношению к Василию.
Дети Василия и Василисы быстро сближаются с новой женой отца. Героиня досадует на них. «Мате-рыо-то еще не зовешь ее?- с укором говорит она дочке Насте.
Ко всему привыкает человек. Привыкла и Василиса к присутствию Александры. Она больше не ругалась с ней, но «стала молчаливой, задумчивой. Видно, все же нелегко ей далось это примирение. Все героиня переживает в себе. Ее внутренних терзаний автор не описывает. Но они все же проглядывают в отдельных ее словах и поступках. Так однажды Василиса собралась даже переехать на житье в город к сыну, но потом передумала.
Ярким эпизодом, подчеркивающим всю прелесть образа героини, является ее разговор с Александрой у Насти, когда в доме дочери Василиса застает плачущую Александру. Сначала Василиса удивляется, а потом, как ни странно, начинает успокаивать соперницу. «Слезами горе не зальешь,- говорит она ей. Даже Александра удивилась происходящему, она смотрела на Василису с испугом, не ожидая, наверное, что в следующую минуту героиня позовет ее к себе успокоиться чаем. «Я на тебя зла не имею, и ты на меня не имей,- говорит ей героиня. Автор подчеркивает у