Главная мысль рассказа ванька чехов

Краткое содержание чехов ванька жуков для читательского дневника

Сюжет — краткое содержание

Наступает Рождество и мальчик Ванька, надеясь на чудо, пишет письмо дедушке.

Ванька представляет себе Деда, кажется, что он сейчас ходит, любуется звездами и шутит со слугами.

Ванька жалуется на свою жизнь у сапожника, рассказывает, как ему тяжело, как его бьют, как он не высыпается.

Ванька описывает свое впечатление от большого города, описывает магазины и товары, которые в них продаются.

Ванька обещает вести себя хорошо, пишет, что чуть не убежал в деревню, а сапог у него нет.

Ванька подписывает адрес в письме, бежит к почтовому ящику, а потом ложится спать, уверенный, что дедушка обязательно придет за ним.

Сюжет — краткое содержание

Приближается рождество и мальчик Ванька, надеясь на чудо, пишет письмо своему дедушке.

Ванька представляет себе дедушку, ему кажется, что именно сейчас тот совершает свой обход, любуется звездами и шутит с дворней.

Ванька жалуется на свою жизнь у сапожника, рассказывает, как ему тяжело, как его бьют, как он не высыпается.

Ванька описывает свое впечатление от большого города, описывает магазины и товары, которые в них продаются.

Ванька обещает вести себя хорошо, пишет, что чуть не сбежал в деревню, но у него нет сапог.

Ванька подписывает адрес на письме, добегает до почтового ящика, а потом ложиться спать, уверенный, что его дедушка обязательно заберет его.

Краткое содержание рассказа «Ванька» подробно

Ваня Жуков 9 лет от роду поступил в подмастерья к сапожнику Аляхину. Улучив момент, мальчик пишет письмо своему дедушке Константину Макарычу. Старик служил сторожем в имении Живаревых, днем спал или болтал с кухарками, а по вечерам дежурил со своими собаками Каштанкой и Вьюном.

Каштанка стара и покладиста, а Вьюн любит шалить, кусаться и воровать, за что ежедневно получает «на орехи». Константин Макарыч единственный родственник Вани, добрая мама мальчика Пелагея скончалась молодой.

С маленьким учеником сапожник обращается очень грубо. Всю ночь заставляет качать люльку с младенцем, а за любую провинность сечет ремнем или бьет, чем под руку подвернется. Однажды колодкой так приложил, что Ванька едва пришел в себя.

Кормят ы плохо: утром и вечером по корке хлеба, днем – миску каши. Другие ученики не принимают сироту. Ребята постарше гоняют его в кабак за водкой и в хозяйский огород за огурцами. Ваню за воровство с грядок еще сильнее наказывают.

Мальчик в письме рассказывает о своих злоключениях и слезно молит дедушку забрать его из Москвы в деревню. Клянется, что в благодарность будет до самой смерти защищать Константина Макарыча и молиться о его душе.

Герой вспоминает зимние прогулки с дедом в лес по дрова, грезит о скором Рождестве и хочет выпросить у хозяйки поместья Ольги Игнатьевны позолоченный орешек. Раньше мама Пелагея работала служанкой у Ольги.

Барышня всегда была добра к Ваньке, с малых лет учила его грамоте и заморским танцам.

Мальчик с трепетом дописал письмо. Не зная адреса, он вывел на копеечном конверте «на деревню дедушке, Константину Макарычу» и с надеждой бросил его в почтовый ящик.

Тяготы ученика сапожника Аляхина

Сироте Ваньке Жукову едва исполнилось девять лет, когда его отправили учиться сапожному делу. Мальчик очень тосковал по дому, поэтому в ночь перед Рождеством не ложился спать, а сел писать письмо дедушке. Своё послание Ваня начал с поздравления со светлым праздником Рождества Христова.

В своем письме Ваня рассказывает, как ему тяжело жить с сапожником, и просит дедушку принять его обратно. Он жалуется, что на неделе ему поручили чистить селедку, и он сделал ошибку, начав с хвоста. Заметив это, хозяйка схватила рыбу и стала тыкать ее головой в лицо мальчику. Ванька пишет дедушке, что если он останется здесь, то умрет. Он обещает вести себя хорошо, а в случае непослушания предлагает прибегнуть к самому суровому наказанию.

Мальчику стало жалко себя, и он заплакал. Он вспомнил, что не мог убежать, потому что ему не дали сапоги. Раньше все было иначе: дедушка с внуком привезли на Рождество мастерам пушистую елку, за что их угостили вкусными сладостями. Ванька развлекал барышню, а она научила его читать и писать, считать и танцевать.

Ему было очень трудно с незнакомцами:

  • плохо питается;
  • укладывают спать в холодном коридоре;
  • вынуждены много работать;
  • оскорбляли и били.

Готовое письмо мальчик положил в конверт и написал на нем «В деревню дедушки Константина Макарыча». После этого Ванька побежал к почтовому ящику, оставил там свое сообщение, пришел домой и крепко уснул. Ему приснилась горячая печь, на которой сидел его дедушка и читал письмо внука поварам.

Польза рассказа

Невозможно читать краткое содержание «Ванька» Чехова без сострадания, впрочем, как и полную версию. Судьба мальчика, его искренняя надежда, что дед получит письмо и обязательно поможет, заставляют сжиматься сердца поклонников творчества писателя.

Сюжет произведения довольно прост, но оставляет впечатление после прочтения, заставляет задуматься о собственной жизни, пересмотреть свои ценности. Несколько дней после ознакомления с повестью невозможно не думать о сиротах, их несчастливой судьбе и вечной нужде.

Сказка учит нескольким вещам одновременно:

  • ценить родителей (ведь пока они живы, есть кому пожаловаться и у кого попросить защиты);
  • быть сострадательным к обездоленным детям;
  • не проявлять насилия к беззащитному;
  • доброте;
  • не жаловаться на отсутствие определённой побрякушки, ведь есть люди, у которых нет и куска хлеба на ужин;
  • быть благодарным за кров и тёплую постель, если человек это имеет;
  • верить в лучшее и не терять надежды.

А также при анализе произведения видно, как скучает малыш по родным местам. Он пишет, что в Москве дома богатые и лошади красивые, в магазине можно купить различные крючки для рыбалки, но только нет овец и собаки не злые. Даже поразившие паренька вещи не могут разогнать тоску о доме.

Писатель не зря выбрал ночь перед праздником Рождества для сюжета, это делает произведение более проникновенным, и у сердобольных читателей появляется надежда, что мольбы главного героя будут услышаны, свершится чудо, дед заберёт ребёнка от злого и равнодушного сапожника.

Хотя сама повесть небольшая, но краткий пересказ «Ваньки» Чехова может быть использован для пополнения читательского дневника.

Интересные факты о произведении

  1. Антон Чехов в письмах к брату вспоминал, что «в детстве у них не было детства», а «жесткость и ложь исковеркали нашу юность…». На основании этих записок предполагают, что Ваньку автор списал с собственного детского образа.
  2. По другой версии Ванька был списан с родственника писателя. Он отдал сына «в люди» к жестокому купцу, который нещадно эксплуатировал детский труд. Зная о страданиях ребенка, отец признавался в собственной беспомощности.
  3. Золотой орешек, о котором грезил юный Ванечка, отсылает читателей к рождественским чудесам, о которых мечтают дети в сказках популярных писателей.

Сочинение 2

Угнетение людей и социальное неравенство – тематика, которая всегда интересовала представителей интеллигенции и так называемый высокий класс. Некоторые представители социальной элиты и аристократии заботятся о том как оправдать систему угнетения, другие наоборот относятся к угнетаемым людям с состраданиям и хотят ликвидировать несправедливость общественного устройства.

Чехов довольно ярко переживал о судьбах простого народа, он проявлял собственное мнение не только в произведениях, но и на деле, к примеру, работал доктором для простых людей. Антон Павлович чутко прислушивался к судьбам простого народа и умел передать пронзительный крик души этих людей. Примером такого ясного и точного запечатления является рассказ Ванька, который повествует об Иване Жукове.

Маленький мальчик, такой, каких бывало много по всей имперской Руси, отправился в подмастерья к сапожнику. Фактически он нечто наподобие раба-прислуги, с которым хозяин может поступать каким угодно образом.

Ванька описывает собственный быт, когда пишет письмо своему 65-летнему дедушке, который работает сторожем в деревне, где сам Ванька тоже раньше обитал. После того как мальчик стал сиротой, ему пришлось уехать в столицу. Москва впечатляет главного героя, он восхищается удивительными товарами в лавках, многолюдностью, но тяжко страдает от людской злобы и безразличия.

Сапожник часто колотит мальчика, которому всего девять лет. Если вчитаться в описание этого поведения, складывается такое впечатление будто с главным героем обращаются подобно предмету, инструменту либо в лучшем случае – домашним животным. На самом деле Чехов описывает действительное положение дел, ведь крепостные во многих отношениях не считались людьми в полном смысле этого слова, да и в целом сословное общество не отличалось особым гуманизмом.

Конечно, основной акцент при прочтении этого рассказа у многих смещается на заключительную часть, где мальчик пишет в адресе «на деревню..». Читатель понимает – письмо не окажется у Константина Макарыча, он мальчика никуда не заберет и не узнает о его бедах.

Тем не менее, на мой взгляд, основная суть рассказа не только в этом трагическом финале, но в целом в описании системы общества угнетения, где судьбы детей могут быть так тяжелы и печальны, где собаки Вьюн и Каштанка имеют условия лучшие чем маленький Иван Жуков.

История создания

Существует мнение, что рассказ является повествованием о детстве самого писателя. Он не видел детства таким, каким его принято представлять. Жизнь в бедности заставляла рано взрослеть. Писатель с детства трудился и до того уставал, что о детских играх и забавах не было и речи.
Скорее всего, его болезнь явилась следствием непосильного детского труда. И это болезнь привела его к ранней смерти. На фоне изматывающей его болезни Антон Павлович пишет свой рассказ «Ванька».
Предчувствуя скорый конец, автор внимательно вдумывается в детскую психологию. Причем предметом его изучения является психология ребенка, который по-взрослому способен понять душевную боль, мучившую его.
Есть две версии, кто мог стать прообразом Ваньки. Одни критики считают, что это рассказ писателя о своем детстве, другие отождествляют образ Ваньки с родственником Михаилом, которого отец отослал обучаться мастерству.

Сюжет

Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отправили учиться на сапожника Аляхина. Раньше он жил в деревне у дедушки, а теперь уже три месяца полностью подвластен злому, жестокому человеку.

В сочельник, дождавшись, когда хозяева пойдут в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и стал писать письмо любимому дедушке, весёлому, доброму старику Константину Макарычу, работавшему сторожем в церкви хозяйский дом.

С детской искренностью и непосредственностью начал Ванька описывать все свои несчастья: как его ударила хозяйка за то, что он неправильно почистил селедку, или как хозяин отхлестал его ремнем, когда он заснул над колыбелью барского ребенка.

Потом мальчик стал вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива матушка, убиравшая господам дом, барышня часто угощала Ваньку сладостями, и он от скуки научился читать и писать. Мальчик вспомнил, как они с дедушкой пошли спиливать елку на Рождество, и выбрали самую красивую, самую стройную и самую пушистую елку.

Тогда Ванька снова отвлекся и стал описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых хоромов и лошадей. Но овец здесь не было, да и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал и стал умолять дедушку, чтобы забрал его отсюда. Ему было так плохо с незнакомцами, что нет слов: он постоянно был голоден, его били, и он часто плакал от тоски. Мальчик пришел бы в деревню пешком, но боялся замерзнуть по дороге. Закончив писать, Ванька указал на конверте адрес «В дедову деревню». Когда мальчик положил письмо в почтовый ящик, он мирно уснул.

https://youtube.com/watch?v=WlqgMdjwe_4

Сюжет рассказа «Ванька» с цитатами

«Ванька» Чехов краткое содержание с цитатами из произведения:

«Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать». Он писал письмо своему деду Константину Макарычу. Ванька — сирота.

Он думает про своего деда — 65-летнего «тощего и юркого старикашку с весёлым лицом и вечно пьяными глазами», служащего сторожем у господ Жихаревых. Днём дед спит или балагурит с кухарками, а ночью стучит в свою колотушку. У деда есть две собаки — Каштанка и Вьюн.

Ванька бесхитростным детским языком пишет о том, как нелегко ему приходится у сапожника, и просит деда забрать его.

«А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милый дедушка, увези меня отсюда, а то помру. Я буду тебе табак тереть, а если что, то секи меня, как Сидорову козу». Ванька хотел бы пешком бежать на деревню, «да сапогов нету, морозу боюсь». Пишет он и про Москву: «А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые».

Во время написания письма Ванька постоянно отвлекается, в его памяти всплывают разные картины жизни в деревне. Он вспоминает, как они с дедом под рождество ходили в лес за ёлкой для господ. «Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал».

Вспоминает барышню Ольгу Игнатьевну, у которой Ванькина мать Пелагея, когда была жива, служила горничной. Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину.

«Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочённый орех … у барышни Ольги Игнатьевны для Ваньки. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется. А гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».

анька положил письмо в конверт и написал адрес: «на деревню дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный, Ванька «добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель… Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом»…

Это интересно: Рассказ «Детвора» показывает игру детворы в лото. Здесь проявляется характер каждого ребенка: один играет ради денег, другой просто рад, что его не отправляют спать или радуется самому процессу «счёта», третий ждет драки… Впрочем, она и происходит. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Детвора» Чехов. Здесь показан колорит игры со всеми её смешными названиями выпавших цифр, со всеми недоразумениями.

Анализ произведения

Есть мнение, что прототип главного героя был взят автором с самого себя, так как у него тоже было тяжелое детство. По другой версии, портрет мальчика-сироты был взят у близкого родственника автора. Жанр произведения – рассказ.

Краткий пересказ

Ваня Жуков — девятилетний сирота. Его отправили к сапожнику на обучение. До этого мальчик жил в деревне у дедушки. Сапожник был жестоким человеком.

Накануне рождественских праздников сирота дождался ухода хозяев и сел писать письмо. Мальчик хотел рассказать дедушке о своих несчастьях. Дедушка Ванька был веселым и добрым, работал сторожем.

В письме мальчик рассказывал о том, как его избила хозяйка за неправильную чистку селедки, об ударе ремнем, который нанес ему сапожник, когда сирота заснул над колыбелью барского младенца. Ванька стал вспоминать, как ему хорошо жилось в деревне, когда была жива его мама, как они с дедушкой ходили елку на праздники рубить. Потом мальчик стал описывать Москву. Столица поразила его своими размерами, множеством красивых домов и лошадей. Только овец там не было, да и собаки совсем не злые.

Основная мысль

На примере Ваньки автор показывает, что любое горе или проблему можно пережить, если ими с кем-то поделиться. Тогда печаль не кажется невыносимой.

Из истории можно многому научиться. Чехов поднимает такие важные вопросы:

  • любовь;
  • грейс;
  • хороший;
  • хорошее отношение к людям, особенно к маленьким детям.

Мы должны научиться терпению, надеяться на светлое будущее. Все дети, как и любой человек, заслуживают счастья, независимо от происхождения. У каждого ребенка должно быть беззаботное детство, любовь, забота. Мальчик не понимал, почему он должен страдать и жить со злым человеком, когда есть любимый и добрый дедушка, с которым хорошо.

Важно воспитывать в себе благородные качества и нравственность. Именно отношения в семье влияют на жизнь будущего поколения

Родители должны вкладывать в своего ребенка только самые лучшие качества, своим примером показывать ему достойное поведение. Тогда общество может измениться к лучшему. Не будет обездоленных детей и несчастных людей.

Рецензии на книгу «Ванька» Антон Чехов

«Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…»

Душераздирающий рассказ. Если не читали… Хотя, как можно не прочитать?! Когда я ещё учился в школе, впервые услышал этот рассказ от учительницы в очень раннем возрасте. Как ребёнок, живущий в самой счастливой стране в мире, в Советском Союзе, я понимал, что это при «проклятом царизме» так над детьми издевались – «Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем», «хозяйка … взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать», «подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя», «намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался» . Это, кто же такое издевательство выдержит.«Спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку», «утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба» — это же ужас, что пацанёнку приходится терпеть! И просит он совсем немного –«Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру… Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь». Как же попал в такую страшную ситуацию девятилетний мальчишка?«Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину…» Так и оказался в безысходной ситуации маленький мальчик, которого отдали «в люди». И остались в памятиВаньки светлые воспоминания о матери, о дедушке и его собакахКаштанке иВьюне . О том, как ходили они с дедушкой в лес за ёлкой для господ.«Веселое было время!» А так как пишет он в рождественское время, то просит –«Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки». Всё о чём может только мечтать мальчишка, это – золотой орех, настоящее сокровище. Присоединяюсь к мнениюЛьва Толстого , который включил его в перечень«особо выдающихся» рассказов Чехова. Фраза –«А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом…» Прочитано в рамках марафона «Все рассказы Чехова» # 042

Сюжет

Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.

В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и принялся писать письмо любимому дедушке – весёлому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.

С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селёдку или как хозяин выпорол его ремнём, когда он уснул над люлькой хозяйского ребёнка.

Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить ёлку к Рождеству и выбрали самое красивое, стройное и пышное деревце.

Затем Ванька принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было и собаки вовсе не злые.

Главная мысль

Главная мысль повести А.П. Чехова «Ванька» заключается в том, что человеку необходимо находить свое счастье в простых и повседневных радостях жизни, а не стремиться к иллюзорным и недостижимым идеалам.

В центре сюжета находится простой служитель Ванька, который живет на задворках общества и работает в доме у богатой семьи. Его жизнь, на первый взгляд, скучна и монотонна, но Ванька находит счастье и радость в своей работе, заботе о детях и домашних животных, и в понимании, что он полезен для других людей.

Чехов через главного героя показывает, что настоящее счастье не зависит от материального достатка или социального статуса. Ванька не стремится к богатству или славе, он находит радость в мелочах, которые часто ускользают от взгляда общества.

Автор насмехается над иллюзиями и обманами, которыми обычно заманивают людей, показывает, что они лишь наводят нас на ложный путь и могут привести к разочарованию и потере смысла жизни.

Главная мысль произведения заключается в том, что каждый человек может найти свое счастье, независимо от внешних обстоятельств, если он научится ценить и радоваться простым радостям каждого дня и быть полезным для других людей.

Польза рассказа

Невозможно читать краткое содержание «Ванька» Чехова без сострадания, впрочем, как и полную версию. Судьба мальчика, его искренняя надежда, что дед получит письмо и обязательно поможет, заставляют сжиматься сердца поклонников творчества писателя.

Сюжет произведения довольно прост, но оставляет впечатление после прочтения, заставляет задуматься о собственной жизни, пересмотреть свои ценности. Несколько дней после ознакомления с повестью невозможно не думать о сиротах, их несчастливой судьбе и вечной нужде.

Сказка учит нескольким вещам одновременно:

  • ценить родителей (ведь пока они живы, есть кому пожаловаться и у кого попросить защиты);
  • быть сострадательным к обездоленным детям;
  • не проявлять насилия к беззащитному;
  • доброте;
  • не жаловаться на отсутствие определённой побрякушки, ведь есть люди, у которых нет и куска хлеба на ужин;
  • быть благодарным за кров и тёплую постель, если человек это имеет;
  • верить в лучшее и не терять надежды.

А также при анализе произведения видно, как скучает малыш по родным местам. Он пишет, что в Москве дома богатые и лошади красивые, в магазине можно купить различные крючки для рыбалки, но только нет овец и собаки не злые. Даже поразившие паренька вещи не могут разогнать тоску о доме.

Писатель не зря выбрал ночь перед праздником Рождества для сюжета, это делает произведение более проникновенным, и у сердобольных читателей появляется надежда, что мольбы главного героя будут услышаны, свершится чудо, дед заберёт ребёнка от злого и равнодушного сапожника.

Хотя сама повесть небольшая, но краткий пересказ «Ваньки» Чехова может быть использован для пополнения читательского дневника.

Вариант 2

А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ «Ванька». Оно было написано в 1886 году, опубликовано в «Петербургской газете» в разделе «Рождественские рассказы». Входит в учебники по литературе и является классикой.

Антон Павлович описал тяжелую жизнь маленького человека – девятилетнего крестьянского мальчика Ваньки Жукова. Он с грустью вспоминает прошлую жизнь в доме господ Живаревых. Барышню Ольгу Игнатьевну, которая угощала мальчугана леденцами, научила его писать, читать, считать и танцевать кадриль. Но все изменилось после смерти матери, работавшей в доме прислугой, Ванька был отдан в обучение сапожнику Аляхину.

В Рождество, когда хозяева уходят в церковь, Ванька решает написать письмо деду и рассказать о своей нелегкой судьбе. Он жалуется на тяжелую жизнь в доме сапожника. Кормят плохо: утром хлеб, в обед каша, вечером хлеб, а чай и щи хозяева «трескают сами». Мальчика бьют, над ним насмехаются подмастерья и посылают в кабак за водкой. Ночами ему приходится качать люльку с плачущим ребенком. Однажды Ванька заснул над люлькой, и хозяин устроил «выволочку». Последней каплей было наказание хозяйки за то, что мальчуган неправильно чистил селедку.

В письме, кроме жалоб он рассказывает о жизни в Москве, о торговых лавках, о рыболовных крючках, дорогих ружьях, которыми там торгуют, об изобилие мясных продуктов в лавках. Чехов рисует Ваньку как наблюдательного и любознательного мальчика.

Сидя над письмом, Ванька вспоминает деда, невысокого, худощавого, юркого старикашку шестидесяти пяти лет. С вечно пьяными глазами и смеющимся лицом. Он служит сторожем в хозяйском доме. Ночью, укутавшись в тулуп, стуча колотушкой, он обходит поместье. За ним по пятам следуют постаревшая Каштанка и юркий, черный, ласковый Вьюн. Днем он либо спит на кухне, либо шутит с кухарками.

Мальчуган обещает деду, тереть табак, молиться богу за его здоровье. Готов терпеть наказания, чистить сапоги приказчику, работать подпаском. Лишь бы дед приехал и забрал его из ненавистного дома.

Дописав письмо, Ванька сложил листок, вложил в конверт. Немного подумав, написал адрес:

На деревню дедушке.

Затем добавил:

Константину Макарычу.

Письмо отнес в почтовый ящик. Успокоившись, убаюканный надеждами, он уснул. Во сне он увидел деда, читавшего кухаркам письмо, Вьюна, крутившегося у ног и виляющего хвостом.

Читая рассказ, понимаешь, что письмо с таким адресом никогда не дойдет до адресата. Константин Макарыч не приедет. Жизнь мальчика сироты не изменится. Ему придется самому выбираться из этой ямы.

Сочинение 2

Угнетение людей и социальное неравенство – тематика, которая всегда интересовала представителей интеллигенции и так называемый высокий класс. Некоторые представители социальной элиты и аристократии заботятся о том как оправдать систему угнетения, другие наоборот относятся к угнетаемым людям с состраданиям и хотят ликвидировать несправедливость общественного устройства.

Чехов довольно ярко переживал о судьбах простого народа, он проявлял собственное мнение не только в произведениях, но и на деле, к примеру, работал доктором для простых людей. Антон Павлович чутко прислушивался к судьбам простого народа и умел передать пронзительный крик души этих людей. Примером такого ясного и точного запечатления является рассказ Ванька, который повествует об Иване Жукове.

Маленький мальчик, такой, каких бывало много по всей имперской Руси, отправился в подмастерья к сапожнику. Фактически он нечто наподобие раба-прислуги, с которым хозяин может поступать каким угодно образом.

Ванька описывает собственный быт, когда пишет письмо своему 65-летнему дедушке, который работает сторожем в деревне, где сам Ванька тоже раньше обитал. После того как мальчик стал сиротой, ему пришлось уехать в столицу. Москва впечатляет главного героя, он восхищается удивительными товарами в лавках, многолюдностью, но тяжко страдает от людской злобы и безразличия.

Сапожник часто колотит мальчика, которому всего девять лет. Если вчитаться в описание этого поведения, складывается такое впечатление будто с главным героем обращаются подобно предмету, инструменту либо в лучшем случае – домашним животным. На самом деле Чехов описывает действительное положение дел, ведь крепостные во многих отношениях не считались людьми в полном смысле этого слова, да и в целом сословное общество не отличалось особым гуманизмом.

Конечно, основной акцент при прочтении этого рассказа у многих смещается на заключительную часть, где мальчик пишет в адресе «на деревню..». Читатель понимает – письмо не окажется у Константина Макарыча, он мальчика никуда не заберет и не узнает о его бедах.

Тем не менее, на мой взгляд, основная суть рассказа не только в этом трагическом финале, но в целом в описании системы общества угнетения, где судьбы детей могут быть так тяжелы и печальны, где собаки Вьюн и Каштанка имеют условия лучшие чем маленький Иван Жуков.

Действующие лица

В произведении один герой — Ванька. Другие персонажи необходимы для раскрытия сюжета и характеристики Ваньки и его жизни. Среди всех действующих лиц выделяют:

  1. Ванька Жуков — сирота, попавший к злому сапожнику. Мальчик все время голодает, не видит добра, сталкивается только со злостью. Это несчастный и забитый ребенок.
  2. Константин Макарыч — дедушка мальчика. Ему 65 лет. Это очень веселый, добрый старик. Он работает ночным сторожем в доме господ, заигрывает с прислугой и нюхает табак.
  3. Ольга Ивановна — женщина, которая обучала Ваньку грамоте, угощала леденцами. Только в момент отправки ребенка в столицу она не замолвила за него слово.
  4. Сапожник Аляхин и его жена — эти люди забрали к себе сироту. Они православные христиане, но при этом ведут отнюдь не евангельский образ жизни, не имеют милосердия. К Ваньке ужасно относятся: бьют по любому поводу, не кормят толком, не заботятся о нем и не уделяют должного внимания, а только нещадно эксплуатируют.

Чехов «Ванька» в сокращении

После смерти матери Ваньку отправляют учиться к сапожнику в Москву. Через три месяца, в канун Рождества, он пишет письмо дедушке, в котором просит отвезти его обратно в деревню.

Мальчик отвлекается и вспоминает счастливые дни дома — они с дедушкой спилили елку и несли ее по морозу. Как дедушкины собаки вокруг печки. В молодости угощали его сладостями и научили писать, а также кадрили.

Он жалуется, что с ним здесь плохо обращаются и мало кормят, сапожник высек его за то, что он заснул, баюкая ребенка, а жена сапожника избила его за то, что он счистил селедку с хвоста.

Наконец, он кладет письмо в конверт, пишет в адресе «деревня» и в качестве адресата «дедушка», кладет его в почтовый ящик и мирно засыпает.

Детская непосредственность легко отражает мир. Для детей все просто — либо хорошо, либо плохо, есть добро и зло. Эта история учит детей ценить родителей и родных, близких людей и взрослых за доброту к детям, ведь они так ранимы и нуждаются во внимании и любви.

Это интересно: «Беглец» — книга, написанная в 1887 году о тяжелой жизни маленького мальчика, которую он сам еще не до конца понимает. Рассказ – это небольшое произведение, в котором довольно сложно раскрыть важную и всеобъемлющую тему, но Чехов в этом деле настоящий мастер. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Беглеца» для читательского дневника. Главные события некоторым могут даже показаться знакомыми, словно взятыми из его собственной детской биографии.

Чехов Ванька: главные герои. Какова главная мысль рассказа?

Ванька Жуков приехал из деревни, где он проживал со своим дедом Константином Макаровичем, а ближе деда у него никого нет. Мальчик часто вспоминает его и однажды решил написать ему письмо. В послании Ваня пишет о своем тяжелом житье-бытье в семье сапожника. Мальчик не только учится, но и выполняет всю работу на кухне и даже присматривает за ребенком хозяев. Ванька жалуется на то, что кормят его плохо, в основном ему дают только кашу и хлеб. За каждый проступок сапожник его бьет, да и его жена с ним жестока. Ванька просит дедушку забрать его домой, и даже признается ему, что и сам хотел сбежать, да вот сапог у него нет.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Рассказ Чехова «Ванька»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: