Драматургия л.андреева. анализ пьес «жизнь человека», «анатэма», их антропологический и социальный смысл

Xix открытая конференция студентов-филологов в спбгу

Сочинение по литературе на тему: Анализ произведения Л. Андреева “Рассказ о семи повешенных” (Сергей Головин)

Другие сочинения:

  1. В период реакции Андреев создал ряд произведений, в той или иной мере относящихся к теме революции 1905 года. Среди них проникнутые романтикой баррикадных боев “Из рассказа, который никогда не будет окончен” (1907) и “Иван Иванович” (1908). Во втором рассказе писатель Read More ……
  2. Рассказ о семи повешенных Старый, тучный, измученный болезнями человек сидит в чужом доме, в чужой спальне, в чужом кресле и с недоумением рассматривает свое тело, прислушивается к своим чувствам, силится и не может вполне осилить мыслей в своей голове: “Дураки! Read More ……
  3. Вопрос жизни и смерти занимал очень многих русских писателей. Особенно ярко он выражен в произведениях Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, позднее будет волновать Булгакова. У Достоевского мне запомнился рассказ князя Мышкина о состоянии человека перед казнью. (Толстой посвятил Read More ……
  4. Моим любимым рассказом Андреева является “Баргамот и Гараська”. Это первый рассказ писателя, который принес ему признание читателей и который отметил Максим Горький. Но это и самый совершенный рассказ Леонида Андреева, в котором он выразился как подлинный русский реалист и в Read More ……
  5. Леонид Андреев – замечательный писатель, автор многих рассказов, близких детям по теме. Например: “Петька на даче”, “Гостинец”, “Кусака” и другие. Одна из черт характера, которой должен обладать добрый человек, по мнению Л. Андреева, – бережное отношение к животным. Андреев подчеркивает Read More ……
  6. Основные мотивы рассказа Рассказ содержит три основные темы – женщина, смерть, “чума”: “Но она не обернулась, и опять в груди стало пусто, темно и страшно, как в вымершем доме, сквозь который прошла угрюмая чума, убила все живое и досками заколотила Read More ……
  7. Герой рассказа Л. Андреева “Ангелочек” – человек с непокорной душой. Он не может спокойно отнестись к злу и унижению и мстит миру за подавление собственной личности, индивидуальности. Сашка делает это теми способами, которые приходят ему в голову: бьет товарищей, грубит, Read More ……
  8. “Психология предательства” – основная тема повести Л. Андреева “Иуда Искариот”-. Образы и мотивы Нового Завета, идеал и действительность, герой и толпа, истинная и лицемерная любовь – вот основные мотивы этой повести. Андреев использует евангельский сюжет о предательстве Иисуса Христа его Read More ……

Анализ произведения Л. Андреева “Рассказ о семи повешенных” (Сергей Головин)

Последние годы

Революцию Леонид Андреев не принял. Более того, он испытывал крайнюю неприязнь к большевистской власти. Последние годы писатель провел в Финляндии. Книги, написанные в эмиграции, пронизаны особым пессимизмом. Среди них — «Дневник Сатаны», история о Дьяволе, который, оказавшись среди смертных, был поражен и угнетен коварностью обычных людей.

Леонид Андреев, книги которого были временно забыты, сегодня снова вызывает интерес и литературоведов, и читателей. Его называют ярким представителем Серебряного века русской литературы. В 1956 году на малой родине писателя был создан музей, посвященный его творчеству.

Писатель Леонид Андреев скончался в Финляндии в 1919 году от сердечного приступа. Похоронен в небольшом финском городке.

Биография, безусловно, влияет на внутренний мир, мировоззрение и нравственные принципы любого автора. Но куда важнее раскрыть идеи и взгляды писателя через его творчество. Произведения расскажут больше, нежели любое, пусть и любопытное, скандальное пятно из жизни. Леонид Николаевич Андреев знал толк в человеческой психологии. Даже в самом маленьком рассказе можно обнаружить хитро сплетенную паутину, где нити — человеческие страсти.

Все произведения Андреева обладают огромной очистительной силой. Редкий автор может довести читателя до катарсиса. В творческом арсенале Леонида Николаевича совершенно точно найдется что-то, что затронет именно вас.

Главными героями в его произведениях, как правило, выступают обычные люди. Например, один из знаменитых рассказов «Баргамот и Гараська» посвящен идее высшего гуманизма. Рассказ о человечности и взаимовыручке

О том, как важно в каждом человеке видеть человека независимо от его пороков. Мы являемся пленники стереотипов, для нас пьяница — не человек вовсе, а «прореха на теле человеческом»

Мы редко проявляем интерес к проблемам другого, живем по общему принципу разумного эгоизма и беспокоимся только «о своей рубашке». А Леонид Андреев с помощью этого текста пытается прокричать и донести одну из главных заповедей Бога: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Герои рассказа «Баргамот и Гараська» имели реальных прототипов. Автор использует и прием «говорящих фамилий». Фамилия городового Баргамотов характеризует его внешний облик, как и прозвище (бергамот — один из наиболее распространенных сортов груш в России).

Генезис этого произведения возник из предложения секретаря редакции М. Д. Новикова написать пасхальный рассказ для газеты «Курьер». «Баргамот и Гараська» растрогал и восхитил М. Горького, который сразу же после прочтения рассказа, написал В. С. Миролюбову, издателю «журнала для всех»:

Мастерски Андреев овладел приемом реалистов – детализацией.

Особое внимание Андреев в своих произведения уделяет портретам. Они чаще всего имеют вид коротких набросков, отличающихся колкостью и меткостью

Так, например, очень ярко, с особой точностью, обрисован Гараська: «физиономия хранила на себе вещественные знаки вещественных отношений к алкоголю и кулаку ближнего»; «невыносимо дрожат эти заскорузлые пальцы с большими грязными ногтями».

Поэтический язык Леонида Николаевича неподражаем и имеет свои уникальные отличительные черты. Эпитет — нечастый гость в текстах автора, а вот сравнение является излюбленным приемом Андреева: «не человек, а язва»; «упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике». Встречается и метафора: «В голове Гараськи блеснула соблазнительная мысль – навострить от Баргамота лыжи, но хоть голова его и прояснела от необыкновенного положения, зато лыжи находились в самом дурном состоянии».

Леонид Андреев удивительно легко может описать, как психологию взрослого запутавшегося человека, так и маленького ребенка. Ему запросто удается поставить себя на место маленького человека и описать весь вихрь его уже «недетских переживаний». У писателя есть несколько рассказов, написанных от лица ребенка.

Сейчас читают

  • Краткое содержание Ибсен Пер Гюнт

    Ибсен Пер Гюнт веселый мальчишка любящий рассказывать истории. Люди принимают его рассказы за небылицы и выдумки, думают что Пер таким образом выделывается.

  • Краткое содержание Эдгар По Тайна Мари Роже

    Французская полиция привлекает Огюста Дюпена к раскрытию убийства мадемуазель Мари Роже. До этого случая Дюпен раскрыл убийство мадам ДЭспанэ и ее дочки.

  • Краткое содержание Песнь о Роланде

    Семь лет французский король Карл вместе со своей многотысячной армией пытался завоевать Испанию. Много городов и крепостей было захвачено. Оставшихся в живых сарацин обращали в христианскую веру.

  • Краткое содержание Гаршин То, чего не было

    Действие сказки разворачивается на собрании различных насекомых, среди которых разгорается спор о смысле жизни. Каждое животное — это собирательный образ какого-то слоя людей

  • Краткое содержание Маршак Кот и лодыри

    Школьные товарищи вышли на занятия. По дороге они свернули на каток и решили пропустить уроки. Коньки у них были с собой, как и толстые школьные ранцы с книжками.

История создания

Леонид Николаевич Андреев сравнительно поздно обратился к драматургии, его первые пьесы появились в печати и на сцене в годы Первой русской революции, каждое новое произведение которого с интересом встречалось в читательских кругах и вызывало полемику у критиков.


Леонид Андреев

Большая часть драматического наследия Л. Андреева — это попытка превратить драму в средство анализа и толкования основных мировоззренческих проблем и заставить зрителей вместе с действующими лицами напряжённо искать пути их решения. Откликаясь на запрос эпохи, Леонид Николаевич задумал создать цикл драм, посвящённых жизни человека и человечества. Андреев, делясь своим замыслом, писал Викентию Викентиевичу Вересаеву:

А Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко писал 5 мая 1907 года:

Однако в своём первоначальном варианте замысел так и не был осуществлён. Писатель после «Жизни Человека» написал только пьесу «Царь Голод», но и это вызвало цензурное преследование.

Драма «Жизнь Человека» была закончена в 1906 году после смерти Александры Михайловны Велигорской — любимой жены, человека, духовно-близкого Леониду Андреева. Последнюю картину пьесы он писал в доме, где молодая женщина мучилась от тяжелейшей послеродовой болезни. Над произведением писатель работал в Берлине в сентябре-октябре 1906 года, одновременно писал рассказ «Елеазар». Пьеса навсегда осталась для Андреева совершенно особым, личностным произведением. Завещая рукопись старшему сыну Вадиму, он сопроводил её запиской:

Закончив пьесу, Андреев разослал авторизованные копии Максиму Горькому, Николаю Телешову для чтения на очередном заседании кружка писателей-реалистов «Среда» и старому знакомому по работе в газете «Курьер» Г. И. Чулкову, создавшему сборники «Факелы». Леониду Николаевичу хотелось знать мнение разных людей о написанной им пьесе. Одним из первых на пьесу откликнулся Алексей Максимович Горький, отметивший удачные и не совсем стороны пьесы: Горький отмечает, что Андреев отдалил своего героя от действительности, тем самым лишив его трагизма, плоти и крови.

Кроме личной драмы, на написание пьесы повлияли и исторические события — поражение Российской империи в Русско-японской войне и переоценка Андреевым событий первой русской революции. В работе над произведением Леонид Николаевич испытывал некоторые трудности, он признавался в письме к В. И. Немировичу-Данченко:

Александр Блок видел в пьесе Андреева яркое доказательство того, что «Человек есть человек, не кукла, не жалкое существо, обречённое тлению, но чудесный феникс».

Советуем почитать

  • Паустовский
  • Краткое содержание отрывка У Лукоморья дуб зелёный Пушкина С уверенностью можно сказать, что нет такого человека, который не был бы знаком еще со школьных лет со стихотворением Пушкина о Лукоморье.
  • Трёхгрошовая опера — краткое содержание рассказа Брехта События пьесы происходят в Англии викторианского периода времени. Действия разворачиваются в Лондоне, на территории городского района Сохо.
  • Приключения Чиполлино — краткое содержание сказки Родари В этом рассказе повествуется о маленьком и смелом мальчике-луковке Чиполлино. Пробегая по касательной, мы видим, что мальчик начинает свой путь в простой семье. Так же автор знакомит своего читателя с его небогатой семьей
  • Краткое содержание рассказа Обращение Джимми Валентайна О. Генри Джимми Валентайн — профессиональный взломщик, который «сделал себе имя» на грабежах и кражах. Отбыв срок тюремного заключения, выходит в свободный мир и вновь берётся за старое

Анализ рассказа Андреева «Валя»

Рассказ «Валя» (изначально заглавие было «Мать. Из мира детей») повествует о сложной детской психологии, о взрослении, о взаимопонимании. «Мать не та, что родила, а та, что вырастила» — глубокая мысль, которую доносит автор через характер маленького мальчика. А также идея неотвратимости судьбы и необходимости смирения перед лицом безысходности. Особый интерес представляет образ ребенка. Любопытен тот факт, что когда Андреев создавал характер и описание Вали, использовал в качестве прообраза свои детские фотографии. Автор охотно примерил на себя образ мальчика, сумел проникнуть в мысли, которые, возможно, таились в его собственной душе, когда он был ребенком.

Валя имел «общий вид строгой серьезности», рассудительный ребенок, не играющий с другими детьми, его лучший друг – книга. Он чутко реагирует на изменения атмосферы внутри семьи.

История, которую изобразил Л. Н. Андреев, до боли знакома многим. Обыденный сюжет, пропущенный через необычайно чувствительную психику автора, приобретает необычные черты, характерные детали.

Произведения Андреева «цепкие». Он хватает читателя за душу своей неординарностью, умением превратить простой сюжет в нечто глубокое, даже философское

Особое внимание стоит обратить на его язык и фигуры речи. Сравнения преобладают в тексте: «женщина окинула его взглядом, который словно фотографирует человека»; «она тотчас ушла в себя и потемнела, как потайной фонарь, в котором внезапно задвинули крышку»; «острый, как нож, смех»; «лицо мальчика было такое же белое, как те подушки, на которых он спал»

Более того, мальчик на протяжении всего рассказа сравнивает маму с «бедной русалочкой» из сказок Х. К. Андерсена.

Невозможно не обратить внимание и на яркую цветопись в текстах Андреева: «багровая пляска при свете факелов»; «огненные языки в красных облаках дыма»; «человеческая кровь и мертвые белые головы с черными бородами», «розовая лысина»

Детские и юношеские годы

Молодость Леонида Николаевича прошла в простой семье землемера и дочки польского помещика. С ранних лет он любил читать, особенно интересуюсь Гартманом и Шопенгауэром. После окончанию гимназии молодой человек поступил в университет Санкт-Петербурга, на юридический факультет. В этот же период Андреев начал первую пробу пера, но рассказы его в редакциях не принимали. После ухода из жизни отца Леониду очень не хватало денег, и он вынужден был перевестись на аналогичный факультет уже в Москве, где ему помогали друзья.

В 1894 году сердечная драма привела будущего писателя к попытке суицида. Неудачное самоубийство привело не только к развитию порока сердца, но и к новым финансовым проблемам. Андреев рисовал, преподавал, а с 1897 года стала работать в адвокатуре. К этому периоду относится и журналистская практика Леонида Николаевича в московских газетах, в одной из которых уже в 1898 году напечатали рассказ Андреева «Баргамот и Гараська» — первую попытку критического анализа современного общества. Талант автора был замечен Максимом Горьким, и он позвал в его товарищество писателей «Знание».

Композиция

Каждая из картин имеет название, которое в целом и определяет её содержание. Картины статичны, одна сменяет другую. Уже в первой картине задана проходящая через всю пьесу борьба света и тьмы, борьба будничного и возвышенного отношения к жизни. Всё действие пьесы строится на постоянном противоборстве этих двух сознаний. Леонид Андреев во всей пьесе создаёт чередование мрачных и светлых актов, специально подчёркивает их колорит. Писатель целенаправленно включает в действие пьесы и другие виды искусств: живопись, музыку, пластику.

Цветовая палитра в пьесе подвижна, каждой картине, описывающей определённый этап жизни, соответствует своя цветовая гамма. Мраком и тьмой начинается первая картина, ярким и тёплым светом окрашена вторая картина, рассказывающая о любви и бедности. Каждая новая картина повествует об определённом этапе в жизни человека и как бы выступает в контрасте с предыдущей. Геометрически правильное помещение, в котором происходит действие — бал — напоминает клетку, короткая в два такта полька, звучащая на балу, под которую старательно танцуют люди-марионетки, создаёт атмосферу бездуховности, обезличенности, преклонения перед богатством Человека.

Каждая картина предваряется экспозицией, роль которой — введение в атмосферу происходящего. Экспозиции построены либо в форме диалога: Старух в 1 картине, Соседей во 2, либо монолога какого-либо персонажа, как, например, в 4 картине служанка рассказывает о том, что Человек опять впал в бедность. Единство сюжетной линии в пьесе достигается лишь прологом, идею которого раскрывают все картины, и присутствия Некоего в сером. Всё действие на сцене находится Некто в сером и второй безымянный персонаж, который молчаливо стоит в дальнем углу.

Пьеса лишена фабулы, композиционно состоит из картин, которые, как мозаика, соединяются в единое целое. Здесь практически нет быта, преобладают символы: свеча, Некто в сером. Кульминационное событие первой картины — рождение Человека — протекает на фоне смотрящей в стёкла окон ночи. Декорации первой картины полностью повторяют декорации Пролога: действие происходит большой глубокой комнате, в которой темно и неподвижно. Действие второй картины — в большой, очень высокой и очень бедной комнате, представляющей вариант копии комнаты Пролога, но имеющей другую цветовую гамму. Декорации третьей картины, где представлена наивысшая точка жизненного пути главного героя, показывает своеобразный диссонанс между мнимым и реальным положением вещей.

Действующие лица

В пьесе Андреев отказался от индивидуальных характеристик, поэтому действующие лица пьесы не имеют имён, по сцене движутся Человек и его Жена, Родственники и Соседи, Друзья и Враги. Писателю нужен был не конкретный человек, а «человек вообще», не иллюзия реальности, а подчёркнутая условность. Все типы персонажей можно разделить на две группы: есть персонажи единичные, но отдалённые от конкретного, индивидуального, лишённые имени — Человек, Жена Человека, Доктор, Старуха. Есть персонажи «хоровые», собирательные, в них сконцентрированы собирательные характеристики, нравственные или социальные, группы людей — Родственники, Соседи, Гости на балу. Главная их задача — комментировать события, обстановку, внушать читателю и зрителю определённое настроение. Есть персонаж, несущий в себе символический смысл — Некто в сером.

Важнейший персонаж пьесы Некто в сером, который читает Книгу Судеб. В его руке Свеча, символизирующая человеческую жизнь

Кто этот Некто в сером? Бог? Рок? Судьба? Это не столь важно, важно то, что Человек перед ним бессилен, никакие молитвы не могут спасти его от воли судьбы. Фигура Некто в сером вызвала самое большое количество толкований в критике, Для Андреева это — прежде всего воплощение законов природной необходимости, напоминание о том, что люди — временные жители земли и могут прожить свою жизнь по-разному.
Человек — главный и единственный герой драмы

Только его жизнь интересует драматурга и только в его судьбе читатель может почерпнуть для себя нечто поучительное. Жизнь Человека меняется на разных этапах, меняется и его взгляд. Несмотря ни на что, Человек не подчиняется слепо высшей силе — он бросает ей вызов:

Анализ рассказа Андреева «Цветок под ногой»

В другом рассказе «цветок под ногой» автор пишет от лица 6-его Юры. Произведение об ошибках и невнимательности взрослых. Юрочка не может не любить маму, для которой гости важнее сына, которая спешит на свидание с возлюбленным втайне от отца. Мальчик становится свидетелем ее безрассудств, но молчит. Ребенок многого еще не понимает, но уже инстинктивно ощущает, как правильно и должно поступить. Дети всегда чувствуют напряжение между родителями. Юрочка, словно цветок, который никто на именинах не замечает. Он под ногою матери. А все, что под ногою, часто мешает

Он по детской внимательности обращает внимание на каждую пылинку этого огромного таинственного мира, в то время, как он сам едва заметен на фоне родительских проблем

В данном произведении Андреев использует такой троп, как олицетворение: «страшно становилось за судьбу праздника»; «день бежал так быстро, как кошка от собаки» (оно же и сравнение); «всюду легла ночь, заползала в кусты».

Присутствует и звукопись:

Тезисы

Целью
исследования является выявление и анализ мотива экзистенциалистского бунта в
пьесах А. Камю (A. Camus) «Калигула» («Caligula»)
и Л. Г. Андреева «Жизнь человека» и проявление черт данной философии
и поэтики в исследуемых текстах.

Пессимистичное
отношение к миру и осознание его несовершенства, свойственное экзистенциализму,
присутствуют в обеих пьесах. «Мир-демон» Андреева и абсурдное бытие Камю имеют
много общего. Герои стремятся придать хоть какой-то смысл хаосу жизни. Персонажи
попадают в пограничную ситуацию и становятся борцами, которые не в состоянии
смириться с абсурдом.

Человек в пьесе
Андреева рождается в страданиях и априори виновен в своём
рождении. С самого начала он находится под наблюдением Некто в сером, его судьи
и палача

Важно, что этот Некто совершенно равнодушен к человеку, не различает
добро и зло (неслучаен его цвет); это равнодушие превращает  Некто в персонифицированное воплощение абсурда Камю. Кроме того, Некто связан в пьесе
с мотивом рока

Человек, главный герой пьесы, обречен на смерть и остро осознает
 это. Он настоящий экзистенциалистский
герой, поэтому он выбирает борьбу. Главная идея героя — желание жить, вопреки
смерти. Но до уровня философии эта идея не поднимается. Андреева интересует не личностный,
а космологический конфликт: не человек борется с человеком, а свет борется с
тьмой.

Образ Калигулы,
напротив, философичен. Основа его философии — «люди умирают, и они несчастны»
(Камю А. Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула. М: Издательство АСТ, 2015.
293 с.). Он полностью подчиняет себя идее достигнуть невозможного и выйти из
этого абсурдного круга. Если Некто в сером играет с героем, то у Калигулы есть
власть — уже персонаж, а не рок, играет с людьми.

В отличие от
Калигулы, который использует свою власть как оружие, доводя до абсурда ложные
убеждения людей, у Человека нет средств для борьбы. Андреев делает его рыцарем
без меча и щита.

Если Камю —
атеист, и герой его ни к кому не обращается в своем протесте, то Андреев —
мистик, и его Человек взывает к Богу и проклинает Бога, которого нет. Для Камю
мир абсурден, и поэтому Бога нет, для Андреева Бога нет, и поэтому мир
абсурден.

Писатели
говорят об одном, но разными путями: Камю — философ, Андреев — художник. Но бунт Калигулы — фаустианский западный бунт, бунт
неудовлетворенного разума. Бунт андреевского Человека чувственен: эпицентр его — Россия, ищущая духовность.

Итак, мотив бунта в текстах Андреева и Камю играет ключевую роль. Именно
он центрирует сюжет и является базой для построения авторской философии: бунт
против Бога как отсутствующей структуры у Андреева и бунт против страдания
человека в жестоко абсурдном мире у Камю. В обоих случаях писатели настаивают:
борьба с миром необходима. Именно в этой борьбе человек и становится человеком.

Начало творчества

После сдачи государственных экзаменов Леонид Андреев нашел место помощника адвоката. Ему предстояло писать скучные судебные отчеты. Но даже это он делал не так, как его коллеги. Его заметки и отчеты отличались живым литературным языком. Именно тогда и начал свой путь в литературе Леонид Андреев.

Произведения его сперва печатались в журнале «Курьер». Затем он начинает писать для «Московского вестника». Леонид Андреев, жизнь которого протекала с юных лет весьма бурно, находился в постоянном поиске себя. Его мировоззрение менялось, что можно заметить, сравнив ранние и поздние сочинения. Но тема христианства и всепрощения интересовала его всегда.

Студенческие годы

После окончания гимназии Андреев поступил на юридический факультет. Но обучение пришлось прервать. Неразделенная любовь подтолкнула будущего беллетриста к попытке самоубийства. Оправившись после душевных переживаний и недуга, он снова поступил в университет. На этот раз в московский.

Леонид Андреев в студенческие годы, в отличие от большинства своих сверстников, политикой мало интересовался. В участии в запрещенных организациях замечен не был. Но много времени проводил за чтением Ницше. Так много, что смерть немецкого философа в 1900 году стала для него едва ли не личной трагедией.

Однажды во время каникул, пребывая в Орле, Андреев познакомился с девушкой. Завязался роман, который, как и предыдущий, закончился предательством возлюбленной. И молодой человек снова попытался покончить с жизнью. На этот раз попытка чуть не увенчалась успехом. Этот случай имел негативные последствия. Андреев до конца своих дней страдал от хронического заболевания сердца, приобретенного после попытки суицида.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: