Краткое содержание
Рассказчик, дьячок одной церквушки, рассказал историю, которая произошла с ним в раннем детстве. Отец его вместе с трехлетним братом отправился в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех сыновей и старика-деда стеречь баштан. Это было прибыльное дело: «проезжие толкутся по дороге, всякому захочется полакомиться арбузом или дынею». Жители соседних хуторов часто носили в обмен индеек, кур, яйца. Словом, семье жилось весьма неплохо.
Дед рассказчика больше всего любил, когда по дороге проезжали возы чумаков. Это были видавшие виды путешественники, пересмотревшие немало на своем веку. Любой из них «пойдет рассказывать — только уши развешивай».
Однажды у деда Максима на привал остановились знакомые ему чумаки. На радостях он угостил каждого медовой дыней и велел внукам развлечь гостей веселыми танцами. Вскоре старик сам не выдержал и принялся выделывать такие коленца, что чумаки только диву давались. Но неожиданно, дойдя до определенного места, ноги его словно деревенели и сами собой останавливались. Упрямый дед Максим «пустился снова и начал чесать дробно, мелко, любо глядеть; до середины — нет! не вытанцовывается, да и полно!».
Услышав смех, дед оглянулся и понял, что нечистая сила сыграла с ним злую шутку и перенесла на самый конец села, в огород попа. Заметив зажженную свечку подле могилки, Максим смекнул, что там, должно быть, зарыт клад. Он отметил место большой веткой дерева и отправился домой. На следующий день старик пришел сюда с лопатой, но так и не нашел заветное место, как ни старался. Нечистая сила водила его кругами, а после начался сильный дождь.
Тогда Максим подошел к заколдованному участку на своем огороде, и «ударил в сердцах заступом». Он вновь оказался возле могилки и принялся копать землю. Но нечистая сила не оставляла в покое старика – кто-то постоянно чихал, гудел, трещал под самым его ухом, из темноты появились звериные головы, которые его дразнили. Максим не на шутку испугался: «боже ты мой, какая ночь! ни звезд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него». Однако он продолжал настойчиво копать, и вскоре отрыл котел с кладом.
Максим схватил свою добычу и что есть силы припустил домой, прочь от страшного места. Когда же довольный старик принес котел домой, то оказалось, что в нем лежало не золото, а «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое». После этого случая дед это место «загородил плетнем, велел кидать все, что ни есть непотребного, весь бурьян и сор, который выгребал из баштана». При малейшем же подозрении на странные явления он осенял все крестным знамением и шептал слова молитвы. Позже соседи арендовали у Максима огород, но на том проклятом месте ничего хорошего у них не росло.
Главные герои
Дед Максим
Герой повествования дед Максим. Судя по словам дьячка, дед его был человеком весёлым и интересным. В ироничном описании автора это весёлый, живой старик, любящий повеселиться, пошутить, где-то прихвастнуть. Большой любитель послушать рассказы чумаков. Внуков своих именует не иначе как «собачьи дети», но ясно, что все они его любимцы. Внуки отвечают ему такой же любовью.
Заколдованное место
Само заколдованное место можно назвать героем повести. По современным понятиям его можно назвать аномальным местом. Дед Максим обнаруживает это место случайно во время танца. Внутри зоны пространство и время меняют свои свойства, которые старик приписывает нечистой силе. Сама аномальная зона тоже имеет свой характер. К чужим оно не проявляет особой любви, но и не вредит явно, только пугая. Большого вреда от присутствия этого места в реальном мире нет, за исключением того, что здесь ничего не растёт. Более того, оно готово поиграть со стариком. То скрывается от него, то легко открывается. К тому же в его распоряжении немало средств для запугивания: погода, исчезающая луна, говорящие бараньи головы и чудища.
Демонстрация всех этих чудес на какое-то время пугает старика и он бросает свою находку, но жажда получить клад оказывается сильнее страха. За это и получает дед наказание. Котёл, который он с таким трудом добыл, оказался набит мусором. Наука пошла ему впрок. Дед стал очень набожен, зарёкся связываться с нечистой силой и наказал это всем своим близким.
Миниатюрные аналоги и работы в стиле Заколдованного места
Встретить миниатюрные аналоги Заколдованного места можно на выставках, в музеях и галереях искусства
Обычно это небольшие модели домов, улиц или пейзажей, выполненные с большой детализацией и вниманием к деталям. Они создают создают чувство таинственности и погружают зрителя в мир произведения
Кроме миниатюрных аналогов, существуют работы в стиле Заколдованного места. Художники и дизайнеры создают картины, рисунки и графические коллажи, передающие атмосферу произведения Гоголя. Они используют темные тона, множество деталей и символических элементов, чтобы представить мистический мир Гоголя.
Работы в стиле Заколдованного места подходят для оформления интерьеров в стиле готики или романтизма. Они добавляют загадочности и таинственности в помещение, создают неповторимую атмосферу. Кроме того, такие работы могут быть интересными подарками для поклонников творчества Гоголя или любителей мистики.
- Миниатюрные аналоги и работы в стиле Заколдованного места могут быть выставлены в музеях и галереях искусства.
- Они передают атмосферу загадочности и мистики, присущие произведению Гоголя.
- Работы в стиле Заколдованного места подходят для оформления интерьеров в стиле готики или романтизма.
- Они добавляют загадочности и таинственности в помещение, создают неповторимую атмосферу.
- Такие работы могут быть интересными подарками для поклонников творчества Гоголя или любителей мистики.
Загадочное рождение Заколдованного места
Начало этой истории тесно связано с самим автором. Гоголь прожил длительное время в Петербурге, окруженном литературными и художественными кругами. Было известно, что он часто ходил на прогулки по разным частям города, наблюдая за людьми и обществом. Быть может, именно в ходе таких прогулок и родилась идея создания Заколдованного места.
Большинство критиков предполагает, что этот роман был вдохновлен реальными событиями и личным опытом Гоголя. Многие ученые указывают на то, что сюжет Заколдованного места похож на истории, которые происходили в Полтаве, украинском городе, в те же годы, когда Гоголь жил там. Однако, найти источники, подтверждающие эти предположения, до сих пор не удалось.
Лишь очень малоизвестно о процессе создания Заколдованного места самим Гоголем. Некоторые исследователи предполагают, что он писал это произведение в течение нескольких лет, в разных местах и в различных настроениях. Другие считают, что Гоголь был просто вдохновлен идеей и написал этот роман в короткий период времени.
Стиль и направление Заколдованного места также вызывают вопросы. Многие исследователи считают его гибридом мистической и реалистической литературы, соединяя в себе элементы сказки, графического описания и сверхъестественного. Такое сочетание необычно для того времени и является уникальным в творчестве самого Гоголя.
Запутанный сюжет и символическая природа
Заколдованное место выделяется не только своим стилем, но и запутанным сюжетом. Роман пронизан многочисленными символами и аллюзиями, создавая загадочную и мистическую атмосферу.
Персонажи этого произведения, такие как Лукаш, Каверин и Марья Ивановна, сами по себе воплощают различные аспекты человеческой природы и представляют различные слои общества. Место действия, Заколдованная Долина, также имеет очень символическое значение и олицетворяет запутанность и загадочность всей истории.
Роман Заколдованное место продолжает вызывать интерес и наслаждение у читателей и исследователей, которые пытаются разгадать его тайны и понять своеобразное влияние на литературное наследие Гоголя. Это произведение остается открытым полем для исследований и интригующим объектом споров уже на протяжении столетий.
Характеристика героев
Героев в тексте немного, их важно описать при анализе «Заколдованного места» Гоголя. При написании сочинения можно использовать следующую характеристику деда Максима
Это веселый и добродушный старичок, душа компании, щедрый и открытый человек. Он ценит общение и любит узнавать новости от странников, для деда нет большего удовольствия, чем послушать рассказы путешественников.
Он показан уже в годах, однако юношеского задора не утратил, именно поэтому под влиянием горячительного пускается в пляс, да так, что более молодые гости позавидовали. Именно этот эпизод запечатлел художник Васнецов на картине «Дед танцует», рисунок поможет наглядно представить происходящее.
Основные характеристики героя:
- Положительный, вызывает симпатию читателя и автора.
- Однако под влиянием нечистой силы на поверхности оказались негативные стороны героя, его стремление к легкому обогащению. Осуждать его не берется даже рассказчик, ведь редко кто окажется способен отказаться от богатства, самого идущего в руки. А дед не просто пытался разбогатеть незаслуженно, он проявил силу воли и не побоялся вступить в противостояние с мистическими сущностями.
- Обожает своих внуков, несмотря на то, что шутливо именует их «собачьими детьми».
- Очень гостеприимный и открытый человек, ставит на стол самое вкусное, что есть в доме — сахарную дыню, пытается развлечь пришедших интересным диалогом.
Необычное действующее лицо
Главным героем произведения является само заколдованное место, которое можно назвать географической аномалией, если пользоваться современной лексикой. Случайно обнаруженное во время танца дедом Максимом, оно едва не свело старика с ума. Особенности этого «персонажа» таковы:
- Пространство и время утрачивают привычные нам черты.
- Аномальная зона не терпит чужаков, однако вреда им не приносит, ограничиваясь тем, что пугает их. При чтении кажется, что само место забавляется со стариком, испытывает радость от его испуга. Оно играет с несчастным, но ставит своей целью убить его. Именно поэтому и появляются чудовища, говорящие головы барана и прочие представители нечистой силы.
При всех своих положительных качествах дед Максим, обуреваемый жадностью, пожелал присвоить себе чужие сокровища, за что и поплатился. Таким образом, место не принесло старику никакого вреда, но и пользы от него получить не удалось.
Значение символа
Для чего же Гоголь ввел в сюжетную ткань своего рассказа необычного героя, какой вывод позволяет сделать уникальное аномальное место? Писатель показывает его как нечто полуодушевленное, наделенное немалыми силами. Место, способное вызывать галлюцинации, при желании могло бы наказать деда Максима и его семью, однако этого не делает. Напрашивается вывод о том, что этот герой не является отрицательным. В целом он безвреден, только пугает старика и отваживает его от попыток незаслуженного обогащения.
Урок дед Максим запомнил на всю жизнь, обратившись к вере и отказавшись от соблазнительной идеи легкого обогащения.
Основная мысль, которую Гоголь хотел донести до своих читателей, заключается в том, что пользу приносит только то богатство, которое нажито честным трудом. Используя фольклор и народные легенды, автор создает собственный уникальный мир, в котором оживают фантастически образы. На страницах его сказочной повести нечистая сила соседствует с обычными, вполне земными персонажами, занимающимися традиционными для тех времен делами. Именно в этом умении сочетать несочетаемое и состоит уникальный талант Николая Васильевича.
Гоголь, «Заколдованное место». Развитие событий
Разошелся дед, но как только дошел до огуречной грядки, ноги его вдруг перестали слушаться. Он забранился, да только толку нет. Сзади послышался смех. Оглянулся он, а за ним нет никого. Да и место то вокруг незнакомое. Перед ним лежит голое поле, а сбоку лес, из которого торчит какой-то длинный шест. На миг ему показалось, писаря, а жердь, виднеющаяся из-за деревьев, — голубятня в огороде местного попа. Вокруг его темнота, небо черное, месяца нет. Пошел дед по полю и вскоре набрел на небольшую дорожку. Вдруг впереди загорелся огонек на одной из могилок, затем потух. Затем вспыхнул свет в другом месте. Обрадовался наш герой, решив, что это клад. Пожалел он только о том, что нет у него сейчас лопаты. «Но и это не беда, — подумал дед. — Ведь можно это место чем-нибудь заметить». Нашел он большую ветку и бросил ее на могилу, на которой горел огонек. Сделав это, вернулся он на свой баштан. Только было уже поздно, дети спали. На следующий день, не сказав никому ни слова и захватив с собой заступ, отправился неугомонный старик к попову огороду. Да вот беда — места теперь эти он не узнавал. Есть голубятня, так гумна нет. Повернется дед: поле есть, а голубятня пропала. Вернулся он домой ни с чем. А на следующий день, когда старик, решив вскопать новую гряду на баштане, ударил лопатой в то место, где ему не танцевалось, вдруг картинки перед ним поменялись, и он оказался в том самом поле, где видел огоньки. Обрадовался наш герой, подбежал к могилке, замеченной им ранее. На ней лежал большой камень. Отбросив его, дед решил понюхать табачку. Вдруг кто-то сильно чихнул над ним. Оглянулся старик, а никого нет. Принялся он рыть землю на могиле и выкопал котел. Обрадовался он и воскликнул: «А, вот где ты, голубчик!» Эти же слова пропищала с ветки птичья голова. А за ней проблеяла с дерева баранья голова. Из бора выглянул медведь и проревел ту же фразу. Не успел дед сказать новые слова, как ему начали вторить те же рожи. Испугался старик, схватил котел и бросился наутек. О том, что произошло с незадачливым героем дальше, расскажет приведенная ниже следующая глава (ее краткое содержание).
Анализ произведения
Сюжет произведения
Основан на народном фольклоре, с которым Николай Васильевич был прекрасно знаком с детства. Легенды и поверья о «заколдованных местах» и сокровищах существуют у большинства народов мира. У славян бытовало поверье, что клады можно найти на кладбище. Над могилой с кладом вспыхивала свеча. Традиционно и народное поверье, что неправедно добытое богатство превращается в мусор.
Повесть богата сочным, ярким самобытным народным украинским языком, который осыпан украинскими словами: «баштан», «курень», «чумаки». Максимально точно отображён народный быт, гоголевский юмор создаёт неповторимую атмосферу. Повесть построена так, что появляется ощущение личного присутствия, будто вы сами находитесь среди слушателей дьячка. Это достигается за счёт точных комментариев рассказчика.
В основе сюжета рассказ дьячка местной церкви Фомы Григорьевича, знакомого многим читателям по повести «Пропавшая грамота», о случае из жизни его деда. Рассказ его, яркий и запоминающийся, полон юмора. Автор не случайно дал повести название «Заколдованное место». В нём переплетаются два мира: реальность и фантастика. Реальный мир представлен бытом людей, фантастический — это могила, клад и чертовщина. Воспоминания дьячка уносят его в детство. Отец со старшим сыном уехал продавать табак. Дома остались мать с тремя детьми да дед. Однажды, загуляв с заезжими торговцами, стал дед плясать в огороде, пока не дошёл до одного места на огороде и не остановился, как вкопанный, возле грядки с огурцами. Огляделся и не узнал места, однако понял, что он находится за гумном писаря. Кое-как нашёл тропинку и увидел, как на ближней могилке вспыхнула свеча. Заметил ещё одну могилку. На ней тоже вспыхнула свечка, а за ней другая.
По народному преданию, такое происходит там, где закопан клад. Дед обрадовался, но с собой у него ничего не было. Отметив место большой веткой, пошёл домой. На следующий день пытался найти это место, но ничего не нашёл, лишь случайно ударив заступом по огуречной грядке, он снова оказался на прежнем месте, возле могилы, на которой лежал камень.
И тут началась настоящая чертовщина. Не успел дед достать табаку, чтобы понюхать, как кто-то чихнул у него за ухом. Начал копать и откопал котелок. «А, голубчик, вот где ты!». И следом за ним эти же слова повторили птица, баранья голова с верхушки дерева и медведь. Дед перепугался, схватил котёл и кинулся бежать. В это время его стали искать мать и дети. Поужинав, мать вышла вылить горячие помои и увидела, что на неё ползёт бочка. Решив, что это шалящие дети, женщина вылила на неё помои. А оказалось, это шёл дед.
Решили посмотреть, что за клад принёс дед, открыли котелок, а там оказался мусор «и стыдно сказать, что такое». С тех пор дед стал верить только во Христа, а заколдованное место огородил плетнём.
Сочинения
На днях мы познакомились с повестью Гоголя Заколдованное место на уроке в 5 классе. Это произведение является завершающей повестью второй части знаменитых Вечеров на хуторе близ Диканьки. Данную быль рассказывает дьячок Фома, а история о том, как дьявольская сила которая с легкостью может обморочить любого, как обморочила его деда. Давайте же познакомимся с пересказом Заколдованное место, чтобы познакомиться с сутью произведения.
Заколдованное место краткое содержание
Рассказ дьячка переносит нас в его детство. Было ему тогда около одиннадцати лет. Дед его был еще жив, был крепок и мог заниматься домашними делами. И вот, когда отец Фомы уехал с младшим братом в Крым, чтобы продать табак, дома остались дед с мамой и он с двумя братьями. В это время дед сажает у дороги баштан, где было все, что душа пожелает. Здесь и огурцы, и горох, и дыни, и репа, и арбузы. Сам он построил курень у баштана, чтобы иметь возможность стеречь его. Веселое тогда было время. По дороге за день проезжало очень много чумаков, которые делились историями. Заслушаешься. Особенно интересно было слушать знакомых деда, которые как вспомнят прежнее, как разольются.
Вот как-то проезжали мимо баштана знакомые старика. Остановились у нас, расселись возле куреня и, закурив свои люльки, давай рассказывать истории, не остановить их. Вот уже и полдник пришел. Дед угощает всех дынями, а внукам говорит танцевать казачка, да не удержался он и сам в пляс пошел. Танцевал так перед своими знакомыми, что только курева стояла, вот только в одном месте ноги становились деревянными. И как не пытался дед станцевать какую-то свою штуку, не получалось. Дойдет до заколдованного места и все, как вкопанный, а ведь не хотелось осрамиться перед знакомыми. Начал старик проклинать сатану. Дед даже смех услышал, думал, что кто-то из чумаков смеется. Обернулся, а он вообще в другом месте находится. Нет никого да и не день вовсе, а вечер уже. Стал рассматривать округу, оказалось, что он в другом конце села. Нашел дед тропинку и пошел домой. По дороге увидел какую-то могилку, где загорелась свеча, о потом и вторая. По поверьям, в таком месте зарыт клад. Вот и приметил старик место, бросив на могилу ветку, чтобы вернуться вновь. Пришел дед в курень и даже не поев, лег спать.
Уже рано утром отправился дед на поиски того самого места, где был он вчера, но не нашел. А тут еще и дождь начался. Словом, злой и промокший вернулся старик в курень и долго еще отзывался нелестными словами в сторону нечистой силы, которая посмеялась над ним. В новый день проснулся дед, как ни в чем не бывало, бродил по баштану, занимался делами.
Вечером дед захотел обкопать новое место для тыквы. Однако проходя мимо заколдованного места не удержался, вышел на середину и топнул ногой. И вновь на том самом месте оказался, куда и вчера попал. Вот и могилка, и голубятня, и гумно. Стал копать старик, докопал до котелка. При этом ему все время мерещились странные вещи, то баранья голова, то медведь, то птичка какая-то, а то и вовсе какое-то чудище нечистое. Да и ночь выдалась без звезд и месяца. Словом, стало жутко, хотелось было старику оставить котел, да вдруг все по-прежнему стало, и вроде как не было вокруг ничего странного. Подумал дед о том, что нечистая сила так над ним развлекается. Схватил дед котел и давай бежать, только на огороде попа смог перевести дух.
В это время к детям пришла мать, принесла ужин, а деда все нет и нет. Пришлось есть без него. Женщина убралась после ужина, а помои вылить некуда было. Тут видит, бочка надвигается, видимо, ребята шалят и толкают ее. В эту бочку женщина и вылила помои. Оказалось, это был дед, который теперь стоял весь облитый. Сам же он решил похвастаться кладом и дал казан, в котором оказался сор и дрязг.
С того времени дед не верил черту и внукам приказал не верить. Заколдованное место старик огородил и бросал туда разный сор. При этом, даже когда на этом месте землю засаживали другие, именно в странном месте никогда не родило, а если и вырастет что-то, то черт знает что.
Главные герои повести Гоголя
Если говорить о повести Гоголя и его героях, то стоит выделить самого Фому, того самого дьячка, который и рассказал историю. А также его деда, с которым приключилась чертовщина.
План
1. История из детства. 2. Дед и внуки на баштане гоняют воробьев. 3. Встреча со старыми друзьями. 4. Заколдованное место, где располагался клад. 5. Дед ищет помеченное место, но не находит. 6. Еще одна попытка поиска клада, встреча с нечистой силой. 7. Клад — обман зрения. 8. Дед не верит в черта, но место так и осталось заколдованным, где ничто не росло.
Гоголь, Краткое содержание Заколдованное место, План
А какую оценку поставите вы?
Загадочное продолжение мифа
Произведение Николая Гоголя Заколдованное место оставляет за собой множество вопросов и загадок. Это одно из самых загадочных произведений русской литературы, которое позволяет каждому читателю воссоздать свою версию происходящего.
Многие исследователи Десятинной церкви, на которой происходят основные события произведения, до сих пор пытаются проникнуть в смысл и символику, которыми пропитан этот текст. Однако они сталкиваются со сложностями из-за разнообразия интерпретаций и многослойности сюжета.
Одна из главных загадок, с которой сталкиваются исследователи, — это причина проклятия, лежащего на Десятинной церкви. Многие предполагают, что это может быть связано с предыдущими историческими событиями, которые случились на этой территории. Однако точного ответа на этот вопрос нет, и каждый может предложить свою версию.
Анализируя персонажей произведения, можно заметить, что каждый из них обладает своими причудами и особенностями. Полицейский офицер Петро Га-Га Голованга является наиболее загадочным и сложным персонажем произведения. Его непредсказуемое поведение и странная внешность вызывают интерес и ставят перед читателем новые загадки.
Внешний вид Десятинной церкви
Еще одной загадкой становится внешний вид Десятинной церкви. Гоголь описывает ее как угрожающую, с переменчивой архитектурой, стены которой иногда выдавливают красную кровь. Эти детали придают зданию мистическую ауру и создают ощущение, что оно обладает своим собственным разумом.
Символика | Толкование |
---|---|
Красная кровь | Может символизировать насилие, прошедшие события или проклятие. |
Переменчивая архитектура | Может указывать на то, что церковь находится под влиянием магических сил или может перевоплощаться. |
Разгадка тайны
Однако, несмотря на все мистическое и загадочное в произведении, Гоголь не предлагает читателю ясного разрешения тайны. Он оставляет каждому возможность создать свое собственное понимание происходящего и сформировать собственную интерпретацию.
Таким образом, Заколдованное место остается таинственным произведением, семинаристом историй и загадок, которые продолжают волновать умы поколений читателей. Эта работа открывает двери для множества различных исследований и интерпретаций, делая ее вечно актуальной и интригующей.
Заключение
Данной историей Гоголь показывает, что впрок идёт лишь то богатство, что нажито честным путём, а то, что нажито нечестным путём — призрачно. На примере истории с дедом он даёт нам возможность верить в доброе и светлое. Современники писателя, среди которых Белинский, Пушкин Герцен, приняли повесть восторженными отзывами. Уже более 150 лет эта повесть вызывает у читателя улыбку, погружая его в удивительный гоголевский мир остроумия, фантастики, народной поэзии, в которой оживает сама душа народа.
«Заколдованное место» уникально умелым использованием фольклора и народных легенд. Даже введённая в повесть нечистая сила не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекательна для нас своей бытовой простотой, наивной и непосредственной. Поэтому все герои Гоголя насыщены яркими жизненными красками, полны задора и народного юмора.
Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдованное место» — это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно начавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле!.. Слушать так слушать!»
Главным героем повести является дед дьячка. Его образ — очень яркий и запоминающийся. Рассказывая нам историю, которая произошла с дедом, дьячок пытается передать нам все подробности, и от этого повествование становится более достоверным.
Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дьячок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался найти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.
По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…»
Но лучше всего понять характер деда помогает описание поиска клада. Его речь и мысли полны необычных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики!».
Гоголь не случайно дал повести такое название — «Заколдованное место». Ведь в произведении сочетаются два мира: реальный и фантастический. Всё фантастическое связано с могилкой, кладом и дьявольской силой.
Реальный мир — это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, например «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «прикрывает их лопухом», копает «новую грядку для поздних тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ — подумал дед». Гоголь любуется картинами этой народной жизни, созидательным трудом своих героев.
Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьячка, ведь повествование прерывается его комментариями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным человеком.
В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро можно нажить только своим трудом. Кроме того, на примере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»
Заключение
Данной историей Гоголь показывает, что впрок идёт лишь то богатство, что нажито честным путём, а то, что нажито нечестным путём — призрачно. На примере истории с дедом он даёт нам возможность верить в доброе и светлое. Современники писателя, среди которых Белинский, Пушкин Герцен, приняли повесть восторженными отзывами. Уже более 150 лет эта повесть вызывает у читателя улыбку, погружая его в удивительный гоголевский мир остроумия, фантастики, народной поэзии, в которой оживает сама душа народа.
«Заколдованное место» уникально умелым использованием фольклора и народных легенд. Даже введённая в повесть нечистая сила не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекательна для нас своей бытовой простотой, наивной и непосредственной. Поэтому все герои Гоголя насыщены яркими жизненными красками, полны задора и народного юмора.
«Заколдованное место» – четвёртая, заключительная повесть второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя . Её вновь рассказывает дьячок местной церкви, Фома Григорьевич. Главным героем рассказа является его дед, уже знакомый читателям из повести «Пропавшая грамота ».
В одно лето, когда Фома Григорьевич был ещё малым ребёнком, его дед посеял при дороге огород с дынями и арбузами и продавал плоды с него проезжавшим мимо торговцам. Однажды у огорода остановилось штук шесть возов, в которых ехали старые знакомые деда. Обрадованный встрече дед хорошо угостил своих давнишних друзей, а потом на радостях пустился танцевать. Выделывая, несмотря на старость, разные замысловатые коленца, он дошёл до одного места близ грядки с огурцами – и там ноги деда вдруг сделались как деревянные и перестали ему служить. Отойдя назад, он разогнался вновь, но на том же самом месте вновь стал, как заколдованный. Проклиная сатану, дед вдруг услышал, как сзади него кто-то засмеялся. Он оглянулся и увидел, что находится совсем не там, где стоял за миг до этого, а с другой стороны своего села. И на дворе был уже не день, а ночь.
Поодаль дед заметил могилку. На ней вдруг вспыхнула свечка, а за ней другая. По народному преданию, такие вещи происходили на местах, где были закопаны клады. Дед очень обрадовался, однако с собой у него не было ни заступа, ни лопаты. Заметив место с кладом большой веткой, дед вернулся домой.
На следующий день он с заступом пошёл рыть клад. Оказалось, однако, что замеченное им место выглядело не совсем так, как днём раньше. Вид на окрестности открывался другой, и оставленной вчера ветки дед найти не смог. Воротившись назад, он пошёл по огороду до заколдованного места, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом по земле – и вновь очутился на той же окраине села, где и за день до этого. Теперь она смотрелась, как тогда. Дед сразу увидел там и могилку и оставленную на ней ветку.
Дед стал копать в поисках клада и вскоре наткнулся в земле на котёл. «А, голубчик, вот где ты!» – вскрикнул дед, и эти его слова вдруг повторили человеческими голосами невесть откуда прилетевшая птица, свесившаяся с дерева баранья голова и зарычавший медведь. Из пня соседнего дерева показалась страшная харя, рядом вдруг почудился деду глубокий провал, а сзади – огромная гора. Кое-как превозмогая страх, он вытащил котёл с кладом из земли, схватил его и побежал что было мочи. Сзади кто-то хлестам прутьями ему по ногам…
Гоголь «Заколдованное место». Иллюстрация
Тем временем на огороде Фома, его братья и пришедшая кормить их ужином мать дивились: куда опять делся дед? Собрав после ужина в ведро помои, мать искала, куда их вылить, и вдруг увидела: навстречу к ней как бы сама собой движется кадка. Мать подумала, что это шутят парни и плеснула помои в кадку, но тут раздался крик, и вместо кадки она увидела перед собой облитого деда с большим котлом в руках. Однако вместо золота, которое чаял найти старик, в котле оказался сор и дрязг…
И сколько потом не засевали, пишет Гоголь, то заколдованное место посреди огорода, никогда не вырастало там ничего путного. Всходило на этом месте такое, что и разобрать нельзя: арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, огурец – не огурец… черт знает, что такое!