Лайфхаки для определения проблем текста
На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы.
Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:
- Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
- Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.
- Использование рецензии для нахождения проблемы.
- Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.
Подробное описание каждого приема смотрите ниже.
Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах
Во время анализа исходного текста для сочинения можно подчеркивать или обводить нужные слова, выражения и предложения прямо на бланках КИМов (Контрольно-Измерительных Материалов).
Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное.
Но не стоит выделять слишком много информации, чтобы не запутаться в примерах.
Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста
При работе над сочинением можно вернуться к тестовым заданиям, связанным с анализом исходного текста для сочинения.
В тестовом задании, проверяющем умение выпускников понимать содержание текста, даны варианты ответа на вопрос: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?», — которые по сути являются подсказками для определения проблемы текста.
Например: в задании («Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?») по тексту №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…» есть следующие варианты ответов:
- Жизнь каждого человека, вероятно, куда больше, чем он сам.
- Каждый человек состоит из многих неосуществлённых планов и упущенных возможностей, иными словами, несбывшихся жизней.
- У гениев, обладающих пророческими чертами, не бывает провалов и неудач.
- Между жизнью гения и его созданиями существует очевидная связь, ведь они напрямую соотносятся друг с другом.
- Наша жизнь без гениев была бы неинтересной.
Ответом на вопрос будут 2 и 5 предложения.
Значит подсказка состоит в том, что проблемы данного текста связаны с осознанием, что мог реализовать человек в своей жизни, а также с пониманием, кто такие гении.
Использование рецензии для нахождения проблемы
Задание, связанное с определением языковых средств выразительности, содержит в себе фрагмент готовой рецензии на исходный текст, который также содержит подсказки для верного определения проблемы и/или позиции автора.
Например: из фрагмента рецензии, данной к тексту № 19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…»: «Д. А. Гранин рассуждает о непростых нравственно-философских проблемах. Для выражения собственной позиции автор использует различные изобразительно-выразительные языковые средства, среди которых приём — (А___(предложения 41, 63-65) и лексическое средство — (Б)___(в предложении 63). …» — мы можем взять следующие подсказки:
Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом».
Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.
Проверка наличия в тексте вопросительных предложений
Посмотреть, есть или нет в тексте вопросительные предложения, а также предложения с многоточиями.
Такие предложения, особенно те, которые стоят в первом или последнем абзаце текста, часто содержат ключ к проблеме.
Например: читая сам текст №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…», находим вопросительные предложения и предложение с многоточием: «Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя?» «Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы?» «Почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил?» «Что такое Моцарт? (51)Тоже появилось нечто божественное и исчезло. (52)Откуда? (53)Почему? (54)Что, сочетание генов?» » А гению…».
Из процитированных предложений видно, что автор задаёт вопросы в двух направлениях:
- Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?
- Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?
Следовательно, в данном тексте можно выделить две проблемы.
Осталось только выбрать из этих двух проблем ту, которая ближе и понятнее самому выпускнику, чтобы раскрывать её в сочинении.
↑ Как формулировать проблему?
Проблема может быть сформулирована двумя способами:
1) Через вопрос. Например: Зачем человеку нужны друзья? 2) Через Р.П. Например: проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.
Чтобы избежать путаницы, мы рекомендуем сформулировать проблему в виде вопроса. Таким образом, вы не допустите ошибок.
Тема, идея и проблема составляют основу содержания литературного произведения.
Пример
Темой романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» является восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева
Однако важно понимать, что наряду с основной темой может развиваться ряд второстепенных тем
Пример
Второстепенные темы в «Капитанской дочке» включают, прежде всего, отношения между высшим классом (Петр Гринев) и крепостными (Савелий). И хотя обычно существует только одна основная тема, вы можете выбрать столько подтем, сколько захотите.
Как определить тему текста
Тема — это то, о чём текст. Определить тему текста поможет такой лайфхак:
Попробуй пересказать текст в 1 — 3 предложениях. Это и будет тема текста.
Сомневаешься? Проверить, правильно ли определена тема довольно легко. Возьми эти 1 — 3 предложения и раскрой их. То есть постарайся подробнее рассказать о чём текст. Если не получается, скорее всего, это не тема текста.
Другой способ определить тему: найди ключевое слово или словосочетание в тексте, вокруг которого строится повествование.
«Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я.
«Полюби ближнего, как самого себя» — не значит то, что ты должен стараться полюбить ближнего. Нельзя заставить себя любить. «Люби ближнего» значит то, что ты должен перестать любить себя больше всего. А как только ты перестанешь любить себя больше всего, ты невольно полюбишь ближнего, как самого себя.»
Ключевое слово в этом отрывке — любовь. Но формулируя тему текста, нужно попытаться её уточнить. Из отрывка видно, что автор говорит не просто о любви, а о любви к ближнему. Это и есть тема текста.
Помни, что тема в текстах ЕГЭ — это обычно что-то нейтральное и философское, а не физический предмет. Если кажется, что текст, например, о лопатах. Перечитай внимательнее, возможно, речь идёт о труде или взаимовыручке.
Анализ драматического произведения
Схема анализа драматического произведения
1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.
2. Сюжет, композиция: — основной конфликт, этапы его развития; — характер развязки /комический, трагический, драматический
3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.
4. Сбор материала о персонажах: — внешность героя, — поведение, — речевая характеристика — содержание речи /о чем?/ — манера /как?/ — стиль, словарь — само характеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки; — роль декораций, интерьера в развитии образа.
5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.
Драматическое произведение
Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).
Как определить проблему текста
В начале работы над сочинением возникает вопрос, ответ на который определяет балл за все задание: как найти основную проблему в тексте? Критерий К1 оценивает, насколько правильно вы это сделали.
Если за него вы получаете 0 баллов, то автоматически снимают баллы за все остальные структурные критерии, К2–К4: комментарий, позицию автора, свое отношение к позиции автора. Таким образом, вы теряете не 1 балл, а сразу 6, что составляет почти 1/3 от всего сочинения
Именно поэтому так важно научиться верно определять проблему в сочинении на ЕГЭ
Избежать такой критичной ошибки вы можете, если будете хорошо знать критерии оценивания заданий и требования к сдающим ЕГЭ. Их объясняют на курсах подготовки в MAXIMUM Education, а еще учат простым способам решения заданий, дают алгоритмы и лайфхаки, помогают избежать подводных камней и частых ошибок выпускников.
В первую очередь помните: в каждом тексте автор поднимает около 3 проблем. Они могут находиться в рамках одной темы. Вспомним разницу между этими понятиями:
- Тема — это основа того или иного произведения, вокруг чего строится вся мысль.
- Проблема — это конкретные вопросы в рамках той или иной темы, которые автор затрагивает в рамках своего повествования.
Рассмотрим разницу между темой и проблемой на примере:
Автор говорит о духовной составляющей жизни человека, то есть тема текста связана с творчеством, искусством. Проблема — это острый вопрос, который волнует автора, их может быть несколько. Самый верный способ определить проблему — задать риторический вопрос к материалу. Например:
- Какого человека можно назвать культурным?
- Как научиться понимать искусство?
- Как искусство влияет на человека?
И вот вы уже нашли три проблемы. Выбирайте ту, на которую будет легче всего ответить, ведь в третьем абзаце ваша задача — указать позицию автора. Позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения, с опорой на текст.
На ЕГЭ по русскому языку могут встретиться различные фрагменты: публицистические и художественные. У каждого типа свои особенности.
Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Основные признаки:
- последовательность;
- завершенность;
- логичность;
- цельность;
- тематическое и стилистическое единство.
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
Тексты могут описывать:
- реальные и выдуманные события;
- взаимоотношения между людьми;
- природные и иные явления;
- различные проблемы и пути их решения;
- мир чувств и многое другое.
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
- Тема обозначает область исследуемого вопроса, основная мысль — авторское отношение к проблеме.
- Тему обычно легко определить, она конкретна и однозначна. Основная мысль не всегда легко подается выделению. Над ней нужно хорошо подумать.
- Тема часто отражена в заголовке, подзаголовках, ключевых словах. Выражение главной идеи зависит от того, какие языковые средства были использованы автором.
Как найти проблему в тексте ЕГЭ по русскому языку?
Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, важно знать, что это такое и как ее формулировать. Проблема — это тот вопрос, которым задается автор
Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте
Проблема — это тот вопрос, которым задается автор. Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте.
Сложности могут возникнуть с текстами со множеством тезисов или иронией
В таком случае важно помнить, что главный вопрос в тексте может быть только один и он обязательно морален
Если автор выдвигает два и более равнозначных тезисов, то стоит выбрать один из них и формулировать проблему от него. Главное — к выбранному вопросу должно быть минимум две иллюстрации в тексте.
Если же суть текста кажется аморальной или наставление выглядит неоптимистично, то автор иронизирует. В таком случае, его позиция абсолютно противоположна, и это следует учесть.
Проблематика
Проблематичным является круг проблем, которые автор поднимает в своей работе. Проблема — это вопрос, который необходимо решить.
Виды проблематики:
- социально — политическая (отражение общественных проблем эпохи в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в произведении А. И. Куприна «Ленин»)
- нравственно — этическая (нравственные проблемы, религиозные темы (проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»))
- национально — историческая (проблема национальной судьбы, изображение национального характера; произведения: «Клеветникам России» А. С. Пушкина, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского).
- философская ( проблема жизни и смерти, поиска смысла жизни, поиск истины; произведения: «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Пир во время чумы» А. С. Пушкина, «Изречение Мельхиседека» К. Н. Батюшкова, «Природа — сфинкс…» Ф. И. Тютчева)
Примеры проблем в сочинении
Самое важное при работе с сочинением — это практика. Давайте посмотрим на демоверсию 2023 года и потренируемся определять проблему
В тексте много описаний, воссоздается образ родного края, нет вводных слов и четкой структуры, свойственной рассуждению. Мы видим автора в образе лирического героя, главного действующего лица. Следовательно, перед нами художественный текст.
Мы часто видим такие слова: родные места, родниться, родная земля, родина. Делаем вывод, что тема текста связана с природой, родиной.
В тексте 8 абзацев — значит, 8 микротем. Смотрим на каждый абзац и определяем его тему, даже если он состоит из одного предложения. Так мы находим содержание главной и второстепенной информации. Например, микротема первого абзаца — приезд лирического героя в родные места и первые воспоминания о былой жизни.
Теперь необходимо ответить на следующие вопросы:
Кто является героем или каковы обстоятельства?
Помните: автор ≠ рассказчик, даже если повествование ведется от первого лица. Это вымышленный автором лирический герой, который «похож» на него, отражает его жизнь.
Лирический герой приезжает на малую родину, смотрит вокруг, и обстановка погружает его в воспоминания, как всё было раньше.
Как происходящее характеризует героя или какую характеристику и оценку мы можем дать самим событиям?
События навевают приятную меланхолию о былом времени в родном краю. Герой чувствует связь с этим местом — это отражается в описании природы.
Эта характеристика и обстоятельства касаются только героев текста или другие люди могут оказаться в похожей ситуации, обладать похожими качествами?
Безусловно, это может случиться с каждым. Многие люди уезжают в большие города в поисках новой жизни. Однако, возвращаясь домой на каникулы или в отпуск, человек предается воспоминаниям, которые связаны с его домом, они греют душу. Природа родного края вдохновляет человека, помогает ему обрести гармонию и душевное спокойствие, дает надежду на будущее.
Зачем автор придумал именно этих героев и эти обстоятельства? Что он хотел донести до читателя?
Автор рассказывает нам эту историю, чтобы показать, что любовь к малой родине человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Она дает ему жизненную силу, теплые воспоминания о годах в родном краю и навевает приятные воспоминания.
В чем заключается позиция автора?
Ценность воспоминаний о малой родине в том, что человек чувствует неразрывную связь с местом, где он родился и вырос, с природой, дающей ему силы и утешение, несмотря на тоску о прошлом.
Какие вопросы можно задать к позиции автора?
- В чем заключается ценность воспоминаний о малой родине?
- В чем проявляется любовь человека к малой родине?
- Какова роль малой родины в жизни человека?
Вопросов получилось несколько, а значит, и проблему мы можем сформулировать в нескольких вариантах. Выбирайте тот, что вам больше нравится и к которому будет проще подобрать примеры.
Практические способы определения проблем текста
Суммируем сказанное и выведем несколько универсальных способов, как определить проблему проблему в сочинении по русскому:
- Делите текст на микротемы.
- Отделяйте главную информацию от второстепенной. Последняя будет основой вашего комментария, а первая — позицией автора, которая поможет определить проблему.
- Подчеркивайте в КИМ ключевые и словосочетания.
- Используйте задание 22, связанное с анализом текста.
- Формулируйте проблему в форме вопроса. Так вам будет проще определить авторскую позицию — она и будет ответом на поставленный в начале сочинения вопрос.
Следуя этим несложным советам, вы сэкономите много времени и сможете быстрее приступить к написанию второй части.
Как найти проблему в художественном тексте
В работе с художественными материалами необходимо быть особенно внимательными, ведь в них автор не высказывает свое мнение напрямую. Соответственно, анализировать такие тексты, выявлять в них авторскую позицию и формулировать проблему сложнее. Однако, выделив четкую последовательность действий, можно избежать ошибок в сочинении по художественному тексту и с легкостью ориентироваться в любом материале.
Как и с публицистикой, начать стоит с выделения микротем и определения темы. Затем перейдите к анализу содержания. Что нужно понять в самом начале? Найти, кто герой текста, чтобы не было путаницы, и определить обстоятельства, которые могут быть как на первом плане, так и на втором.
Поскольку всё, что происходит в материале, направлено на то, чтобы вызвать определенные эмоции, важно понять, как происходящее характеризует героя и какую оценку можно дать событиям. Эту информацию затем можно использовать для комментария
Теперь всё это необходимо интерпретировать, то есть прийти к пониманию авторского замысла. На какие вопросы здесь стоит для себя ответить? Сначала нужно понять: всё, что описал автор, касается только героев произведения или другие люди могут оказаться в похожей ситуации, обладать похожими качествами?
Также необходимо разобраться: зачем автор придумал именно этих героев и эти обстоятельства? Что он хотел тем самым донести до читателя? На основе ответа вы формулируете позицию автора — мысль, которая касается людей и жизни в целом, но раскрывается на примере конкретных героев и обстоятельств. А оттолкнувшись от нее, определяете и проблему.
Если на экзамене вам встретится текст, главную мысль которого трудно определить с первого взгляда, не пугайтесь. Обязательно держите в голове вопросы, ответы на которые мы искали в процессе анализа фрагмента. Тогда у вас не возникнет вопроса, как определить позицию автора в сочинении ЕГЭ, а значит, и с постановкой проблемы не будет сложностей.
Объяснение и примеры
Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.
Тема
В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.
Пример
Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.
При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных
Пример
Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).
И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.
Проблематика
Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.
Пример
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.
Проблематика может быть:
- нравственной;
- психологической;
- социальной;
- философской.
Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения
Пример
Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:
- анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
- психологическая (выбор человеком своего пути);
- всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
- философская (добро и зло, вера и отрицание).
При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.
Идея
Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.
Пример
Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).
Авторская позиция
Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.
При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.
- Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
- Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора:
- нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.);
- психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад);
- социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком);
- философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни).
Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику.
- Подумайте, как решает автор те проблемы, которые поставлены им в литературном произведении. Какой вывод мы можем сделать на основании этого авторского решения? Ответ на этот вопрос и станет определением идеи литературного произведения.
- Согласны ли вы с авторским решением проблемы? Можно ли назвать его объективным?
Как найти проблему текста
Проблема текста — это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа.
Например: Как следует относиться к природе? (Это проблема) (Ответ 1: К этому следует относиться с осторожностью, потому что люди — часть природы. Ответ 2: К этому можно относиться потребительски, ведь человек — царь природы)
Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь — это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь — это забота о своих близких) Нужно ли вам знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, если вы знаете свою биографию, то сможете избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не стоит, это только мешает прогрессу).
Как найти проблему в публицистическом тексте
Важно помнить про особенности публицистических текстов, которые помогут вам при написании сочинения:
1. Автор напрямую обращается к читателю, часто высказывает свое мнение.
2. Публицист часто склоняет аудиторию к той или иной мысли через освещение актуальной общественной темы.
3. Для большей убедительности приводятся конкретные примеры, риторические вопросы, на которые автор сам же и отвечает.
В таких текстах позиция автора находится чаще всего в абзаце, где представлено заключение. Это делает текст более логичным и понятным, чем в ситуации с художественными выжимками
При работе с публицистикой важно найти позицию автора и задать к ней вопрос — он и будет проблемой вашего сочинения
Разберемся на примере:
Первое, что нужно сделать при работе с любым текстом, — выделить его микротемы. Сделать это легко с помощью такого лайфхака:
Каждый новый абзац — это новая микротема.
После следует найти микротемы, в которых содержится главная информация. В публицистическом тексте это чаще всего концовка. Найдите предложения, где выражается позиция автора, и задайте к ней вопрос. Это и будет проблемой вашего сочинения.
В тексте выше четыре микротемы, в последней автор выражает свою позицию — предложение 30. Теперь сформулируйте вопрос к этому предложению, исходя из общей тематики:
- Что определяет истинную литературу?
- Что является критерием настоящей литературы?
Проблема определена, позиция автора — тоже. Половина сочинения готова, можно двигаться дальше.
Есть еще один лайфхак, который облегчит понимание текста. Вы можете использовать задание 22, в котором представлены готовые формулировки по содержанию отрывка. Они помогут вам вникнуть в суть авторской мысли.
Понятие проблематики произведения
Термин «проблема» имеет такое же значение в литературоведении, как и в различных научных областях — проблема — это практический или теоретический вопрос, который необходимо исследовать и решить.
Следующее определение термина «проблема» встречается в литературных произведениях.
Проблематичной является авторская концепция социальных персонажей, которая заключается в том, что автор выделяет и подчеркивает те качества, которые он считает наиболее важными в силу своего идеологического мировоззрения.
Другими словами, проблематика литературного произведения понимается как область понимания, осмысления автором отражаемой действительности. Это сфера, в которой проявляется авторский взгляд на человека и мир, в которой отражаются переживания и размышления автора и в которой тема исследуется под определенным углом зрения. Читателю предлагается диалог, дискуссия о той или иной системе ценностей, ставятся вопросы, приводятся художественные аргументы за или против той или иной жизненной ориентации.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Проблематика произведения 420 руб.
- Реферат Проблематика произведения 250 руб.
- Контрольная работа Проблематика произведения 250 руб.
Получите исчерпывающий реферат или консультацию специалиста по вашей курсовой работе Узнайте больше о стоимости.
Можно сказать, что тема является центральной частью художественного осмысления, потому что это, как правило, то, ради чего читатель обращается к произведению, то есть уникальный мир автора. Если читатель принимает тему как данность, он может и должен иметь собственные мысли, размышления, опыт, согласие или несогласие в отношении предмета, которые направляются мыслями и опытом автора, но не полностью совпадают с ними. Согласно идее М.М. Бахтина об особом познании художественного содержания как диалога между автором и читателем, эта идея наиболее сильно приложима к проблематике произведений.
В отличие от тематики, проблема — это субъективный аспект художественного содержания, который максимально выражает оригинальное мировоззрение автора, его индивидуальность и нравственное отношение к теме. Часто произведения нескольких авторов написаны на одну и ту же тему, потому что темы ограничены, но не существует двух авторов, чьи произведения полностью идентичны по содержанию.
Спросите экспертов и получите ответ за 15 минут!
Конкретность темы — визитная карточка автора. Например, вряд ли найдется поэт, который не занимался бы темой поэзии. Однако проблемы, связанные с этой темой, варьируются от поэта к поэту. Так, А. С. Пушкин считал поэзию «служением музам», Лермонтов подчеркивал гордое одиночество поэта. Некрасов поставил вопрос об общественной полезности поэтической деятельности, о буржуазном характере поэтического творчества. Блок рассматривал поэзию как средство выражения и истолкователя мистических тайн бытия. Для Маяковского поэзия была своего рода «производством»; он был первым поэтом, поднявшим вопрос о «месте поэта в рабочем классе». Поэтому, несмотря на единообразие темы у каждого из писателей, проблематика субъективна и индивидуальна.
Проблематичным является круг проблем, которые автор поднимает в своей работе. Проблема — это вопрос, который необходимо решить.
Виды проблематики:
- социально — политическая (отражение общественных проблем эпохи в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в произведении А. И. Куприна «Ленин»)
- нравственно — этическая (нравственные проблемы, религиозные темы (проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»))
- национально — историческая (проблема национальной судьбы, изображение национального характера; произведения: «Клеветникам России» А. С. Пушкина, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского).
- философская ( проблема жизни и смерти, поиска смысла жизни, поиск истины; произведения: «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Пир во время чумы» А. С. Пушкина, «Изречение Мельхиседека» К. Н. Батюшкова, «Природа — сфинкс…» Ф. И. Тютчева)
Как определить проблематику
Определение проблематики произведения — это процесс выявления основных вопросов, проблем и тем, которые затрагиваются в произведении.
Важно учитывать, что проблематика произведения может быть явной или скрытой, поэтому необходимо внимательно читать текст и анализировать его на разных уровнях. Пример 2
Пример 2
Если автор использует символы или метафоры, то необходимо расшифровать их значение и понять, как они связаны с основной темой произведения.
Для того чтобы определить проблематику, необходимо провести анализ текста, выделить ключевые моменты и события, а также обратить внимание на характеры героев и их взаимоотношения
Важно обращаться к контексту, в котором было написано произведение. Под контекстом понимаются следующие аспекты:
Под контекстом понимаются следующие аспекты:
Важно обращаться к контексту, в котором было написано произведение. Под контекстом понимаются следующие аспекты:
- в какую эпоху было создано произведение;
- в какой культурной среде оно появилось;
- какие обстоятельства жизни автора могли повлиять на его создание.
Пример 3
Проблематика романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева тесно связана с общественной дискуссией, которая развернулась в российском обществе в годы начала «Великих реформ» 19 века.
Также необходимо обращать внимание на то, как автор описывает события и характеры героев. Например, если писатель использует многомерные персонажи, то это может означать то, что проблематика произведения связана с психологическими вопросами
Пример 4
Многомерным и противоречивым является образ Анны Каренины в одноименном романе Льва Толстого. В этом произведении он исследует широкий круг психологических проблем — семейные взаимоотношения, верность, чувство долга, самоопределение, роль женщины и др.
Проблематика произведения
Проблематика произведения представляет собой сложный комплекс проблем, которые авторы постоянно выносят на обсуждение. Она является одним из наиболее важных аспектов литературы и искусства в целом.
В произведении проблематика может проявляться на разных уровнях. К примеру, это может быть конфликт между героями, проблемы морали и этики, противоречия в характерах персонажей, проблемы социального порядка и т.д.
Одним из примеров произведения, где проблематика является главной составляющей, является роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского. В нем автор поднял ряд социальных проблем, таких как хаос в обществе, нравственный упадок и противоречия между людьми разных социально-экономических слоев.
Еще одним примером произведения, где проблематика выступает в качестве главного элемента, является поэма «Евгений Онегин» Александра Пушкина. В ней автор поднимает проблемы любви, разочарования и жизненного выбора.
В целом, проблематика произведения — это основной элемент, привлекающий читателя или зрителя, поскольку он возможность подумать и обсудить те проблемы, которые затронул автор.