Отработка на практике
«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
(по А. Платонову)
Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:
- Что произошло в тексте?
- О чем вы задумались после прочтения текста?
- Какая мысль заставила автора написать этот текст?
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Критические статьи
Критические статьи станут спасением для неопытного читателя или ученика. Литературные критики активно следят за тем, что появляется на рынке, в том числе и иностранном. Да и критики часто общаются с коллегами, поэтому порой им удается узнать о произведениях раньше, чем они появятся на рынке.
Критики помогают «находить в груде макулатуры бриллианты». После прочтения хотя бы одной критической работы, сразу становится ясно то, что хотел донести до нас автор.
Например, статья В. Г. Белинского «Похождения Чичикова, или мёртвые души» позволяет понять, что заложил Н. В
Гоголь в образы Чичикова и помещиков.
Кроме того, из критических статей можно взять понравившиеся высказывания и использовать их позже в своем сочинении.
Поэтому даже, если вы собираетесь полностью читать произведение, лучше сначала ознакомиться с его критикой, чтобы лучше разобраться в смысле и теме текста, характере героев и т.д.
Важно!
Нужно читать только проверенных критиков, таких как Белинский, Чернышевский и т.д. Не стоит доверять современникам!
Особенности анализа разных типов художественных трудов
Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа. Чтобы разобраться в особенностях процесса, давайте рассмотрим, как нужно исследовать прозу, поэзию, драматические и фольклорные материалы:
Проза. В современной литературе существует множество прозаических произведений. К этой категории относят романы, повести, рассказы, новеллы, мемуары, притчи и другие тексты. Чаще всего будущим филологам приходится анализировать именно их. Произведения объединяют такие признаки, как отсутствие рифмы и конкретика описания
При выполнении анализа внимание уделяется сюжетной специфике, главным и второстепенным героям и проблемам, затронутым в тексте. Специфика анализа такой литературы зависит от объема текста
Так, например, романы, как самые объемные литературные труды, требуют наибольшего внимания
Важно не запутаться в особенностях сюжетных поворотов, характеристиках ключевых и второстепенных персонажей. Считается, что полноценный обзор произведения можно написать только после его полного прочтения, но современные студенты «ухитряются» справиться с заданием после изучения краткого содержания
Использование в тексте нескольких цитат создаст видимость, что исследователь прочитал книгу.
Поэзия. Под этим термином подразумевают короткое или длинное художественное произведение, написанное в стихах. Обзор лирических произведений существенно отличается от исследования прозы. В этом случае не всегда нужно анализировать конфликты, основных и второстепенных персонажей, название, авторскую позицию – в некоторых стихотворениях их просто нет. Но такой обзор требует обязательного внесения дополнительных пунктов. Исследователь должен указать тип рифмы и стихотворный размер. Более детального описания требуют художественные средства.
Драма. Под этим термином подразумеваются пьесы. Это особый вид литературных произведений, описывающих жизнь персонажей через их поступки и разговоры. Ключевой особенностью таких творческих трудов является большое количество диалогов при минимуме действий. Соответственно и в самом анализе делается акцент на монологи и беседы героев. Особое внимание уделяется их переживаниям, мыслям. При написании такого обзора исследователю придется столкнуться с большим количеством метафор, сравнений и других элементов, которые автор использовал при создании труда.
Фольклор. Будущие филологи должны уметь анализировать любые литературные произведения, не являются исключением и фольклорные. К этой категории относят сказки, былины, эпосы, саги, и другое творчество, описывающее традиции и историю определенного народа. При написании таких произведений значение имеют традиции, менталитет, религиозные убеждения представителей той или иной народности. При проведении анализа исследователь отображаем именно взаимосвязь между этими факторами.
Основной целью анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.
Анализ художественного произведения
1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.3. Развернутое обоснование выводов.
Техники анализа произведения: общий подход и инструменты
Одной из основных техник анализа произведения является анализ содержания. Здесь необходимо выделить главные идеи и темы произведения, а также определить, как они развиваются и взаимосвязаны в тексте
Важно обратить внимание на ключевые события, персонажей и символы, которые могут иметь особое значение для понимания сюжета и общей идеи произведения
Другой важной техникой анализа является анализ стиля
Здесь необходимо обратить внимание на литературные приемы, использованные автором: метафоры, аллегории, повторы и т.д. Определение стилистических особенностей поможет понять уникальность произведения и его цель
Рассмотрение характеров персонажей также является важным элементом анализа произведения
Здесь нужно обратить внимание на внешность, поведение, диалоги и мотивы действий персонажей. Через анализ персонажей можно лучше понять их роль в произведении и их влияние на ход событий
Также инструментом анализа может быть анализ образов и символов. Образы и символы могут иметь глубокое значение и передавать определенные идеи и концепции. Изучение их использования поможет раскрыть скрытые слои произведения и понять его смысл.
Общий подход к анализу произведения включает в себя комбинацию различных техник и инструментов, а также способность обращать внимание на детали и интерпретировать их в контексте всего произведения
Важно иметь терпение и открытый ум для полного и глубокого понимания сути произведения
Схема анализа литературного произведения
Определение сути произведения: важность и трудности
Определение сути произведения является процессом сложным и многогранным
Важно учитывать множество факторов, включая структуру, сюжет, персонажей, стиль и язык произведения. При этом необходимо быть внимательным к деталям, подтексту и символике, которая может скрываться за видимой поверхностью произведения
Определение сути произведения требует внимания и эмоциональной открытости. Часто произведения искусства не передают явной информации, а вызывают эмоции, настраивают на определенный настрой или заставляют задуматься. В таких случаях, определение сути произведения может быть интуитивным и субъективным
Важно проявить гибкость мышления и быть готовым к различным интерпретациям истинного смысла
Определение сути произведения требует знания контекста и культурных особенностей. Чтение произведения в контексте своего времени и места поможет понять политические и социальные оттенки, которые могут быть скрыты в тексте. Рассмотрение культурных символов и традиций также может расширить понимание и оценку произведения.
Определение сути произведения – это процесс, который требует времени и практики. Чем больше произведений искусства вы изучаете, тем лучше вы развиваете свои аналитические навыки и способность чувствовать и понимать искусство
Важно не ограничиваться поверхностными впечатлениями, а стремиться к глубокому и всеобъемлющему анализу произведения
В конце концов, определение сути произведения – это не просто задача, которую нужно решить, но и путь к погружению в мир искусства и открытию новых горизонтов понимания и восприятия произведений.
Центральные приемы раскрытия сути произведения
1. Символика
Один из самых распространенных приемов раскрытия сути произведения – использование символики. Символы могут быть предметами, животными, цветами или абстрактными понятиями, которые помогают автору передать определенные идеи или эмоции
Важно обратить внимание на контекст, в котором используется символ, и постараться понять, какие именно ассоциации он вызывает у читателя
2. Мотивы и повторения
Часто авторы используют мотивы и повторения для подчеркивания определенных идей или тем в произведении. Это может быть повторение определенных слов, фраз или событий, которые создают единый ритм и структуру
Обратите внимание на такие мотивы и повторения и попытайтесь понять, как они связаны с основной сутью произведения
3. Оппозиция и конфликт
Оппозиция и конфликт – еще один важный прием раскрытия сути произведения. Часто авторы создают противопоставление между двумя противоположными идеями, персонажами или ситуациями, чтобы подчеркнуть их различия и выразить определенные философские или моральные взгляды. Внимательно изучите противостояние в произведении и постарайтесь понять, какие идеи и ценности стоят на его фоне.
4. Использование ритма и структуры
Часто авторы используют ритм и структуру произведения для передачи определенного настроения или эмоций
Использование повторений, параллелизмов и других структурных приемов помогает создать ощущение гармонии или диссонанса, что может быть важно для понимания сути произведения
Обратите внимание на ритмические элементы и структурные приемы, которые использует автор, и постарайтесь понять их роль в раскрытии сути произведения
5. Использование языка и стиля
Язык и стиль произведения могут быть важными ключами для понимания его сути. Авторы часто используют определенные лингвистические и стилистические приемы, чтобы передать определенное настроение или создать определенный эффект
Обратите внимание на выбор слов, использование фигур речи и другие стилистические приемы, которые помогут вам понять, как автор старается передать свои идеи и эмоции
Важно помнить, что каждое произведение уникально и может использовать различные приемы для раскрытия своей сути. Постарайтесь прочувствовать произведение и активно использовать аналитические навыки, чтобы лучше понять его глубинное значение и значимость
Методы анализа произведения
Анализ произведения представляет собой комплексное исследование текста с целью определения его сути, тематики, структуры и основных идей. Существует несколько методов анализа произведения, которые помогают более глубоко проникнуть в его содержание и выявить скрытые смыслы.
Структурный анализ является одним из основных методов анализа произведения. Он позволяет выявить основные составляющие текста — вступление, развитие и заключение, а также их взаимосвязь и функциональное значение. Структурный анализ помогает понять, как автор организовал информацию в произведении и какие цели он преследовал при этом.
Тематический анализ позволяет определить основные темы и мотивы, присутствующие в произведении. Он помогает выявить главные идеи и вопросы, с которыми работает автор, а также проследить их развитие и влияние на сюжет и персонажей. Тематический анализ помогает понять, какие важные проблемы автор задает и каким образом он их обсуждает.
Стилистический анализ направлен на выявление особенностей языка произведения — выбора слов, фраз, структуры предложений и других лингвистических приемов. Стилистический анализ позволяет понять, какую роль играет язык в создании образа произведения и передаче его содержания. Он также помогает выявить художественный стиль автора и его индивидуальность.
Сравнительный анализ используется для сопоставления различных аспектов произведения, таких как персонажи, сюжеты, символы и т.д. Сравнительный анализ позволяет найти общие черты и различия между произведениями, проанализировать их влияние друг на друга и выявить уникальные особенности каждого произведения.
Психологический анализ направлен на изучение мотивов и действий персонажей, а также их отношений друг с другом. Психологический анализ позволяет понять, какие внутренние конфликты и противоречия присутствуют у персонажей, какие движущие силы определяют их поступки, и как эти мотивы связаны с общими темами и идеями произведения.
Все эти методы анализа взаимосвязаны и могут использоваться вместе для получения более полного представления о произведении. Они позволяют проникнуть в глубину текста, расшифровать его скрытые смыслы и увидеть различные аспекты жизни и мира, которые автор пытается передать своими произведениями.
Понятие и структура анализа художественной литературы
Анализ художественного произведения – это выполнение определенных действий с целью определения способов выражения идей и замыслов автора. В процессе работы над материалом проводится его по определенным параметрам. Предполагается проведение тщательного углубленного исследования, позволяющего выявить наиболее ценную информацию, заложенную в тексте, отследить сюжетную линию, внутренний смысл и ключевую идею.
Анализ художественного произведения – задание, подразумевающее выполнение следующих действий:
- выявление основных поворотов сюжета;
- дача оценки характерам персонажей;
- обзор переломных событий сюжета и сопутствующих им обстоятельств.
Обычно автор проводит анализ по определенной схеме. Он исследует:
- Историю создания. Изыскания помогут понять, что происходило в жизни автора в момент написания литературного труда.
- Название. Проведение исследований в этом направлении актуально только в том случае, если речь не идет о поэзии, где наименование часто совпадает с первой строкой стихотворения. Во всех остальных случаях название поможет определить ключевую идею произведения.
- Жанр. Определить его можно изучив характер изложения материала, тему и другие особенности текста.
- Тему, идею и проблематику. Изучив эти моменты, исследователь дает ответ на вопрос о том, что хотел донести до читателей автор. Сделать это можно, проанализировав проблематику.
- Композицию и сюжет. Для проведения анализа этих элементов потребуются хорошие теоретические знания. Исследователю придется изучить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию, развязку и постпозицию.
- Конфликт. Он присутствует в большинстве художественных трудов, может быть внешним и внутренним. Именно вокруг конфликта и «закручивается» сюжет.
- Героев и образы. В анализе описываются положительные и отрицательные стороны персонажей.
- Позицию автора. В результате проведенных изысканий делается вывод об отношении автора к событиям, описанным в произведении.
- Художественные средства. При описании этих элементов также понадобятся глубокие теоретические знания. Придется вспомнить, что такое синтаксические конструкции, лексические единицы, эпитеты, гиперболы и многое другое.
Завершается обзор выводами, которые сделал исследователь в результате анализа произведения.
Хронотоп
Определение сущности произведения: основные признаки и методы анализа
Одним из основных признаков произведения является его форма выражения. В зависимости от жанра и стиля, произведение может принимать различные формы: роман, повесть, стихотворение, драма и т.д. Каждая форма имеет свои особенности и отражает определенные художественные цели и задачи автора.
Другим важным признаком произведения является его содержание. Содержание произведения описывает сюжет, персонажей и их отношения, хронологию событий и тематические мотивы. Анализ содержания позволяет проникнуть в основные идеи и конфликты произведения, разобраться в его литературных приемах и смысловой глубине.
Для определения существа произведения используются различные методы анализа. Один из них — структурный анализ, включающий разбор произведения на отдельные части: вступление, развитие, кульминацию и разрешение. Другой метод — стилистический анализ, который исследует стилевые особенности языка и образности произведения, его ритм и звуковую организацию.
Также при анализе сущности произведения активно используются методы тематического и символического анализа. Тематический анализ позволяет выявить основные темы, мотивы и идеи, заложенные в произведении автором. Символический анализ помогает раскрыть значимые символы и образы, которые придают тексту глубину и многомерность.
В целом, определение сущности произведения — задача сложная и многогранная. Она требует внимательного анализа всех составляющих произведения — формы, содержания, стиля и эстетического замысла автора. Понимание сущности произведения помогает не только осознать его глубинные значения, но и оценить его литературное и культурное значение для читателей и общества в целом.
Критерии оценки сути произведения: эстетический и психологический
Эстетический критерий оценки сути произведения подразумевает его оценку с точки зрения искусствоведения и художественных критериев
Здесь важно учитывать художественное решение произведения, его композицию, структуру, языковое оформление, стиль и множество других аспектов
При анализе с точки зрения эстетики, можно обратить внимание на оригинальность и творчество автора, способы передачи его идей и эмоций через произведение
Также важно отметить актуальность произведения, его эстетическую ценность и влияние на читателя
Психологический критерий оценки сути произведения основан на его воздействии на читателя, его способности вызывать эмоции, создавать особую атмосферу или передавать определенные идеи и образы. Психологический анализ направлен на изучение переживаний, вызываемых произведением, и его эмоциональной силы.
При анализе с точки зрения психологии, можно обратить внимание на характеристики персонажей, их взаимоотношения, динамику и развитие, а также на то, как автор использует психологические механизмы для создания эффекта и воздействия на читателя. Таким образом, эстетический и психологический критерии оценки сути произведения позволяют более глубоко понять его художественную ценность и эмоциональное воздействие на читателя
Таким образом, эстетический и психологический критерии оценки сути произведения позволяют более глубоко понять его художественную ценность и эмоциональное воздействие на читателя.
Эстетический критерий | Психологический критерий |
---|---|
Художественное решение | Воздействие на читателя |
Композиция | Эмоциональная сила |
Структура | Переживания читателя |
Языковое оформление | Психологические механизмы |
Разбор прозы и поэзии
К прозе относится большое количество жанров литературы, которые написаны нерифмованным текстом:
- повести;
- романы;
- рассказы;
- новеллы;
- очерки.
Содержание прозаического произведения более конкретно, при его анализе необходимо помнить все сюжетные линии, имена персонажей, особенности их биографии.
Примечание 3
Поверхностное ознакомление с произведением может привести к многочисленным фактическим ошибкам в сочинении.
Фактические ошибки — это искажение литературных, исторических и других фактов в работе, предоставление недостоверной информации.
Пример 1
«Дуня Раскольникова была очень похожа на своего младшего брата — и по внешности, и по характеру».
Фактическая ошибка: Родион Раскольников — старший брат Дуни.
При анализе объемных романов необходимо уметь:
- выделять основные сюжетные линии;
- отличать главных персонажей от второстепенных;
- уметь прослеживать развитие ключевых идей, не отвлекаясь на дополнительные детали.
К поэтическим жанрам относятся:
- стихотворения;
- поэмы;
- оды;
- былины;
- басни в стихах.
Особенности поэтических произведений:
- не всегда присутствуют конфликт и конкретные герои;
- сюжетная линия может развиваться слабо или вообще отсутствовать;
- большую роль играет система символов и образов, которые могут быть многозначными и трактоваться в нескольких аспектах.
При анализе поэзии стоит обратить особое внимание на:
- указание стихотворного размера и типа рифмы;
- детальное описание художественных средств;
- основные интонации стихотворения;
- чувства поэта и лирического героя;
- главная идея.
Пример элементов анализа стихотворения Михаила Лермонтова «Прощай, немытая Россия»:
- стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой;
- в стихотворении используются характерные для лермонтовского стиля поэтические средства: риторические обращения («И ты, им преданный народ»), гиперболы («всеслышащие уши»), метафоры («стена Кавказа»), метод контраста («страна рабов / страна господ»);
- основные интонации стихотворения — гневные и обличительные;
- чувства лирического героя — лирический герой испытывает боль и скорбь за свой народ и страну;
- главная идея — обличение существующего самодержавного строя.
Анализ символов и мотивов
Символ – это деталь, предмет или персонаж, обладающий скрытым, аллегорическим значением. Символы в произведении часто несут в себе эмоциональную и символическую нагрузку. Они позволяют автору передать свои мысли и идеи читателю, не прибегая к явному изложению.
Анализ символов предполагает выявление и интерпретацию значений, которые они несут. Для этого нужно определить, какой символ используется, в каком контексте он появляется, и какие ассоциации и эмоции вызывает.
Мотив – это повторяющаяся и развернутая символическая форма, которая осуществляет единое проникновение в структуру произведения. Мотивы могут быть связаны с символами, сюжетом, настроением или иными аспектами текста.
При анализе символов и мотивов, важно обращать внимание на контекстные особенности произведения и учитывать личный профессиональный опыт и знания о литературных символах и мотивах. Пример:
Пример:
Рассмотрим роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Одним из символов, присутствующих в тексте, является магическая театральная шляпа Воланда. Этот персонаж не только является символом силы и магии, но и представляет собой метафору идеи того, что нет ничего такого, что невозможно выполнить. Мотивом, присутствующим в романе, можно считать семена и их символическое значение – жизнь, рост и развитие.
Итак, анализ символов и мотивов – это важный инструмент в понимании сути и глубины произведения, который помогает раскрыть скрытые идеи автора и создать более полное и глубокое восприятие текста.