Анализ 3
Роман «Отцы и дети» переносит читателя во времена крепостного права. События в произведении происходят в 1859 и заканчиваются в 1869 году. И это сделано автором не случайно, так как именно в этот период происходит острый кризис крепостнического строя в России и отношения между «отцами», то есть либералами, и «детьми», то есть революционерами, обостряются с особенной силой.
В тот период возникает новый тип людей – разночинцев-демократов. И главный герой романа, Евгений Базаров, именно из этого круга. Изначально, Базаров является противопоставлением всем другим героям произведения, потому как он отличается от них, он из среды совершенно иной. С гордостью говорит Базаров о своем деде: «Мой дед землю пахал». Происхождение персонажа проявляется буквально во всем – в его взглядах, суждениях, отношениях с близкими и любимыми людьми.
В сцене самого первого появления Базарова мы понимаем, что он не такой как окружающие его дворяне. Увидев ногти Кирсанова-младшего, и сравнив их со своими красными руками, Базаров ехидно замечает, что эти ногти можно послать хоть на выставку. Николай Кирсанов, будучи человеком деликатным, делает вид, что не замечает плебейского поведения гостя, хотя такое поведение его несколько и смущает.
Между Кирсановым-старшим и Базаровым возникает острый спор. Молодой человек нарекает, что его оппонент уже давно не у дел, и песенка его, к сожалению или к счастью, давно спета. Но Павел Петрович рвет и мечет, ведь именно из-за Базарова вся жизнь Кирсанова-старшего пошла под откос. Отдав все, что имеет, княгине Р., он также лишается всего и остается у разбитого корыта. А вот младший брат, который все же осмелился пойти против воли родителей и жениться на простой девушке, абсолютно счастлив в браке и имеет любимого сына.
Перейдем к образу Базарова. Несчастлив персонаж не только из-за одиночества, но также из-за несчастной любви. Базаров бескрайне влюблен в Анну Сергеевну, но любовь его отвергнута. До роковой встречи с этой женщиной, Базаров не воспринимал любовь серьезно, для него это было чем-то на уровне физиологии, всего лишь повод к продолжению рода.
Анна Сергеевна вызывает уважение уже тем, что она не только стала собеседницей и, в каком-то роде, советчицей Базарова, она сумела заставить его взглянуть на многие обыденный для героя вещи совершенно иначе. Базаров, с негодованием и даже отвращением, начинает видеть в себе романтика.
Жизнь героя заканчивает глупо и трагично. Страдая от неразделенной любви к Одинцовой, Базаров полностью уходит в работу, и во время очередного вскрытия умершего тела крестьянина, ранит себя скальпелем и заражается тифом. Такая кончина Базарова у многих читателей вызвала шок. Но Тургенев, такой концовкой говорит нам, что время таких людей еще не настало, и лучшим, единственным выходом для героя, становится достойная смерть в родительском доме в окружении близких людей.
Описание персонажей
Роман «Отцы и дети» стал примером для подражания, найдя отклик в душах многих читателей. Описание и характеристика главных героев позволяют дать краткое представление об основных действующих лицах:
- Евгений Базаров. Ему около 30 лет, скептически относится к окружающему миру. В его описании преобладают жестокие и холодные черты. Это непринципиальный и не высоконравственный человек. Сын врача из крестьянской семьи, также посвятил свою жизнь медицине, но в итоге умер от заражения крови.
- Аркадий Кирсанов. Добродушный и мягкий человек, сентиментальный, романтическая натура. Дворянского происхождения, учился в университете, поддался влиянию Базарова. Верит в искренние чувства людей.
- Николай Кирсанов. Самый положительный и чистый персонаж в романе. Он вдовец, ему 44 года, является отцом Аркадия, которого безмерно любит. Спокойный и хладнокровный человек. Продолжительное время переживает кончину любимой супруги, затем становится мужем обычной нищей крестьянки Фенечки.
- Василий Базаров. Любит сына Евгения, является бывшим врачом, но продолжает практиковать, бесплатно помогая крепостным.
- Павел Кирсанов. Офицер в отставке, брат Николая Кирсанова. Самолюбивый, любит все английское. Пережив безответную любовь, стал мизантропом, отдалился от родных и переехал заграницу.
- Анна Одинцова. Жесткая и расчетливая вдова. Высокомерная и гордая особа, любит роскошь. Предпочитает проживать в уединении, вдалеке от всего высшего общества. Несчастная девушка, выходит замуж по расчету.
- Арина Базарова. Престарелая дворянка, мать Евгения. Очень мнительная и религиозная женщина, умная и ласковая. Переживает за глупую смерть сына.
- Виктор Ситников. Сын купца, стыдится своего рода. Человек глупый, просто подражает всему, что для него ново. Слабовольный и трусливый, ведет себя пошло, болтлив, мечтает о славе. Считает Базарова своим наставником.
- Катерина. Юная и покорная девушка. Добросердечная, скромная, обожает музыку и природу. Выходит замуж за Аркадия.
- Фенечка. Обычная крепостная, но в ней воплощена естественность и чистота души. Стала новой супругой Николая Кирсанова.
- Авдотья. Дворянка, общая знакомая Ситникова, Кирсанова и Базарова. Сторонница эмансипации, любительница шампанского и сигарет.
Сюжет романа
Успешно завершив учебу в университете, Аркадий Кирсанов возвращается в родные пенаты. Молодой человек знакомит отца, Николая Петровича, со своим другом Евгением Базаровым, начинающим врачом и рьяным нигилистом. Гость сразу же вызывает неприязнь у дяди Аркадия, изысканного аристократа, ратующего за интересы дворянского сословия.
Между дерзким Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым раз за разом вспыхивают жаркие споры на житейские и философские темы. При этом оппоненты до конца остаются при своем мнении.
Аркадий и Евгений решают съездить в губернский городок, где встречают последователя Базарова. Ситников, сын откупщика, знакомит друзей с эксцентричной Кукшиной, которая разделяет их нигилистические взгляды.
Главные темы
В романе Тургенева четко прослеживаются прогрессивные мысли: протест против насилия и рабства, боль за страдания простых людей, желание равенства.
Центральными темами «Отцов и детей» являются:
- идейные противоречия – «за» и «против» крепостного права;
- взаимоотношения представителей разных поколений внутри одной семьи;
- появление «нового» человека на переломе между двумя эпохами;
- любовь (к родному дому, женщине, близким);
- отношения с окружающей природой и действительностью в целом.
Роман имел особенно острую проблематику для своего времени, хотя многие его темы актуальные для любого человека любого времени.
Сюжет: краткий пересказ
Главным героем романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров. Ему около 30 лет, и он – нигилист. Это означает, что он отрицает все принятые в обществе порядки и ценности. Евгений подружился с молодым дворянином Аркадием Кирсановым и приехал погостить в его поместье Марьино. Там их встречают отец и дядя Аркадия: Николай Петрович и Павел Петрович.
Они олицетворяют собой все то, что характерно для старшего поколения дворян. Николай Петрович пытается худо-бедно управиться с хозяйством и очень любит своего сына, но его новые идеи находит несколько смущающими. Павел Петрович же – закоренелый аристократ, подражающий европейскому образу жизни и очень ценящий свое социальное положение. Когда появляется молодой Базаров и заявляет в глаза Павлу Петровичу, что все, что ему дорого – ничего не значит, Павел Петрович сразу делает выводы о том, что Евгений – неприятная личность.
Именно между этими двумя героями и будет развиваться наиболее острый конфликт. Николай Петрович и Аркадий скорее являются пассивными людьми: Аркадия просто влечет Базаров и его прогрессивное мышление, а Николай Петрович ни с кем не ищет ссоры и пытается найти взаимопонимание с сыном. Павел Петрович же яро отстаивает перед Базаровым свои ценности, а последний просто посмеивается на старшим поколением.
Вскоре после приезда в Марьино Евгений и Аркадий посещают губернаторский бал, где знакомятся с молодой вдовой Анной Одинцовой. Девушка очень красивая и приветлива, поэтому оба молодых человека тут же влюбляются в нее. Однако они не спешат делиться с Анной своими чувствами. Если Аркадий просто застенчив, то у Базарова происходит настоящий духовный кризис.
Всю свою жизнь этот герой отрицал значимость чувств и насмешливо относился к романтике. Но когда он почувствовал, что сам влюбляется в девушку, он пытается совладать со своей любовной привязанностью. Тут стоит отметить, что Евгению уже около 30 лет, но такие сильные чувства он испытал впервые. Не имея никакого опыта романтических взаимоотношений, Базаров не может справиться с разгорающейся внутри него страстью.
Тем временем Аркадий замечает, что его друг влюбился в Анну. Он начинает ревновать, и их отношения с Базаровым постепенно портятся. Тем временем Евгений решается на то, чтобы раскрыть Одинцовой свои чувства, но та отвергает его. Ее пугает накаленная страсть Базарова, ведь все, что она хочет – это спокойно выйти замуж по расчету и продолжить свою тихую и размеренную жизнь.
Отказ больно ранит Евгения. Его отношения с Аркадием все больше дают трещину, а последний увлекается сестрой Анны – скромной Екатериной.
После того, как Базаров вернулся в Марьино, его общение со старшими Кирсановыми становится все более напряженным. Теперь споры между ним и Павлом Петровичем уже далеко не идеологические – им понравилась одна и та же девушка, Фенечка (которая, в свою очередь, имела отношения с Николаем Петровичем). Все заканчивается тем, что Павел вызывает Евгения на дуэль, где получает ранение. Базарову ничего не остается, кроме как покинуть Марьино навсегда.
Он возвращается домой, к стареньким родителям. Во время своей медицинской практики Евгений заражается тифом и вскоре умирает. Перед смертью его навещает Одинцова. Базаров же понимает, что его убеждения ничего не значили. Это подтверждается тем фактом, что убитые горем родители Евгения хоронят сына по религиозным обычаям, хотя тот был неверующим.
Анна Одинцова опять выходит замуж по расчету. Аркадий женится на Екатерине, а Николай Петрович на Фенечке. Семья счастливо живет в Марьино, а Павел Петрович навсегда уезжает за границу.
Несмотря на то, что финал романа кажется счастливым, читатель все равно остается в неизвестности. Буквально через год крепостное право должны отменить, и непонятно, что будет с изнеженными дворянами после того, как они лишатся в поместье рабочей силы.
Основные проблемы
Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?
Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
Так же остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда? Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое, ведь только благодаря ему строится будущее. В образе Базарова он выразил необходимость сохранения преемственности поколений. Герой несчастен, потому что одинок и понят, ведь сам ни к кому не стремился и не хотел понять. Однако изменения, нравится это людям прошлого или нет, все равно придут, и к ним надо быть готовым. Об этом говорит иронический образ Павла Кирсанова, который потерял чувство реальности, надевая в деревне парадные фраки. Писатель призывает чутко реагировать на перемены и пытаться понять их, а не огульно охаивать, как дядя Аркадия. Таким образом, решение проблемы – в толерантном отношении разных людей друг другу и попытке познания противоположной жизненной концепции. В этом смысле победила позиция Николая Кирсанова, который терпимо относился к новым веяниям и никогда не спешил их судить. Его сын тоже нашел компромиссное решение.
Однако автор дал понять, что за трагедией Базарова стоит высокое предназначение
Именно такие отчаянные и самоуверенные первооткрыватели прокладывают миру дорогу вперед, поэтому проблема признания этой миссии в обществе тоже занимает важное место. Евгений кается на смертном одре, что чувствует себя ненужным, это осознание и губит его, а ведь он мог стать великим ученым или искусным врачом
Но жестокие нравы консервативного мира вытесняют его, так как чувствуют в нем угрозу.
Проблемы «новых» людей, разночинной интеллигенции, непростых взаимоотношений в обществе, с родителями, в семье тоже очевидны. Разночинцы не обладают доходными имениями и положением в обществе, поэтому вынуждены трудиться и ожесточаются, видя социальную несправедливость: они ради куска хлеба упорно работают, а дворяне, глупые и бездарные, ничего не делают и занимают все верхние этажи общественной иерархии, куда лифт просто не доходит. Отсюда и революционные настроения, и нравственный кризис целого поколения.
Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства.
Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.
Тематика и идея романа
Писатель смог насытить свое произведение прогрессивной идеей: противостояние против узаконенного рабства, протест к насилию, желание создать собственное счастье, боль за народное страдание.
Основная тематика романа:
- идейное противоборство интеллигенции во время реформ об отмене крепостничества;
- тема семьи и отношения поколений;
- «обновленный» тип человека при перемене эпох;
- любовь к женщине, семье, отчизне.
Роман Тургенева прозвучал тревожным набатом для всей страны, он призвал граждан к плодотворной работе, здравомыслию, объединению во благо всей России.
Произведение объясняет читателю как прошлое, так и будущее, напоминая об извечных ценностях. Непосредственно название романа обозначает не семейные взаимоотношения, не старое и молодое поколение, а людей разносторонних взглядов. «Отцы и дети» — это не только иллюстрации к истории, в романе затрагивается большое количество духовных проблем.
В основе существования человеческого рода находится семья, в которой у каждого человека есть свои обязанности: старшие должны опекать младших, передавать им традиции, опыт, который был накоплен предками, воспитывать в «детях» нравственную культуру
Младшие должны чтить «отцов», перенимать у них все самое важное, что требуется для создания людей новой формации. Но их главная цель — это организация принципиальных новаторских идей, что невозможно сделать без отрицания заблуждений, которые были в прошлом
Гармония миропорядка заключается в том, чтобы эти «отношения» не порвались, но не в том, чтобы все было, как и раньше.
Роман имеет немаловажное воспитательное значение. Прочесть эту книгу на этапе формирования собственного характера значит подумать над главными проблемами в жизни
Произведение учит серьезному взаимоотношению с миром, патриотизму, активной позиции. Нужно с юности развивать стойкие принципы, заниматься самовоспитанием, но в то же время почитать память предков, даже если они не всегда являются правыми.
Впечатление Страхова
Также существует статья Страхова, которая посвящена этому произведению Тургенева. Проблематика критического описания относится к:
- стилю написания литературной критики, которая не должна быть очень сухой;
- смыслу непосредственно критического описания (писатель не пытается поучать читателей, однако считает, что сами они этого хотят);
- роли романа в русской литературе;
- непониманию между ожиданиями читателей и творческой личностью.
Он указывает на то, что любовь к шампанскому, небрежная одежда и игры в карты Базарова являются вызовом обществу, причиной недоумения у читателей. Критик также отмечает: непосредственно роман — это различные взгляды. Помимо этого — люди пытаются спорить, кому симпатизирует писатель — «детям» либо «отцам», виноват ли Базаров в собственных несчастьях.
В общем, Страхов остался доволен произведением, писал, что оно читается «на одном дыхании» и это самый интересный роман Тургенева, поскольку на первый план выходит «чистая поэзия», а не размышления автора.
Герцен и Антонович
В статье Герцена, которая называется «Еще раз Базаров», главный акцент сделан не на герое Тургенева, а на том, как его понял Писарев. Герцен написал, что в Базарове последний узнал самого себя и добавил то, что не хватает в романе. Кроме того, критик сравнил Базарова с декабристами и пришел к выводу, что они «великие отцы», при этом «базаровы» показаны «блудными детьми» декабристов. Нигилизм Герцен сравнил с логикой, которая не имеет структуры.
Антонович публикует статью, которая называется «Асмодей нашего времени». В ней критик полностью отказывал роману в каких-то литературных достоинствах. Он был абсолютно недоволен произведением Тургенева. Публицист обвинил автора в клевете. Он утверждал, что произведение было создано в качестве поучения и укора молодому поколению. Также Антонович сказал, что Тургенев все-таки показал свое настоящее лицо, являясь противником любого прогресса.
Кратко о критике
Произведение Тургенева вызвало огромный резонанс. Сразу же вышли критические статьи о романе «Отцы и дети», пародии в виде карикатур и эпиграмм, прозы и стихотворений. И, естественно, главным предметом критики являлся образ главного персонажа — Базарова. Появление книги было огромным событием в культурной жизни той эпохи. Однако современники писателя были совершенно не едины во мнении и в оценке этой книги.
Критика «Отцов и детей» была разной. Несовпадения взглядов относились к главным героям, их отношениям друг с другом и непосредственно к жизни:
- Как считал Белинский, произведение оказалось ожидаемым плодом творчества Тургенева. Он отметил отсутствие интереса к сюжетной линии и основным персонажам с первой же части после прочтения романа. По высказываниям критика его смущает текст в «художественном плане», он не вызвал каких-то отрицательных или положительных эмоций.
- Буренин этому роману выделяет почетное место, ставя его в ряд с сочинениями Толстого «Война и мир» и Пушкина «Евгений Онегин». Основного героя произведения — Базарова — он считает положительным персонажем, выделяющимся среди других энергией и особым духовным миром. Он противопоставляет этот образ представителям целого поколения, которые предшествовали бесхарактерным типам.
- Жуковский считал, что в основе романа — конфликт Добролюбова и Тургенева. Последний в лице главного персонажа изобразил именно этого критика, назвав в отместку «нигилистом».
- Как считал Страхов, писатель, не осуждая главного героя, присвоил этому персонажу отрицание «поэзии», он относится с неуважением к дружбе и любви.
- Катков называет Тургенева «первоклассным талантом». Он утверждает, что бесценен каждый способ, который связан с изображением всех событий и прозрачностью главной мысли. Критик говорит, что в произведении все детали находятся на своем месте, и в романе нет «ничего лишнего».
- Писарев по-своему раскрыл замысел романа. Как он считает, новое поколение не вызывает сочувствия, поскольку его действия непонятны старшим людям.
- Достоевский сравнил главного персонажа с Раскольниковым. Он считал, что жизненные принципы Базарова приведут его к страданиям.
История создания
В «Отцах и детях» анализ произведения следует начать с толкования смысла названия «Отцы и дети». Из названия сразу становится ясно, о чём будет повествование, речь пойдёт о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями, о разности их взглядов и понятиях о жизни.
История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.
В том же году писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.
Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Отцы и дети»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Отцы и дети»
для самых компанейских —
Главные герои «Отцы и дети»
для самых занятых —
Читательский дневник «Отцы и дети»
для самых крутых —
Читать «Отцы и дети» полностью
Характеристика главных героев
Евгений Базаров
Евгений Базаров — начинающий доктор, представитель нового поколения, приверженец нигилистических взглядов. «Это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…» — так рассказывает о своем друге Аркадий Кирсанов.
Он отрицает все: искусство, чувства, природу. А доверяет только науке, более всего ценит физический труд. Даже по отношению к близким людям он ведет себя холодно и жестко. Однако несмотря на свою внешнюю непоколебимость, Базаров влюбляется, что совершенно противоречит его взглядам. В конце жизни он отказывается от своих принципов (точнее, их отсутствия).
Тем не менее, во многих ситуациях обнаруживается его благородство: например, он подает руку помощи Павлу Петровичу, ранив его на дуэли — перевязывает рану, зовет на помощь.
Аркадий Кирсанов
Аркадий Кирсанов находит в своем товарище — Базарове — авторитет, пример для подражания. Он совсем не такой, как Евгений, в глубине души он не отрицает эмоции и чувства, но старается во всем следовать новому молодежному течению. Даже на первый взгляд видно, что он — противоположность Базарова. В действительности он даже не понимает самой сущности нигилизма, полностью поддаваясь влиянию своего друга. Со временем он осознает это, и их пути с Базаровым расходятся.
Николай Кирсанов
Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, дворянин. Николай Кирсанов очень мягкий и добрый человек. Так же, как и его сын, он романтик, любит искусство — в особенности музыку и стихи. Он тяжело переживал смерть своей жены, однако спустя время все же нашел новое счастье в крестьянке Фенечке, которую полюбил так же искренне. Несмотря на то, что она была ниже его по социальному положению, в конце концов он берет ее в официальные жены.
Павел Кирсанов
Брат Николая Кирсанова, Павел Петрович, истинный аристократ. Он уделяет много внимания своему внешнему виду, манерам. Он очень самолюбив и горд, считает себя либералом, однако на деле он выражает консервативные взгляды. Так, он совершенно отказывается принимать взгляды Базарова. Даже через портрет Павла Петровича можно увидеть, что, в отличие от Базарова, физическим трудом он никогда не занимался: его руки «красивые, с длинными розовыми ногтями». Больше времени он уделяет безделью и раздумьям.
При этом между этими двумя героями можно найти немало сходств: выражая полярные точки зрения касательно социальных и политических реалий, они оба довольно сухи, заносчивы и упрямы. Как и Евгений, Павел Петрович безнадежно влюбляется, ввиду чего замыкается в себе и решает вести уединенную жизнь вдали от дома.
Родители Базарова
Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна — типичные деревенские люди, простые, добрые и гостеприимные. Они искренне любят своего сына, принимают его любым, даже если не соглашаются с его мнением на многие вещи. Арина Власьевна сильно тоскует по сыну, молится за него и в целом живет его судьбой. Василий Иванович — врач, готовый безвозмездно помогать всем, кто нуждается в помощи. Смерть единственного сына становится для них ударом, в конце книги они, кажется, единственные, кто скорбит по нему.
Анна Одинцова
Анна Сергеевна Одинцова, по мнению Базарова — особенная женщина, «на других баб не похожа». Она умна и независима, однако в душе расчетлива и излишне прагматична. Так, она отвергает Базарова, но не потому что не испытывала к нему чувств, а потому что чересчур заботилась о своем спокойствии и комфорте. В конце романа она вновь выходит замуж, но отнюдь не по любви, а по убеждению.
Екатерина Локтева
Младшая сестра Анны, Катя Локтева, совсем не похожа на нее. Она больше напоминает Аркадия — это чувственная и романтичная натура, хотя при этом скромная и закрытая. Неудивительно, что Аркадий впоследствии нашел в этой девушке свою судьбу.
Фенечка
Федосья Николаевна, которую все называли Фенечкой — это молодая крестьянская девушка, которой чуть за 20. По признанию многих, она очень красива, скромна и приятна, но простовата и малообразованна. Будучи сиротой, она искренне благодарна Николаю Кирсанову за его доброту и нежность. В конце концов, между ней и ее барином завязываются отношения, в которых она рожает ему сына, а затем становится его женой.
Проблема отцов и детей в романе
В действительности, проблема отцов и детей на момент создания романа не была новой. Это одна из вечных проблем: столкновение двух разных поколений имеет место в любой период человеческой истории, и эта тема не утрачивает своей актуальности и в наши дни.
Содержание этого конфликта состоит в том, что молодежь придерживается иных взглядов, отличных от убеждений старшего поколения, а те, в свою очередь, отказываются понимать и принимать их. Мы видим, что Базаров отвергает все принципы «отцов», отрицает искусство и чувства. По его мнению, верить нужно только в то, что приносит материальную пользу — например, в науку.
Полярную точку зрения выражает Павел Петрович Кирсанов: «Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Он ценит традиции, привычки и отказывается принимать изменения, которые назревают в обществе. Он искренне восхищается произведениями искусства, природой. Базаров же видит в природе чисто прагматическую пользу: например, он ловит лягушек для обучения врачеванию.
Но самая важная сторона этого конфликта — в их взглядах на общество, на российский народ. Как считает Кирсанов, аристократическое дворянство — двигатель общественного прогресса, и по их мнению, государство должно идти путем реформ; Базаров, напротив, революционер, и считает, что аристократы для общества бесполезны.
Таким образом, Павел Петрович, хоть и прославляет крестьянскую общину и патриархальность, совершенно не способен общаться с простыми людьми, тогда как Базаров с гордостью заявляет о том, что его дед пахал землю. И потому именно Базаров, вероятно, лучше понимает нужды простого рабочего народа.
Базаровские убеждения, однако, не выдержали испытания чувством. Тем не менее, получив отказ от Одинцовой, он принял его с достоинством. С точно таким же достоинством он принимает и собственную смерть, не жалея себя, чтобы не ранить еще больше собственных родителей — это лишний раз говорит о том, что в глубине души он их любил и заботился о них.
Тургенев в эпилоге пишет о Базарове, что это человек, необходимый России, обладающий умом и нестереотипным мышлением. И несмотря на то, что в романе взгляды Базарова терпят крах, писатель искренне любит этого героя и считает его «своим любимым детищем».
История создания
Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.
Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.
Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.
В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».
Трактовка Писарева
После публикации романа Тургенева началось его обсуждение в прессе. Это почти тут же получило полемический характер. К примеру, в издании «Русское слово» в 1862 г. вышла статья Писарева «Базаров». Он отметил предвзятость относительно описания героя Базарова, утверждая, что автор не показывает благорасположения к главному персонажу, он испытывает антипатию к этому направлению мысли.
Но общее впечатление Писарева сведено к другой проблеме. Критик находит в Базарове сочетание основных аспектов мировоззрения разных пониманий демократии, которые писатель смог верно описать. И критическое отношение непосредственно автора к Базарову при этом больше является преимуществом. Как считает Писарев, трагедия состоит в том, что у этого персонажа отсутствуют требуемые условия для деятельности. И поскольку Тургенев не может показать, как живет основной персонаж романа, он описывает, как он умирает.
Нужно сказать, что Писарев нечасто выражает в своих кратких конспектах и публикациях восхищение различными художественными романами. Именно его можно назвать нигилистом — человеком, который опровергает ценности. Но критик подчеркивает эстетическое значение произведения. Причем он убежден, что настоящий нигилист, как и непосредственно Базаров, обязан отрицать любую ценность искусства.
Конфликт «отцов» и «детей»
Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.
Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.
Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.
Основная идея и проблематика романа
И. С. Тургенев в своем романе поднимает глубокие и серьезные философские, социальные и морально-нравственный проблемы. Следует отметить что в романе представлены две основные проблематики:
- конфликт мировоззрений
- конфликт поколений
Важным фактом является то, что действия романа происходят на кануне крестьянской реформы 1861 года, когда в обществе появилось большое количество нигилистов, революционеров, новаторов. Именно к таким людям принадлежит главный герой Базаров. И. С. Тургенев очень ярко описал характер и настрой своего героя, который считает, что построить что-то новое можно лишь разрушив все старое. В произведении описан конфликт мировоззрений, что свидетельствует о том, что общество нуждается в изменениях.
Тургенев разделил своих персонажей на два лагеря – отцов и детей. К первому лагерю автор относит старших Кирсановых, родителей Базарова, а ко второму лагерю он относит Базарова, Аркадия и Анну Одинцову. Тургенев ставит перед своим читателем вопрос, кому принадлежит право решать дальнейшую судьбу общества – консерваторам-отцам или нигилистам-детям.
Замечание 1
По своей сути сюжет романа построен на противостоянии Базарова и Павла Кирсанова, иными словами идет противопоставление демократических убеждений и либеральных взглядов.
Тургенев поднимает в своем романе такие важные темы как отношения людей, отношения к труду, науке, искусству. Все эти аспекты рассматриваются как с точки зрения нигилизма так и с точки зрения консерваторов и либералов. Каждый представитель старается отстоять свои взгляды.
Говоря о природе и искусстве Павел Кирсанов восхищается искусством, музыкой, поэзией, окружающим миром природы, в то время как Базаров отрицает искусство, а к природе относится с банальной и прикладной точки зрения. Тургенев хочет показать, что, Базаров отрицающий природу и искусство беден духовно.
Споры между Базаровым и Кирсановым так же касаются общества и народа. Кирсанов выступает за крестьянскую общину, патриархальность, религию. Базаров же считает, что простой народ темен и невежественен, сам не знает, что для него лучше.
По мнению Кирсанова, движущая сила общества — это аристократы. Только они могут улучшить жизнь государства, народа через прогресс и реформы. Базаров же отрицает все — религию, мораль, самодержавие.
Проблема отцов и детей, конфликт поколений и мировоззрений актуален и по сей день. Старшее поколение не всегда способно понять молодых и горячих юнцов. Именно благодаря своей актуальности роман «Отцы и Дети» является классикой русской литературы.
Что такое «нигилизм»?
Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано
Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».
«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.
Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.