Краткое содержание горький песня о соколе для читательского дневника

«песня о соколе» краткое содержание рассказа горького – читать пересказ онлайн

Содержание произведения

Высоко в горах в ущелье лежал уж и любовался морским приливом. Над его головой ярко светило солнце. Неожиданно в ущелье упал раненый сокол и начал биться о твердые камни. Уж испугался и хотел отползти подальше от птицы. Но вскоре он понял, что птице осталось жить недолго. Он подобрался поближе и спросил: «Что, умираешь?».

Краткое содержание Горький Песня о соколе для читательского дневника

Сокол понимал, что это последние мгновения его жизни. Он сожалел лишь о том, что больше никогда не увидит небо. Птица встрепенулась и подумала, что хочет в последний раз подняться ввысь. Тем временем уж задумался: возможно, в небе действительно так хорошо, что перед смертью птица думает только об этом? Он предложил соколу подползти к самому краю и броситься камнем вниз. Может, в этот момент крылья птицы расправятся, и она сможет высоко взлететь?

После этого ужа заинтересовала любовь к небу, он решил попробовать взлететь. Свернувшись в клубок, герой прыгнул в воздух, но не разбился, а лишь засмеялся. Он подумал, что рожденный ползать летать не может!

Краткое содержание

Казалось, огромное море уснуло и теперь «крепко спит», отражая на своей зеркальной поверхности легкие перистые облака. На фоне яркого синего неба четко вырисовываются остроконечные горные вершины.

«На песке у громадного камня» лежит рассказчик, разморенный солнцем и тишиной. Неподалеку от него «старый крымский чабан» по имени Рагим занят приготовлением ухи. Мужчины находятся в том настроении, когда на душе светло и радостно, и «нет иных желаний, кроме желания думать».

Рагим, удобно расположившись на горячем песке, «вдумчиво смотрит в мутную даль». Он принимается размышлять о жизни, особо не беспокоясь о том, слушает его рассказчик или нет. Рагим не уверен, куда попадают те, кто при жизни не служил «богу и пророку». Возможно, они превратились в морскую пену и «серебряные пятна на воде»?

Мужчина просит Рагима рассказать ему сказку – ему очень нравится, как старик читает старинные сказания. В этот раз пастух предлагает рассказать ему песню об Уже и Соколе.

Глава 1

Однажды Уж заполз высоко в горы и, удобно расположившись в ущелье, любовался морем. Солнце ярко освещало все вокруг, «горы зноем дышали в небо». Неожиданно в ущелье, где отдыхал Уж, упал «с неба Сокол с разбитой грудью».

Поначалу Уж испугался, но видя, что хищная птица обречена на верную смерть, осмелился подползти поближе и завязать с ней разговор.

Даже перед смертью Сокол не роптал на судьбу. Он радовался, что «славно пожил» – узнал, что такое счастье и радость победы в сражении, свобода полета и красота бездонного неба. Однако Уж не мог представить себе всю красоту неба, ведь ему куда ближе была земля, где «тепло и сыро». В глубине души он чувствовал превосходство над Соколом, и считал, что «все в землю лягут, все прахом будет».

Отважному Соколу было невыносимо умирать в душном ущелье, где пахло гнилью. Он мечтал в последний раз высоко подняться в небо и почувствовать радость битвы

Уж предложил «свободной птице» прыгнуть с края ущелья – быть может, крылья поднимут Сокола, и он напоследок ощутит себя свободным, вольным сыном неба.

Сокол так и поступил, но не хватило у него сил для свободного полета, и он стремительно падал вниз, «ломая крылья, теряя перья». Последний приют он нашел в морской пучине.

Глава 2

В своем ущелье «Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу». Он никак не мог понять, что разглядел Сокол «в пустыне этой без дна и края», что смогло его так сильно увлечь. Уж решил испытать не себе радость полета и, недолго думая, прыгнул в бездну, позабыв простую истину – «Рожденный ползать — летать не может!».

Ужу повезло, и он не расшибся насмерть, а только больно ударился о камни. Из своего опыта он сделал вывод, что вся радость полетов заключалась в падении. Теперь Уж не сомневался в том, что гордость птицам нужна только для того, чтобы «прикрыть безумство своих желаний». Довольный собой, он свернулся клубком на камне. А между тем внизу бушевало море, и в «львином реве» волн слышалась песня – «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!».

Краткое содержание

Казалось, огромное море уснуло и теперь «крепко спит», отражая на своей зеркальной поверхности легкие перистые облака. На фоне яркого синего неба четко вырисовываются остроконечные горные вершины.

«На песке у громадного камня» лежит рассказчик, разморенный солнцем и тишиной. Неподалеку от него «старый крымский чабан» по имени Рагим занят приготовлением ухи. Мужчины находятся в том настроении, когда на душе светло и радостно, и «нет иных желаний, кроме желания думать».

Рагим, удобно расположившись на горячем песке, «вдумчиво смотрит в мутную даль». Он принимается размышлять о жизни, особо не беспокоясь о том, слушает его рассказчик или нет. Рагим не уверен, куда попадают те, кто при жизни не служил «богу и пророку». Возможно, они превратились в морскую пену и «серебряные пятна на воде»?

Мужчина просит Рагима рассказать ему сказку – ему очень нравится, как старик читает старинные сказания. В этот раз пастух предлагает рассказать ему песню об Уже и Соколе.
 

Краткое содержание Максим Горький «Песня о Соколе».

Море уснуло и как будто теперь «крепко спит», отражая на своей зеркальной поверхности легкие перистые облака. На фоне яркого синего неба четко вырисовываются остроконечные горные вершины. «На песке у громадного камня» лежит рассказчик, разморенный солнцем и тишиной. Неподалеку от него «старый крымский чабан» по имени Рагим занят приготовлением ухи. Мужчины находятся в том настроении, когда на душе светло и радостно и «нет иных желаний, кроме желания думать». Рагим, удобно расположившись на горячем песке, «вдумчиво смотрит в мутную даль». Он принимается размышлять о жизни, особо не беспокоясь о том, слушает его рассказчик или нет. Рагим не уверен, куда попадают те, кто при жизни не служил «богу и пророку». Возможно, они превратились в морскую пену и «серебряные пятна на воде»? Мужчина просит Рагима рассказать ему сказку – ему очень нравится, как старик рассказывает свои сказки. В этот раз пастух предлагает рассказать ему песню об Уже и Соколе.

Глава 1

Однажды Уж заполз высоко в горы и, удобно расположившись в ущелье, любовался морем. Солнце ярко освещало все вокруг, «горы зноем дышали в небо». Неожиданно в ущелье, где отдыхал Уж, упал «с неба Сокол с разбитой грудью». Поначалу Уж испугался, но видя, что хищная птица обречена на верную смерть, осмелился подползти поближе и завязать с ней разговор. Даже перед смертью Сокол не роптал на судьбу. Он радовался, что «славно пожил»: узнал, что такое счастье и радость победы в сражении, свобода полета и красота бездонного неба. Однако Уж не мог представить себе всю красоту неба, ведь ему куда ближе была земля, где «тепло и сыро». В глубине души он чувствовал превосходство над Соколом и считал, что «все в землю лягут, все прахом будет»

Отважному Соколу было невыносимо умирать в душном ущелье, где пахло гнилью. Он мечтал в последний раз высоко подняться в небо и почувствовать радость битвы

Уж предложил «свободной птице» прыгнуть с края ущелья: быть может, крылья поднимут Сокола и он напоследок ощутит себя свободным, вольным сыном неба. Сокол так и поступил, но не хватило у него сил для свободного полета, и он стремительно падал вниз, «ломая крылья, теряя перья». Последний приют он нашел в морской пучине.

Глава 2

В своем ущелье «Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу». Он никак не мог понять, что разглядел Сокол «в пустыне этой без дна и края», что смогло его так сильно увлечь. Уж решил испытать не себе радость полета и, недолго думая, прыгнул в бездну, позабыв простую истину: «Рожденный ползать — летать не может!». Ужу повезло, и он не расшибся насмерть, а только больно ударился о камни. Из своего опыта он сделал вывод, что вся радость полетов заключалась в падении. Теперь Уж не сомневался в том, что гордость птицам нужна только для того, чтобы «прикрыть безумство своих желаний». Довольный собой, он свернулся клубком на камне. А между тем внизу бушевало море, и в «львином реве» волн слышалась песня: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!».

Читать краткое содержание Песни о соколе Горького

«Песня о Соколе» начинается с развернутого описания моря. Его изобразил автор как живой организм. Он показывает всю красоту пейзажа. В произведении есть рассказчик — это крымский чабан Надыр-Рагим-оглы, именно он и рассказывает сказку путешественнику.

Как- то лунной ночью путешественник попросил Рагима рассказать ему сказку и тогда тот начал медленно и спокойно свой рассказ о соколе. И рассказ его таков: » Как — то раз Сокол упал на землю после битвы, была она кровавая и жестокая. Но тут его заметил Уж, и решил подползти к нему. Он стал спрашивать Сокола, неужели он решил умереть. На что ему Сокол поведал, что битва была приятной и ему всего лишь на всего еще раз подняться в небо, к солнцу, последний раз почувствовать его тепло. А врага бы прижать к кровавой груди, чтобы он задохнулся кровью.

 Он не хочет умирать в тесноте, ему нужно небо, только там он горд и свободен. Змей выслушал его и подумав предложил ему бросится с обрыва с расправленными крыльями, вдруг он сможет взлететь. Сокол, последовав его совету, камнем упал вниз и разбился. Его жизнь закончилась.  Змей же посмотрел вниз и подумал, неужели на небе так хорошо и тогда он тоже сворачивается кольцом и решает спрыгнуть с обрыва. Он падает и ударяется о камень и делает главный вывод для себя, что рожденный ползать летать не будет.

А в заключении автор показывает то, что уже было в экспозиции. Рагим шутит и пытается прогнать прочь волну, которая к нему подбирается. Автор осматривает пейзаж, в котором видит одухотворенность.  Природа как будто заснула и кажется, что еще немного, всего секундочку, и она встрепенется, и будет звучать приятными и мелодичными звуками.

У обоих персонажей совсем разная позиция. Ужа привлекает земля и небо для него это просто пустой звук. И он даже с критикой смотрит на Сокола. Для него не понятно, почему погибающий Сокол, так яро рвется ввысь. И размышляя о судьбе Сокола, он приходит к выводу, что у обоих совсем разное мироощущение. И у обеих позиции верные. Уж не может летать, поэтому он проводит свою жизнь на земле. Он живет в окружении природы, где тихо и спокойно и ему не нужно совершать подвиги.

А вот у Сокола все совсем по-другому, вся его жизнь кажется подвигом. Он поднимается последний раз в небо, сверкнув, как звезда, падает на землю. Своей судьбой и жизнью он показывает вечное стремление к прекрасному. А вот Уж это олицетворение обыденности, серости.  Такая жизнь не яркая, обычная. Но ее невозможно назвать не нужной. Это скорее олицетворение обычных дел и поступков, которые приходится выполнять  и это нужно не меньше, чем подвиги.

Образы Сокола и Ужа вполне можно сравнить с людьми. Ведь в жизни также, одни рвутся на подвиги, а другие просто живут обычной размеренной жизнью. А ведь подвиг – это только миг, а остальное банальная реальность.

Язык изложения поэтичный. Встречается много олицетворений, эпитетов, равнений, которые раскрывают основный смысл произведения, заложенный автором. Также удачно были подобраны эпитеты, которые обозначают цвета.

Автор в своем произведении хочет достучаться до людей, чтобы все продвигались вперед и обращали внимание на все несправедливости, которые случаются в жизни. И показывает свои идеал, а именно свободную и городу личность, которая будет бороться до конца, не смотря на все преграды и если нужно, то даже умереть за свой идеал

Который выбирает каждый для себя и старается ему соответствовать, а иногда и подражать.

Оцените произведение:

  • 3.15

Голосов: 96

Читать краткое содержание Песня о соколе. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Горький. Краткие содержания произведений

  • В людях
  • Варвары
  • Васса Железнова
  • Воробьишко
  • Дачники
  • Дед Архип и Лёнька
  • Дело Артамоновых
  • Дети солнца
  • Детство
  • Жизнь Клима Самгина
  • Исповедь
  • Коновалов
  • Легенда о Данко
  • Легенда о Ларре
  • Макар Чудра
  • Мальва
  • Мать
  • Мещане
  • Мои университеты
  • Мой спутник
  • На дне
  • Несвоевременные мысли
  • Пепе
  • Песня о буревестнике
  • Песня о соколе
  • Про Иванушку-дурачка
  • Рождение человека
  • Самовар
  • Сказки об Италии
  • Случай с Евсейкой
  • Старуха Изергиль
  • Страсти-мордасти
  • Супруги Орловы
  • Фома Гордеев
  • Челкаш

Краткое содержание

Казалось, огромное море уснуло и теперь «крепко спит», отражая на своей зеркальной поверхности легкие перистые облака. На фоне яркого синего неба четко вырисовываются остроконечные горные вершины.

«На песке у громадного камня» лежит рассказчик, разморенный солнцем и тишиной. Неподалеку от него «старый крымский чабан» по имени Рагим занят приготовлением ухи. Мужчины находятся в том настроении, когда на душе светло и радостно и «нет иных желаний, кроме желания думать».

Рагим, удобно расположившись на горячем песке, «вдумчиво смотрит в мутную даль». Он принимается размышлять о жизни, особо не беспокоясь о том, слушает его рассказчик или нет. Рагим не уверен, куда попадают те, кто при жизни не служил «богу и пророку». Возможно, они превратились в морскую пену и «серебряные пятна на воде»?

Мужчина просит Рагима рассказать ему сказку – ему очень нравится, как старик рассказывает свои сказки. В этот раз пастух предлагает рассказать ему песню об Уже и Соколе.

Глава 1

Однажды Уж заполз высоко в горы и, удобно расположившись в ущелье, любовался морем. Солнце ярко освещало все вокруг, «горы зноем дышали в небо». Неожиданно в ущелье, где отдыхал Уж, упал «с неба Сокол с разбитой грудью».

Поначалу Уж испугался, но видя, что хищная птица обречена на верную смерть, осмелился подползти поближе и завязать с ней разговор.

Даже перед смертью Сокол не роптал на судьбу. Он радовался, что «славно пожил»: узнал, что такое счастье и радость победы в сражении, свобода полета и красота бездонного неба. Однако Уж не мог представить себе всю красоту неба, ведь ему куда ближе была земля, где «тепло и сыро». В глубине души он чувствовал превосходство над Соколом и считал, что «все в землю лягут, все прахом будет».

Отважному Соколу было невыносимо умирать в душном ущелье, где пахло гнилью. Он мечтал в последний раз высоко подняться в небо и почувствовать радость битвы

Уж предложил «свободной птице» прыгнуть с края ущелья: быть может, крылья поднимут Сокола и он напоследок ощутит себя свободным, вольным сыном неба.

Сокол так и поступил, но не хватило у него сил для свободного полета, и он стремительно падал вниз, «ломая крылья, теряя перья». Последний приют он нашел в морской пучине.

Глава 2

В своем ущелье «Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу». Он никак не мог понять, что разглядел Сокол «в пустыне этой без дна и края», что смогло его так сильно увлечь. Уж решил испытать не себе радость полета и, недолго думая, прыгнул в бездну, позабыв простую истину: «Рожденный ползать — летать не может!».

Ужу повезло, и он не расшибся насмерть, а только больно ударился о камни. Из своего опыта он сделал вывод, что вся радость полетов заключалась в падении. Теперь Уж не сомневался в том, что гордость птицам нужна только для того, чтобы «прикрыть безумство своих желаний». Довольный собой, он свернулся клубком на камне. А между тем внизу бушевало море, и в «львином реве» волн слышалась песня: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!».

Популярные сегодня пересказы

  • День рождения Инфанты — краткое содержание сказки Оскара Уайльда У наследной Принцессы испанской был день рождения. Инфанте исполнилось двенадцать лет. Погода в этот день была чудесной. Даже цветы в дворцовом саду радовались этому долгожданному празднику.
  • Когда спящий проснётся — краткое содержание романа Уэллса История разворачивается в Великобритании в конце XIX в. Неизвестный мужчина благородного происхождения Грэхем погружается в летаргию, но на самом деле считается живым
  • Диккенс 7 февраля 1812 года в Англии, в многодетной семье родился мальчик, Чарльз Диккенс. Его отец был чиновником Королевского флота. Детство писателя было тяжелым, его семья была бедной, он часто голодал. Родители еле – еле обеспечивали семью.
  • Краткое содержание книги Утопия Мора Деньги и частная собственность на острове Утопия уничтожены, а правителей выбирает народ. Эта идеальная организация резко контрастирует с европейскими державами XVI века

Несколько интересных сочинений

Твір на тему Моє майбутнє Моє життя – це низка білих і чорних смуг. Моє майбутнє завжди залишалося для мене загадкою, або принаймні, до певного віку

Що буде в майбутньому? Не завжди хочеться про це думати занадто серйозно, хочеться припускати, мріяти, але зовсім не діяти
Сочинение на тему Что такое красота? 9 класс Красота это понятие двойственное, если берётся во внимание человеческая красота. Ведь внешне человек может быть красивым, то есть привлекательным внешне.
Сочинение на тему Демократия (рассуждение) Термин демократия с древнегреческого языка переводится как народная власть

В современном мире это понятие не раз формулировалось заново и в итоге начало значить справедливость в правлении
Куприн
Характеристика и образ Муму в рассказе Тургенева Муму – собачка, сыгравшая главную роль в одноимённом рассказе Ивана Тургенева. Её трагическая история способна вызвать слезы у любого, даже равнодушного читателя.

Сравнительный анализ

У каждого народа есть былина, легенда или сказание, где погибающий главный герой продолжает жизнь в мыслях и деяниях тех, кого вдохновил его на подвиг. Горький неслучайно вложил песню в уста старого чабана, тем самым обозначив общее стремление определенной части людей разных поколений и национальностей к единым идеалам свободы.

Аллегорические образы животных, как главных героев, также присущи народному творчеству. Сказки с подтекстом всегда охотно использовались русскими писателями в своих произведениях. Так, Пугачев из «Капитанской дочки» Пушкина, рассказывает Гриневу притчу об Орле и Вороне, в чем-то аналогичную настоящей истории.

В обоих случаях выбор стоит между короткой, но яркой, насыщенной событиями и эмоциями жизнью и длительным, но вялым и однообразным существованием.

Мысли автора

Анализ произведения «Песня о соколе» показывает, что эта композиция посвящена храбрым и свободным людям. Их олицетворением является вольная птица сокол. Писатель использует характе́рный стиль. Он сопоставляет два образа. Противоположным птице героем является уж. Горький пытается представленными образами показать сущность каждого из них. Он использует одновременно 2 жанровых направления, объединив в одном тексте поэму и прозу. Идеей при создании произведения стали люди, которые принимали участие в революционном движении.

Повествование в произведении ведется от имени старика, которого лирический герой просит рассказать сказку. Одновременно с пением старика автор описывает морской пейзаж. Писатель с первых строк хочет передать настроение собеседников. Они с самого начала были настроены на глубокие размышления. Благодаря описаниям того, что находится вокруг героев, читатели чувствуют уверенность и спокойствие.

Основные герои песни имеют разные характеры. Сокол привык жить размеренной жизнью. Он спокоен и рад тому, что все идет своим чередом. Затем автор погружается в описание лежащего на камне ужа. Этот образ олицетворяет неповоротливость и приземленность мыслей некоторых личностей.

Противоположный тип людей сильно отличается. Это бунтари, которые совершают смелые поступки и любят свободу. Они подрывают устаревшие нормы и ведут за собой других. Сокол является именно таким. Даже перед смертью он храбр и рвется в бой. Он, даже теряя силы, жаждет прижать своего врага к кровоточащей ране, чтобы он захлебнулся его кровью. Он не лежит и не ждет своей смерти, а срывается и падает. Последние минуты жизни он хочет провести в полете. Анализ «Песни о соколе» показывает, что в тексте присутствуют разные приемы выразительности:

  • эпитеты;
  • сравнения;
  • олицетворения.

Образ птицы символизирует настроение людей в период революции. Они сильны духом и не готовы сдаваться. Уж — признак мещанства. Люди, которых он символизирует, не желают что-то менять. Они продолжают жить по-старому, даже если им это не нравится.

Эти два образа по-разному представляют смысл жизни. Для ужа благоприятными кажутся спокойствие и размеренность. У него отсутствует стремление чего-либо добиться.

https://youtube.com/watch?v=Ow7zmAi2UgA

Онлайн чтение книги Песня о Соколе

«О соколе и уже»

I

Высоко в горы вполз уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.

Высоко в небе сияло солнце, и горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень…

И по ущелью, во тьме и в брызгах, поток стремился навстречу морю, скача чрез камни.

Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя.

Вдруг в то ущелье, где уж свернулся, пал с неба сокол с разбитой грудью, в крови на перьях…

С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твёрдый камень…

Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты…

Подполз он ближе к разбитой птице и прошипел ей прямо в очи:

– Что, умираешь?

– Да, умираю! – ответил сокол, вздохнув глубоко. – Я славно пожил… Я много прожил… Я храбро бился… И видел небо. Ты не увидишь его так близко… Эх ты, бедняга!

– Ну, что же небо? – пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!

Так уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.

И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет…»

Но сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повёл очами.

Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье тёмном и пахло гнилью.

И крикнул сокол с тоской и болью, собрав все силы: – О, если б в небо хоть раз подняться!..

А уж подумал; «Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..»

И предложил он свободной птице: – А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживёшь ты ещё немного в твоей стихии.

И дрогнул сокол и, слабо крикнув, пошёл к обрыву, скользя когтями по слизи камня.

И подошёл он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и вниз скатился.

И сам, как камень, скользя по камню, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья…

Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.

А волны моря с печальным плеском о камень бились… И трупа птицы не видно было в морском просторе…

II

В ущелье лёжа, уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу. И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.

– А что он видел, умерший сокол, в пустыне этой без дна и края?

– Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полётам в небо? Что им там ясно?

– А я ведь мог бы узнать всё это, взлетевши в небо хоть ненадолго…

Сказал и сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.

Рождённый ползать – летать не может… Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся…

– Так вот в чём прелесть полётов в небо! Она – в паденье… Смешные птицы!

– Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной.

– Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу.

– Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний?!

– И скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!

– Но не обманут теперь уж больше меня их речи. Я сам всё знаю! Я видел небо.

– Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю.

– Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом… Я знаю правду.

– И их призывам я не поверю. Земли творенье – землёй живу я. И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою. Блестело море, всё в южном солнце, и с шумом волны о берег бились.

В их тихом шуме звучала песня о смелой птице, любившей небо.

О, смелый сокол! Ты, живший в небе, бескрайнем небе, любимец солнца!

О, смелый сокол, нашедший в море, безмерном море себе могилу!

Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь купаться в небе, свободном небе, где нет помехи размаху крыльев свободной птицы, летящей кверху!..»

Критические оценки

Советская публицистика и литературная критика уделяла «Песне о Соколе» значительное внимание. Емельян Ярославский отмечал в воспоминаниях, что «воззвания Горького и его пламенные боевые песни — „Буревестник“, его „Песнь о Соколе“ — имели не меньшее революционное воздействие на массы, чем прокламации отдельных революционных комитетов партийной организации»

Другой революционер, Пётр Заломов, вспоминал:

Владимир Ленин назвал своё открытое письмо Максиму Горькому, опубликованное в 1914 году, «Автору „Песни о соколе“».

По мнению И. А. Груздева, автора биографии Максима Горького в серии «Жизнь замечательных людей» (1960),

Иначе оценивала произведение Горького правая критика — так, М. О. Меньшиков в 1900 году утверждал:

«Песнь о соколе» – анализ произведения Максима Горького

Мысли автора

Анализ произведения «Песня о соколе» показывает, что эта композиция посвящена храбрым и свободным людям. Их олицетворением является вольная птица сокол. Писатель использует характе́рный стиль. Он сопоставляет два образа. Противоположным птице героем является уж. Горький пытается представленными образами показать сущность каждого из них. Он использует одновременно 2 жанровых направления, объединив в одном тексте поэму и прозу. Идеей при создании произведения стали люди, которые принимали участие в революционном движении.

Повествование в произведении ведется от имени старика, которого лирический герой просит рассказать сказку. Одновременно с пением старика автор описывает морской пейзаж. Писатель с первых строк хочет передать настроение собеседников. Они с самого начала были настроены на глубокие размышления. Благодаря описаниям того, что находится вокруг героев, читатели чувствуют уверенность и спокойствие.

Основные герои песни имеют разные характеры. Сокол привык жить размеренной жизнью. Он спокоен и рад тому, что все идет своим чередом. Затем автор погружается в описание лежащего на камне ужа. Этот образ олицетворяет неповоротливость и приземленность мыслей некоторых личностей.

Противоположный тип людей сильно отличается. Это бунтари, которые совершают смелые поступки и любят свободу. Они подрывают устаревшие нормы и ведут за собой других. Сокол является именно таким. Даже перед смертью он храбр и рвется в бой. Он, даже теряя силы, жаждет прижать своего врага к кровоточащей ране, чтобы он захлебнулся его кровью. Он не лежит и не ждет своей смерти, а срывается и падает. Последние минуты жизни он хочет провести в полете. Анализ «Песни о соколе» показывает, что в тексте присутствуют разные приемы выразительности:

Образ птицы символизирует настроение людей в период революции. Они сильны духом и не готовы сдаваться. Уж — признак мещанства. Люди, которых он символизирует, не желают что-то менять. Они продолжают жить по-старому, даже если им это не нравится.

Эти два образа по-разному представляют смысл жизни. Для ужа благоприятными кажутся спокойствие и размеренность. У него отсутствует стремление чего-либо добиться.

Содержание произведения

Высоко в горах в ущелье лежал уж и любовался морским приливом. Над его головой ярко светило солнце. Неожиданно в ущелье упал раненый сокол и начал биться о твердые камни. Уж испугался и хотел отползти подальше от птицы. Но вскоре он понял, что птице осталось жить недолго. Он подобрался поближе и спросил: «Что, умираешь?».

Сокол понимал, что это последние мгновения его жизни. Он сожалел лишь о том, что больше никогда не увидит небо. Птица встрепенулась и подумала, что хочет в последний раз подняться ввысь. Тем временем уж задумался: возможно, в небе действительно так хорошо, что перед смертью птица думает только об этом? Он предложил соколу подползти к самому краю и броситься камнем вниз. Может, в этот момент крылья птицы расправятся, и она сможет высоко взлететь?

После этого ужа заинтересовала любовь к небу, он решил попробовать взлететь. Свернувшись в клубок, герой прыгнул в воздух, но не разбился, а лишь засмеялся. Он подумал, что рожденный ползать летать не может!

II

В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу.
И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.
— А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго.
Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.
Рожденный ползать — летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся…
— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю! Я — видел небо… Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я.
И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.
Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:«Безумству храбрых поем мы славу!Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!Безумству храбрых поем мы песню!..»

… Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде все больше серебряных пятен от лунных лучей… Наш котелок тихо закипает.
Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима.
— Куда идешь?.. Пшла! — машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море.
Мне нимало не смешна и не страшна выходка Рагима, одухотворяющего волны. Все кругом смотрит странно живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения.
Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: