Очень краткое содержание для читательского дневника
Возвращаясь домой после охоты, рассказчик заблудился и подошёл вечером к двум кострам, у которых было пятеро мальчиков. Они стерегли пасущихся лошадей. Охотник сообщил им, откуда он, и подсел к костру, затем лёг и притворился спящим. Мальчики продолжили свой разговор. Они долго рассказывали друг другу про нечистую силу.
Ильюша рассказал, что он слышал, как домовой ходил ночью у мельничного колеса, а Костя — про то, как плотник заблудился и увидел на ветке лесного дерева русалку. Она манила его к себе, плотник перекрестился, и русалка сказала ему, что будет он горевать до конца дней. С той поры плотник Гаврила всегда грустный.
Когда ребята поели сварившуюся картошку, Ильюша снова стал рассказывать страшную быличку о том, как псарь Ермил ночью ехал из города, увидел на могиле барашка, взял его с собой и стал приговаривать: «Бяша, бяша», а барашек, глядя ему в глаза, тоже произнёс: «Бяша, бяша…»
Вдруг обе собаки мальчиков залаяли и бросились от костра. Павлуша ринулся за ними. Вскоре он вернулся на лошади, собаки тоже прибежали. Павлуша сказал, что собаки что-то учуяли, и он подумал, что там волк. Охотник удивился, что безоружный мальчик ночью поскакал на волка.
Ильюша снова стал рассказывать — на этот раз о покойном барине, который выходил из могилы, чтобы искать разрыв-траву.
Павлуша рассказал о том, как у них в селе все перепугались, когда было солнечное затмение, так как думали, что увидят Тришку. Один из мальчиков, Костя, спросил, кто это. Ильюша сказал, что это удивительный человек. Если он придёт — это знак, что настали последние времена.
Павел продолжил рассказывать, как все увидели идущего в село человека с удивительной головой и подумали, что это Тришка. А это оказался бочар, который надел на голову купленный жбан.
Затем Павел пошёл к речке за водой и, возвратившись, сказал, что слышал голос Васи — утонувшего в реке мальчика. Ребята подумали, что это плохой знак.
Потом мальчики уснули. Уснул и охотник. Ранним утром он ушёл от костра. В конце рассказа автор сообщил, что в том же году Павел упал с лошади и погиб.
Затишье Тургенев повесть краткое содержание
Повесть «Затишье», ставшая одним из ранних произведений известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, была создана автором в 1854 году. Именно в этой истории перед читателями впервые предстает образ так называемой «тургеневской девушки», терпеливо дожидающейся достойного возлюбленного и готовой подарить этому человеку по-настоящему глубокое и сильное чувство, таким персонажем в повести становится центральная героиня Марья Павловна.
Повесть Ивана Тургенева «Затишье»
Молодой помещик Владимир Сергеевич Астахов приезжает в свое имение Сасово, чтобы проверить его доходность. К нему сразу же заглядывает ближайший сосед Михаил Николаевич Ипатьев в компании приятеля, Ивана Ильича Бодрякова. Ипатьев горячо приглашает Астахова погостить в его поместье, и Владимир Сергеевич охотно соглашается.
Новый знакомый Астахова является вдовцом. Вместе с Михаилом Николаевичем в Ипатьевке проживают его дочки, Настя и Катя, а также свояченица, носящая имя Марья Павловна. Девушка усердно занимается работой в саду и иными хозяйственными делами, в общении с Владимиром Сергеевичем Маша первоначально демонстрирует сдержанность и явную холодность.
Вскоре Астахов знакомится с братом и сестрой Веретьевыми, Надежда Алексеевна отличается внешней привлекательностью и бойкими, уверенными манерами. Владимир Сергеевич встречает и пожилую родительницу Ипатьева, женщина уже не может передвигаться самостоятельно и сидит в специальной коляске. Астахову становится известно о том, что Марья Павловна не любит стихи, но произведение Пушкина «Анчар» в исполнении гостя ей искренне нравится.
Веретьев пытается оказывать знаки внимания Маше, девушка отчитывает его за легкомыслие и излишнее употребление алкоголя, однако свояченица Ипатьева все же окончательно не отталкивает от себя молодого мужчину. Астахов оказывается приглашенным на именины к одному из соседей, Гавриле Степановичу Акилину. Он заблаговременно договаривается с Надеждой Алексеевной о том, что на балу она станцует с ним мазурку.
Однако во время праздника Владимир Сергеевич выясняет, что Веретьева обещала соответствующий танец еще одному поклоннику, некоему Стельчинскому. Этот господин, беседуя с Астаховым наедине, настаивает на том, чтобы помещик отказался от мазурки с Надеждой Алексеевной, в противном случае Стельчинский готов вызвать его на дуэль. Владимир Сергеевич крайне удивлен поведением этого молодого человека, он понимает, что провинциальное затишье и спокойствие на самом деле являются обманчивыми. Тем не менее, Астахов намерен танцевать мазурку с Веретьевой, и Стельчинский сообщает, что утром направит к нему своего секунданта.
Брат Надежды Алексеевны настаивает на том, чтобы Стельчинский принес Владимиру Сергеевичу свои извинения, оберегая честь сестры. На следующее утро Астахов поспешно уезжает в Петербург. По прошествии нескольких месяцев помещику становится известно о заключении брака между Веретьевой и Стельчинским, по словам приятеля Астахова, пара также переехала в столицу. Друг рекомендует Владимиру Сергеевичу стать супругом Марьи Павловны. Вновь приехав в Сасово, Астахов замечает, что Маша несколько похудела и стала еще более печальной и мрачной, чем ранее.
На следующее утро Владимир Сергеевич узнает о том, что свояченица Ипатьева утопилась, при этом никто не понимает причин подобного поступка. Астахов прощается с ушедшей из жизни Машей и возвращается в столицу. Впоследствии он берет в жены барышню из обеспеченной семьи, однажды он случайно встречает на улице Веретьева, однако вовсе не стремится обсуждать с этим человеком прошлое. Позднее Владимир Сергеевич отправляется на прогулку по Невскому проспекту вместе с избранницей и ее матерью, стараясь не задумываться о том, обрел ли он счастье.
В повести показана трагедия работящей и умеющей глубоко чувствовать девушки, любовь которой остается незамеченной и неоцененной. Скромная Марья Павловна не вызывает особого интереса у Астахова, которому жизнь в провинции в целом кажется крайне скучной и однообразной, он стремится к роскошному и полному развлечений столичному существованию. В итоге Владимир Сергеевич достигает желаемого, однако все же не ощущает морального удовлетворения и радости.
Краткое содержание
Главы 1–5
На берегу Москвы-реки «в один из самых жарких летних дней 1853 года» отдыхали двое молодых людей. Один из них, Алексей Берсенев, закончил университет и обещал сделать блестящую карьеру ученого. Его приятель, Павел Шубин, был начинающим скульптором. Друзья спорили о любви, о природе, о том, какую роль играет в ней человек.
После смерти матери Павел Шубин жил в семье троюродной тетушки Анны Васильевны Стаховой. Женщина не была счастлива в браке. Ее супруг , Николай Артемьевич, женился на ней ради денег и вскоре сошелся с вдовой-немкой.
«Сердце у ней было очень любящее и мягкое», и однажды Анна Васильевна даже дала Павлу деньги на поездку в Италию, но он отправился в Малороссию. Павел был влюблен в дочку Анны Васильевны, Елену, но это не мешало ему иногда флиртовать с ее подругой Зоей. Елена не отвечала взаимностью Павлу, с которым у нее не было ничего общего. Умная и глубокая девушка по достоинству оценила Берсенева. Общаясь с ним, она чувствовала, что «что-то нежное, справедливое, хорошее не то вливалось в ее сердце, не то вырастало в нем».
«Щи»
Очень трогательный рассказ, который производит впечатление. Автор показывает чувства простой крестьянки – вдовы, у которой умер единственный сын. Пожилая женщина едва держится от горя, однако сталкивается с непониманием барыни: той кажется, что она недостаточно сильно переживает. «Грубые чувства» крестьянки на самом деле скрывают под собой необходимость ежедневно заботиться о хлебе насущном. В то время как барыне легко доставались любые блага. Оттого, она и могла себе позволить горевать долго, отказываясь не только от пищи, но и любых других удовольствий. «Щи» — это показательный рассказ о том, что ценности у всех разные, и то, что представляет трудность для одного, другому достается легко.
История создания
Повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им с 25 января по 23 июня 1854 года и впервые опубликованная в августе этого же года в девятом номере журнала «Современник». Тургенев на рукописи повести указал, что она была «начата в Петербурге, в понедельник, 25-го января 1854 г., кончена в Петергофской колонии в среду 23-го июня 1854 г.» и что она «писана с большими промежутками». После выхода повести последовала критика произведения в которой его упрекали в том, что персонажи не связаны общей идеей произведения. По этому поводу 1 ноября года Тургенев писал публицисту И. Ф. Миницкому: «Замечание Ваше насчет „Затишья“ совершенно справедливо — и совпадает с тем, что мне сказали Некрасов, Анненков и др. Но, к несчастью, я не умею переделывать. Я по крайней мере рад, что джентльмен мой (Астахов) хотя несколько удался». Тургенев под влиянием критических замечаний, высказанных по поводу «Затишья», решил внести в повесть, некоторые изменения и дополнить её. 9 августа года Тургенев писал Елисею Колбасину: «Пришлите мне, пожалуйста, тот том „Современника“, где „Затишье“. Мне хочется на Досуге приделать сцену между Веретьевым и Машей». В 1856 году повесть вышла с изменениями в сборнике «Повести и рассказы И. С. Тургенева с 1844 по 1856 гг.» напечатанной в «типографии Эдуарда Праца», там же Тургеневым была добавлена четвёртая глава (сцена утреннего свидания Маши с Веретьевым). В 1858 году повесть была переведена на французский язык с названием «L’Antchar» и вошла в сборник «Scènes de la vie Russe»
Мотивы тургеневского сюжета
Все мотивы, а также тургеневские идеи в романе были проанализированы критиком Николаем Добролюбовым, который подошел к сюжету с прогрессивных позиций. Критик отмечает в авторе особую писательскую чуткость. Это прекрасно проявляется в том, как изображает Иван Сергеевич главную героиню. Критик увидел в Елене Стаховой образ России, которая пока еще молода и прекрасна.
Елена в тургеневском представлении обращена к народу, от него она берет мечту, ищет правду. Она также готова пожертвовать собой ради кого-то. Елена – прекрасная героиня, она нравится мужчинам. Армия ее поклонников велика: это и художник, и чиновник, ученый и даже революционер. Девушка выбирает революционера Инсарова, пытаясь тоже совершить гражданский подвиг. У ее избранника есть высокая цель, которой он и подчиняет всю свою жизнь. Он мечтает о счастье для своей родины.
Есть в тургеневском произведении и другая тема – это конфликт личных интересов и душевности. Например, Барсенев и Шубин спорят о том, что такое счастье, какая бывает любовь, и что может стоять выше. Чем больше читатель наблюдает за главными героями, тем становится очевиднее, что они должны принести жертву своей любви. Автор будто старается подчеркнуть, что любая жизнь на Земле заканчивается трагично. И по сюжету романа известно, что Инсаров неожиданно от болезни умирает. А Елена растворяется в толпе людей и никто больше о ней ничего не знает.
Образ Елены Николаевны
Обзор романа «Накануне» Тургенева говорит об этой девушке как о незаурядной натуре. Ей всего двадцать лет. Она статная и привлекательная. У девушки серые глаза и темно-русая коса. Однако в ее облике есть нечто порывистое и нервическое, что нравится далеко не каждому.
Душа Елены Николаевны стремится к добродетели, но при этом ничто не способно удовлетворить ее. С самого детства девушка интересовалась животными, а также больными, нищими и голодными людьми. Их положение тревожило ее душу. В 10-летнем возрасте Елена познакомилась с нищей девочкой по имени Катя и стала заботиться о ней, сделав своеобразным предметом своего поклонения. Подобного увлечения не одобряли родители. Но Катя умерла, оставив в душе Елены неизгладимый след.
Уже с 16 лет девушка считала себя одинокой. Она жила самостоятельной, не стесненной никем жизнью, считая при этом, что любить ей некого. В роли своего мужа она никак не представляла и Шубина. Ведь этот юноша отличался непостоянством.
Берсеньев же привлек Елену. Она увидела в нем умного, образованного и глубокого человека. Но Андрей постоянно и настойчиво рассказывал ей об Инсарове – молодом человеке, одержимом идеей освобождения родины. Это и пробудило интерес Елены к личности болгарина.
Другие персонажи
- Иван Петрович — отец Фёдора Ивановича, англоман.
- Маланья Сергеевна — мать Фёдора Ивановича, бывшая горничная.
- Глафира Петровна — тётка Фёдора, женщина с жестоким нравом.
- Марья Дмитриевна Калитина — сентиментальная женщина лет 50-ти, вдова губернского прокурора, живёт с двумя дочерьми, Лизой и Леночкой.
- Марфа Тимофеевна Пестова — 70-летняя тётка Марьи Дмитриевны с независимым и гордым характером.
- Леночка Калитина — 11-летняя сестра Лизы.
- Гедеоновский Сергей Петрович — статский советник, важный господин, любит посплетничать.
- Владимир Николаич Паншин — молодой петербургский чиновник. Ему шёл 28-ой год, а он уже был камер-юнкером, так как сумел познакомиться с нужными людьми, да и отец помог наладить связи с такими людьми. Он любезный и ловкий светский человек, в душе холодный и хитрый.
- Христофор Теодор Готлиб Лемм (Христофор Фёдорович Лемм) — 50-летний учитель музыки.
- Варвара Павловна (Варенька) — жена Лаврецкого, двуличная женщина, изменившая ему с французом.
- Ада — дочь Варвары Павловны и Лаврецкого.
- Михалевич — друг Фёдора Иваныча, студент, стихотворец.
- Шурочка — воспитанница Марфы Тимофеевны.
Детство Тургенева интересные факты. Интересные факты из жизни Тургенева Ивана Сергеевича
Великий классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев вошел в историю как интересная и неординарная личность. Некоторые факты его биографии известны всем: тяжелое детство, сложный характер матери, которая была сурова как с крепостными, так и с собственными детьми, юношеская любовь к княгине Шаховской. Поэтому сегодня мы рассмотрим самые интересные факты о Тургеневе Иване Сергеевиче. Быть может они помогут вам при написании доклада или реферата.
Ну что же, давайте пройдемся кратко по пунктам:
1. Писатель всегда отличался рассеянностью. Часто бывало, что он приглашал друзей в гости и забывал об этом. Приехавшие не находили дома ни слуг, ни хозяина. Белинский называл такое поведение друга мальчишеством. Со временем об этом узнали все, поэтому с Тургеневым предпочитали не связываться.
2. Ученых всегда интересовал головной мозг писателя: он весил два килограмма, что гораздо больше, чем у других знаменитых людей. Однако кости его черепа был очень тонкими, Тургенев мог потерять сознание даже от слабого удара.
3. В молодости Тургенев был очень расточительным юношей. Когда он учился в Германии , все деньги, которые присылали родители, моментально спускались на девушек и азартные игры. Получив посылку в очередной раз, Тургенев удивился ее приличному весу. Однако вместо денег там оказались кирпичи: мать решила наказать нерадивого отпрыска.
4. Голоса у Ивана Сергеевича не было, зато, как и бывает в таких случаях, он обожал петь. Окружающих это очень забавляло, да и сам писатель иногда сравнивал свой голос со свиным визгом.
5. Тургенев был большим любителем женского пола. Его любвеобильность распространялась не только на знатных девушек, но и на крестьянок. Одна из них родила ему дочь Пелагею, которую потом назвали Полиной. Писатель ее не признал, но заботился и брал с собой за границу. Позднее девочку воспитала певица Полина Виардо, которую он боготворил.
6. Иван Сергеевич очень заботился о своей внешности и считался настоящим франтом. За некоторую вычурность и эксцентричность в одежде Герцен даже дал ему прозвище «Хлестаков».
7. Однажды у Тургенева и Льва Толстого чуть не состоялась дуэль. Последнего возмутило, что Полина, внебрачная дочь Ивана Сергеевича, шьет одежду бедным, чтобы заработать на жизнь. Спор чуть не перерос в драку, в итоге Толстой вызвал приятеля на дуэль на пистолетах. Правда, потом они помирились.
8. Современники отмечали, что внешность писателя совсем не соответствует его внутреннему миру. Тургенев обладал атлетическим телосложением, при этом разговаривал тонким голосом и имел очень мягкий характер. Кроме того, он был очень эмоционален: часто смеялся без причины, а на смену веселью моментально приходила депрессия.
9. Однажды Иван Сергеевич серьезно впал в немилость у властей. Когда был опубликован его некролог на смерть Гоголя, писателя сослали в его имение и долгое время держали под надзором полиции. Опала закончилась только после вступления на престол Александра Второго.
10. Тургенев был патологически чистоплотным человеком. Белье он менял несколько раз в день, а чистоту в своем кабинете наводил самостоятельно.
11. У писателя был оригинальный способ избавления от тоски и хандры: он одевал комический колпак и становился в угол. В ожидании, когда грусть пройдет, он мог простоять час и больше.
12. За своей любовью Полиной Виардо Тургенев ездил по всему миру в течение 40 лет. То, что рядом с великой певицей был муж, его совершенно не смущало.
13. К крепостному праву Иван Сергеевич относился резко негативно. Об этом знало правительство, которое вообще не жаловало Тургенева. Один раз, когда писатель приехал домой из Петербурга, мать выстроила крепостных в ряд, приказав его приветствовать. Тургенев разозлился до такой степени, что сразу развернулся и уехал. Больше мать его не видела.
14. Благодаря произведениям писателя появилось выражение «тургеневская девушка». Зато мужчины в его литературе силой духа не обладали.
15. По романам Тургенева было снято более 100 экранизаций, начиная с 1910 года. Причем многие из них сняли в таких странах как Италия, США, Финляндия, Франция, Австирия, ФРГ и даже Япония. Уже только благодаря этому можно сделать вывод, что Иван Сергеевич был писателем мирового уровня.
Однако гении имеют право на слабости. Несмотря на свои чудачества, Иван Сергеевич внес неоценимый вклад в литературу и навсегда останется в нашей памяти.
Надеемся, что вам понравились наши сегодняшние факты из жизни Тургенева И.С., поэтому непременно будем ждать вас снова!
Прогулка в Содене
На следующий день семейство Розелли и Санин отправились в маленький городок Соден, который находится в получасе пути от Франкфурта. Организовал прогулку герр Клюбер с педантичностью, присущей всем немцам. Повесть Тургенева описывает жизнь европейцев среднего класса. Обедать Розелли отправились в лучший трактир Содена. Но Джемме наскучило происходящее, и она захотела обедать на общей террасе, а не в отдельной беседке, которую заказал ее жених.
На террасе обедала компания офицеров. Они все были в сильном подпитии, и один из них подошел к Джемме. Он поднял бокал за ее здоровье и забрал розу, лежавшую рядом с тарелкой девушки.
Это был оскорбительный поступок для Джеммы. Однако Клюбер не стал заступаться за невесту, а быстро расплатился и увел девушку в гостиницу. Дмитрий же смело подошел к офицеру, обозвал его нахалом, забрал розу и вызвал обидчика на дуэль. Клюбер сделал вид, что не заметил случившегося, зато Эмиля этот поступок восхитил.
Литературное направление и жанр
Тургенев стал родоначальником нового жанра в русской литературе, восходящего к жанру «Маленьких стихотворений в прозе» Бодлера. Но все стихотворения объединяются в цикл, а некоторые исследователи даже считали их подобием поэмы. С другой стороны, стихотворения в цикле разнородны, каждое напоминает другой существующий жанр. Стихотворение в прозе «Щи» похоже на притчу.
Реалист Тургенев изобразил двух женщин, ведущих себя в одной и той же ситуации по-разному в зависимости от того, к какой социальной группе (сословию) они относятся, в какой среде живут и какие ценности в них воспитаны.
История создания
Тургенев работал над повестью очень долго — с середины 1870 года до конца 1871. Впервые он упоминает её в письме к В. Рольстону. В феврале 1871 он написал своему редактору Анненкову, что окончит повесть в Англии и отправит Стасюлевичу. В апреле он писал, что окончит повесть через неделю. В мае автор осознал, что произведение разрастается, и пообещал закончить его к ноябрю. Но в ноябре работа опять не была закончена. Тургенев вновь пишет Анненкову о том, что 1 декабря точно будет у него. В этом письме он впервые называет её «Вешние воды». 26 ноября автор действительно заканчивает повесть и отправляет в Петербург.
Известно, что Иван Сергеевич трижды переписывал повесть. Первая редакция — от 24 сентября, с многочисленными правками. Вторая до нас не дошла. И третья, окончательная версия — от 26 ноября. Эти две дошедшие до нас рукописи не сильно отличаются по сюжету, но сильно изменены язык написания и стилистика. Редактируя повесть, Тургенев добавлял больше деталей, удалял, по его мнению, неудачные эпитеты и описания и просто изменял одни слова на другие, сильнее передающие чувства героев. Например, он изменил «Джемма самоуверенно-спокойно посмотрела в лицо своему бывшему жениху» на «со спокойной решительностью».
«Писатель и критик»
Здесь речь идет о том, что значит настоящий талант в жизни и чем он измеряется. Писатель видит смысл жизни в подлинной самоотдаче и величайшем стремлении донести до читателей какую-то светлую идею, обладающую непреходящей ценностью. Критик обнаруживает в таком существовании нечто недостойное, однако сам умеет только рассуждать и оценивать. Автор показывает, что настоящий писатель и критик живут в каждом из нас. Один одержим мечтой о творчестве, другой его постоянно ругает, возвращая к суровой неприглядной действительности. Их спор может продолжаться до тех пор, пока кто-то один не уступит другому и не сдаст собственные позиции.
Глава 5[ред.]
«Бал» у Гаврилы Степановича Акилина выглядит так: оркестр из доморощенных музыкантов; не самые лучшие кушанья и не самые дорогие вина, «как нельзя под лад общежительскому и бесцеремонному образу мыслей обитателей». Мебель не слишком удобна, но всюду разложены жениными руками сшитые подушки; есть стол для карточных игр. Ведёт бал худощавый господин, который прожил в Петербурге шесть месяцев и теперь воображает себя страшным франтом.
Надежда Алексеевна уже танцует с Стельчинским. После танца Владимир Сергеевич подходит к ней и напоминает об обещании. Сельчинский заявляет, что мазурка была обещана и ему. Веретьева ссылается на свою забывчивость и просит господина Сельчинского не ставить её в неудобное положение перед нездешним гостем. Она уносится с Астаховым в кадрили.
После первого танца к Астахову подходит господин Сельчинский и на французском просит его переговорить наедине в соседней комнате. Там последний ставит сопернику ультиматум: отказ от мазурки либо дуэль. Владимир Сергеевич в изумлении. Ему это кажется шуткой, но Сельчинский заявляет о серьёзности. Астахов не намерен отказываться от мазурки. Тогда Сельчинский обещает наутро прислать секунданта и удаляется.
Этот разговор вводит Владимира Сергеевича в замешательство. Вот так затишье! Он бы сразу уехал, но нужно дождаться мазурки. Он было обращается к Ивану Ильичу, чтобы тот был его секундантом, но тот в испуге отказывается.
Полночь — время мазурки. В танце Надежда Алексеевна спрашивает, отчего Владимир Сергеевич так грустен. В лёгком разговоре Астахов забывается, начинает говорить с ней о женщинах, любви и спрашивает о её наклонностях. Надежда Алексеевна осведомляется, когда он намерен уезжать. Астахов отвечает, что как можно скорее. Тогда Веретьева с твёрдостью говорит, что не понимает интереса к ней господина, который думает о скором отъезде. В танце она передаёт ему билетик с надписью на французском «Кто меня не ценит, тот теряет». Астахов теперь считает её кокеткой.
Так или иначе по окончании мазурки Владимир Сергеевич хочет непременно уехать. Но слуга, которому он наказал быть наготове, признаётся, что кучер напился. Астахову приходится заночевать. Он не может уснуть, думая о вздорности ситуации.
Тем временем «бал» окончен. Самые стойкие мужики-пьяницы отправляются на продолжение банкета во флигель. Там Веретьев узнаёт о намерении Стельчинского стреляться с Владимиром Сергеевичем за его сестру. Веретьев угрожает ему и заставляет извиниться перед Астаховым, ведь перепалка эта заденет честь его сестры. Стельчинский соглашается.
Пьяный полураздетый Веретьев поднимается в комнату к Астахову, который всё ещё ворочается под тяжестью мыслей и не может уснуть, и как всегда в иронической форме сообщает: «Всё улажено… Этот господин извиняется перед вами… Храпите!». С утра Астахов и правда получает письмо. Он отправляется восвояси.
«Воробей»
В этом произведении представлено рассуждение о благородном порыве птицы, которому автор стал свидетелем. Он восхищается искренней самоотверженностью взрослого воробья, который бросился на защиту птенца. Здесь невольно проходит сравнение с человеческими судьбами и нуждами. «Воробей» Тургенева направлен на раскрытие нравственных ценностей: умения жертвовать собой, принимать на себя ответственность за происходящее.
Ведь у каждой угрожающей ситуации имеется свое решение. Нужно только хорошенько поискать его внутри себя, обнаружить свои внутренние ресурсы. Во многих случаях «Воробей» Тургенева запоминается больше других текстов. Его включают в школьную программу, цитируют, им восхищаются даже те, кто не имеет никакого отношения к литературе.
***[ред.]
Владимир Сергеевич прогуливается по Невскому проспекту. Он пополнел и возмужал, но не постарел, женился на богатой барышне и создаёт впечатление человека счастливого.
Астахов сталкивается с господином в фуражке, сперва его не узнаёт, но тот представляется Веретьевым. Они обсуждают последние происшествия. Веретьев ловко увиливает от разговоров о Марье Павловне.
После этого Астахов заходит в кондитерскую на Невском, где встречает всех своих почтенных друзей. Помпонский отмечает, что негоже джентльмену разговаривать с господином в фуражке. Владимир Сергеевич его не дослушивает: подъезжает его жена в модной низенькой каретке. У жены выражение лица недовольное и уставшее. За ней сидит такая же мать. Он открывает дамам двери. Все отправляются на прогулку по Невскому.
Сейчас читают
-
Краткое содержание Гайдар Дым в лесу
С крыши дровяного сарая я разглядывал клубы дыма от горевшего леса. Горело далеко, но город страдал от удушливого запаха. Внизу захныкала соседская девочка Фенька – какой-то мальчишка отобрал у нее конфету.
-
Краткое содержание Горький Песня о буревестнике
Используя форму аллегории, автор захватывающе ведет повествование о надвигающейся революции. Народ уже не может жить по-старому и готов подняться на борьбу за новое будущее.
-
Краткое содержание Два капитана Каверина
В Энске живет мальчик Саня, он все слышит, но ничего не говорит. У него есть родители и сестра. Все было бы хорошо, но отца сажают в тюрьму. Этот случай переворачивает жизнь Сани и его сестры.
-
Краткое содержание Гар Семья Тибо
Жак Тибо и Даниэль де Фонтанен учатся в одном классе и переписываются друг с другом. Прочитав их переписки, учителя неправильно истолковали содержание. Жак и Даниэль решают убежать из города.
-
Краткое содержание Толстой Смерть Иоанна Грозного
Место действия – Боярская дума, 1984 год. Происходит ссора между членами Думы, Нагим и Салтыковым за место среди бояр. В данную ссору вовлечены все. Захариьн-Юрьев пытается усмирить разгоревшийся скандал
«Завтра! Завтра!»
Произведение, которое заставляет задуматься о смысле жизни. Люди склонны приближать завтрашний день, строить планы, однако упускают настоящее мгновение. Даже тот, кто состоялся в жизни, сумел сполна выразить свой талант, несомненно, перед смертью жалеет о нереализованных возможностях.
Таким образом, анализ стихотворений в прозе Тургенева показывает, что автор много размышлял о сути и ценности своего бытия. Собственная жизнь представлялась ему заведомо проигранной партией. Индивидуальные переживания писателя нашли воплощение в изысканных и лаконичных историях, которые легко читаются. Анализ стихотворений в прозе Тургенева показывает, насколько тяжелыми были последние годы жизни Ивана Сергеевича. Он постоянно обращается к своим воспоминаниям и не находит в них утешения. Во многих отдельных произведениях прослеживается мысль о бессмысленности дальнейшей жизни, надрывной нотой звучит тема разочарования. Сами стихотворения в прозе достаточно емкие, наполнены мудростью, хотя и не отличаются оптимизмом.
Глава 2[ред.]
Михаил Николаевич Ипатьев — вдовец. Живёт со своячницей Марьей Павловной и двумя дочерями Катей и Настей. Владимир Сергеевич застаёт его и Ивана Ильича играющими в шахматы. Затем входит Марья Павловна с девочками, растрёпанная, с покрасневшими от работы в саду руками. Она поражает Владимира Сергеевича «русской степной красотой». Девушка хмурая и неразговорчивая. Астахов тщетно пытается завести с ней разговор.
Прибывший вскоре Егор Капитоныч забавляет всех традиционными жалобами на жену Матрёну Марковну, которую, однако, любит несказанно и о которой говорит «Она прекраснейшая женщина, да только строга до манер». Приезжает приятельница Надежда Александровна Веретьева верхом на коне — Красавчике. Она имеет превосходные манеры, но с лёгким нахальством. Брат, с которым она живёт, говорит: «Она жалится не как пчела, а как оса, потому что пчела ужалит, да и умрёт, а осе ужалить ничего не значит». Надежда Александровна заставляет Марью Павловну петь. Астахов отмечает её прелестный голос. Все отправляются на террасу отпить кофе.
Двое везут старушку в коляске. Это 73-летняя мать Ипатьева. Она жалуется на больные ноги, даёт пару наставлений и удаляется.
Вечером Владимир Сергеевич узнаёт, что Марья Павловна не любит поэзию. Ипатьев говорит, что «она и сахар не любит, и ничего из сладкого». Астахов утверждает, что не все стихи «сладкие» и декламирует «Анчара» Пушкина. Стихотворение весьма трогает Марью Павловну. Она просит его повторить и даже записать ей на листке.
Астахов остаётся на ночь. Ночь проходит неспокойно: долго-долго Егор Капитоныч ругает своего слугу за стенкой. Владимир Сергеевич выглядывает в окно и видит в саду Марью Павловну. Она читает «Анчара». Девушка тоже его замечает, хмурится и прячется в тени.
Ссылки
Накануне в Викитеке |
Повести и рассказы
Андрей Колосов • Три портрета • Бретёр • Петушков • Дневник лишнего человека • Два приятеля • Затишье • Записки охотника (цикл) • Муму • Постоялый двор • После смерти • Яков Пасынков • Переписка • Фауст • Ася • Призраки • Довольно • Вешние воды • Степной король Лир • Первая любовь
Драматургия
Безденежье • Где тонко, там и рвётся • Нахлебник • Завтрак у предводителя • Холостяк • Месяц в деревне • Провинциалка
Поэзия
Параша • Андрей • Разговор • Поп • Утро туманное • Другие стихотворения
Прочее
Стихотворения в прозе • Литературные и житейские воспоминания
Персонажи
Евгений Базаров • Павел Петрович Кирсанов • Николай Петрович Кирсанов • Дмитрий Николаевич Рудин • Елена Николаевна Стахова • Фёдор Иванович Лаврецкий
Окружение
Тургеневы • Полина Виардо • Юлия Вревская • Татьяна Александровна Бакунина
Музеи
Спасское-Лутовиново • Музей И. С. Тургенева на Остоженке • Государственный литературный музей И. С. Тургенева в Орле • Дача И. С. Тургенева
Сюжет
Молодой помещик Владимир Сергеич Астахов приезжает в одну из своих отдалённых деревень Стасово по хозяйственным делам. В Стасове его навещают соседи по имению Михаил Николаевич Ипатов и Иван Ильич Бодряков. Хлебосольный Михаил Ипатов приглашает Владимира Астахова к себе в гости, и тот принимает приглашение. В имении соседа, Астахов знакомится с провинциальным дворянским обществом: сестрой покойной жены Ипатова — Марьей Павловной, с красавицей Надеждой Алексеевной Веретьевой, её братом Петром Алексеичем, всегда способным на остроумную шутку, смешным подкаблучником Егором Капитонычем и другими помещиками. Астахов рассматривает странное провинциальное общество со стороны: эти люди кажется ему смешными и нелепыми. Его смешит, что они называют свою провинциальную глушь «затишьем». Астахов не понимает, что затишье обычно бывает перед бурей и что внутри тихой провинциальной жизни таятся сильные страсти и чувства, готовые в любой момент прорваться наружу. Астахов немного ухаживает за «роковой красоткой» Надеждой Алексеевной Веретьевой, которая с ним кокетничает, и с интересом наблюдает за любовными чувствами Марьи Павловны к Веретьеву, смеётся вместе со всеми над Егором Капитонычем. Астахов решил немного отдохнуть и успокоится в тихой провинции среди этих милых и смешных людей. Но всё оказалось не так просто: провинциальная жизнь неожиданно вспыхивает бурными трагическими страстями, которые губят многих героев и чуть не стоят жизни самому Астахову…
Заключение к краткому пересказу
- любовь;
- измена, верность;
- прощение;
- детство;
- семья;
- смысл человеческой жизни.
Основная мысль (идея) романа «Дворянское гнездо»: в любых жизненных обстоятельствах следует поступать по совести, не отступая от своих нравственных принципов, чтобы потом не мучиться раскаянием.
Краткое содержание романа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Образ и характеристика Дуни Раскольниковой — героини романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
«Старик Хоттабыч» — краткое содержание и пересказ по главам повести-сказки Л. И. Лагина
«Чёрная курица, или Подземные жители» — краткое содержание и пересказ сказочной повести А. Погорельского
Анализ комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»
Образ и характеристика Шарика — героя повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Образ и характеристика жены Тараса Бульбы — героини повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
«Руслан и Людмила» — краткое содержание и пересказ по главам (песням) поэмы А. С. Пушкина
«Каменный гость» — краткое содержание и пересказ по сценам пьесы А. С. Пушкина