Темы
- Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
- Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
- Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
- Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.
Темы
- Политическая тематика: самоуправство, кумовство и казнокрадство во властных структурах. В поле зрения автора попадает провинциальный город N. Отсутствие названия и каких-либо территориальных указаний сразу наводит на мысль, что это собирательный образ. Читатель сразу знакомится с рядом проживающих там чиновников, так как именно они составляют интерес в данном произведении. Это все люди, сплошь злоупотребляющие властью и пользующиеся служебными обязанностями лишь в собственных интересах. Быт чиновников города N сложился уже давно, все идет своим чередом, ничто не нарушает ими созданный порядок, основу которому заложил сам городничий, до тех пор, пока не появляется реальная угроза суда и расправы за их самоуправство, которая должна вот-вот обрушиться на них в лице ревизора. В этом сочинении мы рассказали об этой теме более подробно.
- Социальная тематика. Попутно в комедии затронута тема общечеловеческой глупости, по-разному проявляющей себя в разных представителях рода людского. Так, читатель видит, как данный порок заводит некоторых героев пьесы в разные курьезные ситуации: Хлестаков, окрыленный возможностью раз в жизни стать тем, кем он хотел бы быть, не замечает, что его легенда вилами на воде писана и он вот-вот будет разоблачен; городничий, сперва напуганный до глубины души, а затем поставленный перед соблазном выйти в люди в самом Петербурге, теряется в мире фантазий о новой жизни и оказывается неготовым к развязке этой необыкновенной истории.
Основная идея
Мне нравитсяНе нравится
Гоголь в своей комедии “Ревизор” стремился выявить и высмеять человеческие пороки, которые тормозят развитие Российской империи. Он подчеркивал, что именно эти пороки делают жизнь людей угнетенной и лишенной смысла. Центральная идея этой пьесы заключается в том, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки и никогда не соглашаться на компромисс с собой и своей совестью.
Финальная немая сцена “Ревизора” становится полным раскрытием идеи автора. Гоголь пытается показать, что даже если чиновники временно избегают наказания за свои преступления, рано или поздно справедливость все равно настигнет их. Настоящий ревизор в данном контексте становится символом высшего небесного суда, который не оставит безнаказанными тех, кто злоупотребляет своей властью и совершает неправедные поступки.
Гоголь, Анализ произведения Ревизор, План
Пьеса Ревизор Гоголя, анализ которой мы сегодня представим в нашем сочинении, одно из бессмертных произведений русской литературы. Будучи однажды сыгранной в Александринском театре, она стала популярной и по настоящее время персонажи живут на сценах как отечественного, так и зарубежного театров.
Ревизор: анализ
Написал Гоголь свою комедию Ревизор в 1835 году. Однако еще много раз в нее вносил поправки. В уже готовом виде, в котором она известна и нам, появилась пьеса в 1842 году. С того времени Ревизор собирает полные залы, а зритель с удовольствием приходит посмотреть на жизнь русского чиновничества, их порядки и нравы, которые установились в чиновничьих кругах. Что самое главное, поднятые в пьесе вопросы актуальны и сегодня. О чем же будет анализ произведения Гоголя Ревизор кратко?
В самом начале мы узнаем, что в некий город едет ревизор. Автор не дает название городу, а все потому, что в каждом городке по всей стране, ситуация одинакова. Эта новость всех ошеломила, ведь местные начальники давно потеряли страх и позабыли о своем долге и обязанностях. Они давно уже не занимаются облагораживанием города, не улучшают жизнь горожан, забирая все выделенные деньги в свой карман. А тут предстоит полная, да еще и тайная проверка. Городничий собирает чиновников и приказывает им всем создавать видимость благоустроенного города. И тут все начинается.
В город прибывает Хлестаков, которого все принимают за ревизора. Каждый чиновник хочет его подкупить и предлагает деньги. Сам персонаж комедии не понимает, почему к нему так снисходительны и попросту пользуется этим хорошим отношением. Хлестаков начинает подыгрывать чиновникам, войдя в роль и рассказывая небылицы. В конце комедии, по совету слуги Остапа, Хлестаков покидает город. Почтмейстер вскрывает письмо от Хлестакова, которое стало настоящим ударом для городничего. Ведь, как оказалось, приезд ревизора еще впереди.
Эта комедия и смешная, и одновременно грустная. О Ревизоре Гоголя можно точно сказать, смех сквозь слезы. В ней мы увидели истинное лицо чиновников, где преступления должностных лиц в порядке вещей, а система провинциальной власти прогнила и требует изменений. Ситуация дошла до того, что стало невозможно закрывать глаза на взяточничество, воровство и подлость. И Гоголь не закрывает глаза, а говорит об этом всему миру, тем самым нанося жесткий удар по больному месту общественного устройства в России. Все это лишь вызывает лишь брань и ярость у купцов и чиновников, что стали обвинять писателя в клевете. Несмотря ни на что, Гоголь своей цели достиг, создав свой бессмертный литературный шедевр.
План
1. Едет ревизор.
2. Городничий и его распоряжения по благоустройству города.
3. Хлестаков в городе, визит городничего.
4. Городничий предлагает деньги.
5. Хлестаков в гостях у городничего, где тот общается с женой и дочкой городничего, рассказывая истории.
6. Встречи Хлестакова с другими чиновниками, прием купцов. Хлестаков берет деньги со всех.
7. Главный герой делает предложение дочери городничего, сам же уезжает из города.
8. Мечты городничего об удачном браке дочери.
9. Письмо от Хлестакова.
10. Настоящий ревизор в городе.
Вариант 8
«Ревизор» — это комедия-сатира Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1836 году. Она рассказывает о том, как местные чиновники пытаются обмануть инкогнито приехавшего молодого человека, думая, что он — настоящий ревизор. Основная проблематика произведения заключается в критике российской бюрократии и коррупции, а также в показе нравственного и этического разложения общества.
Я лично неоднократно перечитывал «Ревизора» и каждый раз открываю для себя что-то новое. Я считаю, что Гоголь мастерски передал характеры героев и проникновенно описал их действия. На мой взгляд, Хлестаков — это воплощение лживости и жадности. Он ведет себя как подлец, не имея ни капли совести и морали. Однако, я не могу не уважать его умение выжать из ситуации максимум выгоды, что также является важным навыком в жизни.
К примеру, Гоголь в романе «Мертвые души» описал героя Афанасия Ивановича в качестве лжеца, обманщика и общественного паразита. Как и Хлестаков, он не был лучшим образцом этических качеств, однако, он был необычайно убедителен и обладал талантом уговаривать людей на свою сторону.
В жизни мы также можем встретить людей, которые подобны Хлестакову — лживы, жадны и безморальны. Они могут занимать высокие посты и управлять крупными компаниями, используя свою власть и авторитет в своих интересах. Вместе с тем, мы можем изучать их методы и стратегии, чтобы лучше понимать их мотивы и поведение.
Мне нравится624Не нравится284
Рейтинг сочинений
2309
860
563
451
340
296
282
273
Композиция, жанр и направление
Композиция обладает классической структурой для пьесы.
Она делится на три смысловые части, каждая из которых связана друг с другом:
- Сюжет пьесы сразу начинается с завязки — градоначальник сообщает местным чиновникам о возможном приезде ревизора, известие о лжеревизоре и всеобщая паника.
- Экспозиция следует сразу после завязки, когда градоначальство решает обсудить обстановку в городе.
- Далее следует кульминация — хвастовство Хлестакова, развязка — прочтение письма и раскрытие самообмана градоначальства — и финал, в котором автор сделал вывод по всему обману и взяточничеству местной власти.
Краткий анализ произведения «Ревизор» показывает читателям ту идею, которую хотел донести до них автор. Хоть комедия была неоднозначно воспринята критиками в своё время, но именно она совершила литературный прорыв в русской драматургии. Гоголь смог показать, что любой обман и лицемерие в итоге вскроется.
Темы
- Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
- Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
- Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
- Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.
Вариант 3
«Ревизор» — это знаменитое произведение Николая Гоголя, которое является ярким примером социально-критической литературы. В нём раскрывается тема коррупции и бюрократии в Российской империи, которая оставаласть одной из главных проблем общества в те времена.
Я считаю, что персонажи этого произведения представляют различные типы людей и их отношения к власти. Главный герой — Иван Александрович Хлестаков, является примером человека, который может легко обмануть и манипулировать другими людьми, используя их слабости и желание получить личную выгоду. Он становится искажённым зеркалом коррумпированных чиновников, которые заботятся только о своём благополучии, а не о благе города и народа.
Одним из примеров из литературного текста, является характеристика главного героя Хлестакова, который не имеет никаких достоинств, но при этом он легко обманывает и манипулирует другими людьми, используя их слабости и желание получить личную выгоду. Другой пример из жизни — это многие случаи коррупции, которые мы можем наблюдать в современном обществе, где люди используют свои должностные полномочия для получения личной выгоды, не заботясь о благе общества.
В итоге, я считаю, что «Ревизор» — это не только прекрасное произведение литературы, но и важный урок для каждого человека о том, как не стоит вести себя в обществе и как не нужно использовать власть для личной выгоды. Все персонажи этого произведения демонстрируют, что коррупция и бюрократия — это губительные явления для общества, которые необходимо бороться и пресекать в любых условиях.
Таким образом, «Ревизор» — это яркое произведение, в котором резко и сатирично высмеиваются пороки чиновничества и коррупции. Оно напоминает о том, что зло не только существует, но и может распространяться в самых неожиданных местах, в том числе и на маленькие уездные городки. Однако, несмотря на все его недостатки, это произведение пронизано юмором, и читатель не может не восхищаться талантом Гоголя.
Мне нравится1.1 k.Не нравится551
Проблемы
Комедия направлена на высмеивание конкретных пороков людей, имеющих высокое положение на службе. Жители города не гнушаются ни взяточничеством, ни казнокрадством, они обманывают простых обывателей, обирают их. Корыстолюбие и самоуправство – извечные проблемы чиновников, поэтому «Ревизор» во все времена остается актуальной и злободневной пьесой.
Гоголь затрагивает не только проблемы отдельного сословия. Он находит пороки в каждом жителе города. Например, в знатных женщинах мы явственно видим алчность, лицемерие, лживость, пошлость и склонность к предательству. В простых горожанах автор находит рабскую зависимость от господ, плебейскую ограниченность, готовность пресмыкаться и лебезить ради сиюминутной выгоды. Читатель может разглядеть все стороны медали: там, где царит тирания, есть и не менее стыдное рабство. Люди смиряются с таким отношением к себе, их устраивает такая жизнь. В этом несправедливая власть черпает силу.
Вариант 2
«Ревизор» — это знаменитое произведение Николая Гоголя, которое затрагивает проблематику коррупции и морали чиновников. Хотя произведение было написано в XIX веке, его тема актуальна и по сей день. Моё личное отношение к персонажам в «Ревизоре» разнообразно.
С одной стороны, я сожалею о том, что Хлестаков использует честолюбие чиновников в свою пользу. Он не проявляет никакой морали, и его поступки вызывают у меня разочарование. С другой стороны, я понимаю, что чиновники в этом произведении не заслуживают уважения. Их коррупция и нравственная непригодность порождают проблемы в городе, и это делает их ненавистными для людей.
Художественные образы в «Ревизоре» занимают важное место. Они помогают читателю ощутить атмосферу города и понять характеры персонажей
Например, описание гостиницы, где останавливается Хлестаков, создаёт картину убогой жизни провинциальных городов того времени. А поведение городничего и других чиновников явно выражает их мерзкость и корысть.
Примером из литературного текста русской литературы может служить образ городничего из «Ревизора». Он является наиболее ярким примером непригодности чиновника, который забывает о своих обязанностях и занимается только собственной выгодой. Примером из жизни может служить реальная история, которая произошла в нашей стране несколько лет назад. Несколько чиновников были задержаны за получение взятки. Эти люди, которые должны были заботиться о благополучии города и его жителей, занимались только собственной выгодой, игнорируя законы и моральные нормы.
«Ревизор» — это произведение, которое заставляет задуматься о том, насколько важны моральные принципы в работе чиновников и в жизни общества в целом.
Мне нравится1.7 k.Не нравится837
Чему учит?
«Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.
Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.
Чему учит?
«Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.
Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.
В чем смысл повести?
Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.
Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.
О чем?
Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.
Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.
Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.
Композиция и конфликт
Для своей пьесы Гоголь решил не применять стандартный вариант написания. Он сразу же не использовал экспозицию, которая служит для объяснения некоторых вещей, рассказа об основных действующих лицах и пояснения начала сложившегося конфликта. Вместо этого писатель приступил к созданию завязки, и только после нее читатель познакомился с экспозицией. В остальном автор сохранил классическую схему – вслед за кульминацией следует развязка, а далее идет немая сцена. Выбранная для комедии структура – кольцевая, основанная на том, что пьеса начинается с приезда ревизора, заканчиваясь таким же образом.
Конфликт комедии построен на деятельности чиновников и желаемых реалиях общественной жизни, где все делается по чести и совести. В городе господствует мошенничество, беззаконие, воровство и хаос, а высшие слои общества, завладевшие властью, незаконно помыкают обычными людьми. При этом они сами испытывают страх перед более влиятельными личностями, что Гоголь не стеснятся порицать и высмеивать.
Вариант 4
«Ревизор» — это произведение Николая Гоголя, которое открывает перед нами образ жизни местных чиновников, их амбиций и безнравственности. Одним из главных героев является Иван Александрович Хлестаков, который случайно оказывается в городе и становится центром внимания для всех чиновников.
Лично я отношусь к героям произведения с иронией и сочувствием. С одной стороны, они вызывают смех своей нелепостью и тщеславием, а с другой — жалость к людям, которые настолько увлеклись своими амбициями, что забыли о своих обязанностях.
Проблематика произведения заключается в том, что герои живут в мире, где правила и законы не работают. Они ожидают, что все проблемы можно решить за деньги и личные связи, игнорируя справедливость и законность. Это приводит к безнаказанности и коррупции, которые оказываются на порядок выше, чем можно было бы предположить.
Один из примеров, который является аллегорией на произведение — это «Мертвые души» Гоголя. Здесь также главный герой Чичиков обманывает местных чиновников и получает выгоду за счет их безнравственности. В обоих произведениях автор показывает, что коррупция и безнравственность могут разрушить общество.
Второй пример из жизни — это ситуация, когда люди нарушают законы и правила, чтобы получить личную выгоду. Например, когда водитель нарушает правила дорожного движения, чтобы побыстрее доехать до места назначения, он рискует не только своей жизнью, но и жизнями других людей.
«Ревизор» является важным произведением, которое показывает, что безнравственность и коррупция могут разрушить общество. Кроме того, автор демонстрирует, что правила и законы должны быть приоритетом, а не личные амбиции.
Мне нравится900Не нравится449
Главные герои и их характеристика
Пьеса без преувеличений может называться уникальной, ведь в ней главный герой является жалким, легкомысленным и трусливым человеком, что в принципе несвойственно протагонистам, которых обычно показывают с хорошей и положительной стороны. Иван Хлестаков ничего не представляет из себя как личность, ведь он очень глуп, посредственен и недалек, но именно из-за него и происходят все события, хотя сам герой даже не был в курсе происходящего долгое время.
Этот персонаж предпочитает не задумываться о своем будущем, из-за чего постоянно страдает из-за недостатка средств, будучи вынужденным проживать в самом дешевом номере гостиницы. В нем нет ни капли серьезности, о чем говорит любовь к флирту с прекрасным полом, пристрастие к азартным играм и тяга к различным развлечениям за родительский счет.
При анализе комедии Ревизор стоит выделить и городничего Антона Антоновича, который является чиновником, подчинившим себе всех людей в городе. Он постоянно пользуется своим положением, издеваясь над подчиненными, но перед начальством кардинально меняется в лице. Герой достаточно хитер и расчетлив, что и помогло ему занять такую должность.
Дочь и жена Антона Антоновича схожи во многом, не считая возраста. Обе очень посредственны, жадны и самолюбивы, а также имеют довольно ограниченные желания и жизненные цели. Дамы обожают сплетничать обо всем на свете, обладают низким уровнем интеллекта, а в итоге вместе влюбляются в Хлестакова.
Артемий Земляника представлен попечителем богоугодных заведений. Он обожает пускать сплетни и намеренно распространять их, как и произошло с Хлестаковым. Ради собственной выгоды персонаж готов предать коллег, только бы выйти сухим из воды.
Аммос Ляпкин-Тяпкин является городским судьей, которого природа наградила не большим умом, а любовью к взяткам. В пьесе фигурируют трусливый смотритель училищ Хлопов, любопытный и наглый почтмейстер Шпекин, помещики Добчинский и Бобчинский, из-за характера похожие на братьев-близнецов.
О чем?
Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.
Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.
Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.
Вариант 6
«Ревизор» — это классическое произведение русской литературы, написанное Гоголем в 1836 году. Оно показывает жизнь в небольшом городке, где чиновники боятся проверки и готовы сделать все, чтобы ее избежать. В центре сюжета находится Иван Александрович Хлестаков, который по ошибке принимают за ревизора и к которому приходят со своими проблемами чиновники города. Хлестаков использует ситуацию в своих интересах, получая от них деньги и обещая жениться на дочери городничего. Но все заканчивается тем, что приезжает настоящий ревизор, и правда о происходящем становится известна.
Я считаю, что Гоголь великолепно показал пороки российской действительности того времени, а также современности. В «Ревизоре» автор критикует чиновнический аппарат, его коррупцию и беспредел. Искусственное возведение власти над людьми, фальшь и лицемерие – это основная проблематика произведения, которую я увидела в нем.
В произведении есть два примера, которые показывают, как ложь и желание избежать ответственности могут привести к катастрофическим последствиям. Во-первых, это случай с Маниловым, который за свою жизнь не сделал ничего хорошего, но благодаря подкупам жил в роскоши и никогда не был наказан. Во-вторых, это история с Городничим, который боялся проверки и поэтому немедленно признал Хлестакова за ревизора, дав ему все, что он пожелал. Но в результате он потерял все, включая свое положение в обществе и даже свою дочь.
В целом, «Ревизор» – это замечательное произведение, которое показывает, как власть может испортить человека, и как желание избежать ответственности может привести к катастрофическим последствиям
Оно, безусловно, стоит прочитать, чтобы понимать важность честности и правды в нашей жизни
Мне нравится641Не нравится345
История создания
Работа над произведением началась в 1835 году. По легенде, желая написать комедию, но не находя достойную этого жанра историю, Гоголь обратился за помощью к Александру Сергеевичу Пушкину в надежде, что он подскажет подходящий сюжет. Так и случилось, Пушкин поделился «анекдотом», который произошел то ли с ним самим, то ли со знакомым чиновником: человека, приехавшего в некий город по своим делам, местные власти приняли за ревизора, прибывшего с тайным поручением проследить, выведать, доложить. Восхищавшийся талантом писателя Пушкин был уверен, что Гоголь справится с поставленной задачей даже лучше него, очень ждал выхода комедии и всячески поддерживал Николая Васильевича, особенно когда тот подумывал бросить начатое произведение.
Впервые комедия была прочитана самим автором на вечере у Василия Андреевича Жуковского в присутствии нескольких знакомых и друзей (в том числе и Пушкина). В том же году «Ревизора» поставили на сцене Александринского театра. Пьеса возмутила и насторожила своей «неблагонадежностью», ее могли запретить. Лишь благодаря ходатайству и протекции Жуковского было решено оставить произведение в покое.
В то же время первой постановкой оказался недоволен и сам Гоголь. Он решил, что ни актеры, ни публика не восприняли «Ревизора» верно. За этим последовало несколько разъяснительных статей писателя, дающих важные указания тем, кто действительно хочет вникнуть в суть комедии, правильно понять персонажей, сыграть их на сцене.
Работа над «Ревизором» продолжалась вплоть до 1842 года: после внесения многочисленных правок, он приобрел тот вид, в котором дошел до нас.
Критика
Написание «Ревизора» повлекло за собой широкий общественный резонанс. Публика восприняла комедию неоднозначно: отзывы последовали как восторженные, так и возмущенные. Критика заняла противоположные позиции в оценке произведения.
Многие современники Гоголя стремились проанализировать комедию и сделать какой-либо вывод относительно ее ценности для русской и мировой литературы. Некоторые сочли ее грубой и вредной для чтения. Так, Ф.В. Булгарин, представитель официозной прессы и личный враг Пушкина, писал, что «Ревизор» – это поклеп на российскую действительность, что если и существуют подобные нравы, то не в нашей стране, что Гоголь изобразил малороссийский или белорусский город да такой гадкий, что не ясно, как он может держаться на земном шаре.
О.И. Сенковский отметил талант писателя, считал, что Гоголь наконец-то нашел свой жанр и должен совершенствоваться именно в нем, но сама комедия была встречена критиком не так благодушно. Сенковский считал ошибкой автора смешать в своем произведении нечто хорошее, приятное с тем количеством грязи и низости, с которым читатель в итоге сталкивается. Также критик отметил, что завязка, на которой держится весь конфликт, неубедительна: не могли такие матерые прохвосты, как чиновники города N, быть столь легковерными и дать ввести себя в это судьбоносное заблуждение.
Существовало иное мнение относительно комедии Гоголя. К.С. Аксаков заявлял, что те, кто ругает «Ревизора», не поняли его поэтику и должны внимательнее вчитаться в текст. Как истинный художник, Гоголь скрыл свои настоящие чувства за насмешкой и сатирой, в действительности же его душа болела за Россию, в который на самом деле есть место всем персонажам комедии.
Интересно то, что в своей статье «Ревизор» комедия, соч. Н. Гоголя» П.А. Вяземский в свою очередь отмечал полный успех сценической постановки. Вспоминая обвинения в неправдоподобности в адрес комедии, он писал о психологических причинах явлений, описанных автором, как о более существенных, но также был готов признать произошедшее возможным и со всех остальных точек зрения. Важным замечанием в статье является эпизод о нападках в сторону персонажей: «Говорят, что в комедии Гоголя не видно ни одного умного человека; неправда: умен автор».
Сам В.Г. Белинский высоко оценил «Ревизора». Как ни странно, он много писал о комедии Гоголя в статье «Горе от ума». Критик внимательно рассмотрел как сюжет и некоторых персонажей комедии, так и ее суть. Говоря о гениальности автора и расхваливая его произведение, он признавал, что все в «Ревизоре» превосходно.
Нельзя не упомянуть критические статьи по поводу комедии самого автора. Гоголь написал пять пояснительных статей к своему произведению, так как счел, что оно было неверно понято актерами, зрителями, читателями. Он очень хотел, чтобы публика увидела в «Ревизоре» именно то, что он показал, чтобы восприняла его в определенном ключе. В своих статьях писатель давал наставления актерам о том, как нужно исполнять роли, раскрывал суть некоторых эпизодов и сцен, а также общую – всего произведения
Особое внимание он уделил немой сцене, ибо считал ее неимоверно важной, самой главной. Отдельно хочется упомянуть «Театральный разъезд после представления новой комедии». Эта статья необычна своей формой: она написана в виде пьесы
Между собой беседуют зрители, только что посмотревшие представление, а также автор комедии. Здесь содержатся некоторые уточнения относительно смысла произведения, но главное – ответы Гоголя на критику в адрес его произведения
Эта статья необычна своей формой: она написана в виде пьесы. Между собой беседуют зрители, только что посмотревшие представление, а также автор комедии. Здесь содержатся некоторые уточнения относительно смысла произведения, но главное – ответы Гоголя на критику в адрес его произведения.
В конечном итоге пьеса стала важной и неотъемлемой составляющей русской литературы и культуры