Женские образы
Бунин был знатоком человеческой души. В его творчестве раскрываются самые разнообразные женские образы, объединённые желанием любить. Все они интригующие, яркие, необычные. Автор изображает светских дам, крестьянок, студенток и даже проституток. Судьбы и душевные переживания их очень разные. Иван Алексеевич изображает их с особой оригинальностью и изяществом в «Тёмных аллеях». Аргументом чистой любви автор показывает женскую верность.
В душе каждой представительницы слабой половины есть свои тёмные уголки, в которые заглядывают только они сами. Воспоминания, хранящиеся в их душах, приносят радость с долей грусти.
Особое счастье дает им духовная близость. Вот некоторые произведения, которые вошли в сборник Бунина:
- «Холодная осень»;
- «Красавица»;
- «Дурочка»;
- «Часовня»;
- «Баллада».
Всего в книгу вошло 40 рассказов.
Анализ произведения Темные аллеи
В одном из стихотворений Огарева Бунина «зацепила» фраза «…стояла тёмных лип аллея…» Далее воображение нарисовало осень, дождь, дорогу, и старого служаку в тарантасе. Это и легло в основу рассказа.
Замысел был такой. Герой рассказа в молодости соблазнил крестьянскую девушку. Он уже и забыл о ней. Но жизнь имеет обыкновение приносить сюрпризы. Случайно, через много лет проезжая через знакомые места он остановился в проезжей избе. И в красивой женщине, хозяйке избы, узнал ту самую девушку.
Старому военному стало стыдно, он краснеет, бледнеет, что-то лопочет, как провинившийся школьник. Жизнь наказала его за совершённый поступок. Он женился по любви, но так и не познал тепла семейного очага. Жена не любила его, изменяла. И, в конце концов, бросила его. Сын вырос негодяем и бездельником. Всё в жизни возвращается бумерангом.
А что Надежда? Она до сих пор любит бывшего барина. У неё не сложилась личная жизнь. Нет семьи, нет любимого мужа. Но при этом не смогла простить барина. Вот такие женщины — одновременно и любят, и ненавидят.
Военный погружается в воспоминания. Мысленно проживает их отношения заново. Они греют душу, как солнце за минуту до заката. Но он ни на секунду не допускает мысли, что всё могло сложиться по-другому. Тогдашнее общество осудило бы их отношения. Он к этому был не готов. Не нужны они ему были, эти отношения. Тогда можно было поставить крест на карьере военного.
Он живёт так, как диктуют общественные правила и устои. Трусоват он по натуре. За любовь надо бороться.
Бунин не даёт любви течь по семейному руслу, оформиться в счастливый брак. Почему же он лишает своих героев человеческого счастья? Наверное, он считает, что мимолётная страсть лучше? Лучше эта вечная незаконченная любовь? Она не принесла счастья Надежде, но она по-прежнему любит. На что она надеется? Лично мне это не понятно, я не разделяю взглядов автора.
Старый служака, наконец, прозревает и осознаёт, что потерял. Об этом он и говорит с такой горечью Надежде. Он понял, что она была для него самым дорогим, самым светлым человеком. Но он так и не понял, какие у него в рукаве были козыри. Жизнь дала ему второй шанс на счастье, а он им не воспользовался.
Какой смысл вкладывает Бунин в название рассказа «Тёмные аллеи»? Что он имеет в виду? Темные закоулки человеческой души и человеческой памяти. У каждого человека есть свои тайны. И они иногда всплывают для него самым неожиданным образом. В жизни нет ничего случайного. Случайность — это хорошо спланированная Богом, судьбой или космосом, закономерность.
9 класс
Сюжет произведения
Сюжетную основу рассказа составляет встреча двух героев, которые в молодости были влюблены друг в друга, однако расстались на долгие годы. Идейный центр произведения определяет неожиданная встреча героев, мотивы несчастной, несостоявшейся любви. Встреча героев после долгих лет разлуки происходит в
Причем, осенний пейзаж является не просто зарисовкой места встречи, но и приемом природно-психологического параллелизма, акцента внимания на том, что главные герои также переживают «осень» своей жизни:
- главный герой – старик, ему под 60;
- героиня – дама в возрасте, ей 48.
Однако они еще открыты к чувствам, полны эмоций, их любовь еще способна ожить, возродиться.
Герои в некоторой степени противопоставлены: на первый взгляд, кажется, что Николай изображен в негативном свете, как человек, отказавшийся от любви и понесший за это наказание:
Но вряд ли Бунин стремился изобразить лишь вероломство главного героя и расплату за него. Бунин – тонкий психолог, он стремился не столько к отображению вероломства, сколько к более глубокому пониманию противоречивости человеческой природы, неоднозначности человеческой натуры, в том числе, — и самого себя.
Не столь однозначен и образ главной героини: да, разумеется, она представлена женщиной, которая в молодости сильно любила Николая, и пронесла эту любовь через всю свою жизнь, что невольно вызывает симпатии читателя. В то же время, если внимательно присмотреться к образу Надежды, он не столь однозначен и не столь целостен:
при первой встрече героиня представлена как похожая на пожилую цыганку
Ее внешность изображена, скорее, отталкивающей, чем привлекающей внимание;
внешность героини «сегодня» противопоставляется образу героини «тогда»: как хороша ты была!. Но подобное противопоставление служит не столько целям отражения приближающейся старости, сколько эмоционального состояния влюбленного героя в молодости, для которого Надежда была идеалом, в котором он не видел недостатков
Но подобное противопоставление служит не столько целям отражения приближающейся старости, сколько эмоционального состояния влюбленного героя в молодости, для которого Надежда была идеалом, в котором он не видел недостатков.
Большинство исследователей видят причину расставания главных героев рассказа в социальном неравенстве, в том, что Надежда находилась в зависимом положении крестьянки. Однако «сегодня» главная героиня независима, она является владелицей постоялого двора, по-своему состоятельна, богата. Казалось бы, социальное неравенство устранено, однако герои не остаются вместе. Бунин подчеркивает, что героев разделило не социальное, а духовное неравенство.
Это герой почувствовал тогда и стал еще более явственно ощущать сегодня, Надежда же так и не поняла, почему они расстались. Понять духовную несовместимость героев позволяют стихотворения, которые герой читает своей возлюбленной, стихи о «темных аллеях». Николай читает, однако Надежда не понимает их
Черствость, неспособность понять чувства Николая до конца, приводят к осознанию героем того, что она не столь восприимчива, не имеет той духовной глубины, которую он ищет в своей избраннице. Николай знал и понимал стихотворения, Надежда не могла проникнуться ими, оставаясь крестьянской девушкой, влюбленной в молодого барина, однако не понимающей его.
Николай не скрывает своей влюбленности в Надежду, притягательности встреч с ней, однако уже в молодости он почувствовал, что Надежда далека от него, не в социальном, но в психологическом духовном плане.
Новая встреча лишь подтверждает, что Надежда далека от него, как и раньше, она так же не понимает его, как и раньше, она и сейчас, спустя много лет, не прощает Николая, такого же несчастного, как и она сама.
То обстоятельство, что в финале герой рассказа не остается с Надеждой, а снова отправляется в дорогу, свидетельствует о том, что размышления автора не имеют пределов, не имеют конца, как и многообразие человеческой жизни.
Разнообразие женских образов в «энциклопедии любви» Бунина
Сборник «Темные аллеи» называют своеобразной «энциклопедией любви», в которой собраны невероятные и порой парадоксальные истории о самом противоречивом человеческом чувстве. Все герои при поразительном разнообразии их индивидуальностей, социального статуса, материального положения подсознательно живут в ожидании любви, но часто, познав ее, становятся несчастными, а порой и гибнут. «Любовь прекрасна», но «любовь обречена», близость любви и смерти несомненна для Бунина. Познавший любовь начинает понимать хрупкость и бренность всего сущего.
Особенно разнообразны женские образы. Мужские характеры менее выразительны, затуманены, характеризуются скорее косвенно, как отражение психологического облика самодостаточной женщины. Образы женщин притягательны, кем бы они не были, способность любить уравнивает всех: крестьянку и дворянку, падшую и приличную женщину. Характеры героинь, их душевные переживания раскрываются в их любовных историях.
Бунин любил свое позднее творение, особенно выделял в сборнике рассказ «Чистый понедельник», даже говорил, что благодарен Богу, что смог написать«историю о прекрасной, но трагической любви».
У главных героев рассказа есть все, чтобы быть счастливыми: молодость, красота, богатство. Они испытывают почти мистическое влечение друг к другу. Несмотря на это, им не суждено обрести счастье.
Загадочен и таинственен облик героини. Вся ее натура двойственна: она отказывается стать женой человека, которого любит, но весело проводит с ним время, посещает какие-то курсы, но любит бывать в монастырях и храмах. Увлекается современной поэзией и слушает церковную музыку, ест с аппетитом, но всегда постится. Она может быть легкомысленной и скромной, веселой и задумчивой, страстной и холодной. Она мечется, пытаясь найти свое предназначение.
Накануне чистого понедельника героиня со своим избранником весело проводит время в прощенное воскресенье, на следующий день, в первый день Великого поста она уезжает. Через две недели сообщает, что решила стать монахиней.
Главный герой спустя два года случайно оказывается в Марфо-Мариинской обители, где замечает взгляд одной из монахинь, устремленный в его сторону. Не видя его, она интуитивно ощутила присутствие любимого в толпе. Героиня обрела успокоение в духовном служении, но любовь в ее сердце продолжала жить.
Помимо одухотворенного образа безымянной героини «Чистого понедельника» в сборнике создана целая галерея неповторимых женских образов со своими особыми чертами. Это и художница Руся с иконописным обликом, несчастная Галя Ганская, возвышенная Натали, простодушная Таня из одноименных рассказов, наивная Поля из рассказа «Мадрид», журналистка Елена Генриховна из рассказа «Генрих», экстравагантные «дочери века» из рассказов «Муза» и «Антигона» и многие другие.
Композиция, направление и жанр
Композиция произведения не обладает какими-то особыми чертами. Рассказ делится на 3 части, каждая из которых обладает своим смыслом и плавно перетекает в другую:
- Экспозиция, в которой описываются герои и рассказываются их истории.
- Завязка и кульминация. В этой части показывается разговор героев, который пробуждает в них воспоминания об их романе.
- Развязка и финал. В заключительной части показана картина расставания героев навсегда.
Направление рассказа — реализм. Бунин хотел добиться максимально правдивого воссоздания реальной жизни. Читатели действительно могут поверить в то, что все события, описанные автором, могли произойти в реальной жизни.
Краткий анализ рассказа Бунина «Тёмные аллеи» объясняет основную мысль, которую заложил в него автор. Иван Алексеевич воспевал любовь и считал её чем-то возвышенным и недоступным. Военные годы побудили автора на написание своего произведения, в котором скрыт образ родной страны и тех людей, которые предали её. Рассказ «Тёмные аллеи» может послужить аргументом для сочинения на тему «Истинная любовь».
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».
Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.
Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжета – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина
Автор имеет уникальную способность: в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном
Художественные средства, которые использует автор, всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.
-
Жил дрожал и умирал дрожал откуда эта цитата
-
Цитаты про ламинирование ресниц
-
Трикки цитаты из аниме
-
Цитаты из торы про гоев
- Одна любовь одна судьба цитата
Основные проблемы и идея
Также стоит обратить внимание на проблематику, которую поднял Иван Бунин в своём рассказе. В произведение присутствуют такие проблемы, как:
- Измена. Главный герой изменил своей любви, отказался от главного чувства в своей жизни и оставил девушку мучаться. Такой необдуманный поступок показывает Николая как эгоиста, который думал только о себе в тот момент.
- Отчаяние. Когда герои предавались воспоминаниям о былой любви, то ещё раз осознали, что потеряли всё в своей жизни. Надежда так и не смогла обрести счастья, а Николай разочаровался в семье и остался с тяжёлым грузом на душе.
- Социальное неравенство. Николай так и остался барином для своей бывшей возлюбленной. Именно социальное неравенство подтолкнуло героя оставить Надежду. Иван никогда бы не смог так поступить с девушкой из своего круга, так как подвергся бы осуждению со стороны общественности. Социальный статус героя также помог сделать ему выбор, так как обычная крестьянка никогда бы не смогла стать женой барина.
- Месть и великодушие. Надежда долгие годы держала обиду на Ивана. Ей было грустно от того, что любимый мужчина после совершённого поступка даже не вспоминал о ней. Его не интересовало состояние и чувства возлюбленной.
Смысл произведения чётко прослеживается в его строках. Ивана Бунина волновало будущее своей родины, своего поколения. Писатель рассуждает об упущенном счастье, о том, что не состоялся в жизни. Надежда является символом всего русского народа, а Николай стал теми дворянами, которые предали страну, но сами счастливее от этого не стали. Оказалось, что только родина могла любить их по-настоящему. В образе Надежды передаётся та сила, терпеливость и любовь, которые присущи России.
Также Иван Алексеевич показал то, на что способна сила любви. Один необдуманный поступок может разрушить всё, на чём строилось счастье.
Своеобразный взгляд на любовь
Центральное место в сборнике выделяется любви. В «Тёмных аллеях» показаны разные стороны, лики этого чувства. Это могут быть следующие ощущения:
- влечение;
- привязанность;
- страсть;
- симпатия.
Такая сердечная склонность является самой большой наградой для человека. Отсутствие же любви — настоящее наказание. Она может сделать счастливым или несчастным.
Бунин в рассказах мысленно возвращается в прекрасные времена молодости. На протяжении своей жизни он видел самые разные стороны любви в виде сиюминутных желаний, случайных романов, развлечений. Даже в описании приятного времяпрепровождения между героями автор использует естественность без пошлости. Каждый человек имеет свою историю, которую с трепетом вспоминает и переживает. В каждом человеке хранятся свои «тёмные аллеи».
Любовь в творчестве Бунина — чувство трагическое. Его герои не вступают в брак. Ни в одном из рассказов персонажи не жили вместе долго и счастливо. Писатель видит в сердечном чувстве мгновение, наивысшую точку блаженства, длящуюся недолго. Некоторые герои даже идут на самоубийство от душевной боли. Встречаются персонажи, которые всю жизнь вспоминают свои минуты счастья с любимыми. Но какой бы любовь ни была, она прекрасна! Вот замечательные слова Бунина о ценности трепетных переживаний:
Анализ рассказа «Темные аллеи». Трагизм судеб героев рассказа «Темные аллеи» Николая Алексеевича и Надежды
Первый рассказ «Темные аллеи», написанный в 1938 г., дал название всему сборнику, в нем определена основная тематика и проблематика всего цикла. Образ «темных аллей» навеян строчками стихотворения Н. Огарева «Обыкновенная повесть» об обреченности первой влюбленности: «Вблизи шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея». Липовая аллея была непременным атрибутом дворянской усадьбы, в ее тени гуляли, размышляли, признавались в любви.
Как многие рассказы сборника, «Темные аллеи» можно назвать мини-романом, потому что в нем повествуется о целой человеческой жизни, воспоминаниях о том, что было в судьбе героев самым значительным. Это новелла о неумирающей любви, порожденной грустным эпизодом прошлого, переломившим человеческую жизнь.
Сюжет рассказа лаконичен и незатейлив. В осеннюю непогоду к постоялому двору у большой дороги подъехал стройный немолодой генерал с красивым лицом и темными глазами. Войдя в избу, он отметил чистоту и порядок в горнице, окликнул прислугу. Вошла сохранившая «не по возрасту» красоту женщина, похожая на цыганку, темноволосая, чернобровая. Мельком взглянув на нее, приезжий стал задавать вопросы и словно очнулся, когда она назвала его по имени и отчеству. Внимательно посмотрев на хозяйку и покраснев, он спросил: «Надежда?» Изумленный, Николай Алексеевич стал расспрашивать, путаясь в воспоминаниях. Женщина, которую он не узнал, помнила не только, как зовут приезжего, но назвала его возраст и точное количество лет, прошедших после их расставания. Она помнила и думала о нем 30 лет.
А Николай Алексеевич забыл про роман с крепостной горничной. В разговоре между героями восстанавливаются детали далекой истории любви и проявляется их различное отношение к прошедшему.
Надежда сохранила верность своей любви, несмотря на предательство своего возлюбленного, так и не вышла замуж, но и простить его не смогла. Для нее любовь была испытанием и осталась главным событием в жизни. «Не было у меня ничего дороже вас на свете», — ответит она Николаю Алексеевичу.
Для Николая Алексеевича их отношения – это барская любовь, эпизод, любовная интрижка, «история пошлая, обыкновенная». Он, пораженный ответами Надежды, пытается оправдаться, суетливо рассказывая о своей судьбе, измене жены и негодяе сыне. Вся жизнь его превратилась в длинную пошлую и обыкновенную историю. К нему приходит истинное понимание случившегося много лет назад, он целует руку бывшей возлюбленной и говорит, что потерял «самое дорогое, что имел в жизни». Но уезжая, Николай Алексеевич уже стыдится своих показных откровений, в его мысли закрадываются сомнения, продиктованные здравым смыслом. Он осознает, что с Надеждой прошли лучшие минуты его жизни,но представить ее своей женой и хозяйкой в петербургском доме он не в состоянии. Он слишком зависим от социальных условностей и мелочных предрассудков. Но все же случайная встреча с Надеждой осветила его прошлое, заставила по-другому взглянуть на свою жизнь.
В первом рассказе цикла «Темные аллеи» прослеживается одна из основным тем последующих рассказов: жизнь неумолимо проходит, человек теряет свое счастье, не ценя любовь, живя иллюзиями, что может повлиять на развитие событий в своей судьбе.
Символизм названия рассказа
Титульное произведение цикла создавалось в 1938 г., когда уже зрелый художник приступил к написанию рассказов о любви. Возможно, этим фактом объясняется и символизм названия: выбор названия «темные» для описания «светлого» чувства. Возможно, «зрелому» Бунину любовь уже не казалась настолько светлой и радужной. В основании цикла произведений – воспоминания автора, память о грустной и трагической любви к Варваре Пащенко, о тяжелом разрыве молодых людей и, безусловно, о ранней смерти Варвары. Соответственно, уже названия цикла задает ракурс возврата художника к былому, прошлому, давно прошедшему, который формирует одну из констант творчества «позднего» Бунина – концепт памяти. В результате символизма названия темные аллеи памяти автора становятся хронотопом, в котором разворачиваются сюжетные линии произведения.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Композиция
Композиционно рассказ можно разделить на три части.
Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.
Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь: бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.
Анализ произведения
«Темные аллеи» — это первый рассказ из одноименного сборника новелл Ивана Бунина. Этот рассказ описывает первую любовь и впечатления, которые она оставляет во взрослой жизни.
Смысл названия можно объяснить так, что в произведении освещаются темные стороны любви.
Николай Алексеевич оказывается на почтовой станции и встречает там Надежду, которую раньше очень любил. Мужчина является дворянином, а женщина работала в молодости у него горничной, а теперь стала хозяйкой постоялого двора. Они очень любили друг друга, но не могли быть вместе из-за сословных преград. Они встретились во взрослом возрасте и вспомнили свои чувства. Это была рядовая ситуация во времена, современные для автора, поэтому писатель и выбрал такой сюжет.
Этот рассказ описывает темные стороны любви. Николай Алексеевич был вынужден отказаться от любимой женщины. Он женился, и у него родился сын, но герой не был счастлив в браке. Его жена изменяла ему. Николай Алексеевич немного жалеет, что отказался от любви к Надежде, но у него не было другого выбора. Надежда сохранила свою любовь к нему и пронесла ее в течение всей своей жизни. Женщина не вышла замуж, но стала успешной в своей деятельности. Оба героя стали несчастными, так как отказались от любви из-за независящих от них причин.
Во время их короткой встречи между героями вспыхнули воспоминания о прошлых чувствах. Им было жалко, что так вышло, они не могут быть вместе. Но в этом и есть особенность рассказов Бунина. Любовь в них никогда не заканчивается счастливо, герои никогда не женятся. Любовь в понятии автора — это что-то нечто вспышки, которая проходит также резко, как и начинается. Любовь Бунина — всегда трагическое чувство. Это видно и в рассказе, ведь герои отказались от любви, но не перестали любить друг друга.
Первая любовь в понятии автора — это незабываемое чувство, нежное, страстное. Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга горячо, но недолго. Но несмотря на непродолжительность своих чувств, они сохранили свои чувства на всю свою жизнь. По мнению автора, такой и должна быть первая любовь — страстной, нежной, короткой, яркой. Она оставляет впечатление о себе в сердце человека на всю жизнь. Человек проносит воспоминания об этом событии в своем сердце с радостью, счастьем.
«Темные аллеи» — это прекрасный рассказ про первую любовь, чувства, трагические отношения, которые были прерваны не по воле влюбленных. Очень полезно молодым людям познакомиться с этим произведением.
Анализ 2
Отношение Бунина к теме любви было несколько своеобразным, если в начале произведения мы видим влюбленную пару, то в конце они неизменно расстаются или же один из них трагически умирает. По мнению писателя, любовь является свечой, которая рана или поздно все равно потухнет.
Главный герой рассказа «Темные аллеи», Николай Алексеевич, генерал русской армии, по сюжету приезжает в родной город, где встречает со своей давней любовью Надеждой. Женщина всегда помнила Николая, в ее сердце еще хранится любовь, однажды она даже хотела покончить с собой из-за неразделенной любви. Николай Алексеевич чувствует себя виноватым в том, что оставил героиню одну, поэтому решает попросить у нее прощения. Любые чувства, по его мнению, проходят.
Жизнь Николая трудна, у него была любимая супруга, которая ему изменяла, также у него есть сын, который, к сожалению, вырос плохим человеком. Покидая город, генерал понимает, что Надежда это единственный светлый лучик в его жизни. И он сильно жалеет, что связь между ними прервалась.
Надежда многие годы хранила чувства, но, увы, это не помогло ей в создании семьи, она осталась одинока. Она не желает прощать Николая, боль от расставания сильна даже спустя много лет. А Николай оказывается слабым человеком, который побоялся уйти из семьи. Он боится презрения со стороны общества.
Мы видим грустную историю двух людей, чья судьба так и не смогла сложиться в нужном русле. Герои побоялись противостоять устоям и морали общества, поэтому их жизнь незавидна. Но не стоит думать, что любовь оставила персонажам только плохое, нет, это великое чувство оставила в их жизни глубокий след, который никогда не сотрется.
Многие произведения Бунина, так или иначе, рассказывают о любви. «Темные аллеи» также не стали исключением
Автор, через рассказ, показывает читателю всю важность любви. И все же Бунин не дает своим персонажам шанс на счастье
Возможно, Николаю Алексеевичу, стоило перестать бояться мнения окружающих, плюнуть на общество и начать бороться за свою любовь. Воспоминания о счастливых днях с Надеждой греют его душу, но он, почему-то, не желает и подумать о том, что можно было все устроить иначе. Но он не был готов к изменениям. Если бы генерал отважился бросить свою нерадивую супругу, то на карьере военного можно было бы поставить крест. Очень много вещей бы поменялось, от многого пришлось бы отказаться.
У каждого из нас есть свои тайны, и, часто бывает, что они всплывают самым необычным образом. Любовь – это не результат случайных стечений обстоятельств. Она требует неустанного труда, решимости и уверенности в своих силах. Ради любви, своего счастья, нужно сражаться, вгрызаться зубами, не обращать внимания на подводные камни, и тогда, возможно, судьба нам улыбнется.
«Чистый понедельник»
Этот рассказ сам Иван Алексеевич считал своим лучшим творением. В нём затрагивается проблема непонимания героями друг друга, несмотря на подлинную, настоящую, всепоглощающую любовь. Двое молодых людей влюбились. Только дороги их расходятся. Девушка уходит в монастырь и находит своё призвание в служении Богу. Любовь к божественному превосходит в ней физиологическое влечение.
Героиня вовремя понимает, что брачные узы не принесут ей полного счастья. У девушки очень высокие нравственные цели. Она уходит от мирских забот и отдаётся служению Богу. Герой искренне влюблён в свою избранницу, только не понимает метания её души. Он только со стороны наблюдает за поиском истинного пути героиней.
Учащимся старших классов часто предлагается написать сочинение по рассказам И. А. Бунина. Ребята делают вывод, что Иван Алексеевич на высочайшей эмоциональной волне изображал необыкновенное и прекрасное чувство человека. В книге отсутствуют сложные сюжеты, она поражает читателей своими лирическими монологами, исповедями. Они помогают понять, что любовь может быть испытанием, наказанием и наградой.
История создания
Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937–1945 гг.), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силы автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческом пути Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – всё это стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.
для самых нетерпеливых —
для самых компанейских —
для самых занятых —
Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.
Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.