«Где сладкий шепот…» Е.Баратынский
«Где сладкий шепот…» Евгений Баратынский
Где сладкий шепот Моих лесов? Потоков ропот, Цветы лугов? Деревья голы; Ковер зимы Покрыл холмы, Луга и долы. Под ледяной Своей корой Ручей немеет; Все цепенеет, Лишь ветер злой, Бушуя, воет И небо кроет Седою мглой. Зачем, тоскуя, В окно слежу я Метели лет? Любимцу счастья Кров от ненастья Оно дает. Огонь трескучий В моей печи; Его лучи И пыл летучий Мне веселят Беспечный взгляд. В тиши мечтаю Перед живой Его игрой, И забываю Я бури вой. О провиденье, Благодаренье! Забуду я И дуновенье Бурь бытия. Скорбя душою, В тоске моей, Склонюсь главою На сердце к ней, И под мятежной Метелью бед, Любовью нежной Ее согрет, Забуду вскоре Крутое горе, Как в этот миг Забыл природы Гробовый лик И непогоды Мятежный крик.
Анализ стихотворения Баратынского «Где сладкий шепот…»
Произведение, датированное 1831 г. предвосхищает появление русской усадебной лирики, развитие которой началось спустя 10—15 лет. Тематическая принадлежность текста подтверждается его идейно-художественной структурой. Одна из ведущих ролей возложена автором на образ дома, надежного прибежища, оберегающего своих хозяев от холода и непогоды. Подобная трактовка образа встречается в знаменитом фетовском творении «Кот поет, глаза прищуря… », где домашний уют противопоставлен бушующей «на дворе» буре.
Поэтический текст открывается риторическим вопросом, в который включена метафорическая конструкция «сладкий шепот», обозначающая шелест листвы. Лирическое «я» фиксирует изменения, вызванные приходом холодов: голые деревья, замерзший ручей, «метели лёт», долины, покрытые «ковром зимы». Изображая детали природы, поэт часто обращается к олицетворениям. Деревья наделяются способностью шептаться, а речная вода, к «ропоту» которой привык герой, «немеет» подо льдом.
Пейзажная картина, в которой господствуют оцепенение и «седая мгла», безотрадна. Лирический субъект отрывается от печального зрелища и обращает взгляд на «трескучий» огонь, пылающий в печи. Пристально вглядываясь в языки живого пламени, окруженный комфортом «любимец счастья» забывает о непогоде. Меняется и его настроение: тоску сменяет спокойная радость, порождающая желание помечтать «в тиши».
Бытовая ситуация служит поводом для философских обобщений. Ободренный герой спешит поблагодарить божественные силы, указавшие ему пути преодоления жизненного кризиса. От «бурь бытия», «метели бед» и душевной скорби спасет «любовь нежная». Главный секрет ее исцеляющей силы — способность даровать забвение тревожному сердцу.
В финальной части автор сближает комплексы образов разных тематических групп: горькие испытания, уготованные судьбой, уподобляются погодным приметам зимнего ненастья. Эта тенденция проявляется при помощи ряда метафорических конструкций, передающих противоречивую суть безрадостного земного пути героя. Стихотворение завершается двумя яркими примерами, в которых семантика дисгармоничности усиливается негативными коннотациями: «гробовый лик» и «мятежный крик».
Для изображения личных переживаний поэт избирает редкую вариацию стихотворного размера — двухстопный ямб. Короткая легкая строка также встречается в произведении «Догадка», посвященном «языку любови тайной».
Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Поэтическая тетрадь.Е.А. Баратынский. «Где сладкий шёпот. «
Презентация предназначена для работы на уроке литературного чтения. В неё включены анимированные иллюстрации, способствующие развитию воображение учащихся. К презентации есть приложение. Это своеобразный миниконспект урока и одновременно инструкция по работе со слайдами.Иллюстрации можно использовать на уроках развития речи, во внеклассной работе, на уроках русского языка. достаточно включить в основную презентацию нужный слайд из исходной.
- ознакомиться с творчеством поэта;
- изучать пейзажную лирику Евгения Баратынского и определить её художественные особенности;
- развивать навыки выразительного чтения,образное мышление и творческое воображение учащихся.
Подписи к слайдам:
Слайд 1 Баратынский Евгений Абрамович 1
Слайд 2 ознакомиться с творчеством поэта; изучать пейзажную лирику Евгения Баратынского и определить её художественные особенности; развивать навыки чтения, речь, мышление. ЦЕЛИ: 2
Слайд 3 Чтобы узнать особенности пейзажной лирики Е. Баратынского, заглянем в сборник «Стихотворения. Поэмы». – М. – 1990 3 Баратынский Евгений Абрамович
Слайд 4 В этом сборнике мы найдём следующие стихотворения. Осень Водопад Буря Звезда Весна, весна! как воздух чист! 4
Слайд 5 «Водопад » Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединят протяжный вой С протяжным отзывом долины. 5
Слайд 6 Взгляни на звёзды: много звёзд. В безмолвии ночном Горит, блестит кругом Луна На небе голубом. «Звезда» 6
Слайд 7 Весна, весна. Как воздух чист. Как ясен небосклон. Своей лазурию живой Слепит мне очи он. 7
Слайд 8 Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, рука несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! 8
Слайд 9 Какое время года изображено на картине? Какое настроение вызывает картина? Подберите олицетворения. Лес затих Небо отражается Лежат тени Светлеет небо Примеры олицетворений 9
Слайд 10 Чтение стихотворения 10
Слайд 11 Словарная работа: р опот — неясный шум, неясные, негромкие звуки д олы — поля (долины) немеет – лишается способности говорить ц е пенеет — застывает бушует — действует с необычайной, разрушительной силой мгла — непрозрачный воздух (от тумана, сгущающихся сумерек) 11
Слайд 12 Чтение стихотворения Где … шёпот Моих лесов? Потоков ропот, Цветы лугов? Деревья …; Ковер зимы Покрыл холмы, Луга и долы. Какие слова пропущены? 12
Слайд 13 Где шёпот Моих лесов? Потоков ропот, Цветы лугов? Деревья ; Ковер зимы Покрыл холмы, Луга и долы. сладкий голы Э П И Т Т Е Т Ы 13
Слайд 14 Под … Своей корой Ручей … ; Всё …. ледяной Какие слова пропущены? немеет цепенеет ЭПИТЕТЫ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ 14
Слайд 15 Лишь ветер …, Бушуя. воет И небо кроет … мглой. 15
Слайд 16 Лишь ветер …. Бушуя. воет И небо кроет … мглой. злой Седою ЭПИТЕТЫ 16
Слайд 17 “Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение”. 17
Слайд 18 Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. Олицетворение. 18
Слайд 19 Эпитет. 1) Всякий эпитет – имя прилагательное. 2) Не всякое прилагательное — эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении. 3) Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора. 19
Слайд 20 Под ледяной Своей корой Ручей немеет ; Все цепенеет. Лишь ветер злой. Бушуя, воет И небо кроет Седою мглой. Где сладкий шёпот Моих лесов? Потоков ропот, Цветы лугов? Деревья голы; Ковёр зимы Покрыл холмы, Луга и долы. Найти эпитеты. 20
Слайд 21 Стихотворения передают состояние души поэта. Пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое. Вывод. 21
Слайд 23 Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть. Спасибо за урок! 23