Тема
Несмотря на то, что начинается произведение с описания поступков богача Ротшильда, основная его тема – это щедрость души простого крестьянина, которому практически нечего отдавать, но он все равно готов поделиться с тем, кто в этом нуждается. Главная мысль стихотворения заключается в том, что такая щедрость во много раз превосходит щедрость Ротшильда, который делится тысячами, но ведь этих тысяч у него в избытке и после он не испытывает нужды.
Сравнивая два типа богатства, Тургенев ни на минуту не сомневается, что именно обычные крестьяне гораздо щедрее самого Ротшильда, ведь, в отличие от него, они делятся последним. И, по сути, даже не сомневаются, делать это или нет: из диалога сразу становится понятно, что все и так решено, не смогут они бросить ребенка-сироту, которого больше некому приютить.
Композиция
Сравнивая благотворительность Ротшильда и бедных крестьян. В первой части, зачине, он говорит о том, что прекрасно относится к поступкам богача, жертвующего тысячи на нужды тех, кому нужна помощь. И такой поступок действительно заслуживает уважения, ведь далеко не все богатые люди поступают так же. Но смысл произведения раскрывается дальше, во второй части.
В ней он показывает, насколько щедрыми могут быть люди, которые сами располагают очень немногим. Крестьянская семья разговаривает о том, что им необходимо взять на воспитание сиротку-племянницу, но тогда у них денег не будет даже на соль. И глава семьи, главный герой, принимает решение – значит, похлебку они будут есть несоленой. Именно это и есть настоящая, от души щедрость – Тургенев оценивает ее гораздо выше пожертвований самого Ротшильда.
При этом из диалога крестьян непонятно, есть ли в семье собственные дети, но скорее всего есть, иначе не было бы такой нужды. Женщина не говорит о голоде, просто соль в доме – признак хоть какого-то, но достатка. Взяв еще один лишний рот, семья лишится и его. Интересно также, что в этой части писатель делает акцент на слове “мы” , показывая, что хотя решение и остается за мужем, семья в данном случае едина.
Особенности крестьянской семьи
Продолжим анализ «Двух богачей» Тургенева описанием того облика крестьянской семьи, который мастерски рисует перед своими читателями
- Прежде всего, это очень бедные люди, у которых, по всей видимости, имеются собственные дети.
- Тургенев не говорит ни возраст своих персонажей, ни пытается описать их внешность, поскольку для передачи его ключевой идеи эти данные не требуются.
- Следует заметить, что в речи и мужика, и его жены не звучит эгоистичное «я», оба говорят «мы», что подчеркивает их стремление принять совместное решение.
- Читатель понимает, что решающее слово остается за мужем, поэтому несчастная сирота обретет новый дом и надежду на счастливую, хотя и очень бедную, жизнь.
При анализе стихотворения «Два богача» Тургенева важно показать, что автор изобразил собирательный образ русской крестьянской семьи, лучших людей своего времени, готовых помогать нуждающимся, даже лишая себя самого необходимого (в деревенской среде отсутствие в доме соли считалось признаком крайней нищеты)
Анализ рассказа «Два богача»
Как было сказано, рассказ был написан в 1878 году, летом. Он состоит из нескольких частей, Имеет зачин и концовку. В первой строке рассказывается о Ротшильде – человеке богатом, который занимается благотворительностью. Таким образом говорится, что человек несмотря на свое огромное богатство все-таки не забывает о простых людях, нуждающихся и пытается им как-то помочь. Дальше идет сравнение богатого Ротшильда и бедной крестьянской семьи, которая не может вкладывать свои сбережения на помощь нуждающимся, так как они сами крайне нуждающиеся. Действительно, щедрость богатого и зажиточного человека заставляет удивляться и восхищаться им. Далеко не все состоятельные люди желают помочь и помогают тем, кто нуждается в этом, но Ротшильд не такой, он делится средствами «на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых». Добрые дела, как им свойственно, вызывают сугубо положительную реакцию.
Тут же Тургенев добавляет в рассказ еще несколько действующих лиц. «Убогое крестьянское семейство» принимает в свой, и без того «разоренный домишко», сиротку. Разговор между мужем и женой – весьма интересный и неоднозначный. Он полон благородства, душевной щедрости. Несмотря на то что эти люди не так богаты, как Ротшильд, они обладают доброй и щедрой душой. Бедная семейная пара берёт на воспитание девочку, которая потеряла родителей, и щедрость их души восхищает не меньше чем щедрость миллионера.
Ответ на вопрос почему это так, очень прост. Достаточно подумать лишь о том, в чем же ущемляет себя миллиардер, отдавая свои деньги беднякам, как сразу все становится предельно ясно и понятно. Он отдает то, в чем сам не нуждается. Ротшильд наверняка, не чувствует от этого никаких изменений в своей собственной жизни, все у него остается прежним. Крестьянская семья же, наоборот, отдает все, что у них есть, дабы изменить жизнь сиротки в лучшую сторону, стать её семьей. Они не могут позволить себе даже соли для похлебки, но не отказываются от девочки. И если женщина ещё позволяет себе сомнения, то они тут же разбиваются о слова муж: «А мы ее… и несоленую». Необходимо отметить интересный нюанс, что автор подчеркивает две вещи: во-первых, ни баба, ни мужик не решают каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вместе в радости и в горе. Их ждет тяжелое время, но они готовы вместе пройти через это, бороться с этим. Во-вторых, женщину Тургенев называет «бабой», подчеркивая ее социальный статус (обычная крестьянка), а мужчину не только мужиком, но и мужем, человеком, за которым остается в решении наиболее серьезных вопросов последнее, решительное слово.
Писатель сохраняет интригу. Он показывает читателю, что это далеко не все аргументы бабы, которые она может привести, ставя после ее слов многоточие. Вполне возможно, что этот разговор у них заходит не в первый раз. Хотя, если это было бы и так, то можно поставить многоточие в начале ее слов. Возможно, оба прекрасно понимают, что девать девочку некуда, а выдворят ее из дома они не собираются – не звери в конце концов. Семейная пара понимает, что они берут на себя тяжкий груз, но это их ничуть не смущает, они готовы мириться со всем.
«Два богача», анализ произведения Тургенева
Последние произведения Ивана Тургенева увидели свет в 1882 году. Это были короткие заметки, раздумья и наблюдения из записных книжек писателя. Название цикла менялось несколько раз. Первоначально автор назвал сборник «Посмертное», затем написал на латыни Senilia, что означает – «Стариковское». Но окончательный вариант, под которым сборник был опубликован, получил название «Стихотворения в прозе».
Пожалуй, это самое удачное решение. В небольших текстах осмыслена проза жизни, а затем изложена в краткой лирической форме. Миниатюры сборника не рифмованы, но их язык весьма поэтичен. Одно из наиболее емких произведений цикла – «Два богача». Всего несколько строк хватило Тургеневу, чтобы создать ряд образов и заставить читателя задуматься.
Произведение, написанное в июле 1878 года, состоит из двух частей, имеет зачин и концовку. В нем сравнивается благотворительность Ротшильда и бедной крестьянской семьи. Писатель отмечает, что щедрость одного из богатейших людей планеты заслуживает восхищения, поскольку далеко не все состоятельные люди отдают часть своих доходов «на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых». Такие добрые дела вызывают у писателя похвалу и умиление. Но тут же Тургенев вспоминает об «убогом крестьянском семействе». которое принимает в свой «разоренный домишко» сиротку. Короткий разговор между мужем и женой полон благородства и душевной щедрости.
В чем ущемляет себя миллиардер, отдавая деньги бедным? Вряд ли он чувствует какие-либо изменения в своей роскошной жизни. А вот крестьянская семья, приютив сироту, не сможет купить даже соли для похлебки. Да разве только в еде дело? Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд. Нужно не только одеть, обуть и накормить, но и отдать девочке частицу души, заменить ей родителей.
Тургенев не сообщает подробности о семье крестьян. Читатель не знает, есть ли у них свои дети. Скорее всего, что есть. Потому и ворчит добродушно женщина. Автор не называет также имен героев. С одной стороны, такой подход создает обобщение, с другой – подчеркивает простой социальный статус семьи.
Характерно, что оба говорят «мы». осознавая себя единым целым. Вот тихий ежедневный подвиг, истинное душевное богатство простого крестьянина, о котором не трезвонят на весь мир газеты.
Салтыков-Щедрин говорил о произведениях Тургенева, что после их прочтения легко дышится, верится, тепло чувствуется. Это в полной мере касается и миниатюры из пяти предложений «Два богача».
Образы
Следующий этап анализа «Двух богачей» Тургенева — описание героев. Можно выделить два типа персонажей:
- Прямые действующие лица: сам крестьянин и его жена.
- Лица, о которых упоминается: Ротшильд и девочка Катька.
Причем первая категория героев имен не имеет, а вторая носит более конкретный характер, и реально существовавший миллионер, и несчастная сирота. Зачем же автор использует такой прием? При анализе стихотворения Тургенева «Два богача» следует найти ответ на этот вопрос. Для автора великую ценность имеет благородная крестьянская душа, поэтому описанное событие могло произойти в любом уголке необъятной родины, во многих семьях, терпящих нужду. Классик искренне восхищается натурой русского человека, готового на самопожертвование.
Смысл стихотворения «Два богача»
Особенности крестьянской семьи
Продолжим анализ «Двух богачей» Тургенева описанием того облика крестьянской семьи, который мастерски рисует перед своими читателями
- Прежде всего, это очень бедные люди, у которых, по всей видимости, имеются собственные дети.
- Тургенев не говорит ни возраст своих персонажей, ни пытается описать их внешность, поскольку для передачи его ключевой идеи эти данные не требуются.
- Следует заметить, что в речи и мужика, и его жены не звучит эгоистичное «я», оба говорят «мы», что подчеркивает их стремление принять совместное решение.
- Читатель понимает, что решающее слово остается за мужем, поэтому несчастная сирота обретет новый дом и надежду на счастливую, хотя и очень бедную, жизнь.
При анализе стихотворения «Два богача» Тургенева важно показать, что автор изобразил собирательный образ русской крестьянской семьи, лучших людей своего времени, готовых помогать нуждающимся, даже лишая себя самого необходимого (в деревенской среде отсутствие в доме соли считалось признаком крайней нищеты)
Анализ рассказа «Два богача»
Действительно, щедрость богатого и зажиточного человека заставляет удивляться и восхищаться им. Далеко не все состоятельные люди желают помочь и помогают тем, кто нуждается в этом, но Ротшильд не такой, он делится средствами «на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых». Добрые дела, как им свойственно, вызывают сугубо положительную реакцию.
Тут же Тургенев добавляет в рассказ еще несколько действующих лиц. «Убогое крестьянское семейство» принимает в свой, и без того «разоренный домишко», сиротку. Разговор между мужем и женой – весьма интересный и неоднозначный. Он полон благородства, душевной щедрости. Несмотря на то что эти люди не так богаты, как Ротшильд, они обладают доброй и щедрой душой. Бедная семейная пара берёт на воспитание девочку, которая потеряла родителей, и щедрость их души восхищает не меньше чем щедрость миллионера.
Ответ на вопрос почему это так, очень прост. Достаточно подумать лишь о том, в чем же ущемляет себя миллиардер, отдавая свои деньги беднякам, как сразу все становится предельно ясно и понятно. Он отдает то, в чем сам не нуждается. Ротшильд наверняка, не чувствует от этого никаких изменений в своей собственной жизни, все у него остается прежним. Крестьянская семья же, наоборот, отдает все, что у них есть, дабы изменить жизнь сиротки в лучшую сторону, стать её семьей. Они не могут позволить себе даже соли для похлебки, но не отказываются от девочки. И если женщина ещё позволяет себе сомнения, то они тут же разбиваются о слова муж: «А мы ее… и несоленую». Необходимо отметить интересный нюанс, что автор подчеркивает две вещи: во-первых, ни баба, ни мужик не решают каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вместе в радости и в горе. Их ждет тяжелое время, но они готовы вместе пройти через это, бороться с этим. Во-вторых, женщину Тургенев называет «бабой», подчеркивая ее социальный статус (обычная крестьянка), а мужчину не только мужиком, но и мужем, человеком, за которым остается в решении наиболее серьезных вопросов последнее, решительное слово.
Писатель сохраняет интригу. Он показывает читателю, что это далеко не все аргументы бабы, которые она может привести, ставя после ее слов многоточие. Вполне возможно, что этот разговор у них заходит не в первый раз. Хотя, если это было бы и так, то можно поставить многоточие в начале ее слов. Возможно, оба прекрасно понимают, что девать девочку некуда, а выдворят ее из дома они не собираются – не звери в конце концов. Семейная пара понимает, что они берут на себя тяжкий груз, но это их ничуть не смущает, они готовы мириться со всем.
Вариант 2
«Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть богатым, — достаточно быть добрым» — гласит мудрость.
В стихотворении «Два богача» И. С. Тургенев, путём приведения наглядного примера, размышляет о сущности бытия, философствует о смысле жизни и общечеловеческих ценностях.
Два главных героя, две судьбы, два ступени социальной лестницы, два богача. Кто же из них на самом деле богаче?
Один богач знатного рода, высокого положения в обществе. Он ворочает деньгами, не зная им счету. Помощь обездоленным для него хороший повод поднять шумиху в обществе, лишний раз подтвердив свой статус «благодетеля».
Богатство второго — благородная и добрая душа в теле простого крестьянина, мужика. Необразованный, погруженный в рутинную тяжелую работу, далекий от высокопарных фраз и публичных поступков. Он готов принять в свой «разоренный домишко» лишний рот, невзирая на скудность своего бытия.
У жены мужика, которую автор стихотворения называет «бабой», подчеркивая этим ее социальный уровень и простоту, есть сомнения по поводу «сироты — племянницы». Но даже сомневаясь разумом, сердцем она сама понимает, что спасение ребёнка гораздо важнее возможных трудностей. Ведь, несмотря на то, что отсутствие соли в доме считалось признаком крайней нищеты, можно есть и несолёную пищу и не умереть с голоду.
В этом «убогом крестьянском семействе» удивительная гармония: муж и жена не употребляют эгоистичного «я» в размышлениях о дальнейшем своём существовании, везде у них фигурирует местоимение «мы». Они всё решают сообща.
Оба понимают, что решение взять девочку в свою семью влечет за собой определенный груз материальных проблем, но о том, чтобы оставить её на произвол судьбы даже не задумываются.
Отдавая малую частичку своего финансового благополучия нуждающимся, банкир не чувствует себя ущемленным в чем-либо. Его жизнь остается прежней и не претерпевает никаких изменений в худшую сторону. Наоборот.
Благотворительность Ротшильда вызывает широкий резонанс в обществе: им восхищаются его благодарят, популярность и уровень доверия увеличивается, что положительно сказывается на росте благосостояния семьи банкира. Имидж имеет большое значение в любое время, в любом обществе.
Семья крестьян же отдает последнее, что у них есть, дабы изменить жизнь сироты в лучшую сторону. И кроме неё их за это никто не поблагодарит. Никто не узнает и не предаст огласке этот бескорыстный поступок. Никто не посчитает его весомым и значимым.
Взять на себя воспитание чужого ребёнка — тяжкий труд. Не каждый человек сможет на такое решиться. Даже тот же банкир. Он мог бы усыновить не одного ребёнка, но нет! Лучше отдать деньги, пусть помогут кому-нибудь обезличенному. Ведь отдать материальное, гораздо проще, чем вложить душу и сердце в воспитание, заменить ребенку родителей, стать настоящей семьёй. Это и есть настоящее богатство. Богатство души.
Мысль о том, что духовное гораздо важнее материального, Тургенев пытается донести до читателей.
Именно поэтому он столь категоричен в последней фразе своего произведения: «Далеко Ротшильду до этого мужика!»
Анализ рассказа «Два богача»
Действительно, щедрость богатого и зажиточного человека заставляет удивляться и восхищаться им. Далеко не все состоятельные люди желают помочь и помогают тем, кто нуждается в этом, но Ротшильд не такой, он делится средствами «на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых». Добрые дела, как им свойственно, вызывают сугубо положительную реакцию.
Тут же Тургенев добавляет в рассказ еще несколько действующих лиц. «Убогое крестьянское семейство» принимает в свой, и без того «разоренный домишко», сиротку. Разговор между мужем и женой – весьма интересный и неоднозначный. Он полон благородства, душевной щедрости. Несмотря на то что эти люди не так богаты, как Ротшильд, они обладают доброй и щедрой душой. Бедная семейная пара берёт на воспитание девочку, которая потеряла родителей, и щедрость их души восхищает не меньше чем щедрость миллионера.
Ответ на вопрос почему это так, очень прост. Достаточно подумать лишь о том, в чем же ущемляет себя миллиардер, отдавая свои деньги беднякам, как сразу все становится предельно ясно и понятно. Он отдает то, в чем сам не нуждается. Ротшильд наверняка, не чувствует от этого никаких изменений в своей собственной жизни, все у него остается прежним. Крестьянская семья же, наоборот, отдает все, что у них есть, дабы изменить жизнь сиротки в лучшую сторону, стать её семьей. Они не могут позволить себе даже соли для похлебки, но не отказываются от девочки. И если женщина ещё позволяет себе сомнения, то они тут же разбиваются о слова муж: «А мы ее… и несоленую». Необходимо отметить интересный нюанс, что автор подчеркивает две вещи: во-первых, ни баба, ни мужик не решают каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вместе в радости и в горе. Их ждет тяжелое время, но они готовы вместе пройти через это, бороться с этим. Во-вторых, женщину Тургенев называет «бабой», подчеркивая ее социальный статус (обычная крестьянка), а мужчину не только мужиком, но и мужем, человеком, за которым остается в решении наиболее серьезных вопросов последнее, решительное слово.
Писатель сохраняет интригу. Он показывает читателю, что это далеко не все аргументы бабы, которые она может привести, ставя после ее слов многоточие. Вполне возможно, что этот разговор у них заходит не в первый раз. Хотя, если это было бы и так, то можно поставить многоточие в начале ее слов. Возможно, оба прекрасно понимают, что девать девочку некуда, а выдворят ее из дома они не собираются – не звери в конце концов. Семейная пара понимает, что они берут на себя тяжкий груз, но это их ничуть не смущает, они готовы мириться со всем.
Образы
Следующий этап анализа «Двух богачей» Тургенева — описание героев. Можно выделить два типа персонажей:
- Прямые действующие лица: сам крестьянин и его жена.
- Лица, о которых упоминается: Ротшильд и девочка Катька.
Причем первая категория героев имен не имеет, а вторая носит более конкретный характер, и реально существовавший миллионер, и несчастная сирота. Зачем же автор использует такой прием? При анализе стихотворения Тургенева «Два богача» следует найти ответ на этот вопрос. Для автора великую ценность имеет благородная крестьянская душа, поэтому описанное событие могло произойти в любом уголке необъятной родины, во многих семьях, терпящих нужду. Классик искренне восхищается натурой русского человека, готового на самопожертвование.
Заключение
Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд, да и не каждый человек решится на столь серьезный шаг в своей жизни. Даже тот самый богач почему-то не хочет делать этого, хотя может себе с легкостью позволить пойти на такой шаг, но нет. Он лучше отдаст деньги, а там они, возможно, помогут кому-то. Главное для него – быть щедрым человеком для окружающих людей, чтобы все говорили о том, какой он добрый, сердечный, хотя на самом деле он может таковым не является. Бедная же семейная пара прекрасно понимает, что им придется пожертвовать многим, но дать ребенку и теплую одежду, и крышу над головой и еду, а самое главное – заменить кровных родителей, стать настоящей семьей.
Конечно, в пяти предложениях нет места подробностям. Тургенев не сообщает их читателю. Нам приходится додумывать все самостоятельно, но в большей степени все итак ясно. Крестьянская семья сама по себе небогата. Мы не знаем, есть ли у семейной пары собственные дети, но можно предположить, что они действительно есть. Именно поэтому жена так добродушно и ворчит. Следует отметить и то, что писатель не называет имен крестьян. С одной стороны, можно подумать, что это обобщение, а с другой – таким образом он идеально подчеркивает социальный статус семьи и показал, что таких семей на Руси большинство. Тут контраст становится еще более выраженным – Ротшильд, человек со множеством средств для жизни, имеет добрые намерения, но безымянные люди, крестьяне, имеют огромную душу.
Безымянные крестьяне, о делах и подвигах которых не трубят во всеуслышание газеты, не говорят о них и огромные толпы людей, обладают истинным богатством, широкой душой, которой поделятся с девочкой. Это лишний раз подчеркивает то, что благотворительность богача не сравнима с благородством души простых людей.
Можно провести параллели и с нашим временем. Мы часто слышим по телевизору, читаем, что какой-то известный человек тратит свои сбережения на благотворительность, но лишь единицы из них способны взять всё в свои руки и сделать что-то стоящее. Большинство же только создает иллюзию помощи, равно как и Ротшильд в миниатюре «Два богача».В итоге миниатюры, писатель добавляет: «Далеко Ротшильду до этого мужика!». Конечно, в самом начале он говорит, что восхищается щедростью человека, но такая щедрость – ничего, по сравнению с той, что дают обычные крестьяне. Отдать все, что есть – могут далеко не все и не каждый.
Хотя сам писатель был из рода дворян, он обладал истинной, открытой душой, о чем говорят многие его произведения, в том числе и те, что собраны в сборнике «Стихотворения в прозе».
Слатыков-Щедрин в свое время говорил о рассказах Тургенева, что после их прочтения душа буквально очищается. Как только дочитаешь последнюю строчку, сразу же легче дышится, верится и чувствуется тепло. Такое же утверждение писателя можно назвать истинным и для миниатюры, состоящей всего из пяти предложений «Два богача».
Заключение
Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд, да и не каждый человек решится на столь серьезный шаг в своей жизни. Даже тот самый богач почему-то не хочет делать этого, хотя может себе с легкостью позволить пойти на такой шаг, но нет. Он лучше отдаст деньги, а там они, возможно, помогут кому-то. Главное для него – быть щедрым человеком для окружающих людей, чтобы все говорили о том, какой он добрый, сердечный, хотя на самом деле он может таковым не является. Бедная же семейная пара прекрасно понимает, что им придется пожертвовать многим, но дать ребенку и теплую одежду, и крышу над головой и еду, а самое главное – заменить кровных родителей, стать настоящей семьей.
Конечно, в пяти предложениях нет места подробностям. Тургенев не сообщает их читателю. Нам приходится додумывать все самостоятельно, но в большей степени все итак ясно. Крестьянская семья сама по себе небогата. Мы не знаем, есть ли у семейной пары собственные дети, но можно предположить, что они действительно есть. Именно поэтому жена так добродушно и ворчит. Следует отметить и то, что писатель не называет имен крестьян. С одной стороны, можно подумать, что это обобщение, а с другой – таким образом он идеально подчеркивает социальный статус семьи и показал, что таких семей на Руси большинство. Тут контраст становится еще более выраженным – Ротшильд, человек со множеством средств для жизни, имеет добрые намерения, но безымянные люди, крестьяне, имеют огромную душу.
Безымянные крестьяне, о делах и подвигах которых не трубят во всеуслышание газеты, не говорят о них и огромные толпы людей, обладают истинным богатством, широкой душой, которой поделятся с девочкой. Это лишний раз подчеркивает то, что благотворительность богача не сравнима с благородством души простых людей.
Можно провести параллели и с нашим временем. Мы часто слышим по телевизору, читаем, что какой-то известный человек тратит свои сбережения на благотворительность, но лишь единицы из них способны взять всё в свои руки и сделать что-то стоящее. Большинство же только создает иллюзию помощи, равно как и Ротшильд в миниатюре «Два богача».В итоге миниатюры, писатель добавляет: «Далеко Ротшильду до этого мужика!». Конечно, в самом начале он говорит, что восхищается щедростью человека, но такая щедрость – ничего, по сравнению с той, что дают обычные крестьяне. Отдать все, что есть – могут далеко не все и не каждый.
Хотя сам писатель был из рода дворян, он обладал истинной, открытой душой, о чем говорят многие его произведения, в том числе и те, что собраны в сборнике «Стихотворения в прозе».
Слатыков-Щедрин в свое время говорил о рассказах Тургенева, что после их прочтения душа буквально очищается. Как только дочитаешь последнюю строчку, сразу же легче дышится, верится и чувствуется тепло. Такое же утверждение писателя можно назвать истинным и для миниатюры, состоящей всего из пяти предложений «Два богача».
Заключение
Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд, да и не каждый человек решится на столь серьезный шаг в своей жизни. Даже тот самый богач почему-то не хочет делать этого, хотя может себе с легкостью позволить пойти на такой шаг, но нет. Он лучше отдаст деньги, а там они, возможно, помогут кому-то. Главное для него – быть щедрым человеком для окружающих людей, чтобы все говорили о том, какой он добрый, сердечный, хотя на самом деле он может таковым не является. Бедная же семейная пара прекрасно понимает, что им придется пожертвовать многим, но дать ребенку и теплую одежду, и крышу над головой и еду, а самое главное – заменить кровных родителей, стать настоящей семьей.
Конечно, в пяти предложениях нет места подробностям. Тургенев не сообщает их читателю. Нам приходится додумывать все самостоятельно, но в большей степени все итак ясно. Крестьянская семья сама по себе небогата. Мы не знаем, есть ли у семейной пары собственные дети, но можно предположить, что они действительно есть. Именно поэтому жена так добродушно и ворчит. Следует отметить и то, что писатель не называет имен крестьян. С одной стороны, можно подумать, что это обобщение, а с другой – таким образом он идеально подчеркивает социальный статус семьи и показал, что таких семей на Руси большинство. Тут контраст становится еще более выраженным – Ротшильд, человек со множеством средств для жизни, имеет добрые намерения, но безымянные люди, крестьяне, имеют огромную душу.
Безымянные крестьяне, о делах и подвигах которых не трубят во всеуслышание газеты, не говорят о них и огромные толпы людей, обладают истинным богатством, широкой душой, которой поделятся с девочкой. Это лишний раз подчеркивает то, что благотворительность богача не сравнима с благородством души простых людей.
Можно провести параллели и с нашим временем. Мы часто слышим по телевизору, читаем, что какой-то известный человек тратит свои сбережения на благотворительность, но лишь единицы из них способны взять всё в свои руки и сделать что-то стоящее. Большинство же только создает иллюзию помощи, равно как и Ротшильд в миниатюре «Два богача».В итоге миниатюры, писатель добавляет: «Далеко Ротшильду до этого мужика!». Конечно, в самом начале он говорит, что восхищается щедростью человека, но такая щедрость – ничего, по сравнению с той, что дают обычные крестьяне. Отдать все, что есть – могут далеко не все и не каждый.
Хотя сам писатель был из рода дворян, он обладал истинной, открытой душой, о чем говорят многие его произведения, в том числе и те, что собраны в сборнике «Стихотворения в прозе».
Слатыков-Щедрин в свое время говорил о рассказах Тургенева, что после их прочтения душа буквально очищается. Как только дочитаешь последнюю строчку, сразу же легче дышится, верится и чувствуется тепло. Такое же утверждение писателя можно назвать истинным и для миниатюры, состоящей всего из пяти предложений «Два богача».