Крылов иван басня «квартет»

Басня крылова - квартет: читать текст, мораль ивана андреевича крылова - стихотворения на рустих

Иван Крылов: Квартет, краткое содержание

Басни Крылова просты и понятны, в них всегда есть мораль, поучительный момент. Краткое содержание Квартет поможет понять, что именно хотел донести баснописец до читателей в своем произведении, узнать об основных героях и происходящих с ними событиях. Все эти сведения пригодятся для читательского дневника.

Краткое содержание Квартет

Изучая краткое содержание басни Крылова Квартет, перед читателями предстают Медведь, Козел, а также Осел и Мартышка. Эти животные в какой-то момент решились на создание музыкальной группы и сумели раздобыть все, что для этого им пригодится. В арсенале зверей были ноты и музыкальные инструменты.

Сели друзья на лужайке и начали свою игру, чтобы порадовать окружающих. Насколько бы сильно они при этом не драли по смычкам, красивой композиции у них не получилось. Издавались лишь весьма неприятные звуки, которые не имели ничего общего с музыкой.

Далее в сказке Квартет Мартышка решила, что у них не выходит ничего по той причине, что животные сели не в правильном порядке. Она решила рассадить зверей по собственному усмотрению. Мишку, который должен был играть на басе, она посадила напротив альта. При этом сама со скрипкой уселась рядом со вторым таким же инструментом, назвав при этом себя примой. По мнению Мартышки, музыка при этом должна была заиграть совершенно иначе. Мол, даже горы и леса под нее захотят станцевать. Правда, даже после этой перестановки игра лучше не стала.

Согласно краткому содержанию Крылова Квартет, следующим решить проблему взялся Осел. Он начал кричать, что понял, в чем заключается секрет создания музыки. Чтобы лад звучал, все звери должны усесться рядом друг с другом. Животные не стали спорить и послушались его, но и в этот раз затея успехом не увенчалась. У животных начался спор, они ругались, но так и не могли решить, где и кому нужно сесть.

Они подняли такой шум, что его услышал Соловей и прилетел к ним. Животные попросили его о помощи, чтобы наконец-то разобраться в сложившейся ситуации. Они поведали птице, что решили создать квартет. У них есть все, что при этом нужно. Они подготовили и инструменты, и ноты. Единственная проблема – они не могут определить, как же правильно им сесть.

Соловей выслушал животных и сказал, что игре на инструментах нужно долго учиться. Кроме того, требуется наличие слуха. У зверей же ни навыков, ни слуха. Поэтому они никогда не станут настоящими музыкантами.

Главные герои басни

Помимо краткого содержания Квартета Крылова для читательского дневника понадобится список главных героев. Среди них четверо любознательных друзей, решившихся на создание квартета, а также мудрый Соловей, который оценил сложившуюся ситуацию и честно сказал животным, что музыкантов из них не получится.

Главная мысль

Завершить краткое содержание басни Квартет стоит подведением итогов. Это произведение словами Соловья о том, что как бы друзья не сели, в музыканты они не годятся. Этим автор хотел сказать, что перед тем, как браться за дело, независимо от уровня его сложности, изначально следует ему научиться. В противном случае толку никакого не будет. Сделать все правильно попросту не удастся.

Каждый должен заниматься тем делом, которое ему по душе. Нужен талант. Те же, кто хватается за все и сразу – чрезмерно самоуверенны в собственных силах, но их ожидает разочарование.

Анализ басни Крылова » Квартет «:

Басня «Квартет» была написана в 1811 году. В основу этой басни положен оригинальный сюжет о зверях-музыкантах. Живущие в лесу Медведь, Осел, Козел и Мартышка решили организовать музыкальный квартет. Раздобыв инструменты и ноты, они попробовали играть, но ничего не получилось. Тогда Мартышке пришло в голову, что они неправильно сидят, отчего и музыка не выходит. По ее указаниям звери пересели, но толку от этого не было. Они попробовали занять другие места, но тоже не достигли нужного результата.

Долго несостоявшиеся музыканты спорили, пока на шум не прилетел Соловей. Звери попросили Соловья рассадить их правильно, чтобы музыка звучала красиво. На их просьбу Соловей ответил, что для исполнения музыки требуется умение и музыкальный слух. Он добавил, что как бы звери ни садились, настоящих музыкантов из них не получится.


Существуют две версии того, что послужило поводом для написания басни « Квартет ». По одной версии в басне идет речь о четырех вельможах, которых не знали, как рассадить в четырех отделах Государственного Совета. В 1810 году князь Лопухин был назначен председателем департамента дел гражданских и духовных, Завадовский – председателем департамента законов, граф Аракчеев – департамента военного, бывший военный министр Мордвинов – департамента государственной экономии. Вот и появилось предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой Мордвинова, под Ослом — Завадовского, под Козлом – Лопухина, а под Медведем – Аракчеева.

По другой версии, басня написана на открывшееся тогда литературное общество «Беседы любителей русского слова», которое было составлено из четырех департаментов, наподобие Государственного Совета, с председателями и попечителями в каждом из них. Крылов с трудом выдерживал заседания этого общества, на котором зачитывались длиннейшие и скучнейшие литературные произведения. Характеризуя атмосферу, царившую в обществе, он писал в басне: «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь», намекая на литературные «таланты» участников общества.

В любом случае, эта басня ценна и поныне, она давно пережила то историческое событие, по поводу которого она была написана. Славный «Квартет» музыкантов, которые, как бы ни садились, «дерут, а толку нет», приходит на память всюду, где встречаются люди, берущиеся не за свое дело, или решившие поправить дело какой-нибудь внешней, показной реформой.

Зачастую самоуверенные люди, безусловно верящие в свои «таланты», полагают, что за какое бы дело они ни взялись, всё у них будет сделано в лучшем виде. Как в басне, достаточно приобрести инструменты, сесть под липки и можно «пленять своим искусством свет». А если что-то не выходит, то значит, виновата какая-то мелочь, типа неправильной посадки музыкантов.

Но, как говорится, от перемены мест слагаемых сумма (результат) не меняется. Как бы не менялись местами дилетанты, успеха не будет. Добиться успеха можно только через профессиональный, кропотливый труд.

Сказка «Красная шапочка»Сказка «Гуси-лебеди»Сказка «Айболит»Сказка «Мойдодыр»Сказка «Колобок»Сказка «Курочка Ряба»Сказка «Репка»Пословицы и поговоркиСкороговорки для детейЗагадки на логику с ответамиЗагадки на логику с подвохом с ответамиЗагадки про зиму с ответамиЗагадки про Новый год с ответамиЗагадки про весну с ответамиЗагадки про лето с ответамиЗагадки про осень с ответамиЗагадки про инструменты с ответамиКарта сайта

«Квартет» Крылов читательский дневник (анализ)

Автор – Иван Андреевич Крылов

Год написания — 1811

Сколько страниц — 1

Жанр: басня

«Квартет» главные герои

  • Осел, Козел, Мартышка и Мишка – любознательные и дружелюбные животные, которые не понимали в музыке абсолютно ничего.
  • Соловей – честная и справедливая птица. Он сказал четверым зверям всю правду.

Крылов «Квартет» отзыв

В этой смешной басне скрыто много глубоких тем. Например, что любое дело станет успешным если обучаться его ремеслу и иметь талант

Что немаловажно.А звери в басне думали, что у них не получается играть только потому что они сидят не на том месте. После ее прочтения хочется поразмыслить: а тем ли мы занимаемся по жизни?

Пословицы к басне «Квартет»

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Не в свои сани не садись.
  • Кто в лес, кто по дрова.
  • От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

Рисунки и иллюстрации к басне «Квартет»

Таблица структуры басни

Элемент структуры басни Описание Вступление В басне представлены четыре главных персонажа: Мартышка, Осел, Козёл и Мишка, которые решают сыграть Квартет. Начало действия Животные достают инструменты (ноты, бас, альт, скрипки) и садятся на лужок, чтобы начать музицировать. Возникновение конфликта Начинают играть на инструментах, но звучание их музыки не гармонично, и они не могут найти правильный лад. Попытки разрешения конфликта Мартышка предлагает изменить свои места в Квартете, чтобы улучшить звучание. Новый конфликт После изменения мест разноголосие и негармоничность музыки все равно остаются. Обращение к Соловью Животные обращаются к Соловью, мастеру музыки, чтобы получить совет и решение своих проблем. Решение конфликта Соловей говорит, что им недостаточно умения и таланта, и несмотря на все усилия и перемещения, они не смогут сыграть гармонично

Заключение Мораль басни подчеркивает важность таланта и мастерства в искусстве, а также то, что усилия и желание не всегда способны заменить отсутствие способностей

Эта структура басни помогает выделить ключевые моменты в сюжете и подчеркнуть главную мораль, которую автор пытается донести до читателя.

Чем вам понравилась эта басня?
Да вообще интересная: читать — одно удовольствие, мораль сразу понятна! 44.44%

Вообще не понятно, про что там речь: все как-то замаскировано, надо голову ломать, чтобы додуматься о смысле написанного. 22.22%

Очень не понравилась басня. Сразу показаны все мои недостатки, а это неприятно. 33.33%

Другой вариант ответа. Напишу своё мнение в комментарии. 0%

Проголосовало: 9

Басня Крылова Квартет

Иван Андреевич Крылов с помощью своих басен хотел донести до читателей насущные проблемы страны в социальной, политической и культурной сферах жизни. Он обличал человеческие пороки и дурные черты характера, указывал на слабые места в делах государства. Статья содержит анализ басни «Квартет», написанной в 1811 году.

Сюжет

Животные затеяли музыкальное представление и собрались в следующем составе: Мартышка, Осел Козел, Медведь (Мишка). Вчетвером они составили квартет. В распоряжении у зверей были ноты и музыкальные инструменты.

Начав музыкальную партию, звери поняли, что ничего у них не выходит – мелодия не идет. Тогда Мартышка предложила решение: поменяться местами и сесть друг напротив друга. После того как животные пересели, музыка все же не получалась. Тогда Осел предложил сесть зверям рядом. Но и после этого действия музыка не получалась.

К незадачливым музыкантам прилетел Соловей и раскрыл секрет их неудач: дело не в том, как они сидят, а в том, что таланта и мастерства нет ни у одного из членов квартета: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Герои

Как и во всех своих произведениях, в басне «Квартет» Крылов создает аллегоричные образы. Для этого он использует самых ярких представителей животного мира: проказницу Мартышку, Осла, Козла и косолапого Мишку. Эти животные обычно характеризуются набором определенных качеств. Например, Мартышка – глупая, озорная, любит кривляться, Осел – глуп и неуклюж, Козел – невежественен, так же неуклюж, а Медведь не образован, лишен слуха и голоса.

В качестве противопоставления автор приводит Соловья – одаренного, способного певца и музыканта, который и делает горе-музыкантам замечание, ставшее афоризмом на все времена: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь…».

Мораль

Басню «Квартет» трактуют по-разному. Одни видят здесь намек на плохих политиков и управленцев, которым недостает умения грамотно организовать дела. Вот так сидят по кабинетам чиновники и только и делают, что просто меняются местами, но от этого ничего хорошего вокруг не происходит.

Другие считают, что эта басня именно про музыкантов, которые, не обладая никакими талантами, пытаются показать себя и выставить настоящими звездами. И тут уже не помогут ни ноты, ни басы, ни альта, как их ни расставляй.

Но у всех трактовок есть одна общая мораль: в любом деле важно мастерство и умение, мало ограничиваться только наличием инструкций и инструментов. Также важен талант и понимание самой сути дела. Третейский судья в этой истории – соловей, который и выносит вердикт незадачливому квартету: чтобы что-то получилось, нужен профессионализм

Третейский судья в этой истории – соловей, который и выносит вердикт незадачливому квартету: чтобы что-то получилось, нужен профессионализм.

Басню Ивана Крылова «Квартет» хорошо понимают младшие школьники, которые, в первую очередь, видят в ней хвастовство – качество, которое в людях не любит никто.

Квартет
Сейчас читают:

  • Сочинения про города

    Сочинения про родные города

  • Сочинение по картине Рембрандта Возвращение блудного сына

    В 17 веке в Европе популярность обретает библейская притча о блудном сыне. К ней возрастает интерес многих творцов мировой культуры. Именно в это время откликом на всем известный сюжет становится картина голландского художника Х. Рембрандта «Возвращение

  • Образ жизни Обломова и Штольца в романе Гончарова Обломов сочинение

    Чтобы полностью раскрыть в своем романе явление «обломовщины», Гончаров создает образ Андрея Штольца, противоположности Ильи Обломова. Штольц — друг детства главного героя. Его жизнь полна движения. Он часто путешествует, ведет множество дел,

  • Тема и суть романа Дубровский Пушкина 5, 6 класс Сочинение

    В романе «Дубровский» нашли свое отражение многие сферы человеческой жизни, которыми был заинтересован автор и современники его времени. Среди них можно выделить: безнаказанность помещиков, общественное положение крепостных, беспредел в царском суде

  • Сочинение Новогодние хлопоты 4 класс

    Новый год всегда был моим самым любимым праздником. Ведь это один из немногих дней, когда за праздничным столом собирается вся семья, в том числе и родственники, приехавшие издалека.

  • Сравнительная характаристика Фамусова и Молчалина в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

    «Горе от ума» — комедия, написанная А. С. Грибоедовым, в которой описывается противопоставление между староверами и прогрессивными людьми. У автора используются в пьесе говорящие фамилии. О двух персонажах с такими фамилиями мы и поведем ниже речь.

Анализ басни Кукушка и петух, герои басни

Популярные сочинения

  • Сочинение Алиса в стране чудес «Алиса в стране чудес» — фантастический роман, написанный Льюисом Кэрроллом в 1865 году. Он рассказывает о девочке по имени Алиса, которая проваливается в кроличью нору в фантастический мир, населенный особыми антропоморфными существами.
  • Сочинение Цель побега Мцыри В поэме Лермонтова М.Ю. Мцыри речь идет о молодом парне, который в детстве попал в плен и вырос в неволе. Можно представить тот ужас, который испытал маленький ребенок, уносимый незнакомцем вдаль от родного дома.
  • Сочинение на тему Левша — народный герой 6 класс После прочтения повести Левша, мною овладевают весьма печальные чувства, главный герой, если и является народным, то такому народу следует только сочувствовать

Басня Крылова Квартет

Анализ, мораль басни Крылова «Квартет»

Басня И. А. Крылова «Квартет» была написана по поводу неудавшейся реорганизации императором Государственного совета. Предполагалось, что четыре вновь образованных департамента займутся коренными реформами, но дело не закончилось ничем. Стихотворение напечатано в 1811 году.

Басня «Квартет» – одно из самых ярких сатирических сочинений поэта. Если это пародия, то об отношении поэта к государственным мужам можно судить по тому, каких животных он выбрал для олицетворения персонажей басни. А ведь она повествует не только о важничающих смешных дилетантах, но и рисует любопытные психологические типы.

Квартетом называется ансамбль четырех музыкантов. Бас – авторское название контрабаса. Прима и втора – названия первой (солирующей) и второй (ведомой, аккомпанирующей) скрипки. Состав квартета красноречиво говорит об уровне мастерства горе-музыкантов: это Осел и Козел – хрестоматийные символы упрямства и грубости, косолапый Мишка и Мартышка, проказливость, легкомыслие которой выделены автором особо. Она и в прямом, и в переносном смыслах захватывает право «играть первую скрипку» – то есть занимать главенствующее положение, принимать ответственные решения. Причем, если Мартышке все ясно, все лежит на поверхности – она с легкостью необыкновенной берет на себя командование общим предприятием, то тугодум-Осел, напротив, во всем видит секрет.

Произведение буквально пронизывает авторская ирония – с самого начала басни поэт намекает читателю, что дело, затеянное неумелыми животными с грубыми копытами, с когтями, заранее обречено на провал. Поэт саркастически подчеркивает топорность попыток употреблением уменьшительно-ласкательных слов – сели «на лужок под липки», «братцы». Другим выражением иронии является противопоставление метафоры в высоком стиле «пленять своим искусством свет» и метафоры в виде простонародного выражения «дерут». Этой же цели служат неуклюжие олицетворения «музыке идти», «пойдет музыка», «запляшут лес и горы», которые использует глупая Мартышка.

Многочисленные однородные члены предложения – подлежащие «проказница-Мартышка, Осел, Козел до Мишка», отражающие количество действующих лиц, сказуемые «затеяли, достали, сели, ударили, дерут», дополнения «нот, баса, альта, две скрипки» – описывают избыточность действий, усилий, средств, создают акцент на более чем скромном их результате.

Среди других средств художественной выразительности в басне использован эллипсис – «..сели, – (чтобы) пленять», «тут с просьбой все (обратились) к нему», метафоры – «сыграть квартет», «ударили в смычки», «решить сомненье», риторический вопрос – «Как музыке идти?», риторические восклицания – «Стой, братцы, стой!», «погодите!», «..запляшут лес и горы!», антитезы – «дерут, а толку нет», «уселись …в ряд, а …нейдет на лад»; инверсия – «на шум их», «уши ваших понежней».

Лексические повторы автор использует для создания акцента на главной мысли – «на лад нейдет» – «нейдет на лад» и для усиления эффекта воздействия на читателя – «и ноты есть …, и инструменты есть», «стой, … стой».

Яркий народный язык басен Крылова пестрит разговорными словами и выражениями: это «затеяли» – «задумали», «сыскал» – «разгадал» в контексте басни, «поладим» – «придем к согласию», «на лад нейдет» – «не ладится», здесь же устаревший союз «коль», наречие «пуще» – сильнее», «надобно» в значении «нужно», устаревшая форма глагола «привесть (в порядок)», «случилось» в значении «выпало на долю», глагол «пожалуй», форма совершенного вида от «пожаловать» – «оказать милость, любезность», просторечное «понежней».

Несмотря на очевидный характер морали, по разным причинам поэт все же не смог обойтись без иносказания – «уши ваших понежней». Думается, он имел в виду вовсе не уши – в этом слове явно упущена начальная буква «д». Истинный музыкант должен иметь не только хорошую технику – пресловутое «уменье», но и быть творцом.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни

Басня «Квартет»

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки – Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!” Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдет. «Постойте ж, я сыскал секрет, – Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». Послушались Осла: уселись чинно в ряд, А все-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье: «Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!» – «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, – Им отвечает Соловей. – А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь».

Литература. 8 класс (1 часть) Обоз

ОбозС горшками шёл Обоз, И надобно с крутой горы спускаться. Вот, на горе других оставя дожидаться, Хозяин стал сводить легонько первый воз. Конь добрый на крестце почти его понёс, Катиться возу не давая; А лошадь сверху, молодая, Ругает бедного коня за каждый шаг: «Ай, конь хвалёный, то-то диво! Смотрите: лепится, как рак; Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво! Смелее! Вот толчок опять. А тут бы влево лишь принять. Какой осёл! Добро бы было в гору Или в ночную пору, — А то и под гору, и днём! Смотреть, так выйдешь из терпенья! Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья! Гляди-тко нас, как мы махнём! Не бойсь, минуты не потратим, И возик свой мы не свезём, а скатим!» Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь, Тронулася лошадка с возом в путь; Но только под гору она перевалилась, Воз начал напирать, телега раскатилась; Коня толкает взад, коня кидает вбок; Пустился конь со всех четырёх ног На славу По камням, рытвинам; пошли толчки, Скачки, Левей, левей, и с возом — бух в канаву! Прощай, хозяйские горшки! Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.

И. А. Крылов. «Обоз». Художник А. Лаптев. 1944
О БАСНЕ «ОБОЗ»
Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей

Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого истинными.
Тем самым под образом «коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия
Обратим внимание, что слова: «А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже» — прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.
В. Коровин
Размышляем о прочитанном
1
О чём рассказывает басня «Обоз»? Какую картину она рисует?
2

В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, которого упрекал император за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?
Творческое задание
Какова мораль басни Крылова и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима? Подготовьте небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью этой басни

В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, которого упрекал император за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?
Творческое задание
Какова мораль басни Крылова и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима? Подготовьте небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью этой басни.

Литература и другие виды искусства
Что особенно хорошо удалось выразить художнику А. Лаптеву в иллюстрации к басне «Обоз»?
Совершенствуем свою речь
Объясните значение слов и подумайте, какие из них можно использовать и сегодня в разговорной речи: угодно, благородно, всякий вздор, дивовались, дородство, вертопрашен, подданный, украдкой, челобитье, расправа, пожаловал, баловать.
Проект
Подготовьте литературный вечер на тему «Баснописцы народов мира». При составлении сценария используйте материалы книги «Читаем, думаем, спорим…» для 8 класса и фонохрестоматию.
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
И. А. Крылов. «Обоз»
1. Чему посвящена басня? Вспомните или перечитайте статью В. И. Коровина в учебнике «О басне ,,Обоз“». Кого высмеивает басня?
2. Какова мораль басни? Как актриса Алина Покровская передаёт характеры незадачливого «критика» и «умельца»? Какие интонации помогают исполнительнице сделать басню смешной и поучительной?
3. В какой степени басня напоминает историческую ситуацию с Кутузовым?
4. К каким жизненным обстоятельствам можно применить мораль этой басни?
5. Какой тон придаёт музыка всей басне и особенно концовке, морали басни?
6. Выучите басню наизусть и прочитайте её выразительно в классе.
2000- NIV

Крылатые фразы

Басня о хитрой лисице и доверчивой вороне — одна из самых популярных работ Ивана Крылова. Из этого небольшого произведения «пошли в народ» несколько крылатых фраз, которые позволяют уловить смысл и мораль произведения.

Среди них:

  • «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна и вредна». Оказалось, что «только все не впрок, и в сердечке льстец всегда отыщет уголок».
  • «Ворона каркнула во все горло: сыр выпал — с ним была плутовка такова».
  • И про ангельский голосок известная строка — «Спой, светик, не стыдись!»

Примечательно, что образ вороны ассоциируется со словом «каркать», которое вещает беду или неудачу. Сам автор никак не прокомментировал окончание своего творения, фиксируя трагическое окончание басни, аналогичное положению человека, оказавшемуся в сетях льстеца.

История создания

Произведение было написано Иваном Андреевичем Крыловым в 1811 году. Впервые байка была опубликована автором в сборнике «Новые басни». Крылову на тот момент уже было 42 года. Создатель басен был занят в Императорской публичной библиотеке, и в его таланте уже никто не сомневался — он был широко известен своим творчеством. В своих произведениях он часто применял аллегорию и сквозь сказочные образы обличал человеческие пороки.

Одна из версий создания басни предполагает, что предпосылкой для ее написания стало проведение реформы в Государственном совете. В результате реформирования 1810 года департамент разделился на четыре части, во главе каждой из которых стал свой высокопоставленный чиновник. Однако члены совета не смогли сразу освоить новый принцип работы. Создать иерархию, удовлетворяющую всем требованиям, они смогли лишь посредством многочисленных пылких споров.

Другая версия ссылается на открытие Крыловым сообщества «Беседа любителей русского слова». Их собрания чаще всего проходили в имении Гавриила Державина. И в обществе то и дело случались споры по поводу распределения мест между его членами.

Темы и проблемы

Басня Крылова рассказывает о двух крайностях. С одной стороны, хитрая, эгоистичная и льстивая Лисица. С другой стороны, глупая и наивная Ворона. Обе они ошибаются, однако лишь одна получает наказание.

Стоит отметить, что Лисица, при всей своей эгоистичности, остаётся победительницей. Но как же так? В этом заключается ещё один авторский посыл: не все получают по заслугам, но нельзя угадать, когда тебя настигнет расплата за плохие поступки.

Разберем темы и проблемы басни Крылова «Ворона и Лисица» более подробно:

  1. Основная тема басни — влияние лести на человека. Лисица обманула Ворону с помощью лживой похвалы и добилась своего, а птица, которая дала себя одурачить, осталась ни с чем.
  2. Основная проблема басни — тщеславие. Ворона поверила лести и даже не задумалась о том, что похвалы звучат фальшиво и не соответствуют действительности. Чем больше человек раздувает собственную значимость, тем уязвимее он становится для обманщиков.
  3. Еще одна тема басни — хитрость. Лиса воспользовалась ею, чтобы добиться своего, но ее задумка удалась только в силу того, что Ворона была глупа и недальновидна.
  4. Не менее актуальна проблема глупой доверчивости. Верить людям — это, конечно, хорошо, но обдумывать их слова нужно в любом случае. Критическое мышление позволяет вычислить обман и остаться при своем добре.

Автобиографичность текста

То, что описанная тематика важна для писателя, доказывает тот факт, что сказка-басня была написана им сразу после произошедшего в жизни реального события. Оно настолько впечатлило Крылова, что он за один вечер излил на бумаге свою обиду в лучшей форме, на которую был способен, — в стихотворном произведении.

На светском приеме Крылов, который был знаменит прежде всего как переводчик произведений Лафонтена, прочитал вслух несколько своих текстов. Он сделал это мастерски, публика пришла в восторг. Однако один из присутствующих не сдержался и позволил себе критику Крылова, сравнив его с еще одним баснописцем тех лет, Дмитриевым, популярным, но не столь талантливым. Автора настолько задела эта критика, что, вернувшись домой, он написал текст, полный ярости и желчи. В этом и заключается описание автобиографической первоосновы произведения.

Басня написана Крыловым на тему, которая волновала ему. Суть произведения и его совет талантливым людям — не стоит обращать внимания на критику бездарностей. Крылов сам столкнулся с этой проблемой и прекрасно понимал, каково негативное влияние критики от неучей. Они лишают одаренных мастеров веры в себя, приводят к тому, что выдающиеся произведения искусства начинают оцениваться не с позиции художественных достоинств, а с точки зрения понятности и доступности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: