Читательский дневник «старик‐годовик» в.и. даль

В даль старик годовик краткое содержание сюжет. отзыв о сказке в.и.даля «старик годовик. не рой другому яму, сам в неё попадёшь

Краткое содержание Даль — Старик-годовик

Автор сказки: Владимир Иванович Даль.

Год написания: тысячи восемьсот тридцать второй год.

Жанр: сказка – загадка.

Герои: Старик – годовик, двенадцать очень своеобразные птиц.

Сюжет: Появляется старик, стал махать рукавами и выпускать каких – то странных, но фантастически красивых птиц. Это были не простые, например, синички и воробушки, а какие – то, которые заставляли удивляться тому, что происходило после их появления. В первый раз махнул рукавом, а из данного рукава вылетели три птички, а птички эти были необыкновенные, лишь только они вылетели сходу стало очень холодно, как будто бы зимой, даже снег пошёл. После этого, он второй раз махнул рукавом, и оттуда ещё три птички повзлетали, только в этот момент холод сменился, на потепление и всё начало расцветать, что тебе весна пришла. А некоторое время спустя старец снова взмахнул своим рукавом, и ещё раз, вновь три птицы возникли, словно не откуда, и тепло, пришедшее после того неожиданного холода, подвинула жара, зной и не выносимая духота, словно лето пришло, а всё сельские обитатели быстрее побежали рожь прибирать. Опять взмах старца, уже четвертый по счёту, полетели ещё три птицы, однако ныне стало прохладно, полились мелкие и противные дождики, залегли туманы, что и бывает золотой осенью.

А оказывается – то, что птицы совсем не простые, они были не только необычайной и небывалой красоты, но особенным отличительным признаком от обыкновенных птиц было то, что у каждой из них по четыре очень красивых крыла, которые отличались своей раскраской от тех других птиц, которые ранее или позднее выпускал старец из рукавов, да ещё в каждом крыле – семь перьев и каждое это перышко имеет своё имя. Мало того на одной из сторон пера оно белоснежное, словно облако, а на другой чёрное – чёрное, казалось, что оно было словно черное небо.

Что же это за старик? И что же это за птицы такие – экзотические? Почему именно из его рукава вылетали эти волшебные создания? Птицы были словно неземные, умели поменять погоду полностью, как же они так смогли?! А для чего им четыре крыла, да ещё и семь перьев на каждом крыле? А как же так получается, что они ещё и имели различную расцветку, для какой же интересно цели?

3 класс

Собиратель слов

ладимир Иванович Даль жил давным-давно, в старые, незапамятные времена.

Родился он в 1801 году на юге России, в «Луганском заводе», поэтому когда он потом стал писателем, то подписывал свои книжки именем «Казак Луганский». Шестьдесят лет прожил Даль при крепостном праве, когда помещики были полными хозяевами своих крестьян, могли продавать их, как коров, овец или лошадей.

Даль сначала был моряком, потом военным врачом, долгие годы служил в разных учреждениях, писал повести, рассказы и сказки, составлял учебники и книжки для детей. Но главным делом своей жизни он считал изучение языка русского народа. Один из первых русских писателей, он стал писать рассказы из народной жизни языком, каким говорил народ.

Даль близко сошелся с лучшими писателями своего времени — с Пушкиным, Жуковским, Крыловым и Гоголем.

Александр Сергеевич Пушкин подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с надписью: «Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин». Пушкин умер на руках у Даля. Перед смертью Пушкин подарил ему свой старинный перстень в память того, что оба они любили русский народ и его великий, богатый, живой язык. Ещё при первых встречах Пушкин говорил молодому Далю: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А не дается в руки, нет…»

Чтобы это «золото» русского языка — поговорки, пословицы, загадки — «далось всем в руки», надо было его собрать. И Даль всю свою жизнь отдал этому делу. Он стал искателем, собирателем слов.

Да разве нужно собирать слова? — спросите вы. — Какой в этом толк? Слова — не ягоды, не грибы, они в лесу не растут, в лукошко их не уложишь…

И правда, слова в лесу не растут. Но они живут в народе, в разных краях и областях нашей большой земли, они родятся и умирают, у них есть родители и дети… Как это — слова родятся?

Во времена Даля не было, например, таких слов, какие сейчас знает всякий школьник: «колхоз», «комсомол»…

Эти слова родились после Октябрьской революции, при Советской власти, когда появились у нас колхозы, когда организовали Ленинский комсомол.

Не было в те времена, когда жил Даль, и слов «автомобиль», «аэроплан» — по той простой причине, что эти машины не были ещё изобретены.

А вот такие слова, как «боярин», «государь», уходят из нашей речи и живут только в исторических книгах.

А сколько же слов у человека? И много и мало.

У маленького ребёнка слова наперечёт. Когда он подрастёт, — у него их десятки, потом сотни, потом тысячи. Чем больше слов знает человек, тем легче ему выражать свои мысли и чувства. Иному школьнику, если попросить его записать все слова, которыми он пользуется, понадобится одна тоненькая тетрадка. А вот теперь издан словарь всех слов, которые употреблял Пушкин в своих сочинениях: это четыре толстых тома в две колонки, напечатанных мелким шрифтом. В этом словаре много тысяч слов.

А много ли слов у народа? У народа слов ещё больше. Вот собирателем слов, которыми богат наш народ, и был Владимир Иванович Даль.

Нам в наследство от Даля остался его «Словарь живого великорусского языка». Полвека — пятьдесят лет — Даль собирал, составлял, издавал, улучшал и дополнял свой «Словарь». Начал он эту работу юношей, а кончил стариком.

Сама жизнь Даля — постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми — как бы помогала ему стать собирателем слов. Когда он был моряком, плавало на кораблях по Балтийскому и Чёрному морям, он собрал много слов в разговорах с матросами.

Потом, когда Даль стал военным врачом, он сблизился с солдатами, вслушивался в их разговоры и записывал народные слова и выражения.

«Бывало, на днёвке, — рассказывал Даль, — соберёшь вокруг себя солдат из разных мест да и начнёшь расспрашивать, как такой-то предмет в той или иной местности называется».

Он записывал не одни только названия предметов, а подхватывал на лету меткие народные словечки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки. Когда он был в армии, у него накопилось

столько записей, что для перевозки его бумаг в походе понадобился специальный верблюд. Это было во время войны. И случилось так, что однажды этот верблюд пропал.

«Я осиротел с утратой своих записок, — говорил Даль. — Но, к счастью, через неделю казаки отбили где-то моего верблюда и привели его в лагерь».

Уже готовя словарь свой к изданию, Даль так много работал, что часто чувствовал себя плохо. Родные уговаривали его отдохнуть, но он отвечал:

«Ах, дожить бы до конца словаря! Спустить бы корабль в воду!»

Кто мальчишку с длинным носом из полена смастерил?

Загадки про героев сказок и мультфильмов

***

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная шапочка)

***

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
(Кот в сапогах)

***

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.
(Лунтик)

***

У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, — …
(Винни-Пух)

***

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
(Чиполлино)

***

Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
(Мальвина)

***

Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
(Папа Карло)

***

Мой вопрос совсем не трудный,
Он — про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?
(Гудвин)

***

Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
(Петрушка)

***

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка)

***

Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?
(Буратино)

***

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льёт бедняжка!
(Снегурочка)

***

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф)

***

Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?
(Карабас Барабас)

***

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка)

***

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …
(Незнайка)

***

Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нём Чебурашка,
А рядом с ним…
(Крокодил Гена)

***

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка)

В этом видео папа рисует сказочных героев. И пока он рисует, пусть малыши постараются угадать, о ком эти сказки.

Тайны и загадки годовика старика

Одной из загадок годовика старика является его долголетие. Это растение способно прожить десятки лет, и при этом сохранять свою свежесть и привлекательность. Никто не знает, каким образом годовик старика достигает такой долголетности и что делает его особенным.

Другой загадкой годовика старика является его способность изменять свою окраску. Цветок этого растения может быть самыми разнообразными оттенками: от нежного розового до яркого красного, от бледно-фиолетового до ярко-синего. Никто не знает, каким образом годовик старика меняет свою цветовую гамму и что определяет выбор конкретного оттенка в определенный момент времени.

Также годовик старика обладает загадочной способностью распускаться только в определенное время года. Например, он может цвести только в самом разгаре лета или только в холодное время года. При этом, выбор времени цветения может изменяться и в разных условиях выращивания годовика старика. Как именно растение определяет, когда именно ему распуститься, остается загадкой для ученых.

Еще одной тайной годовика старика является его воздействие на окружающую среду. Считается, что этот цветок обладает особым энергетическим потенциалом и способен влиять на эмоциональное состояние людей. С одной стороны, годовик старика может успокаивать и устранять стресс, а с другой стороны, он может вызвать чувство бодрости и легкости. Каким образом эти свойства растения работают и как их можно использовать в медицинских целях, остается еще одним загадочным вопросом.

Таким образом, годовик старика остается загадкой для всех, кто интересуется природой и ее чудесами. Это необычное растение, полное тайн и сюрпризов, оставляет ученых и людей в трепете перед его неуловимой красотой и магией.

Узнайте, что скрывает этот загадочный артефакт

Этот загадочный артефакт содержит в себе древнюю мудрость и знания старика, которые он собирал на протяжении своей жизни. Годовик, сделанный из драгоценных материалов, скрывает в себе секреты и сюрпризы, доступ к которым можно получить только через разгадку загадок и головоломок.

Данный артефакт является уникальным и вызывает интерес у многих исследователей, а также привлекает внимание любителей загадок. Особенность годовика старика заключается в его многослойности и возможности обнаружить невидимые на первый взгляд пространства и отверстия. Исследования показывают, что годовик старика был создан в древности и был использован не только как хранитель знаний, но и как мощный амулет, обладающий магическими свойствами

Ведь согласно легенде, тот, кто сумеет разгадать все загадки годовика, получит неограниченную мудрость и сможет управлять судьбой

Исследования показывают, что годовик старика был создан в древности и был использован не только как хранитель знаний, но и как мощный амулет, обладающий магическими свойствами. Ведь согласно легенде, тот, кто сумеет разгадать все загадки годовика, получит неограниченную мудрость и сможет управлять судьбой.

Сегодня годовик старика стал объектом исследования археологов и любителей загадок. Многие пытаются разгадать его тайны и открыть все его секреты. Но пока эта загадка остается полной тайн, поэтому годовик старика продолжает привлекать любопытство людей со всего мира.

Старик годовик (сказка-загадка)

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?Какие то четыре крыла у каждой птицы?Какие семь перьев в каждом крыле?Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

У Владимира Ивановича Даля есть необычная сказка, сюжет которой основан на загадке. Главный герой этой сказки – старик, которого автор называет «годовик». В сказке старик годовик выходит и взмахивает рукой. Делает он так четыре раза. С каждым взмахом из его рукава вылетают три необычных птицы. Чем же они необычны?

Необычность состоит в том, что каждая вылетевшая тройка птиц меняет погоду в окружающем мире. Первая тройка приносит холода и морозную погоду. Вторая тройка птиц своим появлением заставляет снег таять, а цветы – распускаться. Третья тройка птиц приносит жару и зной. А четвертая тройка несет на своих крыльях холод, дожди и туманы.

Крылья у птиц тоже необычные. У каждой птицы не по два крыла, а по четыре. Каждое крыло состоит из семи перьев. У каждого пера есть свое имя. С одной стороны перо белое, а с другой черное. Когда необычные птицы машут крыльями, становится то светло, то темно.

Автор в самой сказке дает подсказки к загадке. Описывая, как при появлении каждой тройки птиц меняется погода, он намекает читателю на смену времен года. А каждое время года включает в себя три месяца. Значит, птицы, которых выпускает старик годовик – это календарные месяцы, по три на каждое время года. В каждом месяце содержится примерно четыре недели и у птиц по четыре крыла. А в каждой неделе семь дней – ровно столько, сколько перьев на каждом крыле у птиц. И каждый день недели имеет свое название. А перья черно-белые потому, что сутки состоят из дня и ночи. Махнет птица крылом раз – наступает ночь, второй взмах крыльев приносит день. Вот так, в форме занимательной сказки-загадки В.И.Даль рассказывает читателям о смене времен года, о месяцах, о днях недели и чередовании дня и ночи.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Старик годовик» состоит в том, чтобы в интересной и привлекательной для детей форме познакомить их с понятием «времена года», объяснить, что такое месяц, неделя, день и ночь. Загадки очень нравятся всем и, разгадывая ту загадку, которую автор заложил в сказке, дети лучше усвоят новые для них знания об окружающем мире.

Сказка «Старик годовик» учит внимательно наблюдать за природными явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру.

Какие пословицы подходят к сказке «Старик годовик»?

Весна да осень – на дню погод восемь.
Лето – страдная пора.
Зима не лето, в шубу одета.

Розалия Лутфуллина
Конспект занятия по развитию речи В. Даль «Старик-годовик»

Конспект занятия по развитию речи

В. Даль«Старик-годовик»

Задачи
: развивать связную речь детей
: умение отвечать на вопросы полным ответом, составлять рассказ-описание; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи
; совершенствовать умение образовывать (по образцу)
прилагательные в сравнительной степени; развивать внимание
, мышление и память; воспитывать желание познавать новое. Цель
: учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять и закреплять знания детей о временах года;. Цель
: учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять и закреплять знания детей о временах года;

Цель
: учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять и закреплять знания детей о временах года;

Материал и оборудование
: картина (времена года, виды календарей, мнемосхема, портрет В. Даля, домик старика.

Предварительная работа
: отгадывание загадок, чтение художественной литературы по временам года, рассматривание картин и иллюстраций.

Словарная работа
: Старик-годовик, календари
: настенный, настольный, карманный, отрывной, светлее, темнее, холоднее, ярче, звонче, теплее, длиннее.

Ждали они маму с молоком, а пустили волка в дом…

Загадки по русским народным сказкам с ответами

***

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
(«Семеро козлят»)

***

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

***

Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают,
К Яге в избушку их несут
И в детской сказочке живут.
(«Гуси-лебеди»)

***

В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени Норушка,
И лягушечка Квакушка,
Ёж, Лисица и Зайчишка.
А ещё лохматый Мишка
Позже поселился тут.
Как все домик-то зовут?
Вьётся над трубой дымок.
Этот домик — …
(Теремок)

***

Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул?
(Лиса)

***

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(«Емеля»)

***

Кто знает эту сказку с детства,
Поймёт, о чём я говорю:
Какое транспортное средство
Емелю привезло к царю?
(Печь)

***

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
(«Жар-птица»)

***

Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Что за сказка?
(«Колобок»)

***

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя»)

***

Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
(«Снегурочка»)

***

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
(«Репка»)

***

«Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое…»
Плачет дед, плачет баба,
Но их утешает …
(Курочка-Ряба)

***

«Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!»
Ну-ка, вспомни сказку, дружок!
Кто умнее был, ответь,
В сказке …
(«Маша и медведь»)

***

Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт!
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению.
А сказка называется …
(«По щучьему велению…»)

Годовик старика — загадка, полная тайн и сюрпризов

Сказка «Годовик старика» написана таким образом, что заставляет читателя задуматься и размышлять над содержанием и интерпретацией. Каждый элемент этой загадочной истории имеет свой смысл и символическую нагрузку, что делает ее непредсказуемой и увлекательной.

Сюжет сказки строится вокруг главного героя — старика, который обнаруживает в своем огороде необычное растение. Это растение оказывается волшебным грибом, который придает ему неограниченную энергию и молодость на один год.

Загадка заключается в том, что старик не знает как использовать свою новую силу. Он сталкивается с различными ситуациями, которые требуют мудрости и опыта, чтобы преодолеть их. Таким образом, читатель узнает о том, что молодость и энергия — это не все, что нужно для счастья и успеха.

Сказка «Годовик старика» напоминает нам о ценности жизни и времени, о том, что каждый день — это драгоценный подарок, который нужно ценить и использовать на благо себя и других. Она учит нас быть активными, созидательными и не бояться перемен.

Годовик старика — это сказка, которая приковывает внимание своим загадочным сюжетом и непредсказуемым развитием событий. Она заставляет задуматься о жизни, ее ценности и том, как мы ее используем. Эта история — настоящая находка для тех, кто любит загадки и приключения!

Эта история — настоящая находка для тех, кто любит загадки и приключения!

Отгадки и сюрпризы годовика старика

В самой загадке годовика старика каждое слово несет свой смысл и подразумевает свой ответ. Чтобы разгадать загадку, нужно внимательно вчитаться в каждое слово и искать скрытый смысл. Это требует умения мыслить нестандартно и видеть вещи не только снаружи, но и изнутри.

Но не только сами ответы на загадки делают годовик старика такой интересной и увлекательной. В нем есть еще множество сюрпризов, которые живут в его историях. Бывает, что ответ на загадку можно найти только после прочтения всего рассказа старика. Иногда ответ оказывается совершенно неожиданным и противоречит всем ожиданиям.

В годовике старика можно найти истории с необычными героями, истории с волшебством и волшебными существами, истории о дружбе и любви. Каждый рассказ в годовике – это отдельная маленькая сказка, которая учит нас задавать вопросы, искать ответы и видеть новые возможности.

Так что, погрузитесь в мир годовика старика, раскройте его загадки и насладитесь увлекательными историями. Отгадки и сюрпризы годовика старика ждут вас!

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик – годовик».

Тема: Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка.

В. Даль «Старик – годовик».

Цель деятельности учителя:

– дать представление о временных понятиях (год, сезон, месяц, неделя, сутки, закрепить знания, полученные на уроках,

— развивать логическое мышление, память, речь,

— воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу, ответственное отношение к выполнению задания.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие детей. Подготовка к работе на уроке.

  1. Сообщение темы урока.

Сказка, которую мы будем сегодня читать, это- «Старик – годовик».

И это непростая сказка, это – сказка- загадка. Чтобы разгадать все загадки, вам нужно будет выполнить задания старика- годовика.

  1. Изучение нового материала.

1.Загадки. Какие бывают загадки.

– Самый интересный и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – это загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?

– В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и  явлениях природы, о растениях и инструментах, описание предметов или явлений, о школе и о многом другом.

Стоит городок.    Сколько сереньких домков,    Столько беленьких жильцов.                                (подсолнух)  

  Два братца   В воду глядятся,     Век не сойдутся.                                (берега)

    Не море, не земля,   Корабли не плавают,   И ходить нельзя. 

                             (болото)

2.Загадка-сказка «Старик-годовик».

– Сегодня на уроке мы познакомимся с одной очень интересной сказкой, её автор – Владимир Иванович Даль. (показ портрета).

– Владимир Иванович жил 200 лет назад. Он очень любил «живой русский язык», т. е. тот язык, на котором мы разговариваем повседневно. Интересное слово, услышанное им впервые, он записывал в свой блокнот с подробным объяснением значения этого слова. Кроме слов, он собирал пословицы, поговорки, сказки и загадки. Когда накопилось очень много таких сокровищ – Владимир Иванович поместил их в книгу – «Толковый словарь русского языка» (показ, без которого мы и сегодня не можем обойтись. Этот словарь поможет нам узнать значение слова и правильно употреблять его в нашей речи.

Чтение сказки учителем.

– Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь разгадывать загадки.

Владимир Иванович Даль. «Старик – годовик»

– Как мы видим, птицы вылетают тройками. Что это значит? (Это времена года, в каждом по 3 месяца)

– Давайте вместе назовем времена года. (Хором дети называют времена года)

– Следующую загадку, которую мы должны отгадать – это узнать как зовут каждую птицу.

– Молодцы, вы успешно справились со второй загадкой. Что же это за птицы? (птицы-месяцы). Давайте хором назовем их имена.

В КАЖДОМ МЕСЯЦЕ ПО 4 НЕДЕЛИ- 4 крыла.

– Почему на каждом крыле по семь перьев? (в каждой недели 7 дней)

– А как же зовут этих семерых братьев?

(Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

– Почему перья на крыльях наполовину черные, наполовину белые? (День светлый – белый цвет пера на крыле)

– Ночь темная – черный цвет пера на крыле.

– Вот и разгадана еще одна загадка старика- годовика. Молодцы

– Ребята, а кто же такой сам старик- годовик?

– Правильно. Загадочный старик- годовик и есть – год.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

– Вот и разгадали мы с вами всю сказку.

– Что нового вы узнали?

– Давайте все вместе нарисуем картину вашего настроения после занятия.

Домашнее задание:

Читать загадку-сказку «Старик-годовик», найти загадки о природе, животных, явлениях природы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: