Краткое содержание
Плотник Пахом соорудил Никите чудесную скамейку для катания по снежным горкам. Мальчик встал пораньше, чтобы незамеченным домашними пробраться к речке: «там на крутых берегах намело сугробы, – садись и лети». Но его планы испортил учитель Аркадий Иванович – «удивительно расторопный и хитрый» человек. Он велел Никите вначале умыться, позавтракать и приступить к урокам.
Во время чистописания герою очень повезло: Аркадий Иванович отвлекся на получение почты, и мальчик улизнул из дома. Возле речки он встретил друзей, мальчишек «с «нашего конца» деревни», а чуть дальше «виднелись другие мальчишки, «кончанские», очень опасные».Вдоволь накататься Никите не удалось: его догнал учитель и радостно сообщил, что его отец пообещал прислать Никите такой большой подарок, что для него понадобится целая подвода. Кроме того, на Рождество к ним пожалует мамина подруга, Бабкина Анна Аполлосовна с детьми. Счастлив же Аркадий Иванович был оттого, что получил письмо от своей невесты, которая учительствовала в Самаре.
На следующее утро Никита узнал, что у него начались рождественские каникулы – «четырнадцать его собственных дней, – делай, что хочешь». В тот же день произошла драка между «нашими» ребятами и «кончанскими». Поначалу перевес был на вражеской стороне, но все изменилось, когда Никита изо всех сил ударил Степку Карнаушкина – главаря «кончанских». «Наши» ребята воодушевились, и гнали противника пять дворов. Степка был под впечатлением от мужества Никиты и предложил ему «дружиться». В знак дружбы мальчики обменялись самыми ценными своими вещами: перочинным ножиком и свинчаткой.
Вскоре пожаловали гости – Анна Аполлосовна с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и дочкой Лилей, необычайно хорошенькой девятилетней девочкой. Никита был очарован большими синими глазами и золотыми кудрями Лили
Он всячески старался привлечь ее внимание
Перед Рождеством ребята своими руками делали украшения для елки. Приехал долгожданный обоз, и Никита получил свой подарок. Это была «двухвесельная крутоносая лодка». Вечером Виктора, Лилю и Никиту, а также детвору из деревни впустили к нарядной, сверкавшей елке; «свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками».
Дети разобрали подарки, и в доме начался праздник. Александра Леонтьевна играла на рояле, Аркадий Иванович водил с ребятами хороводы вокруг елки. Во время этой суеты Никита умудрился поцеловать Лилю. В тот вечер он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Первая любовь пробудила в мальчике поэта, и он стал писать стихи.
Когда пришло время Бабкиным уезжать, Никита был подавлен: «ему казалось, что всему на свете — конец». После отъезда гостей окончились каникулы, и Никита вновь приступил к занятиям. Отец мальчика, Василий Никитьевич, все никак не приезжал. Его задерживали дела по поводу получения наследства, и Александра Леонтьевна переживала, что Никита совсем забудет отца.
Пришла весна, а вместе с ней домой вернулся Василий Никитьевич. Он чуть было не утонул в овраге, заполненном талой водой, но его вовремя спасли мужики. В канун Пасхи Александра Леонтьевна затеяла генеральную уборку, в доме пекли куличи и красили яйца. Родители Никиты так устали, что отправили сына к заутрене одного, велев остановиться у хорошего друга семьи – Петра Петровича Девятова. У него было шесть сыновей и одна дочь Анна. Девочка привязалась к Никите и ходила за ним буквально по пятам. Никита понял, что Анна испытывала к нему те же чувства, что и он к Лиле. Но он решительно отверг дружбу девочки: «это уж было предательство и стыдно».
В день рождения Никиты, отец спустил на воду подаренную новую лодку. Василий Никитьевич подарил сыну «перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, весьма пригодный для морского дела, а также для того, чтобы его потерять» и провозгласил его «лягушиным адмиралом».
Летом Никита учился ездить верхом на спокойном и добродушном Клопике. Теперь у мальчика, который не слезал с коня, появилась новая обязанность: ездить в соседнюю деревню за почтой. Однажды он получил письмо от Лили, и его сердце наполнилось счастливыми воспоминаниями о Рождестве.
Осенью Василий Никитьевич узнал, что дело о наследстве так и не продвинулось. Не желая провести еще одну зиму вдали от семьи, он перевез в Самару супругу и сына. На этом привольная деревенская жизнь Никиты закончилась: он «выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс».
https://youtube.com/watch?v=oIaktuRxgPY
Краткое содержание Детство Никиты Толстой для читательского дневника
Год: 1922 Жанр: рассказ
Главные герои: Никита — первоклассник, его друзья Мишка и Степка
Никита в огромном четырёхэтажном деревянном доме. Он очень крепко привязан с живой природой. Для мальчика нет лучшего места на свете, чем местность около речки, собственный сад и все остальные уголки природы, окружающей дом.
Частью счастливых детских воспоминаний является детских учитель Никиты. Прекрасны мгновения, проведенные с детскими друзьями мальчика — Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкином.
Все это очень прекрасно, но кончается, когда Никита поступает во второй класс и уезжает из поместья.
Главная мысль. Рассказ воспевает прекрасные и беззаботные детские годы, детские воспоминанья, которые навсегда остаются в памяти взрослого человека как нечто прекрасное и волшебное.
Краткое содержание Толстой Детство Никиты 4 класс
Учителем Никиты был Аркадий Иванович. Он был невыносимым человеком. У него была манера говорить не прямо все как есть, а намеками. Правда, он никогда не рассказывал о шалостях Никиты, на него не жаловался матушке, но ему удавалось так говорить с родителями о Никите, что бедному мальчику всегда приходилось внимательно прислушиваться к словам учителя.
Никита не любил учиться. Мальчику всегда казалось, что во время занятий солнышко и природа зовут его на улицу погулять у речки, повеселиться в местах, которые были его любимыми развлечениями.
Никита особенно обрадовался во время первого снега. Все везде было покрыто белоснежной пеленой. Мальчик положил на плечо скамейку, взял лопатку и побежал играться на свежем зимнем морозном воздухе, который ничуть не смущал мальчика.
Никита вырыл в снегу себе норку, зашел в нее и затащил туда свою скамейку, заложив снежными комами изнутри проход в пещеру. Домик казался мальчику чудесным замком, который есть только у него.
Одна огромная часть воспоминаний детских дней Никиты связана со старым деревянным четырёхэтажным домом. Каждый уголок дома, каждая доска имеет место в его светлых и ярких воспоминаниях.
Никита много времени проводит со своими двумя близкими друзьями Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкином.
Никита впервые слабо узнает о том, что такое настоящая любовь. Он очень трепетно и особо нежно относится к своей сестре Лиле. Она для юного Никиты является воплощением всего красивого и прекрасного на свете.
Для детей это кольцо имело особое значение, поскольку они знали о несчастной любви прадедушки Африкана Африканыча.
Прекрасные воспоминания о детстве кончаются с получением известия о поступлении Никиты во второй класс. В результате чего мальчик был вынужден покинуть этот излюбленный край.
- 4 класс, 5 класс.
- Читательский дневник для 4 класса
Изображение быта мелких помещиков
Повесть «Детство Никиты» А.Н. Толстого показывает жизнь русской знати в конце XIX века. В центре сюжета находится семья помещиков Отрепьевых, где ребенок Никита растет в окружении различных условий жизни. Автор описывает различные аспекты быта мелких помещиков, какие были еще до отмены крепостного права: поведение в семье, образ жизни и культуру людей.
В повести часто упоминается кухня, где готовят и пилят планки. На кухне важнейшим предметом был печной буржуй или буржуй-макаронник. Он помогал приготовить чай и сделать кашу. Также на кухне было много посуды и горшков, в которых готовили пищу. Описывается, как бабушка кормит своих внуков из большого комовника.
Автор также много времени уделяет описанию природы, которая была очень важна для людей того времени. Множество сцен происходит в саду или на огороде. В лесу дети нашли орехи, грибы, ягоды. Также описывается беседка в саду, где проводили время вечером.
Кроме того, в повести говорится о статусных различиях в обществе. Никитин отец — покровитель художника, который выполнит портрет хозяйки. Присутствовали также слуги, которые приносили воду и другие вещи.
Аспект жизни | Описание |
---|---|
Кухня | Много посуды и горшков, печной буржуй, каша и чай |
Природа | Сад, огород, лес, ягоды, грибы, беседка |
Статус | Покровительство художника, наличие слуг |
В целом, «Детство Никиты» — это образовательная повесть, которая показывает жизнь поколения мелких помещиков и их детей. Толстой детально описывает их повседневную жизнь, проводя читателя через глаза ребенка. Через тему мелких помещиков Толстой передает реалии отечественной жизни на рубеже двух эпох.
Анализ повести «Детство Никиты»: какая главная мысль?
Изначально, повесть «Детство Никиты» создавалась как романтическая история о природе и любви к родине, но со временем она превратилась в глубокий психологический портрет главного героя, его эмоционального развития и становления личности
Тургенев через рассказ о детстве и подростковых годах Никиты Стрехи передает свою главную мысль о важности самооткрытия и самопознания в этапе формирования личности
В повести «Детство Никиты» главный герой, мальчик Никита, растет в сельской местности, окруженный природой и простыми русскими людьми. Он испытывает к людям и миру вокруг себя множество впечатлений, которые влияют на его эмоциональную сферу и формируют его характер. Важным аспектом в повести является изображение родительских отношений и их роли в формировании личности ребенка.
Никита стремится понять себя и свое место в этом мире, и его поиск приводит его к размышлениям о природе, о прошлом и о будущем, о справедливости и смысле жизни. Этот внутренний мир Никиты является ключевой составляющей главной мысли повести.
Тургенев, используя многочисленные описания природы, детских игр и эмоциональных переживаний Никиты, показывает нам, каким образом восприятие окружающего мира формирует наши представления о себе и о жизни
Он ставит перед нами вопросы о нашем отношении к окружающей среде, о важности межличностных отношений и о том, как мы строим свое будущее
Главная мысль повести «Детство Никиты» заключается в том, что для полноценного развития и самопознания необходимо открыться перед миром, принять и осознать свои эмоции и дать им возможность проявиться. Только тогда мы сможем понять свое место в этом мире и научиться строить свою собственную жизнь счастливо и осознанно.
Создание и публикация
Предварительным эскизом повести считается рассказ «Логутка», написанный Толстым в 1912 году. Писатель вернулся к мысли описать своё детство, когда издатель парижского детского журнала «Зелёная палочка» попросил его дать рассказ для детей. По другим сведениям, журнал начал издаваться именно с целью размещения повести Толстого. «Повесть о многих превосходных вещах» публиковалась в выпусках №№ 2-6 за 1920 год. После прекращения журнала Толстой поместил главу «Ярмарка в Пестравке» в газете «Последние новости» (1 мая 1921 г.). Следующие за тем главки появились в 1922 году в берлинском журнале «Сполохи» (№ 5). В том же 1922 году издательство «Геликон» выпустило отдельное издание «Повести о многих превосходных вещах» с подзаголовком «Детство Никиты», который впоследствии стал основным её названием.
При последующих переизданиях Толстой редактировал повесть, причём не только стилистически. Менялись заголовки глав, добавилась новая глава «Последний вечер». Книга посвящена сыну автора, Никите (родившемуся в 1917 году). Произведение часто издавалось в советской и постсоветской России с иллюстрациями ведущих детских художников.
Глава 16. Последний вечер
Праздничные дни подходили к концу. Во время вечернего чаепития Анна Аполлосовна объявила, что завтра, в понедельник, рано утром она заберет детей и поедет обратно в Самару. После этих слов Лиля загрустила, опустила голову. У Никиты «застлало глаза», он был удручён. Закончив пить чай, дети вместе вышли из столовой.
В прихожей Никита спросил Лилю, приедет ли она летом в Сосновка. Она не знала, потому что такие вопросы решает ее мама, но пообещала написать ему. Они попросились, с грустью разойдясь по комнате.
Никите, казалось, пришел конец. Мальчик не мог поверить, что не увидит тени синего банта на стене над диваном, где обычно сидела и шила Лили. Он заснул, видя перед глазами этот гигантский бант. Ему приснилось, что он бродил по заросшему лесу. Вдруг из-за лопухов программы краснокожий дикарь в очках. Мальчик проснулся и увидел Аркадия Ивановича, который разбудил его утром.
Увлекательный мир Никиты
Ребенок воспринимает себя частью милого сердца усадьбы, расположенной в степи. Это напоминает Никите о чуде: сотни километров голого пространства, а вокруг родительского дома — большой и густой сад, пруд. Растут тополя, осокоря, ветлы, липы.
В произведении дано подробное описание самого дома, его хозяйственных построек, непустых конюшен и конюшен, садов, прудов, плотин.
Дается детское восторженное уныние его тайных помещений и стненных переплетов двух книг в библиотеке. Этот дом хранит семейные продажи о дедедушке Африкане Африканыче, исследуя нечачей любви. По рассказам матери Николина, у него был странный образ жизни. Ночью читал и писал, а днем спал. Дедушка бросил свое хозяйство, двор от него убежал, трава в полях выросла…
Украшенная множеством красивых и сочных сцен созерцания природы, работа «Детство Никиты». Краткое содержание рассказа можно подвести к этому союзу мальчика с природой. Он не только ощущает себя ее частью, но и воспринимает ее через воображаемые себе образы.
Например, скворец в восприятии Никиты настолько наделен человеческими качествами, что получил прозвище Желтухин. Кота главный герой наеать он область, как Василий Васильич, о он отетизирует он коней очима, и всякою виденную питю, буду то яркая иволга или голосистый воронок.
Краткий обзор глав повести «Детство Никиты» (А.Н. Толстой)
Описание природы
Автор А.Н. Толстой в своей повести «Детство Никиты» ярко описывает природу, которая окружает главного героя. В первых главах повести мы видим, как Никита наслаждается красотами леса, зеленью малинового куста, светом и яркостью цветов. Можно сказать, что природа становится для него убежищем и местом уединения, где он может заглушить свои страхи и сомнения, наслаждаться мириадами звуков и звездной ночью.
В последующих главах повести автор описывает природу в другом свете. Никита меняется, и с ним меняется его отношение к миру. Вместе с ним мы видим жестокую сторону природы. В одной из глав автор описывает уничтожение Никитиной семьей тучей куропаток, которые застряем в болоте надолго.
Кроме того, Толстой умело использует метафоры и символы, связанные с природой, чтобы передать настроение персонажей и перенести на нас частицу их внутреннего мира. Он показывает, сколь далеко мы можем зайти от природы, сколько знаний мы можем усвоить, и как близко мы можем находиться к ее сущности. Это сложный мир, в котором есть место для всех.
Отъезд в город
Настал тот день, когда Никиту перевезли в город учиться. Он был взволнован и смущен, ведь ему пришлось оставить своих родных и близких в деревне.
По дороге в город Никита обратил внимание на окружающую обстановку. Ему было интересно наблюдать за странными людьми, громкими машинами и огромными зданиями
По прибытии в город Никита был поражен его размерами и скоростью жизни. Вокруг была такая суета, что мальчик не мог понять, как можно успевать все делать в таком быстром темпе.
- Никита переживал первые дни в новой школе, пытался привыкнуть к новым правилам и расписанию.
- Он часто скучал по бабушке и дедушке, живущим в деревне, и по своей семье.
- Однако, со временем Никита начал находить новых друзей и привыкать к городской жизни.
Отъезд в город стал для Никиты новым этапом в его жизни, полным изменений и открытий.
Рецензии на книгу Детство Никиты
Многие известные писатели в какой-то момент своего творческого периода обращали свое авторское внимание на тему собственного детства. Максим Горький, Лев Толстой, Корней Чуковский, Николай Гарин-Михайловский… Вот и Алексей Толстой рассказал о своей дошкольной жизни, назвав себя именем старшего сына — Никита
Но вот что отличает «этого» Толстого от Льва Николаевича и всех перечисленных авторов — его книгу о детстве было интересно читать. По одной причине — у предыдущей классики их «мальчик» только внешне соответствует возрасту, но одарен умом взрослого. Т.е понятно, что авторы не могли показать себя в детстве, но показали, как они себя помнят в детстве и как им хотелось бы думать тогда. А это не то, совет не то.
У Алексея Толстого Никита не маленький философ, а нормальный мальчик 9-10 лет, со всеми детскими переживаниями и глупостями он не думает о будущем, для него «неделю спустя» уже очень далеко, а «месяц назад» довольно долго. И никакие серьезные мысли его не беспокоят. Верней — они серьезные именно для своего возраста.
Классно Толстой в снах реализованы детские переживания и ценности. В плане сопоставления книжного ребенка с реальным, живым ребенком я бы сравнил «Детство Никиты» с книгами Михаила Зощенко Леля и Минька, Александра Бруштейн Дорога дальняя.. и Павла Санаева Похороните меня за плинтус Есть тоже дети — просто дети. И это ценно.
Сюжет книги не интересный. Никита живет в загородном доме, его воспитывают мать, отец и гувернантка. Мама — женщина добрая, но нервная. Очень, с таким-то мужем… Отец — весельчак и фантазер. В мгновение ока он загорается сумасшедшими идеями и роняет на них огромную часть своего состояния. И так же в миг разочаровывается.
Пример: поехал на ярмарку с обозами яблок, не нашел их распродать (продал 65 копеек!), зато «совершенно частону купил табун верблюдов». На ко фиг они ему под самрой он сам не вечество… Гувернант нормальный. С позиции взрослого читателя. И скучный с поситице ребенка — все время учиться, да еще и обности отдельных наукам.
А для мальчика, который решает задачу о купце, покупающем аршин белого и черного сукна с подробным описанием морщин, бороды, одежды этого купца, не забывая о его походке и повадках, такое занятие есть пытка, курс. Сразу вспоминается один из первых учителей Джеральда Даррелла на Корфу… Эх…
Вместе с Никитой читатель участвует в боях стенка на стенку, влюбляется в девушку с луком-луком, нокаутирует другую девушку «потому что предательница эта будет», учится ездить верхом. Да просто детская жизнь. Кончается повесть тогда, когда кончается (по-моей разуму) нормальное детство — когда Никита поступает в гимназию.
Восприятие
«Детство Никиты» нередко упоминается как эстетически самое безупречное произведение А. Н. Толстого; такого мнения, в частности, придерживается его внучка Татьяна Толстая. По её оценке, это «единственная в русской литературе книга о безоблачном счастье».
Максим Горький обращал внимание, что протагонист детской повести А. Толстого гораздо меньше рассуждает, чем герои аналогичных произведений его самого или Льва Толстого: «мальчик совсем ни о чём не думает, он просто живёт, и какой это настоящий человек!». Виктор Шкловский установил, что ряд мотивов повести восходит к рассказам о маленьком мальчике, которые мать Толстого публиковала в 1906 г
в «Задушевном слове», и к её автобиографической повести на аналогичную тему («Моё детство»). Вместе с тем Шкловский признаёт, что «Детство Никиты» создано на ином художественном уровне: «у Толстого мальчик живой, круглый»
Виктор Шкловский установил, что ряд мотивов повести восходит к рассказам о маленьком мальчике, которые мать Толстого публиковала в 1906 г. в «Задушевном слове», и к её автобиографической повести на аналогичную тему («Моё детство»). Вместе с тем Шкловский признаёт, что «Детство Никиты» создано на ином художественном уровне: «у Толстого мальчик живой, круглый».
Первые впечатления из повести «Детство Никиты»
Воспоминания об океане
Одним из самых ярких воспоминаний Никиты был его первый опыт на море. Он семь раз катался на волне, ощутил свежий морской бриз и увидел необъятную голубую гладь. Эти впечатления остались у него на всю жизнь, вызывая ностальгию и желание вернуться к пляжу вновь.
Стремление к самостоятельности
Как и многие дети, Никита был любопытен и исследовал мир вокруг себя. Он воровал яблоки с деревьев, пытался накормить своего козла огромным куском хлеба, и даже попытался пройти по натянутой веревке над прудом. И все это в поисках приключений и самостоятельности.
Вечера с бабушкой
Кроме игр и приключений на улице, Никита любил проводить время дома со своей бабушкой. Они готовили вкусные блюда и слушали рассказы друг о друге. Бабушка часто воспевала красоту окружающей природы, а Никита смотрел на нее с восхищением, понимая, какая мудрая и прекрасная женщина.
Дружба с Ваней
Но не только бабушка играла важную роль в жизни Никиты. Он нашел своего лучшего друга, Ваню. С ним они проводили много времени, играли в прятки и кочевали по полям. Ваня был для Никиты настоящей опорой и поддержкой.
Конфликт с отцом
В повести «Детство Никиты» одним из важнейших сюжетных линий является конфликт Никиты со своим отцом. Этот конфликт является причиной недопонимания и недоверия между отцом и сыном.
Отец Никиты — Андрей Петрович — человек строгий и непреклонный, привыкший, чтобы все в его семье следовали его правилам. Никита, же, считал, что ему следует сам выбирать свой путь и не желал подчиняться отцу.
Но конфликт не только связан с разной жизненной позицией отца и сына, но и с безответственным поведением Никиты, который часто бывал на кладбище вместо того, чтобы заниматься учебой. Андрей Петрович считал, что сын теряет время и не будет достигать успеха в жизни.
Конфликт достиг своего апогея, когда Никита сбежал из дома и пропал на несколько дней. Это стало для отца настоящим испытанием и вынудило его понять, что душевное здоровье сына главнее, чем его успех в учебе.
Таким образом, конфликт с отцом является одной из главных идей повести А.Н. Толстого
Этот конфликт показывает тонкую психологию отношений в семье и то, как важно находить компромисс и способность понимать и уважать друг друга
Символика и метафоры в повести «Детство Никиты»
Одним из главных символов в повести является куст сирени. Этот куст символизирует невинность и чистоту детства. В детстве сирень расцветает рядом с домом Никиты, и ее аромат наполняет все окружающее пространство. Она становится своего рода убежищем от проблем и забот, местом, где можно отдохнуть и насладиться безмятежностью. Взрослые, однако, не могут почувствовать истинную силу и красоту этого символа, потому что они уже потеряли детскую наивность и радость.
Еще одним важным символом в повести является «зеленый лист». Этот символ связан с темой роста, развития и самоопределения героя. В начале повести Никита — еще ребенок, неопытный и неуверенный. Но по мере того, как он растет и взрослеет, его «листья» становятся все зеленее, что символизирует его личностный рост и становление.
Метафоры также играют важную роль в повести «Детство Никиты». Одной из наиболее ярких метафор является метафора «белой птицы». Эта метафора олицетворяет свободу и независимость героя. Никита мечтает о том, чтобы стать птицей и улететь в небо, освободившись от земных оков. Это символизирует его стремление к свободе, к лучшей жизни и красоте мира.
Еще одной важной метафорой является метафора «речки». Речка символизирует жизненный путь героя, его движение вперед, преодоление трудностей и поиск смысла жизни
Никита часто сравнивает свою жизнь с течением реки, которая несется вперед, не останавливаясь. Эта метафора передает главную мысль о том, что жизнь — это постоянное движение и развитие, и необходимо не стоять на месте, а искать свое место в мире.
Символика и метафоры в повести «Детство Никиты» помогают передать глубокие мысли и эмоции героя. Они создают особую атмосферу и помогают читателю лучше понять и воспринять произведение
Каждый символ и метафора имеют свое значение и важность в повести, и они объединяются в общую картину, раскрывая основную идею произведения — потребность человека в свободе, независимости и поиске своего места в мире
Жизненное путешествие главного героя
С самого начала повествования мы видим, как Никита переживает свои детские годы, и эти переживания оказываются очень значимыми для формирования его характера. Он веселый, любопытный и полон энергии мальчик, который с интересом изучает мир вокруг себя. Однако, его путешествие начинается с трагического события — смерти матери. Этот переворот в его жизни становится поворотным моментом, который меняет и формирует его личность.
Никита переезжает жить к своему дедушке в деревню. Здесь он окружается природой, которая становится его учителем и наставником. Он учится наблюдать, слушать и понимать ее язык. Природа становится для него не только источником вдохновения, но и зеркалом, в котором он видит отражение своих собственных чувств и мыслей.
Во время своих блужданий по окрестностям деревни, Никита находит себе новых друзей — Митю и Илью. Вместе они устраивают различные приключения, их детские игры становятся символом свободы и независимости. Они исследуют окружающие леса, озера и поля, погружаясь в знакомство с разными аспектами жизни.
Однако, не все путешествия Никиты проходят в радости и веселье. Он сталкивается с трудностями, преодолевает испытания и учится справляться с ними. Одно из самых сложных испытаний — отношения со своим отцом, который строг и требователен. Никита часто чувствует себя непонятым, но со временем он находит способ преодолеть эти трудности и найти общий язык со своим отцом.
Важной частью путешествия Никиты является его обучение. Он начинает ходить в школу и встречается со своим учителем
Учеба становится для него новой возможностью узнавать и расширять свой кругозор, а учитель становится для него наставником и ценным учителем.
В конце путешествия, Никита понимает, что его детство подходит к концу, и он должен взрастать. Однако, он не боится этих перемен, потому что он знает, что впереди у него новые путешествия и испытания. Он готов к ним и полон решимости и оптимизма.
Таким образом, главная мысль повести «Детство Никиты» заключается в том, что жизненное путешествие главного героя — это не только физическое перемещение, но и внутреннее развитие, поиск себя и смысла жизни. Никита проходит через различные испытания, но с каждым из них он становится сильнее и мудрее. Его путешествие — это путешествие к самому себе, к своему становлению и к пониманию смысла жизни.
Автобиографическая повесть А. Н. Толстого «Детство Никиты»
Категория: Сочинения по повести «Детство»
Автобиографическая повесть для детей «Детство Никиты» — одно из самых поэтических произведений А. Н. Толстого. Повесть «Детство Никиты» (в первом издании — «Повесть о многих превосходных вещах») была написана в 1920 году во Франции для детского журнала «Зеленая палочка», в 1922 году опубликована в Берлине, а в чтении советских детей впервые появилась в 1923 году. Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом, прекрасном русском языке повести. В этом ее основное воспитательное значение. «Детство Никиты» — повествование о первых годах формирования человека. Перед читателем развертывается хроника основных событий жизни мальчика в течение последнего года перед началом учебы. Жизнь ребенка и жизнь природы, слияние и переплетение этих двух тем создают своеобразный лирический колорит повествования. Никита близок к природе, он как бы растворяется в окружающем его мире. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика постоянное ожидание счастья, чего-то чудесного, фантастического: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе»
Мальчик проявляет пристальное внимание ко всему, что происходит вокруг. Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир
Он заражает этим стремлением других; так, девочка Лиля ищет вместе с ним вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: «Это волшебное». В повести живут поэтические образы кота, коня, иволги, жаворонка, скворца. «Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу между крыльцом и стеной дома, и с ужасом глядел на подходящего Никиту» — в этом описании скворца объединяются взгляд автора и детское восприятие Желтухина Никитой.Сейчас смотрят:{module Толстой:} Похожие сочинения
- «Детство. Отрочество. Юность»
- «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. …
- Детство, отрочество и юность (по творчеству Л. Н. …
- Доброта и жестокость в жизни героев (по повести …
- Замысел и создание повести Толстого «Детство» — …
- Как «сделана» трилогия Л. Н. Толстого «Детство. …
- Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести …
- Отношение героя-рассказчика к maman (по повести …
- Сравнительная характеристика главных героев …
- < Назад
- Вперёд >
Сюжет повести
Можно отметить, что сюжета как такового в повести нет. Произведение автобиографичное, писатель вспоминает годы своего детства и делится этими воспоминаниями с читателями. Реальное название толстовской усадьбы, где он жил в детстве тоже Сосновка.
Образы матери и отца Никиты почти в точности повторяют реальных родителей самого А. Толстого. Так же друзья Никиты имеют сходство с реальными детьми, друзьями автора.
Повествование от третьего лица позволяет, немного отстранившись, оценить пору собственного детства. М автор оценивает его как абсолютно счастливое, безмятежное и спокойное время.
Восприимчивый и любознательный ребенок Никита с интересом исследует окружающий мир, не только мир усадьбы, но и деревню, лес, всю окружающую природу.
Он очень любил русскую природу, ее неброскую красоту, замечал любые изменения, смену времен года.
Много времени Никита проводил именно на природе: в лесу или у речки, наблюдая за живым окружающим миром. Но это в некотором роде мешало его учебе: Никите интереснее было гулять и бегать на природе, чем сидеть в комнате и заниматься уроками.
Дружил Никита с детьми из деревни, даже больше, чем с дворянскими. Вникал во все их дела и обычаи, прислушивался к их мнению.
Пересказ «Детства Никиты»
Никита в детстве любил природу и любил проводить время на свежем воздухе. Дома было трудно остановиться, так как мальчик постоянно играл то во дворе, то в лесу, то в воде. Но, кроме развлечения, у Никиты был и отечество области – в первую очередь, конечно, учеба. Аркадий Иванович возился с ним, но молодой студент делал все, чтобы незаметно прокрасться на улицу. Ведь кататься на лошади, гулять, играть и даже драться с другими мальчишками было веселее, чем сидеть за скучными учебниками.
Аркадий Иванович был мудрым человеком, который понимал, что нельзя насильно заниматься наукой. Поэтому он не стал сердиться на непоседливого ученика, даже когда тот сбежал, а просто попытался дать мальчику какой-нибудь совет — учеба всегда пригодится в жизни. И даже Аркадий Иванович никогда не жаловался родителям.
Характер повести неспешный. – Л. Н. Толстой постепенно описывает, как Никита взрослеет вместе со сменой времен года. Мальчик видит, что природа постоянно меняется, и каждую новую зиму, весну или осень Никита не может встретить его таким, каким он был год назад.
https://youtube.com/watch?v=V2GK6eS-M2M
Особенно важным моментом в развитии главного героя является его первая любовь. Однажды он познакомился со своей сверстницей Лилей, и девочка ему очень понравилась. Мальчик всегда старался сблизиться с новой знакомой, а в новогоднюю ночь даже успел ее поцеловать.
Но весной Никита отправляется в гости и знакомится с другой девушкой — Анной, которая влюбляется в главного героя. Он не может ответить на ее взаимность и думает, что тем самым предал Лили, поэтому решительно отвергает дружбу Анны.
Действие повести охватывает один год жизни Никиты. Но когда этот год заканчивается, вместе с ним и мальчиком первый класс их семья переезжает из села. Отец больше не уедет, но они будут жить вместе в Самаре. Больше никто не сможет столько времени проводить на природе и наслаждаться окружающим миром, как уезжают в город, где мальчик будет учиться во втором классе гимназии.
Сюжет
Никите трудно слушать своего учителя. Он смотрит в окно, и ему кажется, что солнце, зеленые луга, река и вся природа зовет его поиграть и отдохнуть. Но учитель умный — он разговаривает с родителями мальчика так, что ему приходится слушать его уроки. Никита любит зиму — строит снежные норки, прячется в них и играет. Еще он много играет в старом деревянном доме с Мишкой и Степкой.
У него есть сестра Лили, к которой он испытывает невероятную любовь и нежность. Вместе с сестрой они нашли кольцо своей прабабушки и были в восторге от находки — ведь они так много слышали о большой любви своих прабабушки и прадеда. Игра заканчивается, когда мальчик готов собираться во второй класс школы.