План рассказа Троицкая кукушка Новикова

Как троицын день изменил жизнь лизаньки - исправление ошибок и поиск оптимальных решений проблем

«Троицкая кукушка» краткое содержание подробно

Кукушка – птица довольно трусливая. Но в мае она дает волю чувствам и кукует очень часто. Заприметить ее в ветвях деревьев довольно сложно, а при приближении человека она моментально улетает.

Прелестная рыжеволосая девушка по имени Лизанька Фурсова накануне Троицы сидела в тени берез с книгою Пушкина «Капитанская дочь». Прочитанное растрогало девушку, и она внутренне испытывала умиление и легкую грусть. Внезапно девушка отвлеклась на странный шорох в кустах. Она обернулась, но звук не повторялся. Следом Лизанька услышала голос кукушки и по привычке принялась считать.

Девушке захотелось подобраться поближе к птице и разглядеть ее. Неожиданно кукушка смолкла, а затем до ушей девушки долетел шум раздвигаемых веток. Подбежав к кустам, Лиза успела заметить удаляющегося человека в желтой тужурке и в фуражке. Девушка разволновалась, сердечко у нее забилось часто, и она вернулась к березкам и оброненной под ними книжкой…

На Троицу православные, как обычно, посещали церковь и выходили на площадь, где торговцы по традиции разворачивали рынок специально к престольному празднику. Многие сюда стремились не только для каких-либо покупок, но и для того чтобы узнать последние вести, покрасоваться друг перед другом.

Семейство Лизаньки – она сама, ее матушка Анна Степановна, отец Илья Алексеевич, дедушка Алексей Порфирьевич и младший брат Олег после молебна отказались от морковного пирога – угощения вегетарианца священнослужителя отца Елисея, и расположились на могильных плитах, под которыми покоились их усопшие родственники. Когда они уже собрались пойти домой, из церкви вышли отец Елисей и молодой дьячок Никанор.

Батюшка заметил, что «женишка» Лизанькиного на службе не было («Хорош, что греха таить, да не богомолен»). При этих словах дьячок, влюбленный в девушку, засмущался и принялся тереть пальцем возле ресниц, а Анна Степановна, смеясь, спросила у священника, о каком женихе идет речь. Выяснилось, что отец Елисей имел в виду Кирилла Раменского – молоденького военного, приехавшего к родителям на два дня в гости перед поездкой в Крым.

Анна Степановна заметила, что молодой Раменской, видимо, такой же «прожженный нахал», как и его отец. Между прочим, Фурсовы и Раменские были в давней ссоре из-за сенокосного клочка земли. Особенно воинственно по отношению к противной стороне относился дедушка Алексей Порфирьевич, который грозил всеми карами соседям и бодрился несмотря на свою подагру.

Брат Лизаньки, Олег, услыхав, о ком идет речь, заявил, что знает, как юноша умеет изображать кукушку. Оказалось, мальчик встретил Кирилла возле пасеки, когда тот выходил с ружьем из лесу. Алексей Порфирьевич выразил недовольство тем, что его внук вступал в разговоры с недругом их семейства.

Тогда Олег принялся рассказывать отцу о диалоге с Раменским, как тот спросил, умеет ли мальчик стрелять и не боится ли страшного кукования кукушки, ведь накануне удалось этим испугать его сестру. Дед назвал молодого соседа дураком и посетовал на то, что и внук не умнее. Всем стало весело от того, что Лизанька испугалась кукушки… Девушке же померещилось, что вместо «ку-ку» она тогда услышала «люблю».

Лизанька обожала традиции на Троицу с плетением венков и гаданиями на реке, но в этот раз ее охватила какая-то непонятная грусть. Она отправилась к старинному пруду в глубине сада и присела на один из пней у самой воды. Ее поневоле занимали мысли о молодом Раменском, ей думалось, что это веселый человек и у него глаза цветущей вишни. Почему? Просто ей с детства очень нравилась именно цветущая вишня.

В этом году эти садовые деревца цвели обильно, и их через несколько дней должны были прийти обрывать деревенские девочки, чтобы дать растениям год отдохнуть. Лизаньке стало жаль цветов, но что поделаешь! Она сама оборвала несколько соцветий и поднесла их к губам. Прикосновение лепестков походило на нежные поцелуи. Лизанька набрала себе в подол платья цветков вишни, и жалость потихоньку растворилась, ведь и так им осталось жить недолго.

Девушка вышла поближе к дороге, и внезапно услышала, как какой-то тарантас остановился недалеко от нее. Из повозки вылез молодой Раменской. Лизанька стояла словно вкопанная. Кирилл заметил ее и подошел к ней. Он извинился за недавнюю шутку с кукушкой и попросил на память цветов. Лиза передала офицеру целую горсть. Уходя, он оглянулся, и увидел девушку в облаке белых лепестков, взвившихся от порыва ветра.

Ночью Раменской ехал в экспрессе и с улыбкой вспоминал недавнюю сцену у сада. А Лизанька, напротив, была серьезна в своей постели, она подумала, что «Троицын день отошел, а цветы надо срывать, чтобы деревцу можно было окрепнуть».

Художественные особенности

По большей части рассказ состоит из речи: мысленных монологов наблюдателя и диалогов обитателей больницы. Через них и происходит знакомство с героями, их внутренним миром. Стараясь передать стиль общения, автор употребляет специфические слова («пидет» – придет, пивет – привет, «атобус – автобус, «што» — что). Преимущественно они встречаются в речи самого Бори.

Присутствуют эпитеты, позволяющие воссоздать портреты героев: «здоровенный», «полный», «крупный» и др. Можно отыскать риторические вопросы, невольно заставляющие поразмышлять вместе с повествователем («Что же жизнь – комедия или трагедия?», «… неужели он злиться умеет?», «Тогда почему же он – недоумок?» и пр.).

Все эти приемы позволяют глубже погрузиться в атмосферу рассказа.

Суть: о чем?

В произведении рассказывается о молодом человеке – Борисе – умственное развитие которого остановилось на уровне двухлетнего ребенка. Ему 27, он достаточно красив, добр и в целом безобиден для окружающих. В палату заведения для душевнобольных он попадает из-за драки с родителями: обидевшись на отказ купить цветы, он таким способом выплескивает на них свою злость.

Несмотря на этот инцидент, он до самого конца ожидает появления матери, которая сможет забрать его домой. Каждый день он зовет ее, желая увидеть снова.

Вскоре в больнице оказывается другой пациент, которого рассказчик довольно грубо называет «гориллой» за схожий с животным внешний вид и интеллект. Этот человек находит особое удовольствие в унижении окружающих. Так, однажды он обманом заставляет Борю съесть сигарету. Об этом узнают остальные обитатели лечебницы. «Пацана» выписывают за нарушение режима. От наказания он не уходит – наиболее смелые и крепкие ребята решают преподать ему урок.

После этого в заведении вновь воцаряется покой.

Чему учит?

Итак, поразмышляем, над чем заставляет задуматься рассказ «Боря»? Описывая историю Бориса, автор будто говорит своим читателям: неважно, насколько кто-то отличается от окружающих, внутри него все равно может скрываться глубоко чувствующая личность. Он утверждает, что нужно быть более терпеливыми и понимающими по отношению друг к другу

Что, несмотря на негативные ситуации, которые происходят вокруг, стоит быть доброжелательным к тем, кто находится рядом.

Вместе с тем, всегда следует думать о последствиях собственных поступков, чтобы не причинять боль другим. И, может быть, тогда мир станет немного лучше и комфортнее для всех.

Проблемы

Основная проблема в рассказе «Боря» — жестокость. Есть два примера человеческой агрессии: в лице самого Бори и «гориллы». Тем не менее, проявляют они ее совершенно по-разному, и ставить их действия на один уровень нельзя. Главный герой совершает дурные поступки неосознанно: он не способен понять, какие негативные последствия могут быть у его действий. Он раскаивается в содеянном и дает обещание не повторять своих ошибок.

«Пацан» же действует осмысленно. Он прекрасно понимает границы добра и зла, и совершает что-то плохое сугубо из личного удовольствия.

Помимо этого, Шукшин поднимает проблему трудностей в жизни «особенных» людей. Пусть большинство ведет себя доброжелательно и участливо, всегда найдется тот, для кого глумление и высмеивание не будет казаться чем-то аморальным и неправильным.

Жизнь и творчество И. А. Новикова

Иван Алексеевич Новиков, родившийся в Москве в 1941 году, был известным советским и российским писателем и публицистом. Его работы часто затрагивали социальные и политические проблемы, а также вопросы, связанные с духовностью и философией.

Одной из самых известных работ И. А. Новикова является его роман «Троицкая кукушка», который был опубликован в 1969 году. Книга рассказывает о жизни молодой женщины по имени Эльза в советском обществе. Эльза, переживая события Сталинской эпохи, постепенно осознает несовместимость своих идеалов с реальностью.

Краткое содержание «Троицкой кукушки» начинается с изображения детства и юности Эльзы в Москве. Она воспитывалась в двусмысленной семье, где прослеживались конфликты между родителями. Со временем Эльза влюбляется в студента Витю, который активно участвует в политической жизни страны. Однако их отношения пресекаются, так как Витя арестован в связи с обвинением в контрреволюционной деятельности.

Проходя через собственные испытания и потери, Эльза начинает подниматься на служебной лестнице и встречает другого мужчину, который становится ее мужем и отцом ее ребенка. Однако даже после свадьбы она испытывает внутреннюю пустоту и недовольство, терзаемая внутренними конфликтами и противоречиями.

Роман И. А. Новикова «Троицкая кукушка» предлагает читателю глубокий анализ моральных проблем и этических вопросов, с которыми сталкивались советские люди в то время. Книга предлагает психологическое и духовное путешествие внутреннего мира героини и является рефлексией над жизнью и обществом.

Биография писателя

И. А. Новикова-Троицкая — современная российская писательница, автор романов, повестей, сборников рассказов и стихотворений.

Родилась и выросла в семье писателей. Отец, Игорь Александрович Новиков, был известным писателем и поэтом, мать, Тамара Троицкая, также занималась литературой.

Содержание произведений И. А. Новиковой-Троицкой богато разнообразно. В ее книгах часто рассказывается о жизни и быте обычных людей, их радостях и трудностях. Важным элементом ее произведений является изображение не только внешних событий, но и внутренней жизни и эмоций героев.

Имя И. А. Новиковой-Троицкой широко известно не только в России, но и за ее пределами. Ее книги переведены на многие языки и изданы в различных странах.

Значение И. А. Новикова для русской литературы

И. А. Новиков — выдающийся представитель русской литературы XVIII века и один из основателей журналистики в России. Его вклад в развитие литературы и культуры России трудно переоценить. Он основал и издавал такие известные литературно-публицистические издания, как «Троицкая кукушка».

Журнал «Троицкая кукушка», издаваемый И. А. Новиковым, имел огромное значение для русской литературы. Он стал площадкой для публикации многих известных писателей и поэтов своего времени, включая Михаила Ломоносова, Андрея Разумовского, Владимира Княжнина и других. Все они делили общие идеи и ценности, которые выражались в журнале.

В «Троицкой кукушке» И. А. Новиков активно поддерживал и распространял просветительские и энциклопедические идеи. Он придавал особое значение правдивости, точности и объективности в публикациях, что было новаторским и оказало значительное влияние на развитие русской журналистики и литературы в целом.

И. А. Новиков и его журнал «Троицкая кукушка» имели большое значение для русской литературы, внося значительный вклад в формирование и развитие литературных традиций. Их идеи, принципы и подходы оказали сильное влияние на поколения писателей и поэтов, следующих за ними, и оставили яркий след в истории русской культуры.

Второстепенные герои и их характеристика

  • Кирилл Раменской – юноша, умеющий правдоподобно изображать голосом кукушку. Молодой офицер понравился впечатлительной Лизаньке Фурсовой.
  • Отец Елисей – местный батюшка, вегетарианец, отчего окружающие считают его за вольнодумца. Назвал Кирилла Раменского «женишком» Лизы Фурсовой.
  • Илья Алексеевич – отец Лизаньки, моложавый, длинноволосый, молчаливый господин лет сорока.
  • Алексей Порфирьевич – дедушка Лизы и Олега, пожилой мужчина в длиннополом праздничном сюртуке, ярый противник соседей Раменских.
  • Анна Степановна – матушка Лизаньки, смешливая дама в синем шелковом платье.
  • Олег – 7-летний братик Лизы, с которым однажды разговорился Кирилл Раменской.
  • Никанор Данилыч – молодой дьячок в пальто, тайно влюбленный в Лизу.

Роль «Троицкой кукушки» в произведении

Краткое содержание произведения «Троицкая кукушка» можно описать следующим образом: главной героине удалось сбежать из птичьего гнезда и познакомиться с разными представителями живой природы. В процессе своего путешествия она встречает разных персонажей, каждый из которых имеет свою уникальную историю.

Роль «Троицкой кукушки» в произведении играет важную символическую функцию. Она является кукушкой, которая несет в себе мудрость и знания. Героиня обладает особым даром — умением слышать и понимать язык природы, который остается непонятным для других героев.

Троицкая кукушка выступает в роли наблюдателя и свидетеля событий, которые происходят в природе и среди животных. Она помогает другим персонажам осознать свои проблемы и найти пути их решения. Она является своего рода посредником между разными мирами и символическим путеводителем в этой истории.

В произведении «Троицкая кукушка» роль главной героини подчеркивает важность и взаимосвязь человека с природой. Она служит напоминанием о том, что все существа на земле являются частью единого целого и что каждый из нас может найти ответы на свои вопросы, обратившись к природе и ее мудрости

Архетипический смысл образа «Троицкой кукушки»

В произведении И. А. Новикова «Троицкая кукушка» образ кукушки играет значительную роль, имея глубокий архетипический смысл.

Кукушка символизирует не только птицу, обладающую определенной внешностью и поведением, но и олицетворяет множество других значений и символических аспектов.

Кукушка в данном произведении принимает на себя роль Птицы Гонителя, она способна предсказывать и привлекать изменения в жизни главной героини и окружающих персонажей. А также минувшего и настоящего.

Таким образом, образ «Троицкой кукушки» в произведении Новиковой с течением времени становится архетипом-символом надежды на перемену, предупреждения о возможных опасностях и важных событиях в жизни.

Метафорическое значение «Троицкой кукушки» для И. А. Новиковой

В романе «Троицкая кукушка» И. А. Новикова использует фигуру троицкой кукушки как метафору, символизирующую раздвоение личности и психологическую нестабильность главной героини.

Троицкая кукушка, являясь основным символом произведения, воплощает в себе две разные личности И. А. Новиковой: Машеньку и Людмилу. Машенька — это нежная, мечтательная девочка, полная надежд на будущее и любви. Однако Людмила — это жесткая, уверенная в себе и жизни женщина, борющаяся за свои идеалы и права.

Как троицкая кукушка, И. А. Новикова постоянно меняет свою внешность и характер, перевоплощаясь из одной личности в другую. Это символизирует изменившуюся жизнь И. А. Новиковой и ее постоянную борьбу с самой собой. И. А. Новикова пытается найди свое место в обществе и выяснить, кто она на самом деле.

Троицкая кукушка также является символом единства и разделения. Зачастую Машенька и Людмила борются между собой, противоречат друг другу и создают конфликты. Это отражает внутренний конфликт И. А. Новиковой и ее постоянную борьбу с самой собой, когда она не знает, кто она на самом деле и кем хочет быть.

Таким образом, троицкая кукушка в романе «Троицкая кукушка» представляет собой многогранный символ, отражающий сложность и психологическую нестабильность главной героини И. А. Новиковой. Она не только символизирует раздвоение личности, но и представляет собой символ борьбы И. А. Новиковой с самой собой и с обществом.

Темы

Автор рассматривает в тексте сразу несколько важных тем: это и соответствие внешнего облика и внутренних качеств личности (образ «пацана»), и взаимоотношения с близкими, и восприятие обществом людей с особенностями ментального развития. Все эти темы раскрываются через персонажей и ситуации, в которых они оказываются.

  1. Основная тема рассказа — жизнь людей с особенностями развития. Они несчастны из-за своего искалеченного внутреннего мира, который совсем не понятен окружающим. Они не могут думать и анализировать свои поступки, но они чувствуют то же самое, что и мы все. Поэтому людям,которые гордятся своей «полноценностью», нужно стремиться к тому, чтобы установить контакт с теми, кто огорожен от мира своими недугами.
  2. Отношения в семье тоже играют важную роль в повествовании. Родителям сложно принять «неполноценность» своего ребенка, и они не могут научиться выстаивать с ним коммуникацию. Их терпению приходит конец, и они изолируют Борю. Давать моральную оценку этому поступку сложно, ведь родители Бориса столкнулись с такими проблемами, которых мы не можем понять в полной мере.
  3. Место умственно отсталых людей в обществе — это тоже важная тема для размышления. Для создания специальной среды для их обитания нужна очень сильная экономика, а если в стране и так неблагополучно, то эти люди страдают прежде всего: их просто некуда деть. А там, где они оказываются, никому нет дела до их состояния.

История создания названия «Троицкая кукушка»

Название рассказа «Троицкая кукушка» было выбрано автором Марией Семеновой (под псевдонимом Коровинская) весьма осознанно и с большим значением. Оно имеет свою историю и тесную связь с изображенным в произведении символом.

Само название «Троицкая кукушка» состоит из двух частей – «Троицкая» и «кукушка». «Троицкая» в данном контексте отсылает к религиозному празднику – Троице, или Пятидесятнице. Это один из главных и самых торжественных христианских праздников, отмечаемых на пятидесятый день после Пасхи. Такое название несет в себе духовную и символическую глубину, олицетворяя святость и возвышенность.

Кукшка же является ключевым образом в произведении. Кукшка – птица из семейства кукушек, которая славится своим особенным поведением. Она, со своей стороны, символизирует страсть, желания и мести, а также способность подражать и принимать обличье других птиц, в данном случае – троицкого журавля.

Выбрав такое название, автор хотел подчеркнуть глубину и сложность противостояния главной героини, которая пытается реализовать свои желания и мести. Название «Троицкая кукушка» стало своего рода символом этой борьбы и само по себе воплощает сложность ситуации внутри рассказа.

Таким образом, название «Троицкая кукушка» не просто описывает основные события и персонажей произведения, но и является ключом к пониманию смысла и содержания рассказа.

Влияние литературного наследия

Иван Бунин был членом литературного течения русский символизм. Символисты считали, что искусство должно выражать душу человека, его внутренний мир и его духовные переживания. В рассказе «Троицкая кукушка» можно найти элементы символизма, такие как использование сюжетных символов и метафор, которые помогают передать глубинное содержание произведения.

Также влияние литературного наследия можно увидеть и в использовании традиций русской литературы. Иван Бунин являлся представителем классической литературной традиции, что видно и в его произведениях. Рассказ «Троицкая кукушка» написан в классической прозе, с использованием описательного стиля и внимания к деталям. Бунин использовал богатый и точный язык, который отражает его мастерство и глубину мысли.

Таким образом, влияние литературного наследия на рассказ «Троицкая кукушка» оказало существенное воздействие на его создание. Оно помогло писателю выразить его идеи и мысли, а также создать произведение, которое до сих пор остается актуальным и интересным для читателей.

Особенности сюжета и персонажей в рассказе «Троицкая кукушка»

Санька-Сиротка — это мальчик, который оказывается совершенно один на свете после того, как родители погибают. Он ходит по свету и ищет свое место, свою семью. Мальчик особенный, у него есть дар впитывать в себя все, что видит и слышит, а затем передавать это дальше. Он становится частью разных семей, но каждый раз оказывается не на своем месте.

Машка-ишкурка — подруга Саньки, девочка с яркой фантазией и воображением. Она помогает Саньке распознать и понять свое место в жизни. Она также передает ему ценные уроки и наставления.

Троицкая кукушка — загадочная и символичная фигура в рассказе. Она представляет собой трехглавую кукушку, каждая голова которой символизирует разные аспекты жизни. Она появляется перед Санькой и Машкой в разных роликах историй и помогает им понять их собственное место в мире.

Сюжет рассказа развивается через серию эпизодов, где каждый новый персонаж и ситуация являются частью большого пазла. Читатель вместе с героями ищет ответы на вопросы о своем смысле и месте в мире. Однако не все получается прямолинейно и понятно, история остается загадкой и предлагает разные толкования.

Главная тема рассказа — это поиск своего места в жизни и понимание своей собственной роли в этом мире. Основные герои сталкиваются с различными обстоятельствами, испытывают разочарования и страдания, но все это помогает им лучше понять себя и пересмотреть свое мировоззрение.

Рассказ «Троицкая кукушка» является глубоким и символичным произведением, которое приглашает читателя задуматься о своей жизни и поиске своего места в этом мире. Сложный сюжет и необычные персонажи создают особую атмосферу загадки и таинственности.

Видео:Кукушка. Иван БунинСкачать

Жанр, направление

Произведение «Боря» с уверенностью можно отнести к жанру рассказа. Об этом говорят малая форма, ограниченное количество персонажей и сюжет, выстроенный, главным образом, вокруг двух эпизодов (Боря попадает в больницу; следом за ним появляется «Пацан»), которые получают свое развитие. Также в центре внимания находится один герой, вокруг которого и разворачиваются различные ситуации.

Шукшин является ярким представителем «деревенской прозы», активно формировавшейся в 1960-80-е годы. Его герои – простые люди в типичных ситуациях, простодушные и зачастую непонятые толпой. В изображении писатель придерживается реалистических приемов. Об этом можно судить благодаря наличию достаточно жизненных характеров, психологизма, детального описания повседневности и сведения художественного языка до состояния живой речи (весь текст построен на диалогах и внутреннем монологе повествователя).

История создания

Особо подробных сведений относительно истории создания рассказа «Боря» не сохранилось, так как исследованием рабочих записей Шукшина ученые и литераторы занимаются до сих пор. Впрочем, существует мнение, что в работе много автобиографического. Василий Макарович часто находил вдохновение в реальной жизни, и вполне мог написать о том, что видел собственными глазами.

Достоверно известно лишь то, что впервые рассказ был опубликован в 1973 году в 11 выпуске литературного журнала «Сибирские огни». История написания рассказа «Боря» связана биографией писателя. 1973 год стал для него очень плодотворным и успешным. Шукшин к тому моменту стал признанным режиссером, провал себя в актёрской деятельности. Его деревенские рассказы, такие искренние и понятные людям, уже заслужили одобрение публики. Несмотря на большую занятость, Шукшин успевал работать по ночам. Сохранились воспоминания друзей, из которых следует, что автор писал свои рассказы от руки в обычной школьной тетради.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Боря», которую хотел донести до аудитории Василий Макарович, тесно связана с поднимаемыми в тексте проблемами. Показывая две противоположности, он намеренно сравнивает их друг с другом. «Горилла» не понимает ценность личности, причиняя вред другим. Боря же остается гуманным, несмотря на свою «неполноценность». Таким и должен быть человек. Значит, людей нужно оценивать в первую очередь не по уровню интеллекта и развития, а по наличию или отсутствию моральных устоев. Настоящим человеком можно назвать только того, кто добр по отношению к окружающим. И Боря именно таков, а значит, заслуживает уважения, как и все остальные.

Смысл рассказа «Боря» состоит в том, что люди должны бояться и изолировать не безобидного и обиженного судьбой Борю, а таких людей, как «горилла», которые сознательно совершают злые поступки и даже гордятся этим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: