Анализ поэмы «василий теркин» а. твардовского

«василий тёркин» (а. твардовский). анализ произведения

Действующие лица

Василий Тёркин — простой русский солдат, мужественный и весёлый.

Другие персонажи (командир отряда, жена командира, немец, дед и бабка, генерал, лейтенант, смерть, Иван Тёркин, старшина, солдат-сирота, бабка из пленных, другие солдаты). Содержание

Тёркин прибывает в пехотную роту. Ему там рады: парень опытный (уже воевал в финской войне), решительный, любит пошутить.

Василий вспоминает, как пробирался вместе с отрядом в сторону фронта. Шли через захваченную немцами деревню командира. Жена командира накормила солдат и обеспечила их ночлегом, и Тёркин думает, что потом, когда будет возвращаться, должен зайти и в ноги ей поклониться.

Наши войска переправляются через реку. Первый взвод успевает перебраться, и тут — немецкий огонь. Все в растерянности. Что будет делать первый взвод? Тут из-за реки приплывает Вася Тёркин (действие происходит зимой, вода ледяная). Тёркин, несмотря на критическую ситуацию, весел. Он сообщает, что первый взвод может обеспечить переправу, но необходимо осадить немцев огнём.

В ходе военных действий Василий Тёркин обнаруживает немецкий схрон («погребушку») и устраивает там засаду. Когда приходит немец, Тёркин убивает его, однако вражеский офицер успевает ранить Василия. Его увозят в госпиталь.

После лечения Тёркин спешит вернуться в свою роту. Его подвозит транспортная колонна. У танкистов есть гармошка, только играть никто не умеет: хозяин гармошки погиб недавно. Тёркин играет сначала печальную мелодию, а потом весёлую, плясовую. Развеселившиеся танкисты преподносят Василию гармонь в подарок.

Василий Тёркин заходит по пути в дом, где живут дед и бабка. Он помогает старикам, чинит часы и пилу. За это Тёркина угощают салом. На прощание дед спрашивает у Василия, победим ли мы немцев. Тёркин уверенно отвечает: победим!

Один из бойцов потерял кисет. Василий вспоминает, что когда-то ему, раненому, девушка-медсестричка отдала свою шапку. Тёркин дарит бойцу свой кисет и говорит: что угодно можно потерять на войне — только не Россию.

При разведке Василий Тёркин вступает в схватку с немцем и берёт его в плен.

Наступает весна. Услышав гул немецкого самолёта, солдаты падают на землю — а Василий Тёркин встаёт и стреляет в бомбардировщик. Самолёт падает, и Василия награждают орденом.

Орден Василию в радость: он вспоминает, как видел в госпитале мальчика — ещё ребёнка, но уже героя. Юный герой гордо говорил, что родом из Тамбова. А Тёркину хотелось и родную Смоленщину прославить.

Генерал даёт Тёркину отпуск на неделю. Это истинное наслаждение: можно сколько угодно есть и спать… Но и сутки не успели пройти, как Тёркин уезжает и направляется в свою роту.

Рота Тёркина идёт отвоёвывать село у немцев. Командир — молодой лейтенант. Его убивают, и Тёркин принимает командование на себя. Отвоевать село удаётся, но Василий тяжело ранен. Ему даже является Смерть. Смерть зовёт Василия, убеждает не сопротивляться. Но Тёркин не даётся: его уносят в санитарный батальон.

Подлечившись, Василий Тёркин возвращается в родную роту, но там, оказывается, появился новый Тёркин — Иван. Некоторое время спорят, кто же из Тёркиных «настоящий». Решает вопрос старшина: говорит, что в каждой роте должен быть свой Тёркин.

Рота Тёркина проходит через село, в котором Василий чинил деду с бабкой пилу и часы. Село оккупировано. Идут военные действия. Немцы забрали у деда с бабкой и пилу, и часы; старикам пришлось переселиться в погреб. Василий Тёркин (к тому моменту — уже офицер) говорит старикам, что привезёт им часы из Берлина.

Родное село Тёркина отвоёвано. Василий прощается со своей малой родиной: он рад, что Смоленщина уже не в плену, а в тылу.

Василий Тёркин рассказывает историю о солдате-сироте: пришёл парень в отпуск, а села уже и нет, нет его семьи, его двора. Этому солдату нужно продолжать воевать, а каждому из нас — помнить о его горе и горе тысяч таких же ребят.

Солдаты идут на Берлин и встречают бабку, возвращающуюся из немецкого плена. Её снабжают конём, повозкой и вещами и велят сказать, что получила всё это от Василия Тёркина.

В немецкой бане парятся наши солдаты. Один из них весь покрыт шрамами, но парень весёлый, за словом в карман не лезет, наград у него много. Самый большой комплимент такому — сравнение с Василием Тёркиным.

Анализ главы «Смерть и воин»

Одна из самых психологически глубоких глав поэмы «Василий Теркин» Твардовского — глава «Смерть и воин», в которой автор показывает героя в едва ли не самый трудный момент его жизни: Тёркин тяжело ранен, он бредит, и в этом бреду к нему приходит Смерть, с которой он разговаривает и которая убеждает его, чтобы он сам отказался от жизни: «Нужен знак один согласья, Что устал беречь ты жизнь, Что о смертном молишь часе…». Полная капитуляция героя — если он сам станет просить Смерть «забрать» его, поэтому она уговаривает его отказаться от борьбы за жизнь, объясняя, что может так статься, что его подберут, и «пожалеешь, что не умер Здесь, на месте, без хлопот…» Ослабевший герой вроде бы и сдаётся на уговоры Смерти («‘И со Смертью Человеку Спорить стало выше сил»), однако он хочет выторговать у нее хотя бы один день «погулять среди живых», но она отказывает ему в этом. Этот отказ воспринимается героем как знак того, что он должен продолжать бороться за жизнь: » — Так пошла ты прочь, Косая, Я солдат ещё живой». Эти слова героя не были восприняты Смертью всерьез, она была уверена, что никуда он от неё не денется, она даже готова пойти следом за бойцами из похоронной команды, которые стали санитарами и доставляют раненого в санбат. Разговоры солдат — полуживого и тех, кто спасает его («Берегут, несут с опаской»), отдавая ему свои рукавицы и тепло своих душ, заставили Смерть «впервые» подумать о том, что она не всемогуща, что ее сила должна отступить и отступает перед силой людских душ, перед силой солдатского братства, поэтому ей приходится «нехотя» давать «отсрочку» раненому, которого из ее рук вырывают такие же простые солдаты, как и он сам. В этой главе произведения Твардовского «Василий Теркин», анализ которого мы провели, автор сумел показать непоколебимую силу солдата, который никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку товарищей по оружию, по общей борьбе за свободу Родины.

Анализ главы «Поединок»

Глава «Поединок» имеет в поэме «Василий Теркин» особое значение, потому что в ней автор показывает рукопашный бой, схватку Тёркина один на один с немцем, который «был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит», но в этой схватке как бы в обобщенных, но индивидуальных образах сошлись Россия и Германия, их армии: «Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, — Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка всё решит». Получается, что от исхода этого поединка Василия Тёркина зависит исход всей войны, и герой это понимает, он отдаёт этой схватке все силы, он готов умереть, но только вместе с врагом. Описание поединка местами как бы носит былинный характер, местами — натуралистический, но герой знает, что его моральное превосходство над врагом («Человек ты? Нет. Подлец!», — говорит Тёркин о немце и доказывает это, описывая «подвиги» этого вояки) должно ему помочь, он ощущает могучую поддержку всей страны, всего народа: «Бьется насмерть парень бравый. Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: — Герой!» Твардовский показывает, что истоки мужества и героизма русского солдата кроются именно в этом — в ощущении и понимании своего единства с народом, в осознании себя как части народа, что делает невозможным отступление в бою, каким бы трудным этот бой ни был.

Анализ главы «Переправа»

В главе «Переправа» Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле». В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним. Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига «ребят», выполнивших свое задание ценой потерь: «Этой ночи след кровавый В море вынесла волна». «Вцепившийся» в правый берег «первый взвод» не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: «Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу». И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку («Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна») для того, чтобы сообщить «Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!». После того, как он сообщает о готовности первого взвода «переправу обеспечить», Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут — и он должен вернуться.

Образ Василия Тёркина

Что ещё мы рассмотрим, делая анализ поэмы «Василий Тёркин»? Безусловно, это образ главного персонажа. Написание первых глав было завершено уже в 1942 году, и сразу автор чётко нарисовал простого солдата. Это весельчак и балагур, мастер на все руки и отличный умелец играть на гармони. А самое главное, он смелый и отважный боец своей родины.

Кстати, читатель не найдет чёткого представления того, как выглядел этот солдат. А также не сказано, откуда он родом, хотя по некоторым моментам повествования понятно, что он земляк автора. Почему так построена поэма? Ответ прост: Твардовский хотел лишить героя индивидуальных черт и своего характера, этот образ должен был стать собирательным и похожим на многих. Вот здесь и видна особенность образа Василия Тёркина, потому что каждому читателю найдётся в нём что-то знакомое, близкое, своё…

Продолжая анализ поэмы «Василий Тёркин», отметим, что для главного героя война — усердный и ответственный труд. Он сам является усердным работником земли, и его задача отдавать долг родине, какую бы форму это не принимало. Мы видим Василия в самых разных ситуациях: то он сделал привал, то сидит в избе среди крестьян, но переплывает реку, а иной раз играет на гармони и рассуждает о наградах.

Фамилия «Тёркин» нам тоже о многом говорит. Этот человек прошел много испытаний, многое преодолел, поэтому он уже «тёртый» жизнью. Его поступки доказывают, что любовь к жизни, весёлый и добродушный характер, а также человечность, можно сохранить в любых обстоятельствах. Он любит и верит в свой народ, ждёт заслуженной победы.

Мы будем рады, если анализ поэмы «Василий Тёркин» окажется для вас полезным. Почаще бывайте на нашем литературном Блоге, где вы найдёте множество анализов произведений, сочинений, обсуждений характеристик персонажей и другую полезную информацию.

Настроение в главе

Читатель осознает, что в главе настроение является изменчивым. Уже в начале произведения читатель понимает, что смерть советских солдат неизбежна. Читатель разделяет эту боль вместе с бойцами.

Однако настроение кардинально меняется, когда становится известно о спасении одного взвода. Эту радостную новость сообщает Василий Теркин. Читатель начинает верить в благополучный исход войны для русских солдат.
Можно сказать, что настроение является торжественным, ведь солдатам первого взвода удалось спастись. Защитники Отечества стали искренне надеяться на скорую победу. А мы болеем за своих и благодарим Василия за его отвагу.

«Вася Тёркин — мой герой»

Продолжая традицию классиков обращаться к центральному персонажу как к другу или брату (здесь уместно вспомнить, как А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» утверждает, что хорошо знаком как с самим Онегиным, так и с Татьяной, которая якобы отдала ему на хранение то самое письмо), Твардовский в первой главе поэмы — «От автора» — выражает Тёркину благодарность за то, что он прошёл вместе с автором через все тяготы и лишения военного времени:

Не прожить, как без махорки,

От бомбёжки до другой

Без хорошей поговорки

Или присказки какой —

Без тебя, Василий Тёркин,

Вася Тёркин — мой герой…

Отдав дань уважения герою, Твардовский начинает пересказывать различные эпизоды из жизни Василия. Поскольку центрального сюжета в поэме нет, жанр произведения автор обозначает как «книга про бойца без начала, без конца». Поэма разбита на множество глав, которые было очень удобно публиковать в газетах. В каждой из них разворачивается вполне законченный сюжет — без всяких там «Продолжение следует…».

Так кто же такой Василий Тёркин? Это удалой, жизнерадостный боец, человек не всегда удачливый (несколько раз его ранят в бою), зато упорный и самоотверженный; он — настоящий патриот, который понимает, что немца нужно одолеть любой ценой. Так, в одной из самых трогательных глав — «Смерть и воин» — Тёркин едва не погибает после тяжёлой схватки, но до последнего цепляется за жизнь и не поддаётся на уговоры Смерти, которая обещает ему покой. Он говорит Косой, что ещё многое не сделал: ему хочется помочь согражданам приблизить победу над немцем, а затем вернуться на родину и привести в порядок отчий дом. Также, кажется (но об этом автор прямо не говорит), у Василия в родных краях есть любимая девушка… В конце концов Тёркин, истекающий кровью, почти сдаётся, но озвучивает последнее желание:

Я не худший и не лучший,

Что погибну на войне.

Но в конце её, послушай,

Дашь ты на день отпуск мне?

Дашь ты мне в тот день последний <…>

Услыхать салют победный,

Что раздастся над Москвой?

Смерть отвечает отказом, и Тёркин говорит, что в таком случае не готов отправиться на тот свет. К счастью, в этот момент Василия замечают однополчане и доставляют в госпиталь.

Тёркин рискует жизнью ещё не раз: в главе «Переправа» он бросается в ледяную воду, чтобы доставить взводу, оставшемуся на другом берегу, весть, которая может спасти жизнь множества солдат. А в главе «Кто стрелял?» при приближении вражеского самолёта Василий, вместо того чтобы послушаться команды «Ложись!», выхватывает винтовку и сбивает немца. За этот подвиг Тёркину дают орден, хотя в другой главе он скромно говорит:

Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

Тема, основная мысль и композиция

Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона. Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.

Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.

В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно». Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению. Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.

Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя. «На привале» — о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» — о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» — о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» — о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» — о рукопашной с немцем. «Кто стрелял?» — о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» — о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» — о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» — о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» — о тяжёлом ранении Тёркина в ногу. «По дороге на Берлин» — о движении Тёркина от западной границы до Германии.

Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.

Композиция и жанр

«Василий Теркин» написан в жанре поэмы. Но по сути, это больше лиро-эпическое произведение. Это обусловлено тем, что в нем много сюжетных линий и повествований, однако лирические отступы равнозначны началу.

Твардовский называл жанровое направление произведения «книга о жизни бойца», ведь уместиться в традиционные структуры у него не было возможности. История получилась настолько особенной и самобытной, что отнести ее к какому-то конкретному жанру попросту не получалось. Кроме того, автор в своей работе затронул масштабную проблематику.

Структура произведения включает в себя 30 глав. Кроме этого, имеется пролог и эпилог. Поэма не подчиняется каким-то датам или местности. Место действия — фронтовые дороги, время — Вторая мировая война. Такая универсальность образа главного героя сделала творение Твардовского бессмертным.

Особенность композиции произведения заключается в том, что в нем собрано несколько различных историй, которые объединяются образом основного персонажа. Еще одна отличительная черта построения текста — диалог автора с героем — они земляки, служат в одном полку.

Важные моменты поэмы Твардовский преподносит в виде спора или дискуссии с героем. Каждая часть произведения является отдельным стихотворением, ведь его печатали в изданиях отдельными главами, поэтому читатель мог не знать содержания предыдущих.

Персонажи поэмы

Главное действующее лицо произведения Твардовского — Василий Теркин — образ всех бойцов Советской Армии, которые стояли на защите Отечества. Это обычный юноша, среднего роста, ничем не примечательной внешности. Простой молодой человек, который неоднократно бывал в окружении врага, но благодаря мужеству вместе с однополчанами он выходил из боев победителем.

Василий — весельчак и балагур, героический боец, всем сердцем любящий Отчизну. Своими шутками он поднимал дух бойцов. Во время сражений — отважный солдат, на отдыхе — веселый песенник и юморист. Однако, помимо главного героя, в произведении были и другие персонажи. Некоторые из них:

  1. Генерал — за свою жизнь видел много боев и сражений. У мужчины огромный боевой опыт, как и любого солдата, его очень волнует судьба Отчизны. Он награждает Теркина, и отправляет его в краткосрочный отпуск. Василий объясняет, что там, где он живет, стоят немцы. Командир обещает юноше освободить все города и села от фашистов. На прощание он обнимает молодого человека и крепко жмет его руку.
  2. Дед — пожилой солдат, активный участник войны 1914−1918 годов. Вместе с супругой они пережили оккупацию, мужчина уверен в победе русской армии. Он находит оправдание всем неудачам и боевым потерям. Его уверенность в том, что немцы будут разбиты, вселяет доверие.
  3. Старуха — с огромным уважением относится к супругу, она чувствует в мужчине защиту, почитает и благодарит его.

Василий Теркин — истинный герой, готовый защищать Отечество от фашистов до последней капли крови. Маловероятно, что есть человек, не знающий Твардовского и его гениальное произведение. Поэма задевает струны души, в основе повествования лежат реальные события, происходящие на фронте.

Работа написана понятным для бойцов разговорным языком. Также присутствует описание природы, жизни в тылу, сплетение юмора и трагедии подчеркивает оптимизм советского народа. Рассуждения писателя и внутренние монологи по-настоящему раскрывают душу русского человека.

Тематика произведения

Тема бессмертной работы Александра Твардовского обозначается следующим образом: солдатский подвиг, сила характера бойцов, вера в победу. Поэма рассказывает о простом юноше, который живет с улыбкой, дорожит жизнью, не позволяет себе унывать. Его подвиги и характер — пример для военных на фронте. Люди считали, что Теркин — реальный человек, его ставили в пример, с ним мечтали встретиться вживую.

Настолько реальный и «живой» персонаж получился у Твардовского ввиду его военного опыта и таланта, а также с помощью выразительных художественных средств. Главная мысль произведения заключается в том, что нужно верить в победу, не опускать руки в любой ситуации, жить несмотря на обстоятельства. Однако цензуру не устраивало то, чему учит эта поэма читателей. По мнению критиков, нужно было выделять роль партии в разгроме фашистов.

Главный персонаж стал читателю по-настоящему родным, он верный друг, товарищ в бою, но никак не лидер или правительственный угодник. В течение года начиная с 1942, у автора случился творческий кризис из-за неутихающих споров и давления цензуры. Однако в результате Твардовский обошел запреты, и реализовал изначальную идею в своей работе.

История написания

Главный герой произведения — вымышленный персонаж, его придумала редколлегия Ленинградского издания «На страже Родины». В группу, кроме Твардовского, входили поэты и живописцы.

Теркин должен был быть действующим лицом коротких стихов-фельетонов. Но герой получил огромную популярность, поэтому автор решил создать более масштабную работу. В 1942 Твардовский написал и опубликовал в газете несколько глав легендарного произведения.

До 1945 «Василий Теркин» печатался в издании частями. Таким образом, автор на протяжении трех лет кропотливо работал над созданием своего творения. Произведение получило небывалую популярность. Новость о том, что работа над созданием завершена, вызвала общественный резонанс

В редакцию приходило огромное количество писем с просьбой о написании продолжения истории об отважном герое

Замысел произведения пришел к автору в 1939 году, в период русско-финской войны. Александр Твардовский тогда был военкором. В активных боевых действиях писатель принимал участие во время Великой отечественной. Это послужило толчком к созданию работы на основе реальных событий, среди которых взятие Берлина, Волжская битва и пр.

Тематика, которую выбрал автор многогранная и разноплановая

Важно понимать, что в поэме все построено на оптимизме и юморе, именно так, как в повседневной жизни бойцов, находящихся в военно-полевых условиях

Вопреки огромному давлению со стороны представителей власти по поводу отсутствия в произведении упоминаний о силе и значимости партии в победе, Твардовский не включил в поэму идеологические моменты. По мнению Александра Трифоновича, они неуместны с основным смыслом и идеями работы.

Конечно же, цензура требовала внесения правок, однако это не помешало публикации «Василия Теркина» в популярных изданиях. Некоторые из них:

  • «Известия»;
  • «Знамя».

Сочинения

Произведение Твардовского Василий Теркин стало его визитной карточкой и принесло автору известность. Своей работой писатель выразил волю народа во время Великой Отечественной войны, которая заключалась в вере в победу, желании жить, и даже перед лицом смерти продолжать непримиримую борьбу с врагом. Поэму Твардовского Василий Теркин мы изучали на уроке литературы и сегодня проведем анализ произведения, рассмотрев основные главы.

Василий Теркин анализ произведения

Анализируя работу Твардовского, стоит отметить, что автор описывает события, происходящие в период с 1942 по 1945 годы. Именно в это время были написаны главы, которые и составили знаменитую поэму Василий Теркин. Каждую часть Твардовский посвящал обычным солдатам, таким образом поддерживая бойцов и вселяя в их души веру в лучшее.

Работа представлена разнообразными рассказами, связанными с бойцом Василием Теркиным, который прошел войну, пережив все тяготы и лишения этого сурового времени. Бесстрашный солдат был ранен, но ни разу не был побежден. Наоборот, благодаря шуткам и прибауткам Василий Теркин вселял уверенность в сердца своих боевых товарищей, приближая неминуемый день победы над врагом.

Тема и композиция

Проводя тщательный анализ произведения, и говоря о композиции поэмы Василий Теркин, мы видим самостоятельные главы, в каждой из которых разворачивается свой сюжет

При этом каждая глава рассказывает об отдельном событии, не менее важном для каждого из солдат. Объединяет все главы главный герой поэмы — Василий Теркин

Особенностью работы является то, что каждая из глав поэмы может существовать отдельно. Однако все вместе они представляют книгу о бойце, где в хронологическом порядке Твардовский изображает реалии военного времени. Постепенно читатель знакомится с главным героем, который в главе На привале попадает в свою часть, а в главе Перед боем, мы узнаем о выходе Василия из окружения. После будет переправа и неучтенный подвиг солдата, ранение Теркина, и его поединок с немцем. Узнает читатель и о подвиге Теркина, которому удалось сбить самолет, а в главе Генерал — Теркина представят к заслуженной награде

Так, глава за главой, читатель поучаствует в боях и сражениях, и увидит в Теркине того самого отважного солдата, который не побоится взять на себя ответственность, и после смерти командира поведет взвод в наступление. В каждой из частей поэмы Твардовский старается ничего не приукрашивать, а писать о войне, как есть. Писатель показывает каждодневный подвиг простого солдата, тем самым раскрывая русский характер, который зиждется на необыкновенной силе и нравственной мощи

И все это, словно цемент, скрепляет безграничная любовь к Родине. По своему жанру произведение является поэмой, хотя автор называет свою работу книгой о бойце

Писатель показывает каждодневный подвиг простого солдата, тем самым раскрывая русский характер, который зиждется на необыкновенной силе и нравственной мощи. И все это, словно цемент, скрепляет безграничная любовь к Родине. По своему жанру произведение является поэмой, хотя автор называет свою работу книгой о бойце.

Главные герои

В самом начале Твардовский знакомит читателя с суровой походной жизнью солдат, военным бытом, где умение приспосабливаться отчасти считается геройством. Но чтобы выжить на фронте недостаточно только еды и воды. Шутки и юмор здесь становятся лекарством от уныния и страха, от горя и потерь, страдания и боли. Вот так и появляется на свет веселый и шебутной солдат Василий, главный герой поэмы Твардовского. Этот выдуманный герой вобрал в себя все лучшие черты русского солдата, поэтому каждый из бойцов мог сказать, что именно в их взводе и воевал Василий Теркин. В нужное время он мог поддержать боевой дух своих товарищей, байками мог поднять настроение и веру в лучшее, а в боях проявлял мужество и твердость характера. Василий Теркин — это храбрец в бою, а в компании — весельчак, гармонист, балагур и песенник.

Анализ поэмы Твардовского Василий Теркин

А какую оценку поставите вы?

Тема

Тему бессмертной поэмы Твардовского можно обозначить следующим образом: вера в победу, сила русского характера, подвиг простого солдата. Поэма повествует о простом парне, который живёт, смеясь, не унывает, верит в победу и держится за жизнь. Его характер, юмор и подвиги – стали настоящей легендой для бойцов на фронте. Люди верили, что Василий – реальный человек, ровнялись на него, мечтали увидеть героя и пожать ему руку.

Такой “живой образ” получился у писателя благодаря его фронтовому опыту, художественным средствам и силе таланта. Основная мысль произведения в том, чтобы верить в победу, продолжать жить и бороться в любой ситуации, даже перед лицом смерти (как это делает Тёркин в одной из глав). Критика и цензура была недовольна тем, чему учит читателя поэма, необходимо было подчеркнуть роль партии в победе над врагом. Но общая направленность повествования, его стиль и характер были чужды идеологии, поэтому проблемы, поднятые в поэме лишены партийности и идеологической окраски.

Главный герой становится близким и родным читателю, он друг, боевой товарищ, парень из соседней роты, но ни харизматичный лидер, ни наставник, ни правительственный угодник. Из-за споров и давления со стороны цензуры Твардовский пережил серьёзный творческий кризис в 1942-43 гг., но смог обойти запреты и воплотить первоначальную идею произведения.

Анализ произведений русской литературы 8 класс

  • «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца» анализ произведения
    (575)

    История создания
    «Житие Сергия Радонежского» (так кратко именуется это произ­ведение) представляет собой ярчайший образец древнерусской лите­ратуры. Преподобный Сергий — самый почитаемый и самый люби­мый русский святой. Не случайно известный историк прошлого
    В.О. Ключевский сказал, что Россия будет стоять до тех пор, пока теп­лится лампада у раки преподобного…

  • «Повесть временных лет» анализ произведения
    (833)

    Древнерусская литература складывается после принятия хри­стианства и охватывает семь веков. Основная ее задача — раскрытие христианских ценностей, приобщение русского народа к религиоз­ной мудрости. «Повесть временных лет» («Первоначальная лето­пись», или «Нестерова летопись») — одно из древнейших произве­дений русской литературы. Оно создано в…

  • А.И. Солженицын «Матренин двор» анализ произведения
    (861)

    История создания
    В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына из­вестным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том чис­ле — «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было…

  • А.П. Чехов «Смерть чиновника» анализ произведения
    (901)

    История создания
    «…В русской литературе блеснул и исчез удивительный ум, по­тому что ведь выдумать и сказать хорошую нелепость, хорошую шутку могут только очень умные люди, те, у которых ум «по всем жилушкам переливается», — писал о таланте Чехова ИА Бунин. Л.Н.Толстой говорил о нем: «Чехов — это Пушкин в прозе». Под этими словами…

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка» анализ произведения
    (730)

    История создания
    Тема народных восстаний под предводительством Разина и Пу­гачева заинтересовали Пушкина еще в 1824 г., вскоре после его при­езда в Михайловское. В первой половине ноября 1824 г. в письме к брату Льву он просит прислать ему «Жизнь Емельки Пугачева» (Пушкин, т. 13, с. 119). Пушкин имел в виду книгу «Ложный Петр III, или Жизнь,…

  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель» анализ произведения
    (700)

    История создания
    Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина стала по-настоящему «золотой», так как именно в это время созданы им многие произведе­ния. Среди них «Повести Белкина». В письме другу П. Плетневу Пуш­кин писал:«… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Хронология создания этих повестей выглядит сле­дующим образом: 9…

  • А.Т. Твардовский «Василий Теркин» анализ произведения
    (559)

    История создания
    С осени 1939 года Твардовский в качестве военного корреспон­дента участвовал в финской кампании. «Мне кажется, — писал он М.В. Исаковскому, — что армия будет второй моей темой на всю жизнь». И поэт не ошибся. В редакции Ленинградского военного округа «На страже Родины» у группы поэтов возник замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах…

  • В.Г. Распутин «Уроки французского» анализ произведения
    (763)

    История создания
    «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способ­ность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», — писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете…

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль» анализ произведения
    (1002)

    История создания
    Д.И. Фонвизин является одним из наиболее ярких деятелей про­светительского движения в России XVIII в. Он воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, жил во власти пред­ставлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. По­этому писателя особо огорчало неисполнение дворянами своего долга перед обществом: «Мне…

  • Л.Н. Толстой «После бала» анализ произведения
    (910)

    История создания
    Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже по­сле смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действи­тельное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: