Содержание
Часть первая. «Старгородский лев» I. Безенчук и «нимфы» II. Кончина мадам Петуховой III. «Зерцало грешного» IV. Муза дальних странствий V. Бойкий мальчик VI. Продолжение предыдущей VII. Великий комбинатор VIII. Брильянтовый дым IX. Следы «Титаника» X. Голубой воришка XI. Где ваши локоны? XII. Слесарь, попугай и гадалка XIII. Алфавит — Зеркало жизни XIV. Знойная женщина, мечта поэта XV. Дышите глубже, вы взволнованы! XVI. «Союз меча и орала»Часть вторая. «В Москве» XVII. Среди океана стульев XVIII. Общежитие имени монаха Бертольда Шварца XIX. Уважайте матрацы, граждане! XX. Музей мебели XXI. Баллотировка по-европейски XXII. От Севильи до Гренады XXIII. Экзекуция XXIV. Людоедка Эллочка XXV. Авессалом Владимирович Изнуренков XXVI. Клуб автомобилистов XXVII. Разговор с голым инженером XXVIII. Два визита XXIX. Замечательная допровская корзинка XXX. Курочка и тихоокеанский петушок XXXI. Автор «Гаврилиады» XXXII. Могучая кучка или золотоискатели XXXIII. В театре Колумба.Часть третья. «Сокровища мадам Петуховой» XXXIV. Волшебная ночь на Волге XXXV. Нечистая пара XXXVI. Изгнание из рая XXXVII. Междупланетный шахматный конгресс XXXVIII. И др. XXXIX. Вид на малахитовую лужу XL. Зелёный Мыс XLI. Под облаками XLII. Землетрясение XLIII. Сокровище
Эллочка-людоедка
Конечно же, выше перечислены еще далеко не все достойные внимания персонажи произведения «12 стульев». Эллочка-людоедка появляется на страницах романа лишь мимолетно, однако ее образ производит неизгладимое впечатление на читателей. Известно, что в лексиконе героини присутствует всего тридцать слов, ограничиваясь которыми, она умудряется успешно общаться с окружающими.
Писатели не скрывали, что словарь Эллочки разрабатывался ими очень долго. К примеру, выражение «толстый и красивый», любимое героиней, позаимствовано у приятельницы одного из авторов – поэтессы Аделины Адалис. Слово «мрак» обожал произносить художник Алексей Радаков, выражавший с его помощью недовольство.
Краткий сюжет
Главный герой произведения — Ипполит Матвеевич Воробьянинов, который проживал в неком уездном городе. Он спокойно работал в загсе, регистрируя браки и смерти. Жена этого персонажа давно умерла, но Ипполит Матвеевич продолжал проживать со своей тёщей.
Однажды, вернувшись с работы, он узнает, что его тёща умирает. Перед смертью она успевает рассказать ему о том, что спрятала все свои бриллианты в одном из стульев гамбсовского гостиного гарнитура, которым они некогда владели. Это сообщение настолько удивило героя, что он тут же решает отправиться на поиски семейных сокровищ.
Он приезжает в Старгород и находит своего бывшего дворника, у которого и решает остановиться на время, чтобы вести поиски. В это самое время в тот же самый город входит и Остап Бендер. Он тоже знакомится с дворником, который и приводит его в свою каморку, где уже обитает Воробьянинов.
Но в Старгорад вместе с «великим комбинатором» и Ипполитом Матвеевичем приехал и священник церкви Фрола и Лавра.
Искатели приключений
Во второй части романа «12 стульев» герои начинают поиски драгоценностей и для этого переезжают в советскую столицу. Персонажи узнают, что в музее мебели должен состояться аукцион, на котором и будут выставлены для продажи несколько стульев. Но приобрести их компаньонам не удаётся, так как свою часть денег Ипполит Матвеевич потратил.
Поэтому Бендеру пришлось узнавать имена новых владельцев, чтобы в дальнейшем беседовать и торговаться с каждым из них. А обладателями ореховой мебели стали, следующие граждане:
- инженер Щукин;
- сотрудники газеты «Станок»;
- остроумец Изнуренков;
- служащие театра Колумба.
Погоня за сокровищами
В третьей части романа Бендер и Воробьянинов отправляются на пароходе «Скрябин» по Волге вместе с театром Колумба. Но вскоре выясняется, что Бендер, который был принят художником, совсем не умеет рисовать, как и его помощник. Поэтому вскоре их выгоняют с парохода.
Так герои попали в Васюки и решили провести шахматный турнир, чтобы немного подзаработать. Но и оттуда им приходится спешно убегать, так как опытные шахматисты вскоре понимают, что Бендер совершенно ничего не понимает в правилах игры, да ещё и пытается обманывать.
Денег у компаньонов не было, поэтому Ипполиту Матвеевичу пришлось в Пятигорске просить милостыню. А вот отец Фёдор приближался к заветным стульям совсем другим маршрутом. Но все герои встретились в Дарьяловском ущелье. И после этого опять пути персонажей расходятся, так как отец Фёдор сходит с ума.
Осенью Бендер и Воробьянинов возвращаются в Москву, чтобы найти последний стул. Как они смогли уже выяснить, он находится в клубе железнодорожников, который был недавно построен. Визит туда был назначен на утро, но ночью Ипполит своему компаньону бритвой перерезает горло. Но разочарование ожидает и «предводителя дворянства», так как несколько месяцев назад его сокровища были обнаружены сторожем, и на них был построен новый клуб.
«Двенадцать»
Отзыв:
«Двенадцать» трагическое глубокое произведение о судьбе России, о революции, сначала, прекрасной, потом неминуемо несущей гибель, всему тому, что Блок любил и воспевал в своих произведениях. Больше нет прекрасных незнакомок, романтических баллад, нет больше Бога. Есть распутная девка, революционные лозунги, есть Христос «в белом венчике», учесть которого страдать. Вся боль поэта, все его разрушенные надежды, вся трагедия русской интеллигенции в самом мощном, самом громком его крике.- поэме «Двенадцать». Только сейчас, читая, перечитывая, понимаешь, как страдал поэт видя, как затаптывают, его женщину, любимую им страну. как ломают все, что так долго было вымученно, что непременно должно было привести к всеобщему счастью.
Главные действующие лица:
Ипполит Матвеевич Воробьянинов – мужчина за 50, живет в Уездном городе N. Высокий, усатый, худой, седой. Интеллигентный, осторожный, расчетливый, трусливый. Работник местного ЗАГСа;
Остап Бендер – молодой человек под 30 лет. Характерные особенности: для того, чтобы выжить занимается махинациями, сторонится правоохранительных структур, никогда не говорит о своей семье. Обладает смуглой кожей, стройный, крепкого телосложения. Носит пиджак, шарф, штиблеты апельсинового цвета и фуражку. Предприимчив, находчив, дерзок в общении;
Отец Федор – работник местной церкви. Алчный, глуповатый, мелочный, склонный к авантюрам. Невысокий, с рыжей бородой;
Клавдия Ивановна Петухова – теща Ипполита Матвеевича. Пожилая глупая женщина. До революции у ее семьи было фамильное имение. В прошлом – состоятельная женщина.
Илья Ильф, Евгений Петров — Двенадцать стульев
История создания романа описывается в одной из глав книги Валентина Катаева «Алмазный мой венец». Валентин Катаев предложил Илье Ильфу и Евгению Петрову (своим другу и брату соответственно) сюжет о бриллиантах, спрятанных во время революции в одном из двенадцати стульев гостиного гарнитура. Они должны были разработать тему, написать черновик романа, а Валентин Катаев просто пройдётся по их трудам своим «блестящим пером».
Валентин Катаев оставил новоиспечённым литературным неграм подробный план будущего романа, а сам уехал на Зелёный мыс под Батумом сочинять водевиль для Художественного театра. Несколько раз И.Ильф и Е.Петров присылали ему отчаянные телеграммы, прося советов по разным вопросам, возникающим во время написания романа. Валентин Катаев сперва отвечал им односложно: «Думайте сами», а вскоре и вовсе перестал отвечать, целиком поглощенный жизнью в субтропиках.
Едва он вновь появился в Москве, как перед ним предстали его соавторы. С достоинством и даже несколько суховато они сообщили ему, что уже написали более шести печатных листов. Один из них достал из папки аккуратную рукопись, а второй начал читать вслух. Уже через десять минут Валентин Катаев понял, что «рука мастера» этому роману вовсе не потребуется, а он сам не имеет никаких прав указывать своё имя на обложке: соавторы не только великолепно выполнили заданные им сюжетные ходы и отлично изобразили портрет Воробьянинова, но, кроме того, ввели совершенно нового, ими изобретённого великолепного персонажа — Остапа Бендера.
После этого Валентин Катаев переписывает договор с издательством на И. Ильфа и Е. Петрова. Однако не стоит думать, что он был совсем уж бескорыстен: соавторам было выдвинуто два условия. Во-первых, они должны были посвятить роман ему и это посвящение должно было быть напечатано во всех изданиях — как на русском, так и на иностранных языках, на что соавторы с лёгкостью согласились, тем более они не были даже с точностью уверены, будет ли хоть одно издание. И до сих пор, даже если вы открываете современное издание «Двенадцати стульев», на первой страничке неизменно написана короткая фраза: «Посвящается Валентину Петровичу Катаеву».
Во-вторых, с гонораров за книгу соавторы обещали подарить ему золотой портсигар. Это условие также было принято после небольшого обсуждения.
После этого события соавторы по-прежнему пишут вдвоём — днём и ночью, азартно, как говорится, запойно, не щадя себя. Наконец в январе 1928 года роман завершён, и с января по июль он публикуется в иллюстрированном ежемесячнике «Тридцать дней». В первой журнальной публикации было 37 глав. В первом отдельном издании 1928 года (издательство «Земля и Фабрика») была 41 глава, во втором 1929 года, того же издательства, уже 40. В архивах сохранилось два авторских варианта романа: рукопись Петрова и машинопись с правками обоих авторов. Ранний рукописный вариант содержит двадцать глав без названий. В машинописном варианте текст был разбит на сорок три главы с титульными листами. После второго книжного издания в октябрьском номере «Тридцати дней» за 1929 год были опубликованы еще две ранее не издававшиеся главы. Однако дальнейшие издания базировались на первом книжном издании с 40 главами.
Часть первая. «Старгородский лев»
Глава I Безенчук и нимфы
В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города была тишайшей. Весенние вечера были упоительны, грязь под луною сверкала, как антрацит, и вся молодежь города до такой степени была влюблена в секретаршу месткома коммунальников, что это просто мешало ей собирать членские взносы.
Вопросы любви и смерти не волновали Ипполита Матвеевича Воробьянинова, хотя этими вопросами, по роду своей службы, он ведал с 9 утра до 5 вечера ежедневно, с получасовым перерывом для завтрака.
Другие персонажи
- Клавдия Ивановна Петухова. Воробьянинов узнал от своей тещи, что она спрятала семейные драгоценности в один из стульев гостиного гарнитура.
- Мадам Грицацуева. Бендер женился на доверчивой женщине среднего возраста, чтобы добраться до одного из стульев.
- Александр Яковлевич. Авторы романа называют застенчивого завхоза Второго дома Старсобеса «голубым воришкой».
- Варфоломей Коробейников. Ранее работал в архиве Старгорода заведующим.
- Коля и Лиза Калачевы. Студенты живут в одном из московских общежитий, где с ними познакомились Бендер и Воробьянинов.
- Элла Щукина. У красивой Эллочки Людоедки напрочь отсутствуют умственные способности.
- Монтер Мечников. Работает в театре «Колумб». Остап заплатил этому пьянице за передачу ему стульев из реквизита.
Мадам Грицацуева – типичный персонаж эпохи
Во времена написания романа в Советском Союзе происходило сворачивание НЭПа – новой экономической политики, разрешившей использование частного предпринимательства, предприятий и торговли. Те предприниматели-нэпманы, что были похитрей, уже почувствовали это и потихоньку закрывали бизнес. Но в провинции еще оставались мелкие бизнесмены, как правило – не слишком богатые и удачливые. Вдовой одного из них и была та самая мадам Грицацуева, которая была озабочена поисками нового мужа. Советский чиновник или военный ей бы не подошел – да и не выбрал ее, как представительницу чуждого эксплуататорского класса. Но тут появился Остап – молодой атлет, бойкий и очаровательный. И готовый ради получения стула жениться на Грицацуевой.
Характеристика героев
В романе есть как главные, так и второстепенные герои. Поэтому записывая краткое содержание «Двенадцать стульев» по главам, следует назвать персонажей и дать основным лицам характеристику. Так, к главным героям можно отнести следующих действующих лиц:
- Ипполит Воробьянинов;
- Остап Бендер;
- отец Фёдор.
Роман начинается со знакомства читателя с главным героем — Воробьяниновым. Ему не более пятидесяти лет, бывший дворянин, расчётлив и трусоват. Полной ему противоположностью является Остап Бендер, который молод, привлекателен, дерзок и находчив. Отец Фёдор глупый и алчный. Он обращается за помощью в романе «12 стульев» к Коробейникову. Архивариус уже был до этого обманут Бендером, поэтому решил также поступить и со священнослужителем.
В произведении много и второстепенных персонажей. Так, к эпизодическим лицам можно отнести следующих героев:
- теща Клавдия Ивановна Петухова;
- мадам Грицацуева;
- завхоз Александр Яковлевич;
- жадный и хитрый Варфоломей Коробейников;
- молодая и глупая Эллочка Людоедкина.
Ильф и Петров «12 стульев» в сокращении
Ильф и Петров «12 стульев» краткое содержание для читательского дневника:
У Ипполита Матвеевича Воробьянинова умирает теща. Перед смертью старая женщина рассказывает, что в один из стульев гарнитура, который остался в Старгороде, зашиты все драгоценности, принадлежащие их семье.
Об этом узнает и священник Федор Востриков, который исповедовал старуху перед смертью. И Воробьянинов, и Востриков, срочно выезжают в Старгород на поиски сокровищ. Воробьянинов в Старгороде останавливается в дворницкой своего бывшего дома. По иронии судьбы, там же появляется молодой авантюрист, Остап Бендер, который становится компаньоном Воробьянинова.
Начинаются поиски стульев, один из которых оказывается в этом же здании. В этом особняке теперь расположен «2 дом старсобеса», им заведует тихий воришка Александр Яковлевич. В доме живут все родственники предприимчивого заведующего, и Паша Эмильевич, двоюродный братец Александры Яковлевны, только что продал стул.
Покупателем стула оказался отец Федор. Встретив его на улице, Воробьянинов начинает отбирать у него этот вожделенный предмет мебели. Разломав стул, конкуренты видят, что сокровищ в нем нет.
Киса и Бендер поселяются в гостинице. Бендер наводит справки, и находит в городе архивариуса Коробейникова. У него есть данные на всю мебель, и Остап узнает, что один из воробьянинских стульев принадлежит сейчас Грицацуеву, а остальные хранятся в музее мебели в Москве.
Вслед за Бендером к Коробейникову является отец Федор, и архивариус подсовывает ему ордера на другой гарнитур. Аферист Бендер женится на мадам Грицацуевой, и ночью сбегает от нее со стулом, и другими дорогими вещичками.
В этом стуле тоже нет бриллиантов, и компаньоны едут в Москву. Здесь они поселяются в общежитии у товарища Остапа. Киса приглашает жену чертежника в ресторан, и тратит все деньги, полученные «на нужды тайного общества». Компаньонам становится известно, что стулья завтра будут выставлены на торги.
Бендер торгуется, и стулья достаются ему за двести рублей. Требуется заплатить комиссию тридцать рублей. Остап просит денег у Кисы, тот признается, что денег нет. Стулья продают поштучно. Заплатив беспризорникам, Остап узнает дальнейшее продвижение мебели.
Девять стульев из гарнитура остались в Москве, и лишь один исчез в районе вокзала. Надеясь на то, что бриллианты находятся в одном из девяти стульев, Остап и Киса остаются в городе, и продолжают поиски.
На ситечко, которое Остап позаимвствовал у мадам Грицацуевой, удается забрать стул у Эллочки-людоедки. Там пусто. Второй стул у ее мужа. Опять пусто. Воробьянинов отправляется к Изнуренкову, но его попытка оказывается неудачной. Бендер, сыграв роль судебного исполнителя, сам забирает стул у Изнуренкова. Сокровищ нет.
Вскоре остается разыскать стул, исчезнувший у вокзала, и четыре стула, купленные театром. Путем обмана, компаньоны пробираются на корабль, увозящий театр на гастроли. В одном из стульев сообщники обнаруживают лишь табличку с именем мастера. В Васюках компаньонов с позором высаживают с парохода.
Комиссионеры пускаются догонять театр с оставшимися стульями. В поисках гарнитура колесит и священник Востриков. Жена отца Федора, распродав вещи, высылает ему деньги, и отец Федор приобретает гарнитур у Брунса. Разломав стулья, отец Федор в панике, сокровищ нет. Театр с последним стулом отбывает в Тифлис. За театром пешком следуют компаньоны.
В конце своей эпопеи, Остап и Киса обнаруживают местоположение последнего стула. Остап поддразнивает Кису, что большую часть сокровищ возьмёт себе. От отчаяния, Киса перерезает Бендеру горло. После этого выясняется, что сокровища нашли, и на эти средства отстроили новый клуб.
Вывод:
Алчность и безрассудство доводят до необдуманных поступков.
Художественные приёмы
Как известно, Илья Ильф любил собирать вырезки с нелепыми фамилиями, объявлениями и заголовками. Потом это было использовано Ильфом и Петровым для создания знаменитого романа. Поэтому основной художественный приём, использованный авторами, — это парадокс. Он стирает привычное восприятие жизни. Этот приём авторы использовали, чтобы создать трагический образ отца Фёдора, и оживить кран в квартире инженера Щучкина.
Чтобы создать образ Эллы Щучкиной, были уже использованы другие художественные средства. В словарь девушки были внесены гиперболы, высказывания из «мещанской речи» и немного сарказма. А вот пародия использована авторами, чтобы создать персонажей романа. Поражает читателя и язык Петрова и Ильфа, так как это не только повторы-символы, но и постоянно присутствует эффект неожиданности.
«Старгородский лев»
«12 стульев» — роман, разделенный волею создателей на три части. «Старгородский лев» — название, которое получила первая часть произведения. История начинается с того, что бывший уездный предводитель дворянства Воробьянинов узнает о кладе. Теща Ипполита на смертном одре признается зятю в том, что спрятала фамильные бриллианты в одном из стульев гостиного гарнитура.
Ипполит Матвеевич, которого революция лишила положения в обществе и превратила в скромного сотрудника ЗАГСа, остро нуждается в деньгах. Похоронив тещу, он незамедлительно отправляется в Старгород, надеясь отыскать когда-то принадлежащий его семье гарнитур и завладеть бриллиантами. Там он сталкивается с загадочным Остапом Бендером, который убеждает Воробьянинова сделать его своим компаньоном в таком сложном деле, как поиск сокровищ.
Есть и еще один персонаж книги, которого нельзя не упомянуть, пересказывая ее краткое содержание. «12 стульев» — роман, третьим главным героем которого является отец Федор. Священнослужитель, исповедовавший умирающую тещу Ипполита Матвеевича, также узнает о кладе и отправляется на его поиски, становясь конкурентом для Бендера и Воробьянинова.
История создания
По воспоминаниям одного из авторов известного романа «12 стульев», сюжет был подсказан Валентином Катаевым. Именно он посоветовал своему брату Евгению Петрову и его другу написать авантюрное литературное сочинение о деньгах, которые спрятали в стулья. Ильф и Петров к такой идее отнеслись очень серьёзно и сразу же принялись писать роман.
Для начала авторы решили определиться с тем, сколько же всё-таки должно быть стульев. И остановились на том, что полный комплект мебели звучит красиво. Но эта история со стульями не должна была быть основой литературного сочинения, а авторы хотели показать жизнь России того времени.
Работа над романом продолжалась с сентября по декабрь 1927 года. Написав за месяц первую часть, они тут же показали её Катаеву, и она ему понравилась. А в январе 1928 года в рукописи была поставлена последняя точка.
Вскоре рассказ был опубликован в журнале «Тридцать дней», а в том же году ещё и вышел отдельной книгой. Уже через год произведение было переиздано, но в него были внесены авторские поправки, сокращения и изменения. Такая переработка литературного сочинения продолжалась до 1938 года. И хотя проблем с изданием романа не было, зато литературное сообщество того времени встретило новое произведение весьма сдержано.
Среди критиков и писателей было много тех, кто поддержал соавторов. Это и писатель Юрий Олеша, и критик Анатолий Тарасенков, и другие. С 1949 года по 1950 годы это литературное сочинение было запрещено. Впоследствии было неоднократно экранизировано.