Содержание
В повести рассказано о детстве девятилетнего мальчика Никиты, живущего на исходе XIX века в оскудевающем дворянском поместье своих родителей, о его забавах и играх с друзьями — сыновьями местных крестьян Мишкой Коряшонком и Стёпкой Карнаушкиным, о его питомцах — молодом скворце Желтухине, коте Василии Васильевиче, мерине Клопике (подаренном отцом на десятилетие). Никита обучается не в гимназии, а дома, с помощью учителя Аркадия Ивановича, который готовит мальчика к поступлению в гимназию. Сентиментальная линия связана с детской влюблённостью Никиты в светловолосую Лилю.
Толстой сохранил в повести имена родительского имения Сосновка, своей матери, учителя, однокашников. Писатель вспоминал:
Восприятие
«Детство Никиты» нередко упоминается как эстетически самое безупречное произведение А. Н. Толстого; такого мнения, в частности, придерживается его внучка Татьяна Толстая. По её оценке, это «единственная в русской литературе книга о безоблачном счастье».
Максим Горький обращал внимание, что протагонист детской повести А. Толстого гораздо меньше рассуждает, чем герои аналогичных произведений его самого или Льва Толстого: «мальчик совсем ни о чём не думает, он просто живёт, и какой это настоящий человек!». Виктор Шкловский установил, что ряд мотивов повести восходит к рассказам о маленьком мальчике, которые мать Толстого публиковала в 1906 г
в «Задушевном слове», и к её автобиографической повести на аналогичную тему («Моё детство»). Вместе с тем Шкловский признаёт, что «Детство Никиты» создано на ином художественном уровне: «у Толстого мальчик живой, круглый»
Виктор Шкловский установил, что ряд мотивов повести восходит к рассказам о маленьком мальчике, которые мать Толстого публиковала в 1906 г. в «Задушевном слове», и к её автобиографической повести на аналогичную тему («Моё детство»). Вместе с тем Шкловский признаёт, что «Детство Никиты» создано на ином художественном уровне: «у Толстого мальчик живой, круглый».
Алексей Толстой «Сугробы»
(Глава из повести «Детство Никиты»)
Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым мягким снегом. Синели в нём глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.
Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступенькам. Внизу стояла новенькая сосновая скамейка с мочальной витой верёвкой. Никита осмотрел — сделана прочно, попробовал — скользит хорошо, взвалил скамейку на плечо, захватил лопатку, думая, что понадобится, и побежал по дороге вдоль сада, к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие вётлы, покрытые инеем, — каждая веточка была точно из снега.
Никита повернул направо, к речке, и старался идти по дороге, по чужим следам…
На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой
Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пушистых полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня выгребли из печек, двигались маленькие фигурки. Это были Никитины приятели — мальчишки с «нашего конца» деревни. А дальше, где речка загибалась, едва виднелись другие мальчишки, «кончанские», очень опасные.
Никита бросил лопату, опустил скамейку на снег, сел на неё верхом, крепко взялся за верёвку, оттолкнулся ногами раза два, и скамейка сама пошла с горы. Ветер засвистал в ушах, поднялась с двух сторон снежная пыль. Вниз, всё вниз, как стрела. И вдруг там, где снег обрывался над кручей, скамейка пронеслась по воздуху и скользнула на лёд. Пошла тише, тише и стала.
Никита засмеялся, слез со скамейки и потащил её в гору, увязая по колено. Когда же он взобрался на берег, то невдалеке, на снежном поле, увидел чёрную, выше человеческого роста, как показалось, фигуру Аркадия Ивановича. Никита схватил лопату, бросился на скамейку, слетел вниз и побежал по льду к тому месту, где сугробы нависали мысом над речкой.
Взобравшись под самый мыс, Никита начал копать пещеру. Работа была лёгкая — снег так и резался лопатой. Вырыв пещерку, Никита влез в неё, втащил скамейку и изнутри стал закладываться комьями. Когда стенка была заложена, в пещерке разлился голубой полусвет, — было уютно и приятно. Никита сидел и думал, что ни у кого из мальчишек нет такой чудесной скамейки…
— Никита! Куда ты провалился? — услышал он голос Аркадия Ивановича.
Никита… посмотрел в щель между комьями. Внизу, на льду, стоял, задрав голову, Аркадий Иванович.
— Где ты, разбойник?
Аркадий Иванович поправил очки и полез к пещерке, но сейчас же увяз по пояс.
— Вылезай, всё равно я тебя оттуда вытащу.
Никита молчал. Аркадий Иванович попробовал лезть выше, но опять увяз, сунул руки в карманы и сказал:
— Не хочешь, не надо. Оставайся. Дело в том, что мама получила письмо из Самары… Впрочем, прощай, я ухожу…
— Какое письмо? — спросил Никита.
— Ага! Значит, ты всё-таки здесь.
— Скажите, от кого письмо?
— Письмо насчет приезда одних людей на праздники.
Сверху сейчас же полетели комья снега. Из пещерки высунулась голова Никиты. Аркадий Иванович весело засмеялся.
____________________________________
Журавли — здесь: шесты у колодцев, служащие рычагами для подъёма ведра.
Алексей Толстой «Детство Никиты» (Речь, 2015)
— Ну и зачем ты купила Толстого, у нас же есть собрание сочинений! — ворчала мама. — А чьи там иллюстрации? — Чьи? Да ничьи… — А у меня посмотри, какая красота! Потом стали вместе листать, разглядывать картинки, смеялись, вспоминая на память любимые эпизоды… И я целиком и без остатка погрузилась в детство, в свое счастливое, безмятежное детство, когда приходишь домой после катания с горы — румяная, в мокрых варежках, в шапке набекрень — и отчего-то так хорошо, так радостно…
Форзац и нахзац идентично, выполнены в очень популярной в последнее время «снежной» гамме
Обратите внимание на эти мелкие рисуночки на титульном листе, они чем-то напоминают оформление тонких книжек из серии «Любимая мамина книжка»
Так себе и представляешь морозное солнечное утро, когда слышно, как за окном весело хрустит снег под ногами прохожих…
Аркадий Иванович с «особым, сонным голосом»:
Иллюстраций достаточно много. Не на каждом развороте, но примерно на каждом третьем-четвертом.
Это знаменитый эпизод битвы «наших» и «кончанских»:
Ложка дёгтя, о которой я хотела сказать: не всегда иллюстрации расположены вместе с текстом, например, вот здесь описание визита гостей будет только на следующей странице, здесь хозяева пока прислушиваются к тому, что происходит на улице:
И здесь то же самое: по тексту бык должен появиться только на следующей странице.
И здесь иллюстрация соответствует эпизоду на следующей странице: «- Вам для чего эта коробочка? — вполголоса спросил Никита. — Эта коробочка для кукольных перчаток, — ответила Лиля серьёзно, — вы — мальчик, вы этого не поймёте. Она подняла голову и поглядела на Никиту синими строгими глазами. Он начал краснеть всё гуще и жарче и наконец побагровел. — Какой вы красный, — сказала Лиля, — как свёкла».
«В гостиной от пола до потолка сияла ёлка множеством, множеством огней. Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками. Дети стояли неподвижно, потрясённые».
Лиля доказывает верность народной мудрости о том, что если женщина сказала: «Нет», на самом деле это означает: «Да»
Представьте себе, что этого красавца коня зовут Клопик и «меринишка»…
«И вот — бело-синим ослепительным светом раскрылась ночь, на мгновение чёрными очертаниями появились низко наклонившиеся деревья. И — снова тьма. И грохнуло, обрушилось всё небо. За шумом никто не услышал, как упали и потекли капли дождя на стёклах. Хлынул дождь — сильный, обильный, потоком. Матушка стала в балконных дверях, — глаза её были полны слёз. Запах влаги, прели, дождя и травы наполнил зал».
Ярмарка:
Вот здесь поразительно близко к тексту выполненная иллюстрация, в рисунке присутствуют и вазы, и обои, и коричневое платьице с белым фартучком, и желтые башмачки… «Синие глаза глядели строго, даже немножко прищурились. Это была Лиля»
Создание и публикация
Предварительным эскизом повести считается рассказ «Логутка», написанный Толстым в 1912 году. Писатель вернулся к мысли описать своё детство, когда издатель парижского детского журнала «Зелёная палочка» попросил его дать рассказ для детей. По другим сведениям, журнал начал издаваться именно с целью размещения повести Толстого. «Повесть о многих превосходных вещах» публиковалась в выпусках №№ 2-6 за 1920 год. После прекращения журнала Толстой поместил главу «Ярмарка в Пестравке» в газете «Последние новости» (1 мая 1921 г.). Следующие за тем главки появились в 1922 году в берлинском журнале «Сполохи» (№ 5). В том же 1922 году издательство «Геликон» выпустило отдельное издание «Повести о многих превосходных вещах» с подзаголовком «Детство Никиты», который впоследствии стал основным её названием.
При последующих переизданиях Толстой редактировал повесть, причём не только стилистически. Менялись заголовки глав, добавилась новая глава «Последний вечер». Книга посвящена сыну автора, Никите (родившемуся в 1917 году). Произведение часто издавалось в советской и постсоветской России с иллюстрациями ведущих детских художников.
Список использованной литературы
1. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. – Л.: Художественная литература, 1966. – 220 с.
2. Толстой А.Н. Детство Никиты//Толстой А.Н. Повести и рассказы. – М.: Художественная литература, 1985. – 336 с.
3. Толстой А. Н. Собр. соч. в 10 т. – М.: Художественная литература, 1982– 1986.
4. Аверин Б.В. Детство, отрочество и юность в изображении Л.Н. Толстого//Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. – Л.: Художественная литература, 1966. – 220 с. С. 3 – 18.
5. А.Н. Толстой. Материалы и исследования. – М.: Наука, 1985. – 527 с.
6. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. – 6-е изд. – М, 2009. – 496 с.
7. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975. – 504 с. С. 240 – 268.
8. Бурсов Б.И. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого. – Л.: Наука, 1966. – 324 с.
9. Воспоминания об А.Н. Толстом. – М.: Советский писатель, 1982. – 492 с.
10. Воронцова Г.Н. А.Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2004. – 112 с.
11. Громова-Опульская Л.Д. Ступени великого восхождения. – М.: Слово, 2003. – 275 с.
12. Дайцай Ч. Детство и природа в повести «Детство Никиты»// Молодой учёный, 2016. – № 2. – С. 934 – 937.
13. Иванов Н.Н. Особенности внутренней формы слова в прозе А.Н. Толстого//Ярославский педагогический вестник, 2012. – № 4. – 430 с. С. 214 – 217.
14. Капитанова Л.Н. Толстой в жизни и творчестве / Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: Русское слово, 2000. – 120 с. С. 49 – 53.
15. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов//Корман Б. О. Избранные труды по истории и теории литературы. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. – 236 с.
16. Крестинский Ю.А. А.Н. Толстой. Жизнь и творчество. – М.: Художественная литература, 1960. – 420 с.
17. Крюкова А.М. А.Н. Толстой и русская литература. – М.: Слово, 1990. – 314 с.
18. Кудряшев Н.Н. О жизни и произведениях Л.Н. Толстого// Л.Н. Толстой Детство. Юность. Отрочество. – М.: Художественная литература, 1972. – 380 с.
19. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Введение в литературоведение. – Екатеринбург, 1991. – 453 с. С. 35.
20. Линков В.И., Саакянц А.А. Лев Толстой. Жизнь и творчество. – М.: Русский язык, 1979. – 264 с.
21. Поповкин А.И Детские годы Л.Н. Толстого и его повесть «Детство»// Толстой Л.Н. Детство. Юность. Отрочество. – Л.: Художественная литература, 1979. – 389 с.
22. Сугай Л.А. Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов. – М.: Рипол-классик, 1999. – 768 с.
23. Тимофеев Л. Н. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1976. – 265 с.
24. Толстой А.Н. Краткая автобиография, книга «Повести и рассказы (1910-1943).
– М.: Художественная литература, 1944. – 375 с.
25. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 334 с.
26. Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. – 360 с.
27. Успенский Б.А. Поэтика композиции. – М.: Искусство, 1970. – 256 с.
28. Фесенко Э. Я. Теория литературы. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – 780 с.
29. Шестакова Е.Ю. Концепция детства в русской классической литературе//Филологический класс, 2006. – № 16. – 369 с. С. 27 – 30.
Интернет-источники:
30. Миначёва Р.Р. Перцептуальныйхронотоп в повести Л. Н. Толстого «Детство»//Социосфера //URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/135/perceptualnyj_hronotop_v_povesti_l .
31. Романова Н.И. Повесть Л.Н. Толстого «Детство» в контексте русских художественно-автобиографических повестей середины XIX века: Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук //URL: http://www.dslib.net/russkaja-literatura/povest-l-n-tolstogo-detstvo-v-kontekste-russkih-hudozhestvenno-avtobiograficheskih.html .
32. Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в. (Л.Н. Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский«Детство Тёмы»): Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук //URL:http://www.dissercat.com/content/problematika-i-poetika-avtobiograficheskikh-povestei-o-detstve-vtoroi-poloviny-xix-v-l-n-tol .
33. Толстая Е. «Превосходные вещи»: вокруг «Детства Никиты» //URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/28/tolstaya 28.shtml .
34. Цирулёв А.Ф. Проблема автобиографизма в триологии Л.Н. Толстого//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, No 3(1) //URL: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2011_3/57.pdf .
Выдержка из текста
Данная работа посвящена изучению традиций Л.Н. Толстого в повести А.Н. Толстого «Детство Никиты». В частности, в качестве источника влияния рассматривается повесть Л.Н. Толстого
Изучение данной темы особенно важно в контексте школьного чтения: «Детство» прочно вошло в школьные программы по литературе для 6-7 классов. Эта повесть была первым серьёзным произведением отечественной литературы, в которой рассматривался мир детства
Произведение Л.Н. Толстого определил дальнейшее развитие детской темы в произведениях таких писателей, как С.Т.Аксаков, Н.Г.Гарин-Михайловский, М. Горький и др. Одним из лучших произведений в этом ряду является повесть А.Н.Толстого «Детство Никиты». И хотя в средней школе не предполагается её полное текстуальное изучение (отрывки из произведения изучаются в начальной школе, например, глава «Желтухин»), учитель литературы должен ясно осознавать связь этих двух произведений, понимать, какие традиции в изображении мира детства были заложены Л.Н.Толстым и каким образом эти традиции развивались в дальнейшем А.Н.Толстым. Это обстоятельство обуславливает актуальность данной работы.