План к рассказу храбрый утенок 2 класс литературное чтение составить

Б. житков. храбрый утёнок |  развивайка

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с творчеством Б. Житкова; развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части, составлять план; прививать любовь к природе, воспитывать доброе отношение к животным.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.

Оборудование: портрет и книги Б. Житкова; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорку с разной интонацией.

Уточка-вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

III. Постановка целей урока

— Представьте себе, что вы стали учителями. Какие цели урока вы поставили бы сегодня? (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о животных. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на части, пересказывать текст.)

IV. Проверка домашнего задания

— Какие тексты у вас получились?

(Ребята определяют, какие тексты у них получились, и читают их.)

V. Работа по теме урока

1. Введение в тему

— Прочитайте слова. Что здесь зашифровано?

WУLITVSЯWSTAV, CWTLPVSEGIКOSW3LDA.

(Утята, стрекоза.)

— Как вы думаете, почему именно эти слова нам нужны сегодня? (Предположения детей.)

— Прочитайте название рассказа (с. 139). («Храбрый утенок».)

— Подумайте: какие события могут в нем развиваться?

— Проверим ваши предположения, прочитав рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок» (с. 139—141).

2. Первичное чтение

(Рассказ читают учитель и учащиеся.)

— Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

— О чем он?

— Как хозяйка кормила утят?

— Почему они не ели?

— Почему утята боялись стрекозу?

— О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

— Кто помог утятам избавиться от стрекозы?

— Как ему это удалось?

— Каким был утенок Алеша? Выберите нужное: хвастун, храбрец, умница, сообразительный, глупый, верный друг, веселый, несмышленыш.

VI. Физкультминутка

Синички сели на веточки,

Поклевали все семечки.

Потом полетели,

На земельку сели.

Поклевали зернышки,

Почистили перышки.

VII. Закрепление изученного

1. Чтение текста и деление его на части

— Перечитайте текст, разделите его на части.

1. Хозяйка кормит утят.

2. Боятся стрекозы.

3. «Должно быть, наши утята заболели…»

4. Алеша обещает помочь.

5. Утенок сдержал свое слово.

6. Стрекоза больше никогда не прилетала.

2. Рассказ учителя о Б. Житкове

— Знакомы ли вы с этим автором? Какие произведения вы читали?

Материал для учителя

Борис Степанович Житков (1882—1938) — русский писатель, путешественник. Он объездил полсвета — Россию, Европу, Азию. Он свободно изъяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. Весь свой опыт и знания, талант вложил в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впоследствии название научно-художественного. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах.

Житков создал около двухсот произведений, и среди них — удивительная книга «Что я видел». Герой ее — четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных путешествий, рассказывает писатель детям. По объему эта книга не меньше романа. По многообразию заключенных в ней сведений — энциклопедия. Но написана она так интересно и захватывающе, что ребята слушают ее с огромным интересом. Несколько поколений детей воспитывались на книгах Б. Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

VIII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам особенно удалось?

IX. Подведение итогов урока

— Какой рассказ читали на уроке?

— Кто его автор?

— Можно ли назвать рассказ Б. Житкова сказкой? Докажите. {Утята разговаривают.)

Домашнее задание

Выполнить задание 4 на с. 141.

Основные персонажи

Хотя в сказках практически все персонажи могут разговаривать и мыслить, животные и люди не всегда друг друга понимают. В произведении Житкова только главный герой отличается храбростью. У остальных отрицательные или нейтральные характеры. Основные персонажи сказки:

  • хозяйка;
  • утята;
  • стрекоза;
  • утенок Алеша.

Хозяйка играла незначительную роль в сказке. Она только следила за утятами, кормила их. Женщина любила своих питомцев, беспокоилась о них, старалась не потревожить их покой. Сами животные вели обычный образ жизни. Они питались вареными яйцами, играли, но были довольно трусливыми.

Их постоянно пугала стрекоза. Она была большой и очень страшно стрекотала. Насекомое прилетало к утятам, чтобы отобрать их еду. Из-за этого они постоянно голодали и стали худыми. Но прогнать стрекозу они боялись, а после ее визита не подходили к еде.

Утенок Алеша — это соседская птица. Сначала он кажется хвастуном, который много говорит о своей храбрости и смеется над робкими товарищами. Но на самом деле это смелый утенок, он не боится насекомых и других животных. И Алеша умеет постоять за себя и своих товарищей.

Каждый персонаж из сказки играет в ней определенную роль. К положительным можно отнести хозяйку и утенка Алешу. Последний — основной герой истории. Он символизирует все лучшие качества живого существа — упорство, уверенность и смелость. Другие птицы нейтральны, так как они не совершают практически никаких действий.

А стрекоза — отрицательный герой произведения. Но на самом деле она символизирует скрытые страхи. Это маленькое насекомое само боится других, а запугивание утят позволяет ему возвыситься в собственных глазах. Хотя победить его довольно просто — достаточно испугать и заставить улететь.

Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено. Составь план.

Вариант рассказа с хулиганом:

На первом рисунке изображены мальчики.

Один из них, самый взрослый обижает маленьких и отбирает у них конфеты.

К взрослому мальчишке подходит мальчик Алёша и берёт его за руку.

А на втором рисунке показаны маленькие дети, которые играют в песочнице.

Рядом стоит собака и гавкает на них.

План рассказа:

1) Хулиган во дворе

2) Страх поселился во дворе.

3) Случай с конфетой.

4) Алёша приходит на помощь.

5) Полицейский

6) Хулиган испугался и ушёл.

7) Победа храбрости и доброты.

Рассказ по рисунку на стр. 47 для 2 класса

В нашем дворе поселился хулиган.

Его зовут Игорь, ему 13 лет.

Он приехал отдыхать к бабушке на летние каникулы.

С тех пор в нашем дворе поселился страх.

Когда не было взрослых, Игорь подходил к малышам и забирал у них конфеты.

Всё во дворе боялись хулигана, даже дворовая собака Шарик.

Шарик мог только гавкать на Игоря, но подойти к нему боялся.

Как-то раз Игорь подошёл к маленькому мальчику, желая забрать его конфету.

Но мальчик не отдавал.

Тогда Игорь тряхнул его за рубашку так, что тот заплакал.

В это время во дворе вышел гулять мальчик Алёша.

Он услышал детский плач, и увидел как Игорь издевается над маленьким.

Хотя Алёше было всего 8 лет, он не раздумывая, бросился на помощь.

Алёша схватил Игоря за руку, и крепко сжав её громко сказал: «Отпусти! Ты что не видишь, что он плачет?»

Игорь удивлённо посмотрел на Алёшу и спросил: «А что будет, если я не отпущу?».

— Я вызову полицию, скажу им что ты издеваешься над малышами, отбирая у них конфеты. Во дворе все подтвердят. Тебя заберут в тюрьму. — сказал Алёша.

Игорь задумался.

Как раз проходил в это время полицейский по двору.

Алёша, глядя в глаза Игорю, кивнул в сторону полицейского.

Он был готов защищать малышей и подойти к полицейскому.

Вдруг Игорь отпустил мальчика с конфетой, повернулся и пошёл прочь.

Все поняли, что Игорь больше никого не обидит.

Даже собака перестала гавкать и стала крутить хвостом.

Так смелость маленького мальчика Алёши победила взрослого хулигана.

Все малыши с этого момента старались подружиться с Алешей.

Ведь он справедливый, храбрый и добрый человек.

А когда Алёша вырос, он стал полицейским.

Краткое изложение

Чтение полной версии сказки не займет много времени. Но маленькие дети предпочитают сокращенное содержание. История начинается с того, как хозяйка кормит утят. Женщина заботится о своих питомцах и волнуется об их здоровье. Каждое утро она выносит им тарелку, наполненную рублеными вареными яйцами. Чтобы птенцы не пугались, женщина сразу уходила.

Но как только они приближались к тарелке, появлялась огромная стрекоза. Она долго кружила над яйцами, стрекотала, отпугивала утят. Птенцы боялись насекомое, разбегались по кустам. Они думали, что стрекоза их покусает.

Пока птенцы разбегались и прятались, она садилась на тарелку и пробовала их завтрак. Это повторялось каждое утро. После этого утята не хотели подходить к тарелке — они боялись возвращения насекомого. Хозяйка вечером убирала почти полную посуду. Женщина думала, что птенцы заболели, поэтому отказываются от еды. Она волновалась, что они похудеют, а их состояние ухудшится.

Однажды во двор к утятам зашел их сосед. Они рассказали ему о своей проблеме. Птенец Алеша только посмеялся над их бедой. Ведь он считал, что бояться стрекозы глупо, и пообещал прогнать ее следующим утром. Но утята ему не поверили. Они назвали соседа хвастунишкой и уверяли, что он первым испугается и сбежит, когда увидит страшное насекомое. Птенцы пытались высмеять своего соседа, но он не поддался их уговорам и стоял на своем.

Наутро хозяйка снова поставила на траву тарелку с рублеными яйцами. Вдруг появилась стрекоза и стала приближаться к еде. Утенок Алеша не испугался, хотя другие уже разбегались. Насекомое даже не успело сесть на тарелку — птенец клювом схватил ее за крыло. Стрекоза с трудом вырвалась и улетела прочь. У нее было сломано крыло, и больше она не возвращалась.

С тех пор утята каждый день получали свою еду и наедались досыта. Они перестали худеть, что очень обрадовало их хозяйку. А маленький Алеша часто возвращался к ним во двор. В благодарность за свое спасение птенцы позволяли ему есть вареные яйца вместе с ними.

Ответы к стр. 46 — 47

самоотверженный, добрый, ответственный, готовый прийти на помощь, смелый, любопытный, умный, злой.

Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

«Маленький утёнок Алёша», «смелый Алёша», Алёша не испугался», «храбрый Алёша». Алёша внешне был обычным «маленьким утёнком», но по характеру это был удивительный утёнок: «смелый, храбрый», бесстрашный, отважный, бросившийся защищать один боязливых утят.

  • Представь себе, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда легло бы в основу рассказа?
  • Взрослый мальчуган обижает маленьких: отбирает каждый раз у них конфеты.
  • Как только дети начинают играть, прибегает страшная злая собака.
  • Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в тексте произведения.

Один за всех и все за одного

Каждое утро ребята собирались около школы и шли играть на школьный стадион. Когда они расходились, кто на турник, кто на беговую дорожку, кто на футбольное поле, из школы выходил хулиган-прогульщик. Он подходил по очереди к каждому мальчику и отбирал конфеты и другие сладости. Ребятам это надоело, и они решили больше не ходить на стадион.
Об этом узнал мальчик Алёша и, собрав ребят во дворе, попросил всех взять побольше конфет и прийти утром к школе. Он сказал, что проучит хулигана.
Утром хулиган опять прогуливал уроки и вышел из школы. На пороге его встретили ребята с конфетами в руках и стали громко кричать: «Ешь! Ешь! Ешь конфеты!» Из окна выглянула учительница и строго посмотрела на прогульщика. Хулиган испугался и хотел убежать, но ребята обступили его со всех сторон и протягивали конфеты. Перепуганный прогульщик засовывал конфеты в рот и глотал их не разжёвывая.

Злая собака

Каждое утро дети выходили во двор и играли в песочнице. А из подъезда напротив выходил высокий дяденька выгуливать свою собаку. Она бегала без намордника и поводка, останавливаясь около песочницы и громко лая. Этим она пугала ребят, особенно девчонок.
Однажды утром Алёша вышел во двор с новой лопаткой — это был тяжёлый садовый совок с удобной ручкой и широким ковшиком. Работа у него спорилась и скоро в песочнице вырос новый красивый замок. Ребята собрались вокруг и любовались замком, когда около песочницы появилась собака. Алёша первым увидел её и понял, что его замок сейчас растопчут. Схватив совок, он подбежал к собаке, которая уже хотела залаять на ребят. Вдруг Алёша ударил её по носу совком. От неожиданности она заскулила и убежала прочь.
С тех пор она не приближалась к песочнице. А смелый Алёша стал самым известным строителем замков во дворе.

Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено. Составь план.

Рисунок 1:

  1. Дети собрались вместе.
  2. Хулиган отбирал конфеты.
  3. План Алёши.
  4. Ребята проучили хулигана.

Рисунок 2:

  1. Дети собрались в песочнице.
  2. Злая собака.
  3. Приход Алёши.
  4. Алёша проучил собаку.

Подведи итог, сделай вывод.

С тех пор хулиган ни у кого не отнимал конфеты.А мальчик Алёша стал ходить на стадион вместе с ребятами.

С тех пор собака не приближалась к песочнице.
А мальчик Алёша стал самым известным строителем во дворе.

Читать Житков Б. С. «Храбрый утёнок»

Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый:

Отверженные, добрый, ответственный, готовый прийти на помощь, смелый, любопытный, умный, злой.

Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждение в тексте.

Утёнок в произведении был не таким, как все.

Алёша, несмотря на то, что был маленьким, оказался очень смелым, храбрым, сильным и дружелюбным.

В тот момент, когда другим утятам нужна была помощь, он не испугался.

А наоборот, пообещал исправить ситуацию.

Он схватил клювом стрекозу и тем самым спугнул её.

Он не бросал слов на ветер и тем самым спас своих друзей от вечного голодания.

Подтверждения в тексте:

«Маленький утёнок Алёша»

«Смелый Алёша»

«Алёша не испугался»

«Алёша схватил её клювом за крыло»

«Угощали храброго Алёшу»

Автор сказки

Борис Житков родился в сентябре 1882 года. Его родители — преподаватель математики в Новгородском институте и пианистка. В семье уже было 3 сестры. Сначала все проживали в деревне на берегу Волхова, затем переехали в Одессу.

Мальчик учился в частной французской школе, а затем в гимназии. Он изучал игру на скрипке, фотографию, занимался спортом, моделировал яхты. В гимназии юноша встретил Корнея Чуковского, с которым остался друзьями до конца жизни.

С малых лет Борис проявлял интерес к рассказам и сочинительству. Он часто писал стихи, прозу, однажды создал повесть в письмах. Житков изучал в Новороссийском университете химию и математику, а затем переехал в Петербург, где занимался кораблестроением.

Борис освоил множество профессий. Он был моряком — штурманом, капитаном, ихтиологом, а также инженером в области судостроения. За это время он побывал во многих странах, сдавал экстерном экзамены, чтобы освоить новую специальность. Ему приходилось скрываться, голодать, подрабатывать в школе, даже изготавливать взрывчатку для бомб во время революции.

После переезда в Петроград Житков остепенился. Чуковский уговорил его записать свои рассказы. Так появился сборник «Злое море» и множество историй для детей:

  • «Компас»,
  • «Про обезьяну»,
  • «Мангуста»,
  • «Гривенник»,
  • «Про слона».

За 15 лет писательской работы из-под пера Житкова вышло более сотни сказок. Его произведения имели высоконравственное содержание, при этом автор делился своим опытом и знаниями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: